в чем новизна и особенности философии нового времени
Тема 3. Философия Нового времени.
1. В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители?
Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.
Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.
Философия XVIII века – философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.
Немецкая классическая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.
Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.
Рационализм новоевропейской культуры проявился:
– в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества;
– в процессах десакрализации культуры, в результате которых религия к концу Нового времени утратила своё господствующее положение в общественном сознании;
– в зарождении и бурном развитии науки (в её современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона.
Рационализм в философии этого периода получил своё выражение вкульте Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека. С прогрессом разума, то есть с прогрессом познания, образования и просвещения, связывается надежда на решение всех социальных и нравственных проблем. Чем разумней человек, тем он нравственней и счастливей, – такую идею разделяет большинство философов Нового времени.
Рационализм проявился во всех разделах философского знания. Вонтологии рационализм получил своё выражение в господстве деистической концепции. Деизм – учение, согласно которому бог, создав мир, больше в дела мира не вмешивается. Это учение совершает редукцию божественного духа к божественному разуму: Бог, проявив свою волю лишь однажды, больше её не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума.
Деизм открывает путь для развития науки, то есть изучения неизменных законов природы как постижения божественного разума: если бы Бог продолжал творить мир, то существование законов природы было бы просто невозможно. Большинство выдающихся ученых Нового времени, в том числе Ньютон, были деистами.
Открывая дорогу для развития науки, деизм при этом несёт в себе угрозу для существования религии, но не потому, что религия и наука взаимно исключают друг друга, а потому, что деизм содержит в себе возможность отрицания бога как личности, ведь личность проявляет себя через волю, через преобразовательную деятельность. Бог как безликий Мировой Разум или Абсолютная Идея может быть объектом философских размышлений, но не может быть объектом религиозного поклонения.
Рационалистическое понимание бытия выразилась также в уверенности большинства новоевропейских философов в гармоничном и совершенном устройстве бытия, в разумности существующего миропорядка. Это нашло отражение в господстве принципа тождества мышления и бытия.
Вгносеологии рационализм проявил себя прежде всего в уверенности, что мир вполне постигаем силами человеческого разума. Большинство философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что в этом – разумно устроенном мире – нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный путь (метод) познания. Однако в английской и немецкой философии XVIII века возникают учения, ставящие под сомнение или отрицающие возможность постижения силами человеческого разума объективной реальности (Д. Юм, И. Кант).
В учении о человеке рационализм также проявил себя в господстве представлений о разуме как о сущности человека.
Уже в эпоху Возрождения на основе христианского понимания человека как образа и подобия Бога вызревает представление о том, что не только Бога, но и человека можно рассматривать как личность. В новоевропейской культуре и новоевропейской философии получает своё окончательное оформление идеал личности как человека, активно преобразующего мир на основе могущества своего разума.
Не только идеалисты, но и материалисты Нового времени усматривали сущность человека в разуме, только разум для них имел не божественную, а биологическую или социальную природу.
В социальной философии рационалистическая тенденция наиболее ярко проявила себя в характере социальных утопий, выдвигаемых в этот период: идеальное социальное устройство мыслится как Царство разума, как рационально организованный порядок, победивший стихию и хаос социального развития.
Аналогично тому, как в теории познания происходил поиск явных и разумных начал познания, так и в области социальной философии шел поиск разумных и справедливых начал общественной жизни. Это получило воплощение в понятии «естественного права» и в теории «общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на основе которых эпоха Просвещения провозгласила равенство всех граждан перед законом, неотъемлемость прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность.
2. Чем определяется место классической немецкой философии в истории культуры? Ее представители?
1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
Его ведущие принципы: Мир философии: книга для чтения.Ч. 1,2 М., 1991 г.
1. автономия (самозаконность) и верховенство разума,
2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности.
Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, «позитивному”, «данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.
Гоббс ряд ключевых мировоззренческих вопросов решает преимущественно в духе упрощенного материалистического монизма. Мир телесен, то есть веществен, материален.
Фактически Гоббс, в плане взаимосвязи в его учении антропологической и сциентистской ориентаций, является, так сказать, типичным «аксильным дуалистом», который порой выходит за рамки обеих социальных методологий, неоднократно подчеркивая общественный характер природы отдельного человека и государства.
Практическая философия И. Канта несомненно повлияла на демократические воззрения Ж.-Ж. Руссо. Социально-философское учение Ж.-Ж. Руссо о просвещении и гражданском обществе корнями уходит в кантианские размышления о роли демократии и либеральных ценностей в достижении идеального общественного устройства. А демократия напрямую связана с проявлением общей воли, а также возможностями ее становления.
Огромный вклад в осмысление понятия общей воли внес Ж.-Ж. Руссо, поэтому целесообразно будет изучить его мнение по вопросу взаимосвязи народной воли и демократии.
Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
Оглавление
1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
2. Томас Гоббс глазами исследователей его социологического наследия
3. Характеристика взглядов Жан-Жака Руссо
4. Осмысление идеи общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо
Введение
В Новое время социально-философская мысль получила мощный импульс для своего развития, обусловленный активным становлением буржуазно-капиталистических отношений: было пересмотрено соотношение государства и общества, произошло теоретическое расщепление общества и политических структур и раскрытие на этой базе их причинно-следственных связей, связей целого и части.
Первым мыслителем, предложившим такое понимание социума, был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). В своей теории Гоббс не отрицал огромное значение государства в общественной жизни.
Напротив, английский мыслитель выступил апологетом мощной государственной власти. Его заслуга состоит в том, что он впервые показал естественное происхождение государства, политических институтов и отношений иных сфер общественной жизни.
А поскольку Т. Гоббс считает образцом последовательного и доказательного логического мышления геометрию Эвклида (III в. до н.э.), он ставит перед собой задачу дедуцировать содержание социальной науки из исходного эгоизма человека и подобных аксиом. Отказываясь от идеи Божественного происхождения государства, Т. Гоббс доказывал, что государство имеет естественное, чисто земное происхождение, так как создано самими людьми.
Суть его учения такова: в естественном (дообщественном) состоянии царит беспредельный эгоизм, но люди равны по своей природе, и именно это равенство порождает непрерывные конфликты. Конфликт воль и стремлений существует как «война всех против всех», поэтому только деспотизм является условием гражданского благоденствия.
Т. Гоббс обосновывает переход от естественного состояния к общественному, или государственному, посредством взаимного согласия, договора. Образовавшееся государство подобно библейскому чудовищу Левиафану. Стоя на позициях крайнего антидемократизма, Т. Гоббс выступает против народного суверенитета, считая наилучшей формой правления монархию. Тем самым политико-центристская методология исследования общества получила в лице Гоббса первого и весьма влиятельного критика.
Линию исследования соотношения общества и государства продолжил французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778).
По существу философ провел самую глубокую критику буржуазного общества на домарксистском этапе развития социальной философии. Но, несмотря на различия понимания сути государства, Руссо и Гоббса объединяло понимание общества как целого с источником развития в нем самом.
гоббс руссо социальная философия
Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
Его ведущие принципы:
. автономия (самозаконность) и верховенство разума,
2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности.
Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, «позитивному”, «данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.
Первым мыслителем рассматриваемого направления в Новое время следует, по-видимому, считать Т. Гоббса, который усматривает специфику философии в том, что она является обоснованной, достоверной и системной теорией. И все то, что противоречит этим критериям, не может относиться к компетенции философии. В частности, «философия исключает теологию», а также ряд научных дисциплин, например, историю.
Гоббс ряд ключевых мировоззренческих вопросов решает преимущественно в духе упрощенного материалистического монизма. Мир телесен, то есть веществен, материален.
Причем «слова субстанция и тело означают одно и то же, поэтому бестелесная субстанция суть слова, которые при соединении взаимоуничтожают друг друга, как если бы человек сказал: бестелесное тело». Фактически бестелесный дух или «бестелесная субстанция есть вещь не воображаемая, а реальная, именно тонкая, невидимая субстанция, имеющая, однако, те же измерения, что и более грубые тела». Даже Бог Гоббса, будучи перводвигателем, есть лишь особое тело.
Что же касается такого фундаментального фактора, как движение, то оно у Гоббса даже не второстепенно по сравнению с телесностью (материей), а третьестепенно. Движение и покой мыслитель относит к акциденциям вместе с цветом, твердостью и так далее. Эти акциденции являются непостоянными свойствами, присущими лишь отдельным телам, они, к тому же, непостоянны (исчезают и возникают вновь и вновь, беспрестанно изменяясь). Однако само тело при этом сохраняется, продолжая существовать.
Фактически Гоббс, в плане взаимосвязи в его учении антропологической и сциентистской ориентаций, является, так сказать, типичным «аксильным дуалистом», который порой выходит за рамки обеих социальных методологий, неоднократно подчеркивая общественный характер природы отдельного человека и государства.
Практическая философия И. Канта несомненно повлияла на демократические воззрения Ж.-Ж. Руссо. Социально-философское учение Ж.-Ж. Руссо о просвещении и гражданском обществе корнями уходит в кантианские размышления о роли демократии и либеральных ценностей в достижении идеального общественного устройства. А демократия напрямую связана с проявлением общей воли, а также возможностями ее становления.
Огромный вклад в осмысление понятия общей воли внес Ж.-Ж. Руссо, поэтому целесообразно будет изучить его мнение по вопросу взаимосвязи народной воли и демократии.
Основные особенности философии Нового Времени
Период развития философии в странах западной Европы в 17 – 18 вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники. Это повлияло на настроение в обществе. Так появилось новые направления в философии.
Ученые того времени стали размышлять о роли человека в собственной жизни. О том, что он, а не «высший разум» влияет на судьбу. Яркие представителей Философии Нового времени, которые потрясли мир мыслями и идеями — Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц, Николай Мальбранш, а также Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
Основные течения
Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм. Первое говорит о том, что во главе всего стоит опыт человека и то, как он воспринимает окружающую действительность. А вот роль научных теорий, по сравнению с опытом, ничтожно мала. Это философское течение сформировалось в Англии. Его яркими представителями являются: Бэкон, Гоббс и Локк.
Представители второго направления считали, что единственно возможный способ познавать то, что происходит вокруг — обратиться к своему разуму. Представители этой теории отрицают, что мир познают при помощи человеческого опыта либо опираясь на чувственное восприятие. Они не согласны с представителями философии эмпиризма. Основные представители рационалистического подхода — Лейбниц, Спиноза и Декарт.
Рационализм – это учение о том, что возможность людей при помощи собственного разума познавать окружающую действительность и менять ее к лучшему практически безгранична. Рационализм в философии нового времени, опирается на прогресс в развитии науки и техники и соответствующих настроений в обществе. Его характерными чертами являются придание истории оптимистического окраса, восхваление человека как свободного и активного существа.
Подобные течения появлялись во время разложения эпохи феодализма и существенных перемен и экономике, жизни общества в целом. Объясняется это тем, что в период развития капитализма нужно было развивать образование, науку. А для этого — постепенно раскрепощать человеческие умы.
Рационализм выражает взгляды и устремления нового класса, буржуазии в ее борьбе с феодализмом и господством католической церкви. Человек, как разумное существо, является властелином мира. Поэтому, он строит все отношения в обществе, руководствуясь разумом. Человек должен помнить, что он равен любому другому, имеет личные права и свободу.
Философия эпохи Просвещения
В 17-18 вв. многие говорили о господстве разума над всей окружающей действительностью. Человек, при помощи своих знаний и мышления, регулирует собственную жизнь. Для этого, нужно относиться критически к существующим традициям и духовным авторитетам. ВНужно критиковать, сложившиеся в обществе, религиозные убеждения. Все, казавшиеся незыблемыми, религиозные постулаты проходят проверку на их разумность. Цель этого процесса — убрать из человеческой жизни все суеверия и заменить их на более разумные мысли. Одна из целей философии в эпоху Просвещения является перемирие между различными религиозными общинами. Продвигается идея о том, что Бог един, он создал совершенный мир и больше не вмешивается в его развитие.
17-18 века также являются временем множества научных открытий. Человечество начинает верить себя, в свои безграничные возможности и в собственную огромную роль в истории технического прогресса. Быстрыми темпами происходит экономическое развитие. Появляется новый социальный класс — буржуазия. Появляется новое социальное движение — либерализм, которое характеризуется требованиями предоставить свободу предпринимателям и торговцам. А также — внедрением мысли о том, что права отдельного индивида являются первостепенными по отношению к интересам государства.
Формируется новый взгляд на теорию появления государства. Просветители утверждали, что оно зародилось вследствие договоренности между народом и правительством. Вся мощь государственной власти, согласно этой теории, находится в руках народа. Властные полномочия осуществляют специально созданные для этого государственные органы, в интересах народа. Причем власть поделена между ними так, что это позволяет исключить любые злоупотребления своим положением. Этой модели до сих пор придерживаются в своем развитии многие страны.
Идеи Французского материализма
Значительный вклад в становление философии 18 века внесли ученые-материалисты. Они первыми начали в открытую утверждать о том, что Бога не существует. Так появилось течение атеизм. В основе всего, что есть во Вселенной, находится постоянно движущаяся материя. Природа дает жизнь всему.
Источник любого знания— это ощущения, которые появляются после воздействия на органы чувств предметов материального мира. Главным органом чувств является – человеческий мозг. Он решает, как реагировать на воздействия извне.
Представители «Просвещения» не признавали концепцию о том, что изначально любой человек — грешник. Они считали, что не только физические, но и моральные качества формируются на протяжении всей жизни, в результате воспитания.
Философы эпохи «Просвещения» говорили о возможности создания глубоко нравственного общества, членами которого будут являться лишь атеисты. Современные ученые были шокированы такой теорией. И не все были готовы согласиться с ней. Когда Гольбах и Гельвеций выпустили труды, где раскрыли несостоятельность религиозных устоев, эти работы сожгли по решению Парламента Парижа.
Основные проблемы
Можно выделить несколько проблем, которые поднимала Философия того времени. Давайте рассмотрим, в чем заключаются некоторые из них.
Проблема счастья и поиска смысла жизни
Чтобы человек мог нормально развиваться, ему нужно регулярно думать о своих потребностях— физических, духовных, познавательных. Потребности являются следствием негативных эмоций, которые испытывает человек. В результате негативные эмоции утихают. На смену им приходят радостные.
Человек способен совершать даже те действия, которые совсем не вызывают у него «душевного подъема». В конечном итоге это принесет ему пользу.
Счастье – состояние в динамике, развитии. Положительные эмоции человек получает, когда удовлетворяет свои нужды, исполняет желания. Потом, эмоции притупляются, и появляется необходимость ставить новые цели.
Проблема научного метода
Впервые, учение о научном методе появляется в период Нового времени. Метод упорядочивает знания, придает им значимость. Появляется теория независимости знаний от личности субъекта. Формируется принцип всеобщности знаний. Он заключается в предположении о том, что знания едины для всех.
Существовало мнение о том, что при множестве опытов будет получаться один и тот же результат. Такие исследования можно продолжать столько раз, сколько нужно, чтобы считать знание достоверным.
Проблема субстанции
Под субстанцией понимают первооснову всего, которая что не нуждается ни в чем другом. Эта проблема назрела еще в античные времена. В Философии Нового времени она также оставалась значимой для общества. Чтобы понять эту проблему, появляются такие понятия как дуализм, монизм и плюрализм:
После того, как период Философии Нового времени завершился, теория о субстанции была признана фикцией и перестала считаться важной.
Философские идеи в 17-18 вв
Во времена Философии Нового времени впервые осмысливается наука как система истинных знаний. Представители эмпиризма утверждали, что суть познания в опыте. А рационалисты утверждали, что она — в разуме. Объединить эти подходы стремился философ Иммануил Кант.
В то время устанавливается прочная связь между философией и наукой. Картина мира больше не объясняется религиозными учениями. В основе лежат научные знания. Вот почему это было время прорыва в науке. Изменились теории о сущности человека. Наука способствовала тому, что люди познавали окружающий мир. Благодаря этому, в развитии всей цивилизации произошел прогресс.
Главная мысль того периода – независимое мышление субъекта и появления методического сомнения в тех знаниях, в которых ранее никто не сомневался. Создан индуктивно-эмпирический метод изучения реальности. Чтобы защитить права людей, появляется юриспруденция.
Цель философии Нового времени. — воплощение в жизнь теории о свободе человека от религии и формирование нового видения мира на основе научных познаний.
Учение о смысле жизни
Многие философы в 17-18 вв. говорили о смысле жизни. За свою жизнь человек ставит различные цели. Если он последовательно идет к ним, то достигает. К целям относится: создание семьи, получение образования, должности. Эти цели значимы на некоторых этапах в жизненном пути. Поэтому их считают частными. Есть объединяющая цель, которая объясняет смысл существования. Она будет являться смыслом жизни.
Согласно философским учениям, смысл жизни состоит в том, чтобы достигнуть ощущения счастья. Это достижение такого состояния, когда удовлетворяются все разумные потребности человека в его жизни. Смысл заключается в самореализации личности.
Смысл бытия, согласно этой концепции, не дается Богом или кем-то другим. Он состоит в жизни, как таковой. В ее развитии без причинения вреда другим людям. Даже несмотря на то, что человек смертен, его существование имеет значимость.
Радость и счастье приносит удовлетворение межличностных потребностей человека, которые появляются у него в процессе воспитания: потребность улучшать жизнь детей, близких, друзей, создавать что-то для человечества.
Философия Нового времени
Временные рамки философии Нового времени – с XVII до середины XIX в.
Среди философов Нового времени можно отметить таких, как Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Мы ознакомимся с ходом развития философской мысли, занимающего во времени более двух веков, в самых общих чертах, прибегнув к сжатой характеристике философских концепций лишь небольшого числа из общего круга великих европейских философов.
Новое время обозначило крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении – все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. В эту эпоху происходит переориентация человека
с внутреннего мира на внешний, окружающий его мир. Теперь силы человека направлены
на завоевание природы. Человек как властелин природы – таков идеал Нового времени. Эпоха Нового времени начинается с объявления человека субъектом. Вся история Нового времени – это реализация «субъективности», т. е. всех возможных форм и способов проявления человека в качестве субъекта. Человек как субъект – это существо, полагающее себя в основу всего и предопределяющее собой и для себя все остальное.
Принципиальная новизна философии Нового времени заключается и в том, что, «заглянув» в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, «природа» человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей.
Этот разрыв не только пронизывает философию этого периода и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.
Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями, а завершение выпало Ньютону. Развитие астрономии, математики, механики, во многом определяемое потребностями нового общественного уклада в развитии кораблевождения, военного дела, мануфактурного производства, ирригационных работ, дало блестящую плеяду ученых, среди которых имена Н. Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса, Ф. Виета и др. Становление экспериментальных наук требовало теоретического осмысления, исследование природы нуждалось в выработке основ своей деятельности, необходимо было очиститься от схоластических догм и примитивного эмпиризма.
Необходимым условием реализации главной цели эпохи Нового времени является познание окружающего мира. Поэтому основное внимание в философии Нового времени уделяется как раз познанию. Во-первых, знания дают возможность изобретать и применять все более совершенные технические приспособления; во-вторых, знание о природе само по себе означает власть над ней. Г. Гегель пишет: «Не будь соней, постоянно бодрствуй.
Если ты соня, то ты слеп и нем; бодрствуя же, ты видишь все и говоришь всему, что оно такое. А это и есть разум и власть над миром».
Как видно из этих слов, достижение власти над природой предполагает активное отношение к окружающему миру. Человек – всего лишь одиночная точка в мире, но точка мыслящая и действующая. Активность и автономность человека, который противопоставил себя природе, – вот что позволяет ему познавать и, тем самым, покорять природу.
В философии Нового времени формулируется следующий вопрос: каким способом познавать мир?
Почему в философии Нового времени отвергаются способы познания, практиковавшиеся
в Средневековье?
В зависимости от решения этого вопроса в философии возникают два направления: рационализм и эмпиризм. Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум», «эмпиризм» – от слова «опыт». Рационализм представлен такими именами, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, эмпиризм – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.
Рационалисты утверждали, что достоверное знание, имеющее объективный, всеобщий и необходимый характер, может быть получено при помощи разума. При этом они не отвергали и роль опыта в познании, однако считали, что чувственный опыт ограничивается познанием частного и случайного. Идеал научного знания рационалисты усматривали в математике и считали, что философское знание должно выстраиваться подобно математическому. Так, Б. Спиноза в свои трактаты вводит философские теоремы и аксиомы, доказывая их «геометрическим способом». Тем самым он демонстрирует, что и в философии могут действовать строгие правила и однозначные логические выводы.
Своеобразным символом идеи рационального познания был французский философ Рене Декарт (1596 – 1650), с чьим именем связаны крупнейшие преобразования в естественных науках XVII в. Его главный труд – «Рассуждение о методе», главная задача – найти единственно правильный путь познания истины. Декарт утверждал, что путь открытия истины, отыскания достоверного исходного принципа лежит через дедукцию и синтез. Критерий истинности или ложности идей для Декарта находится всецело в сфере сознания, это «ясность и отчетливость». Для того чтобы прийти к отчетливому и ясному знанию, необходимо подвергнуть сомнению всю совокупность прошлых знаний. Это сомнение носило прогрессивный характер, оно отвергало все необоснованное в знаниях и утверждало лишь то, что подтверждалось развитием науки. Тем не менее, по Декарту, сомнение необходимо не только вследствие ошибочности прошлых философских систем, но также и вследствие характера самого познания. Опыт, заявлял Декарт, говорит нам об обманчивости чувств, так, например, чувства заставляют человека верить, что Солнце движется вокруг Земли. В результате того, что все подвергается сомнению, остается одно: единственное, в чем можно не сомневаться, – это сам факт сомнения. Но процесс сомнения – это процесс мышления. «Мыслю, следовательно, существую» – знаменитое положение Декарта;
это, по его мнению, и есть первая отчетливая и ясная истина, отправной пункт для дальнейшего философствования.
В отличие от рационализма, эмпиризм ориентировался на экспериментальное естествознание. Эмпирики полагали, что только в опыте человек получает новое знание. Дж. Локк выдвинул образ tabula rasa – чистой доски. С помощью этого образа он показывал, что, когда человек рождается, его душа подобна чистой доске, и лишь жизненный опыт наносит на нее слова и образы. В сенсуализме (направлении, близком эмпиризму) используется следующее положение: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы
в чувствах».
К этому высказыванию рационалист Г. Лейбниц прибавляет: «кроме. ».
Как нужно продолжить это высказывание, чтобы оно выразило позицию рационализма?
Родоначальником эмпиризма и материалистической философии был английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 – 1626). Большую роль в критике средневековой схоластики сыграло учение Бэкона о «призраках» (или «идолах», предрассудках человеческого сознания), задерживающих научный прогресс. Это призраки: 1) рода; 2) пещеры; 3) рынка (площади); 4) театра. Два первых призрака происходят вследствие «естественных свойств человеческого ума», который отражает окружающий мир не совсем адекватно; два последних являются приобретенными вследствие общения и в результате воздействия на сознание ложных теорий и философских учений, слепого поклонения авторитетам.
В теоретическом наследии Бэкона доминирует идея единства природы, созданной Творцом, единства человеческого знания и единства человечества. Экспериментальное естествознание, лежащее в основе технических изобретений, для Бэкона есть основа общественного и индивидуального богатства (человеку нужно не только «созерцательное благо», но и «всяческое могущество в практике», «знание – сила»). Дело великого восстановления наук крайне сложно. Необходимо очистить познающий разум от «предрассудков», найти правильный метод познания, создать единую систему наук. Путь познания идет от опыта до высшего обобщения. Первая ступень познания – чувственное знание, которое лежит в основе всех остальных ступеней. Затем в процесс познания включается разум, обрабатывающий факты, полученные при помощи индуктивного метода. Итак, познание движется от частного к общему, от простого к сложному, от изучения предметов к сложным телам и формам. Эмпиризм Бэкона вдохновляется не столько идеями «данности мира в ощущениях», сколько задачами борьбы со схоластикой, некритическим обыденным сознанием и идеей социальной пользы.
Что объединяет эмпириков и рационалистов в понимании познавательного процесса?
В чем состоят их существенные разногласия?
В рамках философии Нового времени выделяется эпоха Просвещения. Просвещение достигает своего расцвета во второй половине XVIII в. в творчестве Д. Дидро, Вольтера,
Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Г. Лессинга.
Лозунг эпохи Просвещения выразил И. Кант: «Решись быть мудрым». Быть мудрым – значит пользоваться своим разумом без посторонней помощи, использовать все его возможности для достижения общественного прогресса.
Идеологи эпохи Просвещения считали, что прогресс обеспечивается ростом и распространением знаний. По всей Европе была развернута деятельность по распространению знаний: создавались школы, университеты, театры, ботанические сады. Символом Просвещения стала французская «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», в которой 150 авторов в 17 томах представили 60 тысяч статей.
На заре эпохи Просвещения полагали, что для общественного прогресса достаточно сделать людей знающими (отсюда возникает идея «просвещенного монарха»). Уже позднее было осознано, что одного лишь знания мало. Поэтому распространение знаний должно сопровождаться улучшением правовых отношений. В то время это означало введение конституции, обеспечивающей права на жизнь, здоровье, частную собственность, свободу вероисповедания и т. д. Право также может считаться критерием прогресса.
Какие иные критерии прогресса можно предложить?
Эпоха Просвещения отмечена своей неприязнью к церкви. Вольтер призывал «раздавить гадину», имея в виду католическую церковь, а о религии говорил, что «она возникла, когда встретились мошенник и глупец». Однако в целом неприязнь к церкви не перерастала в отрицание религии и, тем более, веры.
В чем состоит различие между понятиями «вера», «религия», «церковь»?
Каковы причины неприятия церкви в эпоху Просвещения?
Идея о том, что критериями общественного прогресса являются знания и право, до сих пор достаточно популярна, однако в философии неоднократно подвергалась критике.
Уже в эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо поставил следующий вопрос: способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? – и вынужден был ответить отрицательно. А современные исследователи проекта Просвещения (Т. Адорно, М. Хоркхаймер) приходят к такому выводу: «Лозунги Просвещения обернулись универсальным угнетением человека во имя его освобождения».
Каким образом просвещение может привести к порабощению?
К философии Нового времени также относится немецкая классическая философия, сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы конца XVIII – первой половине XIX в. Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Помимо него к классикам немецкой философии относятся И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах.
В немецкой классической философии было переосмыслено представление о том, что в процессе познания субъект пассивно воспринимает объекты действительности. Ф. Шеллинг говорил о Канте: «Он прежде всего коренным образом перевернул представление, согласно которому воспринимающий субъект пребывает в бездеятельности и покое, а предмет деятелен». Вместо этого была выдвинута идея о том, что главная роль в познании принадлежит творческой активности человека.
Главный вопрос философии И. Канта – «что есть человек?» – в его трактовке подразумевает следующие вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?»
К каким разделам философии относятся указанные вопросы?
В философской эволюции Канта существуют два периода: «докритический», связанный с разработкой космогонической теории, согласно которой Солнечная система возникла из первоначального облака частиц, взаимодействующих на основе законов механики, и «критический», связанный с написанием его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений».
Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания («что я могу знать?»). По Канту, эмпирическое знание, основанное на чувственном опыте, – это знание единичного, случайного. Подлинно научное знание необходимого и всеобщего имеет априорный (внеопытный) источник. Данные чувственного опыта на первой ступени познания упорядочиваются при помощи «априорных форм чувственного созерцания» – понятий пространства и времени. Дальнейшее упорядочивание этих данных осуществляется при помощи априорных категорий рассудка. Система категорий включает в себя категории количества (единство, множество, всеобщность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (субстанциональность, причинность, взаимодействие) и модальности (возможность, действительность, необходимость). Высший синтез знаний осуществляет разум посредством идей. Это психологическая идея души, постулируемая в процессе познания человека, космологическая идея природы, постулируемая в процессе познания внешнего мира, и теологическая идея Бога, формулируемая, когда разум стремится постичь абсолютный источник всего.
Согласно Канту, разум в своем стремлении познать сущность всех явлений приходит к антиномиям – неразрешимым противоречиям, включающим равнодоказуемые утверждения. В антиномиях нашли свое выражение фундаментальные философские проблемы (к примеру, среди антиномий, возникающих в сфере космологической идеи, есть такая: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / мир не имеет начала во времени и границ в пространстве).
Какие еще антиномии Вы могли бы сформулировать?
Кант утверждает, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей-для-нас», вещей, как они нам являются (этот мир и есть объект человеческого познания), и ноуменов, «вещей-в-себе», вещей, какие они есть на самом деле, умопостигаемых объектов, недоступных чувственному созерцанию и тем самым непознаваемых. О последнем мире человеку известно лишь, что он существует.
Таким образом, основными принципами гносеологии Канта являются агностицизм (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм (учение о знании, полученном до и независимо от опыта, изначально присущем сознанию).
Ответ на вопрос «что я должен делать?» дает кантовская этика. Кант утверждает, что человек принадлежит обоим мирам: как феномен, человек – часть чувственного мира, детерминирован законами природы; как ноумен, он обладает свободой воли и, в первую очередь, свободой морального выбора. Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов. Подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона, т. е. безусловного принципа поведения – категорического императива. Кант предлагает две формулировки категорического императива:
· «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
· «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В чем состоит различие между этими формулировками и известной христианской истиной, гласящей: к другим нужно относиться так, как бы хотелось, чтобы другие относились к тебе?
В целом немецкая классическая философия тяготеет к созиданию всеохватывающих и завершенных философских систем. Она стремится описать весь мир в целом, в его внутренней взаимосвязанности и развитии. У Г. Гегеля, а также Фихте и Шеллинга, универсальность развития и взаимосвязи в жизни духа и природы выражается в диалектике.
Георгу Гегелю (1770 – 1831) принадлежит особое место в философии. Он выступил и как великий систематизатор, создавший всеобъемлющую систему философского знания (прежде всего, «Энциклопедия философских наук»), и как мыслитель, разработавший диалектику как учение о развитии в ее наиболее совершенном виде, и как классик, подытоживший в своей философии опыт предшествующей философии, и как энциклопедист, обработавший огромный материал, накопленный всей западноевропейской культурой в самых различных областях человеческого знания.
Согласно Гегелю, основой всего сущего является Абсолютная идея, безличный мировой разум. Первая часть философской системы Гегеля – логика, где исследуются законы и категории мышления, рассматриваемые философом как законы бытия; это диалектическая логика, исследующая логические формы в их взаимосвязи и развитии (к примеру, бытие – ничто – становление; количество – качество – мера). Уже здесь проявляется триадичность – характерная особенность философии Гегеля, где в форме триады – тезис, антитезис (отрицание тезиса), синтез (отрицание отрицания) – представлено развитие любого явления, вплоть до Абсолютной идеи. Вторая часть системы Гегеля – философия природы.
Это инобытие Абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу, производит природу из себя. В природе Абсолютная идея обогащается содержанием и затем возвращается к самой себе, в идеальное состояние, но уже на более высоком этапе своего развития. Заключительная часть системы – философия духа, в которую включаются учение о субъективном духе – антропология, изучающая проблему души, феноменология, рассматривающая проблему сознания и самосознания, и психология, исследующая проблему личности; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания); учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. В философии Гегель видел завершающий этап саморазвития Абсолютной идеи, совпадающий с абсолютной истиной, что свидетельствует о противоречии между диалектическим методом Гегеля, разрушающим все догматическое, и его системой, ограничивающей развитие определенными пределами.
Являясь итогом развития всей предшествующей философской мысли, философия Гегеля оказала огромное влияние как на развитие европейской философии XIX в., так и на состояние интеллектуальной ситуации в Европе, получив свое логическое выражение и своеобразное отрицание во взглядах Л. Фейербаха и К. Маркса.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был первым философом, который выступил с критикой гегелевской «абсолютной философии» с позиций материализма. Главный пафос критики был направлен против гегелевской Абсолютной идеи, абсолютной роли разума. Абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), по мнению Фейербаха, не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом. Гегель выводит природу из логики, нарушая все логические правила. Порождение Абсолютной идеей природы он рассматривал как рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом.
В философии Л. Фейербаха особое место занимает критика религии («Сущность христианства»). По его мнению, источник религиозной веры кроется прежде всего в зависимости человека от природы, а не только в невежестве.
Каким образом невежество может выступить в качестве источника религии?
Когда человек сталкивается с могущественными силами природы, он пытается с ними договориться. Такой договор между человеком и природными силами и выражается в религии. Человек начинает поклоняться природным силам, приносить жертвы, строить алтари и храмы. В результате религия становится формой отчуждения человека, который приписывает божеству свои лучшие качества, т. е. в сущности боготворит самого себя. Божественная сущность – это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, а затем «обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т. е. Бога».
Идеализму Гегеля Фейербах противопоставил философию материализма, основой которой является человек, а не абсолютная идея, поэтому свою философию он назвал «антропология» – учение о человеке. Антропология превращает человека и природу как его базис в единственный и универсальный предмет философии; она занята раскрытием подлинно человеческой сущности. В этой будущей философии должна быть использована сильная сторона религии, т. е. ее близость к «сердцу человека», его глубинным личностным структурам, и устранена слабость философии – ее отстраненность от мира, теоретизирование. Именно любовь делает человека Богом и Бога – человеком, «любовь есть подлинное единство Бога и человека, Духа и природы».
К младогегельянцам поначалу относились К. Маркс и Ф. Энгельс, но потом, под влиянием философии Фейербаха, они перешли на позиции материализма и в конце концов создали самостоятельное философское учение – диалектический материализм. Карл Маркс (1818 – 1883) был одним из тех мыслителей XIX в., чье учение оказало огромное влияние на судьбы людей, особенно в XX в., когда впервые в человеческой истории люди стали воевать друг с другом за идеологические доктрины.
В центре внимания этой философии находились проблемы социальной жизни.
В «Тезисах о Фейербахе» Маркс выдвигает программное положение своей философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В социально-философской концепции марксизма ведущее место занимает разработка идеи закономерного характера поступательного развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, в основе которого находятся материально-экономические отношения. По К. Марксу, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Этот вывод, по общему признанию, составляет крупнейший вклад марксизма в историю философской мысли.
Опираясь на диалектику Гегеля и отвергая его идеализм, был разработан диалектико-материалистический метод, основывающийся на принципах развития, всеобщей связи и противоречивости и распространенный на учение о природе, общественной жизни и учение о мышлении и практике.
Существенной заслугой марксизма является детальная и оригинальная критика капитализма, которая в значительной степени действенна и в настоящее время. Особое место занимает исследование К. Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства от непосредственного производителя. В «Манифесте коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс разработали стратегию и тактику революционной борьбы, видя в ней способ разрешения противоречий общества и перехода его в новое качественное состояние (бесклассовое общество).
Как совместить положение марксистской философии о развитии общества путем разрешения классовых противоречий с представлением о последовательном и закономерном развитии общества?
В заключение сделаем выводы. Во-первых, философские идеи, разработанные в марксизме как идейном течении (равно как и другие философские идеи, выдвинутые до Маркса и после него), сохраняют свою значимость в качестве духовного наследия.
Во-вторых, философская проблематика марксизма актуализируется в современной философской мысли (имеются в виду проблемы отчуждения, власти и др.). В-третьих,
не выдержавшие проверку временем марксистские идеи, положения и прогнозы, конечно же, потеряли свою значимость. В-четвертых, марксизм как социально-политическое течение и, одновременно, как идеологическая доктрина с крушением коммунистических режимов останется не самым лучшим воспоминанием об эпохе, ушедшей в прошлое.
В целом философская мысль Нового времени теоретическим способом обосновывала идею исключительного положения человека в Мире. Такая исключительность мыслилась как выделенность человека из Мира на правах его преобразователя. Стимулом и одновременно содержанием устремленности человека в будущее в опоре на разум и на основе знаний о мирах (естественном, созданном самим человеком, множеством проектируемых) выступила идея прогресса. Человек мыслится как главный агент Мироздания в качестве субъекта, творческий, созидательный, преобразующий (включая деструктивный), потенциал которого направлен на завоевание и покорение Мира.
Философские поиски в так мыслимом и реализуемом отношении человека к Миру концентрируются в области теоретико-познавательных и методико-методологических вопросов. Решение их рассматривалось как необходимое условие достижения высокой эффективности целенаправленной деятельности человека. Методологизм и гносеологизм становятся главными ориентациями философии Нового времени, а основной темой философских размышлений – человек как субъект с его неограниченными возможностями, как это казалось теоретикам и идеологам техногенной цивилизации.
Завершая критический анализ особенностей философии Нового времени, следует иметь в виду, что, являясь своеобразным итогом развития предшествующей теоретической мысли, она определяет основные тенденции развития неклассической философии XX в.