в чем новаторство жития протопопа аввакума им самим написанного
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автобиография «Жития». Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре «Жития»
Уникальный памятник русской литературы 17 в. Главное отличие от других произведений того времени – грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. «Житие» явилось как бы систематизированным сводом бесед, рассказов и поучений. Все эти элементы были подчинены единому замыслу, заново переосмыслены.
Рукопись, именуемая во всех исследованиях и учебных пособиях «Житие», в сущности, не является единым по жанру произведением, а представляет собой сборник разнородных, хотя и более или менее связанных друг с другом произведений, состав и композиция которых в различных редакциях и списках менялись(всего было 3 редакции).
Задуманное как произведение поучительное и полемическое, «Житие» в процессе авторской работы над его редакциями, приобретало совсем иной характер. Его идейный смысл перерастал задачи, первоначально поставленные Аввакумом перед собой. Увлекшись повествованием, он допускал отступления бытового и интимного характера. Многочисленные картины реальной жизни наполнили «Житие» богатым материалом. В результате мы имеем произведение, значительно отличающееся от задуманного – и по жанру, и по идее. В нём причудливо переплелись идеи религиозного фанатизма и мученичества и ненависть к различным церковным и светским начальствам, страстная жажда правды и справедливости.
Особенности содержания Жития определили и его своеобразие, новаторскую форму. Стремление Аввакума дать широкую картину жизни, рассказать о своей борьбе, передать свои страсти, искания, раздумья, свести счёты с врагами – всё это обусловило особенности композиции Жития, внешне нестройной, свободной, как будто разорванной с нарушением хронологической последовательности повествования. Такая композиция позволила Аввакуму вместить и организовать столь разнообразный материал, избежать плавной, спокойной эпичности, которая противоречила бы бурному течению жизни Аввакума.
Традиционные элементы древнерус. Жития:
-начинается традиционно от рождения
-описывается детство героя
-главный герой – подвижник, активно борющийся за сохранение прежней православной веры
-чудесы и видения, традиционно присущие жанру.
-отражение быта эпохи, современной автору
Новаторские элементы:
-житие напоминает исповедь, форма повествования от первого лица придаёт тексту эмоциональность, силу.
-композиция не завершается смертью героя
-герой – не идеальная личность, он «святой грешник»
Новаторство «Жития протопопа Аввакума»
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:15, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение новаторства в «Житии протопопа Аввакума».
Задачи:
1. Интерес к человеку и его судьбе в русской житийной литературе.
2. Проанализировать процесс демократизации русской литературы XVII века.
3. Выявить новаторства «Жития протопопа Аввакума».
4. Исследовать изображение человека в «Житии протопопа Аввакума».
5. Выявить особенности композиции «Жития».
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности изображения главного героя в традиционном в «Житии протопопа Аввакума».
1.1. Интерес к человеку и его судьбе в русской житийной литературе……. 6
1.2. Демократизация русской литературы XVII века………………………….12
Глава 2. Новаторство «Жития протопопа Аввакума».
2.1. Новаторство в области жанра………………………………………………18
2.2. Многогранность «Жития протопопа Аввакума» в изображении героев..22
2.3. Реалистичное изображение действительности………………………..…..26
2.4. Особенности языка и стиля………………………………………………. 33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………. 38
Работа содержит 1 файл
курсовая по литературе.doc
Обличение в разной форме встречается и у других древнерусских писателей. Новаторским в «Житии» Аввакума являются степень и объекты обличения (от Никона, воеводы до самого царя) и реалистические элементы в изображении действительности.
В «Житии протопопа Аввакума» четко проявляется многогранность и противоречивость личности Аввакума. Аввакум, прежде всего, борец и обличитель, Цель его жизни — не только страдание за веру, но и борьба за нее. Аввакум непримирим и беспощаден к своим идейным противникам — Никону и его приверженцам. Он подчеркивает жестокость Никона, который «жжет огнем», пытает и мучает своих противников, говорит о распутной жизни патриарха. Аввакум яростно борется с реформой Никона не только потому, что Никон посягнул на освященный веками православный обряд. В реформе Аввакум видит и посягательство на весь русский уклад, на весь национальный быт. Для Аввакума православие неразрывно связано с этим укладом. Если рушится православие, значит, гибнет и Древняя Русь.
Сам, претерпевая страшные муки и преследования, Аввакум не может равнодушно смотреть на народное горе. Забывая о себе, он вмешивается, стремится защитить слабых и угнетенных. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы; защищает двух престарелых вдов, которых самодур-воевода Пашков решил выдать замуж.
Незаурядная личность Аввакума раскрывается в «Житии» не только в общественных отношениях, но и в семейно-бытовых. Насколько Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, настолько он ласков, отзывчив, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Иван Неронов, Даниил Логгин, Лазарь, Епифаний, дьякон Федор, юродивый Федор, «христовы мученицы» Федосья Прокопьевна Морозова и Евдокия Прокопьевна Урусова изображены в житии с большой симпатией и любовью.
Обязательным композиционным элементом в житиях являются чудеса. В житии Аввакума их насчитывается около двадцати случаев. Автор концентрирует их в конце своего произведения, согласно канону. Но и в центральной части его жизнеописания происходит немало удивительных событий: исцеление сухоруких и сухоногих, изгнание бесов, видения и т.д. Чудеса в житии протопопа отличаются несколько бытовым характером. Вполне традиционным является описание чудес старцем Епифанием – это борьба с бесами, видения Богородицы, исцеления, ниспосланные Ею. Сложнее обстоит дело с житием боярыни Морозовой, так как, по мнению некоторых исследователей, чудес в ее житии недостаточно, чтобы считать данное произведение житием. Тем не менее в агиографической литературе мы можем найти аналогичные примеры. Например, в византийском житии Марии Новой чудес нет, в житии Прокопия Вятского описано лишь одно посмертное чудо. Л.А. Дмитриев отмечает, что “как правило, агиограф говорит о невозможности описать их все, подчас и в том случае, когда в житии всего два – три чуда” (5, с. 40). То есть, строго говоря, малочисленность чудес в житии боярыни Морозовой не мешает нам причислить это произведение к агиографическим памятникам.
В агиографической литературе пейзаж не имел самостоятельного значение, ее отличительной чертой является символическое толкование природы. У Аввакума пейзаж выполняет в произведении различные функции: является фоном душевного состояния автора, подчеркивает обостренность действия, становится средством оценки деяний человека. Появление темы природы в житии протопопа Аввакума также способствовало обогащению житийного жанра.
2.4. Особенности языка и стиля
Некоторые особенности языка, стиля и формы произведений Аввакума также находятся в соответствии с теми процессами, которые происходили в современной ему литературе (сближение с народной поэзией, вторжение «просторечия»).
Итак, литературная деятельность Аввакума, при всей ее неповторимости, по-своему выражала общий ход поступательного движения русской литературы и вместе с другими произведениями второй половины XVII века предвещала еще более значительные достижения в художественном развитии русского народа.