в чем новаторство горького драматурга
Презентация по литературе на тему «На дне». Новаторство Горького-драматурга» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
«На дне». Новаторство М. Горького.
В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.
Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.
В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.
Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.
Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.
Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо. «Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.
Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей, Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.
«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора». С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!
Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.
Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет. сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».
В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.
Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона. В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк, он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.
Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»
Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитии драматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-044149
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Новаторство Горького-драматурга
Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей.
Пьеса «На дне» имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов. В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль. Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.
Русская литература. 11 класс
НА ДНЕ
Замысел пьесы.
Театр для Горького стал площадкой, с которой художник мог напрямую общаться со зрителем и публично выразить свою позицию по самым злободневным вопросам современности
Пьеса «На дне» — живой отклик на острые вызовы времени. В конце ХIХ — начале ХХ века в мировой культуре и философии активно обсуждается вопрос о человеке. Популярнейшая теория Ф. Ницше предсказывала рождение сверхчеловека, уравнивающего себя с Творцом. Ницшеанство увлекает и Горького, он даже гордится внешним сходством с немецким философом.
Остро реагирует Горький на идеологию Л. Толстого. Теория всепрощения и смирения претит бунтарскому духу автора «Песни о Буревестнике». Он неоднократно высказывает несогласие со взглядами великого писателя. Литературоведы утверждают, что образ Луки написан под влиянием встреч Горького с Толстым.
Во второй половине ХIХ века в мировой культуре появляется новый вид драматического искусства — «новая драма». Её основоположники — Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман — ставят вопрос 15 о необходимости глобальной «переплавки» современного человека. Горький вступает в общелитературную полемику о смысле жизни, совершенствовании и «переделке» Человека.
Премьера «На дне» состоялась в Московском Художественном театре (МХТ). Молодые режиссёры К. Станиславский и В. НемировичДанченко нашли верное творческое решение для сценического воплощения смысла драмы. Зритель живо откликался на реплики персонажей, унося в памяти будоражащие сознание афористические изречения: «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо»; «Человек рождается для лучшего»; «Всё — в человеке, всё для человека»; «Надо жить иначе. Лучше надо жить!».
Ключ к пониманию пьесы подсказан жанром произведения. «На дне» — это социально-философская драма, в которой объединились социально-бытовой и философский планы. Первый формируется на сюжетном уровне и представлен сценами из жизни обитателей ночлежки. Философский смысл раскрывается в спорах героев, содержится в подтексте, многозначность образов осознаётся и благодаря приёму «недосказанности».
Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне сочинение
Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.
Акцент автора на всем протяжении пьесы сосредоточен на изображении реальных жизненных типов и выявлении философских мировоззрений, социальных позиций персонажей произведения.
Отличительной особенностью драмы становится отказ автора от разделения героев на отрицательных и положительных, а также отсутствие главного персонажа пьесы.
Проявляя свое творческое писательское мастерство, автор знаменательно описывает образы героев через восприятия их другими людьми и главным способом раскрытия характеров персонажей использует не развернутые монологи, а яркую речевую форму в виде диалогов, звучащих повсеместно с начала пьесы, при этом полностью отказавшись от использования жаргонных словосочетаний. Именно на диалогах основывается все действие произведения и раскрываются не только жизненные позиции героев пьесы, их настроения, чувства, мысли, но и авторское отношение к происходящим событиям.
Нововведением писателя является введение в беседы и разговоры персонажей притч, высказываний, несущих идею гуманизма, разоблачающих утешительную философию представителей общественных слоев страны, наглядно демонстрирующих глубину столкновения различных жизненных позиций, которые и составляют философский конфликт пьесы.
Изображение человеческих качеств каждого персонажа представляются автором не в отвлеченном виде, а с указанием его личных особенностей и индивидуальных свойств.
Показывая на примере людских судеб, отверженных обществом, попавших на самую глубину жизненного дна в прямом и переносном смысле слова, автор стремится донести мысль о том, что этих людей объединяет трагизм ощущения душевного дна и опустошенности, из которых им не суждено выбраться.
Повествование имеет постепенное, неторопливое развитие с отсутствием эффектных интриг и сложных столкновений, но обострение социального конфликта ощущается во всем внутреннем движении произведения с центром тяжести в противоречии и борьбе политических принципов, социальных взглядов, общеклассовых идей.
Писателю удается художественно, всесторонне и своеобразно выразить характерный для каждого персонажа и определяющий его общественно-политическую сущность индивидуальный стержень.
2 вариант
Пьеса Максима Горького «На дне» по праву может считаться одним из величайших произведений автора. В ней глубоко осмысленно общество того времени, его проблемы и боли, традиции и устои.
Писатель акцентирует своё внимание не только на злободневной реальности прошлого, но и через призму героев демонстрирует различное поведение в обществе, жизненные позиции и трактование повседневных событий.
Горький отказывается от принципа «выбора главных героев» и разделения на положительных и отрицательных. Это очень смелое решения для периода в котором он жил, но оно даёт читателю возможность самостоятельно осмыслить пьесу, трактовать события в ней полагаясь на личный опыт, моральные устои и воспитание. Мне нравятся произведения, которые не демонстрируют позицию автора, дают возможность подумать над происходящим, выбрать «хороших» и «плохих» героев без дополнительного руководства.
Особенную роль в этом произведение занимают диалоги и монологи через призму которых раскрывается сущность персонажей. Они повествуют нам о чувствах, мыслях, отношении героев к друг другу, так же благодаря им мы можем сделать выводы о жизненной позиции каждого из них.
Новаторство Максима Горького заключается в том, что в пьесу «На дне» введены притчи, она насквозь пропитана идеями гуманизма, вездесущей любовью к человеку. Философская направленность гармонично сочетается с столкновением абсолютно противоположных жизненных взглядов, моральных устоев.
Впечатляет, что автор не только обобщенно описывает характеры и особенности представителей разных слоёв населения, но и делится с нами своей личной жизнью. Он говорит о себе, о своих особенностях восприятия и характере. Это помогает воспринимать написанное не как что-то отдалённое от реальности, выдуманное, а как историю жизни человека, который делится с нами своими переживаниями, опытом.
Произведение «На дне» наполнено трагизмом, чувством необратимости и тщетности бытия. Каждый из героев достиг своего личного предела, падать ниже уже некуда, но и наверху больше никто не ждёт, а значит выбраться шансов не так уж много. Писатель показывает нам то, как хрупка человеческая жизнь и как легко оказаться «на дне», разрушить свою и чужую жизнь, оступиться.
Пьеса – отображение борьбы Горького против лживой философии утешительства. Она призывала к действию, революционному преобразованию действительности, отказу от смиренного существования и служению текущей идеологии.
Также читают:
Картинка к сочинению Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне
Популярные сегодня темы
После зимы наступает весна. Весна для многих людей самое любимое время года. Именно весна будит нас от зимнего застоя. Весной хочется больше двигаться, делать добрые дела
Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе
Рита Осянина – прообраз русской женщины, которая наравне с мужчинами отправляется защищать Родину. В произведении «А зори здесь тихие…» она показана как хрупкая, но очень надежная и храбрая девушка
Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.
Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.
Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне сочинение
Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.
Акцент автора на всем протяжении пьесы сосредоточен на изображении реальных жизненных типов и выявлении философских мировоззрений, социальных позиций персонажей произведения.
Отличительной особенностью драмы становится отказ автора от разделения героев на отрицательных и положительных, а также отсутствие главного персонажа пьесы.
Проявляя свое творческое писательское мастерство, автор знаменательно описывает образы героев через восприятия их другими людьми и главным способом раскрытия характеров персонажей использует не развернутые монологи, а яркую речевую форму в виде диалогов, звучащих повсеместно с начала пьесы, при этом полностью отказавшись от использования жаргонных словосочетаний. Именно на диалогах основывается все действие произведения и раскрываются не только жизненные позиции героев пьесы, их настроения, чувства, мысли, но и авторское отношение к происходящим событиям.
Нововведением писателя является введение в беседы и разговоры персонажей притч, высказываний, несущих идею гуманизма, разоблачающих утешительную философию представителей общественных слоев страны, наглядно демонстрирующих глубину столкновения различных жизненных позиций, которые и составляют философский конфликт пьесы.
Изображение человеческих качеств каждого персонажа представляются автором не в отвлеченном виде, а с указанием его личных особенностей и индивидуальных свойств.
Показывая на примере людских судеб, отверженных обществом, попавших на самую глубину жизненного дна в прямом и переносном смысле слова, автор стремится донести мысль о том, что этих людей объединяет трагизм ощущения душевного дна и опустошенности, из которых им не суждено выбраться.
Повествование имеет постепенное, неторопливое развитие с отсутствием эффектных интриг и сложных столкновений, но обострение социального конфликта ощущается во всем внутреннем движении произведения с центром тяжести в противоречии и борьбе политических принципов, социальных взглядов, общеклассовых идей.
Писателю удается художественно, всесторонне и своеобразно выразить характерный для каждого персонажа и определяющий его общественно-политическую сущность индивидуальный стержень.
Хозяева ночлежки
В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.
Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:
Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.
Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.
Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.
Мечтательные, но бессильные
Актер, который потерял свою работу и даже имя, Настя, девушка легкого поведения, желающая настоящей и крепкой любви, Васька Пепел, который хочет стать честным человеком и уехать вместе с Наташей в Сибирь, Клещ, который мечтает о том, чтобы выбраться из ночлежки и жить благополучно, сестра Василисы Наташа, которая мечтает о том, что за ней придет кто-то особенный и поменяет ее жизнь, умный и образованный Сатин, отражающий позицию автора.
Всех этих главных героев объединяет то, что они мечтают о лучшей жизни, находясь на «дне». Однако дальше слов и желаний дело не уходит, персонажи не могут изменить свою жизнь, поэтому просто существуют, находясь в ночлежке.
Главные герои — Лука и Сатин
Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:
Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.
Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.
Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.
Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».
Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.
Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.
Характеристика других персонажей
По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.
После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.
Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.
Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.
Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.
Герои пьесы
Из разговоров персонажей можно узнать их реальные или выдуманные истории. Нет ответов на вопрос, почему люди оказались в ночлежке. Что-то с ними не так: кто-то убыл, кто-то запил, обстоятельства находятся внутри героев.
Все ночлежники разные, но у них есть общие черты: у каждого нет в жизни таких событий. Они попали в ночлежку из-за ошибок, которые совершили сами.
Горький не склонен искать причины этого путешествия на дно жизни.
Все они считают пребывание в ночлежке временным и все, что с ними происходит, они ненавидят. Они пытаются свою жизнь приукрасить. Все они раздражены, философствуют, много говорят. Всех их объединяет мечта вырваться из этого мира.
Реплики контрастируют друг с другом (2 дейст., разговор Анны и реплики картежников).
Жизнь постояльцев повседневная, все события идут по заведенному кругу. Герои произносят одни и те же слова, производят одни и те же действия. Жизнь вертится по замкнутому кругу, все мечтают разорвать этот круг.
Жанровые особенности. Поэтика пьесы
Горький определил жанр своей пьесы – это картина (автор стремиться уйти от жесткого жанрового определения). Он делает акцент на описание куска действительности.
Создает определенную атмосферу. Список действующих лиц (хозяин ночлежки, люди без определенных занятий). Сразу возникают предположения о социальном, любовном конфликтах. В самом названии конфликт философский. Описание декораций сопровождено авторскими ремарками. Камень, темнота — все разрушено, грязно. Было ощущение того, что мир утратил красоту, целостность. Звуковой мир тоже не совсем приятен.
Рис. 4. Сцена из спектакля (Источник)
Рис. 5. Сцена из спектакля (Источник)
Весна. Раннее утро. Надежда на что? Завязки в пьесе нет.\
Рис. 6. Сцена из пьесы ()
Это следование чеховской драматургии, где зритель невольно становиться участником неорганизованной жизни. Но каждая реплика информативна. Каждый персонаж своеобразен, имеет свой особый голос, свой круг тем, своя интонация, словно хор, в котором все звуки звучат одновременно. Из этого хора можно вычленить лейтмотив.
Лейтмотив. Термин лейтмотив в литературоведении обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения.