в чем новаторство державина

Новаторство Державина

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Вопрос №7.

Впервые стихотворения Г. Р. Державина увидели свет в 1773 году. Но становление Державина как поэта произошло гораздо позже. В ранней юности стихи его были подражательными, последующее творчество уже несет на себе отпечаток зрелых размышлений. Державин был не только поэтом, но и теоретиком литературы. Его перу принадлежит целый ряд теоретических работ. В работе под названием «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» он показывает свою готовность отойти от общепринятых норм литературно-критического очерка как по форме, так и по содержанию. Державин отказывается от классицистических норм. Он считает главным вдохновение, порывы чувств, высокие мысли, а не строгое соответствие языковым и стилистическим правилам. Несомненно, что яркой особенностью поэзии Державина является несвойственный поэтам того времени прием: сочетание «высокого» и «низкого». Державин решается использовать «низкую» лексику, и это делает его произведения яркими и самобытными.

Державин вводит новые размеры. Например, в стихотворении «Ласточка» использованы вместе «несочетаемые» ранее размеры: трехсложный дактиль и трехсложный амфибрахий:

Уж не ласточка сладкогласая

Домовитая со застрехи

Ах! Моя милая, прекрасная

Доминирующей темой в творчестве Державина является человек, его жизнь и внутренний мир. Поэт обращает внимание на мельчайшие детали человеческого бытия, что так же явилось новшеством для поэзии того времени. В стихах, написанных Державиным, ясно ощущается позиция самого поэта, читатель понимает его мировоззрение, имеет возможность прикоснуться к его внутреннему миру. Державин не скрывает своих мыслей, эмоций, щедро делится ими с читателем. Подобная тенденция была шагом к развитию реализма в поэзии.

Очень интересным в творчестве Державина является образ самого поэта. В этом воплотилась гражданская позиция Державина. В его понимании, поэт должен смело бороться за правду, должен говорить правду даже царям.

Нередко в творчестве Державина проскальзывают автобиографические мотивы, читатель может составить определенное представление о жизни самого поэта.

Державин принадлежал к дружескому литературному кружку в Петербурге, участники которого были недовольны существующей поэзией. Они стремились к созданию оригинальной самобытной поэзии. В конце 70-х годов XVIII века Державин создает такие произведения, которые вызывают искреннее одобрение собратьев по кружку. Творчество Державина становится более реалистичным. И не случайно сам поэт в 1805 году написал о своей поэзии как об «истинной картине натуры».

Огромное значение в творчестве Державина имеет ода «Фелица», которая была создана в 1782 году. Это произведение ознаменовало собой новый этап в русской поэзии. Если говорить о жанре «Фелицы», то это была настоящая хвалебная ода. Но своеобразие произведение было в том, что поэт отступил от привычных правил. Он выразил свои чувства по отношению к императрице иным языком, не таким, каким обычно возносили хвалу сильным мира сего. Императрица Екатерина II показана в образе Фелицы.

В этом произведении образ императрицы значительно отличается от привычного классицистического изображения монарха. Державин изображает реального человека, говорит о ее привычках, занятиях. Державин использует сатирические мотивы и бытовые описания. А законы классицизма не разрешали при написании оды использовать сатиру и бытовые детали. Державин сознательно нарушает традицию, поэтому его новаторство в написании оды несомненно.

Очень интересно сравнить произведение Ломоносова «Ода на восшествие. » и произведение Державина «Фелица». Ломоносов в своем творчестве использует воcшествие. » мы встречаем такие слова, как «бисер», «порфира», «зефир», «душа», «зрак», «рай».

Когда на трон она вступила

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Державин широко использует низкую лексику. Он говорит о себе: «курю табак», «кофе пью», «забавлюсь лаем псов», «играю в дурака с женой». Таким образом поэт раскрывает перед читателем подробности своей частной жизни. Классицистические традиции не позволяли подобных описании.

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

И Ломоносов, и Державин обращаются к сильным мира сего. Ломоносов говорит: «Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас».

Державин обращается к императрице с вопросом: «Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить. ». В этих словах таится одновременно и упрек к царице.

С точки зрения Ломоносова, царица является божествен ным существом, стоящим выше всех и всего:

Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет

Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет.

В безмолвии взирай вселенна.

Ломоносов воспевает царицу, осыпает ее похвалами, возносит коронованную особу на тот пьедестал, который т далеко от простых смертных. Ломоносов не допускает даже тени иронии, когда речь идет о государственной влас Этого нельзя сказать о Державине, который использует тиру, говоря о чиновниках:

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра.

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой;

Коня парнасска не седлаешь,

К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток.

Новаторство Державина проявляется не только в «Фелице», но и в целом ряде других произведений. Основная его заслуга в том, что он существенно расширил узкие границы классицистических традиций. Классицизм был доминирующим направлением литературы XVIII века. Согласно канонам классицизма творец должен изображать не реального человека, а определенный тип героя. Например, если речь шла об изображении положительного героя, то это должен был быть человек без недостатков, идеальный герой, разительно отличающийся от живых людей. Если речь шла об изображении отрицательного героя, то это должен был быть человек в высшей степени непорядочный, олицетворение всего темного, инфернального, что есть в человеке. Классицизм не брал во внимание, что в одном человеке с успехом могли уживаться и положительные и отрицательные черты. Так же классицистические традиции не признавали любого упоминания о быте или проявления простых человеческих чувств. Новаторство Державина стало началом возникновения новой поэзии, где есть место реальному человеку и его истинно человеческим чувствам, интересам и качествам. Новаторство Державина в изображении природы.

В. Г. Белинский называл Державина «русским чародеем, от дыхания которого тают снега и ледяные покровы рек и расцветают розы, чудным словам которого повинуется послушная природа…». Например, в стихотворении «Осень во время осады Очакова» перед читателемпредстает зримая, живописная картина природы. Ломоносов создавал по-своему прекрасные «пейзажи мироздания» («Открылась бездна, звезд полна…») или пейзажи, как бы увиденные с высоты птичьего полёта ( «Оде на день восшествия…»). Многокрасочный земной мир, окружающий человека, в поэзии XVIII столетия (до Державина) отсутствовал. Известный поэт А. П. Сумароков так, например, воспевал природу: «Распустились деревья, На лугах цветы цветут, Веют тихие зефиры, С гор ключи в долины бьют…». Мастерство же Державина в изображении природы, полной звуков, красок, переливов и оттенков, очевидно. Одним из первых в русской поэзии Державин ввел в стихи живопись, красочно изображая предметы, давая в стихах целые художественные картины. Нововведения Державина в русскую литературу.

4.1. Смешение «штилей» в оде «Фелица».

В своих одах Державин отошел от правил классицизма. Так, например, в оде «Фелица» классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины 2, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды дяситистрочной строфе. Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г. Потемкина, А. Орлова, П.Панина). При этом вельможи были так правдиво нарисованы, так были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определенных лиц..

В этой оде видна также и личность самого автора с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.

Он нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного») и даже встречаются строки «низкого штиля»: «И сажей не марают рожь».

Источник

Презентация по литературе на тему Г. Р. Державин. Новаторство.

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Ода
Ода (от греч. – песнь) – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.
Ода возникла в античности, представляла собой песнь с широким лирическим содержанием.
В русской литературе классицизма
ода – жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным, «возвышенным» стилем выражения.

Описание слайда:

Своеобразие оды классицизма.

Описание слайда:
Описание слайда:

Перед своей смертью Г. Р.
Державин пишет
«Последние стихи»:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

Умер поэт 20 июля 1816 г. в селе
Званки Новгородской губернии.

Похоронен в Спасо-
Преображенском соборе
Варлаамо-Хутынского монастыря
недалеко от Великого Новгорода.

Описание слайда:

Акростих.
Дополнительная зашифрованная информация.
Стихотворение, первые буквы строк которого
составляют отдельное слово или фразу, как бы
«текст в тексте».
Читаем сверху вниз:
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
Усадьба Г. Р. Державина Званка в Новгородской области.

Описание слайда:

Акростих.
Дополнительная зашифрованная информация.
Стихотворение, первые буквы строк которого
составляют отдельное слово или фразу, как бы
«текст в тексте».
Читаем сверху вниз:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!
Руина – развалины, разрушение, падение.
Чти – старая форма родительного падежа слова честь.

Спасо- Преображенский собор Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Описание слайда:

Николай Гумилёв. Акростих.
Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

Описание слайда:

Нелединский – Мелецкий Юрий Александрович
(1751 – 1828) Акростих.
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в наилучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.

Описание слайда:

Г. Р. Державин на экзамене в Царскосельском лицее.
1815 г., 8 января, – присутствовал на экзаменах в Царскосельском лицее.
А. Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Г. Р. Державин был в восхищении:
«Вот явился свету второй Державин – это Пушкин».

Описание слайда:

Новаторство Г. Р. Державина.
Соединение в одном произведении элементов двух жанров: оды и сатиры.
Отход от ораторской интонации:
снижение лексики (включены российские речения: слова «среднего» и даже «низкого» стиля – народной русской речи);

Описание слайда:

Новаторство Г. Р. Державина.
4. использование разговорных оборотов;
5. отказ от точной рифмы;
6. использование звукоподражаний.
7. Ярко выраженное личностное начало.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Красочная презентация помогает наглядно изучить творчество Г. Р. Державина.

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по литературе С. Кинг

Презентация по литературе «Н.В. Гоголь»

Викторина по литературе»Серебряный век». 11класс

Презентация по литературе «М. Цветаева»

Урок «Комедия А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.

Ф. И. Тютчев «Зима надаром злится. » Конспект и технологическая карта урока литературы в 5 классе

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Технологическая карта по теме «Обобщающий урок по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к сочинению».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5355795 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

в чем новаторство державина. Смотреть фото в чем новаторство державина. Смотреть картинку в чем новаторство державина. Картинка про в чем новаторство державина. Фото в чем новаторство державина

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Творчество Державина. Новаторство в творчестве Державина

Юные годы

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

«Беседа любителей русского слова»

После отставки Гавриил Державин полностью посвятил себя литературе. Он писал трагедии, комедии и оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина. Также поэт сочинял басни («Жмурки», «Выбор министра»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». «Заметки», как называл их автор, содержали теорию стихосложения и примеры — поэзию разных периодов, начиная с древнегреческой. В 1812 году поэт написал сказку «Царь-девица».

Гавриил Державин организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова». В него вошли писатели Дмитрий Хвостов, Александр Шишков, Александр Шаховской, Иван Дмитриев.

«Голова его была хранилищем запаса сравнений, уподоблений, сентенций и картин для будущих его поэтических произведений. Говорил отрывисто и не красно. Но тот же самый человек говорил долго, резко и с жаром, когда пересказывал о каком-либо споре по важному делу в Сенате или о дворских интригах, и просиживал до полуночи за бумагой, когда писал голос, заключение или проект какого-нибудь государственного постановления».

«Беседчики» придерживались консервативных взглядов на литературное творчество, выступали против реформ русского языка — их отстаивали сторонники Николая Карамзина. «Карамзинисты» были главными оппонентами «Беседы», позже они сформировали общество «Арзамас».

Последним произведением Гавриила Державина стало неоконченное стихотворение «Река времен в своем стремленьи…». В 1816 году поэт скончался в своем новгородском имении Званка.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью. Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие. После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

Державинская поэзия пиров и застолий

Тема роскошных пиров и застолий шагнула в поэзию Державина из реальной жизни. Будучи в молодости мушкетером Измайловского полка, 19-летний Державин стоял на часах во время пиров и праздников, проводимых в велико лепных дворцах Москвы. Во времена Державина была мода описывать праздники, на которых присутствовали высокие особы, и печатать подобные описания отдельными книжками. Здесь, в сочетании стихов и прозы, была важна каждая деталь, подробность, чтобы изобразить все «великолепие и изобилие угощения владычицы», — писал Державин. Широка и картина, охватывающая щедрость государыни: «злато и сребро» Сибири, «редкие рыбы седых океанов», «тельцы и дичь» Украины, «с Дона сладкие и крымски вкусны вина». Вот уж поистине дипломатия государственного служащего: не забыть ни о ком и ни о чем: «Оби лье жирное здесь простирает длань»!

В 1780 г. в оде «К соседу моему господину Н. » автор напрямую касается жизни петербургской знати:

Кого роскошными пирами

Из венских чистых хрусталей,

Кого столь славно угощаешь

И для кого ты расточаешь

Сокровища казны своей?

Первым поэзию русской жизни, выраженную в этих стихах («сластей и ананас ов горы», «подносят вина чередой,/ И алиатико с шампанским,/ И мозель с сель терской водой»), почувствовал Белинский, считая эту оду одним из лучших произведений Державина: «Сколько в этих стихах одушевления и восторга В этом виден весь дух России 18 века, когда великолепная роскошь прохлады, п иры, казалось, составляли цель и разгадку жизни».

Главная сила поэзии Державина – в неизвестной классицизму изобразительности. Он обрел новую степень поэтической свободы, смело смешивая стилистические пласты. Исследователь творчества Г. Р. Державина литературовед Н Зубков о. Сам же Державин свои главные заслуги видит в том, что он «истину царям с улыбкой говорил».

Все ценности: Бог, государство, во главе которого должен стоять мудрый царь, верное служение царю – остаются незыблемыми, и только сам поэт ощути л в себе способность выбирать точку зрения, глядеть на «высокий» предмет не только издали и снизу вверх, но и вблизи, и наравне, тут же с непринужденностью переходя к предмету «низкому». Без поэтической смелости не нашла бы выражения и гражданская: невозможно было бы «истину с улыбкой говорить». Сам Державин называл свою поэтическую свободу «пареньем».

Оказалось, что мир в поэзии может быть показан зримо и ощутимо. Поэты русс кого классицизма, описывая, например, природу, в десятках стихотворений не упоминали ни одного названия дерева или животного, ни одного звука, кр оме пастушьих свирелей. У Державина любое стихотворение непременно наполнено множеством наименований самых разных предметов и звуков. Особен но прославились державинские описания обедов и пиров, опирающиеся как н а традиции фольклора, так и на исторические особенности времени: «шекснинска стерлядь золотая» («Приглашение к обеду»), «там славный окорок вест фальской,/ там звенья рыбы астраханской» («Фелица»), «что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером/ там щука пестрая – прекрасны!» («Евгению. Жизнь званская»). Самые «затертые» аллегории Державин умел оживить и сделать зри мыми, и здесь высокое и забавное не мешают друг другу.

Свободный переход от «высокого штиля» к просторечию и наоборот – самая характерная черта державинского стиля, который сам автор называл «забавным русским слогом». «Забавный» не значит непременно смешной, ближе к истине это причудливый, своевольный. По эстетическим законам классицизм а высоким слогом описывается «высокий» предмет, «низким» — низкий, но у Державина поэзия обрела силу делать поэтическим все, к чему ни притронется.

Свобода Державина кажется тяжелой, неуклюжей. Пушкин назовет его стихи « дурным переводом с какого-то чудесного подлинника». И эта оценка понятна. Не могут не резать слух строки вроде «Рев крав, гром жолн и коней ржанье» (кравы – коровы, жолн – вид дятла). Но именно Державину Пушкин был обязан главным своим достижением – освобождением от заданных наперед правил поэтического слова. У Державина первого в России поэтический образ перестал зависеть от предмета рассуждения. Державин нашел поэзию и в русском гостеприимстве: «сядь, милый гость» («Гостю»), и в домовитости:

Счастлив тот, у кого на стол

Хоть не роскошный, но опрятный

Родительские хлеб и соль

Каждый год 3 июля справлялся его день рождения, а 13-го, еще пышней, именины. Хозяин сиял радушием, выказывая себя благосклонным и хлебосольным санов ником и расточителем:

Я озреваю стол и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером

Там щука пестрая – прекрасны!

Державин хотел – хотел воинских парадов и подвигов, славы и богатства, х отел любви, хотел есть и пить – хотел жизни. Наивно-гастрономическое, грубочувственное отношение Державина к миру внесло новую ноту в поэзию 18 века:

Поэзия тебе любезна,

Приятна, сладостна, полезна,

Как летом вкусный лимонад.

Державин ценит земные блага и земные блюда; хоть и свидетельствует о нем князь Вяземский, что он был больше гастрономом в стихах, чем на деле, лаком ка и хлебосол, наклонный к теме гостеприимства, он охотно развертывает с вою скатерть-самобранку, на которой есть все, на что способно воображение поэта. Красочность материального мира, изображенного поэтом, безусловно, близка к искусству натюрморта, ведущему начало от фламандской школы живописи и имеющему широкое распространение при оформлении обеденной залы. Какой поистине фламандской радостью бытия проникнуто описание в стихах Державина обеденного стола! Но возникает необходимость останови ться на влиянии искусства живописи на искусство поэтического слова.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

• название любого стихотворного произведения Державина одой;

• использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

• сочетание в одном стихотворении разных размеров;

• использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха;

✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

• разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

• стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

• использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

— выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

— связь речи с фольклором;

— отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

• использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Традиция русского пира в устном народном творчестве

Традиция русского пира, хлебосольства ведет свое начало от фольклора. Вспомните наиболее свойственную русской народной сказке концовку: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». (Сказки «Иван Быкович», «Сивка-бурка»). Известны и другие концовки: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». («Кащей Бессмертный»). В сказке « Про Емелю-дурака» читаем: «А по приезде задали пир на весь мир». Пир символизировал собою благополучное завершение дела, осуществлен ие мечты, достижение желаемого.

Баба Яга встречает Ивана расспросами, а он ей отвечает: «Ты сначала добра молодца накорми-напои, баню истоп и, а потом уж и спрос веди». Ведущийся исстари обычай угощать вошедшего в д ом путника означал гостеприимство хозяев и отражал веру людей в то, что з а добро им отплатится добром же.

Мечта о благоденствии, о богатом урожае запечатлена в народной сказке «Репка»: «Выросла репка большая-пребольшая». Что это, как не желание жить безбедно, иметь в течение года полные закрома и обильную еду? Известно, что основным продуктом питания русского народа были зерновые и репа. Само выражение «пир на весь мир» идет от фольклора. Многие русские пословицы и поговорки запечатлели уважительное отношение народа к еде, угощению, пи рогам, русскому хлебосольству: «Есть – лучше дела нету», «Клади в рот густо, не будет в брюхе пусто», «У нас на Руси прежде гостю поднеси», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Красен обед пирогами», «Большому куску рот радуется». В этих и многих других пословицах отражена жизнь народа, е го коллективное сознание, его понимание нравственных правил и норм.

В языческих представлениях об усопших сильна была вера в то, что душа покойного еще остается некоторое время на земле, следит за осуществлением обряда похорон, и поэтому необходимо оказать усопшему почести, устроить поминальный обед, причем сытный, из любимых блюд усопшего, и любой имел право сесть за стол. Исследователь обычаев, мифов, преданий наших предков историк и фольклорист А. Н. Афанасьев представил богатый материал по изучению воззрений славян на природу и, в частности, проведению пиров в честь на родных праздников: «В мае на семик после песен и гуляний следует общий пир, изготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, мол ока, яиц и других припасов; на покупку вина и пива назначаются денежные вз носы».

Пиршества, сытные обеды сопровождали жизнь народа в наиболее знаменательные моменты, а также воплощали его мечты о счастливой и благополучной жизни. Отсюда берет свое начало и широко распространенный сказочный сюжет о скатерти-самобранке, причем достается она бедным, но готовым подели ться с другими последним куском людям. В произведениях устного народного творчества отразилась не только повседневная жизнь народа, но и его психология, его сознание, быт и культура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *