в чем недостатки бартера
Бартерный обмен
Современные деловые отношения основываются на товарно-денежном обороте. Операции, связанные с товарным обменом, встречаются реже. Наиболее распространен бартер в сфере услуг и производства товаров.
Что такое бартер
Бартерная сделка представляет собой договор, согласно которому, происходит обмен имуществом с одинаковой стоимостью у каждой из сторон. Бартер оформляется письменно, в соответствии с законодательными нормами. Главная особенность данного вида операций — отсутствие движения денежных средств при переходе прав собственности на объекты обмена.
Чаще в товарообмене принимают участие юридические лица. Для частных принято использовать термин «договор мены», включающий в себя не только собственность на вещи, но и обмен правами. Законодательством РФ предусмотрена возможность использования для бартерного обмена двух договоров купли-продажи, дополненных встречными обязательствами между сторонами. Участники соглашения являются одновременно и продавцами, и покупателями.
Разновидности бартера
Существуют следующие виды взаимодействия по бартерной схеме:
Положительные стороны бартерных сделок для фирм
Бартерные отношения выгодны для организаций с недостаточным денежным ресурсом. В условиях экономического кризиса поддержку производственной деятельности предприятия обеспечивает взаимозачет товаров и сырья. Такие отношения помогают избежать дополнительных издержек в период инфляционных процессов, снизить риски при колебаниях курсов валют.
Предприниматели экономят время, рассчитываясь товаром. Схема покупки нужной продукции значительно сокращается, если исключить этап продажи за деньги, дальнейший поиск и оплату других товаров. Данное взаимодействие возможно только при двухсторонней заинтересованности выпускаемыми продуктами участников сделки.
Использование бартера способствует сохранению наличных денег в кассе предприятия. Достаточные запасы денежных ресурсов покрывают расходы фирмы в сферах, где другие варианты расчета невозможны.
Недостатки бартера
Несмотря на очевидные преимущества, товарообмен сопровождается рядом трудностей. Проблемы возникают при оплате налогов и списании регулярных взносов с заработной платы при натуральном расчете. Также к бартерной системе неприменимы льготные налоговые ставки.
Отличия в сроках налогообложения нередко приводят к штрафам или повышенным сборам при международном расчете.
При больших товарных оборотах не всегда просто найти партнера с подходящими условиями сотрудничества. Для оптимизации работы создаются электронные биржи, на которых пользователи размещают свои предложения и заявки.
Оценка предмета договора бывает проблематичной, если длительное время в оборот не привлекались деньги.
Для успешной деятельности требуется умение быстро приспосабливаться к новым правилам и тенденциям на рынке. Применять такой инструмент, как бартер, становится намного проще, благодаря развитию интернета и других средств коммуникации.
Что такое бартер: преимущества и недостатки обмена
Бартер — обмен товарами или услугами с другим человеком без участия денег. Бартерная система использовалась в течение нескольких тысячелетий, и задолго до того, как были изобретены деньги. В древние времена эта система часто могла включать людей только одной местности. Однако сегодня с использованием Интернета бартер носит глобальный характер. Как правило, торговля осуществляется через интернет-аукционы и своп-рынки.
История бартера
В средние века европейцы путешествовали по всему земному шару, чтобы выменять изделия ремесел и мехов на шелка и духи. Колониальные американцы меняли мушкеты на оленьи шкуры, и пшеницу. Когда деньги были изобретены, бартер не закончился, он принял более организованную форму.
Из-за недостатка денег, бартер стал популярен в 1930-х годах во время Великой депрессии в США, а к 1933 году число людей, полностью существовавших за счёт мены достигло 60 миллионов. То есть фактически пол-страны было вовлечено в этот процесс. Люди, оказавшиеся на грани голода и выживания, объединялись в бартерные кооперативы взаимопомощи, либо действовали самостоятельно.
Натуральный обмен получил значительное распространение в экономике нашей страны девяностых годов, когда рабочие получали заработную плату продуктами их производства. Следствием явилось снижение налоговых поступлений и ослабление мощи государства.
Недостатки бартера
Несмотря на перечисленные неудобства и трудности, бартер всегда существовал в прошлом и будет существовать в будущем.
Преимущества бартера
Площадки для бартерного обмена
Если вы хотите торговать с другими людьми, сайты онлайн-обмена являются быстрым способом рекламы. Вы можете присоединиться к бартерной бирже. Бартерные биржи за определенную плату помогут вам найти нужные вам товары и услуги. Они также будут отслеживать ваши обмены и отправлять вам необходимую информацию.
Некоторые ресурсы фокусируются на обмене определенных предметов, таких как торговля одеждой или видеоигры.
Поиск в Интернете предоставит вам огромное разнообразие сайтов обмена, которые вы можете использовать для установления прямых связей с другими людьми. Вы даже можете избежать расходов на доставку, не выходя за пределы своей местности.
Почему необходимо заключать договор
Если обмен связан со значительными суммами, лучше использовать бартерный договор. В документе будут расписаны все особенности сделки, понятны права и обязанности сторон.
Бартерное соглашение позволяет обстоятельно объяснить, что торгуется и кем. Для получения услуг следует указать определенную задачу, работу, или отметить количество часов, необходимое для работы. Для товаров, вам, скорее всего нужно будет включить количество и условия их передачи.
Обмен без соглашения может иметь неприятные последствия. С одной стороны, как и любой контракт, обмен на бумаге, подписанный сторонами, означает, что каждый должен придерживаться определённых условий сделки. С другой стороны, в зависимости от ситуации, предметы и услуги, участвующие в торговле могут облагаться налогом.
Если вы являетесь владельцем бизнеса и отдавая товар подрядчику, вы ведь юридически расплачиваетесь с ним. Обе стороны должны позаботиться о включении этой сделки в расчёт налогов.
Преимущества и недостатки международного бартера
Тема ЛК № 7. Организация и техника товарообменных операций.
Бартерные операции.
Встречные закупки.
Операции с давальческим сырьем и выкуп устаревшей продукции.
Компенсационные сделки.
Бартерные операции.
Цели, которые преследуют стороны при заключении бартерных сделок, часто сводятся к одной или нескольким из нижеследующих:
• смягчение проблемы инвалютного финансирования импорта;
• упрощение порядка расчетов;
• расширение возможности внедрения на рынок страны-контрагента;
• дополнительная возможность получения импортного оборудования в обмен на товар, реализация которого затруднена на обычных коммерческих условиях.
Преимущества и недостатки международного бартера
Говоря о преимуществах и недостатках бартера, необходимо проводить четкий водораздел между интересами отдельных фирм и интересами государства в целом. С точки зрения конкретных фирм к преимуществам бартера следует отнести, например, возможность разработки новых рынков сбыта продукции и услуг. Бартер является средством активного маркетинга, способом проведения своеобразной «разведки боем» перед началом коммерческих продаж. Бартер может быть полезным в целях сбора информации к налаживания рыночных контактов. В ряде случаев он используется западными фирмами для проникновения на рынки менее развитых стран, имеющих потребность в машинах и оборудовании, но испытывающих нужду в СКВ, либо имеющих валютные ограничения. Со временем в таких странах после успешного бартера налаживаются и коммерческие продажи.
Важной задачей, которую ставят перед собой фирмы при заключении бартера, является возможность сбора информации о рынке страны-контрагента. Если рыночная информация о стране не публикуется, либо имеет конфиденциальный характер, то перечень и количества обмениваемых по бартеру товаров дают фирме ориентировочное представление о потребностях рынка страны в том или ином товаре и ценах, по которым местный партнер мог бы пойти на сделку уже на обычных коммерческих условиях. Так, западные фирмы часто используют бартер с советскими участниками ВЭД в упомянутых целях. Следует также отметить, что налаживание в ходе переговоров личных контактов способствует заключению дальнейших сделок уже на нормальной коммерческой основе.
Некоторые фирмы используют бартер для обеспечения большей гарантированности поставок нужного им товара. Как известно, в большинстве своем обычные коммерческие закупки имеют разовый характер. Бартер же предполагает более устойчивую связь между партнерами, в частности ввиду того, что разрыв контракта означает для каждой из сторон не только потерю источника получения нужного товара, но и рынка сбыта для своего собственного.
Зачастую бартер дает фирмам возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения, что положительно отражается на конкурентоспособности фирм на конкретных рынках. В ряде случаев взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров.
Бартер может представлять известный интерес и с точки зрения государственных интересов. К примеру, США через бартер излишков сельскохозяйственных товаров изыскивают дополнительные ресурсы для содержания армии, в результате чего часть ежегодно выделяемых ассигнований используется на улучшение условий жизни личного состава. Облегчается проблема бюджетного дефицита.
Бартер часто используют развивающиеся государства, что связано в первую очередь с ухудшением условий их торговли. Практика показывает, что динамика бартерных операций увеличивается по мере падения спроса на конкретный экспортный товар. Развивающиеся страны для улучшения покупательной способности своего экспорта, выражаемой в определенном наборе необходимых импортных товаров, активно используют бартер. С другой стороны, некоторые страны, участвующие в картельных соглашениях, идут на более низкие экспортные цены по бартеру в целях сохранения согласованных справочных цен на высоком уровне.
Государственные органы США часто используют бартер для своеобразного «пристраивания» излишков сельскохозяйственной продукции в рамках действия правительственной программы поддержки цен, в то время как цены мирового рынка на аналогичный товар находятся на более низком уровне. По мнению экспертов, бартер американской сельскохозяйственной продукции в перспективе будет иметь тенденцию к росту, поскольку завышенный курс доллара делает ее коммерческий импорт менее привлекательным для стран-покупателей.
Крупномасштабные бартерные сделки, осуществляемые на межгосударственном уровне, часто имеют известную политическую окраску. Например, бартерный обмен сельскохозяйственной продукции на высокотехнологическое оборудование по двустороннему соглашению между США и Ямайкой считается политически престижным для последней и косвенно свидетельствует о поддержке, оказываемой правительству этой страны американским партнером.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что бартер имеет целый ряд недостатков, как с точки зрения фирм, участвующих в сделке, так и интересов государств, а также международных экономических организаций, учрежденных и действующих в области международной торговли. Наиболее существенным недостатком бартера считается его несоответствие принципам недискриминации и многосторонности торгового обмена, закрепленным, в частности, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). В контексте этого соглашения продажи, к примеру, США сельхозпродукции по бартеру по ценам ниже внутренних закупочных следует рассматривать как разновидность субсидирования и нарушение принципа многосторонности обмена, поскольку предложения на бартер делаются не в открытой и ясной форме, не всем заинтересованным сторонам, а даются, как правило, на двусторонней селективной основе.
Недостатком бартера считается необходимость совпадения потребностей партнеров. Продавец, заинтересованный в бартере, вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец. Это обычно связано с дополнительными трудностями и издержками.
Бартерные сделки, вопреки сложившемуся мнению, значительно труднее заключать, чем нормальные коммерческие контракты. Бартер чаще всего связан с проведением сложных ценовых переговоров и согласованием количества встречных товаров. И хотя в большинстве сделок за базу берутся мировые цены по нормальным коммерческим сделкам, бартерные соглашения, как правило, предусматривают специфические скидки и надбавки. С другой стороны, ввиду того, что цены на мировых товарных рынках могут быстро меняться, длительный период переговоров (что характерно для бартера), либо значительные сроки поставки товара, могут привести к убыткам для одной из сторон и, соответственно, ростом прибыльности для другой Бартерные сделки часто сопряжены с трудностями в управлении качеством товаров. В обычных коммерческих контрактах предусматривается согласованное качество предмета сделки. Поскольку бартер предполагает двойной обмен, контроль согласованного качества товаров усложняется. Отказ в приемке товара по причине его низкого качества может означать утрату партнера по бартеру, то есть рынка сбыта для собственного товара. Поэтому отказ от акцепта счетов поставщика, часто практикуемый при обычной коммерческой сделке, в бартере почти неприменим. Наконец, ввиду утвердившегося мнения, что товар реализуется через бартер постольку, поскольку он не может быть продан за валюту, партнеры обычно заранее готовы к тому, что товар будет несколько ниже стандартного качества.
К недостаткам бартера относят то, что он зачастую более выгоден для одной из сторон в сделке. В случаях, когда контракт заключается по настоянию одного из партнеров, у другой стороны часто возникают трудности в использовании или реализации получаемого встречного товара. В этом случае согласие партнера на бартер обусловлено в основном стремлением выйти на новые рынки сбыта своей продукции. Данная проблема усугубляется в случае отсутствия у партнера собственной адекватной сети реализации ‘встречного товара. В таком случае товар реализуется, как правило, через торговый дом, специализирующийся на бартерной торговле, и со значительной скидкой с цены. В конечном итоге, после длительной цепочки обменов товар, поставленный по бартеру, может создать нежелательную конкуренцию для собственных коммерческих поставок на уже отработанных рынках, тем самым сбивая цены. Этот феномен известен в международной практике как «эффект вытеснения» коммерческих продаж. Если по бартеру обменивается товар, который можно реализовать на нормальных коммерческих условиях, то возникает проблема снижения спроса на эти товары и упущения потенциальной выгоды от экспорта с платежом наличными. При этом могут быть затронуты интересы фирм-контрагентов из третьих стран, поскольку наплыв реализуемого по бартеру товара может дезорганизовать уже устоявшиеся потоки товародвижения.
Если бартер проводится государственными организациями, часто возникают многочисленные бюрократические противоречия и межведомственные коллизии, сопутствующие сделке. Примером является бартер американской сельскохозяйственной продукции, осуществляемый Министерством сельского хозяйства в обмен на стратегическое сырье для нужд Министерства обороны. Если вывозимое сельскохозяйственное сырье вытесняет хотя бы 1% коммерческих продаж этих товаров на мировом рынке, Министерство сельского хозяйства выступает против такой сделки, ибо в этом случае бартер идет вразрез с американской политикой благоприятствования международной торговле сельскохозяйственной продукции на нормальной коммерческой основе. Более того, считается, что любое падение цен на сельхозтовары как результат крупномасштабного бартера оказывает депрессивное воздействие на фермеров и наносит ущерб работе Министерства сельского хозяйства, направленной на стабилизацию и поддержание цен на сельскохозяйственное сырье.
К недостаткам бартера относятся высокие издержки, связанные с исполнением сделки. Для бартерных сделок требуется значительно более продолжительный период переговоров, так как многие фирмы не знают специфики товаров, которыми приходится обмениваться. С другой стороны, в бартере вознаграждение, выплачиваемое посредникам, несколько выше, чем в обычных коммерческих сделках и составляет в практике некоторых западных фирм 1,5-3% (против в среднем 2%) стоимости контракта. Методы реализации товара иностранными контрагентами по бартерным контрактам. В современной практике можно выделить следующие способы реализации получаемых в рамках бартера товаров. Использование в собственном производственном процессе. Замечено, что фирмы-продуценты отдают предпочтение таким товарам, которые могут быть утилизированы ими в процессе производственного цикла. При этом, если качество и цена изделий отвечают потребностям продуцента, то такие поставки рассматриваются как импортозамещение. В таких ситуациях иностранная фирма-контрагент, как правило, легко соглашается на бартер. Для контрагентов это означает возможность достижения в ходе переговоров лучших ценовых условий, чем при прочих равных условиях.
· Использование для собственного непроизводственного потребления. Бартерный товар может использоваться инофирмой для замещения коммерческих закупок таких товаров, как конторское оборудование, строительные и прочие материалы, транспорт, пищевые продукты, товары для поощрения персонала фирм и прочес- К ttphmcdv, некоторые сделки между американскими и польские, фирмами предусматривают поставка польской бстчины для рабочих столовых американского партнера или организацию поощрительных туристических поездок в страну контрагента.
· Импортозамещение товаров, поступающих из страны партнера. Если встречный товар не может быть использован для собственных нужд, западные фирмы часто к сделке подключают компании, с которыми они имеют устоявшиеся связи (поставщиков, субподрядчиков и др.) и предлагают им бартерные товары. Учитывая, что такие предложения делаются чаще всего не в открытой форме всем потенциально заинтересованным компаниям, такие действия фирм могут квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства. Тем не менее, на «практике этот канал реализации встречных товаров весьма распространен.
· Закупка по спецификации. Часто западные фирмы обусловливают готовность пойти на бартер возможностью контрагента изготовить и поставить товар по спецификации фирмы.
· Переуступка прав на товар либо его перепродажа. Это наиболее распространенный способ реализации товаров, получаемых инофирмой; по бартеру. В качестве третьей стороны может выступать дистрибьюторская фирма, торговый дом или конечный потребитель. В этом случае инофирма находит третью заинтересованную сторону еще до заключения бартерной сделки, чтобы заранее предусмотреть размер вознаграждения посреднику, которое в немалой степени влияет на рентабельность сделки. Такой вид бартера часто дает наименьшие возможности участникам ВЭД по достижению оптимальных рыночных пропорций встречно обмениваемых товаров.
· Проведение всей бартерной сделки через посредника. В этом случае вся сделка (как экспортная, так и импортная ее части) проводится через независимую торгово-посредническую фирму и оформляется договором поручения, комиссии или поставки. В таких сделках инофирма ведет переговоры по бартеру, как правило, совместно с представителями торгового посредника.
Встречные закупки.
По условиям сделки встречной закупки продавец поставляет покупателю товар на обычных коммерческих условиях и одновременно берет на себя обязательство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта. Таким образом, встречная закупка предусматривает две юридически самостоятельные, но фактически взаимосвязанные сделки купли-продажи.
Сделку встречной закупки условно можно подразделить на две части. Во-первых, заключение первичного контракта с фирмой-продавцом конкретного товара, в котором предусматривается обязательство продавца произвести встречную закупку у фирмы (или в стране) покупателя. Во-вторых, подписание контрактов на импорт с продавцом встречных товаров покупателя.
Сделка встречной закупки может быть оформлена двумя или тремя самостоятельными контрактами. В качестве основного выступает так называемый первичный контракт, связанный обычно с поставками машин и оборудования, по которому покупатель оплачивает товар в СКВ. Особенностью вторичного контракта является специальный пункт, предусматривающий обязательство продавца осуществить в установленные сроки встречную закупку товаров, предлагаемых покупателем на экспорт. В случае невыполнения этого условия, в контракте, как правило, предусматривается штраф в размере от 20 до 50% суммы неисполненных обязательств. Вторичный кон-тракт является соглашением общего плана, в рамках которого осуществляются поставки встречных товаров. Иногда стороны подписывают третий контракт, именуемый Протоколом, который представляет собой обособившийся в отдельный документ пункт вторичного контракта, увязывающий первичный и вторичный контракты в единую сделку встречной закупки.
Сделки встречной закупки широко используются во внешнеэкономических связях таких стран, как Индонезия, Нигерия, Иран, Малайзия, а также во внешнеэкономической деятельности советских организаций. Примером является предполагаемое сооружение в 1993 г. газопровода из СССР транзитом через Болгарию с конечным пунктом в Греции. По условиям соглашения в первые четыре года Советский Союз будет использовать значительную часть своей выручки (70-75%) на закупку греческих товаров и оплату услуг (строительство, ремонт судов). Общая стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд.экю.
В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.
Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров в обмен на документы, подтверждающие поставку, а экспортер принимает на себя обязательства купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.
В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.
Второй вариант встречных закупок предусматривает подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) — встречными поставками товара. На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен. В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере — 30%) деньгами.
Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину — встречной поставкой товаров. Но в этом случае он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки. Такие встречные закупки называются авансовыми или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки. Контракты на основную и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.
В большинстве случаев экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортеров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Обычно после согласования цены товара импортер ставит как обязательное условие контракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму (в процентах от сделки) и настаивает на внесении этого условия в контракт. Туда же включаются и штрафные санкции за невыполнение этого условия (в размере от 20 до 50% от суммы неисполненных обязательств). Для экспортера обычный коммерческий контракт намного выгоднее, чем встречная закупка. Однако под давлением обостряющейся конкуренции и заинтересованности в сбыте собственной продукции экспортер соглашается на встречную закупку, и тогда основным предметом переговоров становится определение объема таких закупок. Импортер очень тщательно готовится к переговорам, проводит маркетинговые исследования, изучает основных конкурентов, их цены и старается предугадать, на какую уступку по объему встречной торговли может пойти экспортер.
Договорившись об объеме встречных закупок, контрагенты начинают переговоры о структуре встречных товаров.