в чем недостатки бартера

Бартерный обмен

Современные деловые отношения основываются на товарно-денежном обороте. Операции, связанные с товарным обменом, встречаются реже. Наиболее распространен бартер в сфере услуг и производства товаров.

Что такое бартер

Бартерная сделка представляет собой договор, согласно которому, происходит обмен имуществом с одинаковой стоимостью у каждой из сторон. Бартер оформляется письменно, в соответствии с законодательными нормами. Главная особенность данного вида операций — отсутствие движения денежных средств при переходе прав собственности на объекты обмена.

Чаще в товарообмене принимают участие юридические лица. Для частных принято использовать термин «договор мены», включающий в себя не только собственность на вещи, но и обмен правами. Законодательством РФ предусмотрена возможность использования для бартерного обмена двух договоров купли-продажи, дополненных встречными обязательствами между сторонами. Участники соглашения являются одновременно и продавцами, и покупателями.

Разновидности бартера

Существуют следующие виды взаимодействия по бартерной схеме:

Положительные стороны бартерных сделок для фирм

Бартерные отношения выгодны для организаций с недостаточным денежным ресурсом. В условиях экономического кризиса поддержку производственной деятельности предприятия обеспечивает взаимозачет товаров и сырья. Такие отношения помогают избежать дополнительных издержек в период инфляционных процессов, снизить риски при колебаниях курсов валют.

Предприниматели экономят время, рассчитываясь товаром. Схема покупки нужной продукции значительно сокращается, если исключить этап продажи за деньги, дальнейший поиск и оплату других товаров. Данное взаимодействие возможно только при двухсторонней заинтересованности выпускаемыми продуктами участников сделки.

Использование бартера способствует сохранению наличных денег в кассе предприятия. Достаточные запасы денежных ресурсов покрывают расходы фирмы в сферах, где другие варианты расчета невозможны.

Недостатки бартера

Несмотря на очевидные преимущества, товарообмен сопровождается рядом трудностей. Проблемы возникают при оплате налогов и списании регулярных взносов с заработной платы при натуральном расчете. Также к бартерной системе неприменимы льготные налоговые ставки.

Отличия в сроках налогообложения нередко приводят к штрафам или повышенным сборам при международном расчете.

При больших товарных оборотах не всегда просто найти партнера с подходящими условиями сотрудничества. Для оптимизации работы создаются электронные биржи, на которых пользователи размещают свои предложения и заявки.

Оценка предмета договора бывает проблематичной, если длительное время в оборот не привлекались деньги.

Для успешной деятельности требуется умение быстро приспосабливаться к новым правилам и тенденциям на рынке. Применять такой инструмент, как бартер, становится намного проще, благодаря развитию интернета и других средств коммуникации.

Источник

Что такое бартер: преимущества и недостатки обмена

Бартер — обмен товарами или услугами с другим человеком без участия денег. Бартерная система использовалась в течение нескольких тысячелетий, и задолго до того, как были изобретены деньги. В древние времена эта система часто могла включать людей только одной местности. Однако сегодня с использованием Интернета бартер носит глобальный характер. Как правило, торговля осуществляется через интернет-аукционы и своп-рынки.

в чем недостатки бартера. Смотреть фото в чем недостатки бартера. Смотреть картинку в чем недостатки бартера. Картинка про в чем недостатки бартера. Фото в чем недостатки бартера

История бартера

В средние века европейцы путешествовали по всему земному шару, чтобы выменять изделия ремесел и мехов на шелка и духи. Колониальные американцы меняли мушкеты на оленьи шкуры, и пшеницу. Когда деньги были изобретены, бартер не закончился, он принял более организованную форму.

Из-за недостатка денег, бартер стал популярен в 1930-х годах во время Великой депрессии в США, а к 1933 году число людей, полностью существовавших за счёт мены достигло 60 миллионов. То есть фактически пол-страны было вовлечено в этот процесс. Люди, оказавшиеся на грани голода и выживания, объединялись в бартерные кооперативы взаимопомощи, либо действовали самостоятельно.

Натуральный обмен получил значительное распространение в экономике нашей страны девяностых годов, когда рабочие получали заработную плату продуктами их производства. Следствием явилось снижение налоговых поступлений и ослабление мощи государства.

Недостатки бартера

Несмотря на перечисленные неудобства и трудности, бартер всегда существовал в прошлом и будет существовать в будущем.

Преимущества бартера

Площадки для бартерного обмена

Если вы хотите торговать с другими людьми, сайты онлайн-обмена являются быстрым способом рекламы. Вы можете присоединиться к бартерной бирже. Бартерные биржи за определенную плату помогут вам найти нужные вам товары и услуги. Они также будут отслеживать ваши обмены и отправлять вам необходимую информацию.

Некоторые ресурсы фокусируются на обмене определенных предметов, таких как торговля одеждой или видеоигры.

Поиск в Интернете предоставит вам огромное разнообразие сайтов обмена, которые вы можете использовать для установления прямых связей с другими людьми. Вы даже можете избежать расходов на доставку, не выходя за пределы своей местности.

Почему необходимо заключать договор

Если обмен связан со значительными суммами, лучше использовать бартерный договор. В документе будут расписаны все особенности сделки, понятны права и обязанности сторон.
Бартерное соглашение позволяет обстоятельно объяснить, что торгуется и кем. Для получения услуг следует указать определенную задачу, работу, или отметить количество часов, необходимое для работы. Для товаров, вам, скорее всего нужно будет включить количество и условия их передачи.

Обмен без соглашения может иметь неприятные последствия. С одной стороны, как и любой контракт, обмен на бумаге, подписанный сторонами, означает, что каждый должен придерживаться определённых условий сделки. С другой стороны, в зависимости от ситуации, предметы и услуги, участвующие в торговле могут облагаться налогом.

Если вы являетесь владельцем бизнеса и отдавая товар подрядчику, вы ведь юридически расплачиваетесь с ним. Обе стороны должны позаботиться о включении этой сделки в расчёт налогов.

Источник

Преимущества и недостатки международного бартера

Тема ЛК № 7. Организация и техника товарообменных операций.

Бартерные операции.

Встречные закупки.

Операции с давальческим сырьем и выкуп устаревшей продукции.

Компенсационные сделки.

Бартерные операции.

Цели, которые преследуют стороны при заключении бартер­ных сделок, часто сводятся к одной или нескольким из ниже­следующих:

• смягчение проблемы инвалютного финансирования им­порта;

• упрощение порядка расчетов;

• расширение возможности внедрения на рынок страны-контрагента;

• дополнительная возможность получения импортного обо­рудования в обмен на товар, реализация которого затруд­нена на обычных коммерческих условиях.

Преимущества и недостатки международного бартера

Говоря о преимуществах и недостатках бартера, необходимо проводить четкий водораздел между интересами отдельных фирм и интересами государства в целом. С точки зрения кон­кретных фирм к преимуществам бартера следует отнести, на­пример, возможность разработки новых рынков сбыта продукции и услуг. Бартер является средством активного мар­кетинга, способом проведения своеобразной «разведки боем» перед началом коммерческих продаж. Бартер может быть по­лезным в целях сбора информации к налаживания рыночных контактов. В ряде случаев он используется западными фир­мами для проникновения на рынки менее развитых стран, имеющих потребность в машинах и оборудовании, но испы­тывающих нужду в СКВ, либо имеющих валютные ограниче­ния. Со временем в таких странах после успешного бартера налаживаются и коммерческие продажи.

Важной задачей, которую ставят перед собой фирмы при за­ключении бартера, является возможность сбора информации о рынке страны-контрагента. Если рыночная информация о стране не публикуется, либо имеет конфиденциальный харак­тер, то перечень и количества обмениваемых по бартеру то­варов дают фирме ориентировочное представление о потребностях рынка страны в том или ином товаре и ценах, по которым местный партнер мог бы пойти на сделку уже на обычных коммерческих условиях. Так, западные фирмы часто используют бартер с советскими участниками ВЭД в упомя­нутых целях. Следует также отметить, что налаживание в хо­де переговоров личных контактов способствует заключению дальнейших сделок уже на нормальной коммерческой основе.

Некоторые фирмы используют бартер для обеспечения боль­шей гарантированности поставок нужного им товара. Как из­вестно, в большинстве своем обычные коммерческие закупки имеют разовый характер. Бартер же предполагает более ус­тойчивую связь между партнерами, в частности ввиду того, что разрыв контракта означает для каждой из сторон не толь­ко потерю источника получения нужного товара, но и рынка сбыта для своего собственного.

Зачастую бартер дает фирмам возможность преодолеть нета­рифные барьеры и ограничения, что положительно отражает­ся на конкурентоспособности фирм на конкретных рынках. В ряде случаев взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров.

Бартер может представлять известный интерес и с точки зре­ния государственных интересов. К примеру, США через бар­тер излишков сельскохозяйственных товаров изыскивают дополнительные ресурсы для содержания армии, в результате чего часть ежегодно выделяемых ассигнований используется на улучшение условий жизни личного состава. Облегчается проблема бюджетного дефицита.

Бартер часто используют развивающиеся государства, что свя­зано в первую очередь с ухудшением условий их торговли. Практика показывает, что динамика бартерных операций уве­личивается по мере падения спроса на конкретный экспорт­ный товар. Развивающиеся страны для улучшения покупательной способности своего экспорта, выражаемой в определенном наборе необходимых импортных товаров, актив­но используют бартер. С другой стороны, некоторые страны, участвующие в картельных соглашениях, идут на более низ­кие экспортные цены по бартеру в целях сохранения согла­сованных справочных цен на высоком уровне.

в чем недостатки бартера. Смотреть фото в чем недостатки бартера. Смотреть картинку в чем недостатки бартера. Картинка про в чем недостатки бартера. Фото в чем недостатки бартера

Государственные органы США часто используют бартер для своеобразного «пристраивания» излишков сельскохозяйствен­ной продукции в рамках действия правительственной про­граммы поддержки цен, в то время как цены мирового рынка на аналогичный товар находятся на более низком уровне. По мнению экспертов, бартер американской сельскохозяйствен­ной продукции в перспективе будет иметь тенденцию к росту, поскольку завышенный курс доллара делает ее коммерческий импорт менее привлекательным для стран-покупателей.

Крупномасштабные бартерные сделки, осуществляемые на межгосударственном уровне, часто имеют известную полити­ческую окраску. Например, бартерный обмен сельскохозяйст­венной продукции на высокотехнологическое оборудование по двустороннему соглашению между США и Ямайкой считается политически престижным для последней и косвенно свиде­тельствует о поддержке, оказываемой правительству этой страны американским партнером.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что бартер имеет це­лый ряд недостатков, как с точки зрения фирм, участвующих в сделке, так и интересов государств, а также международных экономических организаций, учрежденных и действующих в области международной торговли. Наиболее существенным недостатком бартера считается его несоответствие принципам недискриминации и многосторонности торгового обмена, за­крепленным, в частности, в Генеральном соглашении по та­рифам и торговле (ГАТТ). В контексте этого соглашения продажи, к примеру, США сельхозпродукции по бартеру по ценам ниже внутренних закупочных следует рассматри­вать как разновидность субсидирования и нарушение принци­па многосторонности обмена, поскольку предложения на бартер делаются не в открытой и ясной форме, не всем заин­тересованным сторонам, а даются, как правило, на двусторон­ней селективной основе.

Недостатком бартера считается необходимость совпадения по­требностей партнеров. Продавец, заинтересованный в бартере, вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец. Это обычно связано с дополни­тельными трудностями и издержками.

Бартерные сделки, вопреки сложившемуся мнению, значительно труднее заключать, чем нормальные коммерческие контракты. Бартер чаще всего связан с проведением сложных ценовых переговоров и согласованием количества встречных товаров. И хотя в большинстве сделок за базу берутся мировые цены по нормальным коммерческим сделкам, бартерные соглаше­ния, как правило, предусматривают специфические скидки и надбавки. С другой стороны, ввиду того, что цены на мировых товарных рынках могут быстро меняться, длительный период переговоров (что характерно для бартера), либо значительные сроки поставки товара, могут привести к убыткам для одной из сторон и, соответственно, ростом прибыльности для другой Бартерные сделки часто сопряжены с трудностями в управле­нии качеством товаров. В обычных коммерческих контрактах предусматривается согласованное качество предмета сделки. Поскольку бартер предполагает двойной обмен, контроль со­гласованного качества товаров усложняется. Отказ в приемке товара по причине его низкого качества может означать ут­рату партнера по бартеру, то есть рынка сбыта для собственного товара. Поэтому отказ от акцепта счетов поставщика, часто практикуемый при обычной коммерческой сделке, в бартере почти неприменим. Наконец, ввиду утвердившегося мнения, что товар реализуется через бартер постольку, по­скольку он не может быть продан за валюту, партнеры обыч­но заранее готовы к тому, что товар будет несколько ниже стандартного качества.

К недостаткам бартера относят то, что он зачастую более вы­годен для одной из сторон в сделке. В случаях, когда контракт заключается по настоянию одного из партнеров, у другой сто­роны часто возникают трудности в использовании или реали­зации получаемого встречного товара. В этом случае согласие партнера на бартер обусловлено в основном стремлением вый­ти на новые рынки сбыта своей продукции. Данная проблема усугубляется в случае отсутствия у партне­ра собственной адекватной сети реализации ‘встречного това­ра. В таком случае товар реализуется, как правило, через торговый дом, специализирующийся на бартерной торговле, и со значительной скидкой с цены. В конечном итоге, после длительной цепочки обменов товар, поставленный по бартеру, может создать нежелательную конкуренцию для собственных коммерческих поставок на уже отработанных рынках, тем са­мым сбивая цены. Этот феномен известен в международной практике как «эффект вытеснения» коммерческих продаж. Если по бартеру обменивается товар, который можно реали­зовать на нормальных коммерческих условиях, то возникает проблема снижения спроса на эти товары и упущения потенциальной выгоды от экспорта с платежом наличными. При этом могут быть затронуты интересы фирм-контрагентов из третьих стран, поскольку наплыв реализуемого по бартеру товара может дезорганизовать уже устоявшиеся потоки товаро­движения.

Если бартер проводится государственными организациями, ча­сто возникают многочисленные бюрократические противоре­чия и межведомственные коллизии, сопутствующие сделке. Примером является бартер американской сельскохозяйствен­ной продукции, осуществляемый Министерством сельского хо­зяйства в обмен на стратегическое сырье для нужд Министерства обороны. Если вывозимое сельскохозяйственное сырье вытесняет хотя бы 1% коммерческих продаж этих то­варов на мировом рынке, Министерство сельского хозяйства выступает против такой сделки, ибо в этом случае бартер идет вразрез с американской политикой благоприятствования международной торговле сельскохозяйственной продукции на нормальной коммерческой основе. Более того, считается, что любое падение цен на сельхозтовары как результат крупно­масштабного бартера оказывает депрессивное воздействие на фермеров и наносит ущерб работе Министерства сельского хо­зяйства, направленной на стабилизацию и поддержание цен на сельскохозяйственное сырье.

К недостаткам бартера относятся высокие издержки, связан­ные с исполнением сделки. Для бартерных сделок требуется значительно более продолжительный период переговоров, так как многие фирмы не знают специфики товаров, которыми приходится обмениваться. С другой стороны, в бартере воз­награждение, выплачиваемое посредникам, несколько выше, чем в обычных коммерческих сделках и составляет в практи­ке некоторых западных фирм 1,5-3% (против в среднем 2%) стоимости контракта. Методы реализации товара иностран­ными контрагентами по бартерным контрактам. В современ­ной практике можно выделить следующие способы реализации получаемых в рамках бартера товаров. Использование в собственном производственном процессе. За­мечено, что фирмы-продуценты отдают предпочтение таким товарам, которые могут быть утилизированы ими в процессе производственного цикла. При этом, если качество и цена из­делий отвечают потребностям продуцента, то такие поставки рассматриваются как импортозамещение. В таких ситуациях иностранная фирма-контрагент, как правило, легко соглаша­ется на бартер. Для контрагентов это означает возможность достижения в ходе переговоров лучших ценовых условий, чем при прочих равных условиях.

· Использование для собственного непроизводственного по­требления. Бартерный товар может использоваться ино­фирмой для замещения коммерческих закупок таких товаров, как конторское оборудование, строительные и прочие материалы, транспорт, пищевые продукты, товары для поощрения персонала фирм и прочес- К ttphmcdv, не­которые сделки между американскими и польские, фир­мами предусматривают поставка польской бстчины для рабочих столовых американского партнера или организа­цию поощрительных туристических поездок в страну контрагента.

· Импортозамещение товаров, поступающих из страны партнера. Если встречный товар не может быть исполь­зован для собственных нужд, западные фирмы часто к сделке подключают компании, с которыми они имеют ус­тоявшиеся связи (поставщиков, субподрядчиков и др.) и предлагают им бартерные товары. Учитывая, что такие предложения делаются чаще всего не в открытой форме всем потенциально заинтересованным компаниям, такие действия фирм могут квалифицироваться как наруше­ние антимонопольного законодательства. Тем не менее, на «практике этот канал реализации встречных товаров весьма распространен.

· Закупка по спецификации. Часто западные фирмы обус­ловливают готовность пойти на бартер возможностью контрагента изготовить и поставить товар по специфика­ции фирмы.

· Переуступка прав на товар либо его перепродажа. Это на­иболее распространенный способ реализации товаров, по­лучаемых инофирмой; по бартеру. В качестве третьей стороны может выступать дистрибьюторская фирма, тор­говый дом или конечный потребитель. В этом случае ино­фирма находит третью заинтересованную сторону еще до заключения бартерной сделки, чтобы заранее предусмот­реть размер вознаграждения посреднику, которое в нема­лой степени влияет на рентабельность сделки. Такой вид бартера часто дает наименьшие возможности участникам ВЭД по достижению оптимальных рыночных пропорций встречно обмениваемых товаров.

· Проведение всей бартерной сделки через посредника. В этом случае вся сделка (как экспортная, так и импортная ее части) проводится через независимую торгово-посредническую фирму и оформляется договором поручения, ко­миссии или поставки. В таких сделках инофирма ведет переговоры по бартеру, как правило, совместно с предста­вителями торгового посредника.

Встречные закупки.

По условиям сделки встречной закупки продавец поставляет покупателю товар на обычных коммер­ческих условиях и одновременно берет на себя обязатель­ство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта. Та­ким образом, встречная закупка предусматривает две юри­дически самостоятельные, но фактически взаимосвязанные сделки купли-продажи.

Сделку встречной закупки условно можно подразделить на две части. Во-первых, заключение первичного контракта с фирмой-продавцом конкретного товара, в котором предусмат­ривается обязательство продавца произвести встречную за­купку у фирмы (или в стране) покупателя. Во-вторых, подписание контрактов на импорт с продавцом встречных то­варов покупателя.

Сделка встречной закупки может быть оформлена двумя или тремя самостоятельными контрактами. В качестве основного выступает так называемый первичный контракт, связанный обычно с поставками машин и оборудования, по которому по­купатель оплачивает товар в СКВ. Особенностью вторичного контракта является специальный пункт, предусматривающий обязательство продавца осуществить в установленные сроки встречную закупку товаров, предлагаемых покупателем на экспорт. В случае невыполнения этого условия, в контракте, как правило, предусматривается штраф в размере от 20 до 50% суммы неисполненных обязательств. Вторичный кон-тракт является соглашением общего плана, в рамках которого осуществляются поставки встречных товаров. Иногда стороны подписывают третий контракт, именуемый Протоколом, кото­рый представляет собой обособившийся в отдельный документ пункт вторичного контракта, увязывающий первичный и вто­ричный контракты в единую сделку встречной закупки.

Сделки встречной закупки широко используются во внешне­экономических связях таких стран, как Индонезия, Нигерия, Иран, Малайзия, а также во внешнеэкономической деятель­ности советских организаций. Примером является предполага­емое сооружение в 1993 г. газопровода из СССР транзитом через Болгарию с конечным пунктом в Греции. По условиям соглашения в первые четыре года Советский Союз будет ис­пользовать значительную часть своей выручки (70-75%) на закупку греческих товаров и оплату услуг (строительство, ре­монт судов). Общая стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд.экю.

В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.

Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закуп­ки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров в обмен на документы, подтверждающие поставку, а экспортер принимает на себя обязатель­ства купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.

В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.

Второй вариант встречных закупок предусматривает подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) — встречными поставками товара. На сумму встречных поста­вок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров со­гласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен. В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере — 30%) деньгами.

Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заклю­чение основного контракта, по которому примерно половину стоимо­сти поставленного товара импортер оплачивает денежными сред­ствами, а оставшуюся половину — встречной поставкой товаров. Но в этом случае он осуществляет встречную поставку авансом, предва­рительно, т. е. до основной поставки. Такие встречные закупки назы­ваются авансовыми или предварительными. Они применяются, на­пример, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки. Контракты на основную и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основ­ной поставке.

В большинстве случаев экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортеров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Обычно после согласо­вания цены товара импортер ставит как обязательное условие кон­тракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму (в процентах от сделки) и настаивает на внесении этого условия в контракт. Туда же включаются и штрафные санкции за невыполне­ние этого условия (в размере от 20 до 50% от суммы неисполненных обязательств). Для экспортера обычный коммерческий контракт на­много выгоднее, чем встречная закупка. Однако под давлением обостряющейся конкуренции и заинтересованности в сбыте собственной продукции экспортер соглашается на встречную закупку, и тогда ос­новным предметом переговоров становится определение объема таких закупок. Импортер очень тщательно готовится к переговорам, прово­дит маркетинговые исследования, изучает основных конкурентов, их цены и старается предугадать, на какую уступку по объему встречной торговли может пойти экспортер.

Договорившись об объеме встречных закупок, контрагенты начи­нают переговоры о структуре встречных товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *