в чем назначение планирования
Как организовать планирование деятельности предприятия
Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.
Что входит в планирование деятельности?
Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:
Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:
Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.
Как проводится анализ планирования?
Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:
На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.
Цели и виды
Рассмотрим основные цели планирования:
Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.
Разновидности
Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:
Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:
ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.
Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:
Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:
Планирование может быть:
ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.
Методы
Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:
Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.
Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.
Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием
Оглавление
Цель — раскрыть содержание и назначение финансового планирования на предприятии, основные приемы и методы, применяемые на предприятиях при осуществлении финансового планирования. Также для более полного раскрытия темы вводится анализ финансового состояния предприятия с определением и анализом основных финансовых коэффициентов.
Задачи
1. Раскрыть содержание и назначение финансового планирования на предприятии.
2. Определить основные цели и задачи проведения финансового планирования на предприятии.
3. Дать характеристику основным методам финансового планирования и основным видам финансовых планов.
4. Раскрыть содержание анализа финансового состояния предприятия.
5. Дать характеристику и порядок расчета основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия.
6. Рассмотреть порядок проведения финансового планирования в зарубежных странах.
1. Содержание и назначение финансового планирования
Эффективное управление финансами на предприятии возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в период существования СССР. В условиях существования административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые платы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые предприятием годовые финансовые планы, тем не менее, были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Такие планы были громоздкими и трудноисполнимыми.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового положения.
В ходе составления финансового плана предприятия решаются следующие задачи:
С одной стороны, финансовое планирование связано с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. Обычно составляется в форме баланса доходов и расходов.
Разработка финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства.
2. Цели, задачи и принципы финансового планирования
Несмотря на то что в условиях цивилизованного рынка финансовое планирование на предприятиях не носит обязательного характера, большая часть предприятий ставит перед собой цели и задачи, для достижения и решения которых применяется финансовое планирование.
Цели финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств. Исходя из этих целей можно определить финансовое планирование как многоплановую работу, состоящую из ряда взаимосвязанных этапов:
1) анализ финансовой ситуации и проблем;
2) прогнозирование будущих финансовых условий;
3) постановка финансовых задач;
4) выбор оптимального варианта;
5) составление финансового плана;
6) корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
7) выполнение финансового плана;
8) анализ и контроль выполнения плана.
В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:
1) определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
2) увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
3) выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
4) определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование строится на следующих основных принципах:
Принцип единства. Он предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений), взаимосвязь между ними, наличие единого направления их развития для достижения общих целей предприятия. Это возможно в рамках вертикального единства предприятия.
Принцип координации планов отдельных подразделений. Он заключается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования на предприятии.
Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).
Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Помимо перечисленных основных принципов, существуют также принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях:
Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. То есть у предприятия всегда должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.
Принцип рентабельности капиталовложений — для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т. е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).
Леверидж — это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.
Финансовый леверидж количественно измеряется как соотношение между заемным и собственным капиталом:
где: ЗК — заемный капитал;
СК — собственный капитал.
Уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Он также связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не допустить потери финансовой независимости и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага, который рассчитывается по формуле:
где: Нс — ставка налога на прибыль;
ЭРа — экономическая рентабельность активов, которая определяется по формуле:
где: ЧП — чистая прибыль;
% к уплате — проценты за кредит, относимые на себестоимость;
ИБ — итог актива баланса.
СП — средний размер процентов за кредит, уплаченных предприятием за привлечение заемных средств.
Если рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлечения заемных средств, то возникает положительный эффект финансового рычага, т. е. увеличивается рентабельность собственного капитала.
Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.
Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
3. Методы финансового планирования
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Нормативы, применяемые при финансовом планировании, устанавливаются:
Современные методы калькуляции затрат, такие как стандарт-костинг и директ-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.
Метод балансовых расчетов используется для определения будущей потребности в финансовых средствах. Этот метод основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Особое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков (см. рис. 1) основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Методы экономико-математического моделирования используются при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет. Эти методы позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и их определяющими факторами; построить экономико-математическую модель по функциональной и корреляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов:
1) анализ и оценка отчетных данных за предплановый период, изучение динамики финансовых показателей за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики;
Рис. 1. Денежные потоки (стрелки, направленные внутрь, показывают приток, а направленные наружу — отток денежных средств)
2) построение экономико-математической модели плановых показателей;
3) прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка вариантов планируемого показателя;
4) анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей;
5) принятие планового решения.
Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать оптимальный.
4. Виды финансовых планов
Выделяют три вида финансового планирования (рис. 2):
Стратегическое планирование. Задачами стратегического планирования являются:
Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной политики предприятия.
Рис. 2. Теоретическая схема механизма (планирования) на предприятии 1
Одним из наиболее распространенных видов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-план может быть представлен в разных формах. В нем отражены следующие основные моменты:
Итогом бизнес-плана является формирование финансового плана и стратегии финансирования. Эти разделы обобщают все разработанные материалы и представляют их в стоимостном выражении. При этом подготавливаются следующие документы:
На основе финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования:
Текущее планирование финансовой деятельности. Главная цель текущего планирования — определение ресурсов, которые будут необходимы предприятию для осуществления стратегических целей.
Ресурсы предприятия могут быть классифицированы по трем категориям:
Планирование материальных и финансовых ресурсов составляет работу финансиста предприятия; ее конечный результат — инвестиционный и финансовый план.
Инвестиционный и финансовый план чаще всего представляет собой таблицу, которая состоит из двух последовательно расположенных частей. В одной из них отражаются по каждому году планируемые инвестиционные расходы, в другой — финансовые источники или ресурсы, которые будут использоваться для оплаты этих расходов.
Основное направление использования средств предприятия в сред несрочном периоде составляет оплата инвестиционных расходов. Однако инвестиционные расходы — это не единственное направление использования средств, приведенное в плане.
Инвестиционные расходы обычно разделяются на расходы, связанные с инвестициями на простое обновление, и расходы, связанные с инвестициями на модернизацию или развитие производства. Эти расходы можно также классифицировать в зависимости от вида инвестиционного имущества: новые здания, оборудование, транспорт, земля и т. д.
Кроме расходов инвестиционного характера у предприятия возникают дополнительные финансовые потребности производственно го цикла. Обычно такие потребности связаны с инвестициями на расширение. Чтобы увеличить объемы продаж, предприятие вынуждено увеличивать свои запасы, а также общий объем кредита, предоставленного своим клиентам, при условии прежних сроков платежей. Отсюда возникает дополнительная потребность в оборотном капитале, которая только частично компенсируется ростом объема кредита поставщиков. Для прогнозирования этой потребности прибегают к методам экстраполяции, сроков оборачиваемости, бюджета денежных средств.
Оперативное планирование (разработка бюджетов (бюджетирование)). Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Бюджеты обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основе взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.
Бюджет — финансовое, количественное выражение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планов.
При составлении бюджетов ставятся следующие цели:
Бюджетный период охватывает, как правило, краткосрочный аспект планирования: год, квартал, месяц.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
1) подготовка прогноза и бюджета продаж;
2) определение ожидаемого объема производства;
3) расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
4) расчет и анализ денежных потоков;
5) составление плановых финансовых отчетов;
6) утверждение бюджетов руководством предприятия;
7) последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
В основном используется структура общего бюджета с выделением оперативного и финансового бюджетов.
Общий бюджет — скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Процесс бюджетирования может быть условно разбит на две части, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1) подготовка операционного бюджета;
2) подготовка финансового бюджета.
Операционный бюджет состоит:
Финансовый бюджет состоит:
Кроме этого финансовая служба составляет еще два документа обще го бюджета: прогноз движения денежных средств и прогнозный баланс.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
5. Анализ текущего финансового состояния предприятия
Основой финансового планирования является анализ текущего финансового состояния предприятия. Финансовое положение предприятия и его финансовая устойчивость характеризуются системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Целью анализа финансового состояния предприятия является обоснование решения по признанию структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным или, напротив, признание баланса хорошим, а предприятия платежеспособным.
Поэтому основными задачами проведения анализа финансового состояния предприятия являются:
Обычно оценку текущего финансового состояния начинают с анализа ликвидности баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков (табл. 1).
Группировка активов и пассивов
Показатели группи ровки актива баланса | Группировка актива баланса | Данные бухгалтерского баланса (№ строк) | Показатели группировки пассива баланса | Группи ровка пассива баланса | Данные бухгалтер ского баланса (№ строк) |
А1 | Наиболее ликвидные активы | Стр. 250 + стр. 260 (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) | П1 | Наиболее срочные обязательства | Стр. 620 (кредиторская задолженность) |
А2 | Быстро реализуемые активы | Стр. 240 (краткосрочная дебиторская задолженность) | П2 | Кратко срочные пассивы | Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660 (краткосрочные заемные средства + задолженность участникам по выплате доходов + прочие краткосрочные обязательства) |
A3 | Медленно реализуемые активы | Стр. 210 + стр. 220 стр. 230 + стр. 270 (запасы + долгосрочная дебиторская задолженность + прочие оборотные активы) | ПЗ | Долгосрочные пассивы | Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650 (долгосрочные обязательства + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей) |
А4 | Трудно реализуемые активы | Стр. 190 (внеоборотные активы) | П4 | Постоянные пассивы | Стр. 490 (капитал и резервы) |
Исходя из проведенной группировки баланс считается ликвидным, если соблюдаются все четыре соотношения одновременно:
А1 П1;
А2 П2;
A3 ПЗ;
А4 П4.
В случае, если одно из соотношений не соблюдается, баланс считается неликвидным. Такой анализ ликвидности баланса является платежеспособным.
При этом под платежеспособностью понимается способность оплачивать краткосрочные обязательства в установленные сроки. Это важнейший показатель финансового положения предприятия. Степень платежеспособности характеризуется финансовыми коэффициентами, представленным в табл. 2.
Финансовые коэффициенты платежеспособности
Наименование показателя | Способ расчета | Нормальное ограничение | Пояснения | |
1. Общий показатель платежеспособности | — | |||
2. Коэффициент абсолютной ликвидности | Показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений | |||
3. Коэффициент «критической оценки» | Допустимое значение: 0,7-0,8 желательно | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам | ||
4. Коэффициент текущей ликвидности | Необходимое значение: 1,5: оптимальное | Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства | ||
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала | Уменьшение показателя в динамике — положительный факт | Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности | ||
6. Доля оборотных средств в активах | Зависит от отраслевой принадлежности организации | |||
7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами | Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности |
Согласно Методическому положению по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12.08.1994 г. № 31-р), оценка неудовлетворительной структуры баланса проводится на основе трех показателей:
Показатели для установления неудовлетворительной структуры баланса
Коэффициент восстановления платежеспособности
Коэффициент утраты платежеспособности
2
Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается на период, равный 6 месяцам, а коэффициент утраты платежеспособности — на период 3 месяца. Если коэффициент L8 принимает значение меньше 1, то это свидетельствует о том, что у организации в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
6. Финансовое планирование за рубежом
В развитых зарубежных странах корпоративное финансовое планирование рассматривают как процесс, состоящий из четырех основных циклов:
1. Цикл стратегического анализа. Этот цикл включает в себя четыре альтернативных варианта развития на год или на более длительный период:
Выбор той или иной альтернативы зависит от прогноза движения денежных потоков, планов доходов и расходов, изменения структуры капитала и, следовательно, платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе.
2. Цикл прогнозирования последствий принимаемых решений. В рамках этого цикла оценивают возможные последствия реакции составленного плана исходя из наиболее вероятного сочетания условий, уточнений, их изменений и допущений.
Некоторые западные специалисты трактуют финансовый план как процесс принятия решений о том, какие риски стоит учитывать, а какие нет.
3. Операционный цикл. На этой стадии финансовые управляющие трансформируют качественные стратегические цели в конкретные планы:
Основными условиями эффективного финансового планирования, по мнению западных исследователей, являются:
4. Цикл бюджетирования. В зарубежной специальной литературе бюджетирование рассматривается как технология планирования, учета и контроля движения денежных средств, образования и использования финансовых ресурсов. Бюджетирование, или процесс разработки бюджетов, отражает суть финансового планирования и способ организации контроля. В основе данного процесса лежит бюджет, который в общем виде представляет собой план распределения ограниченных финансовых ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных конкретными цифрами. Он отражает ожидания менеджеров по поводу будущего состояния бизнеса, уровня продаж, затрат и прибыли, денежных потоков, состояния ликвидности и платежеспособности, структуры капитала и т. д. Таким образом, бюджет:
На предприятиях экономически развитых стран процесс планирования носит жесткий директивный характер. Составляются, в частности, планы, главная задача которых — обеспечение заданного уровня прибыли и рентабельности предприятия. В них намечаются ключевые задачи:
Для решения каждой из задач предусматривается перечень конкретных мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение зафиксированного планом уровня, указываются конкретные лица, ответственные за решение отдельных частей поставленной задачи. В рамках общего плана составляется календарный план работы: взаимодействие подразделений осуществляется на основе сетевых графиков и моделей.
Такова в общих чертах методика внутрифирменного планирования в современных зарубежных компаниях, которая в настоящее время все шире применяется многими российскими предприятиями.
Выводы
Таким образом, в теме раскрыты содержание и основные задачи финансового планирования на предприятии. Определены основные принципы, на которых строится финансовое планирование, его методы и виды. Уделено внимание оценке финансового состояния предприятия как одного из основных моментов и источника информации в проведении финансового планирования на предприятии. Раскрыто значение основных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия и платежеспособность. Для проведения сравнительного анализа приведена характеристика финансового планирования в зарубежных странах.