в чем на ваш взгляд заключается гуманистическая направленность педагогической деятельности
Гуманистическая направленность педагогической деятельности.
Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.
Сначала проясним и уточним понятия «гуманизм», «гуманность». В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Тогда утверждение блага человека должно стать критерием оценки уровня развития общества. Гуманистические идеи, зародившиеся в эпоху античности, нашли свое развитие в трудах многих мыслителей. Во времена эпохи Возрождения гуманизм являлся определенным вольномыслием, которое противостояло средневековой схоластике и духовному, догматическому господству церкви. Идеи признания человека высшей ценностью, уважение к личности человека, идеи Духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает нетолько восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.
Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.
Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).
Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
гуманистическая направленность педагогической деят
К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель. Амонашвили в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека, когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Такое представление неверно. В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.
Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы. Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности. Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения». Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.
Образование является средством передачи культуры, усваивая которую человек не только приспосабливается к изменяющимся условиям, но так же у него формируется жизненная активность. Это дает возможность выходить за пределы ограниченного круга, формировать собственную индивидуальность и быть свободным в принятии решений и отстаивании личных позиций. Анализ целей образования приводит к значимому выводу о том, что общая направленность образования на гармоничное развитие личности и есть назначение, призвание и задача каждого человека. В то же время каждая составляющая педагогической системы имеет свой взгляд на пути достижения целей образования, а также на его гуманистическую направленность. В содержание целей образования следует внести не только информацию о современных новейших научно-технических достижениях, но и информацию гуманитарного плана, которая формирует, развивает знания и умения, опыт творческой деятельности. 3.PОбщая характеристика системы образования Концептуальным документом развития образовательной системы России до 1991Pг. являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987Pг
1. Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского
2. Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы
3. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы
4. Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега
5. Эразм Роттердамский и гуманистическое движение в Германии
6. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии7. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии
8. Гуманистический психоанализ (Э.Фромм)
9. Герои Достоевского в зеркале гуманистической психологии
10. Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности
11. Гуманистическая психология
12. Опыт интегративного подхода к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов
13. История европейского образования. Становление и развитие гуманистической педагогики
14. Гуманизм и гуманистическая мысль в Европе
15. Гуманистическая психология А. Маслоу и образ современной культуры
16. Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»
Набор детской посуды RosenbergНабор детской посуды Rosenberg.
Набор детской посуды Rosenberg сочетает в себе изысканный дизайн с максимальной функциональностью. В набор входят глубокая тарелка,
413 руб
Раздел: Наборы для кормления Глобус политический сборно-разборный диаметром 210 ммГлобус политический сборно-разборный диаметром 210 мм.
Диаметр: 210 мм. Масштаб: 1:60000000. Материал подставки: пластик. Размер коробки: 225х225х138 мм. Цвет подставки: чёрный. Шар выполнен из
451 руб
Раздел: Глобусы Точилка механическая «Berlingo»Точилка механическая «Berlingo».
Точилка 2 в 1. Имеет дополнительную точилку для ручной заточки. Механизм фиксации карандаша снабжен резиновыми держателями, что исключает
494 руб
Раздел: Точилки
17. Гума
Гуманистическая, профессионально- педагогическая направленность педагога
Педагогическая направленность личности каждого преподавателя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентиры следующие: 1)на себя – самоутверждение – чтобы видели знающего, требовательного, настоящего преподавателя; 2)на средства педагогического воздействия; 3)на студента, студенческий коллектив; 4)на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.
Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников). Но лишь при условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к детям начинает формироваться профессиональное мастерство педагога. Гуманистическая направленность преподавателя выражается в его активной позиции.
Преподаватель с гуманистической направленностью видит свои функции в том, чтобы обеспечить более полное развитие каждого студента с точки зрения не только усвоения учебного материала, но и познания студентом самого себя и общества, в котором он будет жить. В отношениях «преподаватель – студент» такие преподаватели отдают предпочтение сотрудничеству. Преподаватели, ориентированные на «развитие студента», обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений, для них имеет первостепенное значение прилежание или старательность студентов, они считают возможным делать длительные прогнозы успеваемости студентов, их будущей профессиональной карьеры, поощряют рост достижений студентов и стимулируют их похвалой и поддержкой в процессе решения учебной задачи.
Педагогическая деятельность требует развития ряда волевых качеств: 1) Целеустремленности, порождающей творческую активность; 2)самообладания – умения владеть собой, преодолевать робость, страх, смущение; 3)настойчивости, которая выражается в неуклонной требовательности и умении последовательно добиваться точного выполнения своих требований; 4)терпения, обеспечивающего готовность объяснять еще и еще раз без раздражения; 5)решительности, позволяющей находить наиболее эффективные способы воздействия, не теряться в сложной обстановке; содержание и формы своей деятельности; 6) Организованности, являющейся условием планомерности воспитательного воздействия.
В творческой работе преподавателя большую роль играют чувства. Люди равнодушные, безучастно ко всему относящиеся, не могут быть преподавателями, не могут живо и образно преподнести учебный материал. Эмоционально окрашенный учебный материал лучше запечатлевается в памяти. Чувства являются необходимым условием для перехода знаний в убеждения.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности в условиях ФГОС
МБОУ Одинцовская
средняя общеобразовательная
школа №3
Структурное подразделение
Детский сад
Гуманистическая направленность педагогической деятельности в развитии школьников и дошкольников в условиях ФГОС
Рудская Г.В.
г. Одинцово
Введение
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Главным образом они связывались с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности, «добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям». Вот, что писал об этом Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов». Он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, то больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание, он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоанн Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание JI. Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». JI. Н Толстой полагал, что «признание права “другого” непросто на участие в борьбе за существование, а на событие с самим собой, и, более того утверждение собственной жизни и жизни “другого” становится осуществление разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного процесса». По сути дела, весь «пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших – это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию».
Однако, из педагогов – классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский: «конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать городничего честным чиновником…», «убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что. владение нравственным составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»
Если педагоги – классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, то тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
Влияние личности педагога на характер воспитания.
«Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она не была»,– пишет К. Д. Ушинский,– «не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. » Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, им системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников.
В структуре личности ученые выделяют группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу:
· социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);
· профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности, развитость практических, педагогических умений и способностей);
· индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (наблюдательность, мышление, память и т. д.);
Интегральным качеством личности учителя, выражающем его «воспитательную силу», степень его влияния на «молодую душу», можно считать «харизму». В переводе с греческого слово χάρισμα означает «оказанная милость, дар», «необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемая как милость Божья». В одних учебниках по педагогики, «харизма» характеризуется как исключительная вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего у учащихся) чувство полного доверия, искреннего поклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь.
Очевидно, что данный вопрос требует специального исследования, однако в русле поставленных задачи в данной работе был осуществлен краткий анализ харизматических качеств педагога:
· быть живым образцом высоких нравственных качеств, считая основой воспитания «хорошего наставника». Обходиться с воспитанниками со всей тихостью, учтивостью. Изучать их характер и интересы каждого воспитанника, вести наблюдения, делать записи об их поведении, природных дарованиях, успехах в науках и нравах;
· провозгласить своим лозунгом слова Я. А. Коменского «сперва любить потом учить». Важной отличительной чертой быть неизменно беспристрастным к разным ученикам;
· считать, что «сила воспитания» – это, прежде всего внутренняя сила; целью своей жизни ставит благо ребенка, черта такого преподавателя –это страстная борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки. Его отношение к делу характеризуется глубоким бескорыстием и крайним самоотвержением;
· жить одной жизнью с возглавляемым им коллективом, больше всего ценить естественные, ненавязчивые формы общения и воспитания, быть генератором идей;
Приведенные характеристики неполны, они дают некоторое представление о педагогической «харизме». Педагога, обладающего ею в исчерпывающей мере, отличают следующие качества:
· беззаветная, самоотверженная любовь к детям;
· внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
· организационное и эмоциональное лидерство;
· способность генерировать идеи и увлекаться ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности своего пути.
В целом можно отметить, что педагог, наделенный “харизмой”, отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, возвышенным характером духовно-нравственной сферы. Его характеризуют также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом.
Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы, чему уделяется недостаточно внимания в системе подготовки переподготовке учителя. «Если учитель малоэмоционален, если у него неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир ребенка. Авторитаризм учителя связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического мышления». Уровнем результативности процесса духовно-нравственного воспитания является такой основополагающий фактор присущий личности педагога, как гуманизм.
Развитие идеи гуманизма учителя, можно найти в трудах таких ученых- педагогов, как Ю. К. Бабанский, Н. Д. Никандров, В. А. Сухомлинский и др.
Ими были выражены личностные черты гуманистической позиции учителя, выявлены основные характеристики гуманистической личности. К ним относятся:
· положительные этические качества;
· высокие ценностные установки.
Чрезвычайно значимым также является утверждение о том, что отношение учителя к самому себе, является главным результатом воспитательного процесса. Педагог становится личностью, способной влиять на другую личность при определенном, достаточно высоком уровне самоуважения. Необходимо особо остановится на такой сущностной характеристике педагога, как духовность. Педагогическая духовность – «это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя; взаимоуважение учителя и ученика; вера в возможности ребенка и т. д.». Приобщение ребенка к духовности, использование возможностей дополнительного образования, внеклассной работы, при которой ребенок невольно осмысливает все явления окружающего мира и тем самым становится причастным к этому миру. «Общение с искусством, изучение персоналий выдающихся людей, другие формы ценностно-ориентированной деятельности – выводили бы ребенка на осмысление вечных проблем человеческой жизни».
Обобщая сказанное, можно констатировать, что гуманизм личности учителя, предопределяемый его «харизмой», является основным фактором результативности духовно-нравственного воспитания на основе ценностного содержания знаний. Особое значение имеет соотношение и взаимосвязь гуманизма и духовности в их педагогической интерпретации. Гуманизм как ценностная направленность личности предполагает «единство личностного способа жизни и форм педагогического сотрудничества».
Эффективное существование системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.
Заключение
В результате проделанной работы, можно с уверенностью сказать, о том, что проблема нравственного воспитания сейчас очень актуальна. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного образования. Оно требует не только наличия объективных условий, а также определенных усилий со стороны окружающих людей. В первую очередь, это семья, друзья, и конечно же учителя. Для ребенка знания в первую очередь зависят от личностных характеристик педагога. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец всего человечества. К важным источникам нравственного опыта детей в первую очередь относится учебная деятельность, в ходе которой ребенок приобщается к основным ценностям.
Список используемой литературы
2. Актуальные проблемы возрастной психологии. (Под ред. Я. Л. Коломенского)., 1990.,-176с.
5. Баранов С. П., Педагогика. М.,1986.,-179с.
11. Загик Л., Воспитывать нравственного человека// Дошкольное воспитание., 1994., №11., 65-68с.
12. 3осимовский А. В., критерии нравственной воспитанности// педагогика., 1992., №1., 22-29с.
13. Каргапольцев Н. А., Социализация и воспитание студентов вуза// Вестник Оренбургского университета. 2002., №2., 17-21с.
14. Калюжный А. А., Роль учителя в нравственном воспитании школьников., А-а., 1994.,–187с.
15. Каиров И. А., Нравственное развитие школьников в процессе воспитания. М., 1979.,-277с.
18. Марьенко И. С., Нравственное становление личности школьника. М., 1985., – 321с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.