в чем мыслители нового времени видели назначение и смысл философии
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия Нового времени охватывает период с XVI по XVIIIвв. Это, как известно, время становления западного буржуазного общества, его экономики, политики, культуры и духовных ценностей. После эпохи Возрождения наступило время утверждения новых научных и философских принципов, определения новых общественных идеалов. В философии это нашло отражение в новых подходах к вечным философским проблемам – проблемам истолкования природы, возможностей ее познания, истолкования общества и человека, возможностей изменения общества и способов этого изменения. Как всегда было в философии, философы этого времени стремились понять мир, возможность его познания, в конечном счете, для того, чтобы лучше понять человека и осознать его потенциальные силы, значение его разума и практической общественной жизни для достижения счастья. Предшествовавшие этому периоду философские открытия и выводы, конечно же, в той или иной форме были осмыслены мыслителями Нового времени.
Естественнонаучные представления этого времени явились предпосылками формирования новой картины мира, природы, новых аспектов в истолковании понятий материи и движения. Историческая ограниченность научных возможностей эпохи в познании природы повлияла, разумеется, на содержание философских выводов о природном мире, на масштабы метафизики и механицизма в первую очередь, которые были присущи философам этого времени.
Вместе с тем, успехи развития науки вселяли определенный оптимизм во многие философские представления о познании, об истине и возможности ее достижения.
В философии на первый план выдвинулась проблема метода познания, воплощающая в себе стремление к упорядоченности и систематичности в способах познания. Философы стремились обозначить точки опоры в познании, обеспечивающие его надежность, и главное, возможность достигать истинное знание, без которого невозможно успешное развитие человечества. В этом многие из них видели, в первую очередь, практическую значимость философии в противовес, как они считали, средневековой схоластике. Различные философские ракурсы осмысления проблемы метода познания и соответственно критерия истины нашли свое отражение в различии позиций философского эмпиризма и философского рационализма. Нельзя не учитывать при этом того, что принадлежность к позиции эмпиризма, или сенсуализма, или к позиции рационализма никогда не означала абсолютного противопоставления роли разума и чувств в познании, и в Новое время также философы различались в своих взглядах, главным образом, в поисках последних оснований достоверности и надежности истинного знания. Важно понять и то, какие новые грани в истолковании чувственного и рационального раскрывались философами этого времени.
Философии этой эпохи присущи поиски разумных оснований индивидуальной и общественной жизни, разработка идей гуманизма и прогресса, проблемы смысла жизни и счастья. Для некоторых философов было характерно стремление конкретно и даже детально создавать картины наиболее счастливой общественной жизни. Образ счастливой жизни был неразрывно связан с идеей социальной справедливости, и потому представления о социальной справедливости нашли свою дальнейшую и во многом глубокую разработку в философских трудах мыслителей эпохи Нового времени.
Именно в это время формируются актуальные до сих пор учения о государстве, о власти в целом, об историческом прогрессе и способах его осуществления, о человеке как личности. Мыслители Нового времени глубоко осознавали опасность гражданских войн и революций.
Некоторые из выдающихся философов Нового времени были одновременно выдающимися учеными. Это, в первую очередь, Р.Декарт и Г.Лейбниц.
Философия этого времени оптимистична во взглядах на познание, развитие науки, на будущее в развитии человека и общества. Внимательное прочтение работ философов Нового времени показывает, что многие их идеи и выводы настолько глубоки, что не утратили своей актуальности в наши дни. Более того, обращение к духовным ценностям эпохи Нового времени, их изучение и осмысление способствует дальнейшему постижению смысла и назначения философии в развитии общества. Оно позволило бы нашим современникам более разумно решать насущные проблемы наших дней.
Философия Нового Времени – кратко самое главное + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 7
Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!
Философия Нового Времени – кратко самое главное. Продолжаем наше знакомство с философией в коротком, простом изложении. В предыдущих статьях Вы узнали о таких периодах философии:
Итак, обратимся к философии Нового Времени.
Философия Нового Времени – кратко самое главное
17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.
В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.
Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.
Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм
Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений:
Эмпиризм – это в философии?
Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.
Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.
Рационализм – это в философии?
Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.
Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.
Философия просвещения 18 века
Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.
Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.
Французский материализм 18 века
Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.
Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.
Проблемы философии Нового Времени
Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.
Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.
В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.
Локк считал, что понятия основаны на внешнем мире, а объекты, которые мы видим, имеют только количественные особенности, и отличаются друг от друга только первичными качествами. По его мнению материя не имеет какого-либо многообразия. Объекты имеют отличия только фигурами, покоем и движением.
Юм резко критиковал идеи о том, что субстанция имеет какую-либо материальную основу. По его мнению, есть только «идея» субстанции, и именно под нее он подводил ассоциацию восприятия.
Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.
В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма представляли Декарт и Спиноза.
Главные идеи философии Нового времени
Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.
Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.
Главные идеи философии Нового Времени:
Книги по философии Нового Времени
Философия Нового Времени. ВИДЕО ЛЕКЦИЯ
Резюме
Надеюсь, статья «Философия Нового Времени – кратко самое главное» оказалась полезной для Вас. Можно сказать, что философия Нового Времени стала значительной движущей силой в развитии всей человеческой цивилизации, подготовила основу для совершенствования философской научной парадигмы и обосновала методы рационального познания.
Следующая статья посвящена теме «Немецкая классическая философия».
Желаю всем неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!
Философия Нового времени: кратко о самом главном
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными представителями философии Нового времени являются:
Проблемы философии Нового времени
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Английский философ Дэвид Юм (1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Особенности философии Нового времени
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Кроме того, философии Нового времени были присущи такие особенности, как:
Идеи философии Нового времени
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.
Основные идеи философии Нового времени
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика периода
Новое время охватывает период с шестнадцатого по восемнадцатый век. Это время складывания западной капиталистической цивилизации, пробуждения Европы после периода средневековья и высвобождения, реализации накопленного потенциала в самых разнообразных сферах жизни – в виде бурного развития науки, свершения великих географических открытий, реформации церкви, первых буржуазных революций и т.д.
Представления о мире и мировоззрения человека в Новое время стремительно меняется. Благодаря научному прогрессу и его широкому внедрению в практическую деятельность, через изобретения, мануфактуры, новые виды вооружения и т.д. человек перестает ощущать себя пылинкой на фоне бытия природы, напротив, он получает силу, позволяющую подчинять и управлять природой. Подобный переворот в мировоззрении безусловно требовал новой философии, способной взглянуть на мир иначе, переосмыслить уже известные истины, современно разрешить вечные вопросы и указать направление дальнейшего развития человеческого общества. Именно такой и была философия Нового времени.
Центральной проблемой на данном этапе была проблема познания. Так как естественнонаучное знание выступало острием прогресса и вершиной человеческой мысли, то для философии наиболее значимыми становились вопросы выбора верного метода познания, а также определения его истинности, так как фактическое соответствие знания реальности имело куда большее значение, чем его способность проникнуть в мифорелигиозную сущность предмета.
Разрешение проблемы познания в свою очередь требовало обновления онтологической картины мира. Новое время – это эпоха расцвета деистических концепций, так как с одной стороны научные успехи способствовали утверждению материалистического взгляда на природу и объяснения, происходящих в ней процессов, а с другой философия все еще тяготела к наследству схоластического периода, усматривая в качестве первоосновы всего божественную субстанцию, некий разумный замысел, который, впрочем, сотворив мир и установив его законы, более не вмешивался в его дальнейшее развитие. Отличительной чертой данного периода является попытка совместить научное и религиозное куда в большей степени, чем противопоставить их друг другу.
Готовые работы на аналогичную тему
Другой отличительной чертой философии Нового времени был ее оптимизм, особенно ярко проявлявший себя в социальной и политической философии. Мыслители того времени были уверены, что научный прогресс и личностное совершенствование каждого человека, через воспитание и обучение, позволит разрешить все социальные проблемы, прийти к идеальному, справедливому обществу, построенному на естественных началах, под которыми подразумевались права человека на жизнь, свободу, собственность, выбор и т.д.
К числу основных идей Нового времени можно отнести:
Проблема метода познания
Проблема метода познания была одной из центральных проблем в философии Нового времени. Традиционно разрешение данной проблемы было представлено в виде двух основных направлений:
Выход из данной ситуации Декарт находит в методическом сомнении. Сомнению можно подвергнуть все что угодно, кроме самого факта сомнения, который в свою очередь невозможен без действия рассудка. Таким образом Декарт приходит к представлению о том, что именно разум, как главная функция человеческой души, идеальной субстанции, является источником истинного знания. Методом же за счет которого разум достигает истины становится дедукция – последовательный переход от более широких к более узким фактам.
Закономерно, что сторонники как рационалистического, так и эмпирического подхода не отрицали значения ощущений или разума в познании, однако по-разному разрешали вопросы метода и проверки истинности знаний.
Социально-политические проблемы философии
Изменения в общественной жизни, снижение авторитета церкви и утрата ею позиции беспрекословного доминиона, буржуазные преобразования в Англии и Голландии, также не могли не отразиться в трудах философов Нового времени. Если прежде единственным источником и обоснованием власти выступала божья воля, как проявление сущности высшего порядка, то теперь философы обратились к осмыслению человеческой природы, как детерминанте необходимости возникновения общества, государства и в конечном итоге права.
В трудах таких философов как Т. Гоббс, Б. Спиноза, развивались представления о естественном праве человека, а также общественном договоре, как источнике власти. И хотя различные мыслители по-разному оценивали роль власти в обществе и его идеальное устройство, они сходились на его социальном происхождении.
Общая характеристика философии Нового Времени
Философия Нового Времени
Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты. Развилось новое течение философской мысли. Цели и задачи философов заключались в осмыслении и объяснении особенностей современного мира.
Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.
Принято выделять следующие этапы в развитии философии:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Идеи философии Нового времени
Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.
После знакомства с другими цивилизациями и народами, живущими вне государственного устройства, возникла проблема происхождения государства и обоснования его легитимности. Прежняя теория о божественной природе государственной власти и ее неприкосновенности была заменена теорией договора, заключенного между обществом и властью. Это соглашение определяло переход из «естественной стадии» общества в «государственную». Такая точка зрения на цивилизационный процесс привела к появлению и широкому распространению идеи эволюции и принципов историзма.
Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.
Направления философии Нового Времени
В философском течении Нового Времени выделяют следующие направления:
Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.
Рационализм — это противоположное эмпиризму направление, ставящее в основу познавательного процесса человеческий разум. Основатели рационализма считали, что чувства не могут давать объективной картины и часто приводят к ошибочным представлениям. И все в мире может быть познано через возможности человеческого разума, который не имеет границ. Основателями рационализма считаются французские философы Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.
Философия просвещения — это важнейшее направление философии Нового времени, основанное на ценностях гуманизма, равноправия, свободы воли и образования. Мыслители просвещения считали, что только благодаря усилиям разума и постоянному самосовершенствованию можно избавиться от невежества и вывести из тьмы все человечество, независимо от его происхождения и статуса. Ярчайшими представителями просветительской философии были Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и Д. Дидро.
Французский материализм — это направление, возникшее в середине 18 века под влиянием идей античности и эпикуреизма. Французские материалисты считали, что философия является общественным достоянием, а не привилегией элиты и избранных. Основным отличием от остальных направлений считается отношение материалистов к природе, сущность которой сводилась к четко отстроенной системе законов, не допускающих случайностей. Они отрицали идеи Богословия и идеализма. Представителями материализма являются П. Гольбах, Ж. Ламерти, К. Гольвеций.
Основные проблемы
На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:
В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.
Главные идеи
Среди основных идей Нового времени можно выделить:
Основные представители
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты.
Бэкон был основателем эмпиризма и, будучи верующим человеком, отделял науку и религию, считая, что это совершенно не взаимосвязанные области. Основные работы: «Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы», «Новая Атлантида».
Томас Гоббс (1588-1679)
Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение.
Основные работы: «Элементы законов, естественных и политических», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.
Декарт считается основоположником новоевропейского рационализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.
Спиноза развивал идеи рационализма и был поклонником философии Декарта. Основные работы: «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей», «Богословско-политический трактат», «Этика».
Джон Локк (1632—1704)
Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.
Локк развивал идею о бесконечных возможностях разума и врожденных знаниях, которые есть у каждого человека. Он изучал философию с гносеологической точки зрения. Основные работы: «Письмо о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Некоторые мысли о воспитании», «Второй трактат о гражданском правлении».
Результаты философии Нового Времени
Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить: