в чем миссия учителя

Современный учитель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Он за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, а сколько радость, улыбки детей, полученные от общения со мной в момент образовательной деятельности.

Эссе «Миссия – учителя»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Каждый человек в жизни выполняет свою миссию. В словаре Ожегова слово «миссия» объясняется как ответственное задание, роль, поручение. В современном мире это слово приобрело иное смысловое значение: миссия – предназначение к чему-либо важному, ответственная роль кого-либо. Какую же миссию выполняет учитель сегодня? Кто есть учитель? Тот, кто учит или же тот, у кого учатся, и даже больше – хотят учиться? Рассуждений на эту тему довольно много, у каждого свое видение, имеющее право на жизнь.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя».

Какова миссия учителя в современном обществе? Современное общество ускоренно развивается, поэтому стратегическая задача образования – построить образовательно–воспитательную систему таким образом, чтобы ребенок был готовым активно действовать в быстро меняющихся условиях, необходимо у него развивать такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации. Умение делать выбор, эффективно использовать полученные знания, применяя их на практике, анализировать и сопоставлять данные – это только некоторые способности, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Поэтому главная задача учителя, я считаю, научить учеников учиться, самостоятельно добывать знания и применять их на практике, выявляя природные задатки каждого ребенка, развивать способности, сохраняя индивидуальность. Сегодня это необходимо.

А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Это трудно, потому что многие дети сегодня просто не хотят учиться. Нет желания, терпения, усидчивости. Но мне кажется, что выход из создавшейся ситуации всё же есть. Мы должны сделать учебный процесс творческим, а школу превратить в мир интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе. Интересы, потребности детей побуждают меня много думать, переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, находить такие методы и приемы работы, которые способствовали бы наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка.

Учитель и ученик, на мой взгляд, должны делать всё вместе, быть сотоварищами, партнерами, объединиться в союз более старшего и опытного с неопытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником, спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, который можно перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики — Уважение.

Каждый ребёнок хочет быть понятым и услышанным. И только со временем я пришла к мысли: как важно выслушать каждого, подсказать, посоветовать, позволить проявить инициативу. Я согласна со словами А. Г. Асмолова: «В образование нельзя прийти просто так, а только прийти навсегда, чтобы дышать им и жить». А это невозможно без искренности – неподдельной, ежечасной, необременительной. Никакие знания методик не заменят честности и открытости учителя, умения понимать своих учеников не только с полуслова, но и с полу взгляда.

Дети – открытые, непосредственные личности. Они учат нас, взрослых, очень многому. Я учусь у детей быть такой же непосредственной, щедрой, открытой, доброй и справедливой. А ещё мне импонирует то, что они иногда учат меня тому, что я не знаю и не понимаю. Это подталкивает учеников к самостоятельному изучению материала, появляется желание поделиться с одноклассниками, что является хорошим методом усвоения нового материала и углубления знаний. Если хочешь, чтобы ученики были добрыми, тогда сама относись к ним доброжелательно. «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером» говорил римский философ Сенека. Если хочешь, чтобы они не были безразличными, то должна иметь активную жизненную позицию, быть человеком увлечённым, получать удовольствие от своего дела, творить, искать.

Если хочешь что–то изменить в них, начинай с себя. «Мудрый человек требует всего от самого себя, а эгоистичный – от других», – гласит китайская пословица. Если хочешь, чтобы они были целеустремленными, ставь перед собой цель – важную, делающую осмысленным своё существование и самоуважение.

С помощью чего учить современных детей? В век компьютерных технологий и Интернета открываются огромные возможности, издаётся огромное количество учебных пособий, по которым дети могут заниматься самостоятельно. Но всё это не заменит «живого» слова учителя. Только оно должно быть по–настоящему живым: ярким эмоционально окрашенным.

«Удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка к любознательности, любознательность – дорога к знаниям», говорил великий педагог Януш Корчак. Если с увлечением говорить об интересном, то замечаешь, как у ребят загораются глаза и умолкает самый шумный класс школы.

Современный учитель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Он за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Я считаю, что высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, а сколько радость, улыбки детей, полученные от общения со мной в момент образовательной деятельности.

Стараюсь научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, разбудить любознательность, стремлюсь воспитать взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь. Из года в год, выпуская учеников, становится грустно от расставания, будто отрывается частица твоей души. Но как сильно начинается биться сердечко, когда слышишь об успехах выпускников, слышишь слова благодарности. И как переживаешь боль, если у ребят что–то в жизни не складывается. Начинаешь анализировать, что же ты сделала неправильно, где допустила ошибку в воспитании, чтобы больше не допускать промахов. Свои рассуждения хотелось бы продолжить выдержками из отзыва выпускника нашей школы о моей педагогической деятельности. «Галина Петровна, замечательный преподаватель, отлично знает свой предмет. С лёгкостью находит подход к каждому ученику. Прививает хорошие манеры, понимание доброты и другие человеческие качества». Согласитесь, прочитать такие слова в свой адрес многого стоит. Эти слова окрыляют, и хочется дальше самосовершенствоваться, чтобы помогать своим ученикам, находить своё место в жизни. Высшая награда для учителя – благодарные ученики, нашедшие свое место в жизни, образованные, высоконравственные, духовно развиты. Таким образом, пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа».

Источник

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

в чем миссия учителя. Смотреть фото в чем миссия учителя. Смотреть картинку в чем миссия учителя. Картинка про в чем миссия учителя. Фото в чем миссия учителя

Дата публикации: 16.05.2015 2015-05-16

Статья просмотрена: 25993 раза

Библиографическое описание:

Жернакова, М. В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе / М. В. Жернакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.1 (90.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18666/ (дата обращения: 04.12.2021).

Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь». [1]

Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее.

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Мы часто слышим фразы «новое поколение», « новая школа», « учебники нового поколения». Значит и учитель должен быть новым.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». [2]

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях.

Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса.

Интересен следующий факт. Целью реализации ФГОС является личностный результат. Огромное внимание уделяется личности ребёнка и происходящим с ним в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям появилась возможность получить информацию и обогатить содержание образовательного процесса. На сегодняшний день учитель не является единственным источником знаний, как это было прежде. Благодаря современным технологиям появились отличные возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех – это любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов.

За 11 лет обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса. Мы стремимся качественно подготовить наших учеников к экзаменам, так как это важно для детей, их родителей и нас учителей. Мы радуемся их успехам и вместе с ними огорчаемся в случае неудач. Конечно, было бы здорово, если бы из школы выпускались великие математики, учёные, философы. Но задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества. Школа рассматривается как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения коммуникативных и социальных знаний. Вне социума человек не может стать успешным и счастливым. Очевидно, что недостаточно основательно знать свой предмет, владеть современными методиками, иметь психолого-педагогическую подготовку. Нужен высокий уровень педагогического мастерства, культуры, желание знаний и стремление к поиску и творчеству.

В последнее время в стране наблюдается общее снижение культурного уровня. Духовные ценности утратили свою актуальность для определённых слоёв в обществе. Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости. Речь кумиров современных подростков просто шокирует. Подрастающее поколение впитывает весь этот негатив. Не может не волновать циничное отношение некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и «интеллигентность». Духовность становится огромным дефицитом, поэтому в настоящее время как никогда актуальным становится «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [3]

Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Мы знаем, что характер человека формируется уже к 5 годам. Именно в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Бывает так, что родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах. Реже они посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, как правило, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». [4]

1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 –е издание, Москва, Мир и Образование. 2015 с. 1263

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О – 13 Москва; Проспект, 2015 с. 5

4. А. Дистервег «Избранные педагогические сочинения». Москва, Учпедгиз, 1956, с.136-203

Источник

Миссия учителя в современном обществе

Давайте порассуждаем: кто такой учитель и какова его миссия?

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Давайте окунёмся в историю и посмотрим, кто же мог быть учителем, наставником подрастающего поколения.

Слово «учитель появилось, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее»

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.

Великий Конфуция. Я.А. Коменский, который считал, что профессия учителя самая «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Профессия учитель относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Ценность школы равняется ценности учителя. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».

Педагог не должен быть только транслятором знаний, он должен быть творцом. Опыт показывает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Современный учитель – это Мэтр в своей области знаний, профессионал с устоявшимися представлениями о том, чему учить и как учить, со сформировавшимися подходами к процессу обучения, воспитания и развития учащихся.

Девизом современного учителя должно быть: «ОБУЧАЯ – ОБУЧАТЬСЯ, ОТТАЧИВАЯ СВОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО».

Но вместе с тем у такого учителя должно быть обострённое восприятие инновационных, рождённых передовой педагогической мыслью и направленных на совершенствование практики преподавания, умение как бы со сторону посмотреть на свой опыт, объективно оценить его, проанализировать и в соответствии с этим скорректировать свою педагогическую деятельность.

Инновационных технологий обучения и воспитания много и как разобраться в том, какую из них применить в своей работе, какая из них будет самая результативная? Исходя из природосообразной системы обучения возможно та, которая поможет нам научить детей мыслить диалектически: 1). Всё вокруг нас взаимосвязано, и мы сами непрерывно находимся в неразрывной связи с окружающим миром, который, как и мы сами, непрерывно количественно и качественно изменяется, т.е. находится в постоянном движении. Именно этот постоянно изменяющийся реальный мир и существующие в нём взаимоотношения изучают наши дети. 2).Учащийся – дитя рода человеческого, а значит, и обучать его мы должны сообразно его природе, т.е. по-человечески. Основной способ обучения мы должны перенять у человечества. Человек выжил в дикой природе и достиг сегодняшнего уровня развития, потому что вёл активную целенаправленную деятельность.

Состояние активного творца, активного деятеля – естественное состояние ребёнка. Потребность – двигатель деятельности. Учебный процесс нужно начать с создания ситуаций, в которых учащийся сможет осмыслить необходимость для себя изучаемого материала.

У учащихся кроме потребности в знаниях немало и других потребностей. Взрослые в таких случаях анализируют, для чего именно нужно реализовать данную потребность, и тем самым они усиливают её за счёт внутренней всесторонней и аргументированной мотивации. Таким же образом можно актуализировать и мотивы учащегося (совместно: зачем и для чего?).

А дальше цель, а потом действия (от умственных (план) к практическим) и результат. Важно, чтобы по ходу деятельности учащийся контролировал процесс получения результата и оценивал сам себя. Развитию способствует адекватная самооценка. Именно такая система действий, составляющих деятельность, и обусловила развитие человечества, а, следовательно, её нужно положить в основу технологии обучения.

Совершая деятельность, в частности учебную, учащийся будет развиваться сообразно человеческой природе, т.е. сообразно своим эмоциям, потребностям, мотивам, способам деятельности и т.д. Эту систему обучения предусматривают новые ФГОС. А именно системно-деятельностный подход. В любой технологии обучения, какую бы не применял учитель – всегда должна быть собственная деятельность обучающихся. А основная функция учителя – развитие у учащихся способности осуществлять эту деятельность!

Ученик научившийся быть «деятелем» в учёбе, будет активным и деятельным и в дальнейшей, взрослой жизни! И поэтому по утверждению К.Д.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится», в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

21 век – век научного прогресса, стремительной информации и новых технологий. Ни для кого не секрет, что уровень развития и использования современных технологий зависит от уровня «интеллектуализации» общества, т.е. его способности производить, потреблять и применять новые научные и технологические достижения. Поэтому образование, сегодня и в будущем, на мой взгляд, будет играть лидирующую роль.

Школьный учитель… Профессия некогда почётная, а ныне совсем непопулярная у подрастающего поколения. А ведь именно учитель стоит у колыбели тех глобальных перемен, которые грядут в новом тысячелетии.

Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее в этом его основная миссия!

Источник

Эссе «Моя педагогическая миссия»

Государственного автономного профессионального

«Волгоградский медико-экологический техникум»

Васильевой Анны Ивановны

«Моя педагогическая миссия».

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.

В чем же миссия педагога? Пожалуй, о роли педагога в жизни любого человека не высказать словами, нужно почувствовать сердцем. Хочется вспомнить восточную мудрость: «Если твои планы рассчитаны на год – сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья, если твои планы рассчитаны на века – воспитывай людей!»

Миссия педагога в моём понимании – показывать детям образец достойного поведения, нести мораль, знания, развивать их способности и таланты, пробуждать в них любознательность, инициативу, творчество, стремление быть лидером. Научить ребят мечтать, ставить цель и стремиться её достичь! Каждое, пусть небольшое достижение детей, необходимо поощрять, стимулировать к новым победам. Профессия – преподаватель – как эстафетная палочка передается от самого талантливого педагога к самому талантливому и чуткому обучающемуся, чтобы в дальнейшем и он стал значимой фигурой для кого-то. Мне кажется, что невозможно охватить понятие предназначения педагога, его миссии, просто упомянув все тонкости, трудности и особенности нелёгкой работы, так как педагог – весьма многозначное понятие само по себе. Разными бывают представители этой самоотверженной профессии, разными бывают и дети, с которыми они имеют дело.

Мое назначение как преподавателя – не давать детям готовые знания, а научить ребёнка самостоятельно находить путь к получению новых знаний, делать свои открытия, без которых нельзя построить будущее, помочь отворить перед ними дверь в жизнь, в которой они смогут стать творцами и созидателями нового мира

Став преподавателем я часто задаюсь вопросом: «Каким должен быть современный педагог?». Несомненно, он должен глубоко знать свой предмет, обладать грамотной речью, грамотным письмом, культурой коммуникации. Но, на мой взгляд, в первую очередь – преподаватель должен быть человеком, идущим в ногу со временем. Меняется мир, меняются дети, а значит должны меняться и сами мы.

И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью известного писателя С. Л. Соловейчика: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *