в чем лужин обвинил соню явившись на поминки мармеладова
Клевета Лужина в романе «Преступление и наказание»
Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони Мармеладовой сторублевый билет, после чего, на поминках ее отца, прилюдно обвиняет бедную девушку в воровстве. К счастью за Соню вступаются ее мачеха Катерина Ивановна, Лебезятников, который видел как Лужин сам сунул купюру в карман девушки, и Раскольников, пояснивший мотивы поступка Лужина.
Предыстория
Конфликт с Раскольниковым
Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.
Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:
Но Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и встречает его холодно. Он упрекает гостя, что тот собирается жениться на Дуне только для того чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.
Письмо Лужина
Обидевшись на Раскольникова, Лужин пишет письмо, в котором убедительно просит не приводить сына на их следующую семейную встречу, иначе Пульхерия Александровна и Дуня могут пожалеть об этом («пеняйте уже на себя»).
Кроме того, рассчитывая поссорить Раскольникова с близкими, в своем письме Лужин вставляет колкое замечание по поводу Сони Мармеладовой. Лужин называет ее девицей «отъявленного поведения», намекая на ее непристойную профессию и упоминает о том что Раскольников, под предлогом похорон, отдал Соне 25 рублей, которые получил от матери (Родион действительно отдал те деньги, но не Соне, а ее матери Катерине Ивановне, оставшейся с тремя детьми без средств к существованию).
Ссора с Дуней
Не смотря на угрозу жениха, Дуня просит брата и его друга, Разумихина, явиться на их следующую встречу с Лужиным (Часть 4, глава 2). В ходе этой встречи Расскольников сообщает Дуне о 3 000 рублей (очень крупная сумма; около 300 зарплат) которые ей завещала покойная Марфа Петровна, и, следовательно, у девушки больше нет необходимости выходить замуж только из-за денег. Возмущенный тем, что Дуня и ее мать ослушались его указания по поводу брата, Лужин выходит из себя и предстает перед всеми в своем истинном облике. По мимо прочего, он упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж, хотя на самом деле взял его, чтобы сэкономить на их дороге до Петербурга:
В итоге Дуня с достоинством просит его уйти, дав понять, что на этом их отношения заканчиваются, но Лужин не теряет надежду. Поняв, что теперь нельзя удержать женщин только при помощи денег, он решает действовать хитростью. К тому же, Лужин желает отомстить Раскольникову.
Подлость Лужина
Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову.
Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее зайти (часть 5, глава 1). Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье, и дает ей 10 рублей:
Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).
Клевета Лужина
Позже Лужин является на поминки, как раз во время ссоры Катерины Ивановны с квартирной хозяйкой. Женщина просит рассудить их, но Лужин отказывается участвовать в их скандале, и говорит, что явился по личному делу. Он заявляет, что после того как Соня вышла из его комнаты, с его стола пропал сторублевый билет.
Катерина Ивановна заступается за падчерицу со словами: «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». Также она ругает Соню за то, что она вообще взяла деньги у Лужина:
Но у Соне в кармане действительно находят сторублевый билет. Раскольников в это время стоял в стороне «не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина». Соня испугалась и зарыдала.
У Лужина не было цели навредить самой Соне, и, добившись своей цели очернить ее репутацию, он постарался выставить себя в лучшем свете. Лужин заявил, что «готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну», и не будет заявлять в полицию.
Разоблачение
К счастью план Лужина потерпел провал — со словами «Как это низко» в комнату вошел его друг Лебезятников. Он рассказывает присутствующим что видел как Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи, но думал, что Лужин желает тайно помочь девушке. Но Лебезятников не может понять смысла этого поступка:
Свет на происходящее проливает Раскольников. Все это время он подозревал «какой-то мерзкий подвох», и наконец понял, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы посорить его с матерью и сестрой:
Защитники Сони
Обвинители Сони
Видео
Поминки Мармеладова
На поминках собралась довольно пестрая компания. Катерина Ивановна Мармеладова устроила их, чтобы показать всем, что она не хуже других умеет принять гостей, что она воспитана совсем не для такой жизни, какую ей приходится вести, а, кроме того, болезнь ее весьма способствовала помешательству умственных способностей.
С самого начала все пошло не так! Катерина Ивановна усадила Раскольникова рядом с собой по левую руку, а по правую села хозяйка, Амалия Ивановна, хотя Мармеладова терпеть ее не могла.
Не явились самые уважаемые гости, одним из которых был Лужин, а ведь уже всем было рассказано, что он вырос в доме ее батюшки, всем ему обязан и теперь в благодарность за прежние благодеяния обещал помочь бедной вдове выхлопотать достойный пенсион.
Катерина Ивановна вообще была склонна сначала находить в каждом новом человеке массу положительных качеств, а потом быстро разочаровываться и приписывать этому же человеку самые низкие качества.
Она сидела за столом и, беспрестанно кашляя, едко характеризовала Раскольникову своих гостей. Самое большое ее негодование вызывала Амалия Ивановна. Гости же ели и пили, и некоторые были уже совсем пьяны.
Раскольников слушал молча и с отвращением, пристально приглядываясь к Соне, которая становилась все тревожнее, предчувствуя, что поминки добром не кончатся.
Липпевехзель по какому-то поводу начала рассказывать о своем отце, и Катерина Ивановна сначала потихоньку посмеивалась над ней, а потом в открытую начала издеваться над ее русским языком и нелестно отозвалась о ее папаше.
Амалия не выдержала и, когда вдова упомянула о своей мечте открыть пансион для благородных девиц, сделала замечание по поводу чистоты постельного белья в пансионе.
Катерина Ивановна, очень уставшая за день, резко оборвала ее, и слово за слово дело дошло до рукопашной. Гости в восторге замерли в ожидании еще более крупного скандала.
Мармеладова уже хотела сорвать с хозяйки чепчик, но в этот момент на пороге комнаты появился Лужин и Катерина Ивановна бросилась к нему.
Она попросила Лужина, якобы помнящего хлеб-соль ее отца, защитить ее, но Петр Петрович отмахнулся, говоря, что никогда не был знаком с отцом Катерины Ивановны и не собирается участвовать в ее распрях с хозяйкой. Все
остолбенели.
На пороге комнаты появился Лебезятников и остановился в дверях. Петр Петрович попросил всех присутствующих быть свидетелями и обратился к Соне со словами, что со стола в комнате Лебезятникова пропал сторублевый кредитный билет и не может ли Софья Семеновна вернуть его, иначе будyт приняты соответствующие меры.
Соня стояла мертвенно-бледная, смотрела на Лужина и ничего не могла ответить. Лужин поведал всем о разговоре, который произошел у них в комнате Лебезятникова, и о том, что он дал ей для передачи вдове десять рублей. Свидетель — сам Андрей Семенович. После ухода девушки со стола исчезли сто рублей. Соня сказала, что она ничего не брала, вытащила из кармана узелок, развязала его, вынула десятирублевую бумажку и протянула Лужину. Тот же требовал сто рублей и попросил Амалию Ивановну позвать дворника, но тут, опомнившись, вышла вперед Катерина Ивановна.
Она выхватила у Сони десять рублей и, скомкав их, бросила в лицо Лужину. Она кричала, что Соня не могла взять эти деньги, вывернула падчерице карманы, и из одного выпал тщательно свернутый сторублевый билет.
Соня закрыла лицо руками, прошептав, что она не брала эти деньги, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее, крепко прижала к себе и, зарыдав, закричала, что не верит Лужину, а все присутствующие мизинца сониного не стоят.
Плач бедной вдовы произвел эффект на публику. Петр Петрович сказал, что оставит дело без последствий, но пусть это будет Софье Семеновне уроком, и искоса посмотрел на Раскольникова.
В этот момент Лебезятников обвинил Лужина в низости, рассказав, что видел своими глазами, как Петр Петрович сам незаметно положил сторублевый билет в карман сониного платья, а он, Лебезятников, тогда подумал, что Лужин хочет сделать семье покойного сюрприз из благодеяния.
Тут вперед выступил Раскольников и заявил, что он может объяснить, с какой целью это было сделано: опорочить девушку в глазах Авдотьи Романовны и Пульхерии Александровны и рассорить их с братом и сыном. Лебезятников подтвердил его слова, сказав, что перед приходом Сони Лужин спрашивал, здесь ли Раскольников.
Лужин молчал и презрительно улыбался, он с удовольствием ушел бы, но это было невозможно. Все обступили его с угрозами и ругательствами. Соня не спускала глаз с Раскольникова, чувствуя в нем свою защиту, Катерина Ивановна была в страшном изнеможении. Глупее всех выглядела Амалия Ивановна, которая ничего не понимал а, только видела, что Петр Петрович на чем-то попался.
Когда Лужин протискивался сквозь орущую толпу, кто-то из гостей запустил ему вслед стаканом, но угодил в Амалию Ивановну. Та, считая виновницей всего Катерину Ивановну, бросилась к ней и стала гнать ее с квартиры.
Вдова накинула на голову платок и выскочила из дому.
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Скачать сочинение | |||
Тип: Анализ эпизода |
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – первый русский детективный роман. Но, наряду с детективным сюжетом, автор даёт развёрнутые психологические характеристики своих героев. Он настолько мастерски выписал внутреннее состояние загнанного в угол Раскольникова, что самого Достоевского всерьёз подозревали в убийстве.
Одни из самых ярких психологических картин в «Преступлении и наказании» появляются тогда, когда на сцену выходит следователь, занимающийся убийством старухи-процентщицы, – Порфирий Петрович. Раскольников понимает, что если он будет неправильно себя вести, то Порфирий Петрович заподозрит его в причастности к убийству. Поэтому герой каждый раз тщательно отовится к разговору.
Первая встреча двух противников состоится только в третьей части романа. И этим их разговором начинается напряжённейшая идейная и психологическая борьба преступника и следователя. Раскольников сам направляется к Порфирию Петровичу в гости, чтобы, во-первых, познакомиться, а во-вторых, сообщить, что был закладчиком у Алёны Ивановны и что хотел бы со временем вернуть заложенные вещи.
С самого начала разговора Раскольников рассчитывает и взвешивает каждое своё слово. Автор постоянно отмечает, что он «пытался» быть ни в чём не виновным. Родион старается вести себя естественно, а сам пытливо за всем наблюдает: «Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тот час же попросил его сесть… и уставился в гостя, в немедленном ожидании изложения дела, с тем усиленным и уж слишком серьёзным вниманием, которое даже тяготит и смущает… ” Но Раскольников в коротких и связных словах, ясно и точно, изъяснил своё дело и собой остался доволен так, что “даже успел довольно хорошо рассмотреть Порфирия”.
Но с течением времени Раскольников начинает всё больше нервничать. У него начинает периодически появляться одна и та же мысль: «Знает!». Он чувствует себя все более неуверенно, и ему самому его игра уже не кажется такой забавной и успешной: «Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличил ли?»
Наконец, Раскольникову предоставляется передышка, когда Порфирий Петрович выходит приказать принести чаю. Мысли в голове Раскольникова проносятся, как молния, он начинает всех подозревать и презирать. Уже нельзя понять, здоров он или нет: «Ну, бейте прямо, а не играйте, как кошка с мышью. Это ведь не вежливо, Порфирий Петрович, ведь я ещё, может быть, не позволю-с. Встану да и брякну всем в рожу всю правду… А что, если мне только кажется. »
Теперь Раскольников не весел, как прежде, когда вошёл. Он всё более раздражается и уже не думает, что говорит. Родион совершенно выдаёт себя, когда речь заходит о его статье, которую он написал полгода назад, а она только теперь была напечатана.
Порфирий Петрович сам вызывает Раскольникова на этот разговор, прося разъяснить некоторые положения его статьи, а именно, утверждение, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Раскольников сначала нехотя, а затем всё более разгорячаясь, забывая об осторожности, поясняет: «Я только в главную мысль мою верю. Она состоит именно в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде новое слово. Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего».
Раскольников также утверждает, что необыкновенные люди имеют право по совести на совершение преступления, если оно служит достижению цели. Порфирий Петрович просит пояснить, как же можно отличить один разряд от другого: «Потому, согласитесь, если произойдёт путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнёт «устранять все препятствия, то тогда…» Родион начинает понимать, что следователь намекает именно на него, и поэтому уже с неподдельной ненавистью смотрит на Порфирия: «Фу, как это явно и нагло!».
Порфирий Петрович ещё раз пытается «подловить» своего гостя, когда спрашивает, не видел ли Раскольников красильщиков, когда последний раз приходил к старухе-процентщице. Но Родион почувствовал ловушку, вспомнив, что красильщики были в день убийства, и ловко вывернулся. Таким образом, Раскольников как бы победил, ничем не обнаружив себя, но он увидел перед собой сильного противника, который, кроме того, почти уверен, что нашёл преступника.
Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович. Непонятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или все происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою уже измученную предчувствиями жертву.
Одним из самых главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия Петровича о том, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что, если совесть есть, тот будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему,- опричь каторги».
Эти слова героя стали пророческими. Наказание, которое определил себе сам Раскольников, оказалось намного страшнее каторги, на которую он в итоге попадает.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Главный герой каждого из романов Достоевского — это неординарная, самодостаточная и в какой-то степени таинственная личность, остальные же герои являются своеобразным антуражем, раскрывающим внутренний мир главного героя, в этом и заключается основной принцип композиции всех романов Достоевского, и в частности, «Преступления и наказания».
Раскольников и его теория сильной личности раскрываются на фоне других сюжетных линий, рассказывающих о жизни его сестры Дуни и матери Пульхерии Александровны, семьи Мармеладовых, а также историй Лужина и Свидригайлова. Все они — «спутники» планеты Раскольников, которая то притягивает, то отталкивает всех на фоне обыденных человеческих отношений и жизненных ситуаций.
Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, их судьбы — это два возможных варианта развития жизненного пути главного героя. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет. Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед «по трупам». И в клевете Лужина особенно ярко раскрываются «специфические» свойства его характера (глава 3, часть V романа).
Суть клеветы состоит в том, что Лужин обвиняет Соню в воровстве сторублевой ассигнации, которую сам же ей незаметно подложил в карман ранее. Ко всеобщему удивлению заступницей Сони стала ее мачеха. «Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!» — кричит в истерике Катерина Ивановна. Бедная девушка, знавшая, что «уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно», все-таки надеялась, что своей скромностью отведет от себя беду. Спасение пришло совсем неожиданно в лице господина Лебезятникова, который стал свидетелем подлога. Раскольников раскрывает перед собравшимися причину клеветы. Получив отказ Евдокии Романовны выйти за него замуж, Лужин решил отомстить через Соню сразу и Раскольникову, и его сестре, которые благосклонно относились к Соне Мармеладовой, несмотря на ее «занятие», а ему — Лужину — отказали от дома. Однако справедливость восторжествовала, Соня была полностью реабилитирована, но душа ее претерпела страшное незаслуженное унижение.
Основное значение рассматриваемого эпизода состоит в том, что в нем с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический.
Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему (пусть даже ради высокой и светлой цели), человек, в первую очередь, встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Вскрывая истинное лицо своего «двойника», Раскольников еще на один шаг становится ближе к тому, чтобы понять ошибочность, тупиковость своей бесчеловечной теории. Кроме того, в данном эпизоде особенно ярко противопоставляются два антагонистических мира: с одной стороны, «униженные и оскорбленные» в лице Сони, с другой — богатые, господствующие и развратные в лице подлеца Лужина, которые идут к достижению цели, не гнушаясь никакими методами.
По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.
Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это – в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» – угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» – этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.