в чем лирический герой стихотворения видит вину своего поколения
15. В чём лирический герой видит вину своего поколения? 15,16 Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении Твардовского? 16.Какие произведения русских поэтов тематически близки стихотворению Твардовского и в чём они могут быть сопоставлены? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим, в чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения.
Во-первых, он чувствует вину перед погибшими на войне. Поколение лирического героя столкнулось с суровыми испытаниями: кто-то выжил, кто-то погиб. Отдавшие себя за Родину увековечили свою память: «Они нетленной сущности полны». А выжившие продолжают буднично существовать, хотя их жизнь оплачена такой высокой ценой.
Во-вторых, лирический герой винит своё поколение за пышное празднование этого горького события.
По его мнению, память погибших должна быть почтена не «славословья музыкою громкой», она должна остаться в сердцах людей навсегда «святой».
Таким образом, лирический герой стихотворения видит вину его современников в том, как они живут после войны: они забыли, кому обязаны своим мирным существованием, и превратили день светлой памяти в шумный праздник.
Рассмотрим, каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А.Т.Твардовского.
Во-первых, он показан стойким и мужественным. Русский солдат готов перенести многие тяготы: «Когда пройдешь путём колонн,/ В жару, и в дождь, и в снег. » Он терпит эти лишения для спасения малой родины, воин понимает, «как отчий угол свят».
Во-вторых, русскому солдату свойственны чувства долга и чести. По мнению лирического героя, эти качества являются неотъемлемой частью бойца. Они помогают солдату осознать настоящую дружбу: «- Ещё поймёшь,/ Как дорог друг, как дорог каждый свой». Воин готов умереть за товарища.
Таким образом, облик русского солдата показан автором сильным и отважным, готовым исполнять свой долг и приходить на помощь товарищу.
Многие произведения русских поэтов тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского.
Например, в произведении В.С.Высоцкого «Он не вернулся из боя» изображено влияние войны на людей. Лирический герой потерял во вчерашнем бою товарища, который досаждал ему: «Он молчал невпопад и не в такт подпевал/. / Он мне спать не давал. ». Но с его потерей лирический герой осознаёт ценность друга на войне. Также и Твардовский развивает мысль о том, что солдат должен понимать «как дорог друг». Однако в стихотворении Твардовского нет чувства вины, которое пронизывает произведение Высоцкого.
Также, тема войны поднимается в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Бери шинель, пошли домой». Лирический герой потерял на войне настоящего друга, о чём можно судить по обращению «брат». Он призывает погибшего подняться: «Вставай, вставай, однополчанин,/ Бери шинель- пошли домой». Лирический герой у Окуджавы, как и у Твардовского, ценит дружбу, поэтому он не способен смириться с гибелью товарища. Говоря о различиях, хочется отметить, что стихотворение Твардовского построено на оптимистических мыслях о силе и честности русского солдата, в то время как произведение Окуджавы выстроено как обращение к погибшему, поэтому наполнено печалью.
Таким образом, во всех трёх произведениях поднимается тема войны, однако каждый автор раскрыл её по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем лирический герой стихотворения видит вину своего поколения
Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «их памяти святой»).
Такой термин называется эпитетом. Дадим определение.
Эпитет — этох удожественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Об этом пишет Твардовский:
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках
Бег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем сильнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
В стихотворениях Марины Цветаевой также можем найти перекличку с Твардовским и Ахматовой. Так, в стихотворении «— Москва! — Какой огромный. » поэтесса воспевает Москву, потому что этот город — сердце родины, ее истории, поэтому так важен для сердца каждого человека:
— Москва! — Какой огромный
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Жизнь не стоит на месте, она развивается, меняется, но сохранение исторической памяти остаётся важным во все времена. Вот почему в стихотворениях поэтов разных эпох эта тема возникает вновь и вновь.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?
10.1. В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А. Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
10.2. Эпитеты — это образные определения, служащие для создания индивидуально-авторских художественных образов. В стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» звучит тема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор заявляет, что имена и даты, о которых надо помнить, полны «нетленной» сущности — эпитет указывает на неприкосновенность истории, необходимость сохранения памяти. Вот почему лирический герой называет память «святой». И этот эпитет тоже развивает центральную мысль стихотворения.
Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.
15. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения? 16. Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти? «Есть имена и есть такие даты…» (ЕГЭ по литературе)
Лирический герой стихотворения считает, что те, кто выжил во время войны, не могут искупить своей вины перед погибшими.
Поэтический персонаж говорит о том, что никакими действиями невозможно заглушить чувство вины перед теми, кто не вернулся с войны: «Мы в буднях перед ними виноваты, — / Не замолить по праздникам вины». Это чувство останется с его современниками навсегда, однако их долг заключается в том, чтобы передать «память святую» о погибших будущим поколениям. В том случае, если поколение лирического героя не сделает этого, их самих «оставят за чертой», а жестокие уроки прошлого будут забыты.
Таким образом, поэтический субъект стихотворения «Есть имена и есть такие даты…» видит вину своих современников в том, что они остались живы, в то время как множество людей погибло.
Лирический герой считает, что обязанность его поколения — сохранить память о событиях войны для потомков.
Также и в «Я знаю, никакой моей вины» поэтический субъект не может забыть людей, которые «…кто старше, кто моложе/Остались там». Однако в одном произведении говорится, что выжившим «не замолить… вины» перед погибшими, в то время как в другом стихотворении герой понимает, что на нём нет «никакой… вины» в смерти множества людей, однако всё равно испытывает страдания.
В «Есть имена и есть такие даты» и «Зарыты в нашу память на века» говорится о невозможности забвения того, что случилось во время войны. Так, в стихотворении А. Т. Твардовского поэтический субъект утверждает, что нельзя забыть подвиги погибших в это страшное время: «Не заглушить их памяти святой». В произведении В. Высоцкого говорится о том, что «и даты, и события, и лица» того времени «зарыты в…память на века». Однако в «Зарыты в нашу память на века» говорится о том, что нельзя винить тех, кто хочет забыть горестные события прошлого: «есть у людей на всё свои причины», тогда как в «Есть имена и есть такие даты» лирический герой утверждает, что хранить «память святую» о событиях прошлого и об убитых — долг каждого выжившего.
Таким образом, многие русские поэты обращались к теме исторической памяти. А. Твардовский и
В. Высоцкий пишут о печальных событиях войны, погубивших многих и оказавших сильное влияние на тех, кто остался жить.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем лирический герой стихотворения видит вину своего поколения
Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «их памяти святой»).
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Есть имена и есть такие даты, —
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, —
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Т. Твардовский, 1966
Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
Данное стихотворение относится к военной или патриотической лирике; оно выразажет патриотизм, любовь к родине и память о прошедшей войне.
В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Об этом пишет Твардовский:
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках
Бег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем сильнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
В стихотворениях Марины Цветаевой также можем найти перекличку с Твардовским и Ахматовой. Так, в стихотворении «— Москва! — Какой огромный. » поэтесса воспевает Москву, потому что этот город — сердце родины, ее истории, поэтому так важен для сердца каждого человека:
— Москва! — Какой огромный
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Жизнь не стоит на месте, она развивается, меняется, но сохранение исторической памяти остаётся важным во все времена. Вот почему в стихотворениях поэтов разных эпох эта тема возникает вновь и вновь.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?
10.1. В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А. Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
10.2. Эпитеты — это образные определения, служащие для создания индивидуально-авторских художественных образов. В стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» звучит тема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор заявляет, что имена и даты, о которых надо помнить, полны «нетленной» сущности — эпитет указывает на неприкосновенность истории, необходимость сохранения памяти. Вот почему лирический герой называет память «святой». И этот эпитет тоже развивает центральную мысль стихотворения.
Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.
В чем лирический герой стихотворения видит вину своего поколения
Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Есть имена и есть такие даты, —
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, —
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Т. Твардовский, 1966
Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.
Данное стихотворение относится к военной или патриотической лирике; оно выразажет патриотизм, любовь к родине и память о прошедшей войне.
Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «их памяти святой»).
Такой термин называется эпитетом. Дадим определение.
Эпитет — этох удожественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?
10.1. В стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Лирический герой А. Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед ними. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы обязаны жизнью, и тогда
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
10.2. Эпитеты — это образные определения, служащие для создания индивидуально-авторских художественных образов. В стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» звучит тема исторической памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории. Эпитеты работают на раскрытие идейного замысла стихотворения. Так, автор заявляет, что имена и даты, о которых надо помнить, полны «нетленной» сущности — эпитет указывает на неприкосновенность истории, необходимость сохранения памяти. Вот почему лирический герой называет память «святой». И этот эпитет тоже развивает центральную мысль стихотворения.
Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.
Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Об этом пишет Твардовский:
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках
Бег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем сильнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ,
Одичалые розы пурпурным шиповником стали,
А лицейские гимны все так же заздравно звучат.
В стихотворениях Марины Цветаевой также можем найти перекличку с Твардовским и Ахматовой. Так, в стихотворении «— Москва! — Какой огромный. » поэтесса воспевает Москву, потому что этот город — сердце родины, ее истории, поэтому так важен для сердца каждого человека:
— Москва! — Какой огромный
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Жизнь не стоит на месте, она развивается, меняется, но сохранение исторической памяти остаётся важным во все времена. Вот почему в стихотворениях поэтов разных эпох эта тема возникает вновь и вновь.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.