в чем лежит меч

Топ-10 Загадочных мечей из легенд и истории

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья — термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)
в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч
Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись «+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂

Источник

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Этимологические предки и родственники

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Вот не могу отделаться от мысли, что что-то тут нечисто. Ездили они только вдвоем. И вот Святогор, понимаешь, в гробу, а волшебный меч у Илюшеньки.

Кроме того, общими языковыми корнями «кладенец» родственен словам claideb (староирландский, гэльский) и gladius (латынь). И то, и другое также означает «меч». Просто меч, без «наворотов».

Связи с Западной Европой и Византией у древних славян были.

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)

Связь меча-кладенца с царством мертвых

И очень часто это место связано с покойниками и смертью. Судите сами:

Прочно связан со смертью меч Святогора, перешедший к Илье и сам «запечатавший» в гробу бывшего хозяина.

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то.

Иван Царевич в одной из сказок (стихотворный вариант принадлежит Василию Романову) добывает меч в кургане, который охраняется злокозненной нечистью и нежитью. Что есть курган? Могильник.

(с) В. Романов, «Сказ об Иване-царевиче и мече-кладенце»

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

. Руку правую потешить, сорочина в в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь.

Практические выводы

На могиле приличного человека нечисть селиться не будет. Логично?)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Загадочные артефакты древности: Агриков-меч

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.).

В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли.

До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.

Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.

Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.

В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом».

Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».

Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал.

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях.

Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела?

И сошлись Хостоврул с Евпатием

В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?

Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома.

В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.

в чем лежит меч. Смотреть фото в чем лежит меч. Смотреть картинку в чем лежит меч. Картинка про в чем лежит меч. Фото в чем лежит меч

Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны.

Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества».

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.

Из журнала «Чудеса и приключения» (2013)

Источник

Оружие святого змееборца. Тайна агрикова меча

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Но помимо мощей осталась иная, едва ли не более известная память о жизни и подвигах муромской четы. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских», созданная в XVI веке. Автором ее, скорее всего, был рафинированный книжник-богослов Ермолай-Еразм. Из-под его пера вышло произведение, стяжавшее на Руси едва ли не самую большую популярность изо всего, что было написано до Петра I.

На первом плане – приключения: битва с темным чудовищем-змеем; любовь, побеждающая сословные предрассудки; боярский мятеж и его крах… Иначе говоря, увлекательная интрига. За нею скрыто христианское поучение. Но если копнуть глубже, обнаруживается еще один пласт. Автор как будто ведет через текст диалог с малым кругом таких же высокоумных книжников. Он вставляет в «Повесть» символы, шифры и знаки, которые представляют собой нечто вроде головоломки для начитанных людей. Он как будто вопрошает с улыбкой: «А вот это, брат мой, знаешь, откуда взято? А это? А вот это слово, что обозначает в третьей позиции пятого смыслового ряда?»

История Агрикова меча такова: правил в нем когда-то в Муроме благоверный князь по имени Павел. На него свалилось страшное несчастье: к супруге князя прилетал для блуда крылатый змей, коего посылал сам дьявол, искони ненавидящий род человеческий. Темная магическая сила змея позволяла ему являться княгине в образе мужа. В конце концов исчадие ада распознали. Тогда младший брат князя Павла, Петр (будущий святой преподобный Петр Муромский, во иноках Давид), добыл чудесный «Агриков меч» и насмерть поразил им змея.

Сущность Агрикова меча ученые объясняли по-разному. Из множества гипотез наиболее обоснованную такова: имя Агрика восходит к Дигенису-Акриту — герою древнерусской повести, являющейся переводом византийского эпического сказания.

«Жена Амира-царя приняла плод в утробе, мужеского пола, и родила сына, и нарекли его Акритом. А крестив его божественным крещением, нарекли ему имя “Прекрасный Девгений”». Акритами назывались воины (легкая пехота или легкая кавалерия), охранявшие границы Византийской империи — наподобие наших богатырей или же более поздних казаков. Главный герой «Девгениева деяния» подвизался на военном поприща у реки Евфрат – на дальней восточной границе Империи.

«Девгениево деяние» завоевало стойкий же интерес у русского читателя.

Некоторые сюжеты «Девгениева деяния» перекликаются с «Повестью. ». Например, не раз фигурирует меч. «Преславный Девгений двенадцати лет отроду стал мечом играть, а в тринадцать — копьем, а в четырнадцать лет захотел всех зверей одолеть. ».

На охоте Девгений справляется с разными хищными зверями голыми руками, однако против льва и летящего змея (!) употребляет меч. Эта деталь роднит Девгения с змееборцами и львоборцами Священного Писания и Предания (архангел Михаил, святой Феодор Стратилат, великомученик Георгий, Праведный Царь Давид).

«Девгениево Деяние» повествует: «В ручье… сияние было и светилась вода, как свеча. И не смел никто из храбрецов подойти к той воде, ибо было там много чудесного: в той воде жил огромный змей. Придя к ручью, сели все вокруг Девгения и начали омывать лицо его и руки. Он же сказал: «Моете руки мои, а им еще быть грязными». И не успел юноша договорить, как к ручью прилетел огромный змей, точно человек трехглавый, и хотел пожрать людей. Увидев его, Девгений быстро схватил свой меч, и вышел навстречу змею, и отсек три головы его, и стал мыть руки. И все спутники удивились той удали, что проявил юноша в борьбе с лютым зверем, и начали возносить хвалу Богу».

Роднит Девгения Акрита с Петром Муромским и его благочестие. Вступая в опасные поединки, Девгений уповает не на собственную силу, а на благоволение Господне. Этот мотив повторяется в «Девгениевом деянии» из эпизода в эпизод. Например, он проявляется в сцене битвы со львом: «Внезапно свирепый зверь выскочил из болота… И увидели они (отец Девгения со свитой. – Д.В., И.Л.) юношу, и стали следить, как бы не напал на него зверь. А Девгений в правой руке нес голову лося и двух убитых медведей, а в левой — разодранного лося. И крикнул ему дядя: “Иди, чадо, сюда и брось этих мертвых. Здесь иной зверь, живой, это не то что лося разорвать надвое: это свирепый лев, с великой осторожностью подходи к нему”. Отвечал ему юноша: “Господин мой, дядя! Надеюсь на Творца, и на могущество Божье, и на молитву родившей меня матери”. И, ответив такими словами дяде, подбежал Девгений, быстро выхватил свой меч и пошел навстречу зверю. Зверь же, увидев идущего к нему юношу, зарычал, и стал бить себя хвостом по бокам, и, разинув пасть свою, прыгнул. Но Девгений ударил его мечом по голове и рассек на две половины».

Еще один мотив сближает «Повесть о Петре и Февронии Муромских» с «Девгениевым деянием»: знакомство слуги Петра с Февронией началось в отсутствие ее отца; так же и с будущей женой, дочерью стратига, Девгений Акрит знакомится, когда отца ее нет в городе. Правда, Девгений внушает невесте любовь своей отвагой и силой, а в истории муромской четы скрепляющим раствором для брака является мудрость Февронии в соединении с христианским законом. Но невозможно отделаться от впечатления, что русский книжник нарочито «переиграл» сюжет «Девгениева деяния», пожелав придать ему большую сложность: разрушив конструкцию рыцарского романа, добавить черты этического трактата. Скорее всего, автор «Повести…» использовал «Девгениево деяние» именно так, т.е. в качестве строительного материала.

В древнем повествовании о чуде нет никакого меча. Агрику, по крепкой вере его, святой Николай Мирликийский чудесным образом вернул сына Василия. Тот оказавшегося пленником сарацин и попал на остров Крит, в услужение к царю Амире. Ни Василий, ни отец его руки не подняли, чтобы защититься от врагов в бою. Христиан пленили без битвы, в результате внезапного нападения. Да и вернулся сын Агрика тоже вне батального контекста: сила небесная моментально перенесла его с Крита домой, рубиться ни с кем не пришлось.

Но история о спасении Агрикова сына Василия – сюжет не рыцарственный, а благочестивый. И ради него одного стоило повернуть приключения змееборца на иной лад, соединить их христианским поучением.

Вероятнее всего, «Агриков меч» снят старомосковским книжником с пояса провинциального византийского аристократа Девгения. История славного богатыря-Акрита с его сверкающим мечом – нечто, рожденное православным миром «греческого царствия» и хорошо известное во «царствии русском». Удалец-Рюрикович из рода муромских князей возобновляет славу древнего христианского змееборчества на Руси. Что может быть яснее?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *