в чем критик видит причины трагедии онегина
В чем заключается драматизм судьбы Онегина: краткое рассуждение
Содержание:
С раннего детства герой романа «Евгений Онегин» имел все, что мог пожелать. Он принадлежал к дворянскому сословию, родился в богатой светской семье. За воспитание ребенка отвечал гувернер. Родители были заняты своими делами. Мать не принимала участия в обучении сына, отец редко появлялся дома. Дворянский титул и богатство не смогли восполнить нехватку материнской любви. Евгений рос эгоистом, с неправильным мировоззрением, системой ценностей.
Юношу не интересовало ничто новое, он не стремился учиться. Основное время Онегин тратил на посещение балов, ресторанов, светских вечеров. Постоянные развлечения со временем наскучили главному герою, он не получал удовлетворения от сплетен, посещений театра, женского внимания. Светский мир казался персонажу пустым. Молодой человек не видел душ людей, не умел сочувствовать, любить, ценить окружающих.
В чем заключается драматизм судьбы Онегина
Чтобы понять, в чем трагедия Онегина, рассмотрим важные моменты из его жизни:
Ответственность для главного действующего лица неприемлема. Он не привык брать дело в свои руки, решать проблемы, отвечать за свои поступки. Пушкин характеризует героя как трусливого, непостоянного человека.
В чем трагедия Евгения Онегина – анализ романа
Судьба Евгения сложилась печально, потому что он – поверхностный человек. Он не сочувствует дяде, когда тот заболевает, отвергает Татьяну, несмотря на ее пламенные чувства. Автор изображает две стороны персонажа. Онегин – умный, ранимый, честный, свободолюбивый человек, если рассматривать персонаж под определенным ракурсом. С другой стороны – это эгоистичный, равнодушный, самовлюбленный, жестокий герой. Читатель сам решает, какую сторону принять.
В чем драматизм судьбы Онегина – почему герой несчастен
По вине собственного эгоизма и предрассудков Евгений превратился в лишнего человека. Автор пытается показать читателю, что исход любой ситуации зависит только от него самого. Рассмотрим альтернативные варианты жизни Онегина:
В чем критик видит причины трагедии онегина
Роман «Евгений Онегин» появился в 20-е годы девятнадцатого столетия, в период зарождения освободительного движения. Многие передовые люди из дворян стали остро сознавать неисправность, неустройство существующего общества. Автор романа был близко знаком со многими членами этих обществ. Как человек передовых взглядов, Пушкин в своем романе правдиво показал зарождение общественного самосознания. Говоря словами Белинского, «Пушкин показал русское общество в один из интереснейших моментов его развития».
В лице Евгения Онегина Пушкин изобразил молодых дворян, которые не умели найти цель в жизни. Образование, ум, честность не позволяли им жить, на старших глядя, идти по проторенной отцами тропе, в них пробудилось критическое отношение к действительности. Они не принимают старого, не могут жить по законам фамусовского общества, но и не могут вступить на путь борьбы. Но Пушкин не только изобразил лишнего человека в обществе, но и первым из поэтов показал причину появления таких людей.
Что же явилось причиной трагедии Онегина? Давайте вспомним воспитание Онегина.
«Легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно».
Он не был с детства приучен к труду, у него не было потребности трудиться, «Он был наследник всех родных», все ему было преподнесено. И, вообще, как сказал замечательный критик Белинский, «что-нибудь делать в обществе можно на основании общественных потребностей». У Онегина же их не было. Так «дожив без цели, без трудов до 26 годов, без службы, без жены, без дел ничем заняться не умел».
Онегин получил типичное для светского общества поверхностное образование. С детства он был далек от всего русского, национального, и всего одна строка, сказанная автором, обобщает эти две мысли: «француз убогий учил его всему шутя». И все же Онегин был довольно образованным молодым человеком в данном обществе, по крайней мере, он умел им казаться.
«Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».
Но «резкий, охлажденный ум», его пытливость, самообразование выделяли Онегина среди представителей светского общества. Он был выше их по уму, развитию, взглядам. В свои восемнадцать лет Евгений очень хорошо разбирался в людях, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, иных он очень отличал».
Он сразу оценил Татьяну и Ольгу, и его оценку мы узнали из диалога с Ленским.
«В чертах у Ольги жизни нет. Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне, я выбрал бы другую».
Отчуждение к светскому обществу и отсутствие близких отношений с народом делали Онегина лишним человеком. Праздное времяпрепровождение, балы, театры и жизнь «разнообразна и пестра и завтра то же, что вчера», ему стали надоедать. «Русская хандра им овладела понемногу», и Онегин «вовсе охладел» к жизни пустого света.
Но именно все то новое, что было в Ленском, и привлекало Онегина. В отношениях с Ленским, в их разговорах чувствуются нотки эгоизма Евгения. Он ведет себя высокомерно, снисходительно, «он слушал Ленского с улыбкой». «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело».
Это интересные разговоры, затрагивающие буквально все темы: и философские, и исторические, и нравственные, «судьба и жизнь в свою череду, все подвергалось их суду». Несмотря на то, что Онегин щадил Ленского, относился к нему благосклонно, тем не менее и с ним у него произошел разрыв. Причиной этому также послужил эгоизм Онегина. Превосходя свет, Онегин не может подняться выше мнения светского общества и отказаться от дуэли. Его пугает «хохотня глупцов», честь для него дороже всего – «пружина чести мой кумир». Эгоизм Онегина можно видеть не только в сценах с Ленским. Давайте пронаблюдаем поведение Онегина при встрече с Татьяной в саду. Все время он держит себя высокомерно, мораль читает нравоучительным тоном. Несмотря на присущий и здесь ему ум, бросается в глаза дума только о своем счастье, волнуется только о себе, не желает разбираться в чувствах Татьяны. Но, как заметил В.Г. Белинский, «Онегин не холодный, не бездушный человек, он страдающий эгоист, эгоист поневоле».
Глубоко ошибается Евгений, думая, что счастье в личной свободе.
«Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибался, как наказан!»
В результате Онегин остается одиноким.
«Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный, для всех он кажется чужим».
Пушкин показал своего героя со всеми его пороками, отрицательными чертами характера, но берет его под защиту, а судит светское общество. Пушкин «взял эту жизнь, как она есть…, взял ее со всем холодом, прозою и пошлостью».
Евгений Онегин, 8 и 9 статья Белинского!
1.С чего начинается 8-я статья Белинского? Как она построена? (Начало статьи со слов: «Признаемся, не без некоторой робости приступаем мы…» заканчивается цитатой из Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».).
2.С каких точек зрения подходил великий критик к анализу романа?
3. Почему, по мнению Белинского, русское общество «всегда будет любить этот роман»?
4. Какую роль в романе играет личность автора?
5. В чем Белинский видит причины трагедии Онегина и почему он называет его «страдающим эгоистом» или «эгоистом поневоле»?
6. Совпадает ли ваша оценка пушкинского героя с оценкой критика?
7. Почему в романе «Евгений Онегин» «нет конца»? Как объясняет это Белинский?
8. В чем образ Владимира Ленского, по мнению критика, противоположен образу Онегина?
9. Каковы основные положения 9-й статьи Белинского? С чем вы согласны или не согласны в оценке критиком образа Татьяны Лариной?
10. Чем Белинский объясняет перемены в Татьяне? Как оценивает критик последнее объяснение героев?
3.Белинский в статье, пророчески подчеркивает, что роман имел
большое влияние как на современную, так и на последующую
литературу. Большая «заслуга Пушкина в том, что он вывел из
моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них
просто людей».
7.Роман обрывается после сцены объяснения Онегина с Татьяной.
Именно такое завершение, считает критик- приближает роман
к реальной жизни «в самой действительности бывают события
без развязки, существования без цели, существа неопределенные,
никому не понятные».
9.Девятая статья посвящена Татьяне.
Что касается ее страсти к Онегину, она довольна естественна,
но облечена в книжную форму.
Еще до знакомства Ларина много слышала о нем, постепенно
складывая образ в своем воображении: холодный, загадочный,
аристократичный, находящийся как бы над миром прекрасный
молодой человек. Их первая встреча лишь укрепила домыслы
Татьяны, а образ Онегина, такой желанный и романтичный,
занял собой все ее чувства, через которые она и воспринимала
мир.
10.Чувства Татьяны после отказа Онегина нисколько не угасли,
а разгорелись с новой силой. Белинский не видит в этом ничего
необычного и считает закономерным:» Несчастие дает новую
энергию страсти натур с экзальтированным воображением.
Им даже нравится исключительность их положения; они любят
свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им, может быть,
еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастием,
если б оно выпало на их долю…».
Страдания приводят Татьяну в дом Онегина, где она в попытке
лучше понять возлюбленного берется за те книги, что читал он.
«Книжное» знакомство с этим новым миром скорбей, если и
было для Татьяны откровением оно испугало ее, ужаснуло и
заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило
ее в необходимости покориться действительности, как она есть,
и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души.
Этот новый опыт стал подготовительным этапом перед новой
жизнью и перерождением в светскую особу, которое так
поразило Онегина.
Критика о романе Евгений Онегин Пушкина и отзывы современников
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стал ярким литературным событием 1833 года, когда он впервые вышел отдельным изданием. Он сразу привлёк внимание критиков различных направлений. Современники живо спорили о художественной ценности вышедшего романа, о таланте Пушкина и о новом литературном направлении – реализме.
Подробную статью о романе «Евгений Онегин» написал известный русский критик В.Г. Белинский. Он очень интересовался творчеством Пушкина, что послужило поводом для создания целого цикла статьей. В статье, посвящённой «Евгению Онегину», Белинский рассуждает об основных принципах реализма, воплощённых в романе. Важнейшими чертами романа Белинский называет его народность и историчность. Причём народность критик понимает широко: это и простой и понятный всем язык, и изображение русской народной жизни, и включение элементов народного творчества. В то же время историчность «Евгения Онегина» заключается не в том, что в нём изображаются какие-либо исторические личности или события, а в том, что в романе представлен определённой этап развития русского общества. Белинский считал, в романе Пушкина нашла отражение широкая панорама общественной жизни, поэтому роман носит энциклопедический характер.
Положительную оценку роману Пушкина дал Н.А. Полевой в статье «Евгений Онегин». Он согласился с Белинским относительно того, что это произведение пропитано народным духом. Также Полевой отметил, что роман «Евгений Онегин» – это самое яркое воплощение русской национальной литературы.
Спорную оценку дал в своей статье любомудр И.В. Киреевский. Он говорил о том, что первые пять глав романа пусты, бессмысленны, излишне отдают байроническим духом. Но в то же время Киреевский отмечал живописность, задумчивость и беспечность манеры Пушкина, а характер Татьяны Лариной он считал одним из лучших когда-либо созданных поэтом.
Однако были и отрицательные отзывы. Так, И.И. Надеждин в своей статье негативно отозвался о романе «Евгений Онегин». Он не соглашался с мнением Белинского и Полевого в том, что роман построен на принципах народности и историчности. Надеждин отвергал мысль о том, что произведение реалистично. Напротив, он считал, что «Евгений Онегин» – это «плод досугов фантазии», всего лишь пародия на жизнь. Критик назвал его ненастоящим романом, в нём не прослеживается цельности сюжета и замысла.
Таким образом, современники А.С. Пушкина живо отреагировали на выход романа «Евгений Онегин». В целом, критические отклики были положительными, в них акцентировалось внимание на силе таланта Пушкина. «Евгений Онегин» – одно из первых произведений русского реализма.
Вариант 2
Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта.
Но все при этом активно читали. Ждали появления новых глав. Они отмечали прелесть стихов поэта, но им не нравилась некоторая его небрежность. Они считали, что он это делает специально, чтобы их позлить.
Некоторые критики отмечали отсутствие какого-либо плана. Им не нравились многочисленные отступления поэта. Они находили их утомительными. Вообще высказались, что писал всё, что приходило на ум, нисколько не напрягал воображение.
Называют Пушкина Рафаэлем в поэзии, и тут же сетуют, что он отвлекает читателей от мысли изложения.
Отмечают лёгкость стиха Пушкина на русском языке, звучание рифмы. Признают исключительное дарование поэта, его победу над синтаксисом. И тут же «кусают» за небрежность, употребление простонародных слов и выражений.
Один из критиков отмечал, что Пушкин чувствовал внутреннюю пустоту Онегина. И поэтому, не знакомил коротко с ним читателей. Он не дал конкретного описания портрета. Но в Онегине могут себя узнать тысячи молодых людей того времени. Настолько образ собирательный.
Критик Надеждин назвал стихи Пушкина «новым перлом» в российской литературе. Отмечает, что каждая глава «Евгения Онегина» являет собой целую эпоху. Но заканчивается роман «почти насильственно». Не хватает целой главы. Отмечает, что нет «единства содержания, целостности состава, стройности изложения».
А мне кажется, наоборот, так интереснее читать. Прочёл главу – закончил мысль. Через какое-то время начинаешь читать новую, и не надо вспоминать, что же там было в предыдущей главе.
Даже известный польский поэт Адам Мицкевич тоже решил покритиковать Пушкина в каком-то французском журнале. Но критика хорошая, позитивная. Он сравнивает его с Байроном, что поэт выдаёт роман на суд читателей отдельными главами, как и Байрон в своём «Дон-Жуане».
В начале «Евгения Онегина» Пушкин сильно ему подражает. А в конце романа находит свой собственный стиль, становится оригинальным. Мицкевич отмечает реалистичность героев романа.
В журнале «Библиотека для чтения» в рецензии на «Евгения Онегина» отмечается тот факт, что его читают во всех закоулках огромной России. Его читают люди всех сословий, кто умеет читать. Некоторые фразы, говоря современным языком, «ушли в народ». Каждый помнит наизусть несколько четверостиший.
Онегин – молодой человек, обладающий огромным духовным потенциалом. Но уже в 30 лет похож на старика, безжизненный, ничем не интересующийся. В конце романа он вроде немного воскресает к жизни.
Татьяна и Ленский – прекрасные образцы людей. Благородные, но именно поэтому, они чужды окружающим людям. Они с ними духовно не связаны. Среди своих они враги, дома – как в неприятельском лагере. Поэтому, они и погибают. Один физически, другой – морально.
Белинский считает роман – «поэмой несбывшихся надежд».
Роман не понимали, но всё-же его ждали и быстро читали, перечитывали, критиковали. Молодое поколение, которое выросло на «Евгении Онегине», повзрослев, стало, наконец, понимать глубокий смысл романа.
Значение романа рассматривается в контексте истории литературных типов и в истории творчества Пушкина. Роман – это точное отражение жизни России той определённой эпохи. И через роман, его героев, Пушкин транслирует читателям свои взгляды на жизнь.
Белинский характеризует Онегина, можно сказать – он заступается за него. Публика однобоко оценила Онегина, как холодного, сухого эгоиста. Так нельзя судить о людях. Онегин не растерял человеческих чувств, он просто натура сдержанная, скрытая. Сам в себе. Одним словом – интроверт.
Ленский, по утверждению Белинского, совершенная противоположность Онегину. Витает в облаках.
Некоторые критики сравнивают «Евгения Онегина» с музыкой. С определённым родом произведений, называемых «каприччио».
На мой взгляд, самая лучшая критика в адрес романа, а точнее, Онегина «шалун с умом, ветреник с сердцем, он нам знаком, мы любим его». Критики узнают себя в Онегине. Они такие же повесы и любители женских ножек. Им просто обидно, что Пушкин писал не о них. Они завидуют Онегину.
Также читают:
Картинка к сочинению Критика о романе Евгений Онегин
Популярные сегодня темы
Сочинения по творчеству Маршака
Грех, для каждого он свой. Нет однозначного понятия греха. Каждый человек, хоть единожды, но совершал его. Ведь люди не безгрешны. Когда человек, обижает другого, он тоже совершает грех.
В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов
Александр Сергеевич Пушкин был не только выдающимся поэтом, но и прозаиком. Его простые, но в то же время гениальные произведения не могут оставить равнодушным ни одного читателя.
В чем трагедия Онегина?
Евгений Онегин — типичная фигура для дворянской молодежи двадцатых годов XIX века. А. С. Пушкин поставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения дворян.
Евгений Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегина, как и многих дворян, не удовлетворяла ни светская жизнь, ни жизнь помещика, ни карьера чиновника, Разочарованность — основная черта главного героя Пушкина, оказавшегося неспособным найти свой путь. Честность и благородство Онегина, как и многих других молодых дворян, не позволяли им идти по проторенной дороге высшего света, а привычки, унаследованные от прошлых лет, и отсутствие ясной цели в жизни мешали им вступить на путь борьбы. Отсюда — хандра, тоска и ощущение бесцельности своего существования. Пушкин первый в русской литературе задумался о причинах этого явления. В романе «Евгений Онегин» он создал яркий и трагический образ молодого дворянина, так и не нашедшего своего назначения.
Воспитание Онегина было лишено национальных основ. Французские гувернеры учили его «всему шутя». Евгений, «забав и роскоши дитя», получил поверхностные, неглубокие знания. Но как мало надо было уметь и знать, чтобы считаться светским человеком:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Cвem решил,
Что он умен и очень мил.
Не обладая солидным образованием, Онегин имел критический ум, который помог ему постичь никчемность и пустоту светского общества. Он чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных:
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Хорошие задатки Онегина были задавлены той средой, в которой он жил. Скука Евгения, его хандра, апатия есть своеобразный протест главного героя против образа жизни светского общества. Вот они — истоки той трагедии, которую начинает испытывать Онегин, отдаляясь от жизни света. Евгений предпринимает попытки что-то изменить в своем образе жизни, стремится к чему-то полезному:
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Здесь очень четко прослеживается мысль Пушкина о том, что только в труде человек может проявить свои творческие способности. Отсутствие полезной деятельности опять подводит нас к ответу на вопрос, почему Евгений не был счастлив:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин не отдался полезной деятельности, так как находился в обществе таких людей, которые отрицали ее необходимость. Облегчение участи крепостных крестьян, проведенное Онегиным, много значило для них, но для самого Евгения не казалось важным и великим делом.
Трагедия Онегина состоит в том, что, превосходя окружающих людей в честности, порядочности, благородстве, он не способен им противостоять. Онегин хочет действовать, но не знает как. «Видеть вокруг себя веселье, печаль, смех, слезы и осознавать себя чуждым жизни. В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, устать, ничего не сделав. », — писал В. Г. Белинский.
Сложность и противоречивость характера Онегина проявляются в сцене дуэли его с Ленским. Куда подевались его порядочность, благородство? Боязнь общественного мнения одерживает верх над благородным умом Онегина. Соблюдая негласный кодекс дворянской чести, установленный светским обществом, Евгений убивает Ленского. Опять главный герой романа сталкивается с трагедией, глубоко и искренне раскаиваясь в содеянном:
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.
Не откликнулся Онегин на живое, искреннее чувство Татьяны. Не разглядел он в начале их отношений своего счастья, так как не верил в любовь и не захотел променять «свою постылую свободу». А когда понял свою ошибку, было уже поздно. Люди с чуткой душой, много думающие, обречены на страдания. Они, как Онегин, вынуждены томиться «в бездействии пустом». Но Пушкин осуждает не столько своего главного героя, сколько светскую среду, сформировавшую характер Онегина, который был обречен на бездействие, не был способен ни на самоотверженную любовь, ни на настоящую дружбу.
Онегин, по справедливому замечанию Белинского, — «лишний человек», «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он стал чужим для людей своего круга, но вынужден был жить в этом обществе, так и не найдя применения своим способностям. Но также главный геой романа не нашел пути и к народу, нужды и чаяния которого были так далеки от него и ему не понятны, Вот поэтому и получился у Пушкина трагический герой. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца!» (В. Г. Белинский.)