в чем красота этикета
Презентация по ОРКСЭ на тему «Красота этикета» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Манера поведения за столом Манера поведения человека в общественных заведениях может многое о нем рассказать. Речь идет не только о характере беседы с другими индивидами, но и о том, как он ест, пьет, держит приборы. Правила этикета за столом соблюдаются каждой воспитанной личностью, неважно, где она находится – дома, в кафе, ресторане или гостях. Этим знаниям и умениям надо обучать с детского сада.
Правила поведения за столом Садиться за стол надо не очень далеко и не слишком плотно к краю, также нельзя на него класть локти, можно только кисти. Застольный этикет гласит, что на стуле необходимо сидеть прямо, не склоняясь над тарелкой с едой. Не тянитесь за блюдом, если оно далеко, попросите других участников трапезы передать его. Взрослые кладут салфетку для индивидуального использования на колени, детям (дошкольникам и школьникам) ее заправляют за воротник. Этика поведения позволяет брать некоторые продукты руками: сахар, печенье, пирожные, фрукты.
Правила ресторанного этикета Приступать к еде можно тогда, когда всем принесли еду или напитки. По ресторанным правилам этикета за столом бутылки с алкоголем открывает официант. Гостям заведения необходимо следить за громкостью своей беседы – разговаривать так, чтобы не доставлять дискомфорт другим. Правила поведения в ресторане гласят, что не стоит каждый раз громко чокаться, это делают только во время важных, торжественных тостов.
Употребляй в речи Часто Редко Никогда Извините Вот Плохие слова Прошу Так сказать Обидные выражения Благодарю Теперь Прозвища Пожалуйста Значит Нехорошие Разрешите Ну прозвища по поводу Здравствуйте В принципе умственных Будьте добры Это самое способностей и Спасибо Кажется другое.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями. Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:
Ребенок должен быть Вежливым Этикет бывает Сдержанным Речевой Скромным Столовый Отзывчивым Выходной Рациональным Семейный Участливым Телефонный Ненавязчивым Гостевой Опрятным Пассажирский Аккуратным Учебный Спортивный Свадебный и др.
Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса) Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
Нужно ли быть вежливым дома Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком. Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья — это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.
Запомни основные правила домашнего этикета Запомни основные правила домашнего этикета: • Помни, что основа каждой семьи — уважение к старшим. • Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их. • Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место. • Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний
Правила для школьников 1. Приходи в школу не позднее 8 ч. 15 мин. 2. Перед входом в школу вытри обувь. 3. В дверях не старайся пройти первым, пропусти вперед учителей, младших учащихся. Мальчики уступают дорогу девочкам. 4. Из вестибюля проходи в свой класс, не задерживаясь без необходимости. 5. Если ты пропустил хотя бы один день занятий, обязательно представь справку от врача 6. Являйся в школу в чистой и выглаженной одежде, вычищенной обуви, аккуратно причесанным. 7. На уроки физкультуры и спортивные занятия приходи в спортивной форме. 8. На занятия в школьные мастерские и на общественно полезные трудовые мероприятия приходи в рабочей одежде. 9. Имей при себе чистый носовой платок.
Красота этикета
Урок 7. Основы светской этики 4-5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Красота этикета»
А вы любите сказки? Ведь сказка — это волшебный мир, наполненный невероятными событиями, превращениями и переживаниями с глубоким смыслом. И, конечно же, у каждой сказки есть своя мораль, позволяющая слушателю делать правильные выводы.
Давайте послушаем одну из них и пополним ваши знания об этикете.
В одной очень далёкой стране жил да был мальчик с необычным именем Этикет. Однажды ему очень захотелось узнать, что нужно делать для того, чтобы понравиться людям.
И Этикет отправился за советом к доброму волшебнику, который жил по соседству.
— Помоги мне понять, что надо сделать, чтобы люди меня заметили и я им понравился.
Волшебник немного подумал и ответил:
— Тебе надо отправиться в страну, где никто тебя не знает. Как только ты туда попадёшь, старайся вести себя так, чтобы с тобой было просто и удобно общаться. Если сумеешь сделать это, то люди обязательно запомнят тебя, ты им обязательно понравишься.
Этикет хотел спросить ещё кое-что. Но волшебник взмахнул своей палочкой, и перед нашим героем появились стол и стул. Этикет решил, что на самом деле сидя разговаривать удобнее, чем стоя, сел за стол и облокотился на него.
Увидев это, волшебник сделал ему замечание:
— Этикет! Запомни! Нельзя класть локти на стол. Можно положить руки на край стола, а локти надо прижать к бокам, чтобы не мешать соседям.
— Но здесь же никого нет! – воскликнул наш герой, оглядываясь по сторонам.
— Но они могли бы быть. Тем более, что в ходе твоего путешествия они обязательно тебе встретятся и не один раз.
— Раньше в дворянских семьях, – продолжал свой рассказ волшебник, – для того, чтобы научить детей правильно сидеть за столом, им вкладывали подмышки книги, которые надо было удерживать, прижимая локти к бокам. Так у детей вырабатывалась привычка правильно сидеть за столом.
— Как интересно! – воскликнул Этикет. – А какие правила ещё есть?
— Ну, например, ты должен всегда, когда сидишь, следить за своей осанкой, – сказал волшебник. – Расправить плечи и сесть прямо, но не напряжённо, а естественно. Попробуй, это не так сложно, как кажется.
Этикет попробовал пару раз сесть прямо и ненапряжённо. Заметив, как старается его ученик, волшебник сказал:
— Придётся подарить тебе волшебное зеркало, которое будет всегда показывать, как правильно себя вести.
Волшебник взмахнул палочкой, и тут же перед нашим героем появилось зеркало, в котором он увидел своё отражение.
— Как ты думаешь, почему именно так надо сидеть за столом? – спросил волшебник. – Потому что такая поза подчёркивает скромность и красоту поведения человека, в ней проявляется уважение к окружающим людям и умение думать о других. Бери волшебное зеркало и отправляйся в дорогу. Желаю тебе добрых помыслов и поступков.
Попрощавшись со своим учителем, Этикет отправился в путешествие. Через некоторое время дорога привела нашего героя в город, в котором, как и говорил волшебник, царили незнакомые для Этикета обычаи и правила.
Только наш герой собрался пройти через городские ворота, как его сразу же окликнул стражник.
– Куда? – грозно спросил он.
– В город, – смущённо ответил Этикет.
– В город может войти только тот, кто сдал экзамен! – сказал стражник.
– Какой экзамен? – удивлённо спросил наш герой.
– Экзамен на умение пользоваться столовыми приборами и вести себя за столом, – ответил стражник, – хотите пройти экзамен?
– Хочу, – сказал Этикет.
Тут же перед нашим героем появился уставленный по всем правилам посудой и столовыми приборами стол.
– Запоминай следующие правила, – сказал стражник. – Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё, что тебе необходимо, должно быть под рукой. То, что потребуется раньше, нужно ставить дальше от тарелки, так удобнее брать.
– Ложка должна лежать за тарелкой, ручкой вправо или правее ножа.
– Запомнил? – спросил стражник.
– Запомнил, – ответил Этикет.
– Тогда приступим к экзамену на вход в город. Позовите распорядителя городских церемоний! – прокричал что есть силы стражник, заставив немного поёжиться нашего героя.
Это вам не шуточки ли. Экзамен будет принимать самый настоящий церемониймейстер!
Не успел Этикет подумать об этом, как перед ним появился экзаменатор.
Этикет представился ему, подошёл к столу и сел так, как учили его волшебник и волшебное зеркало.
– Просто отлично! – воскликнул экзаменатор. – Ты правильно и красиво сидишь за столом. Ответь мне, малыш, Этикет задумался над тем, что же ему попросить из еды.
– Вот закажу что-нибудь этакое, а как его есть, совершенно не знаю.
И тут на помощь нашему герою пришло волшебное зеркало, в котором Этикет увидел подсказки.
Конечно же, на экзамене шпаргалками пользоваться нехорошо, но у нас же с вами добрая сказка.
– Чтобы скатерть на столе оставалась чистой, можно пользоваться салфетками и подставками для приборов. Чаще всего за столом люди пользуются ножами, вилками и ложками.
Котлету или мелко нарезанное мясо можно есть только вилкой, по кусочку отправляя его в рот.
Рыбу едят, пользуясь специальным ножом и вилкой или двумя вилками, чтобы с их помощью отделять кости от мяса. Допускается в левой руке держать кусочек хлеба, которым можно помогать отделять кости и поддевать рыбу на вилку.
Этикет запомнил эти правила, отложил в сторону волшебное зеркало и с успехом сдал экзамен на вход в город. Да настолько успешно, что сам церемониймейстер пригласил его остаться жить в городе и назвать в честь него правила поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Красивая и поучительная сказка, не правда ли? Надеемся, она вам понравилась. А теперь попробуйте ответить на несколько вопросов.
1. В чём красота этикета?
2. Почему важно соблюдать правила этикета за столом?
3. О каких правилах этикета вы хотели бы спросить волшебное зеркало и почему?
Конспект урока по ОРКСЭ «Этикет. Красота этикета»
Тема урока: Красота этикета
Цель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета
1. развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
2. формировать умение высказывать суждения;
3. учить осуществлять поиск и обработку информации;
4. формировать умение и готовность слушать, вести диалог.
5. создавать атмосферу доброжелательности комфорта на уроке.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знание и понимание правил этикета; уточнение значения этикета в жизни; формирование первоначальных представлений о возникновении правил этикета; осознание в применении правил этикета.
познавательные УУД – формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрации);
регулятивные УУД – формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
коммуникативные УУД – умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь и находить альтернативные способы в разрешении конфликтов.
Личностные : развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Средства ИКТ: проектор, презентация.
1. Организационный момент
Входит педагог в образе Мери Поппинс.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Воспитательница, учительница, гувернантка!
(эмоциональный настрой на работу)
Скажем всем мы Добрый день!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
От улыбки лучше станет наш урок,
От улыбки в школе ладится работа,
Улыбнись, ведь ты готов дружок.
Творчески и слаженно работать на уроке. Садитесь, пожалуйста.
А с каким настроением вы готовы работать на уроке?
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2.Проверка домашнего задания.
— Совсем недавно мы с вами начали изучение основ светской этики. О чём мы с вами говорили на занятиях?
1)-о том, что нужно быть вежливым, доброжелательным (желать добра каждому живому существу)
— воспитанным, совершать только добрые поступки на благо людей.
— А чтобы стать дружным, что нужно нашему классу? Зачитайте напутствия для класса.
(дети зачитывают свои напутствия для класса « Чтобы стать дружным, нашему классу нужно…»)
—Я надеюсь, что ваши напутствия помогут вам ещё больше сплотиться и стать всем дружнее.
3. Определение темы и целей урока.
А сегодня мы продолжаем говорить о нормах и правилах культуры поведения человека в обществе.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав ребус. слайд
Этикет. Красота этикета
4. Работа над новым материалом.
— Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет, о красоте этикета, какую роль он играет в нашей жизни.
А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей)
А теперь послушайте об этом в стихах.
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно из важных правил, мы сформулируем, опираясь на слова А. П. Чехова: Слайд
«В человеке должно быть всё красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А вы знаете, что такое этикет?
Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.
4.Работа со словарём.
Давайте прочитаем, что об этом говорится в словаре.
В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. (работа в паре)
Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».
5. Из истории этикета
Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и запоминались на протяжении веков.
Заглянем в историю этикета. (рассказывают ученики)
Первые правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха», которые были написаны примерно в 1096году. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения:
Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Существуют разные виды этикета. слайд
• «выходного дня» (при посещении разных культурных мест);
Как выдумаете, что означает каждый вид?
Речевой этикет – это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет, порождает уважение и доверие.
Столовый этикет – правила сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Этикет «выходного дня» расскажет, как вести себя в театре, кино, на концерте или выставке, а также в других культурных местах.
Религиозный этикет определяет порядок деятельности и организации религиозных объединений. Очень часто нормы религиозного этикета противоречат правилам, присущим иным сферам человеческой жизнедеятельности. К примеру, не всегда день церковного праздника, когда не положено трудиться, совпадает с выходным днем по календарю. Также в церковь можно зайти не в любой одежде. В подобных случаях необходимо искать разумный компромисс.
Служебный этикет – нормы профессионального поведения делового человека.
Праздничный этикет научит правильно вести себя дома и в гостях. Вы узнаете, что надевать, о чем вести беседу и как красиво покинуть праздничное мероприятие.
Профессиональный этикет регулирует нравственные взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности.
Свадебный этикет. Правила свадебного этикета относятся к основным моментам проведения свадебного торжества.
Сегодня мы поговорим лишь о некоторых видах этикета.
Школьный этикет
— Какое общество окружает нас сейчас?
— Скажите, а в школе должны быть правила этикета? Да.
Разберёмся в премудростях школьного этикета.
Задание: Найдите правильный пример правила, назовите ошибку в поведении, исправьте её и сформулируйте правило.
Задание для 1группы.
Проверить правила школьного этикета (правильно или нет?)
Приход и уход из школы.
1.В школу надо приходить без опозданий за 15-20 минут.
2. Всегда нужно здороваться с учителями, одноклассниками и другими взрослыми, которых встречаешь в школе.
3.Вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
Задание для 2 группы.
Внешний вид школьника.
1.У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая одежда.
2.Надевайте в школу школьную одежду.
3.Возвращаясь из туристического похода, школьник не меняя пропахшую дымом от костра куртку и джинсы идет в гости к другу.
Задание для 3 группы.
1.Нельзя мешать другим на уроке, громко разговаривать, перебивать учителя.
2.Если мы хотим ответить нужно поднять руку, а не выкрикивать с места.
3.Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Задание для 4 группы
Содержание учебных вещей.
1.Учащийся поддерживает чистоту и порядок на парте.
2.Школьник должен содержать учебники и тетради в чистоте и порядке.
3.«Я пришел домой и кинул портфель. Из портфеля выпал учебник «Русский язык».
Задание для 5 группы.
Поведение на перемене.
1.Школьник ведет себя достойно: не бегает, не дерется, не обижает других.
2.С одноклассниками общайся вежливо, не забывай вежливые слова.
Первым Вова непременно
Семерых сбивает с ног».
Задание для 6 группы.
Поведение в столовой.
1.Перед едой не забудь вымыть руки.
2.Не разговаривай во время еды. Всегда пользуйся столовыми приборами. Не клади локти на стол. Не чавкай во время еды.
3.«Я несусь в столовую со всех ног, толкаю тех, кто мне мешает. Прибегаю в столовую, хватаю котлету, проглатываю ее и бегу обратно в класс.
Проверка работы групп.
(с места по одному из каждой группы, зачитывая правила школьного этикета, остальные – да, нет)
Упражнение «Волшебный лес»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.
Педагог: «Нам необходимо пройти сквозь заколдованный лес. Я буду
предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной постарайтесь его преодолеть. Итак, отправляемся в путь. Мы идем по земле. Раздвигаем ветви деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Проходим под еловыми, колючими ветками. Пролезаем под упавшими во время половодья деревьями. И снова побежали по тропинке».
Хорошо – хлопаем в ладоши, плохо – топаем ногами.
Здороваться при встрече;
Толкнуть и не извиниться;
Помочь поднять упавшую вещь;
Не встать, обращаясь к учителю;
Не уступить место в транспорте;
Сидеть в шапке за столом;
Ломать ветки деревьев и кустов;
После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
— У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. По какому случаю можно ходить в гости к друзьям?
— Сейчас предлагаю посмотреть сценку о том, как хозяйка встречала гостей
Сценка «В гости на день рождения»
(участвуют 3 девочки: Света и её подруги)
Сцена:( Света сидит на стульчиках, стук в дверь)
(входят две девочки с подарками: одна держит букет, книгу, книгу, другая – альбом, конфеты «Рафаэла»,диск)
Извини, что опоздали.
Заходите, раз пришли. (Дарят цветы)
Поприличней не нашли? Хризантемы я хочу! Что нахмурились? Шучу! (откладывает цветы на стол)
Д2. – И конфеты «Рафаэло».
Света – Хочешь чтоб я располнела? (откладывает на стол)
Света – Ты подруга опоздала. Не читаю книг давно. А зачем, ведь есть кино. Посмотрел и всё ты знаешь. Ну а с книгой заскучаешь. Подарю кому-нибудь. А могу тебе вернуть. (отдает обратно)
Света – Поинтересней не нашла? (откладывает на стол)
Да, подарки не фонтан.
Эй, садитесь на диван. (одна садится на стульчик, а другая рассматривает на стене картину)
Света – Вера, там нельзя сидеть. Шторы можешь ты задеть. (Вера отодвигается)
А ты, Катя, Катерина, отойди-ка от картины. Ведь картина дорогая. Ты испортишь, я-то знаю. (Катя тоже садится).
Д2. – Чтобы в праздник не скучать все давайте танцевать.
Света – Ну конечно. Тише, тише. Вдруг нас кто-нибудь услышит.
Света – Детский сад мы здесь откроем или цирк давай устроим.
Д2. – Телевизор стоит в зале.
Света – Вот губу-то раскатали.
Д1. – Может выйдем в интернет?
Света – А его как раз и нет. За него не заплатили.
Д2. – Очень мудро поступили.
— Может хоть споём тогда?
Д1. – Не случилась бы беда. Свете надо отдыхать. О подарках помечтать.
Д2. – И спровадить всех подруг. Чтоб не задерживались вдруг.
Света – Объявили мне войну?
Что ж, подруги, так скажу:
Я вас больше не держу.
Дверь открыта, до свиданья!
Д1 и Д2 – Да, вот это воспитанье! (встают вместе и кланяются)
— В чем была неправа хозяйка
Правила гостевого этикета. слайд
(На слайде правила приёма гостей зачитывает ученик)
Надо уметь вежливо принимать гостей.
За поздравления и подарки благодарят.
Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя.
Быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять внимание.
Внимательный хозяин всегда вызовет взаимное расположение к себе, постарается принять хорошо гостей, сделать всё приятное для них.
За столом сиди прямо, локти на стол не ставь, при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.
Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно.
Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.
Это правила для гостей, ну а вы, когда приглашаете гостей, должны правильно сервировать стол.
• Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.
• Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.
• Для сервировки старайтесь использовать одинаковую посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть больше 2 см. Старайтесь выдерживать одинаковое расстояние между приборами и тарелками.
• Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё должно быть под рукой. То, что должно быть раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.
Разработка алгоритма для оформления праздничной салфетки
Этикет выходного дня.
Правила этикета необходимо соблюдать повсюду. И сейчас мы с вами отправимся на спектакль вместе с героиней стихотворения А. Л. Барто «В театре».
Увидела ли спектакль героиня?
Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим?
игра «Этикетная экспертиза»
Вставь пропущенные слова.
Правила поведения в театре.
2.Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в __________________ ряда, остальным нужно подождать.
3.У вас место в середине ряда, но вы немного задержались и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _____________ к сидящим.
4.Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.
5.Нельзя в театре занимать ___________________________________ места!
6.В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.
7.Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если
Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
8.Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.
9.Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________
Правила поведения в театре относятся к этикету выходного дня.
Правил этикета много. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.
Раздать детям цветные лепестки, на которых они пишут одно правило этикета, клеят на доску в виде цветка под названием «Красота этикета»
Стихотворение (читает учитель)
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Сегодня мы вместе с вами постарались увидеть красоту этикета
Чему вы сегодня научились? Что вам стало ясным? Что вы поняли?
Почему важно соблюдать правила этикета?
Почему тема урока называлась «Красота этикета»? (всё, о чём говорили, вносит в нашу жизнь красоту, приятность)
Высказывания ребят (по желанию)
Домашнее задание. Подобрать пословицы, поговорки об этикете
Хорошо – хлопаем в ладоши, плохо – топаем ногами.
1. Здороваться при встрече;
2. Толкнуть и не извиниться;
3. Помочь поднять упавшую вещь;
4. Не встать, обращаясь к учителю;
5. Не уступить место в транспорте;
6. Сидеть в шапке за столом;
7. Ломать ветки деревьев и кустов;
8. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.