в чем красота дождя

Описание дождя из разных книг

Из Этюдов о природе

Из работы «Милетские постулаты»

Я всегда считал дождь Великим явлением, любил и поклонялся ему. Любил любой дождь.
Воздух пресыщался запахом противостояния земли и неба, невидимая даль была рядом, все было рядом: и звуки, и тишина, и память, и действительность.
Дождь соединял.
Да, конечно, прежде всего он наполнял жизнью, наполнял новым напряжением, он поддерживал прежде всего — жизнь.
. пасмурное время с редким дождем словно растворяло и твое осознание; твое я становилось устремленным от всей местности, от всего пространства: это было странное состояние, но и был ты свободен, ты жил, пусть минуты, как бы одновременно всем, что отражало твое беззащитное и уязвимое сознание. А сознание (как всегда!) — вопреки всем измерениям и традициям, на этот раз «находило» резонанс в природе.
Летний ливень, короткий, с громом и молнией, в окружении тепла и шума, сам был ожидаем — и природой всей и тобой. Слепая ненасытная стихия врывалась в течение дня, увлекала в новую борьбу, и, обессиленная, исчезала. И стеной стояла, закрыв полнеба, уже неопасная грозно-синяя туча, где еще полыхали разряды и где, как мы знали’, не утихало это всеобщее движение.
Дождь сохраняет или возвращает тепло, и защищает тепло; дождь — всеобщее и постоянное движение: в этом пространстве движения, собственно, родилась и продолжается жизнь, в этом пространстве движения рождаются наши эстетические оценки — какие? какую целостность мы пытаемся охватить?
Еще все дело заключается в том, что мы постоянно искали символы: осенний дождь, например, когда желтые, словно прорисованные листья и пожухлая трава определяли цветовой фон, когда освещение само металось в тисках прохлады и спелости, осенний дождь был неотъемлемым атрибутом, выразителем всего времени года, и был связью, то есть, информационным носителем между тем, что было и есть.
Но самое главное, оказывается, как раз заключалось в этом своеобразном «контроле» над жизнью (!), и самое удивительное, что мы в этом контроле находили наслаждение.
Я любил и «спокойный» дождь в старом городе или деревне — тогда прошлое, действительно, восставало, тогда время не играло разъединяющей роли и давно прошедшие события, казалось, случились только-только.
И тепло было, тепло внутри, от сознания твоего, что ты, именно ты, можешь все сделать.
Да так, собственно, и было на самом деле.

Может быть, странным дождь бывает только зимней оттепелью, когда из сырой и темнеющейся пустоты воздуха вдруг возникают и тут же исчезают в льдинисто-голубой снежной поверхности тяжелые капли. Небо в такую погоду закрыто неопределенно-светлой и тяжелой облачностью.
Странным было как раз отсутствие темной и определенной поверхности земли, которая всегда ориентирует чувства, мысли, от которой был отсчет чего-то важного.
Дождь любой, может быть, исключая ливень или грозу, провоцировал мысли на поиск уюта, и сам дождь, особенно в пасмурные летние дни и тем более — ночью, что-то сохранял от уюта: пространство темнеющего воздуха днем было неоднородным, его мягкие меняющиеся формы в общей громаде воздуха создавали иллюзию тесноты, заполненности движением. Конечно, все дело было в смелом членении неба, а небо для нашего сознания — было верхом не только в буквальном физическом смысле.
Дождь создавал для нас ситуации «осознания» — дождевые капли соединяли внешнее движением, запахом, вкусом, цветом (!); это «осознание», естественно, было простой аналогией тому мгновенному переходу к новой точке зрения, что время от времени происходило самопроизвольно в нашем внутреннем мире. Но чувство глубинной связи твоей во время дождя с окружающим миром было явное — свою «родственность» со всей неживой (!) природой ты прочитывал без слов.
Мокрая земля, грязная на дорогах, черная под травами вокруг, словно зафиксированная в один миг где-то внизу невидимая тяжесть, резко и естественно отторгающая от себя абсолютную свободу, и — понятная, земная, подробная. В дождь ты заново и полно воспринимал землю.
Осенью после дождя становится непривычно тихо — до дали, летом — сразу же отовсюду поднимался вверх шум: небо поглощало шум; в небе после дождя чувствовалось движение.
Летние дожди вызывали к жизни множество событий: они становились. звонкими или гулкими — все непривычно, радостно, приподнято.
Земля вообще не может без влаги быть: умирает или замирает жизнь; запах и вид сухой истрескавшейся или пыльной земли — невыносим: какой благодарностью отвечает серая земля дождю!
Дождь слепой — при солнце, с радугой, со стеной уходящих огромных и свинцовых туч, — также перестраивал пространство воздуха, которым мы жили, и движение это, постоянное преобразование, затрагивало и нашу природу, упрямо пытающуюся запрятаться в чисто человеческие или только личные проблемы.
Создав нас, великая природа все еще «тормошила», беспокоила сознание наше, беспокоила многими своими явлениями.
А ливневый дождь с грозой, с сильным ветром, уже не перестраивал — разрушал, и на земле все сопротивлялось ему; действительно, это была уже опасная стихия: все здесь на земле легко могло выйти за пределы какой-либо нормы или меры, где мы чувствовали для себя уют, даже комфорт. Мы постоянно забываем, что живем на границе взаимодействия, может быть, и исключающих друг друга сил. Да и мера — для нас ли?

Из книги «И звук, и свет»

Какое же наслаждение испытываешь ты, глядя на стекающие дождевые капли на оконных стеклах, на нехитрые события на улице или дворе, в дождь подчиняющиеся какому-то новому, но понятному течению, и все протираешь и протираешь ты холодное и потеющее на глазах окно.
А под дождем легко преодолеваешь ты неуют зябких и острых дождевых капель, и долго помнишь вкус дождя — вкус холодной и мокрой кожи лица и губ; всеми органами чувств ты снимаешь информацию о чем-то родственном, глубинном, — и остающимся самим собой, то есть, далеким, чужим, остающимся обстановкой для жизни, для мыслей, не более.
Дождь ожидаем, целебен, возвышенно ненасытен в любое время года. Во время дождя ты. окружен, ты словно под защитой вдруг разбухшей земной поверхности — ее прозрачного отторжения, под защитой запаха, серого или веселого шума, во время дождя ты под защитой прохлады, под защитой всегда таинственной и боязной дали.
И дождь ожидаем: сухой тонкий свет солнца, серая плотная и пыльная земля, непременно глубинный запах почвы и только ночной запах дали, — все пределы, за которыми время дождя.
Дождь небесный. Вот картинный летний дождь: солнце, редкие белые и тяжелые облака, парит; надвигается грозно-синяя туча, усиливаются порывы ветра, уже вдали грохочет гром, а вслед за редкими крупными каплями дождя становится темно — туча закрыла постепенно и быстро все небо, и вот уже молнии и частые раскаты грома, и как из ведра льется дробный и тяжелый дождь.
Гроза затихает, становится светлее, возвращается солнце, а вдали над веселой в ручьях зеленой землей еще видна грязно-синяя туча, где еще сверкают молнии. Но где-то рядом земля и небо соединяются радугой — символом радостного и жадного к жизни детства.
После подобного дождя даже громкий уличный разговор воспринимается как бы издали, после дождя заботы дня мельчают. Дождь омывает землю в прямом и переносном смысле.
. все же более высокий смысл читается в серых красках прохладных дней, когда идет редкий или моросящий дождь, когда уже мокрая, даже грязная земля, когда вокруг мокрые серые строения, мокрые деревья, а вся природа покорно и верно ждет. Но чего?
Со мною в такие дни всегда беспокойство, поиск, всегда тревога. Да, собственно, сам воздух тогда переполнен тем же ожиданием, беспокойством, словно вот-вот в этой мерной тишине должно случиться что-то объясняющее, что-то великое.
А поверхность озера в минуты и часы такого дождя — теплая и колючая, но неожиданно предельно ровная, срезающая берега, и, как всегда, поднимающая взгляд. И какое музыкальное время тогда вокруг! Какой Вивальди или Чайковский остановит его звуками?
Мокрая земля и зелень, переполненный запахами и дождем воздух, небо, начинающееся тотчас над головой, и сыро все вокруг, серо, низко, гулко, тихо.
Тихо-тихо.

Из книги «Этюды о сознании»

Источник

Сочинение о дожде 3-4-5-6 класс

в чем красота дождя. Смотреть фото в чем красота дождя. Смотреть картинку в чем красота дождя. Картинка про в чем красота дождя. Фото в чем красота дождяОписание дождя

Дождь — частое природное явление, особенно в межсезонье — осенью или весной. Погода стоит унылая, хмурая. Серые тучи расползлись по небу и закрыли ласковое солнце. Насекомые чувствуют приближение дождя и прячутся в землю, под кору деревьев, забиваются в углы и трещины.

И вот с неба падают первые крупные капли. Не желая намокнуть, бродячие собаки и кошки спешно забегают под укрытия. Люди спасаются под навесом зданий и остановок. Вскоре дождь усиливается, превращаясь в ливень. Он хлещет во всю мощь, громко отбивая на асфальте барабанную дробь. Ему вторит резко меняющий направление порывистый ветер. Вдруг раздаётся громкий треск, и под напором стихии с дерева падает большая зелёная ветка. Всё живое в округе невольно вздрагивает.

Стекая по крышам домов и мокрой листве деревьев, капли быстро образуют большие грязные лужи. С неба льёт, льёт, льёт… И не видно конца этому водяному буйству природы.

Но время неумолимо бежит вперёд, и всё очевиднее становится, что дождь перед ним бессилен. Постепенно серые тучи рассеиваются, а ветер утихает. Щедро напоённая дождём, природа возвращается к привычной жизни. Дождь прошёл, и выглянуло приветливое солнышко. Жучки и червячки повылезали из своих убежищ. Высыхая, капли дождя ярко сверкают на солнце. Если приглядеться, в них можно увидеть все цвета радуги. Красиво после дождя!

Сочинение

Моё отношение к дождю

Я не люблю, когда идёт дождь. Мне не нравится, когда вокруг всё мокрое. Гулять на улице нельзя, потому что одежда быстро промокает и можно простудиться. Правда, для защиты от дождя придуманы зонтики, но при сильном ливне и порывистом ветре они не спасают. Приходится сидеть дома и скучать… Даже когда дождь проходит, гулять надо осторожно, чтобы не испачкать в лужах одежду. Если же лужи глубокие, надо надевать резиновые сапоги.

Вместе с тем, я понимаю, что для живой природы дождь необходим. Без него не росли бы травы, кусты, деревья, не имели бы пропитания животные и люди.

Отношение к дождю зависит от времени года, когда он приходит. В каждом сезоне он разный. Летом дождь благодатный, дарит спасительную влагу и долгожданную прохладу. Осенью он грустный и ненастный. Зимой — холодный, промозглый, часто переходящий в снег. А весной дождь живительный, щедрый, плодородный.

Дождь как природное явление

Иногда бывает, что спокойный дождь переходит в грозу, которая сопровождается громом и молнией. Когда я вижу блеск молнии и слышу оглушающие раскаты грома, мне всегда становится страшно. В такое время хорошо быть дома и уютно устроиться под тёплым одеялом. А если это происходит днём — удобно завернуться в плед и пить чай или читать интересную книгу.

Я знаю, что в Великобритании, прозванной Страной «Туманного Альбиона», осадки — частое явление. А в её столице Лондоне мелкий дождь моросит почти каждый день. В наших краях, к счастью, осадки выпадают значительно реже, благодаря чему мы имеем возможность радоваться солнцу и пребывать в хорошем настроении.

Иногда во время дождя в небе появляется радуга. Это происходит, когда солнечные лучи пронизывают мелкие частицы воды. Радугу можно наблюдать с поверхности земли тогда, когда солнце находится низко над горизонтом, во время восхода или заката. Считается, что утренняя радуга предвещает дождливую погоду, а вечерняя — погожую. Есть и такая народная примета: если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после — будет продолжаться.

Когда я была маленькой, мне казалось, что дождь — это слёзы природы. Теперь я представляю себе, что таким образом природа смывает с себя пыль дорог и усталость серых будней. А когда тучи рассеиваются и становится ясно, она готовится к празднику света и добра.

Источник

Сочинения про дождь

в чем красота дождя. Смотреть фото в чем красота дождя. Смотреть картинку в чем красота дождя. Картинка про в чем красота дождя. Фото в чем красота дождя

«Выпал дождь» vypal-dozhd.docx [15,46 Kb] (cкачиваний: 505)

«Как хорошо когда падает дождь» kak-horosho-kogda-padaet-dozhd.docx [15,79 Kb] (cкачиваний: 552)

«Летний дождь» letniy-dozhd.docx [15,89 Kb] (cкачиваний: 725)

«Мини сочинение про дождь» mini-sochinenie-pro-dozhd.docx [15,09 Kb] (cкачиваний: 1488)

«Описание дождя» opisanie-dozhdya.docx [18,04 Kb] (cкачиваний: 1002)

«Осенний дождь» osenniy-dozhd.docx [15,55 Kb] (cкачиваний: 845)

«Почему я люблю дождь» pochemu-ya-lyublyu-dozhd.docx [18,42 Kb] (cкачиваний: 664)

«Сочинение про осенний дождь» sochinenie-pro-osenniy-dozhd.docx [16,31 Kb] (cкачиваний: 519)

«Сочинение про теплый дождь» sochinenie-pro-teplyy-dozhd.docx [15,65 Kb] (cкачиваний: 328)

«Я люблю летний дождь» ya-lyublyu-letniy-dozhd.docx [16,39 Kb] (cкачиваний: 406)

Дождь – явление природы; осадки, падающие из небес в виде капель. И вод эта небесная вода у всех из нас вызывает разные эмоции. Творческие и более романтические личности любят дождь, смотреть на него, картины рисовать, стихи писать. Ну а для обычных людей – дождь связан с плохой погодой и соответственно и с плохим настроением. Во время дождя на улице холодно, грязно, слякоть. В такую погоду никуда не хочется идти.

В школе вам будут давать задание написать сочинение на тему: «Дождь». В таком произведении вы должны будете рассказать о том, с какими эмоциями у вас связывается дождь, любите вы его или нет, и так деле. Если вы творческая личность – то наверно это замечательная тема для вас, и вы сможете написать много чего. Ну а если нет – тогда просто зайдите на наш сайт с русскими диктантами и это решит все ваши проблемы. Здесь вы обязательно найдете сочинения на такие темы. Все они написаны грамотно и правильно, так что вы точно заработаете хорошую оценку. Вы сможете скачать сочинение себе на компьютер или просто перечесть его.

Удачи вам в написании сочинений, побольше хороших оценок, и поменьше дождливых дней в вашей жизни!

Источник

В чем красота дождя

Цель нашего исследования – рассмотреть образ дождя в произведениях классической и современной литературы, проследить его эволюцию в литературе 19-21 веков, раскрыть особенный авторский стиль при создании образа. Доказать, что образ дождя в художественных произведениях играет важную роль. Выявить, какие душевные качества раскрываются посредством этого природного явления.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

— прослеживается эволюция образа дождя в литературе разных эпох;

— определяются основные средства, раскрывающие исследуемый образ;

— раскрываются отличительные черты образа дождя в литературе русских писателей;

— выясняется значение образа дождя для поэтов и прозаиков;

— раскрываются секреты авторского стиля при создании образа дождя в прозаических произведениях;

— прослеживается, как через изучение образа дождя обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа.

Метод исследования: метод контекстного анализа, метод описательный, метод познавательной деятельности, метод поиска, метод наблюдения, сопоставления, сравнения.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в произведениях писателей – представителей разных поколений.

Гипотеза: мы предположили, что представления об образе дождя, его роли и характере в художественном тексте у современных писателей отличаются от представителей XIX и XX веков в связи с тем, что изменилось мировоззрение и мироощущение людей.

Материал для исследования: тематические сборники лирических произведений поэтов XIX –XXI веков, сборник стихотворений Б. Пастернака, Ф.Тютчева, прозаические тексты М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина, И. Бунина и зарубежного писателя Эрнеста Хемингуэя.

В работе рассматривается эволюционное изменение образа дождя в лирических и прозаических произведениях литературы ХIХ – ХХI веков, связанных «дождевой» тематикой. Исследуется своеобразие и неповторимость образа, тайно его магического влечения писателей – представителей разных эпох. Изучается яркая метафора в раскрытии внутреннего мира лирического героя, эволюционные изменения описательных слов (эпитетов), вплетаемых к слову «дождь». В работе исследуется место образа дождя в художественном произведении, его роль в сюжетной линии, доказывается наличие авторского видения значения образа и особого способа воплощения художественных идей, связанных с этим необычным образом.

Новизна исследования заключается в том, что материалом для сопоставительного анализа выбраны произведения о дожде из классической литературы и стихотворения поэтов – современников. Автор рассматривает образ дождя разносторонне, раскрывая всю многогранность его поэтического содержания.

Полученные результаты исследования занесены в таблицы и дают возможность использования данного материала при написании творческих работ, анализе поэтических и прозаических произведений.

1. Доказано, что образ дождя у каждого писателя индивидуален. Он является поэтическим отражением авторского мироощущения.

2. В процессе исследования выявлено, что образ дождя в литературе ХIХ – ХХI веков изменился: стал динамичнее и сложнее.

Мне было интересно, почему прозрачная капелька торопливо летит с неба, сливаясь с миллионами таких же жемчужных подруг, с самой почётной миссией: дарить воду, а значит – жизнь. Как добрый посланник Бога. Разве это не загадочно? Да, настоящая «дождевая» повесть, в которой есть главные персонажи: дождь, природа и жизнь. Я обратила внимание: когда душа «плачет» подобно небу, между состоянием человека и состоянием природы появляется незримая нить, которая и рождает таинственный образ Дождя. Вспомним слова Пауло Коэльо: «Души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни…»

Сделала вывод: дождь – не может быть просто словом, затерявшимся среди авторских строчек. Это поэтический, характерный образ, выражающий отношение писателя к предмету исследования в поэтическом творении. Он рождён жизнью, пропитан мыслями и чувствами художника. Этот образ связывает писательскими ассоциациями душевную жизнь человека с природой. Дождь сопровождает лирических героев, создаёт поэтичность в описании картин природы и раскрывает черты характера героев.

Своей таинственностью и неоднозначностью образ дождя вызвал во мне интерес, побудил желание понять, почему этот поэтический образ называют «необъятным простором для авторской фантазии». Образ дождя импонирует многозначностью и глубиной содержания.

Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к образу дождя классиков и современников отечественной и зарубежной литературы, исключительной роли этого таинственного образа в художественной ткани поэтических и прозаических произведений, в раскрытии его многогранности и глубины. Неразгаданное влияние на душевное настроение читателей рождает желание проследить эволюцию этого образа в литературе, показать эволюционные изменения выразительно – художественных средств, с помощью которых раскрывается образ. Об актуальности выбранной темы свидетельствует и то, что исследовательская работа учит нас анализировать художественные произведения, определять роль изобразительно-выразительных средств языка. Объектом нашего исследования являются произведения русских и зарубежных классиков и современных писателей.

Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания учащихся к дождю как поэтическому образу, развитии интереса к предмету «Литература» посредством исследовательской деятельности. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках литературы и русского языка в 5-11 классах при изучении темы: «Анализ лирических и прозаических текстов художественной литературы».

История слова «дождь»

Образ дождя в литературе писателей разных эпох

Образ дождя часто представляет собой сочетание двух основ – жизни и красоты. Дождь, его таинственность и не навязывается нам, людям, а лишь изредка напоминает о себе, прикасаясь к лицам. И только художники поэтического слова, писатели и поэты, наделенные свыше способностью тонко чувствовать и замечать все вокруг, обладающие даром слова, оставляют нам свои ощущения от этого прикосновения в своих творениях. Только образ дождя у каждого свой – неповторимый и особенный. Для них дождь – «врачеватель душевной боли», «благодать», для других – «символ времени»;

Первые стихотворения о дожде обнаружились в текстах языческих гимнов и молитв о плодородии. Наши предки считали влагу, посылаемую людям с неба, особыми даром, так как они зависели от природы. Это пески – заклинания. Отголоски этих языческих гимнов можно услышать в «Одиссее» Гомера, в «Георгинах» Вергилия, в «Мире» Аристофана и в других произведениях античности. С приходом в мир христианства вода и дождь стали восприниматься как символ благодати и очищения.

В древнерусской литературе я обнаружила интересные сравнения, связанные с образом дождя. В «Лаврентьевской летописи год 1245» воины сравнивались с соколами, а летящие стрелы – с дождём. Полёт множества пущенных воинами стрел напоминал автору сильный дождь. А в «Повести о взятии Царьграда» (1453) рассказывалось: «абие гражане зажгоша сосуды зелейные…и везапну възгреме земля, аки гром велий, и подъяся с турами и с людьми, яхо буря сильная да облокы…и падаху с высоты людие…». Стрельбу, взрывы крепостных стен и башен сравнивали с дождём, грозой, молнией и громом. Я подобрала эпические произведения Г. Д. Державина с «дождевой» тематикой и сделала вывод о том, что в литературе XIII века образ дождя воспринимался как некая благодать, живительная нега. Я проанализировала оды Г.Р.Державина «Облако», «Гром», «Радуга» и поняла, что их объединяет одна главная мысль: дождь, гроза – особые образы, несущие гармоничное ощущение особого счастья:

Чуть слышен шум и серный смрад;

Пространство воздуха лазурно,

Интересна и ярка метафора при описании радуги:

«Видишь, какая из лент полоса, Огненна ткань блещет очам, Склонясь над твоею главою Дугою!»

Созерцание дождевого чуда, по мнению писателя, позволяет испытать неизъяснимое удовольствие, и человек не в силах отделить себя от этой красоты.

Серебряный век внес в литературу совершенно иное символическое значение дождя. Это дождь – душевная тревога, дождь – предвестник перемен. Поэмы серебряной волны связывали образ дождя с предчувствием трагических событий 1917 года. Прочитав стихотворения о дожде А.Блока, С.Есенина, Н.Гумилева, я ощутила и грусть, и смятение, и некую обреченность от понимания неизбежности перелома в жизни. Поэзия дождя Бориса Пастернака – особая страница.

У наших современников тема дождя тоже актуальна.

У Иры Арт « Дождь Прошлой жизни срез», а Василий Алоев описал музыкальный дождь, считая, что « кому как не дождем минорное играть//Их капли музыкальны, словно ноты…Маргарита Шульман»… темный шелк небес, иголкой протыкая,//Вплетала молний нить в живое полотно!

Итак, поэтическое наследие «дождевой» литературы рождает надежду, что и в будущем будут рождаться поэты дождя, люди, тонко чувствующие явления нашей природы.

Сопоставительный анализ образа дождя в произведениях писателей XIX-XXI веков

Литература XIX – XXI века, связанная «дождевой» тематикой, безусловно, менялась. Время вносит свои коррективы на взгляды, мироощущение, внутреннее воспитание человека.

Что же связывал писатель-представитель своего времени с образом дождя? Существует ли некая связующая нить, которая объединяет душевные переживания, личные размышления авторов с этим образом?

В процессе аналитического чтения тематических произведений писателей XIX-XXI веков мы выбрали те, которые, несмотря на разное время написания, были связаны общим символическом образом. Каждый из представителей разных литературных эпох ассоциировал его со словом «дождь». Свои наблюдения мы представили в таблице (Приложение № 1)

Сопоставляя образы дождя в стихотворениях писателей, творивших в разную временную эпоху, мы условно составили цепочку, которая объединяет все творения одним общим значением:

А. Фет – Глафира Галина – Татьяна Снежина дождь – « предвестник перемен»

А.С. Пушкин – Н. Рубцов – Б. Ахмадулина дождь – «губительная сила»

Н.А. Некрасов – Роберт Рождественский – Татьяна Снежина дождь – «одинокая душа»

Сопоставительный анализ произведений внутри цепочки дает возможность сделать вывод о том, что образы изменились, стали сложнее. Если у А.К. Толстого образ дождя – всего лишь символ надежды лирического героя, его мечта о душевном спокойствии, то у Игоря Талькова и Елены Степановой образ дождя очеловечивается, превращается в близкого друга, который « душе омоет рану».

Художественно-выразительные средства при создании поэтического образа дождя

В литературе XIX-XXI века удожественный образ дождя играет важную роль. Он самый «поэтичный». Исследуя образы дождя писателей разных эпох, разных культур, обнаружила, что этот образ со временем стал приобретать индивидуальные черты. Каждый поэт пытался связать его своими ассоциациями, которые он черпал из мира природы или мира людей. Поэтический образ дождя – отражение авторского мироощущения. Чтобы выразить свои авторские идеи через конкретный образ, писатель прибегал в своей творческой мастерской к самым разнообразным художественно-выразительным средством: эпитетам, метафорам, гиперболам, антитезам, даже использовали оксюморон. В создании поэтического образа большую роль играют эпитеты.

2.1. «Дождевые» эпитеты как поэтический материал создания образа

Именно при помощи эпитетов поэт раскрывал характер поэтического образа, помогает почувствовать его эмоциональную сторону.

Со словом «дождь» употребляется множество прилагательных – определений, которые подчеркивают точность этого слова и явления и придают некую лиричность образу. Писатели искусно вплетали в слово «дождь» свое определение, свой « яркий» эпитет, и образ становился характерным героем. Мы проанализировали поэтические произведения разных писателей, начиная с XIX века, потом просмотрели поэзию Серебряного века и закончили анализ творениями писателей советского периода. Провели сопоставительный анализ произведений, чтобы понять: изменили ли образ отличные друг от друга эпитеты? Насколько характерен для писателей образ в определенную временную эпоху? В выбранных художественных текстах мы определили позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова – эпитеты. Свои наблюдения мы выразили в представленной таблице и назвали ее «Дождевые эпитеты» (Приложение № 2)

Итак, сопоставительные исследования и аналитическое сравнение эпитетов как средства выводы:

И в литературе XIX века, и в литературе советского периода встречаются эпитеты и с негативной, и с позитивной окраской.

Рассматривая эпитеты с позитивной раскрытия образа дождя у писателей разных временных эпох позволили сделать следующие окраской, заметили, что в литературе XIX – начала XX веков чаще используется эпитет с описательным значением: «пламенный», «золотой», «огненный», а у писателей советского периода и современных поэтов доминируют эпитеты со значением «действия». Дождь «торопливый», «купальный».

Среди эпитетов с негативной окраской в литературе XIX века используются описания – характеристики: «скверный», «противный», «заунывный», а в литературе советского периода мы встречаем эпитеты с оценочным значением поступков («бездомный», «обыденный»)

2.2. Метафора как художественно-выразительное средство в создании поэтического образа в «дождевой» поэзии XIX-XXI веков

В процессе исследования особенностей авторского подхода при создании поэтического образа дождя в литературе дождя у писателей XIX-XXI веков заметила важную закономерность: в основе создания любого поэтического образа дождя лежит использование метафоры. Из «Литературной энциклопедии»6 узнала: «Метафора – это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетания, характеризующая данное явление путём перенесения на него признаков, присущих другому явлению».

Я выписала отрывки из тех «дождевых» стихотворений писателей разных эпох, в которых метафора играет ведущую роль в раскрытии образа. В результате сопоставительного анализа сделала вывод: в русской поэзии при создании образа дождя выбирали простые для понимания метафоры. У Некрасова: «…рядами нити серые повисли до земли…». Читаю у Аполлона Майкова: «Капли дождевые скатывались с игол». У Ф. Тютчева: «Повисли перлы дождевые». Читая подобное стихотворение, воображение создает красивую картину природы. Уже в поэзии дождя Серебряного века образ усложнился; метафоры индивидуальны и неоднозначны. Понять этот образ можно только при развитом творческом воображении, зная авторский подтекст. Саша Черный дождь называет «поливалкою колючей». У Маяковского читаю: «Дождь обрыдал тротуары» или «Всех пешеходов морда дождя обсосала». У Бориса Пастернака: «Дороги заболотил». Образ дождя изменился. Теперь это яркий герой, неординарный, личностный. Он творит, мечтает, действует. Метафора помогает писателю XX-XXI веков создать образ дождя как отдельную личность.

Далее стала искать похожие образы в художественных текстах разных писателей, нашла ряд образов, устроенных по одной модели, или парадигме. Это помогает понять образ дождя, учитывая всю глубину и неоднозначность этого образа. «Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XIII-XX веков». Н. В. Павлович помог мне понять, что «каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других – внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов – и вместе с ним реализует некий общий смысловой инвариант, т. е. модель, или парадигму». Составила таблицу, в которой представила тематические метафоры из поэтических отрывков писателей разных поколений, эпох. Такой анализ художественных текстов даёт возможность ответить на вопрос: как одна и та же тематическая метафора функционировала в разные эпохи, как менялось ее смысловое наполнение. Свои наблюдения выразила в таблице. (Приложение 2)

Итак, я заметила, что со временем образ дождя стал более эмоциональным и выразительным: ( «Вуаль дождя скрывает чьи-то лица…» С.Кобозева «Вуаль дождя»). Писатели – современники придумывают яркие метафоры, в основу которых вкладывают необычные ассоциации с жизнью: «Симфония дождя меня зовет в ночную даль…» А.Варум «Симфония Дождя».

Дождь писателей XXI века представлен в новых образах: дождь – «глаза» («… катились и едва блестели// не окна, а печальные глаза//из темноты ночной глядели» Гала Путнина « Глаза дождя» (2010 г.), дождь – «музыка» («Есть грусть из раненной Души. » Джон Маврик. «Дождь»)

В стихотворениях поэтов XX-XXI веков дождь предстает совершенно самостоятельным существом, наделенным определенным характером, проявляющим интересы в образе искусства, живописи: («Дождь–художник// Он рисует лужи.// И на трубах играет не хуже…» Роман Сеф «Дождик») «О мой дождь молчаливый,… ты на клавишах звучных – утешение в боли…» Федерико Гарсиа Лорка.

Можно сделать вывод, что дождь и в литературе XIX века, и литературе XX-XXI веков дождь – прекрасная метафора для определенного внутреннего состояния лирического героя. Может быть, поэтому к такому таинственному явлению природы не пропадает интерес писателей.

Занимаясь исследовательской работой по данной теме, было необходимо выяснить, смогут ли учащиеся 5-9 классов нашей школы создать свой поэтический образ дождя, насколько грамотно они владеют специальными приемами при создании образа, будут ли в процессе работы использовать художественно-выразительные средства, чтобы передать через созданный образ свои внутренние ощущения и взгляды. Полученные результаты послужили нам руководством для разработки необходимых рекомендаций при создании собственного словаря поэтических образов, которые можно будет использовать при написании письменных творческих работ. Эти результаты опроса помогли нам и в разработке дидактического материала на тему: «Дождь в литературе». Это материал будет использован как учебное пособие для развития грамотной и образной речи на уроках русского языка и литературы. В опросе участвовало 73 ученика, из них-20 учеников из 5 класса,33ученика из 7 класса,20 – из 9 класса.

Было предложено два вариативных вопроса:

1 вопрос: Какой он, твой дождь?

2 вопрос: Какими словами можно написать портрет дождя?

На основе проведенного опроса было выявлено, что 22 ученика не смогли поэтично и точно описать свои ассоциации с дождем, не использовали в своем описании выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. Всего 18 учеников использовали сравнения, 23 ученика включали в собственное описание эпитеты, и лишь 10 ребят создали портрет дождя, используя выразительные и точные метафоры.

Исследование художественно-выразительных средств создания образа дождя нашло свою реализацию в разработанном нами словаре «Авторских неологизмов» на тему: «Дождь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *