в чем конфликт рассказа свои и чужие
«Свои и чужие», анализ рассказа Тэффи
Творчество Надежды Александровны Лохвицкой, писавшей под псевдонимом Тэффи, переживает сейчас вторую волну популярности. Первая была связана с открытием этого имени в отечественной литературе, так как в советское время творчество всех писателей-эмигрантов было запрещено, ведь их отъезд за границу приравнивался к предательству по отношению к молодой советской России. В конце 80-х годов, с началом так называемой эпохи гласности, русские читатели наконец-то получили возможность познакомиться с творчеством М. Булгакова, А. Солженицына, А. Аверченко и многих других запрещенных прежде авторов.
Среди открытых читателю имен было и имя Тэффи. Ее ироническая проза вызывала восторг у читателей своей легкостью и непринужденностью. Многие узнавали в героях ее рассказов себя, но это ничуть не обижало. Наоборот, сходство с героями почти столетней давности доказывало, что человек не меняется: как и в былые времена, он подвержен обычным человеческим слабостям.
Сюжет произведения «Свои и чужие» построен на доказательстве следующего тезиса: «Чем больше у человека своих, тем больше знает он о тебе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете». Приводя дальше описание эпизодов из жизни, в которых герой может испытывать легкое недомогание или оказаться на дружеском приеме, Тэффи последовательно сопоставляет реакцию «своих» и «чужих» на эти события.
Так, например, встреча с «чужим» может обернуться комплиментом: «Какая вы сегодня свеженькая!» Но «свой» уже через какие-то три минуты вернет вас с небес на землю, безапелляционно заявив, что у вас «вспух нос», а значит, вид у вас преужасный.
Стоит любому испытать болезненное состояние, как чужие люди начнут проявлять участие, по крайней мере, сделают вид, что «страшно напуганы вашей болезнью». Реакцию «своих» Тэффи удается изобразить в свойственной ей ироничной манере. То, что на языке своих называется «подбодрить больного родственника», выглядит примерно так: они не только не признают ваше право лежать в постели с температурой в тридцать семь и один, но и «будут долго издеваться, припоминая забавные историйки, как вы закатывали глаза и стонали, а уже через два часа уплетали жареную индейку».
Если чужие будут «припудрены и моложавы», чтобы никто не догадался, сколько им лет, то свои станут жаловаться на старость, которая, как известно, не в радость, а потом вспомнят, что уже тридцать с лишним лет прошло с той поры, как вы окончили гимназию, намекая на уже слишком почтенный возраст.
Наконец чужие, чтобы обмануть вас насчет того, сколько у них в наличии денег, будут угощать вас самыми дорогими и вкусными блюдами. Свои, понимая, что вам известно о количестве имеющихся у них денежных средств, подадут вам чай с вчерашними сухарями, попутно обсуждая дороговизну говядины и цены на квартиры.
И уж совсем забавной выглядит в глазах читателей реакция рассказчика на восприятие теми и другими будущего. Если чужие полны самых светлых прогнозов в отношении вас, ведь с таким умом, выдержкой и обаятельностью «все дела и предприятия великолепно удадутся», то свои «заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают». А еще пытаются доказать, что нужно срочно выкинуть из головы «дурацкие затеи» и одуматься, так как из-за вашей беспечности, безалаберности и рассеянности «вас ждут большие неприятности и печальные последствия».
Конечно, такая «поддержка» со стороны «своих» никого воодушевить не может и сводит на нет любые начинания и даже просто идеи. С горькой иронией Тэффи замечает, что окружающие люди мало-помалу начинают признавать, будто «чужие приятнее своих», в чем даже сама писательница якобы дважды имела случай убедиться.
Идея рассказа Тэффи на первый взгляд проста: свои так хорошо знают друг о друге, что легко говорят правду в лицо, ничего не приукрашивая. Это вроде бы хорошо, так как нет «показухи». Однако писательницу угнетают два обстоятельства: такая прямота в отношениях оборачиваются грубостью, подчас очень обидной. А еще непонятно, почему для своих мы совсем не стараемся, а для чужих порой готовы вывернуться наизнанку. А должно быть наоборот: чем ближе и родней человек, тем больше для него нужно стремиться сделать.
Писательница при этом никого не высмеивает, не делает пространных обобщений. Она создает яркие портреты глупых и ограниченных героев, уверенных в своем праве давать советы, посмеиваться или даже осуждать.
В этом рассказе очень интересна манера повествования: это монолог, обращенный к читателю. Однако в него встроено множество диалогов, не только воссоздающих живую разговорную речь, но и на композиционном уровне придающих ей фрагментарность, которая позволяет читателю иронически осмыслить события, представляющиеся автору совершенно абсурдными.
Так между автором и читателем возникает своеобразный диалог, в ходе которого Тэффи стремится доказать несостоятельность современного общества, которое не ценит искренность и не дорожит собственными чувствами. Такую особенность прозы Тэффи критики и называют «лирической сатирой».
В чем конфликт рассказа свои и чужие Теффи?
3)Автор тонко описывает человеческие пороки,она говорит о том,о чём все молчат.Её позиция очевидна-направить смех на искоренение жизненных непониманий,грубости,чёрствости близких,не осуждая,а сочувствуя проблемам.Позиция автора-не осмеяние,а восприятие жизни такой,какая она есть,без прикрас и не сгущая краски.
мы сегодня на уроке это делали училка сказала
В сказке все события происходились когда была Гражданская война. Конь был раненым, и мельник Панкрат забрал его к себе в мельницу. Конь работал, не ленился, помогал Панкрату. Но конь был общий, его были обязаны кормить все. За ним ухаживали. Конь стучался в ворота и ему выносили какую нибудь еду.
Добрий, хороший надійний веселий
Ответ: Пушкин заявляет о себе с первых страниц романа. «Там некогда блистал и я, // Но вреден север для меня», — язвительно замечает он во второй строфе, намекая на свою ссылку.
Далее поэт подчёркивает, что лично знаком с Онегиным. Эффект достоверности удваивает внимание читателя к герою, возникает интрига.
Через систему неявных противопоставлений собственного мировосприятия вкусам своего героя Пушкин демонстрирует ущербность Онегина.
Возникает ощущение, что автор как будто соревнуется с героем, всеми способами давая понять, как пуст и неинтересен «молодой повеса».
Пушкин в восторге от театра, а Онегин приезжать туда, только чтобы продемонстрировать образованность.
Пушкин каждый раз влюбляется в «богинь» как мальчишка, а Онегин лжёт и лицемерит каждой, научившись механике обольщения.
Пушкин боготворит природу, находя в ней источник вдохновения, а Онегин скучает в «прелестном уголке» своего поместья.
Автор присутствует в тексте не только для того, чтобы оттенять бездарность Онегина. Он помогает своим героям очеловечиться.
Неотступно следует Пушкин за любимой Татьяной. Её называет он «своей душой», «милой», «бедной». Её письмо оправдывает длинным предисловьем, ей заранее сочувствует, ею восхищается.
Наконец, устами Татьяны произносит автор приговор Онегину. Тень авторского образа здесь легкокрыла и едва заметна, но именно она помогает увидеть контрасты тьмы и света в произведении, различить оттенки характеров.
Пушкин присутствует в своём романе как творец, замыслом которого пронизано каждое создание.
ПОМОГИТЕ!! СРОЧНО. Проблема в произведении Н.Тэффи «Свои и Чужие»
Пожалуйста помогите. Какая проблема поднимается в произведении Тэффи «Свои и чужи», и комментарий к этой проблеме
Лучший ответ по мнению автора
В этом художественном произведении можно найти разный смех: добродушный, легкий, порицающий, злой, мстительный и беспощадный. Все зависит от того, насколько глубока проблема, насколько испорчен объект этой насмешки.
Надежда Тэффи в произведении «Свои и чужие» размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые». В рассказе Тэффи говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. Нужно сказать, что писательница вовсе не высмеивает в этом произведении никого и ничто, она принимает все так, как есть. Она лишь обращает наше внимание на комичность некоторых аспектов нашей жизни.
Тэффи пишет о том, как странно мы делим людей на своих и чужих и как нелогично мы относимся к тем, кто нам никто и к тем, кто нам очень близок.
Она пишет:
«Чем больше у человека своих, тем больше знает он о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете. Встретите вы, например, на улице чужого человека. Он улыбнется вам приветливо и скажет:
— Какая вы сегодня свеженькая!
А если через три минуты (что за такой короткий срок может в вас измениться?) подойдет свой, он посмотрит на вас презрительно и скажет:
— А у тебя, голубушка, что-то нос вспух. Насморк, что ли?»
Читая этот легкий, юмористический рассказ, мы узнаем себя, мы понимаем, что писательница права, и смеемся. И, казалось бы, так ли серьезен этот смех? Ведь мы не переступаем никаких моральных границ, ни делаем ничего, за что можно было бы гореть от стыда. Разделение на своих и чужих кажется таким естественным! Однако Тэффи так пишет обо всем этом, что мы невольно смотрим на себя стороны и понимаем, как смешно, как алогично наше поведение, как неправильно наше стремление угодить чужим и бесцеремонность со своими.
Автор говорит о том, о чем многие молчат, указывает на людские пороки, заставляет человека посмотреть на себя со стороны.
Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы.Отметьте, пожалуйста, лучший ответ ЗВЁЗДОЧКОЙ
Надежда Тэффи — Свои и чужие:
Краткое содержание
У каждого есть люди «свои» и «чужие». Про своих мы знаем все: сколько им лет, и сколько у них денег. Если мы узнаем это про чужого – он станет своим. И это плохо! Ведь свой будет «резать в глаза правду-матку», а чужой – приятно привирать. Для своего и выглядишь не очень, и любая болезнь твоя пустяк. Для чужих – красавица. Заболеешь – сочувствуют. Чужие кажутся моложе (ведь их возраст неизвестен), и богаче, чем есть (для гостя – все самое лучшее). Свои болтают о старости, ценах и кормят чем попало.
Свой в твои планы не верит. И учит жить. Чужой убежден, что у тебя все получится. Рассказчица приводит 2 случая в подтверждение своих слов. В поезде пассажир наорал на другого. Тот удивился: видит в первый раз, а кричит как на родного брата. А одна женщина хвалила мужа: вместе 4 года, а он такой «вежливый и милый», точно чужой!
Читательский дневник по рассказу «Свои и чужие» Тэффи
Сюжет
Рассказчица делит людей на «своих» (известен их возраст и количество денег) и «чужих». У первых для тебя только горькая правда, насмешки, дешевая еда. У вторых – комплименты, сочувствие, лучший кусок за столом. И на вид чужие бодрее и богаче. Вот случай в поезде: один мужчина так нагрубил незнакомцу, будто знает его сто лет. И еще история: жена рада, что муж и через четыре года внимателен к ней, как чужой.
Отзыв
Юмористический рассказ о том, как чужие люди становятся своими. Автор высмеивает пороки общества: лицемерие, хамство, черствость, эгоизм. Свои люди ранят и ведут себя бесцеремонно, чужие – обманывают, пускают пыль в глаза. Трудно сказать, от кого из них можно получить помощь, если она нужна.
Смех автора немного грустный. Ясно, что Тэффи предпочла, чтобы отношения со своими были теплее, а с чужими – искреннее. Но жизнь есть жизнь. Рассказ учит ставить себя на место другого, со вниманием и терпением относиться к близким, быть честным с людьми, не спешить называть людей «своими».
План рассказа «Свои и чужие»
Вопросы к рассказу «Свои и чужие» Тэффи
Анализ рассказа «Свои и чужие»
Рассказ на все времена. Он построен на противопоставлении, контрасте, сравнении и иронии. Как мало нужно, чтобы назвать человека «своим»: достаточно знать его возраст и доходы. Автор высмеивает такой подход, но признает, что в нем есть правда жизни. С одной стороны, свои люди скажут правду, с другой – иногда хочется не правды, а понимания и поддержки. Чужой с удовольствием поддержит, но и легко солжет в глаза.
Строить отношения со своими труднее, чем с чужими. Не хватает любви, уважения, терпения. Свои не ценят, чужие – лицемерят. Пока человек «чужой», он показывает себя в выгодном свете. Его жизнь кажется лучше, радостнее, богаче. Но стоит людям немножко узнать друг друга, как маски слетают. Рассказ заставляет пересмотреть отношения с людьми, учит честному взгляду на себя.
ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 2 страница 215
1. Какой приём лежит в основе сюжета рассказа «Свои и чужие»?
Сюжет рассказа прост, отношения с близкими людьми приносят больше неприятностей и боли, чем отношения с чужими. Чужие люди намного тактичней и мягче, добрее и сострадательнее в горе, чем самые близкие.
Почему так происходит в жизни, автор пытается ответить своим рассказом.
2. В чём конфликт рассказа?
Этот рассказ Надежды Тэффи относится к юмористическим, но этот юмор скрыт за описание ситуаций и формы изложения, где повествование идет от первого лица в форме размышлений, диалогов.
Проблема затронутая Тэффи, самая обыденная – это то, как мы относимся или к нам относятся «свои» в виде родственников и близких друзей и «чужие», это несколько незнакомые люди.
Главная идея этого рассказа показать лицемерие и равнодушие «чужих», которые мы часто ценим больше, чем открытость и правду со стороны «своих».
Главными проблемами, которые освещены автором, это двойственность оценки ситуации, когда доброе отношение и участи «своих», оказывается хуже, чем лесть и дежурные фразы «чужих».
Конечно еще проблемой этого рассказа является то, что автор пытается показать моральное несовершенство своих современников, которые собственно и придерживаются описанного автором, мнения.
3. Есть ли в повествовании завязка, кульминация и развязка? Обоснуйте свой ответ.
4. Какова позиция автора? Она очевидна?
5*. «Свои и чужие» — произведение сатирическое, саркастическое, юмористическое? Свой ответ обоснуйте.
Теффи использует лирическую сатиру, произведение построено в форме монолога, с фрагментами диалогов, дающих характеристику персонажам.
6. Какими средствами художественной выразительности автор создаёт особую интонацию повествования, образы «своих» и «чужих»?
7. Для чего Тэффи использует слово «конфекты» вместо «конфеты»?
8. Имеются ли в рассказе элементы поучительности, морали?