в чем измеряется звук голоса
Урок 6. Громкость и сила голоса
Тема сегодняшнего урока – громкость и сила голоса. Это одна из основных характеристик голоса, о которой мы уже получили представление, а сейчас изучим подробнее. Большинство людей, заинтересовавшихся постановкой голоса, в первую очередь хотели бы развить силу голоса и научиться говорить так, чтобы их было отлично слышно в аудитории любого масштаба.
Цель урока – увеличить силу голоса, научиться управлять громкостью, добиться такого звучания, при котором вас будет отлично слышно независимо от того, насколько громко вы говорите.
В этом уроке мы разберемся, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике.
Содержание:
Итак, к делу. После нашего сегодняшнего урока вы будете звучать еще сильнее, громче, лучше!
Сила и громкость звука: общие сведения
Для начала напомним материал предыдущих уроков. Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды механических волновых колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. В контексте нашего курса нас интересует именно такая трактовка силы и громкости звука. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
В принципе, научная трактовка предлагает более развернутое определение силы звука как потока звуковой энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади, которая изменяется пропорционально квадрату звукового давления. Если энергия возрастает относительно начального уровня в 10 раз, громкость звука увеличивается на 10 дБ, если в 100 раз, громкость возрастает на 20 дБ, в 1000 раз – на 30 дБ и т.д.
Нам эти сведения могут пригодиться для лучшего понимания, как именно происходит изменение громкости, а также для более наглядной демонстрации зависимости громкости от энергии, вложенной в звук, и ее распределения на единицу площади. Другими словами, если кто-то громко кричит в лесу «ау» – это одно, если кто-то будет кричать «ау» столь же энергично у вас над ухом, это будет восприниматься как более громкий звук.
Таким образом, выбор той или иной громкости голоса всецело зависит от ситуации. Если вы находитесь в шумном месте или отделены от собеседника большим расстоянием (лес, поле, река), нужно говорить и даже кричать громко. Если же вы находитесь рядом и тем более в общественном месте, нужно выбирать умеренное или негромкое звучание. Громкий разговор в общественном месте вполне заслуженно воспринимается как невоспитанность, а избыточная громкость голоса во время деловых переговоров приведет, скорее всего, к их провалу.
Отдельная тема – монолог-выступление перед аудиторией. Тут очень важно сбалансировать звук так, чтобы вас хорошо слышали в последнем ряду, но вы не оглушили голосом первый ряд. Вкратце мы уже затрагивали данный аспект в предыдущих уроках, поэтому вы помните, что за слышимость вашего голоса без необходимости бесконечно увеличивать громкость отвечает такая характеристика как полетность.
Далее можно возвращаться к этим упражнениям 1-2 раза в неделю, чтобы не терять наработанную форму. Более того, можно распределить упражнения по дням недели. Допустим, в понедельник и четверг вы работаете с дыханием и опорой, во вторник и пятницу – с одним из резонаторов, а среду и субботу посвящаете чему-то особо актуальному лично для вас: дикции, артикуляции, интонированию, развитию нижнего или верхнего диапазона голоса и т.д. Этот график мы привели исключительно в качестве примера, и вы всегда можете составить свой индивидуальный план занятий.
Вернемся к теме силы и громкости звука. Для лучшего понимания, что такое громкость и сила звука, приведем некоторые данные в цифрах. Они вам помогут ориентироваться в звуках окружающего мира и примерно представлять, какой силы звук вы должны выдать в той ли иной ситуации.
Громкость звука – источник звука:
Заметим, что 30 дБ – это максимально допустимый шум в жилых помещениях в ночное время с 23.00 до 7.00, а 40 дБ – это норма для жилого помещения в остальное время, т.е. с 7.00 до 23.00 [СНиП 23-03-2003 «Защита от шума», 2004]. Болевой порог находится в районе 120-130 дБ.
Самый громкий человеческий голос в мире – у жительницы Великобритании Джилл Дрейк. Во время празднования Хэллоуина в Millennium Dome в Лондоне в октябре 2000 года она издала крик громкостью в 129 децибел. Этот результат внесен в Книгу рекордов Гиннеса [Guinness World Records, 2000]. Это громче, чем музыка на рок-концерте, отбойный молоток, раскат грома вблизи, и всего на 10 децибел тише реактивного самолета. Такой громкий крик может доставить физическую боль окружающим.
До октября 2000 года самый громкий голос на нашей планете был мужским и принадлежал Саймону Робинсону из ЮАР. Так, в 1988 году он издал крик громкостью 128 децибел [ИА REGNUM, 2019].
Для субъективного восприятия звука как громкого и раздражающего играет роль не только громкость в децибелах, но и источник звука. Так, истошные вопли маленьких детей раздражают и вызывают желание как-то прекратить этот звук, а такая же или даже большая громкость музыки и пения на рок-концерте дарит радость и желание слушать любимых исполнителей дальше.
Таким образом, для коммуникаций и публичных выступлений нужно научить свой голос красиво звучать в диапазоне от 40 до 60-70 дБ. Для концертных выступлений используется аппаратура звукоусиления, которая позволит вам перекричать вертолет и мотоцикл, спеть с оркестром. Точно измерить громкость звука можно, скачав приложение «Шумомер» (Sound Meter) и разрешив ему доступ к микрофону:
Теперь, когда вы знаете, что такое сила и громкость звука, и понимаете, к чему можно стремиться, самое время поговорить о том, как развить силу и громкость голоса. Сила и громкость – это одни из основных характеристик голоса, предопределяющих его звучание, в целом.
Сила и громкость голоса: как развить
«Как говорить громче?» «Как научиться громко петь?» «Как сделать голос сильным и выносливым?» Эти вопросы волнуют практически всех, кто, так или иначе, сделал коммуникации и выступления на публике своей профессией, будь то учитель, певец, лектор, топ-менеджер. Причем понятие «сила голоса» часто употребляется не только в значении «громкость», но и в значении «выносливость», когда говорить или петь можно не уставая и долго.
В реальности, возможности человеческого голоса очень велики. Так, 26 сентября 1960 года на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний лидер Кубы Фидель Кастро произнес речь длительностью 4 часа 29 минут. Это самая долгая речь в стенах ООН:
Рэпер ST (Александр Степанов) читал рэп в течение 24 часов подряд, делая перерывы раз в час на 5 минут [InterMedia, 2019]. Онлайн-трансляция стартовала 3 апреля 2019 года в 13.00 в официальной группе рэпера во «ВКонтакте» и завершилась спустя сутки, 4 апреля 2019 года в 13.00. Правда, под конец трансляции ST уже хрипел, но все еще мог петь. Оба достижения занесены в Книгу рекордов Гиннеса:
Далеко не все публичные личности подвергают свой голос таким нагрузкам ради рекорда. Так, ныне покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес регулярно баловал аудиторию длинными речами по 7, а то и 11 часов. Михаил Горбачев в бытность Генсеком ЦК КПСС тоже увлекался длинными речами. В эпоху его правления был популярным анекдот следующего содержания: «Можно ли в газету завернуть автобус? Можно, если в газете напечатана речь Горбачева».
Такие испытания для голоса среднестатистическому человеку вряд ли грозят, а с разумными нагрузками справиться вполне под силу. Для вас, как для людей, уже прошедших несколько уроков нашего курса, тут никакого секрета нет. Все, что нужно, чтобы голос был сильным и звучал слышно на любой громкости, вы узнали из урока 2, когда работали над дыханием, опорой, артикуляцией и резонаторами – природными усилителями голоса внутри нашего организма.
Громкость голоса регулируется выдыхаемым воздушным потоком и перенаправлением его в тот или иной резонатор. Перенаправление воздушного потока происходит за счет изменения положения органов голосообразования. Кроме того, подключив артикуляцию и поменяв положение органов речи, мы можем изменить форму и объем резонирующих полостей и силу резонанса в резонирующих полостях. Изменив силу резонанса, мы изменяем и силу голоса.
Добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Вам осталось только продолжить ранее начатую работу с голосом и усложнить упражнения на резонаторы, если все предыдущие у вас получились хорошо.
Например, вам уже знакомо упражнение на соединение грудного и ротового резонаторов, когда вам предлагалось просто посмеяться, но сделать это ярко и убедительно: «ха-ха-ха». Так вот, данное упражнение в усложненном варианте помогает не только соединению резонаторов, но и развивает силу голоса, а также тренирует уверенное звучание на разной громкости.
Свой вариант упражнения предлагает наставник по ораторскому мастерству, профессиональная актриса с опытом работы на радио и телевидении Елена Литвиненко:
Кроме того, Елена Литвиненко считает полезным для развития силы голоса имитировать гудок паровоза: сначала приближающегося, когда звук нарастает, а потом удаляющегося, когда звук затихает [Е. Литвиненко, 2018]. Также полезно читать стихи вслух: актерское чтение широко практикуется в театральных и прочих вузах, где готовят артистов различных жанров. А еще полезно кричать «ау», постепенно увеличивая громкость, но без давления на голосовые связки.
Как сделать так, чтобы во время тренировок голоса не напрягались голосовые связки и как не сорвать голос? Для этого дыхание должно быть глубоким диафрагменным, челюсть и гортань расслабленными, тогда голосовые связки тоже не будут напрягаться. Нам нужно вдыхать в нижнюю часть легких и удерживать бока и живот раздутыми, чтобы сохранять опору для голоса. Так ваш голос не будет уставать.
А еще Елена Литвиненко разработала авторское упражнение «Яблоко – Алле, ландыши – Ларе» [Е. Литвиненко, 2018]. Чтобы с ним справиться, нам потребуются знания из урока 4, где мы учились интонировать. В данном случае интонирование поможет вывести голос на нужную громкость. Суть упражнения в следующем.
Как повысить голос – упражнение:
Регулярное повторение упражнений позволит вам увеличить силу голоса и научиться регулировать его громкость. Вообще, опыт телеведущих и радио-ди-джеев – это поистине кладезь полезных наработок по развитию голоса. Что логично, ведь радио-ди-джеям приходится вести многочасовые эфиры с перерывами на короткие музыкальные композиции, а телевизионные ток-шоу давно прославились перебранками на повышенных тонах, когда ведущим приходится демонстрировать недюжинные голосовые способности, чтобы урезонить разбушевавшихся гостей студии.
Так, весьма интересны советы, которые дает радио-ди-джей Юлиана Романова. По ее мнению, развить силу голоса помогают упражнения на филировку звука [Ю. Романова, 2010]. В переводе с французского filer un son означает «вращать звук», что вполне отображает суть метода. В таких упражнениях практикуется постепенное увеличение силы звука (крещендо/crescendo), постепенное уменьшение силы звука (диминуэндо/diminuendo) и переход после крещендо к диминуэндо:
Упражнения на филировку звука:
Если вам почему-либо окажется неудобно работать с буквой «м», вы вполне можете заменить ее буквой «н» и попробовать сделать все вышеприведенные упражнения, просто заменив в слогах «м» на «н». Самое главное, следите, чтобы у вас не напрягались голосовые связки, а после занятий не было ощущения дискомфорта в горле, шее, плечах.
Великий Станиславский уделил немало внимания развитию силы голоса и умению варьировать громкость речи в своей книге «Работа актера над собой». Он считал, что даже с небольшим диапазоном голоса можно сделать свою речь выразительной и стать мастером слова, хорошим актером, умеющим передать большой спектр эмоций [К. Станиславский, 2017].
По Станиславскому, если использовать в речи контрастное звучание piano (тихо) и forte (громко), можно создать иллюзию, что ваш голос в 10 раз сильнее, чем есть на самом деле. Он акцентировал внимание, что при переходе между piano и forte важно не потерять диафрагменное дыхание и опору голоса, что достигается упорными тренировками.
Поэтому выбирайте фразу, которую вы хотите сделать выразительной, к которой желаете привлечь внимание аудитории, и тренируйте изменение громкости звучания внутри нее. Тогда изменение громкости звучания станет выразительным средством речи, позволит достичь ее разнообразия и в целом сделать вашу речь интереснее для зрителя и слушателя.
Как видим, наличие сильного голоса и умение управлять его громкостью имеет весомые преимущества в самых разных сферах жизни.
Преимущества сильного голоса:
1 | Возможность говорить долго и не уставать. |
2 | Возможность варьировать громкость, высоту, темп речи. |
3 | Возможность сделать речь более выразительной. |
4 | Большая убедительность речи. |
5 | Больше шансов на успех в переговорном процессе. |
6 | Больше шансов решать вопросы в свою пользу. |
7 | Более широкий выбор интересных профессий. |
8 | >Более быстрый карьерный рост в любой из выбранных профессий. |
9 | Большая привлекательность для лиц противоположного пола. |
10 | Больший авторитет в общении с детьми. |
И, конечно, огромное значение сила и громкость голоса имеют для певцов. В нашем курсе пению посвящен отдельный урок, однако вы уже начали потихоньку тренироваться, и можете продолжить сейчас. Вы помните, что добиться громкого звучания помогает головной резонатор, прозвучать тихо и убедительно можно с помощью грудного резонатора. Поэтому логично дополнительно поработать над грудным и головным голосом.
Как увеличить силу грудного голоса:
Как правильно выполнять эти упражнения, можно увидеть в видео, которое подготовил певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу Иван Радьков:
Как увеличить силу головного голоса:
Как именно делать некоторые из этих упражнений, вы тоже сможете посмотреть в видео от Ивана Радькова:
Эти упражнения и тренировки помогут подготовить ваш голос к мощному и громкому пению. Кроме того, в рамках подготовки к следующему уроку по вокалу рекомендуем прямо сейчас потренироваться петь громко, но при этом не напрягая связки. Сначала проделайте несколько коротких упражнений, которые предлагает певица и педагог по вокалу Александра Стройцева:
И, наконец, полезная распевка от Александры Стройцевой для всех, кто хочет освоить диафрагменное дыхание и научиться удерживать диафрагму так, чтобы обеспечить опору для голоса. По сути, это одно из упражнений, рекомендуемых Сетом Риггсом в его книге «Как стать звездой», но адаптированное для русскоговорящей аудитории [С. Риггс, 2000]:
При желании вы можете аккомпанировать себе сами, скачав имитатор фортепиано Perfectpiano. Теперь вы полностью готовы к тому, чтобы сделать шаг к развитию собственного вокала. Если работа с голосом успела стать вашей полезной привычкой за предыдущие несколько уроков, вы обязательно добьетесь результатов, которые вас вдохновят на дальнейшие подвиги.
Если вы последовали нашей рекомендации в начале курса и записали на диктофон свой голос (стихотворение, речь, песню, частушку) обязательно сделайте еще одну запись того же стихотворения, песни или частушки после того как изучите урок, посвященный пению. Напоминаем вам об этом заранее, пока вы не погрузились в волшебный мир музыки. Вы убедитесь, что перемены к лучшему уже есть, даже если у вас пока получаются не все упражнения курса.
Подведем итоги. В этом уроке мы разобрались, как сделать голос сильнее, как можно делать голос тихим, но слышимым, и как этим пользоваться на практике. Мы вышли на новый уровень сложности в работе с голосом, а именно с дыханием, опорой, артикуляцией, резонаторами. Мы дополнительно проработали грудной и головной резонаторы и вплотную подошли к развитию певческого голоса, чем детально займемся в нашем курсе чуть позже. А сейчас предлагаем закрепить материал урока и пройти проверочный тест.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь самое время перейти к теме вокала.
Урок 1. Как работает голос. Физика и анатомия извлечения звука
Чтобы эффективно работать над развитием голоса и речи, необходимо понимать, что такое вообще звук, голос и речь. Поэтому цель данного урока – разобраться, что такое звук, голос и речь с точки зрения физики и анатомии. Чтобы добиться положительного результата, нужно понимать оба аспекта. Знание анатомии поможет научиться управлять голосом, а понимание физических основ звука – визуализировать результат занятий и контролировать правильное звукоизвлечение.
В данном уроке мы рассмотрим физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнаем, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Также мы дадим ссылки на полезные сервисы, которые помогут вам провести самостоятельную диагностику возможностей своего голоса, если у вас есть такое желание.
Мы рекомендуем это сделать, чтобы вам было проще и нагляднее увидеть прогресс после того, как вы начнете работать с голосом.
Содержание:
Итак, план действий на ближайший урок у нас намечен, поэтому приступаем к делу!
Что такое звук и голос с точки зрения физики
Начнем с того, что такое звук и голос с точки зрения физики. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение механических волновых колебаний.
С точки зрения физики звук имеет три свойства:
Высота зависит от частоты колебаний. Колебания происходят с определенной периодичностью и измеряются в герцах. Герц – это единица частоты периодических процессов в Международной системе единиц, а также в системах единиц СГС и МКГСС.
Сила звука (она же громкость) зависит от амплитуды колебаний. Больше амплитуда – сильнее звук. Единица измерения силы звука – децибел (дБ). Для примера: шелест листьев – около 10 дБ, а громкий разговор – до 90 дБ.
Звуковой спектр – это совокупность добавочных колебаний или обертонов, возникающих вместе с основной частотой. Это особенно четко можно наблюдать в музыке или пении. Обертона повышают основной тон в кратных соотношениях (overtone: оver – над, tone – тон) и придают звуку дополнительную окраску, т.е. тембр.
Звуки с периодическими (одинаковыми и равномерно повторяющимися) волновыми колебаниями называются музыкальными тонами. Звуковые колебания непериодической повторяемости не являются музыкальными тонами. Это, например, скрип, треск и прочие звуки.
О силе звука и звуковых спектрах мы поговорим в следующих уроках, а сейчас вернемся к высоте звука.
Виды звука по высоте:
Таким образом, чем больше частота колебаний, тем выше звук. В контексте нашего курса по развитию голоса нас интересует слышимый диапазон, т.е. 16-20 000 Гц. В нижней части диапазона звук субъективно воспринимается как более глухой и басистый, в верхней части – как более тонкий и звонкий. Весь слышимый диапазон звуков распределен по так называемой нотно-октавной шкале (см. рис.1а), построенной на основе двоичной системы.
Дело в том, что звуки, частота которых различается в 2 раза (в 2 раза выше или ниже), воспринимаются на слух как сходные. Музыкантам эта таблица хорошо знакома, а всем остальным она представлена для осмысления, насколько велики возможности человеческого слуха и, соответственно, голоса. В обозначения нот и октав можно пока не вникать. Эту тему мы затронем, когда будем говорить о развитии певческого голоса.
Итак, мы подошли к тому, что такое голос, и чем он отличается от звука. Звук – это более широкое понятие. В контексте нашего курса звук – это абсолютно все, что мы можем услышать. Это пение птиц, шелест травы, плеск воды, рокот мотора, жужжание принтера, звон бокалов и, конечно, человеческий голос.
Голос – это результат работы голосового аппарата и органов звукоизвлечения (об их строении с точки зрения анатомии мы поговорим позже). Возможности голоса несколько меньше, чем возможности человеческого уха, в том плане, что даже рекордсмены не могут охватить голосом всю гамму звуков в диапазоне 16-20 000 Гц. Правда, некоторые из них могут выйти за пределы слышимого диапазона.
Голоса-рекордсмены из Книги рекордов Гиннеса:
К слову, в музыке принято использовать далеко не весь слышимый диапазон. В этом легко убедиться, взглянув на клавиши фортепиано. Все 88 клавиш (36 черных и 52 белых) охватывают диапазон от «ля» субконтроктавы (27,5 Гц) до ноты «до» 5-й октавы (4 186 Гц). Этого полностью достаточно, чтобы воспроизвести любое музыкальное произведение, комфортное для человеческого уха и того, как мы слышим звуки.
Возможности собственного голоса вы можете проверить, скачав Pano Tuner и разрешив приложению доступ к микрофону. Попробуйте взять самую высокую и самую низкую доступную вам сейчас ноту, но не делайте более трех попыток подряд, т.к. это может привести к перенапряжению голосового аппарата. Зафиксируйте результат и повторите опыт после прохождения нашего курса. Если вы ранее никогда не занимались тренировкой голоса и не работали над расширением диапазона, возможно, у вас это получится сейчас, когда вы изучите анатомию голоса и приемы, помогающие звукоизвлечению.
Есть варианты, доступные онлайн без предварительного скачивания приложений. Например, сервис Vocal Max. Для старта нажмите на кнопку «Начать», выберите ноту, с которой вам удобнее стартовать, и возьмите ее. Как только вы в нее попадете, она поменяет цвет, а следующий шаг будет возможен только на любую из соседних нот как вверх, так и вниз. Если вы пока не разбираетесь в нотах, попробуйте взять ноту «до» 1-й октавы – она есть в диапазоне практически каждого человека. Изучив предыдущую иллюстрацию, вы ее легко найдете самостоятельно.
По мере того, как вы будете брать каждую из последующих нот, они также будут менять цвет. Когда вы исчерпаете свой диапазон, нажмите «Закончить» и сохраните результат, допустим, в виде скриншота. Скорее всего, через 1-2 месяца тренировок ваш диапазон станет шире.
И, наконец, речь. Речь – это совместный результат работы голосового аппарата и мышления. Если для того чтобы издавать просто звуки (крик, плач, стон и другие), нам достаточно задействовать голосовой аппарат, для речи нужно предварительное осмысление того, что вы хотите сказать. Для речи используется меньший диапазон голоса, чем для разного рода звуков – крика, плача, стона и других.
Различают внутреннюю и внешнюю речь, но в контексте нашего курса нас интересует, в первую очередь, развитие внешней речи, где задействуются органы звукоизвлечения. В то же время красивая внешняя речь невозможна без развития внутренней речи, т.е. планирования и контроля «в уме» речевых действий, внутреннего проговаривания запланированных фраз.
Кстати, в нашем курсе вы узнаете, что звукоизвлечение тоже можно планировать! «В уме» можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту. А поможет в этом осмысленный подход к звукоизвлечению, знание анатомии голоса и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь.
Что такое звук и голос с точки зрения анатомии
Голос – это звук, возникающий с помощью выдыхаемого воздуха, колебания голосовых связок и резонирования. При этом голосовые складки (или связки – мы будем использовать оба термина) участвуют лишь в тонком управлении голосом, а основную работу выполняет воздушный поток и резонанс.
Для понимания, как работает голос и как формируется речь, нам необходимо изучить устройство звукового аппарата человека. Разделим задачу на две составляющие: как устроен голосовой аппарат и как устроен слух. Начнем с голоса.
Общее устройство дыхательной системы и голосового аппарата:
1 | легкие; |
2 | грудная клетка; |
3 | диафрагма; |
4 | брюшной пресс; |
5 | бронхи; |
6 | трахея; |
7 | гортань; |
8 | голосовые связки (находятся внутри гортани); |
9 | глотка; |
10 | полость рта; |
11 | полость носа с придаточными полостями; |
12 | элементы нервной системы, проводящие и передающие сигналы, соединяющие органы голосообразования с мозговыми центрами. |
Мы рассматриваем дыхательную систему и голосовой аппарат как единое целое, потому что звукоизвлечение происходит за счет выдыхаемого воздуха. Настоятельно рекомендуем сначала изучить строение дыхательной системы и голосового аппарата в самом общем схематичном виде, а уже потом перейти к подробному изучению, анализируя иллюстрации со все большим количеством элементов и подробностей.
Вот простая иллюстрация:
А вот более сложная:
Такой подход позволит вам не запутаться, изучая звукоизвлечение и голосообразование, и соблюсти постепенный переход от простого к сложному.
Теперь перейдем к тому, как именно происходит звукоизвлечение. Рассмотрим процесс поэтапно.
Звукоизвлечение – как происходит:
Так образуется голос:
Остановимся подробнее на зависимости высоты голоса от связок. Высота голоса, т.е. частота звуковых колебаний, зависит как от напряжения, так и от длины голосовых связок.
Коротким связкам колебаться легче, поэтому они могут совершать большее число колебаний в единицу времени. Чем больше колебаний, тем выше голос. Длинные связки «раскачать» тяжелее, поэтому они способны совершать меньшее число колебаний в единицу времени. Чем меньше колебаний, тем ниже голос.
Это явление можно образно сравнить с размахом крыльев у птиц. Так, скорость взмаха крыльев миниатюрной колибри составляет от 50 до 80, а у некоторых видов до 200 взмахов за секунду. А такая заметно более крупная птица как аист, совершает всего 2 (два!) взмаха крыльями в секунду.
Посмотрев на диаграмму зависимости высоты голоса от длины голосовых связок, можно условно сказать, что басы – это наши аисты, а сопрано – это колибри. Это деление, принятое в академической опере, весьма условно. Есть люди, чей голосовой диапазон выходит далеко за рамки какого-то одного типа голоса.
Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав + 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано. Посмотрев выступление Димаша, можно услышать, как филигранно он тянет ноты мелодии композиции (не путать с текстом песни!) в свистковом регистре:
Тут мы подошли вплотную к разнице между образованием голоса и образованием речи. Из первой части нашего урока вы уже знаете, что голос – это более широкое понятие, чем речь. Голос без речи возможен – например, крик, стон, плач, а вот речь без голоса невозможна никак.
В образовании речи большую роль играет положение языка, губ, мягкого и твердого неба. С их помощью мы создаем ту или иную форму ротовой полости. Та или иная форма ротовой полости позволяет направить поток воздуха в ту или иную сторону, чем и предопределяется разница звуков, получаемых при разном положении языка, губ, мягкого и твердого неба.
Теперь пару слов о том, куда направлять поток воздуха. По умолчанию поток воздуха направляется в резонаторы – полости внутри организма, отражаясь внутри которых, он превращается в звук. Основными резонаторами для человеческого голоса являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея. Также резонировать способны придаточные пазухи, теменная кость, прочие полости внутри черепа.
Этим, кстати, объясняется, почему мы слышим собственный голос иначе, чем слушающие нас люди. Мы воспринимаем волновые колебания от черепа и прочих резонирующих полостей, которые проходят через наш организм. Таким образом, мы воспринимаем голос, который издаем, не только посредством слуха. А все наши слушатели воспринимают наш голос исключительно через свой слух. Поэтому, если мы хотим узнать, как слышат наш голос окружающие, нужно сделать аудиозапись – например, на диктофон в смартфоне.
Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, тут будет уместным уточнить пару моментов. В большинстве курсов, обучающих ораторскому мастерству, вокалу, технике речи, вам встретится такое понятие как «грудной резонатор». Это некоторая условность, связанная с тем, что среднестатистическому человеку сложно представить, где у него находится трахея, однако очень легко ощутить вибрации внутри грудной клетки.
Поэтому, если вы захотите расширить нижнюю часть голосового диапазона, поработать над красивым звучанием низких нот своего голоса, следует быть готовыми к тому, что вам будут встречаться формулировки наподобие «работа грудного резонатора», «упражнения для развития грудного резонатора» и т.д.
Забегая вперед, скажем, что в уроке №2 мы затронем тему раскрытия резонаторов, в том числе грудного, и подробнее объясним термины, чтобы в дальнейшем вы могли самостоятельно пользоваться любыми книгами и онлайн-ресурсами по углубленному обучению технике речи и/или вокалу.
Итак, резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма, позволяющие сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы научитесь управлять своим голосом так, как посчитаете нужным.
Чтобы понять, что такое резонанс, нужно вспомнить молодость – примерно старшую или среднюю группу детского садика – когда мы дули на листок бумаги и получали самый настоящий свист. Или когда делали «телефон» из стаканчиков и веревочки. Смысл в том, что нить должна быть натянута, и только тогда по ней можно передать звук. К слову, вы можете воспроизвести этот эксперимент и сейчас. Заодно познакомите с основами физики своих детей или племянников. Видеоинструкция прилагается:
К слову, обратите внимание, что на 01:25 в кадр попадает акустическая гитара. Звучание гитары – это тоже пример резонанса. Волновые колебания идут через отверстие деки внутрь корпуса и преобразуются в звуки, высота которых зависит от того, какую струну и на каком ладу вы зажали. В данном случае струны являются аналогом голосовых связок. У электрогитары с цельной декой тоже есть внутри резонирующие полости, просто они не видны снаружи. Электрическая часть лишь усиливает механические волновые колебания, воспринимаемые человеческим слухом. И вот теперь мы вплотную подошли к устройству слуха.
Устройство слуха
Слух, голос и речь тесно взаимосвязаны. Если, например, потеря слуха произошла в доречевом периоде, человек так и не научится говорить. При остаточном слухе человек может получить речевые навыки с помощью слухового аппарата, усиливающего звук настолько, чтобы его можно было услышать.
Как устроен слух:
Вот простая иллюстрация:
А теперь более сложная:
Улавливаемые наружным ухом звуковые волны, ударяют в барабанную перепонку и заставляют ее вибрировать. Колебания передаются в среднее ухо. В свою очередь, внутреннее ухо состоит из двух компонентов. Первый компонент – это преддверия и полукружные каналы, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве, из-за чего данный элемент часто обозначают как «орган равновесия».
Второй компонент внутреннего уха – это так называемая улитка, заполненная жидкостью, которая вибрирует под воздействием волновых колебаний. Внутри улитки находится специальный орган (кортиев орган), который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30 тысяч клеток, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая клетка настроена на определенную частоту, и, если часть из них погибнет, человек перестанет слышать звуки на той частоте, за которую отвечали погибшие клетки.
Также стоит подробнее рассказать про слуховые проводящие пути. Это группа нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. В головном мозге происходит обработка и анализ комплексных звуков (речь, мелодия, песня). Скорость передачи аудиосигнала от наружного уха к центрам мозга происходит за 10 миллисекунд.
Представление о том, как устроен слух, как мы слышим звуки позволяет лучше понять, что такое музыкальный слух и как его развить. Большинство из нас слышали выражение, что «неработающие органы атрофируются». Это в полной мере относится и к элементам устройства человеческого слуха.
Чем большее количество клеток из тех 30 тысяч, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга, вы заставите работать, тем более тренированным будет ваш слух. Если вы будете слушать звуки на разной частоте, со временем вы потренируете каждую клеточку кортиева органа. Они начнут быстрее реагировать на «свою» частоту.
Соответственно, нервные волокна, которые отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, будут быстрее передавать максимально точную информацию к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. А обработка и анализ комплексных звуков с каждым разом будут все детальнее и эффективнее.
Всем заинтересовавшимся рекомендуем прочитать статью на нашем сайте «Музыкальный слух: что это такое и как его развить». Если вы профессиональный музыкант, значительная часть информации вам будет известна. А вот если вы не знакомы с музыкальной грамотой, но планируете карьеру лектора, оратора, трибуна, педагога, психолога, вам стоит ознакомиться со статьей и взять некоторые элементы развития музыкального слуха на вооружение, т.к. это поможет вам в дальнейшем развитии голоса и речи уже после окончания нашего курса.
А сейчас подведем итоги урока. Сегодня вы изучили физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнали, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Вы узнали, что основными физическими характеристиками звука являются высота, сила и звуковой спектр, а также познакомились с устройством голосового аппарата, органов слуха и поняли, как происходит звукоизвлечение и голосообразование.
Закрепите полученные знания при помощи теста, после чего мы ждем вас на следующем уроке!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь переходим к разбору голосовых характеристик.