в чем измеряется толщиномер
Толщиномеры лакокрасочного покрытия: 10 лучших
Толщиномер позволяет измерить толщину лакокрасочного покрытия автомобиля и тем самым определить участвовала ли машина в аварии и была ли она восстановлена. Стоимость автомобиля с пробегом очень сильно зависит от того побывала ли машина в аварии, насколько сильно она в ней пострадала и насколько качественно она была после аварии отремонтирована. Толщиномер позволяет ответить на все эти вопросы и либо совсем отказаться от покупки машины, либо существенно сбить цену на нее при покупке.
В своей статье мы расскажем о том какие бывают толщиномеры, рассмотрим принципы их работы, приведем их плюсы и минусы, расскажем о том как откалибровать толщиномер и как правильно измерить толщину лакокрасочного покрытия, приведем список 10 лучших толщиномеров по соотношению цена-качество.
Что такое толщиномер
Толщиномер – высокоточный прибор, позволяющий измерить толщину стенки металла или слоя его покрытия. В автомобильной промышленности применяется для определения толщины материалов, нанесенных на кузов автомобиля (краска, пленка, грунтовка, шпатлевка), методом неразрушающего контроля.
Предел измерения – от 0,001 до 3 мм, комбинированные толщиномеры позволяют выявлять расхождения от установленной нормы до 5 мм. Погрешность – 1 – 3%.
Для чего нужен толщиномер
Толщина лакокрасочного покрытия, наносимого на кузов автомобиля, зависит от марки, модели и места производства ТС. Предельные значения – от 80 до 170 мкм. Точное значение каждого конкретного автомобиля можно посмотреть в эксплуатационной документации или на официальном сайте производителя.
ЛКП автомобиля, побывавшего в ДТП, неизменно повреждается. В зависимости от степени повреждения, а, следовательно, от серьезности аварии, ремонт покрытия включает в себя один или несколько процессов:
Таким образом, толщина покрытия детали, которая подвергалась какому-либо ремонту, отличается от толщины заводской покраски. На основании полученных с помощью толщиномера данных можно определить не только вероятность повреждения, но и его степень.
Полученная информация также позволит предположить, что автомобиль может иметь значительные внутренние повреждения, полученные в результате аварии, что может серьезно сказаться на стоимости авто. Ведь не секрет, что иногда у битых машин восстанавливают кузов практически до идеального состояния и пытаются их продать, не сообщая о том, что авто побывало в аварии.
Виды толщиномеров
Решающую роль при выборе толщиномера лакокрасочного покрытия играет материал изготовления кузова, поскольку самые распространенные приборы не универсальны и выдают достоверные сведения только при работе с конкретными металлами или пластиком. Кроме того, они различаются по физическому способу определения толщины покрытия и сложности исполнения – существуют профессиональные модели, передающие и сохраняющие данные в ПК или смартфон.
Магнитный толщиномер
Конструкция магнитного толщиномера проста: внутри пластикового корпуса помещен магнит. В основе его работы лежит одно из основных свойств постоянного магнита – по мере удаления от металлической поверхности сила магнитного тока уменьшается. Максимальная величина силы притяжения возникает при соединении магнита с металлом – этот показатель служит начальной точкой при расчете толщины препятствия.
Принцип определения толщины покрытия состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:
Достоинства магнитного толщиномера:
Недостатки:
Кроме того, важно помнить, что при нагревании прибора магнитные свойства ослабляются, поэтому его применение возможно только при температуре +20 о С…+23 о С.
Электромагнитный толщиномер
Электромагнитный толщиномер состоит из катушки и ферромагнитного сердечника, который приобретает свойства магнита только при подаче электрического тока на обмотку. В результате взаимодействия наконечника прибора с металлической поверхностью возникает магнитное поле, плотность которого соотносится с максимальным значением, заданным при калибровке.
Достоинства:
Недостатки:
Точность электромагнитного толщиномера выше, поскольку основой для расчетов при использовании магнитного толщиномера является сила магнитного поля, которая зависит от множества внешних факторов, а при проведении замеров с помощью электромагнитного прибора – плотность магнитного поля, которая не является постоянной и возникает только в момент измерения.
Ультразвуковой толщиномер
Принцип работы ультразвукового толщиномера основан на измерении времени, затраченного на прохождение звука высокой частоты через препятствие, и времени получения эхо-сигнала от отражаемой поверхности. За основу берется промежуток времени, установленный при калибровке.
В качестве механического источника направленного ультразвука используются электроакустические преобразователи, которые под воздействием электрического тока излучают акустические волны с частотой свыше 20 000 Гц.
Процесс замера выглядит следующим образом:
Достоинства ультразвукового толщиномера:
Недостатки:
Ультразвуковые приборы чаще всего используют специалисты автосервисов, однако сложностей при его самостоятельном использовании, как правило, не возникает.
Вихретоковой толщиномер
Вихревые замкнутые токи возникают в электрических проводниках под воздействием магнитного поля, которое генерируется на обмотке электромагнитной катушки при подаче напряжения в момент приближения к токопроводящему материалу поверхности.
Начальной точкой при расчете толщины покрытия служит максимальная величина силы электрического тока, которая возникает при соприкосновении датчика прибора с металлом. Изменение показателя напряжения напрямую зависит от расстояния до электропроводящей поверхности.
Толщиной диэлектрического лакокрасочного покрытия является полученное значение показателя тока, преобразованное в цифровое значение в мкм – чем меньше величина тока, тем больше материала нанесено на поверхность кузова.
Достоинства:
Недостатки:
Поскольку вихретоковой толщиномер дает точные показания только при работе с электропроводящими материалами, целесообразно использовать его в сочетании с электромагнитным или ультразвуковым прибором.
Калибровка толщиномера
Калибровка толщиномера – процесс установления равенства между показателями прибора и реальной толщиной покрытия с учетом допустимой погрешности. Проводится перед первым измерением и далее не реже, чем 1 раз в 3 – 4 месяца. При этом важно знать, что настройки могут сбиваться чаще, если прибор редко используется или хранится зимой в неотапливаемом помещении или, наоборот, при высокой температуре окружающего воздуха (выше +28 о С).
Для калибровки прибора используются две пластины: одна – пластиковая, играющая роль ЛКП, вторая – нулевой образец, выполненный из металла, подходящего для измерений для каждого конкретного толщиномера.
Процесс выглядит следующим образом:
В случае получения ошибочных данных – провести калибровку еще раз. Если в результате выводятся неверные данные или погрешность превышает норматив, установленный заводом-изготовителем, следует обратиться за помощью в магазин или сервисный центр.
Как проверить автомобиль толщиномером
При определении толщины лакокрасочного покрытия автомобиля необходимо придерживаться следующих правил:
При проведении замеров необходимо учитывать следующие нюансы:
Анализ полученных результатов сигнализирует о следующем:
Толстый слой покрытия разрушается при вибрационных и ударных нагрузках, на кузове появляются трещины, ржавчина и сколы – такой элемент повторному восстановлению не подлежит.
Таким образом, проведение замеров толщины ЛКП – необходимый процесс при покупке подержанного автомобиля, поскольку дает 100%-ную гарантию выявления возможных повреждений кузова, которые в дальнейшем приведут к коррозии, и, следовательно, к ремонту или замене детали, а так же подскажет о факте участия машины в ДТП. Если есть сомнения в правильности использования прибора – для оценки необходимо пригласить специалиста.
10 лучших толщиномеров
Carsys DPM 816 Pro
Толщиномер Carsys DPM 816 Pro предназначен для измерения толщины покрытия нанесенного на металлическое основание. Толщиномер может применяться для измерения толщины краски, определения состояния кузова автомобиля, в процессах контроля толщины покрытий на производстве. Действие толщиномера основано на вихретоковом и магнитоиндукционном принципе измерения. Толщиномер Carsys DPM 816 Pro позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах, имеет функцию автоматического определения основы. Толщиномер имеет три переключаемых диапазона измерений: микрометры 0-3000 (с шагом измерения 1 мкм), миллиметры 0-3 (шаг измерения 0,01 мм) и мили дюймы 0-99 (шаг измерения 0,1 мил). Тoчнocть измepeний ±1%. Толщиномер имеет функцию самокалибровки. Размер дисплея 20х33 мм. Питание толщиномера осуществляется от одного элемента питания AAA. Одного элемента питания должно xвaтить нa 400 чacoв paбoты или дo 5 лeт в выключeннoм peжимe.
R&D ET330
Толщиномер R&D ET330 является профессиональным толщиномером, предназначенным для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобилей. Толщиномер имеет три режима работы: режим Fe — для измерения толщины покрытия на основании из черного металла, режим nFe — для измерения толщины покрытия на основании из цветного металла (алюминий) и режим Fe+ZN — для измерения толщины покрытия нанесенного поверх основания из черного металла с нанесенным немагнитным слоем (краска-цинк-сталь). Режим Fe+ZN позволяет определять оцинокован ли данный элемент кузова автомобиля. Переключение между режимами производится автоматически. Толщина замера до 1500 микрон, шаг измерения 0,1 микрона. Точность измерения ±3%. Данные измерения могут выводится на дисплей в микронах и миллидюймах (mills). Толщиномер оснащен функциями нулевой и многоточечной калибровки. Питание толщиномера осуществляется от двух элементов питания AAA.
Etari ET 555
Толщиномер Etari ET 555 является обновленной улучшенной версией популярнейшего толщиномера Etari ЕТ 111. Толщиномер Etari ET 555 позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах. Толщина замера до 2000 микрон при измерении по черным металлам и до 1000 микрон при измерении по цветным металлам. Данные измерения могут выводится на дисплей в микронах и миллидюймах (mills). Тoчнocть измepeний ±3%. время Время отклика и отображения результата около 1 сек. Толщиномер оснащен фонариками LED и ультрафиолета. Питание толщиномера осуществляется от двух элементов питания AAA.
Yunombo YNB 100
Толщиномер Yunombo YNB 100 хорошо подходит для быстрого определения двойного слоя окраски и слоя шпаклевки на кузовных деталях автомобиля. Толщиномер Yunombo YNB 100 позволяет измерять толщину покрытия на черных и цветных металлах. Толщина замера до 1800 микрон, шаг измерения 50 микрон. Точность измерения ±10 микрон. Время отклика и отображения результата около 1 сек. Толщиномер оснащен функцией автокалибровки, подсветкой дисплея, функцией автоматического выключения. Питание толщиномера осуществляется от двух элементов питания CR2032.
Horstek TC 715
Толщиномер Horstek TC 715 предназначен для измерения толщины покрытия нанесенного на металлическое основание из черного или цветного металла. Один из самых простых толщиномеров из имеющихся в продаже. Толщина замера до 700 микрон, шаг измерения 10 микрон. Время отклика и отображения результата около 1,5-2 сек. Тoчнocть измepeний ±5%. Толщиномер имеет функцию автоматического определения типа основы. Имеется функция самокалибровки. Толщиномер включается автоматически при поднесении к тестируемой детали. На экране отображается толщина покрытия в микронах и тип основы: Fe — для черного металла и nFe — для цветных металлов. При превышении допустимого диапазона для неперекрашенных деталей в 200 микрон включается звуковой сигнал. Толщиномер выключается сам через 30-40 секунд после прекращения использования. Питание толщиномера осуществляется от трех элементов питания AAA.
Novotest ТП-1М
Толщиномер Novotest ТП-1М является прибором профессионального уровня, предназначенным для измерения толщины диэлектрических и электропроводящих покрытий на металлических подложках. Толщиномер позволяет измерять толщину лакокрасочных, битумных, гальванических и других покрытий. Толщина замера до 60 мм. Точность измерения ±3%. К толщиномеру можно подключить разные опциональные датчики, которые существенно расширяют возможности прибора. Питание толщиномера осуществляется от двух элементов питания AAA.
R&D TC100
Толщиномер R&D TC100 предназначен для измерения толщины покрытия нанесенного на металлическое основание из черного или цветного металлов. Один из самых недорогих и простых в использовании толщиномеров лакокрасочного покрытия. Толщина замера до 1300 микрон, шаг измерения 0,1 микрона. Точность измерения ±3%. Данные измерения могут выводится на дисплей в микронах и миллидюймах (mills). Толщиномер оснащен функциями нулевой и многоточечной калибровки. Дисплей с диагональю 1,9 дюйма. Питание толщиномера осуществляется от батареи 6F22 («Крона» 9V).
Etari ET 600
Толщиномер Etari ET 600 предназначен для измерения толщины лакокрасочного покрытия нанесенного на всех типы металлических поверхностей (черных и цветных металлах). Толщина замера до 1500 микрон. Толщиномер оснащен функцией автоматической калибровки, достаточно провести калибровку при замене элементов питания и сделать проверку через 500 измерений. Имеется функция памяти 20 последних измерений с анализом средней величины замеров, максимального и минимального результата. Результаты измерения могут выводится на дисплей толщиномера в микронах и миллидюймах (mils). Тoчнocть измepeний ±1,8-2,2%. Время отклика и отображения результата около 1 сек. Дисплей с диагональю 3,5 дюйма. Питание толщиномера осуществляется от двух элементов питания AAA.
All-Sun EM2271
Толщиномер All-Sun EM2271 предназначен для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобилей. Один из самых недорогих и простых в использовании автомобильных толщиномеров. Позволяет измерять толщину покрытия на стальных и алюминиевых элементах. Толщина замера до 2000 микрон, шаг измерения 0,1 микрона. Точность измерения ±2%. Данные измерения могут выводится на дисплей в миллиметрах (mm) и миллидюймах (mills). Питание толщиномера осуществляется от одного элемента питания CR2032.
АвтоЛакТест Алт-1М
Толщиномер АвтоЛакТест Алт-1М представляет собой датчик, который подключается к смартфону через разъем для наушников (miniJack 3.5 мм). Смартфон должен работать на Android или IOS, для работы толщиномера нужно установить небольшое приложение АвтоЛакТест. Измерение толщины лакокрасочного покрытия толщиномером АвтоЛакТест Алт-1М можно производить только на ферромагнитных (магнитящихся) поверхностях автомобилей или иных объектах из черных металлов. На поверхностях с основой из цветных металлов (алюминия) и пластика толщиномер работать не будет. Толщина замера до 2000 микрон, точность измерения ±3-4%. Питание датчика-тощиномера осуществляется за счет аккумулятора смартфона.
Как выбрать толщиномер
Содержание
Содержание
Всякий, кто хоть раз покупал подержанный автомобиль, прекрасно знает, что практически все авто на вторичном рынке продают в состоянии «не бита, не крашена, ездил дедушка на дачу один раз в месяц». И даже если продавец не скрывает факта покраски, поди догадайся, действительно ли там «пара царапин» или же слой шпаклевки толщиной в сантиметр поверх проржавевшего насквозь металла. Визуальным осмотром этого не выявить: перекупщики хорошо поднаторели в сокрытии серьезных дефектов. Наверняка определить реальное состояние кузова можно только с помощью толщиномера.
Виды толщиномеров
Толщиномеры делятся на несколько видов по принципу измерения.
Самые простые толщиномеры — магнитные. Сила, с которой магнит притягивается к металлу, тем больше, чем они ближе друг к другу. В магнитных толщиномерах для определения толщины лакокрасочного покрытия как раз и измеряется сила, с которой магнит притягивается к детали кузова. В самых бюджетных моделях даже электроники никакой нет: показания снимают со шкалы, нанесенной на выдвижной шток. Такие толщиномеры недороги и компактны, но имеют низкую точность.
Электромагнитный толщиномер использует тот же принцип, что и магнитный, только измеряет не силу притяжения металла к магниту, а магнитную индукцию. Для этого на катушке располагается две обмотки — возбуждающая и измерительная.
Величина измеряемого сигнала будет меняться в зависимости от расстояния до металла. Электромагнитные толщиномеры обладают неплохой точностью, но работают только с магнитными материалами (сталь, железо). Этого достаточно для бытового применения, но не для профессионального применения. Производители (особенно автомобилей премиум-класса) все чаще применяют в кузовах алюминий, с которым электромагнитный толщиномер работать не сможет. Измерить слой краски на пластиковом элементе тоже не получится.
Вихретоковой толщиномер способен работать с любым металлом, в том числе и немагнитным. По устройству он похож на электромагнитный: в его основе лежит электромагнит, только ток возбуждения используется высокочастотный, порождающий в металле под катушкой вихревые токи. Эти токи, в свою очередь, создают собственные магнитные поля, влияющие на измеряемый сигнал.
Вихретоковые толщиномеры обладают хорошей точностью, однако измерить толщину лакокрасочного покрытия на неметаллических деталях они не способны.
Ультразвуковые толщиномеры используют совершенно другой принцип. Они излучают ультразвуковые волны и определяют толщину слоя по запаздыванию отраженной волны: чем больше запаздывание, тем больше толщина.
Ультразвуковые толщиномеры могут работать с любыми материалами и измерять толщину ЛКП на металлических, пластиковых или деревянных деталях. Кроме того, они пригодны для измерения толщины не только ЛКП, но и самих деталей. Ультразвуковым толщиномером можно измерять толщину любых листовых материалов (стекло, металл, пластик и т. д.) или отдельных слоев в многослойных материалах. Также их используют для поиска дефектов под каким-либо защитным слоем.
Но есть у ультразвуковых толщиномеров и недостатки:
По этим причинам ультразвуковые толщиномеры обычно используются в профессиональной деятельности. Если вам нужен прибор, чтобы быстро и просто измерить толщину краски на б/у автомобиле, то важен не столько принцип измерения, сколько основные характеристики толщиномера.
Характеристики толщиномеров
Точность — наиболее важная характеристика толщиномера. Именно точность определяет, для каких целей можно использовать прибор, а для каких — нет. Так, для определения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля, точность должна быть не более 10-20 мкм, в крайнем случае — 50. Дело в том, что толщина заводского лакокрасочного покрытия у большинства автомобилей составляет 90–150 мкм. Точные значения можно найти на сайтах производителей, либо в сводных таблицах.
Впрочем, не существует каких-либо правил или стандартов, регламентирующих толщину ЛКП. Поэтому на одних деталях толщина ЛКП может быть 70, на других — 150. Краска может быть и толще — 200–250 мкм при заводской двойной окраске, например. Но если толщина меняется от 150 до 250, а потом обратно до 150 в пределах одной плоскости детали, это с большой вероятностью указывает на зашпаклеванный дефект. Для того, чтобы определить подобное, будет недостаточно точности в 100 мкм. Но это не значит, что толщиномеры с точностью 100 мкм и больше бесполезны. Их будет достаточно, чтобы понять, насколько сильные повреждения скрыты под слоем новой краски.
Минимальная толщина влияет на область применения прибора. Его не получится использовать на материалах с толщиной меньше минимальной. Так, толщина основных деталей кузова у большинства автомобилей составляет 0,7-0,8 мм. Толщиномер с минимальной толщиной в 1 мм может показывать на таких деталях неверные значения или вообще откажется работать с ними.
Также важен диапазон измерений. Если минимальная величина диапазона меньше толщины измеряемого лакокрасочного покрытия, не стоит ждать точных значений от такого прибора. Максимальная величина диапазона скажет о точности прибора, если погрешность его относительная. Так, точность 1% для прибора с диапазоном измерений 100–10000 мкм будет составлять 1000 мкм, что для измерений толщины ЛКП совершенно недостаточно. Впрочем, многие толщиномеры позволяют выбирать диапазон из некоторого набора. Для повышения точности следует выбирать диапазон, наиболее близкий к измеряемой толщине.
Обратите внимание на требования к измеряемой поверхности. Диаметр минимальной площади определяет минимальный размер детали, на которой можно проводить измерения. Минимальный радиус закругления говорит о том, насколько деталь должна быть плоская. В любом случае, не стоит выбирать для измерения небольшие детали, места изгибов, ребра жесткости и т. д. Мало того, что измерение в таких местах может быть некорректным, там и толщина заводской краски может отличаться, что даст непонятную картину в целом.
При поиске дефектов под слоем краски удобно работать в непрерывном режиме — ведя толщиномер по поверхности детали и следя за показаниями на экране прибора. Для того, чтобы понять, с какой скоростью нужно вести прибор, обратите внимание на скорость отклика. Этот параметр говорит о том, сколько времени пройдет между изменением толщины под датчиком и появлением на экране новых значений. Так, если вести толщиномер со временем отклика в 1 секунду по поверхности со скоростью 5 см/с, то дефекты размером менее 5 см вы можете просто не заметить.
Обратите также внимание на вид калибровки. Калибровка требуется прибору для повышения точности измерения. Её следует выполнять, если есть подозрения в некорректной работе, если прибор используется с новым видом материала или после долгого перерыва. Для приборов с автоматической калибровкой будет достаточно поднести его к идущей в комплекте калибровочной пластине (или к нескольким пластинам по очереди) и выполнить функцию калибровки. В приборах с ручной калибровкой процесс может быть сложнее: может потребоваться откалибровать несколько точек с помощью набора калибровочных пленок, либо вручную ввести точные значения для измеряемых поверхностей с известной толщиной покрытия.
Варианты выбора
Недорогие толщиномеры могут не справиться с точным определением толщины заводской краски, но грубые дефекты выявят вполне достойно.
Вихретоковые толщиномеры определят толщину ЛКП не только на стальных, но и на алюминиевых деталях, которые уже не редкость на современных автомобилях. Они встречаются у Мерседес, Ауди, БМВ, Инфинити и многих других марок.
Ультразвуковой толщиномер можно использовать не только для определения качества ЛКП, но и для измерения толщины самых разнообразных листовых материалов.
Если вы хотите удостовериться, что на кузов нанесена только заводская краска и нет искусно спрятанных дефектов, вам потребуется толщиномер с высокой точностью.
Если вы часто пользуетесь толщиномером, выбирайте среди моделей с малым временем отклика — это сократит время, необходимое для исследования качества покрытия.