в чем измеряется roi
В чем измеряется roi
На предыдущих уроках вы узнали, как и зачем считать конверсию и стоимость целевого обращения/заказа. Мы подошли к главному — как понять:
Коэффициент возврата инвестиций (return on investment, ROI) — это отношение прибыли к потраченным инвестициям. ROI показывает:
Так выглядит самая простая формула для оценки ROI:
Если ROI меньше 0% — вы понесли убытки. Если равен 0% — вложения окупились, но прибыли нет. Если больше 0% — вы получили прибыль.
Пример. Интернет-магазин продаёт розы, орхидеи и тюльпаны. Для рекламы каждого вида цветов в Директе была создана рекламная кампания. Вот результаты:
РК | Доход | Расход | ROI |
---|---|---|---|
Розы | 1000 | 600 | 66,67% |
Орхидеи | 1100 | 600 | 83,33% |
Тюльпаны | 950 | 500 | 90,00% |
В столбцах «Доход» и «Заказы» лидируют орхидеи. Поэтому на первый взгляд кажется, что больше всего прибыли мы получили от их продажи. Проверим, так ли это: посчитаем ROI. Начнём с роз:
ROI = | 1000 – 600 | × 100% = 66,67% |
600 |
Как видите, ROI рекламной кампании «Тюльпаны» наивысший, не смотря на самый маленький доход среди всех трех кампаний.
Важно! Чтобы безошибочно определить ROI вычитайте из дохода все расходы. Например, если у вас магазин цветов считайте стоимость не только цветов, но и упаковки, доставки, зарплату сотрудникам. Помните не только о заказах с сайта, но и о звонках, офлайн-продажах и т. п.
Иначе картина исказится и вы сделаете неверные выводы об эффективности.
Чем выше коэффициент конверсии (CR) и ниже стоимость обращения (CPA), тем выше ROI. Значит, вы можете:
Чем больше средний чек (Average Order Value, AOV), тем выше ROI. AOV вычисляется так: общий доход делится на количество заказов.
Чтобы увеличить средний чек, вы можете:
Анализируйте ROI систематически (например, раз в месяц). Можно считать ROI для рекламных каналов, кампаний в Директе, форматов рекламы, товаров или услуг, регионов и т. д. Зная ROI, вы вовремя и грамотно распределите вложенные в рекламу средства и увеличите их эффективность.
Пример. Вы запустили две рекламные кампании. ROI кампании А — 120%, а Б — 90%. Значит, вы можете:
В чем измеряется roi
ROI: что это такое
ROI («Return On Investment», возврат инвестиций) — коэффициент рентабельности инвестиций, который помогает рассчитать окупаемость вложений в проект. Позволяет определить эффективность потраченных средств.
Формула ROI: (доход с проекта — затраты на проект) / затраты на проект * 100%
Пример расчёта ROI: интернет-магазин декоративной косметики запустил контекстную рекламу в Яндекс.Директе, Google Ads и таргетированную — в Facebook. На рекламу в Яндекс.Директ потратили 2 800 ₽, в Ads — 3 100 ₽, на таргетированную рекламу — 3 000 ₽.
Через 2 недели посчитали прибыль. Директ привёл покупателей, которые в сумме потратили 9 600 ₽. Пользователи, которых привёл канал трафика Google Ads, купили товара на 8 700 ₽. Facebook принёс компании продажи на 4 000 ₽. Показатель ROI для рекламных каналов будет следующим:
Для Яндекс.Директ = (9 600 ₽ — 2 800 ₽) / 2 800 ₽ * 100% = 243%.
Для Google Ads = (8 700 ₽ — 3 100 ₽) / 3 100 ₽ * 100% = 180%.
Для Facebook = (4 000 ₽ — 3 000 ₽) / 3 000 ₽ * 100% = 33%.
Какой показатель ROI — хороший?
Доходы с каждого канала трафика из примера выше оказались больше затрат на рекламу. Правда, у Facebook показатель ROI всего 33%, у Google Ads — больше 100%, а у Директа — больше 200%. У какой рекламы можно считать метрику ROI хорошей?
У каждой сферы бизнеса свой идеальный показатель Return On Investment. Обычно для рекламных каналов хорошим ROI считают показатель больше 100% — кампания тогда считается прибыльной. Если меньше 100% — она не окупается.
Однако ROI — это относительная метрика, которая не отражает всю ситуацию в бизнесе в отрыве от других показателей. Например, ROI может быть высоким, потому что расход на рекламу был низким. Но при этом компания продала малое количество товаров и получила с них небольшую выручку.
Например, производственные мощности компании позволяют продавать по 100 единиц товара в месяц, а компания продала только 30 товаров. За другой месяц компания смогла продать больше — 100 единиц товара, но и потратила на рекламу больше. Сравним показатели в таблице:
Доход | Расход | ROI | |
Месяц 1 | 30 000 ₽ | 11 700 ₽ | 156% |
Месяц 2 | 100 000 ₽ | 57 400 ₽ | 74% |
В первом случае показатель окупаемости рекламы выше в 2 раза. Реклама стоила в 5 раз дешевле, чем в первый месяц. Реклама окупилась даже при низких продажах, но компания не реализовала свои ресурсы в полной мере. Во второй месяц расходы компании были выше, а ROI ниже, при этом продаж было больше.
Анализировать только показатель ROI недостаточно. Есть и другие бизнес-показатели, за которыми стоит следить: стоимость привлечения одной покупки — CPO, средний чек, прибыль бизнеса с одного клиента за всё время работы с ним — LTV, доход, расход и выручку с рекламы.
Подробнее о ROI и других бизнес-метриках рассказали в нашем блоге.
Что важно учесть при анализе эффективности рекламы, рассказал основатель Roistat:
Зачем считать ROI
Знание ROI помогает эффективно менять стратегии в развитии компании в целом и её продуктов в частности. Этот показатель помогает понять, как следует развиваться компании, чтобы удержаться на плаву.
Разница между ROI, ROAS и ROMI
Все три показателя дают понимание, окупаются ли вложения бизнеса или нет. ROI — учитывает все вложения в бизнес. А вот при расчёте ROMI и ROAS учитываются только затраты на маркетинг или рекламу и прибыль с неё.
ROAS («Return On Ad Spend», окупаемость затрат на рекламу) помогает оценить эффективность рекламы. Учитываются только расходы на рекламу и доходы, которые были с неё получены.
ROMI («Return On Marketing Investment», окупаемость затрат на маркетинг) помогает оценить эффективность инвестиций в маркетинг. Учитываются только затраты на маркетинг: на рекламу, печать листовок, написание текстов райтерами и так далее. А вот, например, затраты на зарплату сотрудников или производство продукта не учитываются.
Часто все 3 показателя при аналитике маркетинга для удобства называют просто ROI.
Когда рассчитывать ROI
ROI помогает сравнить окупаемость разных инвестиций. Его можно рассчитывать как для отдельных проектов, так и для оценки эффективности работы компании в целом. Особенно информативна метрика, когда есть прямая зависимость доходов от затрат бизнеса:
Как считать ROI:
1. В Excel: для этого в таблице нужно единожды создать формулу расчёта и регулярно вносить и обновлять данные по каналам трафика.
Для начала создайте столбик с названиями рекламных каналов, столбики, в которые будут вписываться расходы и доходы, и отдельный столбик, в котором будет рассчитываться результат — ROI. Для удобства для столбцов расхода и дохода можно задать «Формат — Числа — Валюта», а для ROI: «Формат — Числа — Процент».
Для удобства в таблице можно сразу считать и другие бизнес-показатели, чтобы вся информация хранились в одном месте.
Очевидный минус такого расчёта — доходы и расходы нужно вносить и обновлять вручную. Маркетологу придётся регулярно проверять данные в рекламных каналах и CRM.
2. В калькуляторах ROI: например, такие сервисы есть у Unisender, Advego, Checkroi. Задавать формулу расчёта уже не нужно, достаточно внести значения дохода и расхода.
Минус — проблему ручного ввода данных калькулятор не снимает, к тому же значения показатель нужно где-то хранить, поэтому завести таблицу или другой тип документа всё-таки придётся.
3. В сервисе сквозной аналитики: пока у компании настроены всего пара рекламных кампаний, анализировать их эффективность может быть не так сложно. Но чем больше источников трафика использует компания, чем больше ключей и объявлений появляется, тем больше рутинной работы будет выполнять маркетолог.
Представьте, сколько времени нужно, чтобы перенести в таблицу информацию о затратах на рекламу по 100 ключевым словам, а потом ещё забрать информацию о заявках и покупках с них из CRM и эффективность каждого ключа проанализировать.
Тут на помощь приходит сквозная аналитика, которая автоматизирует рутинные процессы.
Как автоматизировать расчёт ROI
Сервис сквозной аналитики Roistat собирает данные из рекламных каналов, сайта, коллтрекинга и объединяет их с данными из CRM. В сводном отчёте Roistat компания увидит, сколько денег было потрачено на рекламу, сколько с неё было получено визитов на сайт, заявок и продаж.
В Roistat показатель ROI рассчитывается автоматически. В сервисе «Аналитика» можно анализировать эффективность каналов трафика и в том числе отслеживать показатель для Яндекс.Директа, Google Ads, ВКонтакте, email-рассылок и других каналов.
Как повысить показатель ROI
Метрика ROI рассчитывается с помощью двух показателей — дохода и расхода. Поэтому, чтобы увеличивать ROI, нужно улучшать эти 2 показателя: расходы должны снижаться, а доход — расти.
1. Снизьте расходы на рекламу за счёт оптимизации или отключения неэффективных каналов трафика. Например, отчёт сквозной аналитики показывает, что таргетированная реклама во ВКонтакте приносит мало визитов на сайт, низкую конверсию в заявку и в продажу. Если кампания запущена уже давно, её стоит оптимизировать: изменить таргетинги, тексты и креативы, либо отключить. Это поможет сэкономить бюджет на рекламу, которая приносит бизнесу продажи и выручку.
2. Увеличьте доход с рекламы — на эффективную рекламу наоборот стоит увеличить бюджет, чтобы получать больше продаж.
Можно работать с увеличением среднего чека за счёт продаж дополнительных товаров или услуг. Отслеживать, предлагают ли менеджеры клиентам другие товары компании, можно с помощью Речевой аналитики. В словари сервиса нужно добавить названия товаров или услуг: например, когда менеджер предлагает в звонке услугу доставки, сервис заметит это и протегирует звонок меткой «менеджер предложил доставку».
Ошибки при подсчёте ROI
1. Не учитывается модель атрибуции бизнеса. Например, у бизнеса короткий цикл сделки: пользователь попадает на сайт — изучает продукт — оставляет заявку — покупает. В этом случае ценность продажи всегда можно отдавать одному каналу — с которого пользователь зашёл на сайт, чтобы тут же совершить покупку.
Но если у бизнеса длинный цикл сделки, до покупки пользователь несколько раз попадает на сайт с разных рекламных объявлений, ценность конверсии нужно распределять уже между несколькими каналами.
Выбранная модель атрибуции поможет понять, насколько важным было касание пользователя с каждым каналом трафика.
2. Не учитывается средняя длительность цикла сделки. В некоторых сферах бизнеса клиенты долго раздумывают о покупке. Можно зайти на сайт ресторана и заказать пиццу через несколько минут, но для покупки машины нужно время, чтобы всё обдумать, выбрать лучший вариант.
Пользователь может впервые перейти на сайт с рекламы в октябре, а купить дорогой товар только в начале марта. Если посчитать ROI каналов вне цикла сделки, можно решить, что реклама не окупилась. На деле она могла принести бизнесу деньги, просто не в том же месяце, когда маркетолог запустил показ объявления.
3. Не учитываются дополнительные затраты: например, оплата работы подрядчика или комиссия рекламной площадке. В итоге в отчёте бизнес видит неправильный показатель прибыли, на самом деле он ниже.
В сквозной аналитике Roistat можно учитывать дополнительные расходы на рекламу. Для этого в отчёте сквозной аналитики, например, по всем каналам трафика нужно добавить метрики: «расход на подрядчиков» и «ROI с учётом дополнительных расходов». Дополнительный расход нужно будет регулярно заполнять.
4. Неправильно распределяются доходы между рекламными кампаниями. Иногда сложно отследить, сколько продаж принесло каждое рекламное объявление. Например, пользователь увидел объявление в Яндекс.Директ, зашёл на сайт, но нужную информацию не нашёл и покинул страницу. В следующий раз пользователь зашёл напрямую — просто ввёл название сайта в адресной строке — и оставил заявку. Менеджер по продажам, конечно, попытался узнать, какое именно объявление из 10 настроенных привело нового лида. Но пользователь уже не смог вспомнить.
В итоге для расчёта ROI маркетологу приходится придумывать, куда добавить продажу или считать общий ROI для канала трафика.
Отслеживать эффективность рекламы с точностью до объявления или ключевого слова может сквозная аналитика Roistat. Если ключевое слово не приводит даже заявки, его можно удалить из настроек, чтобы рекламная кампания в целом привлекала больше клиентов.
Например, ключи «банка для сыпучих продуктов», «набор банок для продуктов», «банка для сыпучих продуктов купить» и «корзинка для хлеба купить» не приносят продажи — можно отключить рекламу по ним
Когда ROI неинформативен
Когда у компании сложная маркетинговая модель — не будет понятно, какая кампания привела продажи.
В стартапах — траты превышают доходы и показатель будет отрицательным. Но это определённый этап развития бизнеса.
Когда продукты компании имеют большую разницу в цене. Например, когда среди продуктов есть уникальные или элитные товары. ROI не учитывает долю каждого продукта в общем объёме выручки.
Как посчитать ROI
Каждый предприниматель должен следить за эффективностью и окупаемостью своих рекламных проектов. Зачастую, чтобы все проанализировать, многие бизнесмены обращаются за помощью к квалифицированным специалистам, однако анализ можно провести и самостоятельно, если знать как правильно рассчитывается ROI.
Сегодня поговорим о том, что такое ROI и какими способами можно его посчитать.
Что такое ROI и зачем он нужен
ROI (Return On Investment) – это показатель эффективности, используемый для оценивания вложений. Он показывает полученную прибыль в процентном соотношении: если значение меньше 100%, то это значит, что все вложения ушли в убыток; при значении больше 100% мы можем увидеть, как сильно возросла прибыль от потраченных средств.
Наряду с ROI принято выделять еще один термин – ROMI. Это тот же самый показатель, но уже используемый для маркетинговых вложений. Для расчета обоих коэффициентов требуется знать доход от вложений и их размер. Под инвестициями и вложениями в свой продукт можно подразумевать различные расходы – это и заработная плата коллективу, и производство продукта, и аренда склада.
Если обобщить, то ROI используется в следующих случаях:
ROI – это эффективность, зная которую, можно проанализировать расходы и увеличить доходы бизнеса.
Формула расчета ROI
Принято выделять две формулы расчета ROI. Для полного понимания давайте разберем формулу на примере вложения средств в рекламу.
Например, у нас есть небольшой магазин по продаже сноубордов, и сегодня мы запускаем новую рекламную акцию, в которой говорится о том, что по понедельникам действует скидка 50% на уцененные товары. Размещаем пост ВКонтакте с этой информацией и продвигаем его, в результате чего получаем следующие значения:
Проще говоря, мы потратили на раскрутку поста 27 000 рублей, а люди, пришедшие через этот пост, вложили 90 000 рублей. Теперь эти значения мы можем подставить в формулу и посчитать ROI. Выглядит она следующим образом:
ROI = (Доход от вложений – Вложения) / Вложения * 100%
Подставим в нее значения:
ROI = (90 000 – 27 000)/27 000 * 100% = 233%
Результат говорит сам за себя – наша прибыль от вложений составила 233%.
Вторая формула выглядит аналогично, но с добавлением временного периода:
ROI = (Доход от вложений за период – Вложения за период) / Вложения за период * 100%
Таким образом, мы можем рассчитать вложения в рекламу за определенный период времени.
Но при каких значениях ROI считается хорошим, а при каких – плохим? Разберем далее.
Какой ROI считается эффективным
Рассмотрим возможные результаты расчета.
ROI (Return On Investment)
ROI – показатель рентабельности вложений или ещё его называют коэффициентом возврата инвестиций от английского термина Return On Investment. Это значение считается в процентных соотношениях. Если показатель выше 100% – говорит о прибыльности капиталовложений, а если ниже 100% – об убыточности.
Рентабельность инвестиций считают много где: в бизнесе, при сделках с недвижимостью, при запуске рекламных кампаний и в других сферах. Коэффициент показывает целесообразность вложения денег в проект. В случае с маркетингом, ROI помогает определить эффективность проводимых мероприятий в разрезе повышения объема продаж.
Формула расчета окупаемости инвестиций
Вычисление показателя сводится к элементарной математике:
ROI (Return On Investment) = (доход вложений – размер затрат) / размер инвестиций * 100%
Рассмотрим на примере несколько вариантов вычисления ROI по формуле.
Допустим, нам необходимо рассчитать рентабельность контекстной рекламы. При бюджете 10 000 рублей (расход) в месяц, через объявления в поисковой выдаче продали товаров на 30 000 рублей (доход). Считаем: ROI = (30 000 – 10 000)/10 000*100% = 200%
Окупаемость кампании 200%, то есть на каждый потраченный рубль возвращается два.
Попробуем определить окупаемость вложений в малом бизнесе, например, при покупке мини-завода по изготовлению тротуарной плитки. Имеем такие входные данные: сумма инвестиций или стоимость завода – 300 000 руб, доходность в месяц – 150 000 руб, размер трат ежемесячно – 120 000 руб. Считаем:
ROI = (150 000 – 120 000) *12/300 000 *100% = 120%
Окупаемость составляет в среднем 1,2 рубля на каждый вложенный рубль. Покупка достаточно рискованная, так как значение рентабельности не сильно выше безубыточного уровня. Решаясь на такую сделку, необходимо учитывать различные факторы – сезонность продаж, конкуренцию на рынке, стоимость сырья и другие.
Как с помощью ROI оценить эффективность рекламы?
Оценку окупаемости маркетинговых и рекламных кампаний следует выполнять ежемесячно. Это позволит отслеживать эффективные каналы и больше в них инвестировать. Таким же образом определяются убыточные каналы: их либо просто отключаем или же изменяем стратегию работы.
На примерах выше мы научились считать ROI показатель, а теперь давайте рассмотрим, какие действия необходимо выполнять при положительных и отрицательных значениях окупаемости рекламы:
На оценку показателя окупаемости влияет процент оплаты менеджерам или сервисам, сезонность товара или услуги, геолокация и другие дополнительные факторы.
Когда ROI показатель малоэффективен?
Коэффициент нельзя считать универсальным инструментом для всех сфер бизнеса. Например, ROI дает ошибочные значения при продаже дорогих товаров и услуг, когда посетитель долго выбирает и сравнивает с конкурентами на рынке. Например, клиент пришел через контекстное объявление, изучил предложение и ушел. По логике, это неэффективный канал. Но через неделю он вернулся и купил.
К недостаткам также относят:
В маркетинговой сфере ROI или ROMI (Return On Marketing Investment) показывает только финансовую полезность или убыточность инвестиций за отчетный период. При этом не учитывается повышение лояльности клиента к компании, видимость для СМИ и другие перспективные параметры.
Как повысить ROI?
Коэффициент окупаемости рекламных кампаний и маркетинговых мероприятий можно повысить следующим образом:
Мы узнали, что такое ROI в маркетинге и других сферах бизнеса. Научились вычислять окупаемость вложенных финансов в рекламные кампании. Изучили, как оценить эффективность маркетинговых мероприятий, повысить ROI. Рассмотрели случаи, когда коэффициент не информативен.
Важно помнить, что расчет рентабельности – это не универсальный инструмент, а один из многих индикаторов, помогающих анализировать финансовые показатели.
ROI: что это такое, формула расчёта и какой показатель считается нормальным
Аббревиатура ROI расшифровывается как Return On Investment, что переводится с английского языка как коэффициент возврата вложенных инвестиций. Этот показатель позволяет проанализировать, какой результат приносят денежные вложения организации. Благодаря данному коэффициенту можно понять, удаётся ли получить прибыль благодаря инвестициям, либо приходится иметь дело с убытком. В сегодняшней статье мы подробно разберёмся, что такое ROI и для чего он используется. А также ознакомимся с формулой расчёта и определим, какой показатель считается нормальным.
Что такое ROI
Определение аббревиатуры ROI, return on investment звучит следующим образом – это финансовый показатель, который отражает окупаемость инвестиций в проект, рекламу или в продукт. Можно понять, приносят ли вложения прибыль, либо из-за них человек или компания уходит в убыток. Коэффициент окупаемости инвестиций показывает, стоит ли продолжать вкладывать в конкретные проекты. Или лучше сразу от нихотказаться, чтобы не тратить деньги зря.
Под вложениями подразумеваются различные расходы. Например, зарплата сотрудников, изготовление продукции, условия аренды помещений, приобретение оборудования, маркетинг и так далее.
Когда полезен расчёт показателя ROI
Показатель ROI применяется в следующих ситуациях:
Коэффициент возврата вложенных инвестиций позволит понять, правильно ли человек или организация вкладывает средства. Можно будет точно определить, в каком количестве деньги возвращаются, приносят ли они прибыль. То есть при помощи ROI получится оценить рентабельность тех или иных материальных средств.
Однако на показатель ROI ориентируется не только для оценки уже проделанной работы. На него также смотрят, чтобы избежать ошибок, которые в дальнейшем приведут к бесполезной трате денег. Компаниям часто приходится принимать стратегические решения, которые в перспективе окажут серьезное влияние на доходность бизнеса. Например, по поводу того, стоит ли приобретать сырьё для изготовления продукции, нужно ли вкладывать деньги в конкретный рекламный канал, стоит ли продолжать участвовать в инвестиционном проекте. Эти и многие другие вопросы развития можно решить, ориентируясь на мультипликатор ROI.
С его помощью можно оценить процент прибыли, который бизнес получит в будущем, уже после вложения денег. Показатель эффективности выражается в процентах.
Во всех основных аналитические системах можно настроить отчёты с учётом ROI. ВЯндекс.Метрике, например, есть даже готовый шаблон на этот случай. Необходимо только произвести предварительную интеграцию вашей CRM-системы и Метрики.
Если коэффициент высокий, это указывает на то, что проект успешен. Однако у «высоты» показателя есть свои нюансы, но об этом расскажем немного позже.
Показатель ROI в интернет-маркетинге играет незаменимую роль. Если не анализировать подобные данные, могут возникнуть проблемы. Опять же, связанные с бюджетом. Вообще ROI – полностью финансовый показатель. То есть с его помощью сложно оценить PR деятельность и прочие сферы, где нет чётких данных и значений. О случаях, когда ещё расчёт ROI бесполезен – читайте далее.
Когда бесполезен расчёт показателя ROI
ROI – это сухие цифры. Показатель не сможет оценить перспективу проекта, которую сможет увидеть владелец бизнеса. Это может быть актуально для проектов с долгим циклом продаж. Например, для компаний, продающих недвижимость. Как правило, сделка занимает несколько месяцев, и если начать считать ROI в первый из них – получится отрицательный показатель. Хотя на самом деле всё может быть не так плохо: покупатель найдётся и все вложения окупятся в троекратном размере.
Этот же принцип относится и к долгосрочным инвестициям, где расчёт показателя на этапах становления стартапа попросту ничего не даст.
При наличии широкого ассортимента товаром с различным ценовым диапазоном также могут возникнуть трудности. ROI уравняет все покупки и не даст видение по эффективности каждого продукта отдельно. Более дорогие товары в общей массе испортят статистику и не дадут точных цифр. В такой ситуации рекомендуется сегментировать товары и рассчитывать показатель отдельно для каждой из категорий.
Как посчитать ROI: формула
Как же правильно считать ROI? Есть специальная формула, благодаря которой можно рассчитать показатель. Также можно использовать и некоторые другие показатели, которые позволяют проанализировать эффективность конкретной компании. Рекомендуется применять сразу несколько из них для получения наиболее полной картины. Ведь как мы уже говорили выше – ROI далеко не всегда может помочь в точных расчётах.
О прочих показателях эффективности можно прочитать в нашем материале. А мы пока вернёмся к расчёту ROI.
Формула ROI достаточно проста: (Доход от вложений – размер вложений) / Размер вложений *100%.
При вычитании инвестиций из доходов будет получена цифра, которая является настоящим заработком. Потом нужно выяснить, во сколько раз больше соотношение конечной прибыли к сумме чистых инвестиций. В завершении предстоит умножить получившееся число на 100%. Если на основании полученных данных результат будет меньше 100, то это говорит о том, что общие вложения не окупаются. И нужно найти причину.
Это простая формула подсчёта, которая позволяет получить поверхностные данные. Она подойдёт исключительно для той ситуации, когда нужно просто узнать, окупается ли бизнес или нет. Поэтому специалисты часто используют более сложные варианты, которые позволяют получить расширенные данные.
Например, можно понять, какой уровень доходности за конкретный период. Или проанализировать, вырос ли вклад бюджета к концу рассматриваемого периода. Эта формула выглядит следующим образом:
(величина инвестиций под конец периода + доход за рассматриваемый период – величина инвестиций) / величина инвестиции
Этих двух формул хватит для того, чтобы понять, окупаются ли вложения в контекстную рекламу. Данными формулами также часто пользуется малый и средний бизнес для выяснения успешности различных рекламных кампаний или вновь открытых точек продаж. При помощи формулы можно вычислить прибыль от распродаж и акций. Помимо этого, можно понять, насколько эффективными оказались объявления на остановках, флаеры или расширение товарного ассортимента.
Какой метод ROI подсчёта выбрать: формула в Excel, онлайн калькулятор или ручной способ
Формула в маркетинге, позволяющая оценить эффективность инвестиций, может быть подсчитана разными методами. Для начала важно получить данные, без которых не получится узнать точный ответ. Необходимо учитывать все возможные показатели, чтобы получить корректный коэффициент окупаемости вложений. И чем больше будет рассматриваемый период, тем точнее окажется результат.
Однако один лишь ROI не может принести нужных результатов. Бизнес должен уметь правильно использовать полученную информацию, а также вносить корректировки в рекламную кампанию, опираясь на результат расчёта.
Вручную можно вести подсчёты в той ситуации, когда нужно разобраться во всех тонкостях подсчёта инвестиционного проекта, а также понять, откуда берётся тот или иной показатель. В остальных случаях не следует подсчитывать ROI таким образом, так как вы потратите на это много сил и времени. При этом результат может оказаться неточным — на него способен повлиять человеческий фактор.
Можно вести подсчёты автоматически, и есть немало вариантов того, как это можно сделать. Наименее автоматизированным способом является перенос данных из CRM в простую Exel таблицу. Такое хранение данных только выглядит устаревшим. А на самом деле это очень удобно, к тому же, наглядно демонстрирует всю сложившуюся ситуацию.
Получить значения можно более оперативно, воспользовавшись любым из онлайн-калькуляторов. В сети представлены множество вариаций, с разным количеством переменных. Итоговый процент ROI при помощи калькулятора можно увидеть всего за пару секунд.
Пример учёта ROI в таблице:
Рекламная кампания | Расход | Заказы | Себестоимость товара | Прибыль | ROI |
Поиск: Стопки | 500 | 3 | 800 | 6000 | 361,54 % |
Сеть: Приборы | 1000 | 1 | 500 | 3000 | 100,00 % |
Поиск: Подарки | 500 | 3 | 800 | 6000 | 361,54 % |
Поиск: Лампочки | 500 | 5 | 5000 | 15000 | 172,73 % |
Сеть: Лампочки | 550 | 1 | 5000 | 7000 | 26,13 % |
Поиск: Витражи | 2900 | 7 | 3500 | 29870 | 366,72 % |
Поиск: Посуда | 550 | 1 | 5000 | 7000 | 26,13 % |
Поиск: Набор | 550 | 1 | 5000 | 7000 | 26,13 % |
Сеть: Набор | 500 | 5 | 5000 | 15000 | 172,73 % |
Более продвинутым и автоматизированным вариантом является интеграция систем аналитики и настройка соответствующих отчётов. С нюансами настройки популярных систем вы можете ознакомиться в наших материалах: Яндекс.Метрика, Google Analytics.
Наиболее оптимальным методом сверки данных является, конечно, тот вариант, где собраны все данные одновременно. Базовые возможности систем аналитики не учтут офлайн продаж, а в CRM-систему не будут поступать данные о продажах по телефону, если не интегрировать эту систему с коллтрекингом. Сервисом, который собирает все данные на единой площадке, систематизирует и выдаёт вам отчеты в понятном виде,является сквозная аналитика.
Все способы по-своему хороши, и конкретный вариант следует подбирать в зависимости от ситуации. Например, в определённых случаях подойдёт калькулятор ROI онлайн, так как это простой способ быстро получить результат. Мы рекомендуем воспользоваться любым доступным на данный момент вариантом или попробовать сразу несколько из них. Всё зависит от желания, наличия свободных временных ресурсов и от того, с какой целью проводится процедура.
Какой показатель ROI считается нормальным
Нередко возникает вопрос, какой показатель можно назвать нормальным или даже хорошим. Важно не только правильно рассчитать ROI, но и знать, что делать с полученными данными. Результат может о многом рассказать, но всё же решение по поводу того, как быть дальше, придётся принимать самостоятельно.
Что означают числовые показатели ROI:
Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, потому как не всегда отрицательный ROI говорит о чём-то плохом. Допустим, бывают такие проекты, которые начнут окупаться только со временем. Например, когда речь идёт о продаже элитной недвижимости. Компания вложится в рекламу, например, разместит баннеры на улице, а также обратится к Яндекс.Директ и закажет продвижение в Инстаграме. Суммарные вложения окажутся весьма существенными.
В данном случае клиенты могут заинтересоваться недвижимостью, но обычно люди не одну неделю думают по поводу того, стоит ли совершать подобную покупку. Потенциальному клиенту необходимо взвесить все за и против, а кому-то приходится подкопить деньги или договориться с банком об ипотечном кредитовании. Всё это приводит к тому, клиент может купить недвижимость только через несколько месяцев. Но только одна его покупка сразу погасит все расходы на рекламу.
Каждый такой нюанс необходимо учитывать, чтобы не ошибиться и сделать правильные выводы.
Например, для валютных и фондовых рынков подходит как положительный, так и отрицательный ROI. Инвесторы будут вкладываться в недооценённые активы, которые постепенно изменятся в цене. Может происходить как рост, так и падение акций, при этом всего за несколько часов. Именно поэтому в данном случае подсчитывать показатель можно, но с учётом того, что сколько бы процентов не было получено в результате – всё может измениться за считанные минуты. Лучше в таком случае оценивать метрику за более долгосрочный период.
Как мы видим из аргументов выше, ответить на вопрос, каким должен быть показатель ROI – проблематично. Безусловно, оптимальное значение – это всё, что выше 100. При этом бывают ситуации, когда необходимо запастись терпением, потому как иначе нельзя сделать правильные выводы. Максимального потолка у показателя ROI не существует. Тут действует знакомое всем правило «Чем больше – тем лучше».
Пример расчёта ROI
Чтобы было понятнее, как рассчитать показатель, воспользуемся конкретными примерами.
Предположим, что мы запустили рекламную кампанию. Она заключалась в том, что перед нашим магазином обуви стоял агент и привлекал покупателей при помощи бумажных листовок.
На оплату сотруднику ушло 7 тысяч рублей. На печать листовок — 3 тысячи. Получаем суммарную сумму затрат — 10 тысяч.
Прибыль от продажи за период проведения акции составила 40000 рублей. Рассчитаем ROI по формуле:
(Доход от вложений 40000 руб. – размер вложений 10000 руб.) / Размер вложений 10000 руб. *100% = ROI 300%
В данном случае мы получили отличный результат. Можно сделать вывод, что кампания окупается, и никаких проблем нет.
Но рассмотрим другую ситуацию. Исходные данные те же: у нас есть листовки, обувной магазин и сотрудник, зазывающий клиентов. Однако за период рекламной кампании мы заработали не 40 тысяч рублей, а 10. Рассчитаем ROI для данной ситуации:
(Доход от вложений 10000 руб. – размер вложений 10000 руб.) / Размер вложений 10000 руб. *100% = ROI 0%
После такой кампании мы «вышли в ноль». То есть расходов нет, но и доходов также не наблюдается. Эту кампанию нельзя считать успешной, как и кампанию, где мы бы заработали всего 14000 руб. и получили бы ROI 40%.
Какие ошибки возможны при расчёте ROI
Из-за большого количества способов расчёта, а также специфики жизненных циклов продаж могут возникнуть определённые ошибки.
Как увеличить ROI
Существуют разные методы, позволяющие выполнить задачу. Рассмотрим четыре способа повышения показателя, каждый из них имеет свои особенности.
Методы увеличения показателя ROI различны и многогранны. Существует множество различных способов положительно влиять на этот показатель. В нашем гайде вы найдёте 10 советов, некоторые из которых могут пригодиться для увеличения прибыли.
Подводя итоги, можно отметить, что возврат инвестиций определённо следует считать. Если компания будет понимать, возвращаются ли потраченные средства, она сможет скорректировать маркетинговую стратегию и сделать её более эффективной, прибыльной. В ином случае бизнес продолжит тратить деньги на то, что не окупается. Также важно учесть, есть ли вероятность, что в будущем инвестиции всё-таки принесут прибыль, либо такой вариант маловероятен.