в чем измеряется люфт
В чем измеряется люфт
Люфт (от нем. Luft «воздух») — зазор между механическими элементами системы управления, обычно связанными с вращением. Величина люфта определяет степень поворота элемента управления, которая не приводит к изменениям в управляемой системе. Чем выше люфт, тем большее воздействие нужно применить к элементу управления для произведения хоть какого-то изменения в объекте управления.
Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля не должен превышать 10 градусов
Обычно люфт является нежелательным явлением, к тому же увеличивающимся со временем из-за износа трущихся деталей. Однако в некоторые узлы вводят люфт специально, например между ротором и крыльчаткой насоса стиральной машины есть люфт более 180 градусов: он необходим, так как двигатель имеет крайне малый стартовый вращающий момент.
Слово Люфт также используется в видеомонтаже, означает отрезок видео, где нет голосовой начитки, текстовой информации, есть только видеоряд и музыкальное сопровождение.
Полезное
Смотреть что такое «Люфт» в других словарях:
люфт — люфт, а … Русский орфографический словарь
люфт — люфт/ … Морфемно-орфографический словарь
люфт — а; м. [нем. Luft] Зазор между сопряжёнными, прилегающими друг к другу поверхностями частей, деталей машины. * * * люфт (нем. Luft, буквально воздух), зазор между сопряжёнными поверхностями частей машин. Прибор для определения величины люфта в… … Энциклопедический словарь
люфт — зазор Словарь русских синонимов. люфт сущ., кол во синонимов: 2 • германизм (176) • зазор … Словарь синонимов
ЛЮФТ — (нем. Luft букв. воздух), зазор между сопряженными поверхностями частей машин. Прибор для определения величины люфта в механизме рулевого управления автомобиля называется люфтомером … Большой Энциклопедический словарь
люфт — люфт, а; мн. люфты, ов … Русское словесное ударение
Люфт — м. Зазор (особенно между сопряженными поверхностями частей машины или какого либо устройства). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Люфт — зазор между сопряженными поверхностями деталей. Источник: Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации. Методическое руководство для экспертов и судей (одобрено Минюстом РФ) … Официальная терминология
люфт — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить
Люфт — термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого — управляемого узла.
Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.
Применительно к автомобилю и рулевому управлению — угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.
Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?
Еще один термин, требующий рассмотрения — «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.
Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.
В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.
Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.
Наличие зазора — технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.
Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.
По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.
Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении — норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.
Здесь прослеживается интересная закономерность — чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.
В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:
Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.
Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.
Что такое начало поворота рулевого колеса?
Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать — начало поворота управляемого колеса.
Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.
Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.
Допустимые люфты в автомобилях
В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.
Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:
Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:
Причины большого люфта
Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.
К основным причинам можно отнести:
Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.
Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.
К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:
Признаки поломки
Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.
К основным симптомам можно отнести:
При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.
Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.
Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.
При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.
Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.
Также читайте про причины стука при повороте руля.
Диагностика проблемы и применяемые приборы
Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.
Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор — люфтомер.
С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.
Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.
С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.
Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:
Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.
При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.
Как устранить неисправность: основные способы
Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.
Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:
Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.
Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.
С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.
Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение — разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.
При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.
Люфт рулевого управления
Важная и неотъемлемая часть любого транспортного средства – рулевое управление. Исправность этого узла напрямую влияет на комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля.
Многие водители уверены, что люфт рулевого колеса недопустим. Однако, в ПДД есть другое требование – этот показатель должен вписываться в установленные пределы. О том, как определить наличие люфта, узнать его величину и устранить неполадку, рассказано ниже.
Что такое суммарный люфт
Люфт – это свободный ход руля, его границы – момент, когда колеса автомобиля начинают поворачивать в ту или иную сторону. На практике, понять это определение можно встав напротив одного из передних колес транспортного средства, в то время как помощник, находящийся в салоне, покрутит рулевое колесо влево-вправо.
В этот момент и можно увидеть, что небольшое отклонение руля не приводит в движения колеса. Такое явление может быть вариантом нормы, так как во время свободного хода рулевого колеса в механизме управления выбираются зазоры и амплитуда движения передается на рулевые тяги. В результате такой «отсрочки» меньше изнашиваются узлы зацепления и исключается чрезмерное трение.
Другой термин, требующий разъяснения – суммарный люфт. Под ним понимается промежуток между одним крайним положением рулевого колеса, при котором начинается движение колес в одну строну, и другим, с противоположного края. Простыми словами – это промежуток в амплитуде движения руля, до момента пока автомобиль поменяет свое направление движения.
При превышении этого параметра выше установленных границ, транспортное средство начинает «вилять» по проезжей части. При этом амплитуда перемещения в поперечном направлении увеличивается и это может привести к созданию аварийной ситуации. Чем выше скорость движения, тем заметнее эффект «виляния».
В результате, водителю приходится постоянно отвлекаться на эту неисправность и терять концентрацию, крайний вариант – полная потеря управляемости автомобилем на большой скорости.
Люфты в автомобилях
Норма свободного хода руля для легкового автомобиля и грузовика отличаются. Эта величина, стандартная для каждой категории транспортных средств, закреплена в ПДД. Кроме того, свои допустимые значения может указывать и автопроизводитель. Соответствующая отметка делается в инструкции по эксплуатации или ПТС.
При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта
При выявлении допустимой величины во внимание принимается именно суммарный люфт, то есть максимальный угол поворота руля в обоих направления до момента получения отклика от колес и смены направления движения. Точные значения суммарного люфта, при которых допускается эксплуатация транспортного средства указаны в ПДД.
В отдельных случаях, величина, отличающаяся от стандартной, содержится в документации по эксплуатации автомобиля. В стандартных параметрах прослеживается тенденция – чем крупнее по габаритам автомобиль, тем выше его допустимый показатель.
Как производить замер люфта
Измерить суммарный люфт можно на станции техобслуживания или самостоятельно. При выполнении процедуры требуется соблюсти несколько обязательных условий:
Определение величины суммарного люфта выполняется путем замера угла поворота руля в промежутке между зафиксированными точками изменения положения колес (справа и слева). Для получения точного параметра измерение необходимо повторить не менее двух раз подряд.
Как не попасть на развод
Всем автолюбителям стоит твердо усвоить, что замер люфта рулевого колеса и запрет на эксплуатацию транспортного средства при наличии показателя выше нормы производится только во время прохождения ТО и получения диагностической карты. Эти знания помогут избежать популярного на отечественных дорогах развода от инспекторов ГИБДД.
Ситуация выглядит следующим образом. Водителя останавливает инспектор ГАИ и сообщает о наличии у него подозрений в превышении показателя люфта рулевого управления. Сотрудник предлагает проверить параметр прямо на месте и решить вопрос.
Для измерения используется заранее приготовленный прибор, который по заверению инспекторов надежен и безошибочен. Результат такой проверки всегда не в пользу водителя. У транспортного средства будет обнаружен недопустимый градус суммарного люфта, а его владельцу предложат эвакуировать авто на штрафстоянку или же «договориться» на месте.
Действия, которые должен предпринять водитель в похожей ситуации:
Возможные причины большого люфта
Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:
Какие признаки поломки
Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:
В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.
Диагностика и применяемые приборы
Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.
Инструкция по использованию люфтомера:
Способы устранения неисправности
Возможные способы уменьшения величины люфта:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Люфт рулевого колеса может быть допустим только если его величина не превышает установленного Правилами параметра. Во всех остальных случаях автомобиль с такой неисправностью не сможет получить диагностическую карту, а значит его эксплуатация запрещена.
Измерение суммарного люфта в рулевом управлении
Измерение суммарного люфта в рулевом управлении
Согласно перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 127) запрещается эксплуатация ТС если суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
Суммарный люфт не более (градусов) | |
Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы | 10 |
Автобусы | 20 |
Грузовые автомобили | 25 |
О важности рулевой системы автомобиля не стоит упоминать лишний раз, поскольку всем и так ясно, что она играет ключевую роль в безопасности вождения. Вот почему не следует пренебрегать регулярным техосмотром и ремонтом всех деталей этой системы, ведь частая эксплуатация ведет к снашиванию даже наиболее надёжных узлов и агрегатов. Самый распространённый симптом неисправности заключается в таком явлении, как люфт рулевого колеса. Любой мало-мальски грамотный и ориентирующийся в пдд автомобилист должен быть знаком с этим термином, чтобы уметь, при желании вовремя диагностировать и устранить проблему.
Что такое люфт
Для того, чтобы понять как работает суммарный люфт в рулевом управлении, нужно немного разобраться в конструкции рулевой системы. С технической точки зрения это можно описать примерно так: в передаче рулевых тяг есть шток, который зафиксирован неплотно, с зазором в 1-2 миллиметра. Если бы не это расстояние, то все входящие в зацепление детали снашивались бы намного быстрее, в результате сильного трения. Зазор же позволяет удерживать зацеп, при этом не соприкасаясь со стенками зубцов передачи – отсюда и возникает люфт.
С позиции водителя люфт определяется как свободный ход руля, необходимый для получения отклика элемента системы, которым вы управляете (в нашем случае это передние колеса). Проще говоря — это расстояние, которое преодолевает рулевое колесо, прежде чем машина сделает определенный маневр. Это явление нельзя назвать негативным, поскольку минимальный люфт присутствует в управлении любого автомобиля и увеличивается пропорционально размеру транспортного средства.
Однако спустя продолжительное время эксплуатации люфт возрастает до опасного уровня, когда автомобиль перестаёт слушаться и с опозданием реагирует на «команды» водителя.
Если вовремя не среагировать и не устроить проверку, в лучшем случае вас ждет дорогой ремонт, в худшем — согласно ПДД ваш автомобиль становится потенциальным источником опасности на дороге.
Причины люфта
Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:
В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было не докручено — поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления. Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.
Признаки
Если ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении. Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10 градусам, согласно ПДД. Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.
Для того чтобы определить укладывается ли люфт в этот параметр, нужно устроить небольшую проверку:
Хотя на самом деле неважно, что именно помогло вам диагностировать неполадку – люфтомер или простые измерительные инструменты. Если проблема определена, нужно заняться её устранением.
Наши специалисты помогут Вам:
– максимально быстро и качественно устранить люфт в рулевом управлении;
– произведут контрольное измерение;
– оформят соответствующий акт для обращения в подразделение ГИБДД или в транспортную инспекцию об устранении причин задержания.
ВЫЕЗД 24 ЧАСА В ЛЮБУЮ ТОЧКУ СПБ И ЛО
+7 (812) 999-13-19
КоАП РФ, Статья 12.5.
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, –
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
При совершении правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 12.5, применяется задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления (ст. 27.12 и ст. 27.13 настоящего КОАП).
Причины и способы устранения люфта в рулевом управлении
Появился люфт руля? Разберемся, что делать
Специальный шток в рулевой системе образует определенный зазор за счет недостаточно плотного прилегания к другим элементам механизма с целью минимизировать износ деталей. Допустимый максимальный промежуток такого зазора не должен превышать 10 градусов, а большая величина означает необходимость прекращения эксплуатации транспортного средства и устранения неисправности.
Причины люфта
Постепенно в процессе эксплуатации авто поверхности деталей механизма изнашиваются, а зазоры становятся больше. В результате при движении авто появляются вибрация, неестественные шумы, колеса теряют свою прежнюю устойчивость и расшатываются. Зазор изначально образуется в месте сцепления червяка и ролика, а затем одновременно по оси смещаются вал руля и червяк. При наборе скорости автомобиль становится плохо управляемым и увеличивается риск попадания в аварию.
Кроме того, некоторые причины образования люфта касаются особенностей конструкции рулевой системы. К таким причинам можно отнести:
Диагностика
Люфт рулевой системы особенно заметен при прямом движении на высокой скорости. О неисправности может свидетельствовать стук при достаточно резком повороте, а постепенно нарастающий стук при езде по неровной местности – признак неисправного состояния рулевых наконечников и тяг. Выход из строя рулевой планки подтверждается отдающим рулем. При «бьющем» в движении руле можно говорить о поломке рулевых или шаровых наконечников, неисправностях крестовины, подшипника или втулки. Необычные шумы при вращении руля должны стать поводом для проверки достаточного уровня жидкости. При прямом расположении руля и изменении направления езды следует проверять развал – схождение колес, баланс которого нарушен. Отрывистое проворачивание руля может быть следствием заклинивания рулевой планки, а большие усилия при его проворачивании требуют проверки работоспособности усилителя. Для выявления проблем с рулевым управлением следует совершить ряд несложных действий:
Для выявления наличия люфта существует и прибор, который называется люфтомер. С его помощью измерить свободный ход значительно проще.
Устранение
Для регулировки рулевой системы потребуется простой набор инструментов для выполнения настройки элементов крепления. Работы можно проводить в обычном гараже, имеющем эстакаду либо смотровую яму. При неудовлетворительных результатах проверки необходимо с помощью помощника выполнить ряд действий:
Наиболее распространенной причиной люфта в карданном вале является недостаточная смазка, а исключить ее можно только за счет замены детали. Люфт на участке сопряжения штанг исключается с помощью точечной сварки. При необходимости следует произвести ремонт шаровых наконечников либо полностью заменить их. После выполнения всей этой работы остается только проверить имеется ли люфт руля.
Важно понимать, что безопасность самого водителя и находящихся в его автомобиле пассажиров непосредственно зависит от исправности системы управления автомобилем. При выявлении поломок в этой системе рекомендуется доверить работу по их устранению профессиональным специалистам, имеющим необходимые опыт и знания.
Вывод
Наличие люфта в рулевом колесе может повлечь за собой самые серьезные последствия. Для его выявления необходимо проведение своевременной диагностики всех узлов рулевого управления и последующее устранение обнаруженных неисправностей. Всего однократное игнорирование этого требования может привести к печальным последствиям.
Читайте также
Что лучше: автомат или вариатор?
Автомат или вариатор: что лучше и надежнее? Чем вариатор отличается от автомата, какая их этих трансмиссий эффективнее, а какая надежнее и что лучше выбрать?
Каким образом составляется объявление о продаже автомобиля
В настоящей статье, будет полностью раскрыта тем продажи автомобилей бывших в употреблении. Для любого автовладельца, рано или поздно встает вопрос о продаже своего железного коня.
Угон машин с бесключевым запуском двигателя
Способы угнать автомобиль с бесключевым запуском двигателя
Многие модели современных авто оснащаются системой бесключевого доступа, которая существенно упрощает жизнь водителям за счет возможности открывания дверей и запуска мотора без использования ключа. При всех достоинствах такая система имеет и свои недостатки – она снижает уровень безопасности, когда злоумышленники с помощью специального оборудования усиления сигнала легко могут открыть машину и угнать автомобиль без какого-либо физического воздействия на него.
Как можно самостоятельно проверить бензонасос?
Современные транспортные средства снабжены электронным механизмом управления мотором. Впрыск горючего в камеру сгорания происходит за счет работы форсунок.
Полный привод: достоинства и недостатки
Полный привод на авто: его типы, особенности, положительные и отрицательные качества
Продуктивное вождение автомобиля на дорожном покрытии низкого качества представляется возможным лишь при обладании автомобилем с полным приводом контроля передвижения – так ли это? Что из себя представляет система полного привода? Принцип его работы, а также положительные и отрицательные качества транспорта с полным приводом. Разберем подробно.
Самостоятельно промываем систему охлаждения
Практически каждый автолюбитель, желающий продлить жизнь своего авто, знает, что для этого необходимо вовремя проходить ТО. К одной из процедур, входящих в перечень данных работ, относится промывка системы охлаждения с последующей заменой жидкости.
Как правильно выбрать автомобиль в соответствии с предпочтениями и финансовыми возможностями
Очень часто бывает так, что человек покупает вполне хорошую машину, но вскоре понимает, что он ею недоволен. Это значит, что он недостаточно тщательно подошел к выбору транспортного средства. А ведь это вещь не из дешевых.
Продлеваем жизнь авто: коротко о главном
Покупка автомобиля – это, несомненно, радость. Но вот на смену этой радости приходит время поломок.
Как поступить, если в вашем авто сел аккумулятор
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В МАШИНЕ СЕЛ АККУМУЛЯТОР
Когда происходит такая незадача, не стоит паниковать. Есть несколько довольно простых вариантов, чтобы разрешить создавшуюся проблему. У большинства водителей возникала ситуация, при которой во время запуска мотора стартер начинает недовольно «ворчать», или слышно, как щелкает реле стартера, а сам он не действует. То, что аккумулятор разрядился, подтверждается приглушенным свечением приборной доски. При попытке запустить двигатель, она начинает мерцать. Это указывает на то, что электробатарея аккумулятора израсходовала запас электроэнергии и не может больше обеспечивать ею стартер, вращающий коленчатый вал.
Выгодная продажа авто на запчасти
При желании продать автомобиль, находящийся в неисправном техническом состоянии, необходимо предварительно подумать об оптимальном способе реализации машины. Можно заняться продажей машины самостоятельно, но многие предпочитают поручить это дело стороннему предпринимателю или специализирующейся на этом организации.