в чем измеряется количество продукции
Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации
Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.
Объем производства
Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.
Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.
В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.
В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).
Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.
Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.
Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.
Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:
Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.
Объем реализации
Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.
Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.
Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:
Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.
Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.
Оптимальный объем
Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.
Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:
Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.
Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.
Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.
Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.
Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.
Единицы измерения количества товара
Масса брутто— масса упаковки и продукции в ней. Упаковка может быть как внутренней (неотделимой от товара до его потребления), так и внешней — ящики, мешки, бочки и т. д. Это определение используется в таможенном деле (масса брутто — общая масса декларируемых товаров со всеми видами упаковочных материалов и упаковочных контейнеров, обеспечивающих их сохранность в процессе хранения и транспортировки).
Масса нетто— масса продукции в единице упаковки. При исчислении таможенной пошлины в ряде стран, в том числе в России, в массу нетто включается масса упаковки расфасованных товаров, неотделимой от товара до его потребления (коробок спичек, пачка сигарет, коробка конфет).
Количество товара представляет самостоятельный раздел договора купли-продажи. При определении количества товара стороны должны согласовать: единицы измерения количества, систему мер и весов, порядок установления количества. Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерах массы, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Оно может быть установлено также в денежном выражении. Выбор единиц измерения зависит от характера самого товара и сложившейся практики международной торговли.
Так, например, для химических товаров, зерновых, угля, руд металлов — это меры массы. В торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (м 3 ); нефтепродуктами — как меры массы (тонны), так и объема (баррель); хлопком — массы, но размер товарных поставок может выражаться количеством кип определенной средней массы.
В торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички, кофе) единицей измерения служит количество, находящееся в определенной упаковке — бутыли, коробке, мешке. Количество некоторых товаров определяется в пересчете на условные единицы — консервы в условных банках, ряд химических товаров — в пересчете на 100 % основного вещества (например, удобрения). Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования и других готовых изделий устанавливается в штуках.
Количество товара может быть определено либо фиксированной цифрой, либо в установленных пределах. При поставках сырьевых и продовольственных товаров насыпью, навалом или наливом обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, оговоренного в контракте. Эта оговорка называется «около» или опционом и иногда базируется на торговых обычаях. Так, на зерно она составляет (+5 %), на кофе — (+3 %), на каучук — (-2,5 %), на лес — (+10 %). Опцион чаще всего применяется при морских перевозках грузов и, как правило, не превышает 10 %. Поставка товаров по контракту в пределах опциона оплачивается покупателем по фактическому количеству и не является нарушением контракта.
В договоре оговаривается также способ определения количества товара, фактически поставленного экспортером и подлежащее оплате импортером. Если количество выражено в массовых или объемных единицах, то существует два способа — по отгруженной или по выгруженной массе. Отгруженная масса или количество устанавливаются в пункте отправления и указываются перевозчиком в соответствующем транспортном документе. Эти данные признаются окончательными и определяют сумму платежа. Выгруженная масса или количество устанавливаются в оговоренном пункте назначения путем перевешивания присяжными весовщиками и фиксируются в выдаваемых ими отвесах (весовых сертификатах).
Выделяется категория товаров, количество которых может изменяться в зависимости от влажности и температуры среды. В их числе — зерно, сахар, соль, спирт, волокна шерсти, хлопок, древесина, нефтепродукты и пр. Стандартами или техническими условиями количество таких продуктов устанавливается с учетом определенных показателей влажности и температуры. Если при определении количества товара его фактическая влажность была выше кондиционной влажности, установленной стандартами, то для определения кондиционного количества товара применяется соответствующая поправка. Если методика определения количества товара стандартизирована, то в договоре указывается номер стандарта, которым следует руководствоваться при определении количества товара.
Если на количество товара влияют факторы внешней среды, то в договоре оговариваются нормы допускаемой влажности товара, а также температура и влажность окружающей среды, при которых должно проводиться определение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Объем производства продукции и его анализ. Увеличение объема производства продукции
Определение
Бухгалтерская целесообразность
Стратегическая целесообразность
Анализ объема производства
Особенно строго следует подходить в таком вопросе к документам, касающимся именно взаимодействия с налоговиками. Так, цифры, относящиеся к объему производства, необходимо предоставлять согласно унифицированным формам. Таким как, например, №1-П («Квартальная отчетность о выпуске отдельных видов продукции»), №16 «(Движение готовых изделий») и т. д.
Единицы измерения объема производства
Выше мы отметили, что объем производства предприятия может выражаться в натуральных показателях (штуки, тонны и т. д.), трудовых или стоимостных измерителях. Если с первым параметром все понятно, то что представляют собой другие два? Рассмотрим их особенности.
Стоимостная оценка
Трудовая оценка
Что касается трудовой оценки, то здесь объемы производства продукции выражаются, как правило, в количестве часов, затраченных на выпуск товаров теми или иными специалистами, а также в зарплате сотрудников. Как правило, в соответствующую область статистики включаются, так же как и в случае со стоимостным критерием, готовые и незавершенные образцы изделий.
Каким образом определить объем производства в часах? Одна из распространенных формул такова. Общее число каждого типа товаров умножается на нормированную временную величину, отведенную на изготовление одного изделия.
При необходимости показатели, выявленные для текущего года, сопоставляют с цифрами предыдущих периодов.
Отметим, что измерение объем выпуска товаров в часах имеет один существенный недостаток: используя такой метод, достаточно сложно учитывать непосредственное содержание трудовых функций и сложность выполнения работ соотносительно с квалификацией специалистов.
Производство и зарплата
В свою очередь, возможно достаточно эффективное измерение объема производства в зарплате. Используя данный показатель, можно, в свою очередь, дифференцировать труд в зависимости от уровня квалификации персонала и рабочих функций специалистов. Рассчитать объем выпуска товаров в зарплате также достаточно просто. Общее количество произведенной продукции (в натуральном выражении) умножается на установленный норматив зарплаты в расчете на единицу товара.
Методы исследования объема производства
Форма №1-П, которая, как мы уже отметили выше, часто задействуется в бухучете, содержит достаточно большое количество переменных для проведения всестороннего анализа эффективности бизнеса. Посредством сопоставления цифр можно, в частности, выявить динамику выпуска товаров, вычислить темпы роста предприятия.
Методы расчета оптимального объема
Фактор объема продаж
Практика расчета оптимального объема: учет реализации
Выше мы отметили, что практическая полезность цифр, отражающих объем выпуска товаров, может выражаться в применении соответствующих показателей одновременно с теми, что касаются результатов реализации. Вычисляя оптимальный объем производства, мы также можем обратить внимание на данный критерий. Например, может быть выявлен показатель реализации, достижение которого обеспечит нулевую прибыль либо ту, что устраивает руководство фирмы в плане рентабельности. В ряде случаев возможно определить также и максимальную величину прибыли соотносительно с реализацией товаров и объемом производства. Который в большинстве случаев и будет являться оптимальным.
Рассмотрим простой пример. Предприятие выпускает теннисные мячи.
Если предприятие реализовало 1 мяч, то рентабельность отрицательная, минус 100 руб.
Если 5, то положительная, плюс 50 руб.
Если 9, то также рентабельность есть, плюс 150 руб.
Но если фирма реализовала 10 единиц, то прибыль составит только 120 руб.
Предельные показатели
Основное правило, которого рекомендуется придерживаться бизнесу, звучит так: если предельная величина дохода (в расчете на одну штуку выпускаемого изделия) выше, чем размер максимальных издержек, то можно продолжать увеличение объема производства. Но на практике в бизнесе обычно играет важную роль фактор рентабельности. То есть соответствующее превышение доходов над издержками должно обеспечивать, как вариант, платежеспособность фирмы по кредитам. Нулевая прибыль в этом случае не устроит предприятие, поскольку какие-то проценты оно банку все же платит.
Рост производства и новые сотрудники
Возможно ли обеспечить рентабельный рост объема производства, привлекая все большее количество сотрудников? Не всегда. Дело в том, что подключение к работе нового специалиста не обязательно означает, что результатом его труда станет какая-то определенная прибавка к объему выпуска товаров. В случае если, например, предприятие станет нанимать больше людей, но не уделит должного внимания модернизации основных фондов, средняя производительность труда, скорее всего, снизится. И потому увеличение объема производства продукции не будет соразмерным с ростом количества сотрудников.
Вместе с тем дисбаланс между динамикой привлечения новых работников и общим количеством выпускаемых фирмой товаров не всегда сопровождается падением рентабельности бизнеса. Вполне возможен вариант, при котором прибыль предприятия по факту увеличения штата сотрудников все же вырастет, а издержки останутся неизменными (или увеличатся незначительно). Это реально, если, например, возрастет спрос на рынке, а вслед за ним, вероятно, и цена товара. Фирма сможет его оптимальным образом обеспечивать, увеличив штат на несколько человек.
Себестоимость выпуска товара, которая предшествует переходу (с момента увеличения или уменьшения количества выпускаемых единиц изделия) динамики в рост или, наоборот, в снижение, называется предельной. Изменение объема производства в большую или меньшую сторону, таким образом, может быть нецелесообразным, исходя из достижения самых низких показателей себестоимости при текущей динамике выпуска продукции.
Показатели объема производства, его анализ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели и значение анализа производства продукции
Объем производства является показателем, имеющим огромное значение для бизнеса. Дадим определение данному понятию. Объем производства – это количество продукции, произведенной предприятием за определенный период времени. Количество продукции может измеряться в различных показателях: килограммах, литрах, метрах и т.д. Анализ изменения объемов производства товаров позволяет получить множество полезной информации, владение которой способствует развитию предприятия.
Основными выгодами анализа производства объема производства являются:
Исследование показателей объема производимой продукции важно для различных государственных структур, инвесторов, так как с их помощью можно составить объективное представление о текущем положении дел в компании.
Показатели объема производства продукции
Объем производства продукции может измеряться в натуральных и стоимостных показателях.
При инфляции устранение изменения цен, т.е. «стоимостного» фактора, является важным условием сопоставимости полученных данных, в связи с этим стоимостные показатели объемов производства продукции должны приводиться в сопоставимый вид. Используются такие методы, как:
Перечисленные методы позволяют нейтрализовать влияние изменения стоимости на конкретный товар или группу товаров.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными показателями объемов произведенной продукции является объем валовой, товарной и реализованной продукции.
Валовая продукция представляет собой стоимость всех произведенных товаров и выполненных работ, а также незавершенное производство, которая выражается в сопоставимых ценах.
Товарной продукцией является разность валовой продукции и внутризаводского оборота, незавершенного производства, что выражается в текущих оптовых ценах.
Под реализованной продукцией понимается стоимость продукции, которая отгружена и плачена покупателями.
Этапы анализа производства
Анализ производства проводится для:
Объектами анализа являются:
Анализ объема производства включает несколько этапов:
Проведение анализа выполнения плана по объемам выпуска товарной продукции:
Проведение факторного анализа объемов продукции:
Под номенклатурой понимается перечень наименований производимых товаров с указанием их кода, установленного согласно единой классификации.
Ассортиментом является перечень наименований производимых товаров с указанием объема выпуска каждого вида.
Выполнение плана по номенклатуре основано на сравнении фактических и плановых показателей выпуска. Недовыполнение плана может быть связано как с внешними причинами, так и с внутренними: рыночная конъюнктура, изменение спроса на отдельную категорию товаров, материально-техническое обеспечение, недостатки в организации производственного процесса, простои оборудования, его плохое техническое состояние, аварии.
В понятие качество продукции включаются параметрические, дизайнерские характеристики изделий, уровень их стандартизации, унификации, надежности и долговечности. Показатели качества могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными.
С изменением структуры производства изменяются и все экономические показатели предприятия: объемы выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость продукции, рентабельность и прибыль. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске товаров запланированных соотношений отдельных их видов.
Ритмичность производства представляет собой равномерный выпуск товаров согласно графику, запланированному объему и ассортименту. Ритмичная работа – это основное условие своевременного выпуска и поставок товаров. Неритмичность снижает экономические показатели: ухудшается качество товаров, повышаются объемы незавершенного производства и т.д.
Анализ поставок и реализации товаров проводится каждый месяц, квартал и полугодие. Он включает сравнение фактических данных с плановыми и предшествующими периодами. Объемы реализованной продукции могут изменяться по следующим причинам:
единица измерения продукции
Смотреть что такое «единица измерения продукции» в других словарях:
Единица Измерения Промышленной Продукции — величина, определяющая количество произведенной продукции. Эти величины представлены в виде: 1. Натуральные единицы: штуки, метры, тонны и т.д. 2. Условно натуральные единицы, исчисляемые количеством одной разновидности продукции, свойства… … Словарь бизнес-терминов
единица измерения промышленной продукции — Величина, в которой выражается количество произведенной продукции. Различают Е.и.п.п. натуральные (физические). [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
единица измерения мощности производственного оборудования — Величины, принятые за основу измерения производительности оборудования в единицу времени. Конструктивная форма Е.и.м.п.о. обычно представлена сочетанием единиц меры, объема, веса, длины и т.д. и единиц времени (например для угольного комбайна 1 т … Справочник технического переводчика
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ — величина, в которой выражается количество произведенной продукции. Различают Е.и.п.п. натуральные (физические) штуки, метры, тонны и т.д.; условно натуральные, выраженные количеством одной разновидности продукции, потребительское свойство (или… … Большой бухгалтерский словарь
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ — величина, в которой выражается количество произведенной продукции. Различают Е.и.п.п. натуральные (физические) – штуки, метры, тонны и т.д.; условно натуральные, выраженные количеством одной разновидности продукции, потребительское свойство (или… … Большой экономический словарь
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ — величины, принятые за основу измерения производительности оборудования в единицу времени. Конструктивная форма Е.и.м.п.о. обычно представлена сочетанием единиц меры, объема, веса, длины и т.д. и единиц времени (например для угольного комбайна 1 т … Большой бухгалтерский словарь
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ — величины, принятые за основу измерения производительности оборудования в единицу времени. Конструктивная форма Е.и.м.п.о. обычно представлена сочетанием единиц меры, объема, веса, длины и т.д. и единиц времени (например для угольного комбайна – 1 … Большой экономический словарь
Единица — (един, один) многозначный термин. Нечто единое целое. Объект, обеспечивающий выполнение определённой функции, и который может быть заменён. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Техни … Википедия
Единица (теория множеств) — Единица (един, один) многозначный термин. Содержание 1 Математика 2 Измерение 3 Экономика 4 Государство … Википедия
единица — 1.3.2 единица [объект] (продукции) То, что может быть рассмотрено и описано индивидуально (по 2.1 ГОСТ Р 50779.10). Примечания 1 Единицей может быть, например: изделие; определенное количество материала; услуга, действие или процесс; организация… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Единица продукции — – определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости. [СНиП 82 01 95] Рубрика термина: Общие термины Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов