Статьи в чем избранность евреев 02.01.202407.04.2022 admin 0 Comments В чем «избранность» евреев?от /* Народы и отдельные люди, которые живут в согласии с этими принципами, являются, согласно Талмуду, праведными народами и праведными людьми. Наша вера признает, что люди, не являющиеся иудеями, вполне могут достигать — и порой достигали — таких высот божественности, как немногие из смертных. У евреев нет никакого сомнения в том, что эти люди после смерти были удостоены вечного блаженства. Так, согласно нашим преданиям, одним из праведнейших людей на земле был Иов, а ведь он не был евреем.ИсточникБогоизбранный народБогоизбрáнный наро́д — именование, относящееся к еврейскому народу времен исполнения им особой религиозно-духовной миссии: быть хранителем истинной веры в Единого Бога ( Быт.12:1-3 ; Исх.19:5-6 ; Ис.43:21 ). Со времени заключения Нового Завета и образования Церкви, избранным народом стали христиане ( Иер.31:37 ; Мф.21:33-43 ; Гал.3:28 ; Кол.3:11 )Почему Бог избрал из всех народов именно Израильский?Прежде, нежели Бог призвал Авраама на служение, тот уже выделялся богоугодным расположением духа: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» ( Евр.11:8 ).Призвав Авраама, Господь пообещал ему, и даже поклялся ( Быт.22:16-18 ), что в будущем от него произойдёт великий народ, и что в дальнейшем в среде этого народа родится Спаситель мира ( Быт.12:2-3 ).Таким образом, можно сказать, что еврейский народ был избран Господом задолго до того, как начал существовать, и даже прежде, чем у Авраама родился наследник, через которого он должен был произойти.Во времена Нового Завета, Мессия, проповедуя Царство Божие, отметил важность избрания иудеев для устроения Спасения, подчеркнув: «спасение от иудеев» ( Ин.4:22 ).История показывает, что ко времени заключения Синайского Завета еврейский народ не имел особого, исключительного превосходства в цивилизационном отношении перед иными народами. Напротив, в этом плане сыны Израиля уступали многим язычникам (например, тем же египтянам). Даже и в отношении добродетельности они далеко не всегда возвышались над грубыми язычниками (заметим, что по свидетельству Писания, если бы не изначальное обетование Божие, они могли бы быть уничтожены за грехи ( Мал.3:6 )).Стало быть, в числе центральных причин избрания евреев нужно признать Божественное обетование Аврааму. В этой связи, противопоставляя себя язычникам, сами евреи любили подчеркивать, что являются потомками Авраама ( Ин.8:39 ). Да и Господь нередко обозначался как Бог Авраама ( Лк.20:37 ). Какие дополнительные причины служили к их временному избранию, знает Господь.ИсточникОстались ли евреи избранным народом в христианстве? Что говорит об этом апостол ПавелПриблизительное время чтения: 4 мин.Священник Антоний БОРИСОВБиблия настолько многогранная книга, что может считаться в том числе и учебником по педагогике. Примеров этому предостаточно. Наиболее ярким из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла.Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага́ — верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и, по большому счету, преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычника- ми: они почитали множество богов, каждому из которых поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне на всякий случай воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно.Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога — Бога христиан. Ареопаги́ты вначале с интересом слушали Павла, но затем отвергли его проповедь по причине своего неверия в воскресение мертвых. Несмотря на постигшую в Афинах неудачу, апостол не отказался от своей миссии.В дальнейшем его ораторский талант принес свои плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Он находил те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Впрочем, не все слушатели Павла принимали христианство — в некоторых городах империи его проповедь даже встречала агрессию. Например, в Филиппах апостол Павел за свою миссию был избит палками.Проповедь апостола была не только устной, но нашла отражение и в его посланиях. Отрывок из одного из них, Послания к Римлянам, Церковь предлагает услышать за утренним богослужением во 2-ю Неделю после Пятидесятницы:Братья, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.Приведенный отрывок из Послания к Римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур, соседство которых не всегда было мирным. Не- которые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея: вместо того чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея — это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости этого закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то, жил ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек, тем бо́льшую ответственность несет он за них перед Богом.Текст — отрывок из книги священника Антония Борисова «Ловцы человеков. Апостольские чтения воскресных и праздничных дней».В книге собраны апостольские чтения воскресных и праздничных дней и комментарии к ним доцента Московской духовной академии, автора и ведущего радио «Вера» священника Антония Борисова. Живые и лаконичные комментарии погружают читателя в историческую и культурную атмосферу первых лет существования Церкви, оживляют контекст апостольских посланий, предлагают поразмышлять над тем, что хотели сказать нам апостолы, и дают почувствовать, в каких условиях им приходилось жить и проповедовать.ИсточникВ чем заключается избранность евреев?Разве идея «избранного народа» не расистская? Разве не напоминает об «арийском» народе? «А я знаю многих евреев, которые не являются такими уж праведниками, и/или многих хороших и порядочных неевреев!»С этими вопросами я недавно столкнулся в очередной раз. Действительно, пресловутое понятие «избранного народа» слишком часто вызывает вопросы и становится предметом недопонимания. Так что весьма не помешает разобраться.Евреями рождаются или становятся?Тот, кто задал мне вопрос на этот раз, также прибавил: «Я понимаю, что Всевышний вполне мог избрать Авраама, а также Ицхака, Яакова и нескольких остальных праведных людей, но можно ли говорить, что весь народ вокруг нас является избранным? Быть может, стоит сказать, что в полной мере народ эту избранность оправдать не смог? Или тогда уж давайте говорить об избранности конкретных праотцов».Что ж, давайте действительно начнем с праотцов. Почему они были избраны? Потому что были праведными? Праведными они, конечно, были — но не только они. Был и Ноах, были Шем и Эвер, в ешиве которых учился Яаков, но другие потомки тех людей (помимо еврейского народа) избранными не стали. Да и в современном мире, конечно, много хороших людей. Но избранными являются только потомки Авраама, Ицхака и Яакова. В чем же дело?После того, как Б-г сотворил Адама, его потомство все больше отдалялось от Б-га и погрязало в идолопоклонстве. Пока не пришел Авраам и не пошел вспять течению: он открыл для себя Б-га и установил с Ним прямую, близкую, личную связь. И не только сам он был близок к Б-гу, но и сумел воспитать в этом духе свое потомство. И не только воспитать, но и превратить эту любовь и близость к Б-гу в неотъемлемое качество своей души, так что его можно было передать по наследству.Так появилась целая семья, которая была в состоянии поддерживать подобную близкую связь с Б-гом, а она, разросшись, превратилась в целый народ. Таким образом, евреи — это люди, обладающие личными отношениями с Б-гом. А поскольку Б-г — Царь всего мира, то евреи — это Его «придворные», «аристократия», «королевская семья».Но значит ли это, что они могут просто наслаждаться привилегиями и танцевать на балах во дворце? Конечно, нет. Положение обязывает.Особенно ввиду того, что изначально Авраам вообще не мог иметь потомство и удостоился только потому, что добровольно вызвался исполнить бо́льшую роль, нежели планировалось изначально: не только самому открыть Б-га и не только передать знание о нем ученикам, но и распространить это знание по всему миру, насколько возможно, приближая его к Б-гу и облагораживая. Для этого ему было необходимо произвести целый народ, который сможет продолжить это дело после него. Поэтому дело евреев как «аристократов» — служить представителями Царя во всем мире, передавать знание о Нем и в целом оказывать позитивное влияние на мир.Аристократия — это некая высшая раса? Нет, аристократом может стать и тот, кто по рождению им не был, — получить дворянский титул. Но при этом желательно, чтобы звание отражало сущность, иначе получится «мещанин во дворянстве».И евреем тоже не обязательно родиться — можно и стать, пройдя гиюр. Но и здесь, главное — не пятая графа на бумажке, а изменившаяся душа в человеке, принявшая на себя то, к чему обязывает положение. И изначально евреи появились потому, что определенные люди ими стали, а не потому, что такими родились. Как сказано, начал все Авраам, который вырос в семье идолопоклонника, но стал евреем по выбору. И первоначально только те члены его семьи, которых удалось соответствующим образом воспитать, становились евреями. А те, которых не удавалось, — например, Ишмаэль, Эйсав — не становились. Только у потомков сыновей Яакова это стало настолько «в крови» — т.е. в душе — что они становятся евреями автоматически. Но и с тех пор тот, кто находит в себе силы привести себя к такому же уровню близости к Б-гу, может стать евреем — как изначально Авраам. Поэтому мудрецы говорят: Авраам был первым прозелитом.Так что сравнения с «арийским» народом здесь неуместны: ведь «арийцем» невозможно было стать, им надо было родиться, и если не повезло, только газовая камера исправит…Но более того. Допустим, кому-то все-таки не удалось стать аристократом или евреем. Значит ли это, что любой аристократ/еврей лучше него? Выше? Чище?Нет, не значит. В отношении аристократии былых времен это, вообще очевидно. Но чтобы лучше продемонстрировать всю концепцию, перенесемся все-таки в современность. Ведь в прошлом аристократы не только были приближенными ко Двору, но и занимались государственными делами: управлением, дипломатией и т. д. Тогда как в наше время подобной аристократии уже почти не осталось.Но ее место заняла правящая элита. Обычно у нее несколько ветвей, главные из которых — политическая элита («власть») и интеллигенция. Их и рассмотрим.Мировая интеллигенцияЧто такое интеллигенция? (Это тоже часто довольно спорный вопрос, вызывающий у многих раздражение.) Если одним словом — «духовная аристократия». Люди, не только умные и образованные, но и стремящиеся к порядочности и нравственности. А также — считающие своей святой миссией просвещать и воспитать «народ», по возможности его облагораживая. А «народ» в целом уважает интеллигенцию за ее ум и культуру, но временами и раздражается тому, что она слишком много занимается нравоучениями и, по-видимому, считает себя умнее других. И — часто ее винят во всех бедах…Интеллигенты действительно лучшие? Не обязательно. Хотя в принципе они стремятся к нравственности, на практике они тоже люди, подверженные соблазнам и порокам. Ум и образованность не всегда означают порядочность — или даже идейную правоту во всем. Большинство ложных идей, которые овладевали массами и неоднократно приводили к большому кровопролитию, были изначально выдвинуты и пропагандированы интеллигентами. Не только коммунизм (многие рыцари которого, как известно, были и евреями) и подобные ему идеологии, но даже нацизм, хотя и антиеврейский: его подъем происходил не только в драках люмпенов на улице, но и в университетских стенах. И сегодня тоже основные очаги антиизраильских настроений находятся в стенах западных университетов, в гораздо большей степени, чем в тамошних коридорах власти.В прошлом роль интеллигенции исполняло духовенство, которое часто было единственной грамотной прослойкой населения и считалось носителем знания о Б-ге и Его морали. (И тоже несло огромную ответственность, не всегда используя свои знания и духовно-моральное влияние правильным образом. В христианских странах именно духовенство обычно было главным врагом евреев, выдвигая все обвинения в грехах против своего основателя, кровавые наветы и т. д. Тогда как короли часто покровительствовали, пусть и по своим корыстным мотивам.)А произошло большинство ведущих религий, как известно, от иудаизма. Таким образом, евреи являются изначальной мировой интеллигенцией, духовной аристократией, от которой произошли все остальные ее типы и ветви. И в наше время тоже еврейство и интеллигентность в очень многих случаях совпадают.Всем примерТеперь возьмем политическую элиту. В наше время правители, как и большая доля политиков на других уровнях, избираются и потому считаются «народными избранниками». (Даже в сравнительно авторитарных странах правитель обычно пользуется поддержкой значительной доли населения, а то и большинства, и любит подчеркивать, что его тоже избрали.)Итак, президент — «избранный». Это значит — лучший? Самый нравственный? Конечно, нет. Уж на практике точно, какую страну ни возьми, это всем известно.А в теории он должен быть лучшим? Отчасти — да. В том смысле, что, являясь лидером, он должен вести за собой, в том числе и подавая пример. Поэтому даже те грехи и пороки, которые в нееврейском мире считаются делом житейским и простительным, при обнаружении у лидера вызывают скандал.И в этом с политическими лидерами сравнимы те немногие оставшиеся в мире аристократы. Наверное, самые известные из них — английская королевская семья. Обязанности управлять государством на них не лежит.Но вместо этого — необходимость подавать всем пример самой своей жизнью. Быть у всех на виду, под постоянным прицелом камер. Невзирая на такое колоссальное давление, постоянно улыбаться, быть любезными со всеми, ездить повсюду и произносить речи. Попробуй хоть что-нибудь сделать или сказать не так — завтра будет во всех газетах. А если обнаружится один из больших пороков, пусть и тех, которыми в нееврейском мире грешат многие, — какой скандал и позор на весь мир! В результате такой истории можно в буквальном смысле погибнуть!«В чем трагедия королевской семьи?» — спросил как-то один журналист. «В том, что они слишком на нас похожи!» Хотя на словах современные люди верят в равенство и отвергают идею «благородной крови», мол, «разве эти аристократы лучше нас?» — на практике, в глубины души, они ожидают от членов королевской семьи именно этого. Они должны быть лучше, и тогда оправдают свой статус. А если окажутся такими же, как мы, то и зачем они нужны?В чем преимущество этих людей по сравнению с другими? Опять же, в возможностях позитивно воздействовать. Все глаза устремлены на тебя — так подай хороший пример, другие могут ему последовать.А какой народ больше других пользуется таким повышенным к себе вниманием и становится предметов столь многих слухов и сплетен? Кому не прощается то, что прощается другим? И отдельным представителям народа, и в целом его стране?Вот тот народ и является «королевской семьей», «избранным».Кто во всем виноват?Вернемся к политическим лидерам, обладающим реальной властью. Другая часть их обязанностей — собственно управление государством. Что это значит? Привилегии и право делать, что хотят? Нет, прежде всего — опять же, ответственность. Тяжкое бремя. И все привилегии служат скорее как средства для исполнения обязанностей, чтобы хоть как-то это дело облегчить. Надо ездить по всей стране и по всему миру — так вот хотя бы особый президентский автомобиль и самолет, чтобы не приходилось еще и мотаться слишком много и застревать в очередях — и так времени и сил почти нет.И если что в стране не так, не важно, почему, то кто виноват? Президент. При нем было вот так плохо. Он отвечает за все.В чем его преимущество? Опять же, в способности повлиять на всю страну, а иногда и на мир, изменить его. Но при этом — ответственность, надо изменить в лучшую сторону. Повести страну в правильном направлении, добиться процветания. Избегать столкновений с другими странами, и ради всех людей, и ради своего собственного народа, который может пострадать в результате войны, санкций, бойкотов и т. п. А если по каким-то причинам столкновение неизбежно — отстаивать интересы своей страны и минимизировать ущерб для нее. Справишься — назовут великим президентом. Не получится — даже если не по твоей вине, не все от тебя зависит — назовут неудачником. А если по твоей вине — то и более крепкими словами.Какое качество необходимо для того, чтобы стать политическим лидером? «Пассионарность». Энергетика. Если присмотреться к работе президента, становится непонятно: кто вообще может такого хотеть? Надо непрерывно работать почти без отдыха и сна, и отвечать за все. По выражению одного журналиста, быть теннисистом, без передышки отбивающим мячи со всех сторон. И посередине арены, под постоянным наблюдением падких на красное словцо комментаторов. Кому это надо?Тому, кто по своей природе настолько энергичен, что такая работа — не безумный, непосильный стресс, а, напротив, выход для этой энергии. Да, есть такие люди, и обычно они и становятся политиками и лидерами.Они лучшие? Не обязательно — зависит от того, что они с этой энергией сделают. Как гласит Талмуд (Сукка 52а), «чем более велик человек, тем более велико его дурное начало». Чем больше энергии, тем сильнее она стремится найти выход, и тем больше опасность, что он может оказаться неправильным. Чем больше власти, тем больше соблазнов ей злоупотреблять. Было за последний век много весьма энергичных политиков, и такого наворотили, так изменили мир… Колоссальная энергия и работоспособность — и огромная ответственность.А какой в мире народ является наиболее энергичным и «пассионарным»? Кому «не сидится»? Кто вечный возмутитель спокойствия, оппозиционер, реформатор, радикал? Кто в целом оказывает «диспропорциональное» влияние на мир? И кто за все отвечает и во всем виноват? Если в кране нет воды, то кто ее выпил?Вот тот народ и является избранным. Истинным потомком человека, который, открыв для себя Б-га, был готов идти против всего общества и всесильного царя, отстаивая свою правду, и единолично влиять на весь мир.Если повлияет позитивно, то будет достойным потомком, оправдает свою избранность. А если станет, скажем, большевиком или великим мошенником, то, хотя тоже весьма на мир повлияет, свою избранность, конечно, не оправдает.Разумеется, не каждый представитель этого народа обладает исключительной энергией, выдающимся умом, склонностями к познаниям и просвещению мира, и находится в центре всеобщего внимания. Ведь и не каждый «народный избранник» непременно добьется выдающихся результатов в политике и изменит свою страну. И не каждый интеллигент обязательно произведет великие идеи, напишет классические книги и просветит народ. И не каждый аристократ произведет хорошее впечатление своими манерами и с честью представит Царя. Но понятно, что во всех этих случаях потенциал намного выше среднего, и на практике тоже очевидно, что в целом «такие они».Вот в чем заключается избранность.Кому не нравится идея — пусть сделает так, чтобы в мире перестали говорить о «чрезмерном» влиянии народа, избранность которого он отрицает. О «еврейском заговоре» с позиций уже отчасти вышедшего из моды национализма — или об «израильском лобби», как некоторые современные и весьма продвинутые либералы. Пусть перестанет винить во всем евреев, как винят власть и интеллигенцию, — или в теории любить евреев, но считать, что нет ничего на свете хуже «израильского расизма». Утверждать, что все проблемы в мире сводятся к «еврейскому вопросу» — или к «мирному урегулированию палестино-израильского конфликта» путем самоубийственных уступок Израиля. И пока все это делать не перестали — тем самым только доказывают избранность евреев…Источник