в чем историческое значение письменных литературных памятников

Реферат «Памятники древнерусской литературы»

Тема: «Памятники древнерусской литературы»

Етынкеу Екатерина Юрьевна

1. Памятники древнерусской литературы ______________________5

2. Памятники древнерусской истории_________________________8

В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;

2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;

3) изучить наследие древнерусской философии.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы

Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.

Особенности древнерусской литературы было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Составлялись разные «Изборники», в которых читались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Ранняя древнерусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.

«Поучение» Владимира Мономаха, которое было обращено к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходил к рассказу о собственной жизни, как образца для подражания. В обращении говорится, что он с 13 лет трудился, был в походах, всего перечислено 69 походов. Одно из главных мест в «Поучении» отводится качествам правителя, в особенности моральным. Он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.

С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях. Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Христианская литература Руси «знакомила людей с новыми нормами нравственности и морали, расширяла кругозор и сообщала исторические и географические сведения».

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

2. Памятники древнерусской истории

Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.

Самая древнейшая из дошедших до наших дней летопись ― «Повесть временных лет». Она была создана на основе летописей, которые были до нее, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. В «Повести временных лет» «рассказывалось о расселении и происхождении славянских народов, о древнейшей истории племён восточнославянских. О первых князьях Киева, об истории Древнерусского государства до начала XII века».

Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.

Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки». Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбу противостоящими племенами, третьи ― на военные походы князей Руси. Но ведущей темой большинства летописей становится идея создания единства Руси.

В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.

«Повесть временных лет», которое является частью русских летописей, и которое продолжает традицию русского летописания. В «Повести временных лет» можно увидеть как рождается славянская письменность, благодаря русскому народу и как образовывается великое русское государство. Нестор рассказывает о народах, которые платили дань русачам, показывает, что племена, которые угнетали славян, ушли, а славяне теперь остались и вершат судьбами своих соседей.

«Слово» ― это памятник литературы. Поэма – это волнующий призыв князей к единению Русской земли, и мужестве русского простого народа, и о погибших, и главное это размышления о Руси в мировой истории, и взаимосвязи русского народа с другими народами».

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает «Русский хронограф», составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от «сотворения мира» до 1453г. ― года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна «Хронографическая Александрия» ― это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их «История разрушения Трои». Эти произведения также входили в «Русский хронограф».

Кроме исторической литературы существовал еще и жанр ― жития святых. Одним видом историографической литературы служили – жития, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении читатель был убеждён, что всё то, описанное – в действительности происходило. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: «Житие Евстафия-Плакиды», основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.

Заключение

Значение литературы в древней Руси состоит в том, что она помогает увидеть достижения русской великой литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: «Повесть временных лет» ― первая русская летопись, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Литература древней Руси XI-XII веков была связана с болгарской и византийской литературой.

Жанры литературы воспевают любовь к родине, связаны с церковью, фольклором. То есть древнерусская литература XI-XII веков находилась в процессе рождения жанра.

Изучение древнерусской литературы продолжается. Оставить нас равнодушными к истории культуры нашей Родины все это не может. Древнерусская литература – это зеркало славы наших предков, строителей, философов, художников слова, воинов, политологов, и книжного дела.

Изучение памятников древнего искусства, литературы Руси является важным делом. Лучшие произведения культуры продолжают жить в нашей жизни.

Список литературы

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.

2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).

4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.

5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.

6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

Источник

Итоговое сочинение: Какова роль исторических памятников?

в чем историческое значение письменных литературных памятников. Смотреть фото в чем историческое значение письменных литературных памятников. Смотреть картинку в чем историческое значение письменных литературных памятников. Картинка про в чем историческое значение письменных литературных памятников. Фото в чем историческое значение письменных литературных памятников

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему: «Какова роль исторических памятников?». В них идет речь о проблемах сохранения литературных и архитектурных памятников России.

Сочинение 1

Памятники истории и культуры играют роль лектора, повествующего о жизни наших предков, их мировоззрении. Они формируют чувство любви к родине, способствуют нашему эстетическому развитию. Академик Д. С. Лихачев в своих статьях очень много размышляет об этой проблеме. Он считает, что современность – это не только настоящее, но и великое прошлое, нами воспринятое.

Памятники истории различаются по своему происхождению. К ним относятся здания, которые со временем поменяли статус. Это могут быть древние рукописи, которые содержат сведения о культуре и взглядах эпохи. Есть памятники, построенные потомками в знак признательности перед заслугами предков. Значение любого из исторических памятников заключается в том, что они рассказывают людям о событиях прошлого, которые сыграли большую роль в жизни страны.

Лихачев вспоминает о поездке на Бородинское поле, место славы русских воинов. Здесь в 1812 году произошло решающее сражение между русской и французской армиями. Оно ознаменовало поворот в военных действиях в нашу пользу. Благодарные потомки воздвигли здесь монумент в память событий тех лет. В тридцатые года 20 века другие потомки взорвали памятник знаменитому полководцу Багратиону. Что ими руководило, трудно сказать. Ясно одно, что люди проявили цинизм, неуважение к заслугам исторического деятеля, жизнь и дела которого принадлежали России. Неуважительно отнеслись и к чувствам тех, кто воздвиг этот памятник.

Часто градостроительные организации невнимательно относятся к памятникам архитектуры. Они считают, что древние постройки портят внешний вид современных городов. Лихачев напоминает, что мы несем ответственность перед потомками за сохранность памятников.

Я согласна с автором, что древние памятники не должны уничтожаться бездумно. Бывая в старых городах всегда интересно пройтись по историческому центру, прикоснуться к старине. Я считаю, что памятники истории осуществляют связь поколений. В моменты общения со стариной ощущаешь себя частью огромного вневременного пространства. Словно машина времени переносит тебя в прошлое. Я поддерживаю тех, кто выступает за сохранение памятников старины. Это часть нашей истории, часть меня.

О прошлом рассказывают не только архитектурные, но и литературные памятники. Произведение древнерусского автора «Слово о полку Игореве» посвящено походу Новгород-Северского князя против половцев. Он рискует жизнями многих людей только для того, чтобы потешить свое тщеславие. Он потерпел поражение в битве и попал в плен. Разозленные половцы напали на русские земли. Из-за честолюбивых помыслов князя погибли мирные люди. Из-за этого никто из князей не поспешил ему на выручку. Автор слова с горечью говорит, что князья погрязли в междоусобицах, и призывает их к объединению.

Я согласна с позицией автора. Только в единстве сила людей. Только сообща можно противостоять врагам и захватчикам. Очень волнительно, что через века до нас доносится призыв древнего автора. Эта мысль актуальна и в наше время, многие исторические события служат подтверждением. Отечественная война 1812 года была завершена победой России только благодаря тому, что весь народ поднялся на борьбу с захватчиками. В годы Великой Отечественной войны против фашистов поднялись все от мала до велика, внося свой вклад в Победу.

Подводя итог, можно сказать, что исторические памятники играют важную роль в нашей жизни. Они напоминают об уроках, которые преподносит история человечества. Они не дают забыть о великих людях, которые много совершили для развития цивилизации, посвятили жизнь служению людям, великим идеям, науке.

Сочинение 2

У каждого населенного пункта, города, села, деревни, есть своя жизнь и своя история. Памятники старины, которые есть везде, открывают перед нами страницы истории. Древние постройки очаровывают красотой, восхищают мастерством, дарят эстетическое наслаждение, развивают душу, учат любить родину. Отношение к ним складывается по-разному. Эта проблема поднимается в публицистических и художественных произведениях.

Очень много памятников культуры и истории было уничтожено в советскую эпоху. Эту проблему поднимает академик Д. С. Лихачев в своих публицистических произведениях. Он говорит о том, что не все умеют разглядеть за церковным зданием памятник архитектуры. Ремесленники, украшавшие храмы резьбой, вкладывали в них душу, использовали все свое мастерство. Перегибы свойственны любой власти. Советы боролись с мракобесием, разрушая церкви. На самом деле, я думаю, большевики видели в церквях идеологических соперников и стремились их уничтожить.

Иногда дело было в простом человеческом равнодушии. Об этом говорит рассказ В. И. Шукшина «Мастер». Главный герой Семен Рысь – мастер от бога. Автор говорит о его красивых трудовых руках, которые творили такие вещи, что у людей дух захватывало. Знал Семен толк в красоте, каким-то внутренним чутьем ощущал. Однажды привлекла его внимание полуразрушенная церковь в деревне Талице. Небольшая, легкая, она спряталась за косогором, но тому, кто шел к ней, она открывалась вся и сразу. Построил ее неизвестный мастер, словно песню спел. Захотел Семен восстановить эту красоту на радость людям. Сам он, может быть, за бесплатно бы работал, но нужны были материалы и помощники. Семен же был небогатым человеком. Обратился к батюшке за помощью. И пошло все как в сказке. Батюшка отправил Семена к митрополиту, митрополит в областную администрацию. Там выяснилось, что исторической ценности церковь не представляет, и красота ее никому не нужна. Больше Семен в церковь не ходил и даже не смотрел в ее сторону, словно стыдно ему было перед ней и перед неизвестным мастером за человеческое равнодушие. Не смог он ее отстоять, не смог вернуть к жизни эту необыкновенную красоту. Таким отношением чиновники и служители церкви, которые могли бы помочь, убивают в людях желание делать добрые дела, спасать старинные постройки.

Эту проблему поднимает в книге «Живая древняя Русь» Евгений Осетров. Он делится впечатлениями о своих многочисленных встречах с памятниками древнерусского искусства. Особенно мне запомнился рассказ о храме Покрова на Нерли. Он сравнивает белокаменную церковь со звездой, символизирующей бесконечность мироздания. Построен храм в честь сына Андрея Боголюбского, которого убили враги. Отец очень скорбел и возвел храм на месте могилы сына. Талант мастера ее создавшего виден во всем: и в том, какое место он выбрал, и в том, что храм удивительно гармонично сочетается с природой, являясь ее частью.

Эти два примера противопоставлены друг другу. Храму Покрова повезло больше, чем талицкой церкви из рассказа Шукшина. Его пощадило время и люди. В то же время их объединяет то, что и Семен Рысь и журналист Осетров смогли увидеть и оценить красоту древних строений.

Большой вклад в сохранение памятников старины внес Н. К. Рерих. Он был инициатором составления международного договора о сохранении исторических памятников, под которым поставили подписи разные страны, в том числе и наша.

Я считаю, что старинные здания нужно беречь. Если разрушено какое-то здание, то можно по картинам, фотографиям его восстановить. Только построено оно будет уже современными мастерами из новых материалов с помощью машин. В древних постройках дорога связь времен, единство поколений. В них трогает душу то, что они стояли еще тогда, когда жил Петр I, А. С. Пушкин, М. В. Ломоносов. Возможно, они видели эти здания, проходили мимо них, бывали внутри. Эта связь веков ощущается в старых зданиях не только на духовном, но и на физическом уровне.

Источник

Итоговое сочинение: Какова роль исторических памятников?

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.09.2020 · Обновлено 16.09.2020

(474 слова) Многие люди задаются вопросом, какова роль исторических памятников? Сегодня принято сносить или уродовать те скульптуры, которые уже не отвечают политическим или социальным запросам, ведь люди забыли о предназначении этих сооружений. Они не хотят отдавать должное статуям и зданиям, которые сохраняют для потомков достоверность и объективность истории. Рассказ о ней можно переписать, постройки и реликвии — разрушить, но то, что было, тем и останется в веках. Об этом позаботились многие авторы, которые затронули данную проблему в своих произведениях.

Например, знаменитый на весь мир роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» повествует о том, как важно сохранить великий готический храм. Автор предварил рассказ об Эсмеральде, Квазимодо и Фролло описанием разрушений, которое время оставило в соборе. Но не минуты и часы виноваты в человеческом безразличии к архитектуре древнего Парижа. Автор с любовью и жалостью изображает руины древнего святилища, говоря о том, какую роль оно играло в жизни города. Когда-то собор был единственной защитой для тех, кого преследовал закон. Нередко обвинения были ложными, и невиновным жертвам оставалось лишь спрятаться под покровом величественного здания. Там никто не имел права преследовать человека, ведь считалось, что его оберегал сам Бог. Этим и воспользовалась цыганка, которую власти обвинили в колдовстве. Во времена, когда писал Виктор Гюго, этот обычай уже утратил силу, но храм по-прежнему оставался хранителем Парижа и его славной истории. Здание уникальной красоты строилось десятилетиями и доказывало потомкам, что человеческое упорство способно творить настоящие чудеса, что в мире нет ничего невозможного. Тогда власти прислушались к писателю и отреставрировали собор, который теперь является одной их самых известных достопримечательностей Франции. Мы знаем об этой стране именно по ее историческим памятникам, так что их роль сложно переоценить.

Не менее интересный пример описал Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». В финале книги на место захоронения отважных девушек-зенитчиц старшина Васков и сын погибшей Риты привозят мраморную плиту. Уже спустя много лет, когда Альберт вырос и тоже стал служить в армии, он приехал в то тихое и никому не ведомое место, где его мама остановила вражеских диверсантов ценой собственной жизни. В этих лесах почти никто не бывает, и местные жители даже удивляются, что эта странная пара делала в такой глуши? Однако мраморная плита все объяснила, и рыбаки задумались о том, чего и предположить не могли: «Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете». Памятник заставил людей вспомнить о войне и ощутить чувство благодарности по отношению к тем девушкам, которые отстаивали свою Родину, жертвуя собой. Рыбак даже не решился помочь мужчинам донести плиту до того места, ведь его охватило чувство робости перед этим великим подвигом и страданием народа. Роль исторических скульптур заключается в том, что увековечить благие дела и подать пример новым поколениям людей, чтобы они учились у предков.

Таким образом, исторические памятники служат вечным напоминанием о наших общечеловеческих ценностях: патриотизме, красоте, гуманизме, милосердии, смелости и других важных вещах. Они представляют нашу страну на мировой арене и способствуют сохранению достоверности нашего прошлого.

Источник

роль исторических памятников

Вступление достаточно объёмное. В этом нет ничего страшного, если бы доказательная часть была бы более объёмной и содержательной, а так я вижу небольшую непропорциональность частей.

В-третьих, обращает на себя внимание нелогичность переходов.

В качестве второго аргумента давайте обратимся к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Этим произведением он подвёл итог тому, что сделал за всю свою творческую жизнь. Тема заключается в том, что он «воздвиг памятник» из своих чудесных произведений, а не из камня «что чувства добрые я лирой пробуждал». Тем самым он оставил после себя память «к нему не зарастёт народная тропа». (Нелогичный переход к выводу)
Хотелось бы, чтобы люди задумались о роли исторических памятников, так как они являются символами искусства и частью истории государства. Необходимо помнить историю наших предков и передавать её из поколения в поколение и ни в коем случае не давать уничтожать её.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 0 баллов.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Балл я поставила, но обратите внимание на композицию и логические переходы.

В произведении памятник символизирует образ Петра первого, который прославился своими славными деяниями.
Благодаря этому памятнику жители нашей страны любят свой город на Неве.
Какая-то двусмыслица получается из-за неправильного, чрезмерного употребления местоимений.

Эта мысль повторяется дважды как переход.

И вот снова повтор:

В качестве второго аргумента давайте обратимся к произведению Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Этим произведением он подвёл итог тому, что сделал за всю свою творческую жизнь.

Должная быть заглавная буква. И так ли уж надо писать об этом?

Ошибка в правописании имени собственного. Пётр Первый (Пётр I).

С самых первых сторок мы видим, что он задумчиво стоит на берегу «н а берегу пустнных волн, стоял он дум великих полн и вдаль глядел».
Медный всадник, посвященный Петру первому, стал одним из символом города Санкт-Петербурга «ч ьей волей роковой здесь город основался».
Тем самым он оставил после себя памят ь » к нему не зарастёт народная тропа».
В сердце каждого из нас должна быть память о исторических памятников, о их духовной, культурной ценности, и,чтобы выразить уважение и честь людей, изображенных на памятниках.
Поэма А.С.Пушкина не только увековечала этот монумент в истории всемирной литературы, но и кроме того стал предметом восхищения.

Пропущена буква в слове «стал».

Тема заключается в том, что он «воздвиг памятник» из своих чудесных произведений, а не из камня «что чувства добрые я лирой пробуждал».

Смешение прямой и косвенной речи.

Общий вывод по работе

Итак, Кристина, ваше сочинение оценивается на «незачет». Советую вам более детально прорабатывать логику и композицию, «шлифуйте» речевой строй лучше: проверяйте наличие повторов, лексическую сочетаемость, стилистическую уместность того или иного слова и т.д. Поработайте над заданием № 8 ЕГЭ по русскому языку, тогда вы не будете допускать ошибки в построении предложения с однородными членами. Также обратите внимание на оформление цитат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *