в чем истинное предназначение искусства
О предназначении искусства
Музыка – это звуковые волны в определенной гармонической последовательности, которые без слов рассказывают нам историю путем создания среды в которой мысли, чувства и идеи человека имели место. Тем самым приводя слушателя к тем же эмоциональным переживаниям, мыслям и идеям.
Написав эти строки в экзаменационной работе по онтологии искусства, я вдруг подумала, что это по сути можно отнести и ко всем остальным видам искусств. Гармоническая пропорция, мера, такт, ясность мысли композитора, писателя, художника в совершенной форме исполнения актера, музыканта и живописца.
Есть музыка, есть музыка и слова, а есть и слова, которые звучат в ритме музыки – это стихи. Немецкий философ Мартин Хайдеггер писал, что искусство – это поэзия. А Гегель считал, что только искусство приведёт нас «домой» в мир чистого разума, где мы наконец будем понимать все правильно. Красота – благо – истина. Эти три понятия воспринимались философами как одно целое, неразрывное триединство. И возможно в идеальном мире все именно так.
Но наш неидеальный мир (как мне видится ) больше увлечен украшательством, чем поисками красоты как блага и истины. И беспрерывная реклама украшательства – жилья, своего тела, дома, машин – это норма нашей жизни. Мир срубает миллионы деревьев для того чтобы сделать коробки для товаров, которые мы выбрасываем сразу после покупки. Люди строят себе огромные дворцы, хотя могут быть счастливыми и без этих излишеств, даря другим людям возможность жить также хорошо. Нас беспрерывно учат через всевозможные СМИ и рекламу как нам нужно украсить свою жизнь, какой моде следовать, одновременно разрушая и убивая все живое на планете. Но в тоже время государство воспаляется, раздражается, гневится и мстит, когда поэт своим искусством — сатирическими стихами срывает эту пелену украшательства с наших глаз и позволяет увидеть мнимость этих материальных ценностей, оголяет уродство и несправедливость бездушного дизайна конструкции социальных отношений.
Вот почему, так важен на Руси художник и поэт.
Да, можно век прожить и без искусства,
Но без среды, что сможет сделать нас всех лучше –
Невозможно, нет.
Предназначение искусства
Введение
Человеку свойственно осваивать окружающий мир не только при помощи своего разума, но и при помощи чувств, чувственных переживаний. Эстетическое освоение мира вместе с религией, наукой, а также другими формами познания, занимает одно из главных мест в пирамиде духовных ценностей. Центральное место в эстетики занимает искусство в его эстетическом отношении к действительности.
Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.
Основатель эстетики как науки – немецкий ученый А. Баумгартен (1714–1762), определял эстетическое как «способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве» [2, C.54].
Главными понятиями эстетики являются красота, которая отождествляется с совершенством чувственного познания. Искусство ее наивысшее выражение. Для того чтобы понимать искусство специального образования не требуется. Искусство доступно всем, только каждый будет понимать его по-своему, в силу своего возраста, профессии, ценностей в жизни. Искусство способно открыть в человеке новые качества, новые сферы, способно обогатить его внутренний мир.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
· изучить предназначение искусства;
· дать определение искусству как особой форме эстетического освоения мира;
· рассмотреть виды и функции искусства;
· проанализировать процесс социализации личности и формирования эстетического вкуса при помощи искусства.
Структурно работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка используемых источников.
При подготовке к написанию работы изучены научные труды в области эстетики, философии и культурологии следующих авторов: Балыкина-Милушкина Т., Балыкин А., Большаков В. П., Гуревич Л.С., Лавриненко В.Н. и др.
Понятие, функции и виды искусства
Предназначение искусства
У любой вещи в нашем мире существует свое предназначение, иными словами у любого предмета или явления имеется своя уникальная миссия, функция. Ручка пишет, дождь идет, солнце светит, стол стоит. Ручка оставляет след пасты на листе бумаги, стол удерживает предметы в горизонтальной плоскости. Прежде чем что-то начнет действовать, происходит внутреннее осмысление: могу ли я это использовать по назначению. Этот процесс не виден постороннему глазу, это все происходит внутри нас. Действие – это результат внутреннего осмысления. Прежде чем совершить действие и взять ручку, человек подумает: для чего ее взял, что хочет написать. В современном мире, в нашем стремительно несущемся ритме жизни, у человека совсем не остается времени на такие мысли. Человек совершает все эти действия автоматически, на основе опыта многих поколений. У всего есть предназначение. Что же касается искусства, то его предназначение является создание идеальных образов. Идеальным образом здесь выступает то, к чему человек стремится, что будет, по сути, являться целью. Если в жизни человека нет цели, то жизнь будет хаотичной и безрадостной.
Мы живем в мире, где у всего есть противоставление, то есть в мире противоположностей. У добра противоположностью является зло, у правой стороны есть левая, ночь сменяет день, женское противоположность мужскому. Если говорить об искусстве, то люди зачастую заменяют его словом «красота». Противопоставлением красоты является уродство. Следовательно, если предназначением искусства (красоты) является создание идеальных образов, способствующих здоровью, счастью, гармонии, успешности, то предназначением уродства создание таких образов, которые способны привести к несчастью, бедности, душевной нищете. Как же все таки создаются идеальные образы уродства? Здесь главную роль играет инстинкт выживания. Попадая в общество, где никогда не видели красоту, человек не сможет ее распознать и против своей воли станет принимать уродство за красоту, пока рядом не появится человек, знающий критерии красоты. На востоке всегда ценили людей, которые умели создавать красоту и знающих критерии красоты. Их охраняли не хуже императора, так как эти люди были источниками красоты, следовательно, проводниками к душевному здоровью, счастью, успешности.
Человек, который воспитывался в красоте и впитал в себя красоту – становится во всем источником красоты. Где бы он ни работал, он проявляет из себя создания, будь то хлеб, музыку, политические решения, медицинские препараты, учебные программы или что-либо другое, которые несут людям здоровье, разумность, успешность и счастье. Тот же, кто воспитывался в уродстве и хранит в себе это уродство, где бы он ни работал, создает болезни, глупость, бедность и несчастье [8].
Каждый человек находит в искусстве то, что ему необходимо на данный момент времени: умиротворение, вдохновение и т.д. Искусство способно дать право выбора, которого жизнь не дает. В нем можно прожить то, о чем в жизни можно только мечтать. Оно способно наполнить смыслом каждый день, каждый миг. Искусство пробуждает в человеке новые качества, новые грани, новые сферы. Оно может помочь человеку в самосовершенствование.
Функции искусства
Дадим еще несколько определений. Искусство – это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме [4, C.23].
Таким образом, художественное творчество, можно рассматривать как продукт человеческих переживаний, которые находят свое воплощение в образах. Произведение искусства совмещают в себе синтез образа и чувства, которые одинаково необходимы друг другу, так как без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо.
Искусство – это совокупность индивидуально-неповторимого творческого процесса, который основан на принципе художественной интерпретации действительности. Определяющим в искусстве являются талант, навыки, умение, мастерство, техника его создателей.
Мир человека в искусстве представляется через формы деятельности, межличностное общение, самореализацию человека.
Искусство способно выполнять ряд полезных функций, а именно:
1. Общественно-преобразующая функция. Искусство рассматривается как деятельность.
2. Познавательно-эвристическая функция. Искусство рассматривается как знание и просвещение. Оно является способом передачи опыта, знаний, информации, системы взглядов, навыков.
3. Функция предвосхищения. Искусство выступает как предсказание.
4. Информационная и коммуникативная.
5. Воспитательная функция искусства. Искусство является помощником в формировании личности. Если мораль формирует нравственные нормы, философия – мировоззрение человека, то искусство воздействует на ум и на сердце, помогает формированию духовных качеств.
6. Внушающая функция. Искусство способно воздействовать на подсознание. Художественное произведение способно воздействовать на психику человека.
7. Эстетическая функция. Искусство способствует формированию творческого духа и ценностных ориентаций.
Это самая главная функция искусства. Смысл ее состоит в том, что искусство несет эстетическое удовлетворение и наслаждение. Каждый из нас смотрит фильмы, ходит в театр, а ведь как раз там нам и демонстрируют поучительные примеры для подражания. От произведений искусства мы, прежде всего, хотим получить удовольствие, эстетическое удовольствие. Суть эстетического удовольствия заключается в возбужденном, растревоженном состоянии духа, когда человек испытывает немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств». Самое замечательное происходит тогда, когда человек переносит эмоции, полученные от искусства, на свою повседневную жизнь и хотя бы приблизительно достичь такого совершенства. Это как раз и будет являться выполнением эстетической функции искусства в жизни человека. Несомненно, искусство должно быть качественным, чтобы человек не вносил в свою жизнь сцены насилия и т.д.
Типология искусства
Традиционно художественные произведения делят по признаку их отношения к пространству и времени на пространственные, временные и пространственно-временные.
К пространственным художественным произведениям относятся виды художественного творчества, в которых нет движения, которые не изменяются во времени (архитектура, живопись, скульптура и т.д.). К временным следует отнести музыку, балет, драму. В третью группу входят – театр, цирк, телевидение, кино.
По современной классификации видов искусства можно выделить следующие его виды:
Изобразительное искусство воздействует на человека через зрительное восприятие, то есть визуально. Это живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Этот вид искусства даже в запечатленных образах способен передавать не только внутренний духовный мир человека (через портрет), но и развитие жизни во времени и пространстве, показывать философские и этические идеи.
Музыка рассчитана на восприятие человеком искусства при помощи слуха. Здесь средством выражения служат звуковые образы. В отличие от предыдущего искусства музыка не способна воспроизводить видимых картин мира, а также лишена смысловой конкретики. Поэтому музыка считается общечеловеческим «языком», который не нуждается в переводе.
К синтетическому виду искусства относятся те виды художественного творчества, которые представляют собой целостное слияние разных видов искусства. Объединившись они образуют новое и единое целое. Сюда можно отнести театр, кино, балет. Каждый из них объединяет в себе живопись, музыку, литературу, актерское мастерство и т.д.
Технический вид искусства возник относительно недавно в результате объединения искусства и техники. В XIX веке этот вид искусства был представлен в виде фотографии, немого кино, фонографа. В настоящее время к этому виду относят фотоискусство, телевидение, мультипликацию, кино. С активным развитием техники, технических процессов раздвигаются границы эстетической деятельности.
Среди современного искусства появились самостоятельные виды: художественно-проектное творчество, дизайн.
Если говорить в целом о классификации искусства, необходимо отметить, что каждый из видов содержит внутри некоторые разновидности.
11.2. Сущность и назначение искусства
11.2. Сущность и назначение искусства
Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся и не являющееся действительностью? И почему события самой жизни, иногда отталкивающе безобразные, будучи воспроизведенными в искусстве, притягивают к себе? Почему прекрасное, отраженное в художественном произведении, оказывается не менее, а иногда и более совершенным, чем в естественном своем состоянии? И вообще…
Разве можно понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!
Все это люди пытались осмыслить уже в древнейших мифах. А мудрецы, особенно в Древней Греции, размышляя об искусстве, открыли в нем столько, что человечество и по сей день питается этими мыслями. А забывая или не зная их, путается или открывает давно известное.
Древние философы видят в искусстве отражение действительности. Так, для Пифагора музыка – отражение закономерностей Космоса, а музыкальные звуковые гармонии – отражение мировой гармонии, гармонии «небесных сфер». Отражая порядок движения Вселенной, музыка способна приводить в порядок состояние души [5, с. 80–83].
Считая красоту и гармонию важными для искусства, Гераклит утверждал, что складываются они из противоположных элементов: «И природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных (вещей) образует созвучие… Живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые и черные, желтые и красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки: высокие и низкие, протяжные и короткие» [5, с. 84].
Демокрит считал, что искусство возникло из подражания природе и животным. «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: (а именно, мы – ученики) паука в ткацком и портняжном ремеслах, (ученики) ласточек в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедей и соловья в пении» [5, с. 86]. Наука XX века – бионика обнаружила, какие возможности для практической деятельности человека сокрыты в таинствах природы и в том, что делают животные.
Сократ утверждал: чтобы на картине или в скульптуре передать состояние души, художникам и скульпторам требуется знание человеческого тела [5, с. 88–92].
Платон разделяет распространенное в греческой эстетике представление о том, что искусство является подражанием (мимезисом), но подражать оно должно не преходящим и изменчивым чувственным вещам, а абсолютной красоте мира идей. Отражая мир чувственных вещей и предметов, которые сами – копия идеи, искусство создает копию с копии. В соответствии с этим в иерархии видов искусства Платон в своем труде «Государство» ставит живопись на последнее место.
В свое идеальное государство Платон допускает только те виды искусства, которые способствуют воспитанию мужественных и доблестных граждан. Он изгоняет из государства поэзию и поэтов, включая Гомера, запрещает употребление тех музыкальных ладов и инструментов, которые ведут к изнеженности и расслаблению чувств. Систему эстетического воспитания в идеальном государстве Платон строит на музыке и гимнастике [5, с. 92—114].
Напомним, что не только в идеальном государстве Платона, но и в реальном Древнегреческом государстве классического периода существовала государственная система эстетического воспитания. Точнее, в Греции все воспитание было эстетическим, неэстетического воспитания не было.
Кажется, нет такой проблемы искусства и эстетики, теоретическое осмысление которой не дал бы Аристотель. В учении о калокагатии отразилось его представление об идеале греческого гражданина. «Калос» – красивый, прекрасный; «агатос» – добрый: прекраснодобрым должен быть идеальный человек. Важнейшим средством воспитания такого человека Аристотель считает искусство. Искусство формирует гармоничного человека, целостную личность, свободную от профессиональной ограниченности ремесленного и рабского труда.
Под воздействием искусства человек переживает катарсис – очищение. Аристотель дает понятию «катарсис» эстетическое осмысление. (У Пифагора катарсис – очищение души от вредных страстей, у Платона – от чувственных стремлений и всего телесного.)
Под воздействием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалость, страх, энтузиазм), в результате чего люди получают некоторое очищение и облегчение, связанное с удовольствием [6, с. 58].
Особенно сильное очистительное воздействие на человека оказывает трагедия, определяемая Аристотелем как особого рода подражание «посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов» [5, с. 117–118]. Это определение породило много толкований, часто противоречивых (Лессинг, Гёте, Фрейд). У нас утвердилось суждение Л.С. Выготского: «…искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма» [7, с. 271]. Катарсис – очищение через сострадание.
Говоря о том, за что художественное произведение может быть подвергнуто критике, Аристотель определяет критерии оценки и тем самым – сущность искусства: художественное произведение должно быть в согласии с логикой, моралью и подчиняться своим собственным законам. Произведение может быть осуждено, если оно невозможно по содержанию; не соответствует разуму, алогично; является вредным, противоречиво и нарушает правила искусства. Много позднее А.С. Пушкин скажет: «Об искусстве надо судить по законам, им самим для себя установленным». Не устарели эти критерии. И если сегодня применять их, то все ли, относимое ныне к искусству, имеет право называться искусством?
Суждений о природе и сущности искусства существует множество. Но ограничимся сказанными. Жизненность и актуальность суждений древнегреческих мыслителей подтвердила вся последующая история. Согласимся с утверждением одного из видных английских исследователей Античности Э. Бернета, что понятие науки можно определить как «размышление о мире по способу греков». И науки об искусстве в том числе, добавим мы.
«Размышляя по способу греков», люди продолжают постигать мир, природу, человека и его творения. Споря, открывая новое.
Искусство – одно из сложнейших творений человечества. И споры о его природе и назначении ведутся на протяжении всей истории. Не умолкают они и сегодня.
Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества.
Изображая на полотне даже одного человека, создавая пейзаж, натюрморт, описывая в романе какой-то период жизни, судьбы людей, а в рассказе – только случай или эпизод, сочиняя музыкальное произведение, возводя здание, творец говорит о своем времени, об эпохе и о себе – художнике, создавшем все это.
Такой способностью к обобщению обладает, как известно, только философия. Но если философия выражает открывшуюся ей сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме, лишенной жизненных красок, то искусство, давая обобщенное отражение действительности, сохраняет ощущение всей полноты жизни. При этом искусство в высочайших своих творениях способно достигать философской глубины. Она проявляется не в философских рассуждениях, включенных в ткань художественного произведения, а в глубине постижения действительности, философском уровне осмысления социально-психологических особенностей своего времени. Так, натюрморты «малых голландцев» во всей полноте отразили философию эпохи XVII века. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», в которой образ одного человека стал образом всего русского народа, так же как произведения Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Некрасова и других писателей, не только создают художественную историю Великой Отечественной войны, но выражают философию того времени.
Искусство отражает действительность как некую целостность. И каждое художественное произведение повествует не только о том, что в нем непосредственно отражено, но и о жизни в целом. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его сердце, и его ум. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.
Глубина постижения действительности в художественном произведении зависит от художника – его таланта, профессионального мастерства, от его взглядов, одним словом, от своеобразия личности творца.
Искусство отражает действительность. А так как действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность объекта отражения определяет сложность искусства. Она проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства и синтетические: театр, кино. Каждый из видов искусства включает в себя несколько жанров.
Оставаясь одним и тем же, искусство меняется во времени.
Так, например, древнегреческий театр скорее напоминал нынешний стадион, где собирались тысячи зрителей. Представление начиналось на рассвете и продолжалось до позднего вечера. Звук трубы возвещал о начале каждой новой пьесы. Ели она не нравилась, бурная реакция зрителей могла прервать ее действие и вынудить актеров перейти к другой. Играли актеры в масках, без которых они были бы плохо видны далеко сидящим. Маски закрывали не только лицо, но и голову. Большие размеры (больше головы) маски позволяли создавать укрупненные, обобщенные образы – трагические, выражающие страдание, или комические, карикатурные. Мимика актеру не была нужна. Но к голосу, дикции предъявлялись особые требования. Ведь играли одни и те же актеры с утра и до вечера множество самых разных ролей. Мужчины играли и женские роли. Артисты должны были не только произносить текст, но и петь и танцевать и достигали во всех этих видах театрального искусства большого совершенства. Таким был античный театр.
Театр эпохи классицизма совершенно иной. Отказ от воспроизведения реальной жизни, стремление к идеализации действительности и облагораживанию ее породили и своеобразие формы. Герои Корнеля и Расина – крупнейших драматургов этого периода переживали особые возвышенные чувства, совершали значительные поступки, изъяснялись изысканно и торжественно. И это тоже театр. И в то же время во Франции возникает еще один, совсем особый театр. Это театр высокой комедии, театр Мольера. Здесь жизнь показана в ее естественном течении. На подмостках театра Мольера вереницей пройдут люди, оказавшиеся в разнообразных узнаваемых жизненных ситуациях. Здесь будут обманутые мужья и верные жены, истинное благородство и эгоизм; здесь прозвучат злые насмешки над семейным деспотизмом и ханжеством, над пустотой аристократов и их показным благородством, над искусственной речью и вычурными манерами.
Речь мольеровских героев будет естественна, характеры их жизненны, а ситуации, в которых они оказываются, достоверны. И это тоже театр.
В каждой стране театральное искусство имеет свои особенности. И в одно и то же время театр французский, английский, русский и т. д. будут обладать всеми признаками этого вида искусства и будут своеобразными, непохожими друг на друга.
Театр Шекспира, знаменитый «Глобус» – театр, где будут идти и комедии, и трагедии, в отличие от французского, где комедии игрались в одних театрах, а трагедии – в других. Это совсем особый театр, где на сцене действуют персонажи значительные, характеры укрупненные, страсти (и страсти не вычурные, а естественные) достигают колоссальной силы. Это театр, давший миру короля Лира и Гамлета, Отелло и Яго, Макбета и Фальстафа. Эти герои требовали иной актерской игры, чем герои Мольера или Корнеля. Это особый театр.
Приведенные примеры взяты из истории европейского театра.
А теперь представим себе традиционный японский театр Кабуки, или театр Но, или китайский театр.
Они настолько не похожи на привычные для европейцев театральные формы, что без некоторой подготовки просто непонятно, что происходит на сцене, даже если известно, о чем пьеса.
В театре Кабуки сложная своеобразная драматургия. Пьеса включает драматическую основу, музыку, танцы, пантомиму (игру без слов), балет. В каждой пьесе обязательно есть два типа персонажей: один представляет мощь, силу, величие, независимо от того, проявляется оно в добре или зле. Такой персонаж называется «арагото». Другой тип – «вагото» – мягкость, покладистость.
Действие происходит на трех сценических площадках: сцена, авансцена и цветочная тропа – невысокий помост, проходящий через зрительный зал («ханамити»).
Свои особенности имеет и игра актеров. Речь, действие, движение на сцене иные, чем в жизни. Главное в игре актера – предельная выразительность. Для этого одну и ту же реплику могут произносить несколько актеров, она может быть расчленена на составные части, и каждую часть ее произносят разные исполнители, а заканчивают все вместе и т. д. Игра актера находится на грани того, что «совсем как в жизни» и «в жизни так не бывает».
Но в одной и той же стране, в одно и то же время существует много разных театров. У каждого из них свои особенности, свой почерк, своя манера исполнения, и хотя они иногда ставят одни и те же пьесы, но создают совершенно разные спектакли.
Сохранение специфики данного вида искусства и постоянное его изменение во времени и пространстве свойственно каждому виду искусства. Живопись – это и наскальные росписи 20—25-вековой давности. И иконопись. И живопись эпохи Возрождения, голландская живопись XVII века, живопись передвижников и художников-авангардистов – все это живопись – один из видов изобразительного искусства, но как различаются произведения живописи разных эпох и разных направлений!
Существует много живописцев, и каждый из них по-своему интересен.
«Каждый из них – это цельный мир, цельное восприятие мира, – говорил о художниках М.С. Сарьян, – это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие, как с исторической, так и с национальной точки зрения». В качестве примера приведем картины великого голландского живописца Винсента Ван Гога. Пейзаж и люди на его полотнах изображены непривычно. Цвет не совпадает с цветом изображаемого предмета, своеобразен рисунок. Все изображенное кажется ярче. Вот как объясняет художник те изменения, которые он производит в своих картинах: «Допустим, мне хочется написать портрет моего друга – художника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как соловей поет. Такая уж у него натура. И я хотел бы вложить в картину все свое восхищение, всю свою любовь к нему.
Следовательно, сначала я пишу его со всей точностью, на какую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы закончить его, я становлюсь необузданным колористом.
Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного.
Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комнатушки, а бесконечность – создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой я способен, и эта нехитрая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной лазури неба. Точно тем же путем я шел в портрете крестьянина…» [8, с. 379–380].
Изменения, «искажения» есть в творчестве многих художников. «Специфика искажения, замечаемая зрителем, – это другое, часто это стиль мастера, вытекающий из свойств его зрения, вкусовой сложности, – объясняет художник К. Петров-Водкин. – Вытянутостъ, например у Эль Греко его фигур и голов, выделяющая этого мастера от других, – это не ошибка, это специально грековское восприятие предмета».
Значит, изменение цвета, выделение каких-то черт человека художник делает не по произволу, а из необходимости выявить главное в изображаемом, сделать его зримым, создать не копию, а художественный образ и передать свое видение мира.
Каждый вид искусства и каждый творец «говорит» на своем языке, а все вместе представляют все многообразие мира и духовное богатство его творцов.
Отмечая сложность искусства, необходимо учитывать еще одну его особенность – наше восприятие. Искусство создается для людей, и от того, как они будут воспринимать искусство, относиться к нему, зависит многое в его судьбе, в его месте и роли в жизни общества.
Уважение к искусству и его творцам, постижение сложности и неоднозначности каждого художественного произведения, самобытности каждого творца создают условия, благоприятные для расцвета искусства.
Понимание языка искусства, его особенностей, присущей ему условности даст возможность не просто любоваться искусством, что не требует подготовки и работы души, а открыть для себя то огромное богатство, которое в нем заключено. Это понимание сопровождается особым творческим состоянием, когда становится ясен сам художник, когда чувствуешь, как он смотрел, чего добивался, почему сделал именно так, а не иначе. И от такого открытия человек становится умнее, тоньше, духовно богаче.
Часто богатство художественного произведения не открывается нам по собственной нашей вине. Иногда мы просто бываем не подготовлены к встрече с искусством: приходим к нему со своей установкой, хотим увидеть или услышать что-то, чего в нем нет, судим по аналогии с ранними произведениями этого автора или сопоставляем с другими и хотим обнаружить то же, что было там. Часто новое отталкивает своей непривычностью, непохожестью на то, что стало привычным. Искусство нуждается в умном, тонком, внимательном зрителе, читателе, слушателе. И тогда оно одарит его всем заложенным в нем богатством, поможет глубже понять жизнь, подымет над бытом, очистит душу.
Но искусство участвует в жизни даже тех людей, которые не читают художественную литературу, не ходят на выставки и которым не знакомы не только произведения, но и имена Шекспира, Гёте, Толстого, Достоевского (а наши молодые современники не слышали, кто такие Ю. Трифонов, В. Тендряков, Г. Владимов, что такое «суровый реализм» и кто его представлял). Художественное творчество, так же как философия (ибо сказанное можно отнести и к сочинениям философов), вместе с философией создают духовную ситуацию общества, умонастроение, которое складывается под их воздействием. Люди живут в атмосфере, созданной искусством.
Но не только духовную атмосферу создает искусство. Оно создает образ того мира, в котором живет человек, мира современного и мира прошлого. Образ своего времени, своей эпохи создает архитектура, и по ней можно судить об общественном устройстве, уровне техники, господствующей идеологии и многом другом. Благодаря искусству складывается представление об исторических личностях. Мы знаем и видим героя гражданской войны Чапаева таким, каким создал его артист Борис Бабочкин. Петр I для нас такой, как в романе А. Толстого и в фильме, где его сыграл Николай Симонов, как в памятнике Фальконе – Медном всаднике. И когда художник Михаил Шемякин в соответствии со своим пониманием исторической правды создаст иной образ Петра I, большинство людей его не примет, ибо образ этого персонажа уже сложился в нашем сознании.
Итак, искусство – особая форма художественно-творческой деятельности людей, обладающая способностью целостного отражения действительности, постижения ее сути, глубинным обобщением, выраженным в эмоционально-чувственной форме художественных образов, воздействующих одновременно на ум и сердце человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сущность предшествует существованию
Сущность предшествует существованию У религиозного человека сущность предшествует существованию. Это одинаково равноценно и для человека «примитивных» и восточных обществ, и для еврея, и для христианина, и для мусульманина. Человек, каким он является в настоящее время,
Основные задачи и назначение газеты
Основные задачи и назначение газеты Газета «Джаридат Дагистан» начала издаваться 7 января 1913 года.Согласно законам царского правительства, каждый из сельских судов Дагестанской области должен был осуществлять подписку на официальную газету. Среди официальных газет в
Часть I Сущность цвета
Часть I Сущность цвета Смысл цвета в культуре Наши эмоциональные переживания, вызываемые восприятием цвета, весьма субъективны и неоднозначны. Кто-то обладает чрезвычайно обостренным цветовосприятием. Другие, наоборот, равноценно воспринимают и картину природы, и
12.3. Сущность и культура предпринимательской деятельности
12.3. Сущность и культура предпринимательской деятельности Переход от управленческой к предпринимательской экономике, осуществившийся за последние десятилетия в развитых странах мира, потребовал анализа предпринимательства как социокультурного феномена. Выделилась
II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?)
II. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (Вопрос об основании Петербурга. Двойное назначение Петропавловской крепости. Можно ли считать ее Кремлем Петербурга?) Вторую часть экскурсии следует начать на берегу Невы.[48] Лучше всего на Троицком мосту (встретивши группу у памятника
27. Сущность социального взаимодействия
27. Сущность социального взаимодействия Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в
Введение. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИУДАИЗМА И ЕГО СУЩНОСТЬ
Введение. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИУДАИЗМА И ЕГО СУЩНОСТЬ Происхождение иудаизма прослеживается в Ветхом Завете (иудаисты признают Священным Писанием 39 книг Ветхого Завета).Бог Ветхого Завета открылся людям с начала времён – евреи поклонялись Яхве, Богу Авраама, Исаака и
2. Образ и сущность; субъект и объект
2. Образ и сущность; субъект и объект Данная онтологическая структурная связь, постигаемая с помощью паратаксиса, гипотаксиса и синтеза, ни в коем случае не должна быть понята чисто биологически, даже если (и это следует настоятельно подчеркнуть) она воплощает в себе некое
14.1. Истоки и сущность постмодернизма
14.1. Истоки и сущность постмодернизма Рассмотрение постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Еще Аристотель высказал мысль о том, что ключ к пониманию сущности какой–либо вещи лежит в изучении ее происхождения.Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко,
1.1. Предмет и назначение этики как науки
1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика — философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что термин «этика» древнегреческого происхождения и
Сущность каллиграфии как искусства
Сущность каллиграфии как искусства Дальневосточная каллиграфия – не просто система письма, это один из ведущих видов искусства, обладающий своим, глубинным смыслом. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры;