в чем индейцев дакота

Oбычно индейцы дакота-сиу, в частности хункпапа и оглала, совершали рейды в Страну Кроу для захвата лошадей и подсчета подвигов (ку). Межплеменные войны на равнинах были опасным соревнованием, с помощью которого молодые люди поднимались по военной лестнице, чтобы достичь звания вождя. В этом, а не в захвате территории была суть войн равнинных индейцев. К середине девятнадцатого века расширение США на запад, оказало влияние на сиу, шайеннов и места их проживания, там, где теперь Северная и Южная Дакота. Это давление, вынудило племена идти на запад. Их «экскурсии» в Страну Абсарока стали более частыми и враждебными. И действительно к 1860 году эти племена начали присматривать для себя занимаемую кроу страну, которая тогда еще была открыта для беспрепятственного вторжения все более многочисленных белых людей.

История, которую я сейчас хочу рассказать, повествует о серьезном плане вторжения и попытке завоевания кроу примерно в 1860 или 1861 году. На месте большой битвы на Прайор-Крик, в двадцати милях к югу от современного Биллингса, штат Монтана.
В 1955 году мне посчастливилось получить надежный вариант рассказа о битве с сиу от индейского историка кроу Чарльза Десять Медведей. Он пояснил, что около 1910 года, старый индеец сиу и его жена пришли в резервацию кроу и жили вместе с Желтым Журавлём, там же где зимовал Чарльз Десять Медведей. Этот человек был индейцем сиу, пережившим большую битву на Прайор-Крик, и часто рассказывал всю историю в деталях. Кроме того, этот бой мне описал в 1935 году прекрасный историк кроу Джо Чайлдс. Он сказал, что его отец Ребенок Во Рту был активным участником того конфликта и неустанно пересказывал историю битвы. Джо Чайлдс говорил: «Я слышал историю столько раз, что знаю о ней всё, как если бы сам в ней участвовал».

Однажды Храбрый Волк сильно влюбленный в девушку, на которой он хотел жениться, попросил своих сестёр и тёток, договориться о свадьбе. Но женщины молчали. Откровенная тетя, наконец, сказала, что им не нравится эта девушка, и они не хотят, чтобы она стала для них «названной» сестрой и дочерью. Молодой человек был глубоко оскорблён и решил покончить с собой. В те времена человек мог покончить жизнь самоубийством, присоединившись к воинам «Храброго Сердца», которые приняли суицидальную присягу умереть сражаясь за свой народ. Позволив себе быть убитым врагом, Храбрый Волк решил погибнуть героем.
Когда в следующий раз приблизилась плачущая женщина, Храбрый Волк взял поводья боевого коня. Она сразу же запела победную песню, «наконец-то храбрец взял коня моего сына!». Сразу вокруг собралась большая толпа, чтобы увидеть бесстрашного молодого человека. Храбрый Волк стал героем дня!

Эмиссары хорошо справились с заданием. В мае следующего года все группы дакота, шайеннов и арапахов стали приходить к назначенному месту сбора, на развилке Большого Гусиного Ручья и Малого Гусиного Ручья, где в настоящее время город Шеридан, Вайоминг. Когда группы прибыли и поставили свои палатки, выросло огромное стойбище. Рассказывают, что лагерным глашатаям приходилось несколько раз меняться, прежде, чем совершить полный круг вокруг всего стойбища. Вероятно, это было самое большое в Северной Америке собрание индейцев, во все времена. Сидящий Бык известный своим «огромным» лагерем на реке Литтл Бигхорн примерно через шестнадцать лет после этого, потерялся бы в этом гигантском стойбище.
Разведчики сообщили, что кроу на Перевальном Ручье, и продолжительно двигаются на север. Военные вожди быстро собрались на совет.
Слово взял вождь арапахо. Это был высокий человек, с внушительной внешностью. Он сказал: «Люди дакота и друзья шайенны знают меня как НОЧНОГО КОНЯ, вождя арапахо. Другие племена меня тоже знают. Я не боюсь ни одного человека из вражеских племен. Но по рождению я абсарока, и не буду сражаться со своими родственниками. Вы запланировали не «индейскую войну», а уничтожение другого племени. Я не буду в этом участвовать, но тем не менее, разрешаю своим воинам остаться, если они пожелают, и драться вместе с вами. Вы слышали меня, Ахо!»
Ночной Конь свернул свой лагерь и ушёл, направляясь на юго-запад к горам Бигхорн. Он сразу направил двух своих сыновей, наполовину кроу, предупредить лагерь апсарока, что против них идёт массированная военная экспедиция из тысяч сиу, шайеннов и арапахо.

В то же время, кроу сняли свой лагерь и направились на запад. К вечеру, когда прибыли сыновья Ночного Коня, они были уже на Ручье Гнилой Травы. Они сразу же были окружены караульными кроу, но когда произнесли несколько слов на их языке и сказали, что они сыновья Ночного Коня, арапахо сразу сопроводили в типи главного вождя. Они сообщили, что на них надвигается огромная вражеская армия, которая отстаёт от них на один день пути, и передали совет Ночного Коня, чтобы этот маленький лагерь вместе с другими группами кроу уходили как можно быстрее. Палатки быстро разобрали, навьючили лошадей, и вскоре абсароки выступили.
Пока кроу совершали быстрый переход к реке Бигхорн, в лагере сиу на Гусином Ручье большой активности не проявляли. Когда собралось много воинов, началось веселье. Жены пели прощальные песни и пронзительно визжали подбадривая мужчин, воины издавали боевые кличи, а старики исполняли хвалебные песни.
Рассказчик сиу вспоминал, что в поход выступило много мирного населения, в основном жен и подруг воинов, а также многие старые воины, отошедшие от дел, которым хотелось увидеть разгром своих традиционных врагов.

Мой рассказчик Джо Чайлдс встал на ноги, заведённый и живой, возбужденный описанием боя, как будто находится прямо в реальном сражении! Он указал на открытую плоскую область и сказал, что это, то место, где кроу создали свою первую линию обороны. Воины кроу отличавшиеся меткой стрельбой из ружей и луков заняли аналогичную позицию неподалеку. Когда враг пересек ручей и атаковал, один из вождей-ветеранов кроу громко дал команду, и воины открыли согласованный смертоносный огонь. Дакота быстро перегруппировались и еще раз атаковали, снова понеся тяжелые потери.
В тот момент все понимали, что эта встреча решает жить им или умереть, и военачальники кроу приняли стратегию действовать как единая команда под руководством военного вождя; отложив традиционные проявления храбрости, где мужчины врывались в ряды противника, пытаясь посчитать подвиги, ударяя противника палкой.

Здесь я отвлекусь и займусь версией сиу Чарльза Десять Медведей, который сказал, что поплелся просто наблюдать за битвой. Этот человек объяснил Десяти Медведям, что перед атакой в долине Прайор-Крик, его брат передал ему одну из двух дополнительных лошадей, которых привел с собой. Так он стал участником сражения, когда кроу начали контратаку и вспоминал, что отступал с такой скоростью, как могла бежать его лошадь. Пока она не начала спотыкаться и терять темп, после чего кувыркнулась, упав замертво.
Во время бегства, не далеко за спиной он постоянно слышал: «Kokohay! Kokohay!», и уже приготовился к смерти. Но к счастью, рядом проскакала лошадь сиу, волочившая по земле вожжи. Ему удалось её поймать и скрыться. Он присоединился к основной группе и поспешил обратно к большому базовому лагерю. Всякий раз, когда они останавливались, чтобы передохнуть, в темной вышине вдруг раздавалось: «Kokohay! Kokohay!». И они бежали дальше.
Рассказчик сиу, связанный с Чарльзом Десять Медведей, сообщил, что когда его группа достигла Гусиного Ручья(Goose Creek), по всему лагерю уже слышался плач. Спустя два дня, когда вернулись остальные воины, все группы разошлись.

После окончания эпохи межплеменных войн на равнинах, которая закончилась битвой на Литтл Бигхорн в 1876 году и капитуляцией вождя Джозефа в горах Бэр-По в 1877 году, равнинные племена обменивались визитами между различными индейскими резервациями. Здесь племенные историки-рассказчики делились информацией, уточняли детали и все факты, относящиеся к конкретному бою.
Однажды, несколько сиу пришли в гости к кроу. Среди череды разных вопросов, посетителям захотелось узнать имя свирепого воина, который в этот день у Прайор-Крик практически в одиночку создал панику среди сиу и шайеннов. Историки кроу, некоторые из них сами бывшие ветераны битвы Прайор-Крик, не смогли вспомнить такого воина, хотя сиу заявляли, что в тот день он был там.

Наконец, кто-то вспомнил, что в разгар нападения сиу, одна старуха кроу вышла из оборонительных укреплений, подошла к месту, откуда можно было видеть врага, и взмолилась: «Старый Человек Койот, учитель и благодетель народа абсарока. Когда-то ты дал нам обещание. Ты сказал, что после своего ухода от нас, в один прекрасный день, когда люди окажутся в большой опасности, ты вернешься, чтобы помочь нам. Ты сказал, что бы мы молились за твоё скорое возвращение, и сейчас я молю тебя появиться, чтобы помочь нам пережить этот день. Приди, приди!».
Все решили, что молитве этой женщины ответили, когда Старый Человек Койот, помощник Великого Духа, помог абсарокам, когда неожиданно появился в виде того необычного воина и обратил врага в паническое бегство. Они также считали, что Старый Человек Койот вызвал вапити и бизонов, кружащих вокруг и поднимавших облака пыли, которые выглядели как приближавшаяся подмога. Возможно, Ночной Конь был прав, когда сказал военным вождям на Гус Крик, что план по уничтожению другого племени, Absarokee, неправильный.

Источник

Дакота (племена)

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

Си́у (дако́та, сиу-лакота, самоназвание dakhota, lakhota, nakhota — друг, союзник) — индейский народ группы сиу на севере США (резервации на севере шт. Небраска, в штате Миннесота, Южной и Северной Дакоте, на северо-востоке штата Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба). Численность в США 113,7 тыс. человек (2002, перепись), в Канаде 3 тыс. человек (2001, перепись). Говорят на языке сиу (лакота), среди молодёжи преобладает английский язык. Почти все дакота Канады и свыше 70 % дакота США — христиане (католики, англикане, индепенденты и др.), сохраняются традиционные верования.

К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племён:

Центральные и западные дакота по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих Равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничество с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тхиошпайе), составлявшая лагерь, включала семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая нуклеарная семья проживала в типи), управлялась вождём (итанчан) и советом (тхипи ийокихэ). Несколько общин объединялись в подразделения племени и племена. Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.

В основе традиционной религии — вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): такушканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чханунпа). Существовали шаманы: вичхаша-вакхан и пхежута-вичаша (лекарь). Основной ритуал у западных и центральных дакота — летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи («перечни зим»).

Договорные отношения с США с начала XIX века, захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооружённое сопротивление дакота (т. н. Война Воронёнка 1862-63, Война Красного Облака 1866-67, Война за Чёрные холмы 1876-77). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало бойню на ручье Вундед-Ни в 1890.

Современные дакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.

Источник

По историческим местам Сыновей Большой Медведицы

Также в книге упоминалось:

Роузбад (переведено на русский как Розебуд); река Платт (есть даже городок под названием Платт).

Блокгауз на Найобере. Река Найобера действительно там есть, только называется она НайобрАра.

Фермер по имени Адамс. Там очень много, названного Адамс, есть городок с названием Адамс, есть и фермеры Адамсы тоже.

Река Миссури, описанная в книге. всем, конечно, известна, ее так же мог бы показать Ванбли.

Также река Желтых Камней. Очень красивое место, но сильно загаженное теперь промышленностью Вашиичей.

В книге упоминалась битва при Литл Бигхорн, которая реально происходила, на ее месте теперь музей, как и вся территория вокруг.

Главный герой звал своего пса Охитика. Это реальное Лакотское слово, означает: храбрый.

Постройка железной дороги компанией Юнион Пасифик. Тут можно увидеть даже старый паровоз того времени, на котором написано: Юнион Пасифик.

Упомянутый в книге Баффоло Билл тоже существовал и теперь Вашичи считают его национальным героем, здесь профодятся так называемые Баффоло-Билл-шоу.

Солнечный Танец, описанный в книге, индейцы Лакота проводят и сейчас каждый год в резервации Роузбад (Южная Дакота).

Лошадиный Ручей, описанный в книге. На самом деле тут несколько Лошадиных Ручьев.

Конечно, эта книга была написана не лакоткой, а немкой; и Лакотский язык в книге она произносила так, как понимала, к тому же невозможно Лакотское произношение изобразить буквами немецкого алфавита без искажений. А теперь представьте себе, что затем эту книгу перевели еще и с немецкого на русский, причем люди, которые ни разу в жизни настоящего Лакотского произношения не слышали. Таким образом тут имеются по-крайней мере два искажения перевода. Но все равно некоторые Лакотские слова и фразы, упомянутые в этой книге, вполне узнаваемы.

В книге описана игра индейских детей в травяной хоккей. Они до сих пор играют в эту игру, только это не просто игра, а священная церемония. Все дети, которые примут участие в этой игре, будут благословлены Духами на всю жизнь.

Бедлэнды, описанные в книге, находятся неподадеку от резервации Роузбад. Очень красивые скалы.
Индейский возглас священного страха «Хуш! Хуш!», описанный в книге, на самом деле, не индейский, а американский. Это белые американцы так говорят, а не индейцы. Только они произносят это так:»Хаш!Хаш!» Это вроде русского «Тсссс! Говорите тише».

Вообще, в целом, с небольшими искажениями, книга хорошая. Всем рекомендую к чтению. Есть еще также фильм «Сыновья Большой Медведицы» с Гойко Митичем в главной роли. Фильм хороший, но книга лучше. Кстати, мало кому известно, что фильмы про индейцев с Гойко Митичем были запрещены в Америке, потому что показывали индейцев героями, а американцев мерзкими захватчиками индейских земель. Индейцы никогда не видели этих фильмов. Ванбли впервые посмотрел фильм «Сыновья Большой Медведицы» в России.

На фото: река Платт.

То, что сказал недавно жрец, напомнило мне снова книгу «Сыновья Большой Медведицы». Он сказал:

We are the Oglalas from the Tituwan Oyate.. We are not Oglala Sioux. We are patterned after the Wicakiyuha Pi.. called the Big Dipper.. from here also we received the 7 Spiritual Laws..We are of the Oceti Sakown

Как видите, Лизелотта Вельскопф-Генрих кое что слышала об этом тоже. Книга не просто так названа: «Сыновья Большой Медведицы». Это имеет прямое отношение к реально живущему народу: Лакотам. Они и сейчас живы, Сыновья Большой Медведицы!

В книге «Сыновья Большой Медведицы» главный герой получил имя Рогатый Камень. Если бы Вы видели эти рогатые камни, то Вы бы поняли, откуда писательница взяла эту идею.

Если Вы обратитесь к интернету в поиске информации о Лакотах, то там ОглАлов превозносят как великих воинов и вообще как «самых лучших». Они даже приписывают себе победу в Литтл Бигхорне, хотя их там даже не было в этой битве! Это все происходит потому, что интернет принадлежит белым, а они в свою очередь восхваляют только тех индейцев, которые их «устаривают», наиболее покорных. Интернет нельзя использовать для изучения народа индейцев. Самым лучшим способом является только ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО и ЛИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ этого народа.

Источник

Дакота (племена)

Си́у [2] (англ. Sioux ; на дакота — Očhéthi Šakówiŋ, Очети Шаковин) — индейский народ группы сиу, или группа лингвистически родственных племён, проживающих на севере США (резервации в штатах Небраска, Миннесота, Южная Дакота, Северная Дакота и Монтана) и юге Канады (резервации в провинциях Саскачеван и Манитоба).

Современные сиу состоят из двух основных подразделений, основанных на языковых подразделениях: дакота и лакота, вместе они известны как очети шаковин («Семь костров Совета», название происходит от семи основных племенных групп). Термин сиу является экзонимом, созданным из французской транскрипции термина оджибве надуессиу, и может относиться к любой этнической группе в пределах очети шаковин или к любому из многих диалектов языка народа.

Содержание

История

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

К этому времени делились на 3 группы, состоящих из 7 племён:

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

Центральные и западные сиу по традиционной культуре стали типичными представителями кочевой культуры индейцев Великих равнин. Восточные дакота сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством и рыболовством. Община (тхиошпайе), составлявшая лагерь, объединяла семьи родных, приёмных и двоюродных братьев (каждая отдельная семья проживала в своём типи), управлялась вождём (итанчан) и советом (типи-ийокихэ). Несколько общин объединялись в кланы и племена. Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением руководили выборные управляющие (вакичонза), также выступавшие судьями при внутренних спорах. Существовали мужские и женские союзы.

в чем индейцев дакота. Смотреть фото в чем индейцев дакота. Смотреть картинку в чем индейцев дакота. Картинка про в чем индейцев дакота. Фото в чем индейцев дакота

Договорные отношения с США с начала XIX века, захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление бизонов вызвало вооружённое сопротивление дакота (т. н. Война Воронёнка, Война Красного Облака 1866—1867, Война за Чёрные Холмы 1876—1877). В конце 1870-х годов дакота были окончательно переселены в резервации. Мессианское движение Пляски Духов спровоцировало бойню на ручье Вундед-Ни в 1890.

Современные дакота в резервациях заняты сельским хозяйством, имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду. Более половины дакота живут в крупных городах по всей территории США. Активно участвуют в политических выступлениях, движении паниндеанизма.

Традиционная религия

В основе традиционной религии — вера в безличную силу (вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет», «энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания (Вакиньян), камень, земля, Дева — Белая Бизониха, бизон, двуногие, множество невидимых духов. Человек мог обратиться к вакан-танка с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»), связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа). Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекари). Основной ритуал у западных и центральных дакота — летняя Пляска Солнца. Распространены мифы творения о культурном герое и трикстере Пауке (Иктоми). Известно пиктографическое письмо, в том числе летописи («перечни зим»).

Источник

Дакота, индейцы

Смотреть что такое «Дакота, индейцы» в других словарях:

Индейцы Канады — индейцы Канады … Википедия

Индейцы в Канаде — Доисторические индейские стрелы, хранящиеся в Вашингтоне … Википедия

Индейцы в США — индейцы США … Википедия

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов (См. Эскимосы) и алеутов (См. Алеуты)). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др., конца 15 в.),… … Большая советская энциклопедия

Индейцы Великих равнин — Женщина одного из племён Великих равнин с ребёнком, фото 1917 г., National Geographic … Википедия

индейцы — ев; мн. Общее название племён и народов, составлявших древнейшее коренное население Америки, сохранившихся ныне лишь в некоторых районах Южной и Северной Америки. Играть в индейцев (подражая нравам и обычаям индейцев). ◁ Индеец, дейца; м.… … Энциклопедический словарь

Индейцы — (краснокожие) I. Общая характеристика, антропологические особенности, разделение на племена и древний период истории И. см. Американская раса и Американские древности. II. История И. С первого же появления европейцев история И. представляет ряд… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИНДЕЙЦЫ — общее назв. коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Назв. возникло в результате ошибочного представления первых европ. мореплавателей (Х. Колумба и др., кон. 15в.), считавших открытые ими страны Индией. По антропологич.… … Советская историческая энциклопедия

Южная Дакота — Координаты: 44°30′00″ с. ш. 100°00′00″ з. д. / 44.5, 100 … Википедия

Селкерк (индейцы) — Селкерк Современный ареал расселения и численность Всего: 330 человек (2001) территори … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *