в чем идейный смысл финала
В чем идейный смысл финала романа «Евгений Онегин»
Стихотворное произведение А.С. Пушкина вошло в мировую и отечественную историю как невероятно интересный и уникальный роман. Он притягивает внимание целым рядом особенностей: яркие продуманные образы героев, захватывающий сюжет с новыми, непривычными для своего времени декорациями и локациями. Ещё одной деталью, благодаря которой роман получил заслуженную характеристику новаторского, является открытый финал, разыгранный автором в заключительной, девятой главе. Именно эта деталь, так называемое «эстетическое открытие», придала роману, по словам Ю.М. Лотмана, такую силу, которая сказалась на всем жанре русского романа в 19 веке.
Так какие же цели преследовал сам Александр Сергеевич при создании финала своего величайшего произведения? Какую идею вложил в него, что стремился донести до своего современного и будущего читателя?
Восьмая глава романа «Евгений Онегин» содержит стремительно развивающиеся события, которые строятся вокруг отношений вернувшегося из путешествия Онегина и повзрослевшей статной княжны Татьяны. Увидев прекрасно воспитанную прелестную даму, выросшую из молчаливой мечтательной девочки, которой он когда-то так холодно отказал, Онегин оказывается буквально сражен лавиной обрушившихся на него чувств. Именно эта эмоциональная буря становится движущей силой финальной главы и ведет к печальной развязке.
Евгений посылает своей возлюбленной три письма, ни одно из которых не находит ответа. В мучительном ожидании и размышлениях тянутся длинные зимние месяцы, а с наступлением весны герой мчится к Татьяне лично, падая перед ней на колени. Это — его точка накала, тот самый момент, когда должна решиться дальнейшая судьба героя. Но подобные «точки» сама Татьяна уже пережила: ответ Онегина, женитьбу на состоятельном генерале. Ее жизнь уже решена и в ней нет места старым чувствам, какими бы сильными они ни были теперь. В этом заключается страшная трагедия Онегина: он вновь остался в стороне, лишним человеком, опоздал и безвозвратно потерял то, что когда-то так безжалостно отверг.
Но несмотря на весь драматизм, Александр Сергеевич оставляет свободное пространство для читательских размышлений. Хоть Онегин уже наказан самой Татьяной, в его жизни еще могут случиться светлые моменты. Завершен большой этап, что же будет дальше с молодым героем? Возможно он, как и многие потерянные люди из его поколения, примкнет к движению декабристов в попытке обрести хоть какую-то цель существования. А возможно Евгений решит отправиться на Кавказ и забыться в военном ремесле вместе с такими же отчаянными душами. Но такой финал может означать не только завершение одного этапа и начало нового: возможно, для Евгения это — конец всей жизни, ведь все его ожидания и надежды обратились в пепел. Он с большой вероятностью может так и продолжать свои бесцельные скитания, бездельничать и, подобно Печорину, от скуки бесцеремонно втискиваться в чужие жизни, разрушать их.
Теперь, когда последние нити, связывающие Онегина с прежним столичным миром, разорваны, перед молодым мужчиной открыты все пути, но выберет ли он свой? Подобно Ленскому он может как возвыситься, так и пасть на самое дно. Идейный смысл финала данного романа многообразен и изменчив, а его трактовка зависит от самого читателя или критика. А.С. Пушкин завершает свое произведение, но история созданных им героев продолжает идти своим чередом, что еще сильнее приближает ее к реальной, способной случиться не только на книжных страницах, но и с обычными людьми.
Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор: Guru · Опубликовано 17.04.2018 · Обновлено 17.04.2018
(329 слов) В романе «Евгений Онегин» открытый финал. Татьяна отказывается от отношений с Онегиным. Он остаётся в отчаянии. Читателю примерно ясно, как сложится жизнь героини, но совершенно непонятно, что произойдёт дальше с Евгением. Существуют разные точки зрения на смысл открытого финала.
Во-первых, в критике высказывались мнения о том, что цензурные препятствия помешали автору завершить линию главного героя. Пушкин, как известно, написал 9 и 10 главы романа, в них говорилось о путешествии Онегина и о том, что он примкнул к кругу декабристов. В этих главах выражались слишком вольнодумные идеи, которые цензура не могла пропустить. Во-вторых, многие рецензенты сходятся во мнении, что автор намеренно не стал продолжать повествование об Онегине. Для этого могут быть разные причины. Возможно, открытым финалом поэт хотел показать, что для героя уже все кончено. Любовь к героине была для него единственной возможностью возродиться и жить по-настоящему, а отказ Татьяны означает духовную гибель Евгения, поэтому совершенно неважно, какие именно события произойдут с ним дальше, ведь они все равно ничего не изменят.
Возможно также, что отказ Татьяны – это ещё не конец жизни Онегина, а начало её нового этапа. Пушкин был сторонником идеи вариативности судьбы. Например, в конце главы он писал, что жизнь Ленского могла бы сложиться по-разному, но тогда тот же самый принцип относится и к Онегину. Он может действительно войти в круг декабристов, ведь он призирал пустую и бессмысленную жизнь света. Он был способен пойти против общественного мнения, когда провёл реформу в своей деревне. Такой путь возможен, но не обязателен, ведь Онегин все же слишком эгоистичный человек, чтобы бороться за общественные идеалы. Герой может, например, уехать на Кавказ, как поступали многие его современники, разочаровавшиеся в жизни. Возможно и то, что Онегин вновь замкнётся в себе и проживёт свою жизнь, так же, как его дядя, который «в окно смотрел и мух давил». Возможны и другие пути, так как в характере героя есть различные задатки.
Таким образом, открытый финал представляет нам, читателям, возможность для самостоятельного творчества: каждый из нас сам представит и додумает, что же произошло с Евгением Онегиным, как это сделали современники Пушкина.
В чём идейный смысл финала романа «Евгений Онегин» и почему главный герой одинок? (Пушкин А. С.)
Пушкина окончил свой роман неожиданным обрывом сюжета. Думаю, что это входило в его замысел. Ведь автор уже всё поведал нам о характере и образе жизни молодого человека, которого можно назвать типичным представителем дворянской молодёжи того времени. Характер Евгения формировался под влиянием высшего петербургского света. Там нет настоящей любви и искренней дружбы.
Народные традиции также были ему чужды, ведь воспитывающий его гувернер был иностранцем. Онегину были не понятны главные жизненные ценности. Он привык к беспечной, свободной жизни и лицемерным чувствам. Поэтому Онегин не смог ответить на любовь Татьяны. Может быть, он даже испугался любви. Ведь это ответственность за другого человека.
Мучимый скукой и разочарованностью в жизни, Евгений всё же начинает хотеть искренности и настоящей любви. Он увидел Татьяну, блистающей в свете и был поражен её неприступной красотой. Но Татьяна уже вышла замуж, уважает и ценит своего мужа. Она не может быть с тем, кого до сих пор не разлюбила. Думаю, что авторская идея здесь в том, чтобы показать, как проросли посеянные самим же героем семена холодности и высокомерия. Онегин отвергнут, и он сам подготовил такой финал. К нему бумерангом вернулась та боль, которую он причинил юной провинциальной девушке.
Пушкин предлагает нам самим поразмышлять, как разовьются события дальше. Может быть Онегин сделает соответствующие выводы из того урока, который преподала ему судьба. Отказ в ответном чувстве заставит его пережить то же, что довелось Татьяне. Она с достоинством перенесла отверженность, ещё больше укрепила свой характер, научилась ценить хорошее отношение и любовь, пусть даже не того мужчины, о котором мечтала. Думаю, что и переживания Онегина изменят его в лучшую сторону. Ведь он был любимцем публики, преуспевающим в науке страсти нежной. Всё ему давалось легко. И вот жестокий урок.
Онегин в конце романа остаётся одиноким не случайно. Сначала он чувствовал себя скучающим, потому что не знал, где найти применение своему уму и силам. То, что он был умнее других, не давало ему права противопоставлять себя всему обществу. Он свысока смотрел на людей, потому и не научился ценить дружбу, доверие, любовь. Ему было всё равно, что переживают окружающие его люди, столкнувшиеся с его эгоизмом. Не знал он и о настоящем уважении к другому человеку. В итоге — полное одиночество.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение на тему: В чём идейный смысл финала «Евгения Онегина»
Одно из самых выдающихся произведений Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» имеет довольно любопытный и захватывающий финал, и оставляет за собой один вопрос. Если дальнейшая судьба героини Татьяны очевидна, то какое будущее уготовано главному герою? Это хороший предмет для обсуждения, и не случайно, потому что автор намеренно использовал в романе прием «открытого финала».
В заключительной части Татьяна по настоянию матери выходит замуж за именитого князя, несмотря на то, что ее чувства к Евгению так и не прошли, даже после того, как он хладнокровно отверг ее чистую девичью любовь. В семейной жизни девушка обретает душевный покой и уверенность в себе. Через несколько лет по воле случая происходит их встреча на балу в Петербурге, где Татьяна поражает Онегина своей холодностью и недоступностью. Из юной влюбленной провинциалки она превратилась в гордую и величавую светскую даму, и он едва узнает ее.
На последующих вечерах она почти не замечает его и ничто не выдает в ней волненья. Он томится и мучается от ее безразличия и понимает, что любит ее. Бывший молодой повеса осознает бессмысленность беспечно прожитых лет, и что он мог бы быть счастлив с Таней, но уже поздно. В отчаянии он пишет ей страстные письма с признаниями, но не получает ответа. Не в силах больше терпеть он идет в дом Татьяны и застает ее в слезах за чтением его писем. Он бросается ей в ноги и умоляет быть с ним, но Татьяна отвергает его, хоть и без злобы. Она страдает не меньше Евгения, ведь все еще любит его, но достоинство и верность мужу для нее превыше всего. Она уходит с чувством горечи от невозможности все изменить, покидая его, пораженного и опустошенного, утратившего последнюю надежду.
Роман заставляет задуматься об ответственности людей за свои поступки, о том, какие последствия могут принести, казалось бы, невинные ошибки молодости. Автор показывает, что жизнь непредсказуема и иронична, когда меняет героев местами. Татьяна остается жить, как прежде, без любви к супругу, но не уронив честь, но что будет с несчастным Евгением, который утратил смысл жизни-писатель не говорит. Возможно, потому что это неважно, ведь какая разница что произойдет, если в нравственном отношении для него все кончено?
Вариант 2
В любовном произведении «Евгений Онегин» понятное завершение. Татьяна не хочет любовных связей с Онегиным. Он оказывается в безысходности. Читателям становится понятно, какая получится судьба героини, однако невозможно предугадать, что случится впоследствии с Евгением. Есть различные предположения, почему получилась такая версия финала.
Скорее всего, отрешение Татьяны — это ещё не финал жизни Онегина, а первые шаги её следующей стадии. Пушкин являлся последователем концепции изменчивости жизненного пути. К примеру, при окончании главы, он сообщал, что образ жизни Ленского мог бы получиться другим, но тогда, такое же правило можно было применить и к Онегину. Он может на самом деле стать частью окружения декабристов, поскольку он терпеть не мог ничтожный и бесполезный образ жизни. Он мог бы выйти против социальных взглядов, когда осуществил преобразования в собственном селе. Подобный курс реален, но не является обязательным, поскольку Онегин все-таки весьма самолюбивая личность, чтобы защищать социальные преобразования. Главный персонаж имеет возможность, к примеру, перебраться на Кавказ, как делали почти все его ровесники, разуверившиеся в действительности. Может произойти и то, что Онегин снова уйдет в себя и проведет остаток жизни, по образу и подобию его дядюшки, который «в окно смотрел и мух давил». Могут быть и другие истории, потому что образ действующего лица наделен разными способностями.
В итоге, открытое окончание показывает людям, читателю, возможность для независимого творческого процесса: любой из нас персонально вообразит и домыслит, что же случилось с Евгением Онегиным, как это смогли сделать первые читатели романа.
Другие сочинения: ← Рецензия на роман Капитанская дочка↑ ПушкинХарактеристика героев Барышни-крестьянки →
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – РОМАН БЕЗ КОНЦА?
–
РОМАН БЕЗ КОНЦА?
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А.С.Пушкин
Загадка «незаконченности» романа «Евгений Онегин» два века волнует многие поколения читателей. Почему Пушкин оборвал роман на высокой ноте? Поиск ответа на этот вопрос пушкинисты тесно связывают с общепринятой хронологией романа, которая указывает, что события в романе охватывают период от зимы 1819-1820 годов по весну 1825 года. Действительно, предложенная авторитетным пушкиноведом, автором двухтомной «Истории русской общественной мысли» Ивановым-Разумником еще в 1916 году версия о встрече Онегина с Татьяной в столице осенью 1824 года и о последней их встрече весной 1825 года уже сто лет весьма популярна и безраздельно господствует в учебной и научной литературе. Она дает основания пушкиноведам и читателям полагать, что Онегин мог примкнуть к восстанию декабристов в конце 1825 года, а Татьяна затем могла добровольно поехать вслед за осужденным Онегиным в сибирскую ссылку, подобно многим женам декабристов. Такое окончание романа хотелось бы увидеть и многим романтически настроенным читателям, вместо предложенного Пушкиным открытого финала, прерванного на самом интересном месте без развязки любовного треугольника.
Вернемся к последнему свиданию героев. Татьяна произносит слова о любви к Онегину и … роман заканчивается.
«…………… Но судьба моя Уж решена…………………..
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! Но шпор незапный звон раздался, И муж Татьянин показался, И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.
Чем же обоснована общепринятая версия о том, что события романа завершаются весной 1825 года? Иванов-Разумник опирался на обнаруженное им свидетельство одного из современников поэта о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с княгиней Татьяной в столице именно на осень 1824 года. (После именин Татьяны и дуэли с Ленским в январе 1821 года Онегин три года путешествовал). Эта мысль так понравилась Иванову-Разумнику, а за ним и всем другим известным комментаторам романа (Н.Бродский, Ю.Лотман, В. Набоков), что многие противоречащие ей пушкинские строки были объявлены анахронизмами. Так, они не посчитали убедительными слова Ленского о приглашении Онегина на именины Татьяны «в субботу», поскольку только в календаре 1824 года день именин Татьяны, 12 января, приходится на субботу.
.…………… «Когда-нибудь Заедем к ним; ты их обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь. Да вот… какой же я болван! Ты к ним на той неделе зван!». «Я?» – Да, Татьяны именины В субботу. Оленька и мать Велели звать, и нет причины Тебе на зов не приезжать.
Было проигнорировано и то обстоятельство, что Татьяна не могла на балу осенью 1824 года «с послом испанским» говорить, поскольку Россия восстановила прерванные ранее дипломатические отношения с Испанией только в 1825 году. Онегин, как хорошо помнят читатели,
……. возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал.
Встретив там «родню и друга своего», Онегин задал ему вопрос:
«Скажи мне, князь, не знаешь ты, Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?»
Кстати, почему поэт не мог заменить отсутствующего в Петербурге испанского посла каким-то другим (французским, турецким, немецким, английским) никто из комментаторов объяснить не может. Очевидно, что беседа Татьяны с послом французским выглядела бы гораздо естественнее, учитывая, что ранее свое любовное послание Онегину Татьяна писала по-французски.
Игнорируется пушкиноведами и тот факт, что ряд других событий, описанных в восьмой главе, явно относится ко времени царствования Николая I, коронованного только в 1826 году. Пушкин в примечаниях к роману однозначно указал на то, что «время в романе расчислено по календарю», а, по мнению вышеназванных комментаторов романа, получается, что поэт легкомысленно и безответственно путает события времен Александра I, умершего в 1825 году, и следующего царя Николая I. А это были существенно разные исторические периоды, разделенные восстанием декабристов. (Подчеркнем, что у нас нет никаких оснований полагать, что Пушкин использовал анахронизм как сознательный прием).
При этом вся приписываемая Пушкину путаница с событиями разных лет не мешает этим комментаторам называть роман «Евгений Онегин» первым реалистическим романом и, вслед за Белинским, – «историческим романом» и «энциклопедией русской жизни». Удивительная живучесть указанной общепринятой версии хронологии романа заслуживает подробного рассмотрения, как и загадка внезапного окончания романа. Разве не был поэту очевиден шквал недовольства публики «романом без конца», как утверждал Белинский?
Мы считаем вполне пригодной для реконструкции первоначального пушкинского замысла окончания романа обоснованную версию Иванова-Разумника о том, что Пушкин планировал встречу Онегина с Татьяной в столице на раннюю осень 1824 года. Более того, мы полагаем, что их последняя встреча должна была состояться 7 ноября 1824 года. В этот день в Петербурге произошло катастрофическое наводнение.
Разрушительный ураган и поднявшиеся на 4,1 метра ледяные воды Невы, затопившие Зимний дворец до второго этажа и особняки знати в этом же районе города, позволяли главным героям романа в экстремальных обстоятельствах проявить все свои лучшие духовные и нравственные силы, ярко продемонстрировать в полной мере важнейшие черты характера. И, конечно же, Пушкин не мог обойти вниманием это грандиозное стихийное бедствие, самое разрушительное в истории города. (Предыдущее наводнение с тяжелыми последствиями имело место полвека назад, в 1777 году, когда вода поднялась на 3,2 м). В письме 1833 года Пушкин отмечал, что наводнение 1824 года он, к сожалению, «прогулял». Но поэт не оставлял желания отразить его в своем творчестве. Читателям хорошо известны строчки из поэмы «Медный всадник:
Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье… Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.
Поэтому, по нашему мнению, указанная версия окончания романа именно 7 ноября 1824 года, видимо, постоянно присутствовала в планах поэта. Подобно «чеховскому ружью», она появилась у Пушкина при публикации первой главы в 1825 году, когда «даль свободного романа» он «еще не ясно различал», с тем чтобы «выстрелить» в конце романа эффектным драматическим окончанием.
Нетрудно представить, что произошло бы в доме генерала 7 ноября 1824 года, когда после разговора с Онегиным Татьяна ушла и «муж Татьяны показался». «Спасибо тебе, дорогой друг! – сказал бы генерал Онегину, – ты так своевременно приехал! Из Адмиралтейства пришло сообщение, что к городу приближается сильный ураган и возможно катастрофическое наводнение. Я срочно отбываю в воинскую часть и прошу тебя остаться здесь и при необходимости обеспечить безопасность Татьяны. Слуги, как видишь, разбежались». И генерал уехал по делам службы.
Онегин вспомнил, что был удивлен тем, что при входе в дом вышколенная прислуга почему-то ему не встретилась, и он без труда прошел во внутренние покои дома:
Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого. Дверь отворил он ………
Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает
И он понял, что слуги помчались на набережную Невы наблюдать за угрожающим подъемом воды.
Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод.
Но через некоторое время Нева вышла из берегов, и началось затопление города.
Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова,
Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища!
Современные читатели, неоднократно видевшие в фильмах — катастрофах поведение героев во время стихийных бедствий, могут без труда вообразить, как Онегин, рискуя жизнью, героическими усилиями, проявляя мужество, смелость, отвагу, бесстрашие, самопожертвование, спасал Татьяну от неминуемой гибели при затоплении первого, а затем и второго этажа генеральского дома ледяной водой, хлынувшей через разбитые плотами и лодками окна….
Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу……………. …………………………… Вода сбыла………………
После спада воды Татьяна получила сообщение о том, что ее муж героически погиб вместе с отрядом своих гусар, спасая лошадей от наводнения. Вот таким мог быть яркий драматический финал, достойный первого реалистического романа!
Почему же Пушкин отказался от подобного окончания романа? Почему «чеховское ружье» провисело на стене кабинета Пушкина 9 лет и «выстрелило» только в поэме «Медный всадник» в 1833 году уже после публикации полной версии романа «Евгений Онегин»? (Кстати, напомним, что герой «Медного всадника» Евгений прилагает героические усилия, чтобы спасти свою невесту от наводнения). По свидетельству современников поэта, в процессе работы над романом Пушкин пришел к убеждению, что «Онегин Татьяны не достоин». И поэтому указанный выразительный, драматический финал романа оказался невостребованным.
«Интересная версия, – скажет вдумчивый читатель, – но для нее нужны веские доказательства». И он будет вполне прав. Ранее (в главе 21) /1/ на основе анализа окончательного текста романа нами четко показано, что после трехлетнего путешествия Онегин приехал в столицу только осенью 1827 года, встретился на балу с замужней княгиней Татьяной, влюбился в нее, провел зиму в своем кабинете за чтением книг, а весной 1828 года снова встретился с Татьяной в ее доме. Приводим доказательства того, что Пушкин без серьезных изменений текста романа первоначально мог планировать время приезда Онегина в столицу на раннюю осень 1824 года. Действительно, в черновиках романа указано, что Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны «в четверг», вместо «субботы» в окончательном тексте:
Пушкин четко указывает таким образом, что именины Татьяны приходятся на 12 января 1822 года! Тогда дуэль Онегина с Ленским состоялась бы 14 января. Весной Онегин покидает деревню, летом Ольга выходит замуж за улана, а Татьяна читает книги в кабинете Онегина. В феврале 1823 года Татьяна едет в Москву на ярмарку невест, осенью 1823 года выходит замуж и встречается с Онегиным на балу осенью 1824 года после двухлетнего путешествия Онегина. Правда, в этом случае генерал должен сообщить Онегину, что он женат на Татьяне около года. В сентябре – октябре 1824 года происходят события, описанные в восьмой главе: вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне, преследование ее, безответные любовные послания. Уединение Онегина в своем кабинете и чтение книг «без разбора» должно быть ограничено несколькими неделями. Это вполне естественно, поскольку Онегин «издавна чтенье разлюбил».
Как женщин, он оставил книги, И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой.
Следует дополнительно отметить, что указанный в романе четырехлетний период сельской жизни Онегина (от лета 1820 года по весну-лето 1824 года) легко сокращается до двух лет, поскольку никаких событий за последние два года не происходит. И поэтому утром 7 ноября 1824 года Онегин вполне мог «примчаться к своей Татьяне».
Отказ Пушкина от яркого драматического финала, по нашему мнению, не означает, что роман «Евгений Онегин» оставлен автором без достойного художественного завершения. Как показано нами ранее /1/, Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Более того, за время путешествия его имение, очевидно, пришло в упадок, обанкротилось. Подобно старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», он оказался «у разбитого корыта». А княгиня Татьяна вполне счастлива в семейной жизни.
1 Рожинский Ю.И. Загадки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Харьков. Издательство «Финарт», 2014. ISBN 978-966-8766-80-0 2 Иванов-Разумник Р.В. «Евгений Онегин». – Соч.т.5., Пг., 1916, с.48-113 3 Пушкин А.С. Медный всадник. Изд-во «НАУКА»., Л-д., 1978
Издания романа
Самое маленькое издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в России[3]
Миниатюрное издание А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в QR-коде[4]
Евгений Онегин выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу (так называемое «поглавное издание»); отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени. Первая глава произведения была опубликована в 1825 году. В 1833 году вышло первое полное издание всего романа в одном томе.
Типография И. И. Глазунова в январе 1837 года, незадолго до гибели поэта, выпустила роман Евгений Онегин в миниатюрном формате — последнее прижизненное издание А. С. Пушкина. Данное издание просматривалось самим Пушкиным и содержит последнюю авторскую редакцию романа, хотя, как и все остальные, не свободно от опечаток.
Планы типографии были таковы, что весь тираж (5000 экземпляров) намечалось продать за один год по 5 рублей за одну книгу. После гибели Пушкина весь тираж был раскуплен в течение недели. В 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.
В посмертные издания Евгения Онегина, в том числе в академические собрания (Юбилейное 1937—1949 гг. и последующие), текстологами (академическими изданиями руководил крупный учёный Б. В. Томашевский) вносился ряд корректив с целью восстановить автоцензурные изъятия, сокращённые имена собственные, унифицировать орфографию. Данные отступления от последнего авторского текста подвергались некоторыми литературоведами (М. И. Шапир) острой критике.