в чем хранят мощи святых
Беседа о мощах и их дроблении
Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.
— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?
— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.
— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?
— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.
— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?
— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.
— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?
— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.
— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.
Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.
— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?
— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.
— Как появилась практика раздробления мощей?
— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.
Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.
Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.
— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.
— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!
Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.
— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?
— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.
Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.
— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?
— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?
Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.
Мощи святых, в чем их уникальность
Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.
Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.
Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.
Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.
Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.
Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.
Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.
Как выглядят святые останки
По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.
Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.
К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:
Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют
Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.
На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.
Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.
Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.
Нетленные тела — миф или действительность
Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.
Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.
Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.
Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков
При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.
Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:
Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.
Молитвы святой Матроне Московской:
Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.
Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.
Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.
Истории похищения мощей
Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.
Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:
Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.
Еще о святых мощах:
Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.
Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.
Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.
Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.
Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.
Что такое святые мощи и почему их почитают
О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.
Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.
О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*
– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).
В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).
Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.
Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост
Богатыри – не мы!
В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.
При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.
Через пост – к Богу
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.
Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.
Образ жизни – затвор
Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.
Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:
«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».
После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.
День памяти святого – 15 декабря.
*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.
Храмы Духа Святого
Пастыри о почитании мощей
Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься? Что вообще главное при обращении ко святому? За ответами на эти часто задаваемые и волнующие многих вопросы мы обратились к священникам.
Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов
– Всякий раз, когда Господь проявляет Свое присутствие через материальные предметы: землю или целый город, помещение, какую-нибудь вещь и даже останки святых, – происходит освящение этого источающей благодатью. И в Библии тому множество примеров. Здесь важно понять, что Господь не мерою дает Духа (Ин. 3: 34).
Некогда Моисею сказал Бог: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Очевидно, земля стала святой не потому, что изменился ее химический состав, а потому, что Господь освятил ее Своим общением с пророком. Может стать святым и целый город. Так, в Евангелии о Иерусалиме прямо сказано: святой город (Мф. 4: 5). А Давид восклицает: А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8). Вещи апостолов источали благодать исцеления. Читаем: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 11–12).
Исцеляла даже тень проходящих мимо апостолов. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них (Деян. 5: 14–15). И останки мертвых угодников, их мощи приносили утешение, чудеса и защиту. Читаем: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13: 21). Из Писания мы точно знаем, что все 40-летнее скитание по пустыне, когда Господь чудесами и знамениями оберегал Свой народ, в стане народа Божия сохранялись мощи Иосифа Прекрасного, и он сам заповедал, чтобы они унесли его мощи с собой, когда будут выходить из земли Египетской в Землю Обетованную.
Как видим, действительно, не мерою дает Бог Духа (Ин. 3: 34), Он действует многоразлично и многообразно. Но всякий раз, когда совершается соприкосновение с чудесным, это может усилить нашу веру, а сомневающегося – поддержать, потому что чудо имеет великой целью оказать помощь нуждающемуся, в жизни которого это чудо может стать началом чего-то нового, неожиданного, с чем этот человек не сталкивался ранее.
Мощи – это соприсутствие святых с нами
– Мы чтим мощи святых, потому что нам дороги сами святые. Всё, что связано с близким и дорогим для тебя человеком, само становится дорогим и ценным. И обычно люди хранят вещи тех, кого любят. Это не просто память, а в каком-то смысле связь и причастность тому, кого любишь. Поэтому нам так дороги вещи святых людей.
Что же касается мощей святых, то это не просто память о давно жившем подвижнике, не реликвия древних времен, а соприсутствие святого с нами. Своими мощами святой человек пребывает с нами и помогает тем, кто молится возле святых мощей.
Помню, когда я впервые приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поступил в духовную семинарию, то посещение Троицкого собора, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, было сокровенной встречей с самим аввой Сергием. Это ни с чем невозможно сравнить. Ты идешь не просто к мощам – ты идешь к самому преподобному Сергию, который видит скорбь твоей души, слышит твою молитву и помогает. Такая горячая молитва была именно там. И это бывает всякий раз, когда ты подходишь к мощам любого угодника Божия.
Расскажу одну историю из жизни близкого человека. Ксения, преподаватель и переводчица, в 2012 году упала и сильно повредила левую руку. Врач-травматолог, проведя обследование, неутешительно сообщил, что в области плеча пять разрывов мышц. Разрывы располагались настолько глубоко, что исправить их простым хирургическим вмешательством почему-то не представлялось возможным. Руку Ксении закрепили специальным приспособлением и объявили, что через год мышцы срастутся и только тогда это приспособление можно будет снять. Вскоре Ксению пригласили сопровождать в качестве переводчика приехавшего из Греции владыку Николая, митрополита Месогейского. А владыка очень чтит блаженную Матрону Московскую и каждый раз, как приезжает в Россию, непременно спешит приложиться к ее мощам. В Покровский монастырь владыка поехал вместе с Ксенией. Подошли к раке святой угодницы. Прикладываясь, Ксения почувствовала в левой руке в области плеча легкое покалывание, как от иголочек. При выходе из храма покалывание усилилось. Оно усилилось даже настолько, что, когда с владыкой они сели за трапезу, Ксения не могла ничего есть. А потом, еще через небольшое время, она вдруг что-то взяла левой рукой и только тогда заметила, что нет ни травмы, ни покалывания в плече. Когда она пришла к травматологу, который предвещал год лечения, тот сказал, что такое вообще невозможно, и стал расспрашивать, как это произошло. Выслушав об исцелении, травматолог посетовал: хотя он и ездил недавно на Афон, но не придавал большого значения святыням и не догадывался, что Господь может так наглядно помочь человеку.
Самое же главное, наверное, в том, что у святых людей и самое тело их стало богоносным. Это не останки умерших, а святыня, телесное одеяние тех, кто всем своим сердцем был со Христом.
Тела святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через их мощи
Мощи святых – это храмы Духа Святого, и вот почему Бог действует через мощи святых. Как души святых людей, так и тела их – это Божий удел. Святые и душу, и тело подчинили Духу Святому, и потому Бог действует через них как через что-то Свое.
Посредством мощей святые продолжают действовать и поныне, они не покидают нас, и через них проявляет неизреченную милость Свою любящий нас Небесный Отец.
О почитании мощей или как научиться разговаривать со святыми
– Нам всегда дорога память о любимых людях. После смерти близкого человека хочется поставить на видное место его портрет или фотографии, перебирать его письма и книги, прикасаться к его вещам… В Церкви такая память о святом сохраняется через его останки – святые мощи. Душа святого уходит в небесные обители, а тело остается на земле. Оно много потрудилось и теперь покоится, через него душа приобрела ангельские свойства и наследовала вечную жизнь. Тело – как одежда для души, а точнее – дом, где душа жила земные годы. Тело – часть самого человека, его мировоззрения, интересов, ценностей… Тело отображает и хранит в себе очень многое – как плохое, так и хорошее. Оно помнит, что человек любил, о чем больше всего думал и что переживал, с кем дружил, на кого хотел быть похожим. Оно может о многом рассказать. Просто с усопшими, а особенно со святыми, нужно уметь разговаривать. На особом языке и необычными словами, но самое главное – с верой в этот реальный и живой диалог.
Опыт молитвы доказывает, что человек бессмертен и умереть не может. Так же, как не может умереть и разрушиться любовь. Любви всегда свойственно себя выражать и проявлять – через помощь другим и заботу о них. Естественно, забывая себя и своё. Этим духом жили святые. В центре их жизни был Христос, а во Христе – всякий человек: ближний и дальний. Отдавать себя другим они не перестают и после ухода отсюда. Мы в это верим и потому лобызаем их мощи и возносим у гробниц святых свои сугубые молитвы. Святые нам всегда помогают, как старшие братья младшим. Но они хотят нам многое сказать – и об этой жизни, но больше всего о другой, о той, которая явилась, которую они видели своими очами и осязали своими руками… – сию вечную жизнь они возвещают нам (ср.: 1 Ин. 1: 1–3). Больше всего святые хотят быть с нами на земле, а точнее, чтобы мы были с ними на Небе – вечно и близко.
Мощи святых – как пустой и чистый сосуд из-под мира – благоухающий и ароматный. Источник благоухания для души и тела один – благодать Божия. И как одинаково пахнет цветок или целый букет, так нет и разницы, какого размера частица мощей.
Приложиться к мощам всё-таки нужно, как и постоять несколько часов вместе с теми, кто с тобой в одной Церкви. Лучше всего постоять одному и молча, всматриваясь в себя и переживая о других. Не только взывая из сердца к святому, но и слыша его ответы – ведь он совсем близко, и ему всё слышно. Будем просить, ждать и верить и никогда не посрамимся, ибо получим за временное и земное – вечное и небесное.
Божественная Благодать распространяется от мощей соразмерно с верою и благочестием поклоняющихся
– Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию. И хоть эти качества являются духовными, поскольку Сам Бог есть Дух (см.: Ин. 4: 24), но и тело человека призвано к освящению и к участию в Божественной жизни, насколько это возможно для человека.
Вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слово, Господь наш Иисус Христос Сам благоволил облечься в плоть человеческую и, освятив, преобразив ее святым Своим воскресением, вознесся с телом на небо, положив начало человеческой жизни в Царствии Божием. Жизни – во святом единстве тела, души и духа.
Благоговейно поклоняясь мощам святых, мы просим их заступничества и ходатайства перед Богом в деле спасения, но при этом должны и сами прилагать усилия к покаянию и исправлению жизни.
Если же говорить о частицах мощей, об их размере, то это, конечно, не имеет принципиального значения, потому что благодать Божественная распространяется от мощей на поклоняющихся соразмерно с верою и благочестием последних.
Размер частицы мощей неважен. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне
– Господь создал человека из праха. В прах мы все и перейдем. И в конце времен, как мы знаем из видения пророку Иезекиилю, Господь нас всех соберет из праха земного. То есть связь тела и души сохраняется и после смерти. Если человек при жизни явным образом стяжал благодать Святого Духа, то эта связь с Богом не прекращается и после смерти: душа святого до Второго Пришествия Христова переходит в райские селения, но не теряет своей связи с телом, с которым соединится к Страшному Суду. Именно это дает нам возможность получать видимым образом благодать Божию как при жизни святого, так и после его блаженной кончины, именно на этом основано почитание мощей святых. И при этом неважно, когда жил святой – в прошлом веке или же это мученик или апостол первых веков христианства. Поскольку для измерения благодати нет специальных приборов, то и измерить благодать Божию мы не можем. Но точно можно сказать, что размер частицы святого не влияет на духовные дары. И неважно, к какой частице мощей мы прикладываемся – большой или маленькой. Главное – с каким отношением мы приступаем к святыне. Если мы требуем от святого, принуждаем его нам помочь и при этом не стараемся даже вести богоугодную жизнь, то хоть перед нами будут лежать все мощи мира, Господь может и проигнорировать нашу просьбу. Все дело в нашей вере, и важна только она, а размер святыни или место, откуда она привезена, не играют никакой роли.
Единство во Христе
– Мы привыкли воспринимать человека как нечто сложносоставное. Теологи спорят о дву- или трехсоставности человека, только ли в нем душа и тело или же еще присутствует дух. Но мы забываем, что Писание не знает такой проблемы, для него человек не равен сумме частей, а являет собой удивительное целостное творение. Поэтому и почитание тел святых – мощей – столь распространено в христианской традиции. Ведь это не прах, не тлен, нечистота или что-то еще, а сияющий храм, в который однажды вселился Святой Дух.
Второй важный тезис, который нам нужно помнить, обращаясь к святым: это возможность единства с ними лишь во Христе. Поясню. Церковь – Тело Христово, призванное являть присутствие Бога в мире. Но являет она это присутствие лишь в Боге находясь, как бы объединяясь в Нем и Им: именно через Причастие Богу, Его Телу и Крови мы и становимся частью Его Тела, то есть Церкви. А становясь ею как клеточка организма, обретаем единство с остальными частями – верующими всех времен и народов, жившими тысячи лет назад или живущими сейчас на другом краю земли. Святые – наши братья, члены того же Тела, уже сияющие славой, но в ней не отдалившиеся от нас, а, наоборот, максимально приблизившиеся!