в чем хранить масляные краски
Как хранить живопись и ухаживать за ней
Как правильно хранить живопись маслом, чтобы продлить ей жизнь, знают далеко не все. Влияние многих внешних факторов может подпортить вид или совсем уничтожить произведение искусства.
Чтобы полотно не потеряло свежесть и яркость красок, хранить картины, написанные маслом, необходимо в оптимальной среде. Но в домашних условиях, которые зачастую не являются подходящими, поддержание необходимого микроклимата представляет собой сложность.
Понимание, как хранить картины дома, возможно только после изучения всех тонкостей данного процесса. В первую очередь, перед тем, как вешать живописное полотно на стену, важно знать его возраст.
Поскольку красочному слою необходимо год или больше для полной полимеризации, «молодые» картины нуждаются в свежем воздухе и солнечном свете. После истекания срока затвердевания красок, масляная живопись покрывается специальным лаком.
Важно не упустить этот момент, ведь слой покрывного лака повышает устойчивость художественного произведения к механическим повреждениям.
Во избежание необходимости реставрации, условия хранения картин в квартире должны соответствовать следующим простым правилам.
Если вы используете увлажнитель воздуха, не допускайте, чтобы он работал круглосуточно (особенно на максимальном режиме). Избегайте постоянных сквозняков, но в то же время и затхлости воздуха в помещении.
Исходя из вышеуказанного, где хранить картину точно не стоит, так это возле отопительных приборов или кондиционеров.
Если помещение очень солнечное, лучше переместить картину в другое место или хотя бы накрыть окна тюлевыми занавесками. Если речь идет об искусственных источниках освещения, помните – лампа накаливания (100 Вт) или люминесцентная (20 Вт) должны находится на расстоянии не менее 1 метра от картины.
Чем выше мощность лампы, тем дальше нужно ее размещать от полотна. Помимо чрезмерного освещения, для художественных работ опасна и темнота. Она способствует пожелтению красочного слоя картин (особенно свежих). Также при отсутствии света быстрее заводятся различные микроорганизмы.
Если нет возможности держать картину в другом виде, тубус лучше замотать герметично пленкой и периодически (раз в полгода) проверять ее состояние.
Если речь идет о ценных произведениях искусства, картинные рамы со стеклом могут быть использованы, но расстояние между стеклом и полотном должно быть не менее 6 мм. Также картину перед этим необходимо покрыть художественным лаком, если это не было сделано ранее.
Так как синтетические материалы не пропускают воздух, в них не стоит держать художественные работы.
Помимо правильного хранения, очень важно уметь ухаживать за масляной живописью. Постоянный уход за картинами играет значительную роль в их сохранности.
Не дожидаясь, пока полотно покроется пылью и грязью, живописную и обратную его сторону необходимо периодически очищать (например, раз в две недели).
При очистке красочного слоя нужна особая осторожность. Протирать его необходимо едва касаясь, избегать нажатий. Для этого лучше использовать мягкий флейц, бархатную или фланелевую ткань, которые достаточно хорошо впитывают пыль.
Движения лучше делать в одном направлении (как вариант, только слева направо). Что касается разнообразных щеток, перовок и других приспособлений для удаления пыли – для картин маслом они не подходят. Данные инструменты больше рассеивают пыль, нежели собирают ее, и к тому же могут повредить поверхность полотна.
Говоря о том, как ухаживать за картиной на холсте без ущерба для произведения, стоит упомянуть о вреде использования влажных тряпок/губок. Их применение может безвозвратно испортить полотно. Незначительные загрязнения конечно можно попытаться удалить с помощью тампона, смоченного в воде или в мыльном растворе (только не используйте щелочное мыло).
Но я бы не рекомендовала этого делать, ведь в красочном слое могут быть незаметные трещины, куда может проникнуть влага. Если картина очень загрязнилась, однозначно не стоит пытаться самостоятельно ее очистить. Провести основательную чистку может только реставратор. Только он владеет необходимыми навыками и материалами, которые не повредят шедевр.
После чистки, с целью освежения цвета, на поверхность красочного слоя можно нанести небольшое количество макового или льняного масла. Аккуратно и тщательно растерев, излишки масла необходимо убрать с помощью чистой тряпочки.
В случае провисания холста (появления неровностей и складок), старайтесь не мочить его обратную сторону. Временно такая процедура может и позволит вернуть прежнюю его форму, но со временем это грозит отслоением и осыпанием грунта.
Вешать картину лучше на два крепления одновременно. Так она будет висеть ровнее и надежней, а вероятность перекоса рамы в разы уменьшается.
Частые вопросы
Какая оптимальная температура для хранения картин маслом?
Понимание при какой температуре нужно хранить живопись – одно из самых важных составных в процессе хранения художественных работ. В помещении, где находится картина, написанная маслом, должно быть ни слишком жарко, ни холодно. Я рекомендую поддерживать температурный режим в пределах 18-22 ℃.
Как чистить картину маслом на холсте от копоти и сажи в домашних условиях?
Если вы не хотите испортить картину, не стоит делать это самостоятельно. Удаление сажи и копоти на художественных работах – дело очень кропотливое и требует особых навыков. Доверьте это дело реставратору.
Можно ли чистить масляную живопись от пили с помощью пылесоса?
Картины, написанные маслом, не стоит пылесосить (разве что в пространстве между холстом и подрамником, и то на слабом режиме).
Можно ли убрать загрязнения на картине маслом с помощью скипидара?
Если картина не покрыта лаком и ей больше 1,5 года, можно попробовать убрать незначительные загрязнения с помощью скипидара (в нем должен быть терпентин в достаточном количестве). Но делать это нужно предельно осторожно.
Для начала нанесите небольшое количество жидкости на ватный тампон и сделайте пробу в незаметном на картине месте для определения прочности красочного слоя (не останется ли на тампоне след от красок).
Но если вы не уверены в безопасности использования того или иного средства, лучше не рисковать, ведь испортить полотно очень просто.
Как ухаживать за инструментами для масляной живописи
Сегодня мастер-класс я посвящаю тем, кто занимается масляной живописью. Я расскажу об инструментах и материалах для занятия масляной живописью, о том, как за ними ухаживать и содержать в чистоте.
Чтобы заниматься живописью маслом нужно:
4. Льняное масло, разбавитель №4(пинен).
9. Грунтованный холст.
Кисти требуют особенного ухода, если за ними правильно ухаживать, они будут служить долго! Что важно, когда у вас дорогие кисти. Кисти могут быть по форме круглые, плоские (появились в 1800 году), веерные (для выполнения плавных переходов одного цвета в другой).
Из чего сделаны: щетина — создает рельефные мазки, синтетика — более мягкая, плавные мазки, слитые. Для масляной живописи можно использовать ещё пони или колонок (дорогие). Хранятся в деревянном пенале или в подставке для кистей. При длительном не использовании лучше хранить в закрытом пенале, чтобы кисти не собирали в себя пыль.
После окончания занятием живописью излишки краски на кистях сначала нужно снять вытерев их о тряпочку.
После налить в баночку пинен и в нем промыть кисти,чтобы снять краску и масло. Особенно масло, иначе следующая стадия будет очень длительной.
Затем кисти нужно мыть в теплой воде с мылом. Чтобы пена уже не окрашивалась, а цвет ворса кистей вернулся к своему изначальному.
Мыть кисть нужно тщательно! Чтобы понять промыты ли волосы кисти, нужно их раскрыть, посмотреть и мыть дальше, чтобы всё основание было чистым. Если не вымывать основание волос кисти, там будет копиться масло и краска и волоски кисти уже не будут лежать ровно. Особенно это заметно у круглой кисти — кончик не будет собираться, она будет «пушиться».
После мокрые кисти плотно заворачиваем в салфетки, чтобы придать им форму, чтобы они высохли «волосок к волоску». Иначе будет не кисть, а веничек (смотрите фото).
И так нужно делать каждый день! Тогда кисти будут в том же состоянии, когда вы их приобрели в магазине. Ни в коем случае не оставлять до завтра, за ночь кисти могут засохнуть и тогда вы их либо выкинете, либо очистить и «спасти» их будет тяжело.
Палитра у меня деревянная. Кто-то пользуется одноразовыми из бумаги или пластиковой. Деревянную палитру надо очищать каждый день. При работе Вы смешиваете краски на палитре и пишите. Эти тонкие пятна, если оставить на следующий день, высохнут. Их не стереть потом, они будут копиться и наслаиваться. Убрать накопившиеся наслоения можно ножом, соскребая с палитры, но до этого лучше не доводить. Так можно и палитру в итоге испортить и выбросить. В книгах описаны иные способы: это либо подержать палитру с засохшей краской над огнем/свечой, либо на палитру положить тряпочку, промоченную в спирте. Я пробовала оба способа, у меня ничего не вышло.
Для сравнения: свежие пятна краски и уже высохшие (вот так лучше не делать, вытирать тряпочкой сразу после работы палитру)
Так же, если вы точно знаете, что завтра продолжите работу, выдавленные краски (не использованные) можно оставить. Но! Если оставили, и не продолжили, забросили, то потом уже будете соскребать высохшие краски ножом. Чтобы замедлить процесс высыхания выдавленных красок и чтобы палитра не пылилась, её можно убрать в коробку (как из-под пиццы), конечно,чтобы краски не соприкасались со стенками коробки.
Льняное масло я использую для разбавления, растворения красок. Пинен для мытья кистей и его я чуть-чуть добавляю в льняное масло, тогда оно не «плывет» по холсту подтеками и быстрее сохнет. Существуют и другие разбавители масляной живописи, которые художники используют: тройник, уайт-спирит, сафлоровое масло,маковое. Сиккативы для ускорения высыхания красок. Я не мудрствую, использую льняное масло и чуточку пинена.
Масленка у меня металлическая с пластиковой крышкой. Те красивые масленки, с узким горлышком оказалось трудно чистить. Поэтому у меня теперь простая масленка. Они бывают и полностью пластиковые. Масленку нужно протирать тряпочкой снаружи от масла пока оно не высохло и от краски.
После живописи,если масленка не пуста, можно оставить масло. Я рекомендую его вылить, если масло помутнело от красок. В следующий раз,когда Вы макнете в него чистую кисть, оно может загрязнить цвет краски, который вы положите на поверхность картины.
Защитный лак используется, чтобы сохранить живопись и защитить от таких повреждений как царапины, пыль, грязь. Он берет на себя воздействия и сохраняет сам красочный слой. Лак можно снять и нанести новый, живопись при этом сохранится. Я пользуюсь лаком аэрозолем. Его надо уметь наносить. Сложность в том, чтобы равномерно распределять. Где-то передержишь — будет лужа, в другом месте может вообще не блестеть. С практикой всё получится. Лак может быть и в жидком виде, и совершенно разных составов, и с разным эффектом — глянцевый, матовый.
Ретушный лак применяется для связывания слоев живописи. Писали сегодня, через день или пару вернулись к работе, поверхность картины высохла, его нанесли и продолжаете. Также он восстанавливает яркость красок при возникновении «пожухлости» цветовых пятен. Нанесли и верно видите соотношение тонов. Бывает на высохший слой наносите следующий, а он «скатывается», не ложится, после ретушного лака такого не будет.
Грунт я использую готовый из магазина. Можно и самостоятельно приготовить. Дополнительно грунтую покупной готовый холст, потому что у них грунтовка слабая, может быть с браком, тонкая, поэтому много в себя впитывает. Либо сама наношу мастихином 3-4 слоя грунта при самостоятельной натяжке холста на подрамник.
Тряпочки необходимы при занятии живописью и чтобы вытирать все инструменты. Лучше их заранее много приготовить.
Холсты разнообразны по выбору в магазине: на подрамнике, на картоне, льняные, хлопковые, мелкозернистые, крупнозернистые. Всё зависит от цели и художественного эффекта,который вы хотите достичь. Можно писать и на грунтованных картонах: учебные работы, эскизы, этюды, эксперименты.
Мольберт очень рекомендую, чтобы не запачкать всю мебель в комнате, где вы пишите или запачкать то, на что вы ставите холст.
Надеюсь, мой мастер-класс вам будет полезен и интересен!
Что делать с оставшейся на палитре краской
Бывает, при работе с маслом на палитре остается достаточно много неиспользованной краски. Не всегда удается точно рассчитать необходимое количество краски, выдавливая ее из тюбиков. Выкидывать излишки краски жалко, а если оставить их на палитре, то они испортятся: сначала загустеют и верхний слой превратится в тонкую пленку, а затем и вовсе высохнут. В целях экономии иногда хочется вымазать всю краску, но любой лишний мазок на завершенной картине грозит испортить всю работу.
Как можно сохранить остатки масляных красок? Делюсь с вами несколькими способами:
1) Конечно, можно с помощью остатков краски написать какой-то небольшой этюд или подправить что-то в предыдущих незавершенных или несовершенных работах. Однако, возможно, у вас остался только один не полностью использованный цвет, а для новой работы, даже небольшой, могут понадобится новые краски и вы войдете в замкнутый цикл. Это не плохо, чем больше вы пишете, тем выше мастерство, но отдыхать тоже иногда надо.
2) Если вы планируете работать над картиной на следующий день, то можно просто капнуть сверху на выдавленную краску немного льняного масла (или любого растительного). Масло создаст сверху воздухонепроницаемый слой и краски могут сохраняться так некоторое время. Но долго держать краски свежими так не удастся, поскольку масло все равно постепенно испаряется.
3) Можно переложить остатки краски в какую-то закрывающуюся емкость (какой-то небольшой контейнер) и поместить в морозилку. В морозилке краски можно хранить достаточно долго, они не испортятся и не загустеют. Перед началом живописных работ просто достаньте контейнер из морозилки и как только температура красок сравняется с температурой окружающей среды ими можно будет продолжать писать.
4) Можно достаточно просто поместить краски обратно в тюбик. Как это сделать я показала в небольшом видео:
5) Некоторые художники, когда краски осталось очень много, раскручивают нижнюю часть тюбика и помещают краски обратно таким способом, затем снова плотно закрутив его снизу. На мой взгляд этот способ не очень хорош, поскольку нарушает герметичность упаковки. Если снизу тюбик будет закручен не достаточно плотно, проникновение воздуха приведет к загустению и порче красок.
Надеюсь, эти способы помогут вам экономить краски. Творите с удовольствием!
А если у вас есть свои способы сохранять краски, делитесь ими в комментариях и помогайте коллегам по творчеству.
Краски художественные масляные
Масляные краски – это смесь пигмента со связующим.
В состав связующего для масляных красок входят:
Когда краска наносится на холст, связующее твердеет, образуя на поверхности пленку, удерживающую частички цветного пигмента, не давая ему «ссыпаться» с поверхности.
Для производства высокохудожественных красок используются льняное, маковое, сафлоровое, ореховое масла. Преимущество этих масел в том, что они не желтеют со временем и обеспечивают высокую светостойкость краски.
Чем ниже уровень краски, тем проще его связующее, тем меньше его отбеливают и обрабатывают. Чем выше уровень краски, тем гарантированнее результат: масло именно столько, сколько необходимо именно для этого пигмента, а значит, при высыхании масла мы получим прочное и стойкое покрытие из ярких, насыщенных тонов.
Если при выдавливании масляной краски на палитру сначала вытекает масло, а потом краска, это значит, что масло недостаточно связано с пигментом, легко отделяется от него уже в тубе. Такое масло быстро поглощается грунтом, вызывая при этом пожухание красочного слоя.
— Что такое «тонкотертые краски»?
Все художественные краски – тонкотертые, так как пигмент растирается на специальных машинах в мельчайший порошок. Это – искусство. Можно как недотереть, так и перетереть пигмент, что тут же скажется на качестве краски.
— Что такое водоразбавляемые масляные краски?
Ключевым отличием таких красок от обычных является то, что они могут быть разбавлены водой за счет специальной добавки. В Передвижнике такие краски не представлены из-за невысокой востребованности.
— Каков срок годности у масляных красок?
Готовые масляные краски хранятся от 1 года до 5 лет в среднем, не изменяя своих качеств, то есть, не твердея, сохраняя нормальную густоту и цвет. По прошествии этого времени масляные краски могут немного загустеть и потерять блеск, но их можно быстро восстановить с помощью разбавителей.
— Сколько времени сохнут масляные краски?
В среднем, обычные масляные красочные слои образуют пленку за 5-7 дней, в зависимости от окружающих факторов. Но полная полимеризация красочного слоя происходит не ранее, чем через год.
РАЗЛИЧИЯ МАСЛЯНЫХ КРАСОК
В сети Передвижник представлены все три линейки. В них входят краски, как от российских, так и от зарубежных производителей. Распределены они по линейкам в соответствии с тем, как их определил производитель.
Серия, относящаяся к линейке Академия, по сравнению с сериями из линейки Профи:
Линейка АКАДЕМИЯ представлена в сети ПЕРЕДВИЖНИК следующими сериями:
Линейка ПРОФИ представлена в сети ПЕРЕДВИЖНИК следующими сериями::
БОЛЕЕ ПОДРОБНО О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ КРАСКАХ
Краска серии NORMA PROFESSIONAL отлично подходит тем, кто любит писать в технике алла-прима (по сырому).
серия MUSSINI, производитель Schmincke, Германия
Краска серии MUSSINI отлично подходит тем, кто любит писать лессировочно.
Альтернативой серии NORMA является серия REMBRANDT, производитель Talens, Нидерланды.
— Почему масло Шминке Академия различается в ценовой категории с маслом Шминке Норма?
1. Основная причина – цена используемого пигмента и его концентрация. Даже если и в AKADEMIE OL COLOR, и в NORMA PROFESSIONAL используется один и тот же пигмент, его концентрация в NORMA выше, чем в AKADEMIE.
2. Вторая причина – разные связующие: в AKADEMIE OL – это обработанное качественное подсолнечное и льняное масло, в NORMA – это сочетание различных высококачественных масел
3. в NORMA краска «дозревает» в декелях (бочках) в течение 3-х месяцев и только после этого разливается по тубам. В AKADEMIE OL краска по тубам разливается сразу после изготовления.
— Почему масло Невская Палитра так различается в ценовой категории с маслом Гаммы и маслом Подольска?
Такова оценка своей краски Невской Палитрой, основанная на том, что:
— У завода есть своя собственная лаборатория, где идет контроль качества на всех стадиях производства.
— Материалы завода используют для выполнения самых ответственных работ, в том числе и для реставрации ценнейших произведений живописи и памятников архитектуры: собора Василия Блаженного, Большого Кремлевского дворца, храма Христа-Спасителя, картин из собраний Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской Галереи, древнерусских икон
— Заводу 80 лет. За это время накоплен богатый опыт по производству художественных материалов.
— А чем Ладога от Мастер-Класса отличается?
В серии «Ладога» преимущественно используют менее дорогие пигменты, которые являются аналогами (на этикетке буква А) дорогих кадмиевых и кобальтовых пигментов серии Мастер-Класс. В то же время, в состав земляных красок серии «Ладога» (охры, сиены, умбры) входят натуральные природные земли.
— Почему внутри одной марки цены так отличаются?
Основная причина – цена используемого пигмента и его концентрация.
— У меня картина маслом. Можно штрихи акрилом добавить? (или наоборот)
1. Акрилом по маслу: Мы не рекомендуем этого делать, так как живописный масляный слой в этом случае начинает играть роль грунта. А грунт должен обязательно хорошо просохнуть. Если же картине уже более года, то:
— очистить поверхность тампоном с чистым пиненом или уайт-спиритом (№2) и дать хорошо просохнуть. Если жидкий акрил скатывается в капельки на масляной поверхности, то разбавить акрил водой с добавкой бычьей желчи (соотношение воды и желчи методом пробы), пока краска не перестанет скатываться в капельки и начнет ложиться ровным мазком.
2. Маслом по акрилу. Акриловая краска должна хорошо просохнуть. Далее никаких проблем не возникает.
— Какой грунт идеален для масла?
Эмульсионные и акриловые грунты универсальны и подходят для любой техники.
Настоящий масляный грунт, после нанесения на холст, рекомендуется выдерживать до полугода, для полимеризации в нём масла. Если это не делается производителем, то, в дальнейшем, возможно ослабление соединения живописного слоя с грунтом. Как следствие, при механических повреждениях, живописный слой отслаивается от холста.
— Можно ли получить прозрачную краску из кроющей?
Масляные краски бывают кроющими, полупрозрачными и прозрачными. Масляные краски позволяют работать и пастозно, и лессировочно.
— Ну, а все-таки, если коротко, чем одни масляные краски отличаются от других?
Рецептурой и качеством изготовления. А также удовольствием от работы с красками, сделанными на высоком профессиональном уровне.
— Можно ли самому изготовить художественную масляную краску? Что для этого нужно купить?
Купив пигмент и связующее для изготовления масляных красок, Вы можете самостоятельно сделать нужную Вам краску.