в чем хранить бензин в больших количествах
Как и сколько можно хранить бензин
Срок годности бензина важно знать, когда вам по какой-то причине нужно создать запас топлива. Обычно это требуется в длительной дороге, на даче или в деревенском доме, в мастерской, фермерском хозяйстве. При длительном хранении топлива происходят химические изменения, которые снижают его качество. Однако вы можете сохранять эти качества до года и даже более, если создадите для этого правильные условия. Ранее ГОСТ допускал, что топливо может храниться до пяти лет, но современное автомобильное горючее стало лучше по качеству и требовательнее к условиям.
Давайте рассмотрим, что влияет на скорость окисления, смолообразования и, следовательно, изменение качества топлива при хранении.
Это температура самого бензина, обмен воздуха в емкости, то есть ее герметичность и наполненность, материал стенок, их чистота, воздействие солнечного света.
Температура хранения
Больше всего на качество топлива влияет температура. Повышение температуры топлива при хранении ускоряет процессы окисления и смолообразования.
Установлены такие качественные пределы для температуры: бензины – не выше 30 градусов Цельсия, керосины, дизельные топлива – не выше 40 градусов.
То есть топливо не должно нагреваться выше этих пределов. Кстати, окрашивание наземных резервуаров в белый цвет помогает снизить температуру хранимого в них бензина.
Замерзание бензину в наших климатических условиях не грозит, необходимая для этого температура – минус 70–74 градуса по Цельсию.
Вообще климат и средние температуры существенно влияют на срок хранения бензина. Если в умеренных климатических условиях это год, то в жарких странах – полгода. Эти сроки нужно поделить на два, чтобы понять, как быстро потеряет свои качества бензин в баке автомобиля – до полугода у нас, до трех месяцев на более жарких территориях.
Опытный водитель знает, что зимой бак автомобиля лучше заполнять полностью. Это снизит выделение конденсата и исключит образование в топливе кристаллов льда. А летом рекомендуется заливать бак на 2/3, потому что при высоких температурах бензин расширяется.
Оптимальная температура хранения бензина составляет плюс 15 градусов Цельсия.
Герметичность
Если емкость негерметична, топливо будет испаряться. Причем, чем выше температура, тем быстрее. В бензине присутствуют повышающие октановое число легкоиспаряющиеся фракции. Обеспечьте герметичность и вы дольше сохраните качество запасенного топлива.
Для уменьшения взаимодействия с воздухом емкости нужно заполнять топливом на 95 процентов.
Кроме того, при взаимодействии с воздухом бензин будет окисляться. Использование окисленного топлива снижает срок эксплуатации систем автомобиля, приводит к оседанию смол внутри двигателя, нагару в цилиндрах и на свечах.
Чистота резервуара
Известно, что со временем на дне автомобильного бака образуется осадок, даже при наполненности бака на 1/4 сильно чувствуется разница в работе двигателя. То же самое будет происходить в канистре или резервуаре – бензин начнет расслаиваться, на дне скопится осадок. Особенно это касается топлива с присадками. Присадки повышают октановое число, способствуют защите двигателя, но и быстро разрушаются.
Поэтому не имеет смысла запасать на длительный срок бензины с присадками, улучшающими свойства топлива. Они хороши для актуального использования. Если вас интересует хранение бензина на длительный срок, лучше взять чистые АИ 92 или АИ 95. Впрочем, многие предпочитают эти виды и для повседневного использования.
Материал стенок емкости
Как уже говорилось, срок хранения бензина в баке автомобиля без критической потери свойств достигает 6 месяцев. Однако, если ваш автомобиль долго простоял без движения, лучше долить в бак свежего топлива. Скорее всего, хранившийся бензин уже приобрел не лучшие качества.
В баке автомобиля окисление и смолообразование происходит быстрее, чем в бочках для хранения. Наибольшее ускорение этим процессам придает медь и сплавы меди. В автомобиле бензин соприкасается с часто используемыми в конструкциях латунными деталями – заборной трубкой, сеткой фильтра – это ускоряет смолообразование. Кроме того, летом в баке автомобиля температура бензина может быть на несколько градусов выше температуры окружающей среды.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что идеально хранить топливо в защищенном от прямых солнечных лучей прохладном месте с хорошей вентиляцией.
В чем и сколько хранить бензин
Примеры емкостей
Не накапливает статический заряд, оснащена переходником для заправочного пистолета на АЗС.
Диапазон цен на емкости 10-200 литров составляет 800-1600 рублей. Бочка из нержавеющей стали обойдется в 10-12 тысяч рублей. Резервуары от 10 кубометров можно заказать от 50 тысяч рублей.
Если еще сомневаетесь в выборе, посмотрите забавные видео о канистрах
Многобукфф
Vladislav’s personal blog site
Как правильно запасти топливо на случай чрезвычайного положения
Идея запасов — не нова. Еще в каменном веке люди старались оставить что-то в прок. Еды на завтра, сухих веток на случай дождя, запасной камень, если вдруг нападет неприятель. С тех пор прошли тысячелетия, но у некоторых индивидов страсть к аварийному запасу никуда не делать. Хотя вот иные не видят абсолютно никакой необходимости в создании вообще хоть каких-то запасов.
Для чего
Для начала попробуем разобраться в том, нужно ли вообще делать хоть какие-то запасы. Живем-то, слава Богу, уже в 21-м веке, того и гляди, скоро полетим на Марс и будем успешно культивировать там картошку. Однако, по легковесному опросу окружающих, проведенным мною, мнения кардинально разделились. Одни респонденты с удивлением и насмешкой относятся к людям, делающим запасы, называют их выживальщиками. Другие с непониманием относятся к людям, не имеющих никаких запасов. Вокруг ведь враждебный мир и случись что, рассчитывать придется только на себя.
Ситуация понятна, люди живут разными жизнями и имеют разный жизненный опыт. Одним он подсказывает, что вся их жизнь пройдет более-менее равномерно, без каких-либо эксцессов, а развитая инфраструктура и экономика, позволят пережить любые катаклизмы. А еще это обязанность МЧС, вот пусть они и разбираются с неприятностями. Другим внутренний голос говорит, что достаточно легкого изменения любого из параметров окружающей среды и жизнь из легкой и комфортной превратится в увлекательней квест по отъему богатств и пропитания из окружающей среды.
В целом, правы оба виртуальных респондента. И, разумеется, истинна лежит где-то по середине. Наиболее наглядным примером, ситуацию можно спроецировать на экономику. Предприятия, работающие в современных индустриях, например, IT или Финтех-е, относятся как раз к первой категории, не видящей никакого смысла не только в запасах, но и вообще в любой инфраструктуре. Как правило, подобные компании не имеют никакой собственности, а все, что им требуется для работы, помещения, вычислительные мощности, персонал, берется в аренду. В случае любой неприятности (землетрясение, государственный переворот, авария в энергосистеме, претензии местной налоговой), такая компания за несколько минут перебазируется в другую юрисдикцию и продолжает свою работу. И это не выдумки, а реальность работы многих компаний. Они разрабатывают и внедряют Business Continuity Plans and Procedures, они антихрупки (© Н. Таллеб) по своей структуре, любое внешнее изменение не приносит им вреда. По другой стороне баррикад располагаются компании, вынужденные вкладывать в основные средства, в инфраструктуру. Например, производственное предприятие по выпуску галош, вынуждено иметь производственные цеха, производственное оборудование, запасы материалов. И в случае неблагоприятных условий, либо будет остановлено, либо сможет продолжать работать на тех запасах, что имеются на предприятии.
От чего
Если уж и рассматривать концепцию аварийного запаса, например, топлива, то нужно понимать на случай каких чрезвычайных положений необходимо делать запас. Первое, что приходит в голову — зомбиапокалипсис и «Метро 2022». Едешь такой на своем запасенном топливе, отстреливаешь нежить своими запасенными патронами. Но данные сценарии — глобальные и никакой разумный частный запас не позволит продержаться с прежним комфортом хоть сколько-нибудь длительное время. Впрочем, и МЧС тут не особо поможет. А вот другие источники, природные и техногенные, вполне вероятны и осуществимы.
Мне, как жителю большого города на Русской равнине чужды всякие торнадо, землетрясения, потопы, град с футбольный мяч и прочие привычные для жителей других регионов природные катаклизмы. Но даже в таком надежном месте никто не застрахован от недельного ливня, провала карстовых пустот, ледяного дождя, затяжных снегопадов, сильных заморозков или же небывалой жары. И это только природные силы, способным парализовать жизнь на неделю в целом регионе. А ведь еще присутствуют техногенные факторы ведущие к настоящим катастрофам: аварии на энергосистемах (помним про Московский блэкаут? Так это еще цветочки), аварии на трубопроводах, крупных предприятиях, складах вооружений и МЧС. Любой из этих факторов может привести к параличу жизни и как следствие существенного снижения ее качества вплоть до критических значений.
Сколько
И вот, если вы уже встали на скользкий путь наличия аварийного запаса топлива. Сразу возникает вопрос — сколько же запасать? 10 литров? 50? 250? Или лучше сразу тонну? На протяжении последних нескольких лет, я стабильно трачу порядка 40 литров топлива в неделю, что полностью покрывает все мои потребности. А чтобы добраться, например, до Адлера (там тепло и пальмы) моему автомобилю будет достаточно 100 литров топлива если передвигаться в спокойном режиме и 200 если жать на гашетку как следует. Соответственно нужно понимать для каких целей требуется топливо. Если просто иметь небольшой запас, чтобы доехать хоть куда-то, то хватит и 15-20 литров, а если рассчитывать на автономную эвакуацию, то необходимо прикинуть расход и требуемый запас из расчёта самого пессимистичного варианта. Ведь глупо бежать в Карелию с запасом горючки только до Бологое, там, в Бологое, и загрызут.
Следующий вопрос, возникающий у начинающего запасальщика — где хранить запасенное? Ответ тут может быть одновременно очевиден и нет. Хранить топливо можно только в гараже. Если у вас нет гаража, то лучше отказаться от идеи его запаса, а вместо этого приобрести несколько образков главного МЧС-ника. Органическое топливо, бензин или дизель, в сколько-нибудь существенных объёмах хранить в квартире чрезвычайно опасно. И дело не только в том, что, загоревшись канистра с 20 литрами горючки сожжет не только квартиру, но и весь подъезд, а в том, что топливо субстанция опасная для здоровья.
Современные моторные топлива — продукт высокой химии. Намешивают в них столько и такой химии, что проживание рядом с химическим реактором быстрее загонит в могилу, чем наступит долгожданный момент ЧС. О самом топливе напишу ниже, а так замечу, что балкон тоже не лучшее место для хранения горючки.
Любое органическое моторное топливо нужно хранить в прохладном месте, со стабильными характеристиками. Любая органика со временем портится. И чем выше температура, тем портится она быстрее. Именно по этой причине мы используем холодильники и морозилки для продуктов. Идеальными условиями для хранения в бытовых условиях был бы подпол или подвал. Но и обычный, нормальный гараж вполне подойдет. Топливо не должно нагреваться ни от солнца, ни от нагревательных приборов. С другой стороны, замораживать топливо не стоит. Современный бензин или дизель очень сложный продукт, и никто не знает, что там может кристаллизоваться и выпасть в осадок при сильно отрицательной температуре.
В чем
В чем же организовывать хранение топлива на случай экстренной ситуации? Для хранения требуется герметичная емкость, защищающая продукт от солнечного света (особенно его ультрафиолетовой составляющей). Идеальной емкостью, наверное, было бы стекло. Большие колбы из темного стекла, со стеклянными притертыми крышками, позволили бы наиболее надежно обеспечить отсутствие сообщения топлива и атмосферы. Но стекло хрупко и одно неловкое движение и нцать литров топлива радостно разливаются по полу. Использовать пластиковые емкости для длительного хранения, особенно бензина, не стоит. Проблема в пластике в том, что любой пластик и любой толщины пропускает кислород и прочие газы. Топливо будет испаряться через пластиковые стенки емкости, а атмосфера проникать внутрь и окислять оставшееся топливо. Таким образом срок хранения топлива существенно упадет. В современных автомобилях баки делают пластиковые. Производители осознанно идут на данный шаг, справедливо полагая, что машина стоит на улице и испаряющееся топливо никому не навредит, автовладелец не хранит в баке топливо, а постоянного его вырабатывает, тем самым оно не будет успевать портиться, даже при наличии системы вентиляции бензобака.
Идеальной емкостью для хранения будет металлическая канистра или же бочка. Металл крепок, даже если канистру или бочку уронить, они не разобьются и топливо не вытечет. Металлические емкости хорошо выдерживают изменение давления (при повышении температуры давление паров в емкости будет повышаться), отсутствует транспорт газов и топлива сквозь стенки. Но у емкостей из металла есть два уязвимых места. Первое — прокладка крышки. Если она изготовлена из некачественного материала, то под действием топлива и его паров она разрушится, емкость потеряет герметичность и все преимущества металлической посуды сойдут на нет. За прокладками надо следить. Второй момент — ржавчина. Если канистра или бочка ржавые внутри, то ржавчина может послужить не только очагом, но и катализатором ускоренной порчи топлива.
Для дополнительной сохранности топлива, можно немножко упороться и вытеснить атмосферный воздух из канистры или бочки при помощи чистого аргона. Аргон крайне инертный газ, тяжелее воздуха и отлично подходит для устранения всех окислителей из емкости с топливом.
Сроки хранения топлива
Сколько же будет храниться бензинчик или дизелюшечка в моей заначке? Увы не так долго, как хотелось бы. В былые времена, лет так 50 тому назад, все было предельно просто. Нагнал «прямогонного» бензина из нефти, докинул щепотку свинца и поехал. Двигателю и экологии было на эти упражнения по боку. А сейчас все по-другому. Требования стандартов и автопроизводителей к топливу настолько жесткие, что о «щепотки» и «прямогоне» речь не идет совсем. Современное топливо — сложнейший продукт, состоящий из десятков компонентов. Освоить всю эту механику и физику под силу только выпускникам профильных ВУЗов с красными дипломами.
И если раньше стандартами определялся срок хранения в 5 лет, то сейчас, в лучшем случае это 1 год. Но не факт, что на обыкновенной заправке получится купить бензин, который без существенного изменения своих свойств протянет целый год. В лучшем случае месяц или пару недель. После чего параметры поплывут.
Обыватель ведь как выбирает бензин? Смотрит на цифры в наименовании, которые примерно обозначают октановое число (стойкость бензина к детонации), и покупает полбака в надежде, что уж на этой то заправке ему зальют что-то более-менее приличное. Но кроме октанового числа современный бензин должен удовлетворять еще минимум паре десятков параметров. Иначе он будет «некондицией» и будет продаваться пасечниками из-под полы на левой заправке со скидкой в 70%. Помимо октанового числа, которое, кстати не так уж и критично для запаса, для длительного хранения важны другие параметры. Современный автомобиль сможет поехать на топливе с худшим, в разумных пределах, октановым числом, чем ему предписано производителем, главное не топить педаль в пол, а перемещаться аккуратно.
Так вот о хранении. У бензинов есть такое понятие, как «индукционный период» или «устойчивость к окислению». Это тот параметр, который определяет как быстро будет деградировать топливо при хранении. Минимальное значение для товарных бензинов составляет 360 минут, максимальное 1200 минут. Эксперты не рекомендуют брать к длительному хранению топливо с показателем менее 500 минут. Минуты означают время, которое топливо будет сопротивляться активному окислению кислородом при повышенной температуре и давлении. Чем выше это значение, тем сильнее бензин сопротивляется окислению и будет дольше храниться без существенного изменения своих характеристик. Параметр этот зависит от состава бензина и от количества добавленных антиоксидантов, которые и помогают сопротивляться окислению. Разумеется, что повысить срок хранения можно аргоном, пониженной температурой хранения, герметизацией от атмосферы, чистой ёмкостью, отсутствием света. При длительном же хранении в окисляемом топливе образуется смолы.
Бензин, как и любая другая органика состоит из длинных молекулярных цепочек углерода и водорода. Чем эта цепочка короче, тем менее насыщенный цвет она будет иметь. Так изопропиловый спирт имеет структурную формулу CH3CH(OH)CH3, т.е. весьма короткую цепочку. От того он прозрачен и не имеет какого-либо оттенка. Структурная формула одного из основных компонентов бензина выглядит куда серьезнее CH3CH2CH2CH2CH2CH2CH3, что обеспечит более желтый оттенок бензину. Но с дальнейшим окислением эти длинные органически цепочки рвутся, соединяются друг с другом и образуют еще более длинные цепочки, которые к топливу отношения уже не имеют. Смолы обладают длинными органическими цепочками, окрашивают бензин в темный цвет (от тёмно-жёлтого и до коричневого) и наносят непоправимый, в нормальных условиях, вред двигателю.
Смолы плохо сгорают в двигателе, будут откладываться в виде лака и нагара на всех частях, начиная от топливного бака и далее везде: форсунки, цилиндры, система выхлопа. В сети есть множество свидетельств того, как люди заливали в свои «жигули», «волги» и прочие «запорожцы» топливо еще с Советского союза, найденное в гараже в канистре при очередной генеральной уборке. «И ничего!», машины как ни в чем не бывало переваривали ископаемый артефакт. Да, 20-ти летнее топливо будет гореть и на нем поедет «автомобиль». В экстренной ситуации можно поехать (недолго) и на таком бензине, если других вариантов нет. Но для нормальной эксплуатации использовать подобное топливо нельзя, тем более на современных двигателях. Помнится, в конце 90-х, я тоже нашел канистру с примерно 20-летним бензином. Цвет его был почти коричневым. Заливать в свой карбюраторный «жигуль» я такое даже и не рискнул, пришлось подарить бензин менее привередливому соседу.
Что до октанового числа. Да, с течением срока хранения оно будет уменьшаться. Те «присадки», что были использованы производителем при изготовлении конкретной партии бензина, со временем могут разлагаться точно так же, как и все остальное в бензине. Но, небольшое изменение можно компенсировать дополнительной свежей порцией октан-присадки из магазина (запаса).
Прошаренный читатель, сразу вспомнит, что в литературе очень часто выживальщики наносят визиты вежливости в коттеджные поселки в поисках запаса дизеля. Многие до сих пор топят свои загородные дома дизелем. В некоторых регионах либо отсутствует магистральный газ, либо подключение к нему стоит невероятных средств. А топить электричеством дорого. Вот для отопления домовладельцы и ставят котлы, работающие на дизеле, а попутно устанавливают емкости о тонну-две. Но тут нужно помнить, что даже изначально в эти емкости заливалось печное топливо, а не моторный дизель. А после месяцев хранения там уже вообще непонятно что. Котлу ведь все равно, что жечь. Нет, конечно, можно попробовать поехать и на таком «топливе», но есть риск, что поехать вообще никуда не получится после подобной заправки.
Что в итоге
В результате можно прийти к следующему выводу: топливо длительно нельзя хранить без ухудшения его характеристик. Обычное топливо с заправки уже через месяц может быть непригодным для нормальной эксплуатации. Но…
Речь не идет о нормальной эксплуатации. Речь идет о том, что в определенный момент времени потребуется топливо в любой кондиции, лишь бы горело. И то, что на нем нельзя будет газовать или после бака горючки все будет загажено смолами, можно закрыть глаза. В конце концов, можно прикупить сразу и очиститель топливной системы, камеры сгорания, форсунок и бензобака.
С другой стороны, можно организовать правильную ротацию топлива. Например, периодически, раз в 2-3 недели утилизовать в бензобак канистру из запаса, а на заправке заполнять новую. Или же, вариант для хардкорщиков, взять две бочки с топливом. Из одной заправляться, выкачивая топливо при помощи аргона, вторая стоит про запас. Как только первая заканчивается, заказывается новая бочка, а вторая переходит в разряд источника топлива для ежедневных нужд. В таком случае можно заправляться всегда качественным топливом (а не бодягой с заправки) и иметь нехилый запас на всякий случай.
В общем выбор делает каждый для себя.
Опубликовано 06.01.2021 автором kvv в следующих категориях:
статья
Про запас: в чем хранить бензин, чтобы не пожалеть об этом
У каждого уважающего себя дачника в загашнике должна быть канистра с топливом. Газонокосилки, бензопилы, культиваторы, триммеры без него попросту не работают. Но тут важно помнить, что перевозить и хранить бензин нужно в специальной таре. Обычные бутылки из пластика точно не подойдут. Не в каждой канистре хранить топливо безопасно. Какая тара будет самой прочной и удобной для хранения бензина? Что нужно помнить при покупке канистры? Узнаем в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ.
Главные правила при выборе канистры
Если хранить топливо в неправильной таре, то канистра с бензином может взлететь на воздух. Самыми опасными считаются канистры из пластика.
Работники автозаправок могут налить бензин в канистру из пластика только в том случае, если на ней будет стоять особая маркировка. Это значит, что в составе изделия есть специальные полимеры. Они препятствуют накоплению статического электричества в таре, поэтому хранить и перевозить в ней топливо безопасно.
Какой объем тары лучше взять?
Помимо маркировки эксперты советуют при выборе канистры обращать внимание на ее вес и объем. Чем легче тара, тем удобнее ею пользоваться.
Эксперимент по соответствию заявленного объема
Пришло время проверить объем наших образцов. Правильная канистра должна быть на 20% больше заявленного литража.
Испытание на прочность
В итоге только три образца прошли этот эксперимент. Но справятся ли они с лабораторным тестом? Отправляем «финалистов» в специализированный центр, где проверим их на взрывоопасность.
Проверка на взрывоопасность
Мы помним: если насыщенных паров топлива внутри канистры окажется слишком много, тара может не выдержать такого давления и взлететь на воздух.
Экспедиционная канистра действительно оказалась прочной. Она рванула при давлении 16 атмосфер. Причем у нее появились небольшие дыры в ребре отливки. А вот у обычной пластиковой канистры от избыточного давления вырвало дно. Правда, произошло это, когда прибор зафиксировал 21 атмосферу. То есть в 21 раз больше нормы.
Эксперименты показали: самой надежной и безопасной оказалась пластиковая канистра за 960 рублей. На ней стоит специальная маркировка, к тому же ей нестрашны падения, перевозка в багажнике или перегрев на солнце. Экспедиционной плоской канистрой тоже пользоваться можно. Правда, стоит она дороже, а топлива в нее помещается меньше, чем положено.
Еще больше экспериментов и лайфхаков смотрите в «Самой полезной программе» с Владимиром Щегловым на РЕН ТВ! Каждую субботу в 10:05 на нашем канале!