в чем хоронят монахов
Погребение священников: особенности
Похороны совершаются через три дня после смерти священника. Ни при каких обстоятельствах не нарушать установленные вековые нормы и ход действий церковных ритуалов. Порядок захоронения существенно влияет на исполнение всех погребальных обрядов. Есть два порядка захоронения: для монахов и для священников. У каждого ранга есть свои исключения и характерность, которые никогда не нарушаются и не меняются. Только люди имеющие церковный сан допускаются к проведению каких-либо манипуляций с телом, отпеванию и похоронному шествию.
Подготовка тела к погребению
Подготовка тела к погребению начинается с омовения, оно у священников и епископов происходит в одном порядке. Сначала трое священнослужителей обтирают умершего. Движения должны быть обязательно крестообразными. Затем тело оборачивают тканью. Через некоторое время умершего натирают маслом. Проведя все эти процедуры усопшего священника одевают в богослужебные одежды. Человека укладывают в гроб, прячут под воздухом лицо, в левую ладонь взгромождают Евангелие, а в правую — распятие.
Покрытие лика священника
Погребальная классическая традиция гласит, что лицо христианина должно быть скрыто от людей. Начало обычай берёт с погребения Иисуса — сына Божьего, лик которого закрыл платок для вытирания пота сударь. Это своеобразное подражание отличается тем, что лики умерших священников покрыты воздухом — литургической освящённой посудой. Накрывание платком свидетельствует, что усопший являлся исполнителем Таинств Божьих.
Траурное шествие
Когда покойника, имеющего церковный сан, переносят в собор (приход) и к месту захоронения, впереди колоны несётся крест, знамена и Священное Писание. Звон погребального колокола слышен при кортеже, так как он символизирует крестное шествие. В Каждой церкви, с приближением похоронного шествия, начинают звенеть в колокола.
Останавливается всё движение возле храма для проведения поминальной литии и чтения «Помощник и покровитель» (вступительные стихи канона). В храме возле гроба с каждой стороны ставятся подсвечники со свечами. Только священнослужители могут нести тело умершего священника.
Чтение литургических писаний
Поэтапный порядок чтения литургических текстов (канона, молитв)
Погребение всегда сопровождается особенным колокольным перезвоном, который изменяется на различных процессах похоронного ритуала. Когда колонна с телом передвигается к кладбищу (гробнице), доносится целостный колокольный перезвон. В начале панихиды читаются фрагменты из Евангелия, набата бьют соблюдая номер читаемого фрагмента тропаря. При занесении покойного в собор зачитывается молебен.
На заключительном этапе обряда священнослужители исполняют определённые песни — стихиры. Песнопения предназначены для конкретных событий и праздников. Стихиры включают восьми эпизодов, каждый из которых называют голосами. Голоса разделены на части из псалма. Каждой части голоса предшествует конкретный эпизод: перед первой частью голоса всегда стоит Псалом 141: 8: «Выведи душу мою из тюрьмы, исповедуй имя Твое». На похоронах зачитываются по три куплета из каждой части. В конце, по окончанию зачитывается разрешительная молитва. После прочтения в руку умершего вкладывается свернутый свиток с текстом.
Особенности похорон
Помимо вышеизложенных правил захоронения, имеются ещё несколько тончайших деталей:
Погребение людей имеющих сан является некого рода таинством перехода в неизведанное и незримое место покоя и тишины. Отпевание — процесс освобождения души из тела, которое является его темницей на Земле, но безудержно стремится попасть в Царство Господне. Очень важно соблюдать все правила и духовные традиции дабы душа умершего могла беспрепятственно вознестись и найти упокоение.
Особенности погребения в монастырях и почему монахов хоронят в пещере, а не в земле
Монастыри и лавры, в которых обитают монахи, как правило, становятся и последней обителью отшельников, а обряд их погребения имеет свои особенности, так что нередко озвучиваются различные версии по поводу того, почему монахов хоронят в пещере, а не в земле. Однако, это далеко не всегда именно так.
Особенности церемонии захоронения монахов
Обретение вечного покоя обитателями монастырей – особая церемония, из-за чего она имеет специфические правила и традиции. Монахи через земной путь пытаются обрести вечное расположение Бога, блаженство и попасть в рай. Поэтому после кончины отшельников стараются похоронить как можно скорее, часто – прямо в день смерти. Такая традиция появилась из-за поверия, что таким образом душа инока как можно скорее попадет к Господу.
Также, как правило, во время похорон лик монаха накрыт, лица усопшего не видно. Такая традиция исходит своими истоками еще к погребению Иисуса Христа. Дело в том, что помимо плащаницы, которая укрывала тело Христа, его лицо было накрыто сударём, то есть платком, который был предназначен для утирания пота с лица.
Символизирует такой обряд накрывания лика усопшего пеленою добровольный уход монаха из земного мира в вечный мир Бога. Существует и другое объяснение такой традиции. В момент похорон лицо умершего обращено непосредственно к Творцу, посему оно и закрыто от людей – обитателей земного мира.
Помимо этого, по истечению некоторого периода, чаще всего – нескольких лет, тело монаха может выкапываться обратно, а очистившиеся от плоти мощи могут быть помещены в пещеры или костницы.
Как хоронят иноков на Святой горе Афон
На горе Афон также существуют свои собственные особые традиции и процедуры захоронения ее обитателей. Чаще такие нормы были связаны с религиозными догматами, однако некоторые из них объясняются и спецификой климатических и других характеристик самой местности вокруг святыни на горе.
Во-первых, обитателей Святой горы хоронят без гроба, просто зашивая тело в рясу. Считается, что таким образом тело избавляется от лишних преград между собой и Богом, его тело быстрее будет принято землей, а душа – достигнет Бога. Через три года после погребения монахи откапывают тело и смотрят, избавились ли кости от плоти.
Считается, что, если находятся лишь мощи без плоти, значит монах был принят Богом, а если нет – инок не был безгрешным, останки должны оставаться в земле и превратиться в прах, а за душу похороненного монаха нужно еще более усердно молиться.
Еще одной особенностью погребения на Афоне является отказ от омовения тела и облачения его в чистую одежду. Дело в том, что в догматике веры указывается, что чистоплотность и гигиена – это излишняя привычка человека. Стремящемуся к Богу и нашедшего покой в монастыре заботиться об этом не нужно, так как лучше устремить все свои помысли лишь к чистоте духовной.
Захоронение и канонизация монахов
Захоронение монахов в пещерах, которые именуются оссуариями, криптами или же костницами, присущи для нескольких религий, включая православное и католическое христианство, иудаизм.
В монастырях такой способ погребения чаще всего применяется в связи с тем, что территория достаточно ограничена, а за несколько веков функционирования, кладбища монастырей могли существенно разрастаться. С целью экономии площади, мощи монахов переносятся в оссуарии.
К примеру, в Афоне после того, как плоть становится земным прахом, кости выкапываются, промываются в воде и вине, а потом переносятся в костницу. При этом освободившаяся могила готова принять следующего умершего монаха. Такая традиция объясняется тем, что вокруг храма на Афоне практически нет земли, вместо нее – лишь каменистый грунт.
Также подобный ритуал частично объясняется тем, что именно после того, как мощи изымаются из земли, принимается решение о канонизации, то есть причислению к лику святых умершего монаха. После канонизации мощи помещаются на особое место, и к этому месту могут совершаться целые паломничества.
B могилу на три года
Монастырям Афона сотни лет. В них жили и умирали многие тысячи монахов. Где же их могилы? Или, может быть, ныне живущие просто не считают нужным заботиться о сохранении памяти своих почивших братьев.
Чистота духовная
Прежде всего, заметим, что почивших афонских монахов, как правило, хоронят на самом Афоне. Случается, впрочем, что какой-то святогорец в силу тех или иных обстоятельств живет вне Святой Горы – скажем, где-то на афонском подворье, – и если он умирает, то и хоронят его обычно по месту смерти. Например, в Москве на Даниловском кладбище находится почитаемая могила афонского монаха Аристоклия (Амвросиева) – многие годы он настоятельствовал на московском афонском подворье и по упокоении был похоронен в Москве же. Но монаха, умершего на самом Афоне, даже если он приехал когда-то на Святую Гору из другой страны, на родину хоронить не везут, а предают земле в том самом монастыре, где покойный подвизался и почил.
Смерть на Святой Горе считается неким признанием праведности покойного
На Афоне преданию почившего земле предшествует особый обряд. Почивших святогорцев не только не принято омывать, но тело покойного даже не переоблачается в чистое белье – монаха хоронят в том же исподнем, которое он мог носить долгое время. Разумеется, гигиена соблюдается в должной мере, но все же излишняя забота о телесной чистоте и вообще здоровье признается монашествующими не самым иноческим занятием, которое по своей природе близко, например, лакомству. Но это не особая афонская традиция, а общее правило для всех желающих ангельского жития. Так, в «Последовании исходном монахов» мы читаем: «Егда кто от монахов ко Господу отидет, понеже не подобает омываться телу его, ниже видетися отнюд нагу».
Поскольку Афон почитается уделом Богородицы, то и погребальные традиции здесь особые
Итак, не омывая и не переодевая, чтобы не видеть «отнюд нагу» умершего брата, его облачают в схиму, лицо покрывают куколем, а самое тело зашивается в рясу. На грудь возлагается иконка Пресвятой Богородицы. Обратим внимание, что в миру на грудь богородичная иконка возлагается лишь женщинам, мужчинам же – образ Спаса. Но поскольку Афон почитается уделом Богородицы, местом, на котором Она незримо, но неизменно пребывает и, по поверию, первая встречает души почивших святогорцев, то и погребальные традиции в этом смысле здесь сложились особые.
Хоронят на Афоне, как правило, в самый день смерти и без гроба – ничто не должно мешать телу поскорее «возвратиться в землю», превратиться в прах земной. Подобное отношение к погребению мы встречаем во многих религиях и культурах. В частности, авраамические религии придерживаются этого правила в соответствии с обетованием, данным Богом первому человеку: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
После исполнения уставного молитвенного правила тело новопреставленного на руках братии переносится к месту упокоения, опускается в могилу и засыпается землей. В ногах устанавливается обычно невысокий четырехконечный деревянный крестик, на котором простой краской делается самая лаконичная надпись: имя монаха и дата его смерти.
Камень за камнем
Земля на Афоне в дефиците еще большем, чем дерево
Нужно заметить, что афонская могила, то есть самая почва, которой предается тело умершего, значительно отличается от того, что является обычным для русского человека. В нашей стране – преимущественно равнинной – практически неизвестны те связанные с погребением проблемы, с которыми сталкиваются жители Средиземноморья и других гористых местностей. В России обычная среда, куда помещается тело покойного, представляет собой чаще всего однородную мягкую рассыпчатую массу: в лучшем случае это земля (так называемый гумус) или песок, в худшем – глина. На Афоне ничего подобного нет. Там вообще отсутствует почва в нашем традиционном представлении о таковой. Афон – это сплошь камень. Иногда просто целостный массив, но чаще – ломаный, в виде булыжников и крупной щебенки. Земля на Афоне в дефиците еще большем, чем дерево. Поэтому и земледелие на полуострове практически отсутствует – для него нет объективных условий. Кстати, когда-то в давние времена в русский Пантелеимонов монастырь из России морем завозили чернозем, чтобы монахи все-таки могли развести какие-то огороды. Во время нашего путешествия нам случалось видеть при некоторых монастырях невеликие возделанные участки: от силы с дюжину гряд капусты и еще каких-то бахчевых культур. Самый большой огород мы встретили в Великой Лавре – пожалуй, соток 15-20 возделанных угодий. И, вне всякого сомнения, земля для этого огорода была также в свое время откуда-то завезена, ибо вокруг Лавры повсюду камень. А проселочные дороги, если только они не кремнистые, представляют собою какой-то, очевидно, не способный к возрождению жизни плотный красный грунт, напоминающий тертый кирпич.
И вот, умирает инок в каком-то монастыре. Для него нужно выкопать могилу. Братии предстоит срочно исполнить чрезвычайно трудоемкое послушание – подготовить новопреставленному место упокоения; не будем забывать, что покойного, по монашеским обычаям, нужно предать земле как можно скорее, желательно в самый день его смерти. Трудолюбивые монахи начинают рыть, звеня лопатами, эту неприступную афонскую твердь. Вершок за вершком. А вернее – вынимать камень за камнем, выковыривать глыбу за глыбой. На пуд камней приходится едва ли горсть песка. Наконец могила готова. Зашитое в рясу тело почившего брата аккуратно опускается на дно. Но чем засыпать могилу? Неужели снова навалить камней и глыб?! Разумеется, нет. Сколько-то земли для такой надобности монахи все-таки находят. Обратим внимание на дефицит, в частности, и могильной земли на Афоне – это обстоятельство скоро потребуется нам для объяснения других афонских погребальных особенностей.
Через три года останки… выкапываются и больше уже никогда не предаются земле!
Как бы то ни было, могила засыпана землей, устроен холмик – опять же по причине дефицита рассыпчатого грунта очень невысокий – и вкопан крест на полагающемся месте. Но далее происходит непостижимое для обывателя, незнакомого с афонскими и монашескими погребальными особенностями: всего через три года останки покойного… выкапываются и больше уже никогда не предаются земле!
Умершего и погребенного брата на Афоне принято усердно поминать в молитвах: в первые 40 дней вся братия ежедневно прочитывает одни четки, то есть монахи читают соответствующее правило столько раз, сколько бусинок на их четках. Также в память о новопреставленном в монастыре в этот период ежедневно приготавливается так называемое коливо – ритуальное поминальное блюдо, сваренное на основе какой-либо злаковой культуры: пшеницы, ржи, овса, риса – с добавлением меда, изюма, орехов, известное в России более под наименованием кутья. И в течение трех лет умерший поминается на каждой проскомидии. Если мы вспомним, что литургия в монастырях служится ежедневно, значит, каждый день в течение довольно долгого времени за покойного брата вынимается частица из просвирки. Имя умершего заносится в особую поминальную монастырскую книгу Куварас, в которой собраны имена всех покойных иноков обители с самого ее основания. Например, Куварас Великой Лавры неизменно ведется и читается в особые поминальные дни с Х века!
Место для следующего
Но проходит три года. Монахи разрывают могилу почившего собрата, осторожно откапывают его останки и внимательно смотрят, в каком они состоянии. Если мягкие ткани тела еще не вполне истлели, могила опять засыпается описанным выше способом. Спустя какое-то время ее снова разроют, чтобы проверить состояние останков. И так будет до тех пор, пока от покойного не останутся одни лишь кости. По афонской традиции, тело, «не принятое землей», свидетельствует, что покойный брат был человеком небезгрешным, почему Небо и не торопится принимать его душу в свои обители. Монастырь в этом случае начинает еще более усердно молиться за своего покойного насельника и в конце концов вымаливает прощение его грехов и очищение души.
Когда же братия находят в могиле вполне освободившиеся от истлевшей плоти кости (а это, при афонском климате и с учетом особенностей афонской почвы, происходит чаще всего как раз где-то через три года), они вынимают их и, тщательно промыв в воде с вином, переносят в особое хранилище, так называемую костницу. Это строение напоминает часовню и находится обычно где-то неподалеку, вне стен монастыря. А освободившаяся могила… готова принять следующего новопреставленного.
В местах упокоения происходит постоянная и невиданная в мире «ротация» покойных
Вот и разгадка, каким именно образом на Афоне решается проблема дефицита земли и почему на невеликих монастырских кладбищах древних монастырей Святой Горы так немного могил: их и не может быть много, потому что в местах упокоения там происходит постоянная и невиданная в мире «ротация» покойных: один отлежал сколько-то и уступает место другому, другой – следующему и т. д.
Костница – это, по существу, склеп. Но особенность этого склепа заключается в том, что покойные, а вернее, их останки, там не укрыты, а находятся на виду: черепа выстроены в ряд по полкам, а прочие кости аккуратно уложены прямо на полу вдоль стен, будто поленницы. На черепах обычно написаны имена монахов с датою смерти. Вот как описывает костницу Андреевского скита знаменитый русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в начале ХХ века: «Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами. И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти. Вот, представилось, только особого старичка «смертиотекаря» недостает здесь, чтобы составлять каталоги, биографии, выдавать справки. А литература присутствует. На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы».
Афонские костницы никогда не запираются. Любой насельник в любое время может войти туда и в уединении поразмышлять над бренностью бытия. Глядя в пустые глазницы братьев, которых он знал еще живыми или которые почили века назад, вряд ли кто из монахов не представит себе, что и его честная глава когда-нибудь встанет на полку в ряд с другими черепами, а кости его будут уложены сверху на горку костей прежде почивших. Есть о чем призадуматься монаху… Но монах нисколько не страшится навсегда оказаться в этой мрачной костнице. Потому что он, безусловно, знает, что бояться смерти не нужно – ее уже победил воскресший Христос!
В чем хоронят монахов
Порядок погребения монашествующих.
Священник:. Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84). Братия:. Аминь», Отпуск.
После этого братия переносит тело умершего в храм и ставит посреди храма. Пред началом отпевания звонят в самый большой колокол. Вся братия собирается и всем раздаются зажженные свечи.
Диакон: Благослови, владыка. Священник: «Благословен Бог наш…» Братия 90 псалом: «Живущий под кровом Всевышнего…» (стр. 85). Затем великая ектения (стр. 86) и молитва (стр. 84). Аллилуйя, гл. 8. Стихи 1. Блажен, кого ты избрал и приблизил, Господи. 2. Память о нем в род и род. Тропарь гл. тот же: «С глубочайшею мудростью..» (стр.86). Слава и ныне: «В Тебе, Девственная Богородица, мы имеем…» (стр. 87) и тотчас же: Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим14 и 118 псалом (стр. 87) с разделением на три части: первая часть с 1 — 93 стих, припев после каждого стиха: Благословен Ты, Господи. После 1–й части — ектения (стр. j 94) и молитва (стр. 84) затем поется вторая часть с I 94 — 131 с припевом: Твой я, спаси меня. А со 132 стиха поется: 3–я часть на 3 гл. с припевом: В Царстве Твоем, Господи, вспомни раба Твоего. И тот–I час–же: « Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим» и тропари: «Все святые нашли источник жизни…» (стр. 93). Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже ^трижды). Затем ектения и молитва и тропарь 5 гл. «Упокой, Спаситель наш…» (стр. 95). Слава и ныне: «Христе Боже…» (Стр. 95). После чего читается 50 псалом (стр. 28) и поются антифоны. Первый антифон 1 гласа: 1» Во время моих несчастий услышь мою скорбь, взываю к Тебе, Господи. 2. Живущим в уединении людям, как находящимся вне суетного мира, постоянно присуще стремление к Божеству. Слава и ныне: Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и вместе Сыну; поэтому воспоем Единовластительной Троице. Стихиры св. Феофана гл. 1, 1. Молимся Тебе, Спаситель, удостой, по Своему милосердию, сладостного общения с Тобою переселившегося раба Твоего и посели его в обители праведников, в небесных селениях и жилищах Твоих святых, прощая ему согрешения и даруя упокоение. 2. Никто из людей не безгрешен, кроме Одного Тебя, Бессмертного, поэтому, Щедрый Боже, по Своему милосердию, прости Твоему рабу его беззакония и даруй ему упокоение, вселяя его во свете там, где соборы Твоих ангелов. 3. Обещанные Тобою, Спаситель, блага, превосходят все видимое, их глаз не видел, ухо не слышало и на сердце человеку того не приходило. Благоволи же, Владыка, наслаждаться ими переселившемуся к Тебе, даруя ему вечноблаженную жизнь. Слава и ныне: Умоли, Дева — Мать, рожденного Тобою Христа, чтобы Он даровал прощение грехов и удостоил света святых и радости в Своем Царстве Твоего раба, благоговейно проповедывавшего Тебя Богородицей и засвидетельствовавшего это словом истины.
3. Зная Тебя, Христе, как владычествующего по Своей безначальной власти над жиными и мертвыми, мы молим Тебя, Человеколюбец: упокой с избранными Твоими в месте покоя, во свете святых верного Твоего раба, отшедшего к Тебе, Единственному Благодетелю, ибо Ты, будучи сострадательным, спасаешь, как Бог, Тобою созданных по Твоему образу, Единый Многомилостивый. Слава и ныне: Ты, Пречистая Богородица, явилась Божественным жилищем, ибо Ты, Непознавшая брака Дева, вместила Бога и родила Бога в двух естест–вах, но в Одном Лице. Моли же Его, Единородного и Первенца, сохранившего Тебя и после рождения Непорочной Девой, чтобы Он упокоил во свете, в вечном сиянии и блаженстве душу, скончавшегося в вере.
Седьмой антифон 7 гласа: 1. Возвративший Сионских пленников от блуждания, Ты, Спаситель, оживи и меня, избавляя от рабства страстям. 2. Кто в знойное время сеет скорби со слезами и постом, тот с радостью будет собирать колосья, доставляющие вечную жизнь. Слава и ныне: В Святом Духе источник Божественных сокровищ; от Него — мудрость, разум, страх; Ему принадлежит хвала, слава, честь и власть. Стихиры 7 гласа: 1. Ты, Один Бессмертный, явившись умерщвленным на кресте, возлег, как смертный в гробе, избавляя этим людей от умерщвления, тления и смерти. Поэтому, как безконечная глубина милосердия и источник благости, упокой, Господи, душу Твоего раба, переселившегося от нас. 2. Удостой, Милосердный Господи, переселившегося к Тебе, просвещаться лучами Твоей красоты, Твоей вечной славой и блаженством и ликовать с ангелами в духовном свете Твоего сияния о Тебе, Владыке–Царе славы и Господе. 3. Как имеющий неистощимое богатство даров, как неоскудевающее сокровище бесконечной благости, Ты, Милосердный Бог, посели переселившегося к Тебе в стране Твоих избранных, в месте покоя в доме Твоей славы, в райском блаженстве и в чертоге девственников. Слава и ныне: Ты, Богородица, родила исполнившего закон Спасителя, ставшего человеком, ибо никто из прежде живших в законе не оправдывался перед Богом, но ныне Христос, распявшись, оправдал нас. Поэтому, всеми Воспеваемая, как имеющая материнское дерзновение, моли Твоего Милосердного Сына упокоить душу переселившегося в благочестии.
Диакон — ектенью: Еще в мире»… (стр. 94). Священник молитву (стр. 84). Затем на 8 гл. «Со святыми упокой44… (сгр. 98). Икос: «Сам Ты Один Бессмертный»… (сгр. 98) и блаженны 2 гл.:
« Затем прокимен (сгр. 102), Апостол (стр. 102) и Евангелие (стр. 103), Ектенья: Помилуй нас, Боже».. (стр. 84) и молитва (стр. 84). После чего прощаются с умершим при пении следующих стихир 2 гласа:
После этого гроб закрывают, опускают в могилу и погребают умершего при пении тропарей 8 гл 1. «Расступись, земля, и прийми созданного вначале рукою Божией из тебя…» 2. Как сказал Ты, Господи, Марфе…» 3. «Духовные братья мои…» (стр. 107) Затем диакон: «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84). Священник «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84) и отпуск. После отпуска, положив за умершего но 12 поклонов со словами: Упокой, Господи, душу раба Твоего, вся братия расходится по келиям, благодаря Бога.