в чем хоронили фараонов в древнем египте
Обряды захоронения фараона, повелителя и бедного в Древнем Египте
Наука египтология основана на изучении происхождения и существования египетского царства. Цивилизация достигла высокого уровня развития, о чем подтверждают находки из раскопок. В них показаны не только достижения, но и как хоронили фараонов в Древнем Египте, какие ритуалы соблюдались. Египтяне освоили производство стеклянной, фаянсовой посуды, мастерства по обработке драгоценных металлов, создания скульптур и художественных произведений.
Поражают познания древних людей в области математики, медицины, астрономии, письменности. Исторические события отображались с помощью рисунков и иероглифов. Умерших царей хоронили в саркофагах. На саркофагах записывались подвиги фараона, его жизненный путь. На стены погребальной камеры наносили рисунки, в которых показано как хоронили повелителя Египта, его прошедшая и будущая жизнь.
Настенный рисунок похоронного обряда
Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь
Похоронный обряд показывает, что древние египтяне верили в загробную жизнь. На это указывают рисунки на стенах погребальной камеры, а также предметы обихода, орудия труда, которые заносились в камеру. Каждый житель стародавнего Египта верил, что даже после смерти его ждет вечная жизнь. Чтобы похоронить фараона использовались древние ритуалы и заклинания.
Все фараоны были египтянами
Древнее население Египта считало свое место обитания центром вселенной, а правителей сравнивали с богами. Окружающие их страны и реки, которые текут не в том направлении, что Нил, считались неправильными, жалкими.
Жители думали, что божественные правители жили в Египте во все века, что царь, фараон – это сын бога солнца РА. Настоящее имя владыки не произносилось. Подданные называли его «пер-оа», что обозначает дворец и его величие, «большой дом»– это и есть происхождение названия фараон.
Имен у фараона было пять. После смерти имена писались на папирусах и жрецы помещали в особый ларец, картуш, чтобы злые силы не могли прочитать их. Египтяне думали, что бог Ра на золотой ладье забирал умершего фараона-сына на небо для дальнейшего проживания. Египтяне хоронили фараона с большими почестями, строили роскошные поминальные храмы, укладывали в гробницы богатые подарки, чтобы цари после смерти никогда не покидали обетованную землю.
Фараонов хоронили вместе со слугами
При раскопках самых древних захоронений были обнаружены останки людей, которые были похоронены рядом с фараоном. Обследования показали, что на останках не было знаков насильственной смерти. Появилась версия, что люди были похоронены заживо.
Этот самый распространенный миф говорит о том, что жена, вся его семья и слуги были похоронены вместе. Таких погребений было обследовано несколько и то самые древние. Это указывает на то, что такие ритуалы проводились очень редко.
Погребальные обряды Древнего Египта
Главным ритуалом была мумификация тела умершего. Египтяне знали, как звали древнеегипетского бога погребальных ритуалов, верили, что Анубис, превратит умершего в «оживленного» и переправит его в мир мертвых. Профессиональные работники бальзамирования использовали «божественную соль» (оксид натрия) для мумификации тела.
Забинтованное тело укладывалось в короб, которому придавалась форма человеческого тела. Древнейшие египтяне хоронили коробы просто в земле.
Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта
Над земными захоронениями со временем начали надстраивать мастабы, в виде прямоугольной усеченной пирамиды. Внутри располагалась комната для гробницы, где проводилось погребение фараона и несколько комнат с настенными росписями, дарами, предметами обихода и ритуальными статуэтками ушебти.
Мастаба — конструкция, гробница в Древнем Египте.
Ушебти — похоронные статуэтки.
Египтяне верили, что потусторонний переход возможен только в построенной мастабе строго с севера на юг. С северной стороны были устроены двери святилища, куда приходили жрецы и родственники. Члены семьи приносили еду, жрецы произносили молитвы. В стенах комнаты с саркофагом были проделаны отверстия, сквозь которые умерший властитель «слышал» молитвы и заклинания.
Внутренняя стена выкладывалась из сырца, внешняя – из кирпича. Со временем египтяне стали строить ступеньчатые пирамиды, которые сменились настоящими, гладкими. Такие надстройки защищали тела упокоенных от внешних погодных условий, злоумышленников, злых сил.
Тела знати укладывались в саркофаги, которые также служили средством защиты тел. По продольной наружной стороне саркофага наносились надписи с заклинаниями, которые защищали покойного, придавали ему сил в загробной жизни.
Место расположения Долины Царей
Недалеко от реки Нил вблизи города Луксор (древнего города Фива) за каменистым нагорьем расположена Долина Царей. На протяжении пяти веков там хоронили фараонов.
Комнаты с саркофагами устраивались в глубоких колодцах под скалами. На ступеньках, которые вели в глубину колодца, устраивались ловушки от злоумышленников. Вход маскировался огромными камнями и засыпался землей.
Стены камеры расписывались мастерами до того, как умирал фараон, похороны и ритуалы проводились в обустроенной усыпальнице. Рисунки рассказывали: как проходили похороны фараона, о пройденном пути, годах его правительства и предстоящей загробной жизни. Погребение проводилось с большим торжеством. Саркофаги украшали золотом и драгоценностями. Рядом находились дорогие преподношения, ценные дары, золотые украшения.
К сегодняшнему времени в Долине Царей найдено и обследовано больше 60 усыпальниц. Каждый предмет аккуратно очищается и хранится, затем реставрируется. Внутри помещения не разрешают проводить фото и видеосъемку, чтобы не повредить старинные росписи. Обнаружено еще 30 захоронений, разграбленных ворами.
Ломаная пирамида
В Дахшуре стоит ломаная пирамида, которая строилась по указанию фараона Снофра. Ученые не могут доказать почему грани имеют разный наклон у основания и вершины. По первому предположению владыка не дожил до окончания стройки, и строители завершили ее, изменив наклон граней.
Ученый Мендельсон предположил, что было начато строительство одновременно двух пирамид. Когда постройка достигла половины высоты из-за сильных ливней, обрушился наружный слой облицовки этой пирамиды. Строители решили изменить градус наклона граней, чтобы ливень окончательно не размыл строение. Так получился изгиб грани пирамиды.
От других пирамид она отличается наличием двух входов. Северный вход устраивался по верованиям египтян. Для чего устроен второй ход – загадка, неразгаданная по сегодняшний день. Камера погребения фараона не была обнаружена, только на потолке три надписи имени Снофра красной краской.
Великие пирамиды
По подсчетам ученых в Египте находятся до 138 пирамид разной высоты. В большей части построек обнаружено усыпальницы фараонов. Самые известные три больших пирамиды: Микерина, Хефрена, Хеопса, последняя из которых считается самой высокой, входит в число Семи чудес мира.
Профессор Бернского университета И. Давидович в докладе на Международном конгрессе настаивал на доказательстве, что пирамида Хеопса построена из литых блоков. Египетские власти не разрешили проводить исследования, чтобы опровергнуть эту теорию.
Пирамида Джосера
Самая древняя – это пирамида Джосера. Она имеет шесть ступеней до вершины. Постройка считается предшественницей всех позже построенных пирамид. У основания между двумя плитами была найдена статуэтка бога Осириса. Египтологи считают, что жрец специально спрятал ритуальную статуэтку для связи с иным миром и чтобы усилить силу фараона, божественного олицетворения на земле.
Медумская пирамида
По начальному проекту гробница строилась ступенчатая, но на третьем этапе строительства приемник фараона Джосера Хуни приказал заполнить ступени камнями и превратить постройку в пирамиду «правильной» формы с гладкими поверхностями.
Вход в усыпальницу обнаружили в 1882 году, где в камере были обломки от деревянного гроба. Конструкция усыпальницы отличается от других своей простотой. У нее нет скрытых проходов, ловушек от воров, только вход находится под полом усыпальницы. Дополнительных комнат для даров нет.
Розовая пирамида
Третья египетская пирамида по высоте – это Северная или Розовая. Она построена в честь дочери Хеопса. Название произошло от цвета камней, которые приобретают розовое сияние под лучами заходящего солнца. Розовая пирамида с пирамидами Хефрена и Хеопса отражают расположение звезд созвездия Ориона. Постройки, которые обозначали еще две звезды созвездия, были разрушены еще в древности.
Гробница Тутанхамона
Три столетия археологи искали гробницу, где захоронен Тутанхамон, самый молодой фараон Египта. Он был облачен в золотую маску со всеми царскими атрибутами, что указывает на его высокое положение. Саркофаг был вылит из золота, скрывал тело властителя, чтобы никто не мог обезобразить его. Рядом были обнаружены несколько захоронений с драгоценными дарами. Надписи на стенах дают подсказку, что там захоронение близких родственников фараона.
После того, как была вскрыта гробница, археологи мистическим образом заболевали и умирали. Верующие фанатики утверждают, что члены экспедиции потревожили прах фараона, за что их постигло его проклятие.
Воры, которые хотели украсть из музея Каира золотую маску, также таинственно скончались.
Гробница царицы Нефертари
В 1904 году археологи обнаружили самую красивую гробницу в Долине Царей. Стены усыпальницы сохранили прекрасные росписи. Там похоронили первую жену Рамзеса II царицу Нефертари (имя обозначает Прекрасная спутница). Гробницу разграбили еще в древности. В Египетском музее в городе Турине (Италия) хранятся некоторые сохранившиеся детали гробницы, дорогого убранства царицы и амулетов.
Ритуал погребения
Умершим фараонам вынимались внутренние органы кроме сердца (вместилища души). Все тщательно промывалось и заполнялось благовониями, разрезы зашивались. На семьдесят суток тело погружалось в соль. Забальзамированное таким способом тело повторно обмывалось, заматывалось в льняные полоски материала «бинты мумии».
Среднему классу умерших египтян процесс бальзамирования проводился проще. Внутренние органы не вынимались, тело покрывалось благовониями, засыпалось солью на 70 дней. После этого периода тело заматывалось в бинты и отдавалось родственникам покойного.
Бедному покойнику тоже проводился процесс бальзамирования солью. После мумификации тело заворачивалось в бинты из старых вещей родственников, поскольку бальзамирование было дорогое и все средства тратились на него.
Письменного описания погребальных обрядов фараонов Древнего Египта не удалось отыскать. Все траурные ритуалы захоронения отображаются настенными рисунками усыпальниц. Только в самых древних настенных рисунках был отображен ритуал жертвоприношения. Возможно, слуги предпочитали вечную службу фараону в загробном мире жизни на земле.
Со временем фараоны отменили этот траурный ритуал. В усыпальницы жрецы устанавливали фигурки и статуэтки с заклинаниями, которые должны были следовать за царем и служить ему в ином мире.
Из раскопок древних захоронений, росписей на стенах, познаются ритуалы и обряды народов Египта. Древнейшая цивилизация начала возводить каменные постройки, достигла высокого уровня в таких науках как астрономия, математика, медицина, письменность. Росписи на стенах, драгоценные дары из золота, бронзы указывают на умение обрабатывать камень и металл.
Похороны в Древнем Египте: ритуал
Трудно найти похоронные традиции, с которыми было бы связано столько мифов и преданий, сколько связано с погребением у древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна интересуют людей.
За долгие тысячелетия истории Древнего Египта похоронные практики населявших его народов сильно менялись. Тем не менее преемственность традиций сохранялась, и несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненную» картину древнеегипетских похорон.
Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь
Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые представляли собой идеализированное отражение жизни умершего египтянина.
Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг. до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих народов о загробной жизни.
Скорбь и траур в Древнем Египте
Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.
Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте
После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.
Семья усопшего обращалась к профессиональным бальзамировщикам, которые во многом были «ритуальными агентами» Древнего Египта. Первым бальзамировщиком, по египетским мифам, был бог Анубис, один из покровителей загробного мира. Именно его прикосновение превращает умершего в «оживленного», которому предстоит отправиться в путешествие в мир мертвых.
Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.
Цена определялась рядом факторов:
Соли для мумификации
Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и простая соль.
Три вида погребения
В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно придавали вид человеческой фигуры.
Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.
Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.
«Вчерашний лён» — погребальное одеяние бедняков
Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела своих родных во «вчерашний лён».
Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.
Ритуал «Отверзение уст»
Начиная с периода Древнего Царства, перед помещением усопшего в гробницу проводилась церемония отверзения уст. Эта церемония еще раз подчеркивала значение физического тела покойного в обретении душой вечной жизни. Жрец зачитывал ритуальные заклинания, прикасаясь лезвием ножа ко рту покойного (чтобы тот мог есть, пить и дышать), а также к ногам и рукам, чтобы тот мог ходить по гробнице. После завершения погребения и запечатывания могилы, читывались молитвы, которые должны были помочь умершему отправиться в путешествие в загробный мир.
Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта
Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в земле, но затем развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими пирамидами».
Назначение подобных гробниц заключалось в том, чтобы защитить тело усопшего, которое было связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги также создавали с целью практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.
Ушебти – слуги в загробном мире
Богатство гробницы во многом зависело от материального благополучия семьи усопшего. Умершего старались отправить в последний путь в роскоши, окруженного дарами и культовыми предметами. В число культовых предметов, которые египтяне клали в усыпальницу, входили статуэтки ушебти.
При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.
Возможно, вам будет интересно:
Как хоронили в Древнем Египте
За тысячи лет до нашей эры люди иначе понимали устройство мира и верили, что жизнь не заканчивается со смертью, а просто переходит в другое измерение. При этом преодолеть границу между мирами можно было только при условии соблюдения системы погребальных обрядов. Большое значение имела не только подготовка тела, но также перечень предметов, необходимых для загробной жизни, их расположение и, разумеется, транспортировка тела до места упокоения, на подготовку которых иногда уходили десятилетия.
Вечная жизнь только для избранных
Погребальные традиции в Древнем Египте менялись соизмеримо достатку покойного и его происхождению. Рабочие и крестьяне не могли позволить себе роскошную гробницу, а путешествие в вечность для них было и вовсе под запретом. Встретиться с великими Богами прошлого имели право кровные потомки – фараоны, а также их дети и жены. Только во времена последних династий доступ к запретным знаниям и возможность разделить трапезу с демиургами получили жрецы, придворные писцы и аристократы, приближенные к царскому трону.
Большую часть обрядов, открывающих человеку дорогу в страну Богов, нужно было сделать при жизни:
Завершающим этапом была мумификация трупа, после чего усопшего доставляли в город мертвых, расположенный на западном берегу Нила.
Оборудование гробницы
Благодаря громким находкам археологов, цивилизация, образованная вдоль русла Нила, часто представляется загадочным и полным сокровищ местом. На самом деле, Древний Египет мало отличался от других стран того же периода. Рабы и неимущие плебеи не могли позволить себе достойные похороны и часто находили упокоение в общих склепах или могильниках.
Состоятельные горожане нередко заказывали мумификацию умерших (производилась она в бюджетной вариации) после чего переправляли саркофаги в семейные склепы. Пышные похороны организовывались для членов правящей семьи. А богато украшенные гробницы, поражающие воображение наших современников, возводились только для самого фараона.
Роспись стен и богатые дары встречаются также в гробницах верховных жрецов и царских супруг, но они значительно уступают заупокойному жилищу правителя, который считался воплощением бога на земле.
Строительство гробницы длительный и трудоемкий процесс, который не всегда удавалось завершить точно в срок, поэтому отобрать чужой зал или отдать уже невостребованный другому человеку не считалось большим преступлением. Основная масса захоронений – это просторные залы, выдолбленные внутри скальных выступов. Длинные коридоры уводят посетителей глубоко под землю, врезаются в песчаник и создают разветвленную сеть отдельных камер.
Чуть позже нехватка места привела к развитию погребальной архитектуры. Стали появляться надземные мастабы и пирамиды, в которых по мнению официальной науки некогда упокоились фараоны IV династии. Охотники за сокровищами давно разграбили город мертвых, но статус захоронения можно определить по размеру помещения, качеству и количеству фресок. Главной фигурой всегда являлся Анубис – бог бальзамирования, а также Исида и Осирис, которые встречали душу умершего в ином мире и вдыхали в его уста вечную жизнь.
Книга мертвых
Один из самых важных и дорогих погребальных атрибутов. Писали ее на свитке папируса, подробно рассказывая душе усопшего, как найти вход в мир Богов. Это своеобразная карта с пояснительными записками. Без такого путеводителя можно было заблудиться в царстве мертвых и никогда не попасть на суд Осириса.
Позволить себе столь дорогой навигатор могли только богатые египтяне. При том, что все средства семьи, скопленные за несколько лет, уходили на приобретение одного экземпляра, предназначенного для главы семейства.
Впрочем, книга не являлась залогом вечной жизни. Пройдя сложную часть пути, в которой усопшему должны были помогать оставленные для него в гробнице деньги и предметы, он оказывался на суде Осириса, где его судьба зависела от совершенных при жизни поступков. Если поступки его тяжелы и перевешивают на весах перо Маат (богини справедливости и правопорядка), душу смертного отправляли на съедение страшному чудовищу – Амату.
Процесс мумификации
Традиция сохранять тела умерших отражает веру египетского народа в жизнь после смерти. Считалось, что человек, по образу Осириса, будет воскрешен этим богом и продолжит нести свои обязанности в ином мире. Чтобы помочь покойному, жрецы под чтение специальных заклинаний производили обряд «отверзания уст»: к губам приставляли лезвие ножа, который символически разрезал сковывающие рот нити и даровал усопшему возможность говорить в мире мертвых. Аналогичный ритуал производился с руками и ногами.
Только сохранность тела гарантировала воскрешение, поэтому мумификация была обязательной процедурой для всех, кто не хотел бесследно исчезнуть.
Затем приступали к изъятию внутренностей и бальзамированию тканей. На протяжении нескольких тысяч лет обряд несколько раз претерпевал изменения, становился менее кровожадным и трудоемким. Например, вместо сдирания и просушивания кожи отдельно от мяса, было решено обезвоживать ткани с помощью натра (соли).
Неизменным осталось изымание внутренних органов. Их бальзамировали отдельно, а затем помещали на хранение в священные сосуды – канопы, которые выставлялись рядом с саркофагом. Мозг из черепа вынимали при помощи специального раскаленного крюка. А само тело натиралось благовониями и на 2,5 месяца опускалось в соль. Затем его снова вынимали, обтирали, умащали ароматными маслами и заматывали в узкие льняные бинты.
Готовая мумия помещалась в саркофаг, который должен был передать облик умершего таким, каким его помнили при жизни. Теперь усопший был полностью готов к путешествию на Запад и часть пути проделывал в окружении жрецов и родных, доставляющих останки к месту их упокоения.
Метод бальзамирования
Бальзамирование предохраняло тела от гниения. Египтяне совершенствовали эту технологию на протяжении столетий. Выполнение всех предписаний делало процесс мумификации долгим и трудоемким, однако результат того стоил. Многие из мумий Нового царства до сих пор находятся в удивительно хорошем состоянии. Позднее качество мумификации упало, но сама традиция сохранялась до Птолемеевских времен.
Метод нового царства
Мумифицирование занимало в общей сложности 70 дней. Сначала в боку тела делали разрез, чтобы извлечь внутренности – кишки, легкие, печень и желудок. Их бальзамировали отдельно и помещали в канопы. Сердце возвращали в тело, поскольку египтяне считали, что его будут взвешивать боги на загробном суде. Затем мастера бальзамирования обкладывали тело натром (соль и пищевая сода). Будучи консервантом, он вытягивал влагу из кожи и всего тела. По прошествии 35—40 дней тело полностью высыхало. Затем его наполняли льном, опилками, смолой и натром, с тем чтобы оно вернулось к прежней форме, и разрез в боку зашивали. Теперь все тело от макушкидо пят оборачивали лентами в несколько слоев. Драгоценности и амулеты (обереги) помещалисьмежду слоями ткани, чтобы защитить человека в загробной жизни, и каждый такой слой также пропитывался маслами, смолами и благовониями. В конце концов на голову мумии надевалась маска. Это делал главный бальзамировщик в маске шакала, олицетворявшего Анубиса – бога бальзамирования. Наконец мумия была готова к помещению в саркофаг.
С течением времени масла и смолы, пропитывавшие ткань, становились вязкими и густыми, как деготь. Египтяне называли мумии «саху», нынешнее наименование «мумия» («горная смола») восходит к греческой форме арабского слова «битум» – «лекарственная смола».
Канопы
Мумии полагалось иметь четыре канопа (специальных урны с крышками), в которых содержались мумифицированные печень, легкие, желудок и кишки. У каждого сосуда была своя собственная крышка с изображением одного из сыновей Хора, защищавших содержимое.
Урны – Канопы
Мумии открывают свои секреты
В XIX в. мумии очень часто разворачивали, чтобы их изучить. Потом было признано, что это для них вредно. Теперь, когда ученые хотят исследовать мумию, они помещают ее в магнитно-резонансный томограф, который показывает строение костей и ткани мумии. Также на исследование берутся крохотные кусочки мумифицированного тела, их ДНК анализируют и прочитывают закодированную генетическую информацию. Например, анализ ДНК показал, что Тутанхамон и тело, найденное в гробнице KV55, несомненно связаны родственными узами.