в чем ходят индейцы
Зачем индейцы носили свисающую бахрому на своей одежде
В большинстве племен коренных американцев, мужчины (и многие женщины) носили одежду с набедренными повязками, заправленными поверх пояса так, чтобы лоскуты (бахрома) падали спереди и сзади.
Как вы могли догадаться, свисающая бахрома на одежде у индейцев была всюду, на рукавах, на поясах, на штанах и даже на обуви. Но зачем индейцы носили эти висящие лоскуты на своей одежде? Просто ради красоты или из-за каких-то практических целей?
Небольшой экскурс в историю
Ещё задолго до прихода первых европейцев на американский континент, индейцы жившие на Юго-Западе выращивали хлопок и производили из него ткани. Однако, большую часть одежды индейцы шили из кожи из-за своих религиозных верований.
Одежда коренных американцев была очень тесно связана с окружающей средой в которой они проживали и их религиозными убеждениями. Религиозные верования многих индийцев были сосредоточены вокруг шаманизма и тотемизма, идеи того, что вся природа, включая животных и растений, обладает духовной силой. Многие индейцы также считали то, что надев шкypy пoвepжeнного животного на своё тело, человек может получить часть силы и покровительство этого животного.
Таким образом, ношение одежды из шкyp животных для индейцев стало чем-то большим, чем просто ношение удобной и прочной одежды. Это стало частью религиозной практики коренных американцев и способом «улучшить» свое собственное тело. Добыть на oxoте, например, олeня и тем самым завоевать орлиное перо (знак почета), показать свою доблесть, а затем пошить из его шкypы себе новые ботинки или штаны, чтобы получить силу животного и стать быстрее, ловче, смелее и т.Д.
Почти все племена индейцев использовали шкуры животных, на которых они охотились или выращивали. Они разработали уникальные методы дубления кожи, благодаря чему она становилась невероятно мягкой. Из этой кожи они шили себе одежду и обувь. Некоторые коренные племена, такие как апачи, проживающие на западных равнинах и алгонкины, жившие на юге Канады в районе Великих озёр, даже использовали кожу для утепления стен своих жилищ. Но сегодня речь не об этом.
Почему американские индейцы носили бахрому на своей одежде?
Согласно традиции некоторых племен индейцев, если воин cкaльпировал своего врага, то ему разрешалось отделать рукава своей туники бахромой из человеческого волоса в дополнение к бахроме из оленьей кожи.
Коренным американцам часто приписывают то, что они были одними из первых народов на Земле, кто начал использовать бахрому при пошиве одежды, чтобы удерживать одежду в области швов, тем самым заменяя нитки. Кожа просто скреплялась кожаными лоскутами, которые закручивались и опускались, а не отрезались, тем самым создавая эффект свисающей бахромы.
Стиль свисающей бахромы отличался у индейцев от племени к племени. Например, племя Команчи носили длинные, скрученные полосы, связанные в пучки. Племена Великих равнин предпочитали длинные прямые бахромы, особенно свисающие вдоль рукавов к которым они также добавляли конские или чeлoвeческие волосы. Бахрома, которую на одежде носили лесные племена, были короче, чтобы длинные полоски нигде не цеплялись в подлесках (мелких кустарниках и т.Д).
И хотя изначально бахрома у индейцев предотвращала распускание шва ткани, когда не использовалась подшивка, а также из-за религиозных верований, то спустя длительное время она стала использоваться индейцами и для множества практических целей.
Практические цели использования бахромы
Также индейцы равнин и прерий носили мокасины со свисающей плотной щеточкой из кожаной бахромы на шве у пятки и по бокам обуви. И такая бахрома на обуви у индейцев тоже играла практическую задачу; помогала скрыть следы индейца. Свои мокасины индейцы обычно шили из мягких дубленых шкур oлeнeй, лocей или буйволов.
После прихода европейцев на американский континент, всего за сотню лет индейскую одежду из оленьей кожи с бахромой скопируют жители глубинки, пограничники, пионеры, ковбои и многие другие жители Запада, но уже чисто из-за декоративных целей.
Одежда
Индейцы могли быть одеты по-разному. Племена равнин, а также северных и восточных районов носили больше одежды, чем племена, жившие в теплых южных районах. Последние, как и жители района Большого Бассейна, ходили практически без одежды: у мужчин была лишь набедренная повязка-фартук, а у женщин – юбка. Индейцы южных районов наносили татуировку по всему телу: это были различные причудливые полосы и разнообразные разноцветные узоры. Они также раскрашивали тело белой, красной и коричневой охрой. Татуировку применяли и некоторые племена центральных и восточных районов. Воинственные индейцы кэддо, образовавшие федерацию на территории Оклахомы, Канзаса и Арканзаса, столь обильно покрывали себя татуировкой, что первые английские поселенцы называли их «индейские пикты»[1].
В большинстве районов женщины обычно носили либо кожаные рубаху и юбку, либо рубаху-платье и ноговицы[2].
Мужчины носили короткие штаны и ходили с обнаженным торсом; в холод или дождь они использовали покрывало, напоминавшее плащ-накидку. Рубахи носили лишь мужчины, занимавшие высокое положение, да и то в основном во время праздничных церемоний. Пышные наряды, описанные в романах Викторианской эпохи и показанные в фильмах, появились сравнительно недавно, когда индейцы стали использовать в одежде шелк, ленты, бархат и сатин, подражая белым людям, с которыми им приходилось встречаться в городах, во время движения по рекам и в военных гарнизонах. Индейцы заимствовали у белых и фасон одежды, поэтому после 1860 г. наряды индейцев стали представлять собой пародию на традиционное индейское одеяние.
Нельзя сказать, что мех и кожа, которые индейцы использовали в одежде до того, как она резко изменилась под влиянием белых людей и шоу «На Диком Западе», были хуже по качеству, чем у европейцев. Мех и пушнина отличались высоким качеством, а одежда из них не уступала той, которую делают сегодняшние мастера. Шкуры и кожа находили самое различное применение. Невыделанные шкуры не уступали по твердости и прочности кости и пластмассе; из них делали щиты, защитные покрытия и уже упоминавшиеся парфлеши. Из шкур бизона, марала, лося, оленя, антилопы и других животных индейцы выделывали такую мягкую кожу, как нигде больше. Шкуру тщательно натирали смесью из мозга и печени животных, кислого молока и коры вяза, а затем долго вымачивали в воде. После того как шкура была высушена и натятнута на раму, ее можно было разрезать на части и использовать для пошива одежды, сумок, кожаных мешков, рубах и блузок, ноговиц, обуви, колчанов для стрел и еще тысячи и одного предмета. Многие племена имели свои собственные рецепты изготовления кожи и изделий из нее. Так, племя равнинных кроу настолько умело выделывало шкуры оленей, бизонов и маралов, что сделанные из полученной кожи одежда и покрытие для палаток-типи очень быстро высыхали и после самого сильного дождя, который не причинял им никакого вреда.
Поскольку всевозможные украшения – врожденная страсть индейцев, их часто наносили как на кожаную одежду, так и другие изделия из кожи. Делали бахрому, вышивки, наносили рисунки, а также украшали бисером, ракушками, иглами дикобраза и перьями. Помимо кожаной одежды было много способов производства и украшения одежды из других материалов. Индейские женщины искусно ткали, плели, вышивали, делали складки на одежде, обшивали ее тесьмой – причем как вручную, так и используя ткацкий станок, как импровизированный, так и настоящий. Они достигли в этом очень высокого уровня – об этом мы подробнее поговорим позднее. Рубахи и блузки, платья, ремни, пояса-кушаки, плащи-покрывала, как обычные, так и для вождей, накидки-пончо и многое другое – все это было изготовлено индейскими ткачихами. Что касается детей, то первую свою одежду они надевали в 5–6 лет, когда их начинали учить взрослым занятиям и правилам поведения, а до этого они бегали нагишом, имея на ногах лишь обувь, поскольку вокруг было много гремучих змей, муравьев и других опасных существ. У индейцев было несколько пар мокасин – как с высоким верхом, так и с низким, как на мягкой, так и на твердой подошве. Одни предназначались для отдыха, другие – для занятий сельским хозяйством, третьи для охоты и преследования дичи и т. д. Какую-то обувь носили ежедневно, какую-то только по праздникам. Отправляясь на охоту, индеец брал с собой две-три пары обуви. И в мирное время, и на войне индейцы были большими щеголями; они разряжались как павлины, постоянно прихорашивались и гордо демонстрировали свои наряды.
Важной составной частью индейского туалета были прическа и головной убор. В основном индейцы носили длинные волосы, перехватывая их сзади ремешком, узкой головной повязкой или платком. Некоторые племена намазывали волосы грязью или жиром; им придавали различную форму, чтобы, например, отличить холостого от женатого или опытного воина от зеленого юнца. В ряде племен воины обривали голову, чтобы запугать противника. При этом обычно оставляли либо небольшую косичку, либо хохолок, торчавший, как петушиный гребешок. И мужчины и женщины носили серьги, размер которых зависел от занимаемого положения, а также ожерелья, подвески, кольца и самые разнообразные браслеты для рук и ног.
Существовали также строгие правила и относительно оперения в головном уборе. Один воин имел право на ношение одного орлиного пера, другой – двух. Перья и кусочки меха как на голове, так и на других частях тела означали знаки отличия и соответствовали тому или иному военному рангу или заслугам. Мех выдры, бобра, дикой кошки, а также шкуру пантеры полагалось носить лишь имевшему выдающиеся заслуги. Носивший мех лисы или енота имел большие заслуги по сравнению с тем, кто носил мех белки.
[1] Пикты – коренные жители Шотландии, мужественно отстаивавшие свою независимость и почти полностью погибшие; их мужество и стойкость воспеты в стихотворении Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед».
[2] Ноговицы – своего рода гамаши; ноговицы, соединенные с мокасинами, напоминали облегающие ногу высокие, до пояса, сапоги.
Одежда. Украшения
Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия — жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.
Принцип изготовления одежды
1. Раскрой и общий вид военной рубахи:
а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.
б) скальповая прядь.
2. Раскрой кожаных леггин
3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин
4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:
а) суконная обшивка; б) формы язычков.
5. Орнаменты на мокасинах:
а — Сиу; б — Ассинибойны; в — Кроу; г — Команчи; д — Черноногие; е — Чейенны.
Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины — две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка — длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.
Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный — с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.
В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном — так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.
Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху — на рукава, плечи — и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл — рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.
Все традиционные рубахи отделывались бахромой — или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.
Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы — число захваченных лошадей, трубки — сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета — верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ — в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.
Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.
Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.
Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.
I. Техники и стили вышивки:
г) Общий вид вышивки ленивым стежком
Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.
д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»
(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).
е) Общий вид вышивки стежком на месте
Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.
II. Значение Бисерной Символики:
1, 2. Человек.
3. Голова.
4. Глаз.
5. Сердце.
6. Пуповина.
7. Сердце и легкие.
8–9. Орел.
10–15. Перо.
16. Перья.
17. Бизон.
18. Кишечник бизона.
19. След антилопы.
20. След лося.
21. Бабочка.
22–23. Черепаха.
24. Лягушка.
25–26. Стрекоза.
27–28. Звезда.
29. Утренняя Звезда.
30. Млечный Путь.
31. Солнце.
32–34. Горы.
35–36. Типи.
37. Сумка.
38. Дороги.
39. Сушилка для мяса.
40. Река.
Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина — геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых — обладатель накидки — жестоко расправляется со своими врагами.
Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп[7] — «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки — с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин— Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.
Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора — большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.
Крест и пекшораль из мельхиора
Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока — американские, с северо-востока — английские, с юго-запада — испанские, с северо-запада — русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.
Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.
Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.
Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.
Читайте также
Одежда. Украшения
Одежда. Украшения Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия — жилетки, рубашки,
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел
4.1. Украшения
4.1. Украшения На рис. 6.16 показано роскошное золотое «античное» украшение якобы I века н. э., найденное в Помпее. Сразу обращают на себя внимание зелёные изумруды, о которых специально сказано в комментариях к данной фотографии издателями альбома «Помпеи». Оказывается,
1. Одежда и украшения
1. Одежда и украшения Пройдитесь по одному из великолепных итальянских музеев – в Риме, Флоренции или Неаполе – и устройте своей душе праздник античной скульптуры. Не ограничивайтесь только поздними работами, такими, как «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон», столь
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел
4.1. Украшения
4.1. Украшения В [ХРОН1], гл. 1:13.2, и [ХРОН2], гл. 2, А.Т. Фоменко показал при помощи статистического метода династических параллелизмов, что в действительности город Помпея засыпан извержением Везувия вовсе не в 79 году н. э., как думают историки, а не ранее XVI века. Скорее всего,
Глава девятая ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Глава девятая ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины — 158—160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост
Глава 5 Одежда и обувь. Украшения
Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в
Украшения
Украшения Украшения израильские женщины носят с древнейших времен. В Бытии упоминается подарок, которые слуга Авраама преподносит Ревекке и ее семье109, а в Апокалипсисе великолепие нового Иерусалима сравнивается с блеском драгоценных камней110. Люди Библии часто
Глава IV Одежда и украшения
Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших
Украшения
Украшения Всегда носи своё обручальное кольцо, ибо в нём заключено больше, чем многие думают. Если ты вдруг рассердишься, или тебя будут одолевать неподобающие мысли, или ты подвергнешься соблазну нарушить каким-либо образом свой долг — посмотри на своё кольцо и вспомни
Украшения
Украшения Всегда носи свое обручальное кольцо, ибо в нем заключено больше, чем многие думают. Если ты вдруг рассердишься, или тебя будут одолевать неподобающие мысли, или ты подвергнешься соблазну нарушить каким-либо образом свой долг – посмотри на свое кольцо и вспомни
Украшения
Украшения Использование кроличьих шкур для украшения тканей.Корсеты из хлопка.Тюрбаны.Сандалии на каблуках.Военная одежда из цельного куска ткани.Нагубные кольца и сережки, ожерелья, браслеты, перстни и пекторали, изготавливаемые нередко из драгоценных
Украшения
Украшения Не просто «для красоты» Зачем вообще люди, особенно женщины, надевают на себя украшения?Ответить на этот вопрос учёным помогло ещё одно бесценное «окно в прошлое» – возможность наблюдать обычаи народов, которые в силу разных причин и сегодня придерживаются
Украшения
Украшения «Особенным украшением для девушек являются цветы, в частности, в праздничные дни, а если в зависимости от времени года их негде взять, заменяют веточками всегда зеленого барвинка и красными ягодами калины, специально оставленными с осени, или искусственными