в чем ходить в мечеть
15 правил посещения мечети
Правило посещения мечети №1: омовение и купание
Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха
Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №3: дуа по дороге
Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً
«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
Правило посещения мечети №5: дуа при входе
Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:
أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ
«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-ḱадими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉ—ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фтаẍ ли абваба раẍматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».
Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:
لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد
« и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).
Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.
Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей
Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).
Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».
Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.
Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия
Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.
Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».
Правило посещения мечети №11: не повышать голос
Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).
Правило посещения мечети №12: отказ от торговли
Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!»» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: «Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!» – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).
Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети
Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).
Правило посещения мечети №14: не выходить после азана
Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.
Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).
Правило посещения мечети №15: дуа при выходе
Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:
بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم
«Бисмилляhи, ва-ĉ—ĉаляту ва-с-саляму ‘аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас’алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-‘ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».
«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Как одеваться когда отправляешься в мечеть?
Но для начала давайте поговорим о самом мечете. Многие на сегодняшний день ходят в мечеть только для того что бы сделать хайр-садака (добровольная милостыня) просят имама почитать за здоровье, благополучие ну и конечно помянуть усопших.
Аллах ﷻ говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин (отличать от рабынь и блудниц) и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» (Сура 33аль-Азхаб, 59 аят)
И конечно же мы мусульмане должны одеваться по шариату не только отправляясь в дом Аллаха мечеть мы должны одеваться так как велит нам Аллах везде и всегда, так как для уммы (общины) пророка Мухаммада ﷺ вся земля является мечетью, мы можем в любом месте в любое время обращаться к Аллаху с дуа читать намаз, кроме грязных мест (туалет, баня, свалка)и кладбища.
Дорогие мои братья и сестры по вере давайте обратим на нашу одежду на наше поведение на образ жизни, возможно раньше мы не понимали этих моментов, не до конца осознавали важность закрытия гаурата и совершали ошибки (грехи) но ведь в аяте сказано: «Поистине, Аллах прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!». Мир Вам и милость Аллаха и Его благословение.
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
Памятка новообращенному: правила посещения мечети
Этика (адаб) по отношению к мечети
Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.
В Коране говорится об этих особенных местах так:
«Воистину мечети принадлежат Аллаху, и поклоняйтесь там одному Аллаху» (72:18).
Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.
Мечеть – это не только место для ежедневной молитвы. В наше время, когда люди особенно много заняты мирской суетой и увлечены погоней за земными благами, мечеть – это место, где собираются люди, преданные религии. Здесь можно встретиться с братьями и сестрами по вере, здесь проводятся лекции и уроки по основам религии, читается Коран. В одном из хадисов сказано, что «мечеть – это дом для каждого верующего». В другом сообщении передается, что:
«Когда человек приходит в мечеть для молитвы и поминания Аллаха, Всевышний Аллах встречает его радостно, подобно тому, как семья радостно встречает человека, вернувшегося домой» (Ибн Маджа).
Этика (адаб) по отношению к мечети
Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.
Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?
Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.
В одном из рассказов из жизни Пророка (мир ему и благословение) передается, что в Медине жила женщина, которая старалась добровольно поддерживать порядок в мечети. Однажды Пророк (мир ему и благословение) не увидел ее и спросил, что с ней. Сподвижники сказали ему, что она умерла. Тогда он совершил по ней заупокойный намаз и сказал: «Я видел ее в Раю. Она была вознаграждена за уборку в мечети» (Бухари).
Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.
3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:
«Аллахумма ифтах ли абваба рахматик»
«О, Аллах, открой мне врата Твоей милости»
После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.
В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:
«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар»
«Свят Аллах, вся хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик».
При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:
«Аллахумма инни асалюка мин фадлик»
«О Аллах, я прошу Твоей милости»
4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто съел один из этих двух овощей (лук или чеснок), пусть не приближается к нашим мечетям до тех пор, пока от него не перестанет пахнуть» (Муслим).
Женщинам следует воздерживаться от использования парфюмерии – это порицаемо для них в общественных местах и, тем более, в таком месте, как мечеть.
5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.
6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.
Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.
7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.
8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.
9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.
10. Если человек пришел в мечеть в то время, когда звучит азан, то покидать мечеть, не совершив коллективную молитву, порицается (если только он не является имамом в другой мечети). Есть сообщение, где рассказывается следующее:
«Мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), и муэдзин читал азан. В это время один мужчина встал с места и ушел. Абу Хурайра проводил его взглядом и сказал: “Воистину, этот человек ослушался Пророка (мир ему и благословение)”» (Абу Дауд и Муслим).
11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети. Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.
Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.
Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз
Люди, которые только недавно пришли к соблюдению религии или недавно приняли ислам, особенно женщины, часто волнуются: «Можно ли мне прийти в мечеть, как одеться, как себя вести?». Для них специально перечислим некоторые моменты:
— Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.
— Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.
— Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.
— В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.
— Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.
— Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.
— Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться – лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.
И пусть Всевышний поможет нам соблюдать этикет в доме Аллаха.
Правила посещения мечети для женщин
В достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть. Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома. Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.
Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.
Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.
Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.
Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным. Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть. Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.
Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.
Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.
Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить. Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо. При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.
В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.
Женщина в коллективном намазе
Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».
Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.
Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.
Правила входа в мечеть
Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.
Что можно или нельзя в мечети
Посещение мужчины
К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме. Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха. Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.
Мечети для женщин
Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.
Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.
В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.
В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.
Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)