в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Герои, место и время действия, проблемы и их решения и крылатые выражения из произведения пенсне Осоргина. Пожалуйста

1.Рассказ М. Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чем никто не должен сомневаться? В чем хочет нас убедить рассказчик?

М. А. Осоргин сразу же вызывает удивление утверждением, что вещи живут собственной жизнью, и тут же спрашивает: «Кто же сомневается?» Рассказчик хочет нас убедить, что находящиеся вокруг человека вещи действуют иногда самостоятельно, переползая с места на место, самопроизвольно закатываясь и прячась от хозяев. Правда, он при этом не говорит, делают они это специально или просто из любопытства хотят посмотреть на мир. В случае с пенсне это, наверное, всё- таки любопытство.

2.Кто же является героем этого рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: «. пенсне мое гуляло, и гуляло долго. до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу»? Кто из писателей XIX века использовал приемы, которые есть в рассказе Осоргина? Приведите примеры.

Героем этого рассказа являются живые вещи, главным же героем — пенсне рассказчика.
Приведённые строки авторского текста можно понять так, что вещи — всё-таки зависимые создания, пусть и живые, и они по-своему привязаны к хозяевам, к привычной обстановке. Длительное путешествие, в котором пенсне было оторвано от своего хозяина, действительно могло его нешуточно истощить, превысить его меру способности воспринимать новые впечатления. Что поделать! Даже с человеком порой происходят такие истории.
В рассказе «Пенсне» М. Л. Осоргин использует приёмы, которые из писателей XIX века использовал Н. В. Гоголь (особенно в рассказе «Нос»).

3.Будьте внимательны к слову и к тому, как автор говорит о «жизни» вещей: часы шагают, хворают, кашляют, печка
мыслит, письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? Почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой из названных вещей?

Чтобы показать необычную жизнь вещей, автор использует следующее: он подставляет к названиям неодушевлённых предметов глаголы и речевые обороты, которые могут относиться только к живым существам.
Часы хворают, шагают, — часы тогда были только механические, в большом механизме (особенно если часы настенные) что-то могло поскрипывать («хворают»), мог шуршать маятник и фальшивить кукушка («кашляют»), громко щёлкать секундная стрелка («шагают»).
Печка мыслит — печка топилась дровами и могла быть достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
Письмо подмигивает и рисуется — письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
Раздвинутые ножницы кричат — если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку, «в профиль», то создастся впечатление открытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю — рассказчик имеет в виду старые приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках — книги «дышат», когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. На полках, когда их много, они производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу М.А. Осоргина «Пенсне»

Конспект урока по рассказу М.А Осоргина «Пенсне». Аналитическая беседа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу М.А. Осоргина «Пенсне»»

Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а «просто» рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться «наивным и чувствительным» (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне».

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость».

у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялась», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш».

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое виновато» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…», «загулявшиеся стёклышки».

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

— Каковы ваши впечатления от рассказа?

— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

VII. Выставление оценок. Домашнее задание.

— Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни»

Источник

Презентация «Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Описание презентации по отдельным слайдам:

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «ПЕНСНЕ»

Обсудим … 4. Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом? 5. Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

Вспомним … Олицетворение – изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуется по типу олицетворения.

Объясним … «печка мыслит» Печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).

Объясним … «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.

Объясним … «раздвинутые ножницы кричат» Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».

Объясним … «кресло сидит» Рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.

Объясним … «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» Когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы, они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга.

Ответим … Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла? Каковы рассуждения автора в конце рассказа? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Определим … Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов; обращения к читателю. Употребление глаголов 2 лица в настоящем времени, чем достигается эффект присутствия читателя в действии. Много восклицательных знаков, вопросительные предложения. Синтаксические приёмы Грамматические приёмы Интонационные приёмы

Более того… вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения «демократический стакан», «реакционная стеариновая свечка», «интеллигент-термометр», «неудачник из мещан – носовой платок» «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка» Поясните, почему именно такие эпитеты использует писатель, характеризуя своих «героев».

Подведём итоги … Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Номер материала: ДБ-393994

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Смотреть картинку в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Картинка про в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне. Фото в чем хочет нас убедить рассказчик пенсне

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу М.А. Осоргина «Пенсне»

Конспект урока по рассказу М.А Осоргина «Пенсне». Аналитическая беседа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу М.А. Осоргина «Пенсне»»

Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а «просто» рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться «наивным и чувствительным» (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне».

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость».

у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялась», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш».

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое виновато» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…», «загулявшиеся стёклышки».

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

— Каковы ваши впечатления от рассказа?

— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

VII. Выставление оценок. Домашнее задание.

— Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни»

Источник

Конспект урока в 8 классе Осоргин. Пенсне.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».

Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а «просто» рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться «наивным и чувствительным» (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне».

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

IV. Будьте внимательны к слову.

— Какой приём использует автор, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

— Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость» .

у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

— Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялась», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш».

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое виновато» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…», «загулявшиеся стёклышки».

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

— Каковы ваши впечатления от рассказа?

— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

VII . Выставление оценок. Домашнее задание.

— Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *