в чем грех онана
Почему рукоблудие — грех?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Почему рукоблудие — грех?
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Бог Вас благословит!
Рукоблудие определяется Церковью грехом по нескольким причинам. В первую очередь, все ссылаются на безаппеляционную цитату апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). Но мы не будем приводить ее в качестве аргумента, так как идут споры по поводу точного перевода термина «малакия», что же это за грех.
Попробуем разобраться в причинах осуждения рукоблудия.
Многие возразят и приведут в качестве аргумента довод о том, что это способ снятия напряжения для одиноких людей, но тут мы должны вспомнить об опыте монахов, у которых со временем это «напряжение» исчезает за ненадобностью. Известен подход Церкви в борьбе с данным грехом, который основан на противоположном действии. Озвучить опасность этого греха можно примерно так: «чем больше совершаешь, тем больше хочется». Церковь предлагает пищевой пост — для исключения белковой составляющей пищи, и поклоны как физическую активность, заменяющую физическое влечение. И самая главная составляющая — это отсечение помыслов, а не борьба с ними. То есть, когда в голове появляются соблазнительные мысли и картинки, нужно переключаться на другие мысли и желания.
Кроме того, давайте вспомним, что «грех» — это означает «ошибка». Почему рукоблудие — это ошибочный вариант? Потому что выбор в пользу рукоблудия сразу, априори означает, что человек смиряется с неполнотой своей жизни. Он не монах, так как полностью не берет на себя обеты монашества, но и не состоит в полноценных супружеских отношениях либо потому что какие-то проблемы мешают ему вступить в брак, либо потому что какие-то проблемы мешают разобраться с сексуальной жизнью в браке. И то, и то трагично. Кроме того, если продолжать разговор, супружеская близость предполагает близость не только физическую, но и, прежде всего, внутреннюю. Если человек ограничивает себя только стимуляцией своего тела, это имеет очень пагубные последствия для его души, которая не получает того, что она призвана получать, будь половое общение нормальным и полноценным.
Именно поэтому Церковь говорит и всегда говорила о том, что рукоблудие — это ошибочная, пагубная, очень калечащая и ограничивающая человека практика. Не из желания лишить человека чего-то, а из стремления обратить его взор в сторону полноты церковные писатели и святые отцы говорили о том, что рукоблудие — это ошибка.
Поэтому всем, кто страдает им, необходимо задуматься о том, зачем они это делают, что пытаются заменить этим суррогатом, и не тратить силы на то, чтобы заниматься этой никудышной практикой, а направить их на устройство полноценной жизни, в том числе и в сексуальной сфере.
Немного об этом писал мой собрат-священник, отвечая на вопрос Насколько страшен грех рукоблудия?
Грех Онана в Библии и ограничение рождаемости
В чем состоял грех Онана, описанный в Библии? Есть ли что-то неправильное в ограничении рождаемости? Я читал Бытие 38:8-10, где сказано о грехе Онана:
Тогда Иуда сказал брату Ира Онану: «Иди и спи с женой твоего покойного брата, стань ей мужем, и если родятся дети, то они будут детьми твоего брата Ира». Онан знал, что дети от этого союза не будут его детьми, и потому, когда входил к Фамари, не оставлял своё семя внутри у неё. Этим он прогневал Господа, и Господь умертвил также и Онана. (Бытие 38:8-10)
Грех Онана в Библии
Грех Онана состоял в том, что он отказывался исполнять свои обязанности по отношению к брату. Онан должен был дать ему наследника согласно Библии:
Если живут вместе два брата, и один умрёт, не имея сына, то жену умершего не выдавай замуж за члена другой семьи, пусть брат мужа возьмёт её в жёны и имеет с ней половые сношения, это долг мужчины по отношению к жене умершего брата, и тогда первый ребёнок, который у неё родится, займёт место умершего брата того человека, чтобы имя умершего брата не исчезло в Израиле. Если же кто не захочет взять жену брата, то пусть жена брата пойдёт на площадь к старейшинам города и пусть скажет старейшинам: “Брат моего мужа отказывается сохранить имя своего брата в Израиле, не хочет исполнять обязанности брата мужа моего и жениться на мне”. И тогда пусть старейшины города позовут того человека и поговорят с ним. Если тот человек заупрямится и скажет: “Я не хочу брать её”, пусть невестка его подойдёт к нему перед старейшинами, снимет у него с ноги сапог, плюнет ему в лицо и скажет: “Так поступают с тем, кто не воссоздаёт семью брата своего!” И семья того человека будет тогда известна в Израиле как “семья разутого”. (Второзаконие 25:5-10)
Отрывок, который вы приводите в своем вопросе, на самом деле не имеет никакого отношения к вопросу об ограничении рождаемости, хотя Католическая церковь традиционно использует его в качестве обоснования запрета на предохранение.
Правомерность контроля над рождаемостью – по большей части вопрос, относящийся к категории мнения. Этическая сторона этого вопроса не представляет трудностей, если речь идет о контроле до зачатия. Однако после того как произошло оплодотворение, эмбрион уже является человеческим существом. Аборты, химические методы прерывания беременности и тому подобное – это уже совсем другое дело.
Сама Библия ничего не говорит о методах предохранения от беременности. Позиция Римской Католической Церкви по этому вопросу хорошо документирована (почитайте сочинения отцов церкви). Однако мы не руководствуемся авторитетом церкви. Позиция церкви может быть ошибочна и изменяется со временем. Единственное надежное основание – Библия, Слово Бога.
Могут ли христиане использовать презервативы и таблетки для ограничения рождаемости
Библия ничего не говорит о контроле рождаемости. Контроль рождаемости в древнем мире сводился к абортам, использованию яда в не смертельных дозировках и хирургическим операциям, в ходе которых убивался плод в теле матери. Это было очень жесткое время и методы контроля рождаемости, доступные в наши дни, не были доступны тогда. Это может объяснить, почему эта тема не покрыта в Библии.
Римская Католическая церковь пыталась использовать в качестве доказательства греховности ограничения рождаемости отрывок из книги Бытие 38:8-10.
Поступок Онана в Библии назван злым, но это почти наверняка не из-за его практики ограничения рождаемости, а из-за его эгоизма. Причина, по которой у него были сексуальные отношения с женой его умершего брата, заключается в требовании в Законе Моисея, с целью оставить жене брата наследников. Это было сделано из-за сострадания к евреям. Но этот себялюбивый человек хотел просто заниматься сексом с женой брата, а не оставлять ей наследников. Этот отрывок вовсе не против ограничения рождаемости, а против эгоистичного использования женщины для удовлетворения своих сексуальных желаний!
Большинство христиан не считают использование презервативов для предотвращения беременности (как впрочем и заболеваний в некоторых случаях) греховным. Такие методы предотвращения беременности, как аборт, считаются греховными и отрицаются всеми, или почти всеми, христианами. Лишь небольшое число христиан считает использование презервативов и таблеток греховным. Я верю, что мы должны уважать выбор этих людей, несмотря на то, что он не совпадает с тем, во что верим мы.
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
В чем грех онана
Ответ отца Олега Моленко:
Библия запрещает ВСЕ СТРАСТИ ГРЕХОВНЫЕ, но не упоминает все возможные варианты реализации страстей. Иначе говоря, Библия не есть Уголовный кодекс или свод всех грехов или запрещенных действий. Вот почему безумно и нелепо искать в ней дословно все греховные запрещения.
Что касается события с Онаном, то надо ясно и точно прочитать контекст:
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
Обратите внимание, что он изливал семя на землю ДО ТОГО (когда входил к жене брата). Так что наличие Фамари тут ни при чем. Мы видим ясно, что Господь умертвил его. А это явное указание, что грех рукоблудия (ибо ясно, что Онан сбрасывал семя с помощью рук) приводит к смерти телесной (у Онана) и духовной (у современных самоблудов) за то, ЧТО ОН ДЕЛАЛ (т.е. за сам факт рукоблудия), а не за то, что не давал семени жене брата. Ибо за подобный грех Иуды Бог не наказал его смертью:
26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему.
Бог же и Писание запрещает саму страсть блудного разжения и ее противоестественного удовлетворения. Вспомним допотопный мир. За что Бог уничтожил его водами потопа? В книге Бытия находим, что это было совершено за плотские грехи, которые и соделали человека ПЛОТЬЮ, не имеющей Духа Святого. Разве не было тогда рукоблудников? А кто же спасен был от потопа? 4-ре супружеские пары=8 человекам и ни одного рукоблудника или мужеложника. Ведь если даже воззрение на наготу отца Ноя подверглось страшному проклятию, то что говорить о действиях. Подобное повторилось в Содоме и окрестных городах, где плотские противоестественные грехи процветали.
Писание осуждает страсть блуда вместе со способами ее реализации. Достаточно привести слова апостола Павла из 1 Послания Коринфянам:
1 Кор.6:
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
Что же сказать о противоестественном соединении рукоблудника со своими руками?
1 Кор.6:
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
Без комментариев.
1 Кор.6:
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
А вот и прямая заповедь, запрещающая всякий вид блуда, в т.ч. и рукоблудие. Иначе бы было сказано:»Кроме рукоблудия».
1 Кор.6:
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Без комментариев.
1 Кор.7:
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
Вот и прямая заповедь, запрещающая рукоблудие и другие виды блуда кроме естественного употребления одного пола другим в законном браке! Обратите внимание, что заповедь относится к каждому полу.
1 Кор.7:
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
А вот и причина вступления в брак тех, которые не могут оставаться одни из-за блудного РАЗЖЕНИЯ. Таковым апостол повелевает вступать в брак для естественного и законного удовлетворения блудного разжения (возбуждения) и именно для того, чтобы не допустить до рукоблудия и других форм полового извращения.
И наконец, вы можете себе представить, чтобы апостол так поступал (а ведь он был неженатый)? Итак не обманывайте себя, не оправдывайте этот смертный грех, но спешите каяться даже за помыслы и поползновения к нему, иначе Царствия Божия не видать!
Грех Онана
Толкование прп. Ефрема Сирина: Брат Иров, Авнан, любил Фамарь и взял ее себе в жены. Но поскольку ненавидел брата своего, то не захотел восставить ему семя. Когда же Бог, за умышленное Авнаном лукавство, умертви и сего, тогда представилось Иуде, что оба мужа Фамари погибли за ее грехи, и послал он ее в дом к отцу ее в надежде, что выйдет она замуж, дондеже велик будет Силом.
Свт. Кирилл Иерусалимский: Затем отец убеждает Авнана сожительствовать с женою его брата и восстановить семя умершему. А тот, поскольку говорил, не ему принадлежать будет рождаемое, нарушал закон обыкновенного способа деторождения, проливая семя на землю, и не давал оного ей. Погиб вскоре и этот от Божественного гнева (ст. 8-10).
Прп. Иоанн Кассиан: Блудной страсти три вида. Первый совершается через совокупление одного пола с другим. Второй производится без смешения с женщиной, за что, как сказано, от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды, и что в Священном Писании называется нечистотой.
В этой связи апостол: Безбрачным же и вдовцам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:8-9). Третий вид совершается в уме и в сердце, об этом Господь сказал: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5:28). Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, похоть и т.д. (Кол. 3:5).
Прп. Никодим Святогорец: Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его
Малакия столь ненавистна Богу, что за нее Он умертвил Онана, сына Иуда, сына Иакова, который первый явил это зло на земле. От него малакия и стала называться онанизмом. «Зло же явися пред Богом, яко сотвори сие: и умертви и сего». По мнению некоторых дидаскалов, Бог, ненавидя столь сильно гордых философов-эллинов, попустил им быть одержимыми этим грехом в наказание за их идолопоклонство. Ибо, зная Бога, они не прославили Его как Бога. Такой вывод делается из тех слов, что говорит о них божественный Павел: «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:24). Потому в них явилась малакия, во время которой тело действует и страдает само в себе. Малакия, говорит преподобный Иоанн Лествичник (Слово 15), это блуд, происходящий без другого тела. От нее пал тот великий отшельник, о котором сказал божественный Антоний, что великий столп пал. Малакию он называет смертью и погибелью (слово 15), которая всегда находится и вращается рядом с нами, особенно во время юности. Поэтому трудно отстать от нее и покаяться тому, кто уловлен был ею хотя бы один раз. Почему и один дидаскал уподобляет ее великой диавольской и адской сети, которой увлечен в погибель мир. И многие уловляются ей, но лишь немногие освобождаются от нее. И радуется сердце диавола об улове, который он совершает благодаря этой сети. Он совершает каждение этой сети, потому что поймал ею много еды и много душ, как говорит Аввакум: «Скончания удою восхити и привлече его мрежею и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится и возрадуется сердце его: сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя» (Авм. 1:15-16). Что и говорить много? Малакия причиняет не только вечный вред душе, но и вред телесному здоровью. Вред душе, потому что лишает ее Царства Небесного и осуждает ее на вечную муку, как говорит Павел: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9). И хотя Златоуст под малакийцами понимает распутных, а Феофилакт (Болгарский – переводчик) – тех, «над которыми совершается постыдное» (Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб., изд. Сойкина, без года, с. 430), но многие дидаскалы толковали это в буквальном смысле. Потому что по вине малакии душа теряет девство, которое драгоценнее всего в мире. Если потеряешь его один раз, то уже не вернешь никогда. Потому что по ее «вине душа приносит диаволу жертву – семя своего тела, как говорит святой Мелетий Исповедник. Причиняет она вред и телу, потому что, как говорят врачи, малакийцы: а) желтеют; б) желудок их становится слабым; в) слабеет зрение их глаз; г) они теряют голос; д) теряют сообразительность и остроту ума; е) теряют память; ж) теряют сон, который бывает с какими-то смущающими сновидениями; з) их тело начинает дрожать; и) теряют все мужество тела и души; к) за этим следует апоплексия; л) затем – частое истечение во сне, даже когда не спят; м) они быстро стареют и умирают злой и жалкой смертью. Итак, этот грех – как чума и погибель человеческого рода. Она и здесь толкает малакийцев проводить жалкую и окаянную жизнь, и в иной жизни мучиться вечно в огне геенны. Для малакийцев есть два лекарства: 1) принять твердое решение в своем сердце не совершать более этого греха; 2) не прикасаться рукой и вообще не смотреть на тайные уды без великой нужды.
Комментарий А.П. Лопухина: Но последний заклеймил себя мерзким грехом, отселе получившим его имя (онанизм); тяжесть его греха увеличивалась низким недоброжелательством его к памяти брата, имя которого должен был получить лишь 1-й сын, и корыстолюбивым расчетом — самому наследовать удел брата. Кара Божия постигла и его.
Из достопамятных сказаний: Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам подойти и на себе нести старцев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им: монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза; но не знаю, взойдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! — это он говорил о молодом монахе. — Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите на случившееся! Ученики идут — и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников старца, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой. — Но не прошло и пяти дней, как он скончался.
Является ли использование противозачаточных средств грехом Онана (Бытие, 38 глава)?
Как-то на Вашей странице я читал Ваш ответ на вопрос планирования семьи, где Вы считаете, что предохраняться с помощью противозачаточных средств – это не грех. Почему, по Вашему мнению, использование противозачаточных средств не является грехом, грехом Онана (Бытие, 38 глава), как это многие считают? Особенно, строгие традиционные церкви основываются на этом месте Писания, так как этот акт имеет своё предназначение, то есть, деторождение. Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Для меня это важно.
Ответ:
Сергей, не люблю говорить в эфире на эти темы, потому что люди часто перекручивают эти все моменты, факты. Но я достаточно мужественный человек, и я хочу, понимая вот эту проблему, уделить несколько минут объяснению хотя бы этого текста Писания, не очень углубляясь в эти вопросы. Вы можете найти в предыдущих прямых эфирах объяснение моей позиции, как я её обосновываю на слове Божьем. Я уже объяснял её, и не один раз. Вот что касательно Онана. Я хочу Вам сказать, что имя Онан совершенно никакого отношения к онанизму, как часто это привязывают, не имеет. Можете поднять литературу, исследовать этот вопрос – это то, что я делал в своё время много лет назад, потому что мне тоже голову забивали подобными глупостями. Я хочу Вам прочитать из Библии этот текст Писания, что именно конкретно произошло в той ситуации, и почему Бог поразил смертью этого человека Онана? Ситуация была очень простой. Это действительно 38 глава книги Бытие. «Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» (Быт. 38:7). «И сказал Иуда Онану (родному брату Ира, который был поражён Богом): войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь (родной брат мужа), и восстанови семя твоему брату» (Быт. 38:8). Слушайте меня очень внимательно, потому что это ключевой момент. Это была заповедь в Израиле, чтобы не умирало колено, чтобы род не прекращался, всеми силами его восстановить. Кстати, — это не только у евреев. Эта традиция распространена у цыган, была у казаков в своё время. Младший сын в семье носил серьгу, и это не было просто украшением. Он надевал серьгу по той причине, чтобы его особо берегли в бою, в сражении, потому что он – продолжатель рода. Это всегда очень ценилось и считалось очень важным. И если вдруг случалось, что род прекращал своё существование, как в подобном случае мы здесь читаем, то была дана заповедь Богом — продлить род брату своему. Это не было обязательством, но это считалось благородным, правильным – продлить род брату своему, чтобы род не прекратил своё существование. Потому предполагалось, что Онан женится на жене брата своего и войдёт к ней. «Онан знал, что семя будет не ему (он это знал!), и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38:9). Вопрос встаёт очень конкретный: зачем тогда это делать? Если ты не хочешь, чтобы она от тебя забеременела, чтобы она родила сына или дочь, чтобы восстановилось семя брату, тогда зачем ты всё это делаешь? Зачем вся эта процедура? Онан это всё сделал, то есть соблюл все формальности внешне. Перед обществом он был «хорошеньким» человеком, который, якобы, заботился о своём брате, но, на самом деле, он не позволил ей забеременеть. И это было зло перед очами Господа: то, что он сделал. И Бог умертвил его (Быт. 38:10-11). Теперь, позвольте мне ещё несколько минут. Наше время очень дóрого, но я должен ответить на этот вопрос. Я открываю Второзаконие 25 главу. Здесь описывается вот этот момент, как должно это всё происходить. Это были определённые учения, Бог возлагал эту ответственность на древний Израиль. «Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её (брат её мужа) должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле (я это уже объяснял). Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдёт к воротам (воротá города — это центр города), к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восстановить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её», тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему» (Втор. 25:5-10). То есть это было публичное унижение человека, который, скажем, подлец, потому что не хочет сделать так, чтобы род его брата сохранился в Израиле. Это публично порицалось, унижалось. Вот такая предписывалась процедура. Потому Онан был очень расчётливым, хитрым и подлым человеком. Во избежание всех этих неприятностей, он сказал: «Конечно же! Какие вопросы? Это же мой брат!» Он женился, вошёл даже к ней, чтобы не было никаких претензий, но, якобы, она не забеременела, а там уже ничего не докажешь — это происходило в тайной комнате. Бог видел, что он поступил подло, пытаясь сохранить свою репутацию перед обществом, но, на самом деле, не захотел, чтобы род брата его сохранился. Потому Бог за это наказал этого человека, Онана, смертью. Но то, что объясняют или пытаются навязать, или соединить имя Онана, якобы, с онанизмом, я считаю, что это абсолютно неразумно. Простите, не обижайтесь. Я считаю — это неразумно. Вот это моё объяснение этого текста Писания, как Вы попросили.
Отвечено в прямом эфире за 18 июня 2012 г. на 13 минуте.
Comments
Cancel reply
1 комментарий
Приветствую Александр.
Есть место в Писании — как бы не хотел человек увильнуть от него и оправдать своё не желание исполнять его всевозможными компромиссами и уловками…
«28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею,»
Ещё — «1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. »
Пока вроде не было отмены этого повеления…
О предохранении — в Писании нет ничего — это изобретение человека.
Сексуальный контакт с женой с использованием предохранения как с его или с её стороны есть — онанизм или самоудовлетворение.
Господь это не благословляет…
Это прямое недоверие, непослушание Творцу и Даятелю жизни. Своеволие которому оправдания нет. Как ни крути это есть — грех. Если конечно быть честным и не включать лукавство…
С уважением, Владимир.