в чем горе которое приносит чацкому ум
В чем горе которое приносит чацкому ум. Грибоедов. Горе от ума Александра Чацкого
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет.
По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.
В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.
В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.
В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.
Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве.
И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.
Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок. Карету мне, карету!
Одним и, пожалуй, главным конфликтом комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова является противостояние «века минувшего» и «века нынешнего».
Главным представителем «века минувшего» можно назвать Фамусова. Для фамусовского общества немаловажным было чужое мнение. Такие люди удаляли внимание месту в обществе, совсем забыв о нравственности. Служба была неким источником возвышения в обществе. Причем служило, а точнее прислуживало, фамусовское общество не делам, а конкретным лицам.
Идеал Фамусова – Максим Петрович. Это важный образ в произведении, так как он показывает образ жизни «века минувшего» в гиперболизированном виде. Упав перед императрицей, герой специально упал еще несколько раз, создав комичную ситуацию для публики, тем самым заслужив уважение самой императрицы. Умение «подслужиться» приносит таким людям все: от места в обществе до богатства.
Но его идеи гуманности и нравственности оказываются ненужными для общества, поэтому он оказывается в своем роде «лишним человеком». Ведь такие люди как Чацкий могут угрожать пригретым местам людей с консервативными взглядами. Чацкий осуждает отсутствие развития и прогресса в обществе. Он обличает людей, имеющих влиятельных родственников, которым позволено почти все.
Столкновения взглядов происходят не только по вопросу о службе и образованию, также сталкиваются семейные ценности. Фамусов считает, что любовь должна строиться на деньгах, и бедные люди – не пара для его дочери. Чацкий же придерживается мнения о том, что именно качества человека являются главным критерием любви. Чувства для него важнее денег.
Несмотря на всю правильность взглядов Чацкого, он вынужден отступить из-за многочисленности «века минувшего».
Таким образом, конфликт Фамусова и Чацкого – это столкновение двух поколений, двух разных мировоззрений. И отступление Чацкого не значит его поражение. Ведь Фамусовым придется отступить, так как новое обязательно победит.
Вариант 2
Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим. Так определяется ключевая проблема произведения – возникает конфликт поколений. У каждого из них собственное восприятие мира, они по-особенному смотрят на происходящее вокруг, у каждого из них свои цели, которые они намерен достигать собственными методами и возможностями.
Такие люди не намерены лгать и приспосабливаться к окружающему миру, они не зависят от того, что о них говорят окружающие люди, отчасти завистливые. Поэтому их столкновение с общественным мнением становится неизбежным. Они постоянно сталкиваются. Именно эту проблему и поднимает Грибоедов в собственной комедии под названием «Горе от ума», она сохраняет актуальность и в наше время, ведь картина общества сохранилась и в наши дни.
При этом противодействие Чацкого, которого считают человеком достаточно мудрым и опытным, но при этом часто принимающим неправильные решения, которые ведут к разным последствиям. Ему приходится противостоять другому обществу, которое является стандартным, все привыкли жить по привычной схеме, которая становится частью фамусовской среды и общества.
Чацкий привык служить Родине в целом, он не разделает ее на отдельные лица, тогда как Фамусовское общество привыкло почитать отдельных чиновников. Да и сам Фамусов показывается автором с разных сторон, он говорит о том, что мужчина полностью против просвещения, он бы запросто сжег все книги, которые есть.
Таким образом, конфликт складывается не только на разнице поколений и мировоззрения, а еще и на том, что один из них стремиться к любой форме образования, а второй ее всеми силами отвергает. Поэтому они не могут согласиться друг с другом, они постоянно спорят, а Чацкого в целом возмущает общество, которое организовано Фамусовым из людей, которые не готовы повышать собственный уровень развития. Так возникает основной конфликт и противоречие из общества, в котором никто не может найти общий язык, ведь у них разные уровни развития и отношения к окружающему миру, а также знаниям, которые он предлагает.
План реализации проекта
1. Знакомство с методом проектов
2. Просмотр стартовой презентации
3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами
4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время
Работа над проектом на втором уроке:
1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами
2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований
3. Обсуждение и предложение критериев оценивания результатов
4. Формирующее оценивание учителем
1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам
2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта
3. Обсуждение и поиск ответов на основополагающий вопрос
4. Интерактивная игра kahoot
5. Итоговое оценивание учителем
Семья, детство и юношество героя
Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.
Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.
Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба. По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.
За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.
Характеристика личности
Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.
Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.
Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.
Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.
Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.
Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.
Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.
Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.
На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.
В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.
Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.
Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.
Тема любви в комедии «Горе от ума. Горе от ума или горе от любви Краткая аннотация проекта
От классицизма к реализму
В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.
Любовный конфликт
В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.
Причина, почему герои не находят счастья в любви
Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.
Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.
Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.
Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.
Основной смысл пьесы — в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативными. В заглавии пьесы — «Горе от ума» — отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умозрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» — отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором кон. Народ — за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит народное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».
Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе касаются все действующие лица. Высокая философская нота — у Чацкого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговариваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фамусова — «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов — устои крепостнического дворянства, Софья — сентиментальную чувствительность, Молчалин — заветы служебной иерархии, Скалозуб — железную дисциплину.
На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вызов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает понимать странную абстрактность законов «чистого разума», которая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его одиноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий — в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?
Чацкий переживает социально-политическую трагедию и личную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безоглядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского барства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изменилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых правилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок — объявила Чацкого сумасшедшим.
Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин — человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уверенный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.
Основной смысл пьесы — в столкновении ума с глупостью, то есть передовых социально-политических идей с консервативными. В заглавии пьесы — «Горе от ума» — отражено противоречие эпохи кризиса просветительских идей. «Чистый разум», на кото- 12* рый возлагали надежды просветители, кажется Грибоедову умозрительной и произвольной конструкцией. Автор понимает, что народ не «предан себе» — отягощен узами рабства и считает, что разбудить эти внутренние силы может вдохновенное правдивое слово, в котором кон. Народ — за сценой комедии Грибоедова, в «уме» писатель видит народное начало: «чтоб умный, бодрый наш народ…».
Темы «ума» (учения, знания, воспитания) так или иначе касаются все действующие лица. Высокая философская нота — у Чацкого, но не у других персонажей. Они смешны: восхваляя «ум» как благонравие, как «умение жить», они постоянно проговариваются и, в конце концов, сводят его к сугубо меркантильным понятиям: «не то на серебре, на золоте едал», «мне только бы досталось в генералы», «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья». Грибоедов размышляет, что есть ум, что разумно, что истинно и показывает две точки зрения: для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний», для точки зрения Фамусова — «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов — устои крепостнического дворянства, Софья — сентиментальную чувствительность, Молчалин — заветы служебной иерархии, Скалозуб — железную дисциплину.
На фоне этих правил стремление Чацкого к «истине самой по себе» превращается в разрушительную силу, направленную на вызов фамусовским нормам. Но вместе с тем, Чацкий начинает понимать странную абстрактность законов «чистого разума», которая беспокоит и отчуждает его от людей его круга, делает его одиноким. Чацкий ощущает, что его «ум с сердцем не в ладу», он все еще надеется на человеческое счастье и понимает, что тает «дым надежд, которые… душу наполняли». Чацкий — в противоречиях. Он говорит умные вещи, но кому?
Чацкий переживает социально-политическую трагедию и личную психологическую драму. Он вошел в дом Фамусовых безоглядно влюбленный в Софью, подругу его юношеских мечтаний, не понимая своей духовной отчужденности от московского барства. Безусловно умная, Софья предпочитает не Чацкого, а Мол- чалина. Отличаясь независимостью своего поведения, она не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Не жестокая по характеру, она зло клевещет на друга и любимого своих отроческих лет. За три года разлуки, под воздействием среды, Софья во многом изменилась и настолько укрепилась в консервативно-бытовых правилах, что и борьбе фамусовского общества против Чацкого стала активной «интеллектуальной силой». В обиде за Молчалина она решилась на бесчестный поступок — объявила Чацкого сумасшедшим.
Но Софья, по моему мнению, любит не Молчалина, а идеал, созданный ее чувствительным воображением. Ей кажется, что Молчалин — человек доброй души, положительных правил, скромный, тихий, «семейство осчастливит». Чацкий прав, говоря Софье, что «качеств ваших тьму, любуясь им, придали вы ему». Софья интеллектуально намного выше своего отца и всех гостей. Зная цену Скалозубу, она говорит: «Он слова умного не выговорил сроду». Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Уверенный в их взаимной юношеской любви, зная ее незаурядный ум, потому он так долго отказывается верить в симпатию Софьи к Молчалину, в ее переход в лагерь врагов.
В своей пьесе «Горе от ума» поэт заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Эта пьеса — больше, чем превосходная «картина нравов». Раскрывая внутренний облик персонажей, Грибоедов сосредоточил в основном внимание не на чувствах, переживаниях, а на общественных взглядах героев, на их идеях. Русская реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни, к тенденции показа социальных типов в их определяющих условиях, и даже сейчас, благодаря высокому художественному мастерству Грибоедова, комедия не теряет своей острой злободневности,
[Куплет 1, T-Killah]: Подкинем пуха мы в огонь, чтоб для большей страсти. Сыпет соль на рану — это мы, как здрасте. Подзатянули потуже ремень, хуже между нами, да. Хуже каждый день.
И мы искали перемены в ссоре, Но перемены были только в острой боли. Знаешь, я всё пытаюсь найти нам сравнение. И всё больше убеждаюсь, мы что-то поддельное.
Мы тем дальше были вдали.
Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз Пытался любить, так близок грустный мотив. Горе от ума, горе от любви —
Горим, горим, а потом потухнем. Горим, горим, в любви от первого лица — Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.
[Куплет 2, T-Killah]: По сквознякам мы открываем наши окна настежь. Нас продувая этот ветер за собой потащит. На холодильнике магниты те же, Мы с тобой уже не те, их привозим реже
Тонкие нити безбашенно шли на рожон. Что-то пошло не так, и кто-то прошелся ножом. Между наших этажей так много поддельного. Я все больше убеждаюсь, здесь нет продолжения.
[Переход]: Пытался любить, так близок грустный мотив. Горе от ума, горе от любви. И мы чем ближе с тобой, Мы тем дальше были вдали.
Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз Пытался любить, так близок грустный мотив. Горе от ума, горе от любви — И чувства на мели, и видно всё к чертям полетит.
Припев: Горим, горим, бытовуха на кухне. Горим, горим, а потом потухнем. Горим, горим, в любви от первого лица — Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.
Горим, горим, бытовуха на кухне. Горим, горим, а потом потухнем. Горим, горим, в любви от первого лица — Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.
Дополнительная информация
Текст песни T-Killah — Горим, горим. Автор музыки и слов — Александр Тарасов. Официальная дата релиза: Сентябрь, 2020.
В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает немало вопросов об отношении людей в обществе.
Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви.
Горе от ума он испытывает по той причине, что слишком умен для окружающих. Он получил прекрасное образование, три года путешествовал по Европе. Причем в Европу он отправился ни от скуки, ни для отдыха, а чтобы посмотреть, как там живут люди, получить новый опыт и новые знания. До поездки в Европу Чацкий тоже не страдал от безделья. Он выучился, успел послужить в армии, поработать на государственной службе. Но там он не прижился, как говорят окружающие, из-за характера. Дело в том, что он не привык прислуживаться, подлизываться. Он прямолинеен, говорит то, что думает, высмеивает глупцов и лентяев. Именно его неумение выслуживаться перед начальством и раздражает старшее поколение. Его умение подчеркнуть и высмеять недостатки окружающих лишает его расположения Софьи. Она говорит о том, что Чацкий умен, остроумен, но будет всех высмеивать и ему это в радость. Единственным достоинством Чацкого для окружающих является его дворянский титул и имущество.
Еще одна причина неприятия Чацкого в обществе, он не хочет посвящать свою жизнь военной или чиновничьей службе. Он хочет посвятить себя науке или искусству, что выходило за рамки списка достойных занятий для дворянина того времени.
Именно острый ум, более высокий интеллект и принесли Чацкому горе от ума.
Горе от любви он тоже испытал сполна. С детства он рос вместе с Софьей и успел искренне полюбить ее. После трехлетней поездки он первым делом спешит в дом к Фамусовым, чтобы повидать Софью. Но Софья встретила его очень холодно. У Фамусова его приезд тоже вызывает раздражение. Софья опасается, что Чацкий будет высмеивать ее жениха Молчалина. Фамусов опасается, что Чацкий нагрубит кому-то из высоких гостей, так как не умеет подлизываться, заискивать. В итоге с подачи Софьи по дому расползается слух о том, что Чацкий сошел с ума. Гости охотно передают друг другу весть о сумасшествии Чацкого, приписывая все новые подробности. В итоге они его боятся. До последнего момента Чацкий не мог понять, в чем причина отчужденности, почему гости стараются избегать общения с ним. В конце он узнает о нелепом слухе, о том, что этот слух придумала и распространила его невеста. Неизвестно, как сложилась дальше жизнь Чацкого, но в Москве он стал чужим, его опозорили на весь свет. Для него больше нет спокойной жизни в Москве, поэтому он спешит покинуть столицу.
Таким образом, на примере Чацкого Грибоедов показал то, как тяжела жизнь умного, честного, искреннего в чувствах человека в фамусовской Москве. Такой человек переживает в обществе старого образца лишь горе от ума и сердца.
Умен ли Чацкий
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, также называемое “Бессмертной комедией”, было написано в 1824 году, но актуально и по сей день. Главной темой является противостояние “Века нынешнего” в лице Чацкого – загадочной личности, породившей множество крылатых фраз и афоризмов, и “Века минувшего”, представленного Фамусовским обществом. Хоть идеи Чацкого и рассматриваются в его окружении глупыми и несуразными, но история показала, что он оказался слишком умён для своего времени. Так ли это на самом деле?
Критика Чацким крепостного права является одной из главных причин конфликта. Его рассуждения о свободе крестьян, богатстве всего населения и гуманном отношении к людям действительно считаются новаторскими для того периода. Российское аристократическое общество ещё не способно было этого понять, поэтому они обвиняют его в сумасшествии. Но сегодня большинство человечества живёт его вольнодумными идеалами, где каждый свободен и независим друг от друга. Это свидетельствует о рассудительности нашего основного героя.
Осуждение Чацким кумовства, подхалимства, неграмотного управления, лжи, коррупции и лицемерия вызывает настоящее восхищение. Мораль “Служить бы рад, прислушиваться тошно” показывает его стремление к работе ради дела, а не для получения репутации от круга других лиц. Он старается обличить слабодушие и нищету рассудка у консерваторов – дворян, ведущих праздный образ жизни, за что последние презирают его. Из этого следует факт, что Чацкий явный либерал и борец за права на честные социальные отношения, что присуще только прогрессивным личностям.
Он первый обратил внимание на недостатки тогдашних людей, пересматривая вопросы в образовании и воспитании. Предлагая набирать меньший по составу, но профессиональный коллектив учителей и преподавателей, перестать придерживаться иностранным манерам и поменять старые устоявшиеся ценности, нравы, выступает в роли реформатора, желающего изменить всё в лучшую сторону. Малое количество способно предложить совершенно новые идеи.
Подводя итоги, нельзя усомнится в сознательном уме Чацкого. В нём соединены здравый смысл и высокий интеллект. Персонаж уникален в своём роде, даже в современном мире не так много людей, готовых отстаивать свою позицию ради блага всего человеческого рода и вдохновить других к совершению подобных поступков.