в чем главные особенности политической власти кратко
Особенности политической власти
Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]
Основные черты политический власти – это:
· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
· наличие особого аппарата управления и принуждения;
· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
· доминирование властной воли;
· наличие особого аппарата управления;
· монополия на регламентацию жизни общества;
· право на принуждение в отношении общества и личности;
Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:
1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.
Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:
· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]
В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.
3. Политические режимы
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
В чём заключаются особенности политической власти?
К особенностям политической власти относится то, что она распространяется на всех граждан.
Какова роль политики в жизни общества?
Политика играет важную роль в жизни общества. Дело в том, что она обеспечивает управление обществом, устанавливается система управления. Каждый гражданин имеет право на осуществление своих политическим прав, путем голосования и проявления своей воли.
Почему во всех демократических странах есть парламенты?
Я считаю, что демократия дословно переводится как «власть народа». Тем самым, можно сделать вывод о том, что парламент, как орган государственной власти представляет волю народа. Значит, можно сделать вывод о том, что абсолютно обоснован вывод о том, что во всех демократических странах есть парламенты.
Вопросы «?» Автор отмечает, что «письменность обеспечивает монополию на истину». А есть ли в современной жизни средства, которые обеспечивают подобную монополию?
Фрагмент из работы известного французского социолога и политолога Доминика Кола (р. 1944): «Письменность обеспечивает монополию на истину. Сталин заставлял переписать на свой лад историю большевистской коммунистической партии. Мао Цзэдун пишет, переписывает и исправляет свои сочинения в соответствии с китайской политической конъюнктурой… Более того, считается, что хранение какого-либо текста означает согласие с ним, поэтому текст таит в себе угрозу для всякого, кто берет его в руки…»
В данном фрагменте идет речь о тоталитарном режиме, когда каждое слово и действие контролировалось со стороны государства. В современном мире подобную роль выполняют электронные СМИ (телевидение, интернет), например, в странах Запада в последние годы идет информационная война против России и Путина.
Вопросы «?» Каково твоё отношение к этим позициям?
Я согласен с первой позицией. Я считаю, что должны защищаться права и законные интересы каждого гражданина, независимо от того режима, который предусмотрен в традициях данной страны. Не зря этот вопрос решается на международном правовом поле и создаются различные декларации, которые защищают права гражданина, ребенка, и других категорий населения.
Каждый человек должен быть защищен. “Лицо» демократии всегда одно и оно должно быть за справедливое соблюдение прав и законных интересов граждан.”
1. Что означает понятие «политический режим»?
Политический режим — это режим, который устанавливается во всех сферах общества и отражается методы управления государства.
Политический режим влияет на все сферы общества. Каждый политический режим имеет свои особенности и черты, отличающие их друг от друга. Политический режим отражает отношения между государством и обществом.
2. Каковы основные виды политических режимов?
Существует три вида политический режимов.
Первый вид – демократия.
Демократия – это народовластие. Во главе данного принципа — признания народа во главе власти.
Второй вид – авторитаризм.
Это политический режим, характеризующийся личной властью.
Третий вид – тоталитаризм.
Это режим, при котором органы управления вмешиваются и регулируют все сферы жизни общества.
3. Чем характеризуется тоталитарный режим?
Это режим, при котором органы управления вмешиваются и регулируют все сферы жизни общества. В тоталитарном режиме существует единственная партия, которой и принадлежит вся власть.
В таком государстве существует единая идеология и отсутствует плюрализм. Существует цензура, которая ограничивает все сферы искусства и культуры.
Это государство характеризуется психологическим давлением и террором. На первом месте партийный аппарат, а государство лишь реализует программу, которая диктуется партией.
Экономика особо строго контролируется обществом, создаются планы и программы производства, режим расходования ресурсов. Отсутствует частная собственность на средства производства и предпринимательство в целом.
4. Что позволяет правящей верхушке удерживать власть в тоталитарном обществе?
Как известно, тоталитарный режим- это режим, при котором органы управления вмешиваются и регулируют все сферы жизни общества.
В тоталитарном режиме существует единственная партия, которой и принадлежит вся власть.
В таком государстве существует единая идеология и отсутствует плюрализм. Существует цензура, которая ограничивает все сферы искусства и культуры. Это государство характеризуется психологическим давлением и террором.
Государство удерживает свою власть путем давления и репрессий, которые вводят население в безвыходное положение, при котором они вынуждены соблюдать все требования государства.
5. Сравни тоталитарный и авторитарный режимы, укажи общие черты и различия.
Авторитарный и тоталитарный режим очень схожи. Они оба лишены демократических черт. Авторитаризм – это мягкий тоталитаризм. Отсутствуют массовые репрессии.
В тоталитарном режиме существует обязательная для всех идеология, в авторитарном режиме отсутствует плюрализм, но единой идеологии нет, допускается некоторая свобода).
Авторитарный режим допускает некоторую свободу личной и общественной жизни в экономической, социальной и культурной сферах. Тоталитарный режим подчиняет и общественную, и личную жизнь полностью.
При тоталитаризме центр власти – это единая партия, а при авторитаризме государство признается высшей ценностью.
Принцип тоталитарного режима заключается в том, что разрешается только то что приказано. А при авторитарном режиме разрешено все, что не запрещено.
6. Как обеспечивается контроль над властью со стороны общества в условиях демократии?
Общество может принимать участие в управлении государства посредством референдумов, голосования на выборах и выражения своей воли. Например, на референдуме была принята Конституция 1993 года.
Таким способом граждане могут выражать свое мнение и недовольства в законном порядке. Единым источником политической власти выступает народ.
7. Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
Непосредственная демократия – это форма прямого волеизъявления народа. Граждане имеют право непосредственно участвовать в принятии политических решений. Ярким примером может являться голосование на выборах.
К методам прямой демократии относят народное голосования (референдумы), народные обсуждения и народную инициативу.
Представительная демократия – свою волю народ выражает через выборные представительные органы (например, парламент), а не напрямую и не самостоятельно.
В отличие от непосредственной демократии решения по важнейшим вопросам принимаются более оперативно. Однако, следует учесть, что представительная демократия может восприниматься негативно. Дело в том, что существует вероятность «подкупа» и коррупции.
8. Чем характеризуется развитие демократии в современном мире?
Демократия — это народовластие. Во главе данного принципа — признания народа во главе власти. В демократии общество именуется «гражданским». Гражданское общество — это общество, в котором на политическую власть можно воздействовать добровольческими организациям.
Демократия характеризуется разделением властей, а так же выборность органов управления. Также, демократию характеризует равноправие граждан перед законом и судом и плюрализм.
В современном мире демократия развивается. Проводятся мероприятия по решению важнейших вопросов, проводятся выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Например, выборы в Президенты в 2018 году.
Для современной демократии характерен либерализм (свобода). При либеральной демократии учитываются и уважаются права меньшинств.
1. В 30-е гг. прошлого века одна газета писала: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и последователями, укрепляемых такими встречами с народом, находится политический центр нового государства».
Как ты думаешь, приверженцем какого политического режима является автор данной газетной статьи? Поясни свой ответ.
Проанализировав фразу, можно сделать вывод о том, что в речь идет о тоталитарном режиме. Данная фраза из газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung 1934 года. На данный момент был тоталитарный режим, в котором отсутствовали выборы, что перекликается с фразой: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и … народом».
Речь идет о диктаторском режиме, в котором гражданам не предоставлялось право выбора властителя. Они подчинялись воле диктатора.
2. Сопоставь авторитарный и тоталитарный режимы. Сравнение проведи по следующим показателям: наличие прав и свобод в обществе; роль лидеров-вождей; отношение властей к традициям, церкви; степень влияния государства на экономику; отношение власти к политической оппозиции.
Критерий | Авторитарный режим | Тоталитарный режим |
Наличие прав и свобод в обществе | Есть некоторые личные права. Разрешено все, что не запрещено. | Общество и люди полностью бесправны. Запрещено все, что не приказано |
Роль лидеров и вождей | Велика роль государства и авторитет вождя | Максимальная роль, их власть неограничена |
Отношение властей к традициям, церкви | Нейтральное либо положительное | Нейтральное либо отрицательное |
Степень влияния государства на экономику | Частичное влияние, допускается некоторая свобода | Максимальное влияние: плановая, командная экономика |
Отношение власти к политической оппозиции | негативное либо нейтральное | Резко негативное, вплоть до репрессий |
3. В конце 30-х гг. прошлого века лидер официальной оппозиции в Великобритании приобрёл государственный статус. Ему было назначено жалованье. Какая черта демократического режима нашла отражение в этом факте?
Черта активного участия в политической жизни общества.
Каждый гражданин имеет равный доступ к управлению государством и может быть включен в аппарат государственного или муниципального управления путем выборов.
Для этого необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к выборным должностям. Речь идет о возрасте, опыте и других критериях.
4*. Принцип демократии «один человек — один голос» означает равенство политических прав. Вместе с тем рыночная экономика порождает имущественное неравенство. По оценкам некоторых учёных, такая внутренняя противоречивость подрывает устои демократического общества. Выскажи своё отношение к этим оценкам.
Имущественное неравенство преодолеть невозможно, это не связано с равенством политических прав. Дело в том, что политические права предоставляются гражданам поровну, все равны перед законом и судом, имеют равные права и обязанности, но способности и возможности у людей разные. Имущественное неравенство складывается из способностей и возможностей гражданина, его желания к развитию и обогащению.
Противоречие лишь кажущееся. В обществе с древних времен было имущественное, социальное и правовое неравенство (это в природе человека – быть лучше других). В современной демократии правовое равенство лишь кажущееся, оно лишь на бумаге, декларация, идеал.
Politica potestas
Понятие «власть» применяется в различных сферах человеческого бытия. Экономисты говорят о хозяйственной власти, социология исследует общественные отношения, учёные мечтают о господстве над природой, психологи подразумевают под этим словом умение человека управлять собой, родители думают о воспитании детей. Таким образом, власть выступает оригинальной разновидностью коммуникации среди людей, между человеком и окружающей средой, а также индивидуума с самим собой.
Зарождение politica potestas, что в переводе с латыни означает «политическая власть», началось в древнем мире и связано с возникновением социального неравенства между членами общества. Сосуществование и общение богатых землевладельцев и рабов в Древней Греции, патрициев и плебеев в древнем Риме дали толчок к образованию властных отношений в политике. Начиная со времён Аристотеля и до сегодняшнего дня, политология изучает происхождение, установление и поддержание определённой формы политической власти.
В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.
Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:
Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум. Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям. В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.
Осуществление политической воли в обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие элементов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.
Составные части политической власти:
Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества. Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты. Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.
Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.
Объектами политической воли считаются общество в целом, отдельные социальные группы или конкретный индивид. Воля объекта подчиняется главной идее политического движения.
Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.
Функции политической власти
Ошибочно мнение, что политическое могущество является только инструментом ущемления общественных интересов. Притеснение народа вызвано заботой об улучшении благосостояния людей. Когда устанавливаются ограничения в социуме, политическая элита реализует свои интересы, одновременно укрепляя стабильность в обществе, что помогает развитию нации.
Функции, которые выполняет политическая элита:
Организационная роль выражается в формировании плодотворного взаимодействия между различными партиями, общественными ассоциациями и группами, простыми гражданами. Таким образом, создаётся структурная система, которая обеспечивает в социуме господство и руководство.
Управляя жизнью общества, политические силы реализуют на практике стратегический план субъекта власти. Господствующая элита призвана вовремя принимать управленческие решения, обязательные к исполнению повсюду, и давать своевременные корректирующие указания.
Контроль обеспечивает соблюдение законов, правил и норм общественной жизни. Контролирующие функции выполняют силовые структуры, правоохранительные органы и ревизионные комиссии.
Воспитание народных масс делает граждан законопослушными членами общества, укрепляет авторитет политического режима. Совершенствование образования, развитие культуры и науки способствуют формированию у субъекта власти умения и осуществления волевого руководства. При этом объект готовится к добровольному подчинению. В воспитательных целях используется народное образование, издание печатной продукции, публичные библиотеки и средства массовой информации.
Легальность и легитимность
Современные политологи часто используют термины «легальность» и «легитимность». Чтобы достичь результатов, любые виды политической власти должны по определению быть легальными и легитимными. Свойство этих понятий в том, что они означают законность действий. Однако имеются характерные особенности.
Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.
Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.
Классификация факторов, которыми достигается легитимность:
В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.
Знаменитости говорят о политике
Первые шаги в изучении политики и власти сделал Аристотель. Древнегреческий философ написал трактат, который так и называется — «Политика». В книге мыслитель отмечал, что господствующему созданию следует объединяться с подвластным существом, ибо такая связь способствует взаимному сохранению.
Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.
Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.
Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.
Власть притягивает словно магнит. Это универсальная возможность существенного обогащения и улучшения условий собственного бытия. Но не каждый человек способен достойно нести бремя управления чужими судьбами.