в чем главная мысль рассказа бежин луг
Название произведения | Бежин луг |
---|---|
Автор | Иван Сергеевич Тургенев |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1851 |
Главные герои
Сюжет произведения
Барин был заядлым охотником и после удачной охоты на тетеревов возвращался домой. Рассказчик заблудился в лесу со своей собакой Дианкой. В надежде найти правильную дорогу, автор окончательно запутался и оказался на высоком холме – местные жители называли его Бежин луг. Охотник восхищался красотой природы, даже с наступлением ночи он продолжал описывать свои впечатления.
Внизу у реки автор увидел крестьянских ребят: Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню. Старшему Феде было на вид лет 14, Косте 10 и 7 Ване. Остальным мальчикам по 12 лет. Барин удивительно и точно описал внешность каждого из ребят. Прикорнув неподалёку от их костра, он всю ночь слушал страшные деревенские истории о русалке, лешем, домовом, водяном и прочей нечисти. Мальчики пасли табун в ночную прохладу, варили картошку и делились впечатлениями. Под утро мужская компания уснула.
С рассветом природа заиграла новыми красками, а довольный охотник отправился домой вдоль реки. Мимо автора промчались мальчики, верхом на отдохнувших лошадях. Ночное приключение произвело на барина неизгладимое впечатление. Вскоре он узнал, что один из случайных его знакомых Павлуша погиб.
Анализ рассказа «Бежин луг»
Год написания и публикации – Произведение написано в 1851 г.
История создания – В 1846 г. Тургенев часто ходил на охоту. Он отдыхал в имении своей матери, и несколько месяцев не прикасался к писательству. Возвратившись в Петербург, он узнал, что поменялся состав редакции «Современник». Писателю было предложено печатать свои произведения в журнале. Так появились «Записки охотника», в которые и входит рассказ «Бежин луг».
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости жизни присущи всем людям, и дворянам, и крепостным. Они проявлены в простых вещах – в ночном разговоре ребят у костра, в их дружбе, рассказах. Охотник и дети наслаждаются прекрасной летней ночью, они как бы вплетены в нее. И нет различия между человеком и природой.
Тема – Единство природы и человека. Человек – это гармоничная часть природы.
Проблема – Человек не всегда с природой в единстве. Когда получается такое слияние, то на душе становится радостно и тепло. Тургенев описывает именно такую ночь, когда мы ощущаем гармонию природы и человека.
Композиция – сложная. Здесь присутствуют и описание деревенских мальчиков, их портретов, рассказы ребят, описание природы.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема:Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
п.4. Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
п.5. Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.
Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)
Автор: Guru · 10.09.2018
Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
«Бежин луг» читательский дневник
Всего получено оценок: 2824.
Всего получено оценок: 2824.
«Бежин луг» является частью знаменитого цикла рассказов «Записки охотника», в котором автор поделился с читателями пленительной красотой русской природы, а также показал без прикрас жизнь крестьянского сословия.
Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника
Название: Бежин луг
Число страниц: 15. Тургенев Иван Сергеевич. «Бежин луг». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1851 год
Время и место действия
Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
Павлуша – серьёзный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
Ильюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.
Сюжет
Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошёл к ним и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны были сторожить их.
Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из зажиточной семьи и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всём его облике чувствовалась внутренняя сила. Ильюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвёртый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.
Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Ильюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.
В свою очередь Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая звала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошёл на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.
Ребята перекусили сваренным в костре картофелем и продолжили свои рассказы. Ильюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласково гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».
Мальчики ещё долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрёл домой.
Вывод и своё мнение
Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.
Главная мысль
Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.
Авторские афоризмы
«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости…»
«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя долгополая одежда из грубой шерстяной ткани.
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Лощина – низко расположенная долина.
Краткое содержание
История начинается с того, как одним июльским днём рассказчик охотится за тетеревами в Тульской губернии. Охота проходит удачно, но возвращаясь домой, рассказчик теряется и доходит в неизвестной лощины.
Не разобравшись с дорогой он, ориентируясь на звёзды, оказывается перед Бежиным лугом. Там он замечает людей вокруг двух очагов.
Спустившись к очагам, рассказчик видит, что там расположились крестьянские дети, сторожившие лошадей. Он попросил ночлега и прилёг у костра.
Мальчишек было пять: Павлуша, Костя, Ваня, Федя и Илюша. Притворившись спящим, рассказчик заинтересовался беседой. Один из мальчиков, Илюша, рассказывал о том, как он слышал домового. От его рассказа мальчишки разволновались.
Дальше была история Кости, который поведал о плотнике Гавриле, что заблудился в лесу и встретил там русалку, которая прокляла его на вечную тоску.
В это время вдалеке что-то застучало, но один из них, Илья, успокоил товарищей и завёл свой рассказ об одной прорванной плотине. Он рассказал, что однажды приказчик оправил своего псаря по делам, тот задержался и ему пришлось ночью перебираться через плотину. Там он заметил утонувшего барана и взял его с собой. По пути он шёл и гладил его, приговаривая «Бяша, Бяша», как вдруг увидел, что баран оскалился и давай ему отвечать человеческими словами.
Внезапно сторожевые собаки, которые были вместе с мальчишками, вскочили и убежали прочь от очага. Павлуша последовал за ними и, вернувшись, сообщил, что искал волка, которого там не оказалось.
Много ещё историй обсудили мальчишки, последней была история о мальчике Васе, утонувшем, играя на берегу.
К рассвету товарищи смолкли, а рассказчик уже дремал. Проснувшись, мужчина кивнул Павлуше и пошёл вдоль реки, покрытой рассветной дымкой. В конце он, с сожалением отмечает, что Павлуша умер, упав с лошади.
Слушать краткое содержание рассказа «Бежин луг»:
План рассказа «Бежин луг»
План — пересказ произведения кратко опишет сюжет и поможет раскрыть идею рассказа, которую вложил автор.
Рассказ состоит из следующих элементов:
Рассказ о юных товарищах начинается с подробного описания их внешности, ведь их самобытность накладывает отпечаток на то, как они ведут повествование. Из-за этого каждая история становится уникальной.
Монологи мальчишек прерываются сторонними наблюдениями рассказчика.
Главными героями рассказа являются:
Несложно заметить, что в рассказе автор прибегает к тонкому и необычному описанию и природы вокруг, и замысловатых историй, поведанных детьми.
Главной темой рассказа является гармоничное существование человека в природе, а также автор плавно «вклинивает» актуальную для того времени проблему невежественности и необразованности крестьян.
Рассказ обладает довольно сложной и многослойной композицией, включает в себя подробные описательные характеристики природы, внешности мальчишек, пейзажные зарисовки и картинки природы, и лирические размышления. Текст рассказа лаконичный,
Рассказ был примечателен тем, что впервые в истории литературы того времени, место главного героя было отведено не представителю высшего сословия, а обычным крестьянским детям., которых автор описал с нежностью и теплотой.
Известно, что, дав название произведению, автор не придавал ему особого значения, более того — название «Бежин луг» — вымышленное, и такой точки на топографической карте России просто не существовало.
Биография Тургенева насчитывает немалое количество произведений, содержащих в себе яркие описательные характеристики природы, но именно рассказ «Бежин луг» заслуживает особого внимания, ведь и то, что главными героями являются крестьяне, и сочетание «реализма» и «романтизма», делают его особенным.
Основная мысль произведения
Являясь одним из самых известных специалистов и мастеров описания русской природы и пейзажей, Тургенев не смог не затронуть одну из основных тем своих произведений — связь природы и человека, гармоничное существование и их дополнение друг другом.
В произведении «Бежин луг» основной урок, который хочет дать читателю автор — это проблема жизни простого народа, ведь дети, не должны думать о неурядицах жизни, а наоборот, должны радоваться детству, однако они вынуждены работать почти так же, как взрослые.
Мальчишки вынуждены всю ночь сторожить лошадей, охраняя их от нападения волчьей стаи. Но ем не менее, они не унывают, а, наоборот, стараются проживать интересную и запоминающуюся жизнь, развлекая друг друга всяческими небылицами и поверьями.
Этим автор подчёркивает главную идею произведения — что нужно радоваться каждому дню и ценить то, что у тебя есть и саму жизнь. Самое большое счастье — ощущать себя частью природной системы, чувствовать её щедрость.
Не просто так в своём рассказе Иван Сергеевич поднял тему сказаний и легенд, пересказанных мальчишками. Именно этим автор показал глубину необразованности простого народа и ту силу, с которой их разум порабощён идеей мистицизма.
Основные мысли кратко:
Хотя автор и заявлял это произведение, как написанное в едином жанре «реализм», но всё же несложно заметить, как мастерски автор, разбавив сюжет поверьями и небылицами, портретами главных героев, описывая пейзажи, мягко, вклинивает в сюжет черты «романтизма».
Ответственность за собственную жизнь и отсутствие уныния невзирая на все тяготы жизни — вот что хотел донести автор. Ведь, несмотря на то что жизнь у них была не сахар, мальчишки старались во всём найти радость и приключение.
Самой большой наградой для них было оказаться в сердце матушки-природы.