в чем главная мысль герой нашего времени
Суть и идея романа Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — уникальное произведение, сочетающее в себе несколько разных жанров. В целом это социально-психологический роман, а содержание отдельных глав его раскрывается в виде лирического дневника, философской повести, путевого очерка и романтической поэмы. Будучи глубокой по смыслу, идея романа «Герой нашего времени» доступна и понятна каждому читателю.
История создания произведения
Идея создания романа, в котором будет полно описана жизнь его современника, появилась у автора в 1936 году после прочтения «Евгения Онегина». Пушкин был близким другом Лермонтова. Михаил Юрьевич, потрясённый его смертью, написал стихотворение, за что был отправлен в ссылку на Кавказ.
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов встречал множество разных людей, проникался их жизнью и традициями. Наблюдая за каждым человек, автор отмечал для себя его интересные черты и вкладывал их в образы будущих персонажей.
Работу автора над романом можно разделить на несколько этапов:
Лермонтов начал роман в 1838 году. Спустя два года, произведение вышло в свет и сразу же привлекло внимание ценителей литературы и критиков.
Поднимаемые проблемы
Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.
Центральными вопросами романа стали:
Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.
Задаваясь вопросом о своём предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неопределённость и непонимание судьбы наводит героя на мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов бесцельно тратить свою жизнь, так как ощущает в себе невероятные силы и рвение.
Полностью концентрируясь на полноте и непредсказуемости жизни, Печорин неосознанно оказывается виновником поломки судеб разных героев. Осознавая это, Печорин всё же в угоду своего эгоизма как бы выражает протест совести и отрицает заинтересованность в жизни и бедах других людей.
Одним из центральных вопросов романа стало определение счастья и его поиск. Печорин тратит немало времени, чтобы разгадать загадку человеческого счастья. Журнал с записями героя — настоящая находка для читателя. Из него можно почерпнуть немало философских размышлений героя, которые помогут определить, каковы были его мотивы и что составляет его истинную натуру.
Для насыщения своей гордости у героя, на первый взгляд, есть всё: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и влюблённость Мэри, тёплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своём пути немало людей, Печорин старается из общения с каждым насытить свою гордость, однако, счастья всё нет, а в жизни царят лишь скука и усталость.
Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени». Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы.
Печорин оказался неспособным любить искренне. В его стремлении к истинному чувству он отрекался от эмоций других людей и их переживаний. Григорий был слишком эгоистичен и любил «для собственного удовольствия».
Подлинная дружба также оказалась чуждой для героя. Он думал, что один из друзей всегда подчиняется другому. Безропотно слушаться и быть рабом он не умеет, а властвовать утомляет и толкает на обман. Сблизившись с доктором Вернером, Григорий так и не смог полностью открыться ему и впустить его в свой внутренний мир.
Ключевая мысль и композиция
Свой рассказ о внутренних поисках и становлении героя Лермонтов начинает ещё в предисловии, когда обозначает центральную тему. По его словам, это описание всех пороков того времени в их развитии и без прикрас.
С первых страниц главный герой не располагает к себе читателя, а, наоборот, отталкивает и заставляет испытывать только осуждение и отвращение. Однако проникая вглубь романа, читатель начинает замечать, что композиция и другие рассказчики помогают увидеть настоящего Печорина с его внутренними переживаниями и конфликтами.
Особый интерес вызывает композиция произведения. Это не последовательное повествование, а цепочка событий, разбросанных в разных временных промежутках. Но именно это, по мнению Белинского, делает роман уникальным и искренним. По его словам, если читать произведение последовательно, то можно увидеть не целостный роман, а лишь две повести и несколько рассказов.
Чтобы читатели осмыслили суть романа «Герой нашего времени», Лермонтов нарушил последовательную хронологию, акцентируя тем самым внимание не на событиях, а на внутренней природе человека. Автор показывает всю многогранность своего героя и призывает не делать поспешных выводов о нём. Каждый человек уникален и удивителен, нельзя заключать его в рамки односложных понятий хороший-плохой, добрый-злой, честный-подлый.
Используя в своём романе несколько рассказчиков, автор показывает главного героя их глазами. Кроме того, в последней главе романе — дневнике Печорина — читатель узнаёт, каким видит себя сам Григорий.
Прототип Печорина
По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.
В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.
Лермонтов создал уникальное произведение, считающееся кладезем философских и психологических проблем. На страницах романа через восприятие главного героя анализируются важнейшие мерила ценности личности: любовь, дружба, моральные нормы и общественные связи.
Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)
Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)
«. в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.
В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.
В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств». Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина. Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.
Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.
«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития. В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»
Суть и идея романа Лермонтова «Герой нашего времени»
Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.
Роман состоит из пяти повестей, который связаны единой нитью, один герой, который становится фундаментом для развития событий. Он попадает в различные трудности и ситуации, которые показывают его характер под разными углами. Он попадает в конфликтные с окружающей средой ситуации. Лермонтов создал фактически младшего брата Евгения Онегина, который тоже является одним из типичных представителей того времени. Белинский характеризует то время, как когда старое было разрушено, а новое еще не успели построить.
Автор получил возможность отобразить происходящую в то время настоящую духовную драму. Им пришлось терпеть общественное бездействие, при этом проявлять жажду действий и избыток чувств, которые некуда излить. Эпоха являлась достаточно сложной и противоречивой, и из этого складывается образ Печорина, живущего в то время. Его духовный облик весьма противоречив и обманчив, личность его сложна, но автор с точностью описывает его внутренние противоречия.
Несмотря на то, что автор описывает его эгоистичность и любовь к себе, в том же подчеркивает его ничтожность. Он был вынужден расти в условиях крепостнической действительности, которая очень сильно влияет на развитие его личности. Но в тоже время, он привык возвышать себя над окружающими людьми.
Таким образом, возникает внутреннее противоречие, которое может появиться только из-за разницы окружающей среды и воспитания. Герой не может справиться с происходящим вокруг, у него возникают резонансы с окружающей средой, которая не готова воспринимать его эгоизм, его любовь к самому себе.
Роман описывает трудности восприятия себя и своих противоречий, который частично связаны и с внешними обстоятельствами. Он старается бороться с собой, но его действительность и то, что окружающие люди постоянно страдают от нахождения рядом с ним, доводит его до смерти.
История создания произведения
Идея создания романа, в котором будет полно описана жизнь его современника, появилась у автора в 1936 году после прочтения «Евгения Онегина». Пушкин был близким другом Лермонтова. Михаил Юрьевич, потрясённый его смертью, написал стихотворение, за что был отправлен в ссылку на Кавказ.
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов встречал множество разных людей, проникался их жизнью и традициями. Наблюдая за каждым человек, автор отмечал для себя его интересные черты и вкладывал их в образы будущих персонажей.
Работу автора над романом можно разделить на несколько этапов:
Лермонтов начал роман в 1838 году. Спустя два года, произведение вышло в свет и сразу же привлекло внимание ценителей литературы и критиков.
Основная тематика
Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:
Поднимаемые проблемы
Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.
Центральными вопросами романа стали:
Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.
Задаваясь вопросом о своём предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неопределённость и непонимание судьбы наводит героя на мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов бесцельно тратить свою жизнь, так как ощущает в себе невероятные силы и рвение.
Полностью концентрируясь на полноте и непредсказуемости жизни, Печорин неосознанно оказывается виновником поломки судеб разных героев. Осознавая это, Печорин всё же в угоду своего эгоизма как бы выражает протест совести и отрицает заинтересованность в жизни и бедах других людей.
Одним из центральных вопросов романа стало определение счастья и его поиск. Печорин тратит немало времени, чтобы разгадать загадку человеческого счастья. Журнал с записями героя — настоящая находка для читателя. Из него можно почерпнуть немало философских размышлений героя, которые помогут определить, каковы были его мотивы и что составляет его истинную натуру.
Для насыщения своей гордости у героя, на первый взгляд, есть всё: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и влюблённость Мэри, тёплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своём пути немало людей, Печорин старается из общения с каждым насытить свою гордость, однако, счастья всё нет, а в жизни царят лишь скука и усталость.
Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени». Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы.
Печорин оказался неспособным любить искренне. В его стремлении к истинному чувству он отрекался от эмоций других людей и их переживаний. Григорий был слишком эгоистичен и любил «для собственного удовольствия».
Подлинная дружба также оказалась чуждой для героя. Он думал, что один из друзей всегда подчиняется другому. Безропотно слушаться и быть рабом он не умеет, а властвовать утомляет и толкает на обман. Сблизившись с доктором Вернером, Григорий так и не смог полностью открыться ему и впустить его в свой внутренний мир.
Описание персонажей
Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.
Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:
Главный герой | Характеристика |
Илья Ильич Обломов | Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли. |
Андрей Штольц | Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым. |
Агафья Пшеницына | Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича. |
Ольга Ильинская | Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными. |
Захар | Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему. |
Ключевая мысль и композиция
Свой рассказ о внутренних поисках и становлении героя Лермонтов начинает ещё в предисловии, когда обозначает центральную тему. По его словам, это описание всех пороков того времени в их развитии и без прикрас.
С первых страниц главный герой не располагает к себе читателя, а, наоборот, отталкивает и заставляет испытывать только осуждение и отвращение. Однако проникая вглубь романа, читатель начинает замечать, что композиция и другие рассказчики помогают увидеть настоящего Печорина с его внутренними переживаниями и конфликтами.
Особый интерес вызывает композиция произведения. Это не последовательное повествование, а цепочка событий, разбросанных в разных временных промежутках. Но именно это, по мнению Белинского, делает роман уникальным и искренним. По его словам, если читать произведение последовательно, то можно увидеть не целостный роман, а лишь две повести и несколько рассказов.
Чтобы читатели осмыслили суть романа «Герой нашего времени», Лермонтов нарушил последовательную хронологию, акцентируя тем самым внимание не на событиях, а на внутренней природе человека. Автор показывает всю многогранность своего героя и призывает не делать поспешных выводов о нём. Каждый человек уникален и удивителен, нельзя заключать его в рамки односложных понятий хороший-плохой, добрый-злой, честный-подлый.
Используя в своём романе несколько рассказчиков, автор показывает главного героя их глазами. Кроме того, в последней главе романе — дневнике Печорина — читатель узнаёт, каким видит себя сам Григорий.
О чем книга Герой нашего времени
Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.
Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.
В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.
Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.
Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.
Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.
Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.
Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.
Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.
Прототип Печорина
По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.
В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.
Лермонтов создал уникальное произведение, считающееся кладезем философских и психологических проблем. На страницах романа через восприятие главного героя анализируются важнейшие мерила ценности личности: любовь, дружба, моральные нормы и общественные связи.
Краткое содержание
Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.
Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.
Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.
Через определенное время Илья Ильич сближается с дворянкой Пшеницыной, у них рождается ребенок. Полностью абстрагировавшийся от реальности герой умирает от апоплексического удара, опекунство над его сыном взял Штольц, который женился на Ольге.
Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!
Каждый его современник может быть Печориным!
Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.
Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.
На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.
Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.
Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.