в чем главная мысль герой нашего времени

Суть и идея романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — уникальное произведение, сочетающее в себе несколько разных жанров. В целом это социально-психологический роман, а содержание отдельных глав его раскрывается в виде лирического дневника, философской повести, путевого очерка и романтической поэмы. Будучи глубокой по смыслу, идея романа «Герой нашего времени» доступна и понятна каждому читателю.

История создания произведения

Идея создания романа, в котором будет полно описана жизнь его современника, появилась у автора в 1936 году после прочтения «Евгения Онегина». Пушкин был близким другом Лермонтова. Михаил Юрьевич, потрясённый его смертью, написал стихотворение, за что был отправлен в ссылку на Кавказ.

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов встречал множество разных людей, проникался их жизнью и традициями. Наблюдая за каждым человек, автор отмечал для себя его интересные черты и вкладывал их в образы будущих персонажей.

Работу автора над романом можно разделить на несколько этапов:

Лермонтов начал роман в 1838 году. Спустя два года, произведение вышло в свет и сразу же привлекло внимание ценителей литературы и критиков.

Поднимаемые проблемы

Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.

Центральными вопросами романа стали:

Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.

Задаваясь вопросом о своём предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неопределённость и непонимание судьбы наводит героя на мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов бесцельно тратить свою жизнь, так как ощущает в себе невероятные силы и рвение.

Полностью концентрируясь на полноте и непредсказуемости жизни, Печорин неосознанно оказывается виновником поломки судеб разных героев. Осознавая это, Печорин всё же в угоду своего эгоизма как бы выражает протест совести и отрицает заинтересованность в жизни и бедах других людей.

Одним из центральных вопросов романа стало определение счастья и его поиск. Печорин тратит немало времени, чтобы разгадать загадку человеческого счастья. Журнал с записями героя — настоящая находка для читателя. Из него можно почерпнуть немало философских размышлений героя, которые помогут определить, каковы были его мотивы и что составляет его истинную натуру.

Для насыщения своей гордости у героя, на первый взгляд, есть всё: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и влюблённость Мэри, тёплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своём пути немало людей, Печорин старается из общения с каждым насытить свою гордость, однако, счастья всё нет, а в жизни царят лишь скука и усталость.

Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени». Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы.

Печорин оказался неспособным любить искренне. В его стремлении к истинному чувству он отрекался от эмоций других людей и их переживаний. Григорий был слишком эгоистичен и любил «для собственного удовольствия».

Подлинная дружба также оказалась чуждой для героя. Он думал, что один из друзей всегда подчиняется другому. Безропотно слушаться и быть рабом он не умеет, а властвовать утомляет и толкает на обман. Сблизившись с доктором Вернером, Григорий так и не смог полностью открыться ему и впустить его в свой внутренний мир.

Ключевая мысль и композиция

Свой рассказ о внутренних поисках и становлении героя Лермонтов начинает ещё в предисловии, когда обозначает центральную тему. По его словам, это описание всех пороков того времени в их развитии и без прикрас.

С первых страниц главный герой не располагает к себе читателя, а, наоборот, отталкивает и заставляет испытывать только осуждение и отвращение. Однако проникая вглубь романа, читатель начинает замечать, что композиция и другие рассказчики помогают увидеть настоящего Печорина с его внутренними переживаниями и конфликтами.

Особый интерес вызывает композиция произведения. Это не последовательное повествование, а цепочка событий, разбросанных в разных временных промежутках. Но именно это, по мнению Белинского, делает роман уникальным и искренним. По его словам, если читать произведение последовательно, то можно увидеть не целостный роман, а лишь две повести и несколько рассказов.

Чтобы читатели осмыслили суть романа «Герой нашего времени», Лермонтов нарушил последовательную хронологию, акцентируя тем самым внимание не на событиях, а на внутренней природе человека. Автор показывает всю многогранность своего героя и призывает не делать поспешных выводов о нём. Каждый человек уникален и удивителен, нельзя заключать его в рамки односложных понятий хороший-плохой, добрый-злой, честный-подлый.

Используя в своём романе несколько рассказчиков, автор показывает главного героя их глазами. Кроме того, в последней главе романе — дневнике Печорина — читатель узнаёт, каким видит себя сам Григорий.

Прототип Печорина

По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.

В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.

Лермонтов создал уникальное произведение, считающееся кладезем философских и психологических проблем. На страницах романа через восприятие главного героя анализируются важнейшие мерила ценности личности: любовь, дружба, моральные нормы и общественные связи.

Источник

Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

«. в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств». Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина. Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития. В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»

Источник

Суть и идея романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.

Роман состоит из пяти повестей, который связаны единой нитью, один герой, который становится фундаментом для развития событий. Он попадает в различные трудности и ситуации, которые показывают его характер под разными углами. Он попадает в конфликтные с окружающей средой ситуации. Лермонтов создал фактически младшего брата Евгения Онегина, который тоже является одним из типичных представителей того времени. Белинский характеризует то время, как когда старое было разрушено, а новое еще не успели построить.

Автор получил возможность отобразить происходящую в то время настоящую духовную драму. Им пришлось терпеть общественное бездействие, при этом проявлять жажду действий и избыток чувств, которые некуда излить. Эпоха являлась достаточно сложной и противоречивой, и из этого складывается образ Печорина, живущего в то время. Его духовный облик весьма противоречив и обманчив, личность его сложна, но автор с точностью описывает его внутренние противоречия.

Несмотря на то, что автор описывает его эгоистичность и любовь к себе, в том же подчеркивает его ничтожность. Он был вынужден расти в условиях крепостнической действительности, которая очень сильно влияет на развитие его личности. Но в тоже время, он привык возвышать себя над окружающими людьми.

Таким образом, возникает внутреннее противоречие, которое может появиться только из-за разницы окружающей среды и воспитания. Герой не может справиться с происходящим вокруг, у него возникают резонансы с окружающей средой, которая не готова воспринимать его эгоизм, его любовь к самому себе.

Роман описывает трудности восприятия себя и своих противоречий, который частично связаны и с внешними обстоятельствами. Он старается бороться с собой, но его действительность и то, что окружающие люди постоянно страдают от нахождения рядом с ним, доводит его до смерти.

История создания произведения

Идея создания романа, в котором будет полно описана жизнь его современника, появилась у автора в 1936 году после прочтения «Евгения Онегина». Пушкин был близким другом Лермонтова. Михаил Юрьевич, потрясённый его смертью, написал стихотворение, за что был отправлен в ссылку на Кавказ.

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов встречал множество разных людей, проникался их жизнью и традициями. Наблюдая за каждым человек, автор отмечал для себя его интересные черты и вкладывал их в образы будущих персонажей.

в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть фото в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть картинку в чем главная мысль герой нашего времени. Картинка про в чем главная мысль герой нашего времени. Фото в чем главная мысль герой нашего времени

Работу автора над романом можно разделить на несколько этапов:

Лермонтов начал роман в 1838 году. Спустя два года, произведение вышло в свет и сразу же привлекло внимание ценителей литературы и критиков.

Основная тематика

Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:

в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть фото в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть картинку в чем главная мысль герой нашего времени. Картинка про в чем главная мысль герой нашего времени. Фото в чем главная мысль герой нашего времени

Поднимаемые проблемы

Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.

Центральными вопросами романа стали:

Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.

Задаваясь вопросом о своём предназначении и смысле жизни, Печорин не находит ответа. Неопределённость и непонимание судьбы наводит героя на мысли о бессмысленности существования. Он чувствует, что не готов бесцельно тратить свою жизнь, так как ощущает в себе невероятные силы и рвение.

Полностью концентрируясь на полноте и непредсказуемости жизни, Печорин неосознанно оказывается виновником поломки судеб разных героев. Осознавая это, Печорин всё же в угоду своего эгоизма как бы выражает протест совести и отрицает заинтересованность в жизни и бедах других людей.

Одним из центральных вопросов романа стало определение счастья и его поиск. Печорин тратит немало времени, чтобы разгадать загадку человеческого счастья. Журнал с записями героя — настоящая находка для читателя. Из него можно почерпнуть немало философских размышлений героя, которые помогут определить, каковы были его мотивы и что составляет его истинную натуру.

Для насыщения своей гордости у героя, на первый взгляд, есть всё: признание и уважение других людей, преданная любовь Веры и влюблённость Мэри, тёплое отношение Максима Максимыча. Встречая на своём пути немало людей, Печорин старается из общения с каждым насытить свою гордость, однако, счастья всё нет, а в жизни царят лишь скука и усталость.

Лермонтов затрагивает и немало моральных проблем, что отражается в основной идее «Героя нашего времени». Через призму восприятия мира Печориным автор заостряет внимание читателей на понятиях добра и зла, ответственности, свободы выбора, места человека в жизни, любви и дружбы.

Печорин оказался неспособным любить искренне. В его стремлении к истинному чувству он отрекался от эмоций других людей и их переживаний. Григорий был слишком эгоистичен и любил «для собственного удовольствия».

Подлинная дружба также оказалась чуждой для героя. Он думал, что один из друзей всегда подчиняется другому. Безропотно слушаться и быть рабом он не умеет, а властвовать утомляет и толкает на обман. Сблизившись с доктором Вернером, Григорий так и не смог полностью открыться ему и впустить его в свой внутренний мир.

Описание персонажей

Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.

Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:

Главный геройХарактеристика
Илья Ильич ОбломовПроисходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли.
Андрей ШтольцХудой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым.
Агафья ПшеницынаДобродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича.
Ольга ИльинскаяПривлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными.
ЗахарСлуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему.

Ключевая мысль и композиция

Свой рассказ о внутренних поисках и становлении героя Лермонтов начинает ещё в предисловии, когда обозначает центральную тему. По его словам, это описание всех пороков того времени в их развитии и без прикрас.

С первых страниц главный герой не располагает к себе читателя, а, наоборот, отталкивает и заставляет испытывать только осуждение и отвращение. Однако проникая вглубь романа, читатель начинает замечать, что композиция и другие рассказчики помогают увидеть настоящего Печорина с его внутренними переживаниями и конфликтами.

Особый интерес вызывает композиция произведения. Это не последовательное повествование, а цепочка событий, разбросанных в разных временных промежутках. Но именно это, по мнению Белинского, делает роман уникальным и искренним. По его словам, если читать произведение последовательно, то можно увидеть не целостный роман, а лишь две повести и несколько рассказов.

Чтобы читатели осмыслили суть романа «Герой нашего времени», Лермонтов нарушил последовательную хронологию, акцентируя тем самым внимание не на событиях, а на внутренней природе человека. Автор показывает всю многогранность своего героя и призывает не делать поспешных выводов о нём. Каждый человек уникален и удивителен, нельзя заключать его в рамки односложных понятий хороший-плохой, добрый-злой, честный-подлый.

Используя в своём романе несколько рассказчиков, автор показывает главного героя их глазами. Кроме того, в последней главе романе — дневнике Печорина — читатель узнаёт, каким видит себя сам Григорий.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.

В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.

Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.

Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.

Прототип Печорина

По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.

В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.

Лермонтов создал уникальное произведение, считающееся кладезем философских и психологических проблем. На страницах романа через восприятие главного героя анализируются важнейшие мерила ценности личности: любовь, дружба, моральные нормы и общественные связи.

Краткое содержание

Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.

в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть фото в чем главная мысль герой нашего времени. Смотреть картинку в чем главная мысль герой нашего времени. Картинка про в чем главная мысль герой нашего времени. Фото в чем главная мысль герой нашего времени

Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.

Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.

Через определенное время Илья Ильич сближается с дворянкой Пшеницыной, у них рождается ребенок. Полностью абстрагировавшийся от реальности герой умирает от апоплексического удара, опекунство над его сыном взял Штольц, который женился на Ольге.

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!

Каждый его современник может быть Печориным!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *