в чем гений высоцкого
Гений Высоцкого
Высоцкий запечатлел в песне не свою версию событий, а своё удивление, которое более привлекательно, чем любая возможная версия. Сегодня знаменитому поэту, артисту, певцу исполнилось бы 80 лет.
Те, кто любят Высоцкого — любят его страстно. Те, кто его ругают, проклинают и поносят — порой любят его ещё сильнее.
Ему посвящены сотни стихотворений и песен. Их уже больше, чем стихотворений, которые он сам написал.
Ему посвящены сотни книг и больше статей, чем страниц в четырехтомнике его полного собрания сочинений.
О нем снято больше фильмов (не только документальных, уже появились художественные), чем было фильмов с его участием.
Имя Высоцкого носят почти сорок улиц. В том числе в Болгарии и Германии.
В чем секрет непреходящей популярности Владимира Высоцкого? Почему именно этот человек стал самой и главной консенсусной фигурой советского периода после Гагарина?
Загадка Сережки Фомина
В школе у меня, дислектика, самые большие проблемы были с русским языком и литературой. Слоги в словах произвольно менялись местами. Буквы из следующего слова попадали в предыдущее. Но память была великолепная. И был один способ поправить оценки по этим предметам, а заодно задобрить учительницу: поэтическая пятиминутка. В начале каждого урока предлагалось кому-нибудь прочитать выученное стихотворение. За хорошее прочтение ставилась пятерка. Чаще всего я читал наизусть стихи Владимира Высоцкого.
Я прочел ксерокопии многих стихов Высоцкого подростком в 1981 году. И мне очень нравились эти тексты именно как стихи. Потом когда я услышал некоторые из них как песни, то иногда был не совсем согласен с авторским исполнением (исполнительской интерпретацией). «О ПОЭТАХ И КЛИКУШАХ», допустим, мне, например, до сих пор в песенном варианте не нравится. Только как стихи.
И вот один раз я подготовил к уроку стихотворение про Сережку Фомина.
В военкомате мне сказали: «Старина,
Тебе броню дает родной завод “Компрессор”!»
Я отказался, – а Сережку Фомина
Спасал от армии отец его, профессор.
Кровь лью я за тебя, моя страна,
И все же мое сердце негодует:
Кровь лью я за Сережку Фомина —
А он сидит и в ус себе не дует!
Теперь небось он ходит по кинам —
Там хроника про нас перед сеансом, —
Сюда б сейчас Сережку Фомина —
Чтоб побыл он на фронте на германском!
… Но наконец закончилась война —
С плеч сбросили мы словно тонны груза, —
Встречаю я Сережку Фомина —
А он Герой Советского Союза…
Оно мне так понравилось, что дома я решил прочитать его отцу. Папа выслушал. И спросил меня:
— А о чем это стихотворение?
Для меня это было очевидно. Я сказал. Вот, герой стихотворения, он молодец, на фронт рвался, воевал. А Серёжка — не только от фронта отмазался, но и каким-то обманным образом орден себе заграбастал, который ему был совершенно не положен.
Папа усадил меня. И объяснил. Всё не так. Это о ненависти дворовой шпаны к интеллигентному мальчику. Ненависти и неблагодарности. Зависти двоечника к отличнику и профессорскому сыну.
— Обрати внимание, вся эта дворовая шпана, все они Фомина ненавидят, а встречаются у него дома. Жилплощадь больше. Они завидуют его жилищным условиям. За что они его ненавидят? За то, что он сосредоточен и целеустремлен. Почему плохо быть сосредоточенным? Что в этом плохого? Лучше быть сосредоточенным, чем разболтанным.
— Папа, но этот парень же на войну пошел, хотя мог бы не идти. А Фомин не пошел. За что ему Героя Советского Союза.
— А откуда ты это знаешь? Со слов этого, как будет «кино» во множественном числе. «Теперь небось он ходит по кинам». Он говорит не о Фомине, а о своих предположениях и предубеждениях. Звезду Героя во время войны не давали за то, что отец-профессор. Её надо было заслужить. Может быть, он совершил подвиг. На фронте? Или как разведчик? Или сделал гениальное открытие, которое помогло фронту?
Я задумался. Папина интерпретация меня потрясла. Я поделился этой версией с двоюродным братом, который разделял моё увлечение текстами Высоцкого. «Только дядя Наум мог это так понять», — возмущено сказал он.
С тех пор для меня это было вопросом: а какой смысл вкладывал Высоцкий?
Интересовал этот вопрос не только меня
Сообщество Высоцкого в Живом журнале авторитетно сообщает: «Один из самых известных вопросов к текстам песен Высоцкого: заслужил ли свое звание Героя Советского Союза Сережка Фомин из одноименной песни?» И приводит отрывки из огромной дискуссии из архива Форума Высоцкого на Куличках.
Опубликовавший биографию Высоцкого в серии ЖЗЛ прекрасный литературовед Владимир Иванович Новиков пишет: «Доблесть новеллиста – не только в том, чтобы выстроить стройный сюжет и подвести его к парадоксальному финалу, но и в том, чтобы навсегда озадачить читателя нравственно-психологической коллизией. Вот, скажем, песня «Про Сережку Фомина». Это история о профессорском сыне, «белой вороне» в компании дворовой шпаны. Рассказ ведется от имени явного Сережкиного недоброжелателя, отказавшегося от брони и отправившегося на фронт, – в то время как Фомина «спасал от армии отец его, профессор»…
Блогер Березин написал в своем ЖЖ лет девять назад пост «История про Серёжку Фомина»:
«Мне всегда казалось, что это история про прихотливость жизни и о том, что не надо думать о людях дурно, не выяснив прежде всех обстоятельств. Чистый интеллигентный мальчик может три раза гореть в танке, а бесстрашный король двора будет расстрелян как мародёр. Меж тем, оказалось, что множество людей этот сюжет воспринимает совершенно иначе — как триумф элит на народной крови. То есть, герой оказывался фальшивый, тыловой».
А какой смысл вкладывал сам Высоцкий?
Благодаря книге Владимира Новикова в серии ЖЗЛ я обратил внимание на свидетельство Геннадия Михайловича Яловича:
«Главным его качеством, как мне кажется, было умение вытянуть из другого все. Если его человек действительно интересовал, то Володя вытаскивал из него абсолютно все! В этом смысле он был жуткий эгоист. И постоянное внимание к миру… Идем по улице Горького, навстречу двое мужчин. Разговаривают. Один другому говорит: «Представляешь, встречаю я его, а он — тыловая крыса — Герой Советского Союза…» Мне это врезалось в память, Володя это тоже запомнил. И через некоторое время слышу в песне:
Встречаю я Сережку Фомина,
А он — Герой Советского Союза».
Стоп! Это означает, что и сам Высоцкий не знал правильной версии. И не смог бы ответить на мучивший меня вопрос.
«Оказывается, и сам Высоцкий не знал, что там именно было с «тыловой крысой». Он подхватил колоритный факт, укрупнил его энергичным вымыслом – и ощущение загадочности, неоднозначности стало истинным смыслом песни-новеллы, оставляющей такое стойкое и длительное «послевкусие». Вот это, по точному выражению Г. Яловича, «постоянное внимание к миру» и есть то самое, чем Высоцкий хотел «заразить» своих слушателей и читателей».
Высоцкий запечатлел в песне не свою версию, а своё удивление, которое более привлекательно, чем любая возможная версия.
А кто прав, кто виноват, заслужено ли получил Героя Советского Союза Фомин, ошибался ли лирический герой песни… Всё это решать читателю и слушателю. И взаимоисключающие версии имеют равное право на существование.
Всеотзывчивость?
Загадка Сережи Фомина — может быть, дает ответ на вопрос о популярности Высоцкого. Синявский когда-то вызвал волну критики, сказав, что содержание Пушкина — есть пустота, но, не добавив, что это пустота, которая вмещает весь мир. Ведь нельзя все впустить, не будучи свободным, то есть пустым.
Такая же космическая, но всё принимающая и пропускающая всеотзывчивость — это главное содержание Высоцкого. И секрет его гениальности.
Высоцкий дает возможность считать его текст своим людям с противоположными точками зрения, с противоположными жизненными установками, идеологическим противникам.
Ибо единственной «правильной» точки зрения нет. Вернее, их много.
«Энциклопедия русской жизни»?
В эпоху Высоцкого, когда поэты вымучивали оды в качестве паровозиков к сборникам стихов, а в основном писали элегии о собственных переживаниях и своем богатом внутреннем мире, Высоцкого интересовал мир вокруг: спортсмен на беговой дорожке, охотники, стреляющие в кабанов, альпинистка, дальнобойщик, золотоискатель, вор…
Поражает тематическое разнообразие его песен. И полное перевоплощение актера, который сам сочиняет роли, превращая песни в мини-спектакли. Его растащили на цитаты. Он более всех прочих стихотворцев вошел в резонанс с языком, впустил в себя его многоголосие, раскрепостил стихотворную речь.
Он говорил от имени множество разных людей, представителей различных профессий, социальных слоев, возрастных и культурных групп. И был услышан ими, несмотря на то, что его полностью игнорировали СМИ.
В своих лучших песнях Высоцкий выступил как незаурядный драматург, хорошо сработавший интригу, быстрое погружение, накал кульминации, неожиданность развязки. Продумавший архитектонику произведения, сцепление образов, конфликты, раскадровку эпизодов – зримых, ярких, сменяющихся. Это был синтез на грани нескольких искусств…
Высоцкий — был живым средоточием духа эпохи, истории, её путей, её проблем, её здоровых сил и больных узлов.
Гений — «сумел выразить свое время, как никто»
Его песни вполне можно назвать энциклопедией эпохи. Андрей Тарковский говорил про уникальность Высоцкого, с которым он дружил более двадцати лет, что он совершено не может определить жанр, в котором работал Высоцкий, но именно он «сумел выразить свое время, как никто».
Тарковский говорил: «Он, конечно, никакой не актер, потому что на этом поприще он не достиг высот, какие ему удались в другом жанре. Он, конечно, метафора в абсолютном смысле этого слова. Он сам сочинял слова для своих песен и сам их исполнял, подыгрывая себе на гитаре, — причем, как вы знаете, не так виртуозно, а делал-то это, с моей точки зрения, гениально».
С точки зрения Тарковского, поэт-актер-музыкант-исполнитель песен Высоцкий не разделим на составляющие. Рифмы в стихах, чаще всего, банальные. Мелодика — примитивная. Есть более сильные актеры и более умелые исполнители песен в сопровождении гитары. Есть лучшие композиторы для собственных текстов, есть лучшие исполнители собственных песен.
Можно говорить о поэтике и мелодике Окуджавы, о жанре в котором он работает, об истории этого жанра. «Но ни о чем побочном нельзя говорить применительно к Высоцкому. И все-таки я не знаю другого художника, который так сказал бы о своем времени. И это не потому, что он нашел героя, этакого полублатного и полудурковатого, такого заблудшего алкоголика — совершенно не в этом дело. Дело в комплексе: есть песни, которые потрясают — не исполнением, не словами, не точностью мысли, а тем, и другим, и третьим вместе, этим единством»
Для Тарковского гениальность Высоцкого — не сводится к сумме составляющих. Она в единстве. Гений — творец, который смог остановить мгновение и запечатлеть своё время. И не только своё.
Ведь эпоха Высоцкого — для нас уже давно прошедшее время. Он был певцом оттепели и эпохи застоя. А потом были ещё и ещё времена. Гонки генсеков на лафетах. Перестройка. Развал СССР. Лихие девяностые. Нулевые.
А песни Высоцкого не теряют свою актуальность. Они остаются с нами.
Гений Высоцкого: о главном предательстве, любви и судьбах человечества
25 июля 1980 года не стало Владимира Высоцкого. С тех пор прошел довольно большой отрезок времени, чья-то жизнь. Моя жизнь — я родилась в том самом олимпиадном году. А Высоцкому сейчас исполнилось бы 83 года. Можно ли представить этого человека в таком возрасте? Нет. Примерно так же трудно вообразить убеленных сединами и «остепенившихся» Пушкина, Лермонтова, Маяковского. Великие поэты нашей страны традиционно и трагически навсегда остаются молодыми.
О чем бы Высоцкий писал и пел сейчас? Очевидно, что все о том же — предательстве друзей, малодушии людей, алчности властей, красоте и любви, храбрости и подвигах. О нас с вами, о нашей жизни.
Творчество Высоцкого — это океан настоящих живых эмоций, человеческих идей и истин, безграничной энергии благородства и неподдельной искренности. Личность этого человека легко ассоциируется с самым главным в нашей жизни:
Того, что успел сделать Владимир Высоцкий за 42 года своей жизни, хватило бы на десятерых. Он родился 25 января 1938 года, а умер 25 июля 1980 года в Москве. 42 года — самый расцвет для любого мужчины. Вспоминаются строчки:
Мы успели: в гости к Богу
Не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют
Такими злыми голосами?!
Опозданий не бывает, но слишком рано туда попасть можно вполне.
Творчество Высоцкого — подводим итоги
Я задалась вопросом, известна ли точная цифра — сколько песен у Высоцкого? С этим пришлось обратиться в музей Владимира Семеновича Высоцкого. Информацию предоставил сын поэта — Никита Владимирович Высоцкий.
Итак, считается, что всего произведений у Высоцкого около 900. Сюда отнесены стихи, песни и зарисовки. Из этого общего количества нужно выделить 409 песен, которые являются общеизвестными. Это зафиксировано в специальном справочнике, который составлялся родственниками поэта. Туда вошли лишь те произведения, где стихи наложены на музыку.
Кстати, при работе над справочником не учитывались совместные песни (в соавторстве), а нередко вклад Высоцкого там был более значимым. Существуют тексты песен, музыка к которым так и не была написана. Очевидно, что Высоцкий многое не успел. И если учитывать песни как с музыкой, так и без нее, то их общее количество будет равно 600 произведениям.
Стихи и песни Владимира Семеновича устремлены далеко в будущее. Его наследие — это бесценный дар всем последующим поколениям, которые могут обращаться к творчеству Высоцкого, черпать оттуда крупицы истины. Гений Высоцкого заключается еще и в том, что его взор всегда был направлен в сторону глобальных проблем России и человечества в целом. А судьба своей страны волновала поэта едва ли не больше всего.
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
Всё человечество давно хронически больно,
И всю историю оно болеть обречено…
Мой финиш — горизонт, а лента — край земли
Я должен первым быть на горизонте!
Потому что любовь — это вечно любовь
Даже в будущем вашем далеком.
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель — всегда презираем,
Враг есть враг, и война всё равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна —
И всегда на нее уповаем.
Владимир Семенович был человеком с гражданской позицией, он не побоялся взять на себя ответственность за многое. В современном нам обществе таких людей остро не хватает. Жить, мыслить, дышать ради других — прерогатива немногих.
В ситуации общественного раскола и разобщенности, всеобщей погруженности в круг личных интересов и безразличия к ближнему остается только надеяться на творчество Владимира Семеновича. На то, как благотворно влияет до сих пор поэт и актер Высоцкий на умы людей. В подтверждение его же строки:
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
О гениях-2. В. С. Высоцкий
МНЕ ЕСТЬ ЧТО СПЕТЬ, ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ, МНЕ ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД НИМ.
В Л А Д И М И Р С Е М Ё Н О В И Ч В Ы С О Ц К И Й
Возвращаясь к М. Ю. Лермонтову, нужно напомнить, что 17. 07. 1841 г. его хоронили несколько сотен человек в Пятигорске, а через 40 лет туда съехалось впервые на общественную панихиду более 10 тысяч (так свидетельствует литератор С.Филлипов). Нам представляются символичными параллели, проходящие между Лермонтовым и Высоцким, но уже через 140 лет между гибелью каждого из них. Кстати, Лермонтов очень хорошо пел романсы, т.е. «не пел, а говорил почти речитативом под гитару для своих слушателей» (по А. Ф. Тирану).
Его знали сотни миллионов людей. Не единицы миллионов, а сотни, ибо к 250 миллионам граждан СССР нужно добавить миллионы в США, Франции, Англии, Польше, Чехии, Германии и т.д. Нам кажется, что с ним даже никто не может сравним. Возможно только Пеле, Марадона, Мухаммед Али, Синатра, Мерелин Монро, Арнольд Шварценнегер, Николсон, Де Ниро. Но последняя четвёрка исключительно за счёт кинематографа, т.е. организованного зрителя. Хотя и первая четвёрка то же самое – организованного зрителя путём телевидения. В случае с Вл. Высоцким – любого зрителя и тем более неорганизованного.
К 80-м годам на счету Вл. Высоцкого уже было свыше 800 стихотворений, сотни авторских песен, сотни миллионов копий (а может быть миллиардов копий) спетых песен, десятки ролей в театре и кино.
Теперь можно философствовать – их встреча (какой романтической она была!) оказалась случайной или нет. А последующие 12 лет супружеской жизни не только способствовали творческой жизни гения, но и продлили физическую (по словам М. Влади). И ей можно, а, вернее, должно верить. Слишком много она выстрадала, выдершав свой собственный 30-летний обет «отлучения от сцены», пронеся достойно свой «крест», как и Вл. Высоцкий. Слишком яркую, необычную, многострадальную любовь прожили они вместе, чтобы склонить голову и перед ней. Как Ромео и Джульетта. Да чего уж там! Как Владимир и Марина.
11 июля 1980 года они простились у эскалатора в аэропорту Парижа:
— А до этого мы три недели пытались остановить твою болезнь.
— Последний поцелуй. И эскалатор уносит тебя вверх. Ты исчезаешь
Тихо говорит великая актриса и женщина со сцены.
За неделю до смерти Вл. Высоцкий в последний раз играл Гамлета.
23 июля состоялся последний телефонный разговор между супругами.
25 ночью по телефону чужой голос сообщает М. Влади: «Володя, умер».
На 29 июля у Вл. Высоцкого был билет на самолёт до Парижа.
— Ты единственная, которая поставит меня на ноги.
— Мариночка, мы преодолеем всё это вместе и будем
ж и т ь с ч а с т л и в о.
Свидетельствует словами Вл.Высоцкого Марина Влади.
А вот что вспоминали на вечере в день смерти Вл. Высоцкого в 2008 году:
Ю. П. Любимов: «Впервые я познакомился с Вл. Высоцким, когда ему было 23-24 года. Его драматическое «выступление» на меня не произвело впечатление, но когда через 15 минут он спел пару песен, и на мой вопрос – «А чьи слова у песен?» последовал ответ – «Мои», я попросил его спеть ещё что-нибудь. После 30 или 40 –минутного «концерта», я сказал ему: «Приходите завтра. На работу. ». Хотя отовсюду шли телефонные звонки – «Он же пьяница», но мне подумалось – «Да, мало ли в России пьяниц. Одним больше, одним меньше. »
Вл. Меньшов (режиссер легендарного к/ф «Москва слезам не верит»): «Я знаю только 2 биографии людей, которые раскрылись своим могуществом очень быстро – Наполеон и Высоцкий».
Мне запомнились слова вдовы Р. Рождественского: «Очень долго Евг. Евтушенко и А. Вознесенский спорили о том, так кто же из них главный и значительнее. А, на самом деле,был первым Вл. Высоцкий».
А. Митта (реж. также легендарного к/ф «Экипаж»): «Володя был бессребреником. Любил делать подарки».
Белла Ахмадулина: «Володя – абсолютная чистота и честность, благородство и поэтический профессионализм».
Но только Алла Демидова, актриса «Театра на Таганке», конечно знаменитая из знаменитых, произнесла «заветное»: «Володя – конечно гений. Большой талант».
А на вопрос Вл. Познера – Высоцкий был верующим? ответила: «Скорее нет. Но все великие таланты осознают своё предназначение, свою мессию. «
А что будет через 20 лет? Вспомним судьбу и историю М. Ю. Лермонтова: когда через 40 лет после его смерти (только через 40 лет!) на его первую гражданскую панихиду в Пятигорск съехалось около десяти тысяч россиян.
Обществу надо иметь гениев, и они будут. Рано или поздно. Удивительно только то, что, как мне кажется, история повторяется – нужно было русскому обществу девятнадцатого века нового гения в лице Михаила Юрьевича Лермонтова и он стал им (к этому времени – ко второй половине 19-го века. А. С. Пушкин уже находился на таком пьедестале).
Так и c Владимиром Семёновичем Высоцким.
Первая половина ХХ1 века в России, уверен, будет временем гения Владимира Высоцкого.
Декабрь 2010 г.
ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ
Анатолий Агурицев
Об Анатолии Григорьевиче Агурицеве, выпускнике Завода-ВТУЗа, к. т. н., доценте, певце, композиторе, известном российском поэте, см. на сайте Стихи.Ру
3. Гениальность Высоцкого
(к 60-летию со дня рождения поэта)
“Гениальным следует назвать такого человека, который живет в сознательной связи с миром, как с целым. Гениальное есть вместе с тем и истинно божественное в человеке”.
(автор цитаты неизвестен)
Иная ситуация с Галичем. И здесь я тоже прежде всего хочу сослаться на мнение (совпадающее с моим) профессионального знатока творчества Высоцкого. В помещенной в “Новом русском слове” статье “Галич и Высоцкий” Марк Цыбульский пишет, что “никаким диссидентом. Высоцкий никогда не был! Он не любил многое, гораздо больше того, о чем написал в известном стихотворении, но любил он значительно больше. Галич же был заражен ненавистью. Благородной, справедливой, но – ненавистью.
Однажды, уже в эмиграции, в передаче радиостанции “Свобода” Галич сказал о Высоцком, что тот неразборчив в темах своих песен. Звучит странно, но Галича, годами разрабатывавшего всего одну тему отрицания советской власти, многотемье Высоцкого раздражало. Точно так же, как Высоцкий не понимал однотемья Галича”. Вот такое мнение, непривычно звучащее для многих из нас, воспринимающих Высоцкого и Галича зарядами из одной обоймы, более или менее равнозначными ниспровергателями режима. Инерция такого взгляда имеет основанием неразумную систему запретов, так или иначе связанных с этими двумя именами. Само собой разумеется, что и “Товарищи ученые”, и “Гербарий”, и “Антисемиты”, и “Мишка Шифман”, и “Про козла отпущения” по своему критическому пафосу легко могут быть сопоставлены с некоторыми песнями Галича, а такие, например, совсем несхожие внешне песни, как “Банька по-белому” Высоцкого и “Караганда” Галича имеют в своей основе одну и ту же человеческую трагедию.
И хотя Высоцкий не пугается и не чурается политики (один из его “героев” даже делает “доклад” в вытрезвителе на эту тему), но собственная универсальность не позволяет ему “зациклиться” на чем-либо одном, каким бы важным оно не казалось в данное время. И это, кстати, противоречит бытующему кое-где представлению о Высоцком, будто бы пишущем “на тему дня”. Последняя, если и возникала, то, в силу особенностей его таланта, как бы в ракурсе Вечности (например, “Баллада о времени” в незамысловатой “робингудовской” киноленте). Известная правозащитница Мария Розанова выразилась так: “Мы рождались на песнях Окуджавы, зрели и многое понимали на песнях Высоцкого, а сражались уже на песнях Галича” (имеется в виду, конечно, духовное становление зарождающейся в условиях хрущевской “оттепели” личности). Как видим, в этом ряду Высоцкий занимает промежуточное, но в то же время и центральное положение. Высоцкий гораздо менее “миролюбив”, чем Окуджава (“Заносчивый немного я, но в горле горечь комом: поймите я, двуногое, попало к насекомым! Но кто спасет нас, выручит, кто снимет нас с доски?! За мною! Прочь со шпилечек, сограждане жуки?” из песни “Гербарий”), но более миролюбив, чем Галич, ибо этот его клич очевидным образом не революционный, зовущий не к политическому, а к духовному освобождению.
Но ведь почти в то же время появились тоже не имеющие аналогов ни в литературной, ни в песенной культуре потрясающие драматичной динамикой песни о горах и военные песни: ”Если друг оказался вдруг”, “Здесь вам не равнина”, “Жил я матерью и батей”, “Сверкал закат как блеск клинка”. Попробуйте про себя освежить, озвучить внутренним голосом, например, строчки:
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.
и вы столкнетесь с загадкой, которая в простейших своих словосочетаниях таит в себе уже не искусство, а чудо духовного сотворения новой реальности. Ведь здесь все казалось бы просто и даже банально: братские могилы, букеты цветов, вечный огонь. Многие поэты ищут необычных форм, слов, выражений, но мне кажется, что истинно великие (и Пушкин, и Блок, и Есенин) каким-то чудом могли обходиться вот этой кажущейся банальностью, которая, еще не обозначенная, уже жила в душах людей и только ждала своего выразителя. Таков и Высоцкий. Кто-то из критиков, к сожалению, не помню, кто именно, сказал: “Пушкин – великий причал русского языка, а Высоцкий корабль, который оттолкнулся от этого причала и поплыл дальше”. Именно – дальше, думается мне, ибо Высоцкий пришел к нам не только со словами, но еще и с мелодией, песней, то есть с тем, что именно и выражает душу народа. И, кстати, мелодии эти, часто воспринимаемые слушателями через простой гитарный аккомпанемент (Высоцкий, конечно же, не был выдающимся гитаристом, но, в силу своей гениальности, мог бы, наверно, им стать, если бы это потребовала природа его творчества), очень высоко оценивались и многими значительными музыкантами, например, Андреем Петровым или таким выдающимся композитором современности, как Альфред Шнитке.
Тишина надо мной раскололась,
из динамиков хлынули звуки,
с крыш ударил направленный свет.
Мой, отчаяньем сорванный голос,
Современные средства науки
превратили в приятный фальцет.
И шарахнулись толпы в проулке,
когда вырвал я ногу со стоном
и осыпались камни с меня.
К сожалению, по причинам “газетного” свойства, говоря о гениальной простоте Высоцкого, я практически не коснулся его мастерства, не привел бесчисленных примеров, это подтверждающих и ссылок на людей, которые боготворили Высоцкого, будучи и сами людьми со всемирным признанием; ничего не сказал я о его артистической ипостаси, не отметил исключительной народности его песен и той степени их популярности, которая характеризуется уже “особым историческим значением для развития человеческого общества”. Промолчал я и о сугубой мужественности творчества Высоцкого, каковая, по теории О. Вейнингера, является еще одной характерной чертой гения. Поэтому, может быть, я не всех убедил. Да и надо ли?