в чем гений пушкина
Гениальность Пушкина
У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
И локти заплатил. Кафтан опять готов.
Мораль этой басни проста и понятна: чтобы решить правильно возникшую проблему, нужно детально в ней разобраться. А то ведь сгоряча можно натворить глупостей. Крылов написал немало басен, в которых не вооружённым глазом видна аморальность характера отрицательных героев.
Универсализм Пушкина в том, что в поле его зрения находились не только литература, поэзия и вообще вся словесность, но и такие гуманитарные дисциплины, как философия, политэкономия, история и, конечно, наука. Для примера, возьмём такую всем известную поэму «Руслан и Людмила». При чтении данного творческого труда, мы можем быть увлечены сюжетом до такой степени, что не будем обращать внимания на второй смысловой ряд. И всё же давайте попробуем.
В поэме «Руслан и Людмила» раскрываются пророчества нашей истории и ближайшем нашем с вами будущем, где затрагивается концептуальность власти.
«Соперники в искусстве брани,
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани
И упивайтеся враждой!»
Этими словами Александр Сергеевич, пытается показать читателю, что война никогда не несёт блага человечеству. Победители в войне есть, но какая этому цена? Победители также оплакивают своих погибших воинов, мирных жителей и облекающая их слава довольно мрачная. Да и окружающий мир по отношению к ним становится враждебен. Не секрет, что наши враги пытаются вывести страну из строя. Для этого стараются привить людям пагубные пороки.
«Ужели Бог нам дал одно,
в подлунном мире наслажденье?
Вам остаётся в утешенье
война, и музы и вино».
В чем гений пушкина
Пушкин – народный герой! Секрета в этом нет. Вот только большинство не знает в чём суть этого героизма. Кто не понимает Пушкина – тот в соблазнительности современного потребительства уже утратил русские народные черты, стал «дебилом глобализации», винтиком потребления и экономики (простите за грубость.) Давайте потерпим в этом жизненно важном вопросе, приоткроем завесу и разберём на двух страницах всю школьную программу.
Гордостью народной культуры Пушкин стал не потому, что он гений, а потому что его личность в поисках своего высшего предназначения выразила своё мироощущение с помощью гениальных строк.
Как можно на прекрасном инструменте играть пошлые песенки.
Так можно и обладая литературным, поэтическим талантом воспевать пошлость и дрянь.
Но вот пошлостей народный поэт не писал, потому что его личность устремилась к высшему от земли.
Слово Достоевскому Ф.М.: «Русское общество оказалось пробужденным от чар революционных бредней и вдруг почувствовало себя вновь Русским, Православным, облеченным высшим духовным призванием».
В какое время жил Пушкин?
Пушкин жил во время, когда русская интеллигенция, русская культура, русская литература несла на себе следы рационализма, западного «просвещения», посеянного Петром Великим.
(В этом и состояла глубокая ошибка Петра 1, модернизируя страну, перенимая науки стали перенимать и чужую духовно умирающую, развращающуюся культуру – «рационализм и просвещение»).
Во время Пушкина (1799-1837) общество было разделенным на прозападномысляющую интеллигенцию, раболепно восхищающейся всем западным, культурой, литературой (европейские Байрон, Вольтер, Руссо…) и народ, живущий самобытным православным укладом, церковным уставом, вековыми традициями, народными песнями, нарядами, характером.
Пушкин смог вырваться из этих цепких соблазнительных объятий и вернуться к системе ценностей допетровской русской культуры, передав в своём творчестве её религиозную, православную точку зрения на мир, жизнь и человека.
В чём же гений Пушкина?
В том, что он смог отойти от этой крайности, ущербности просвещения.
(Не устаю напоминать, что именно западный рационализм и «просвещение» породили кровавую армию Наполеона и Гитлера, насилующих и сжигающих всех на своём пути. В то время, как русские православные «неучи» делились солдатским пайком с голодающими на освобождающих территориях, не сожгли, не осквернили, не замучили Парижа и парижан 1812…).
Пушкину удалось примирить возникшее разделение интеллигенции и народа: просвещению сообщить народное переживание веры, а народному опыту – дать логическую ясность.
Он смог вырваться из крепких объятий мифов «французских учителей» просвещения и склонить голову перед интуициями народного сознания.
Пушкин нашёл золотую середину: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».
Конечно, народным и великим Пушкин стал не сразу.
1. Были и «Юности безумное веселье».
2. Были и «Сомнительные и лживые идеалы», западное просвещение и атеизм.
3. Но, было и «Отрезвление» от ложных духовно мертвящих соблазнов западной, европейской цивилизации.
4. И было возвращение, уже в 26 лет к идеалам Святой Руси.
Пётр, чтобы в Россию привнести цивилизацию, поехал в Голландию; Пушкин, чтобы вернуть Россию к духовно-нравственным ценностям уехал в русскую деревню.
«…Пушкин был не только самым талантливым, но и самым русским человеком того времени».
Уехав в село Михайловское, где он прожил 2 года, Пушкин много читает Жития Святых, стараясь понять источник их силы, участвует в составлении «Словаря Святых».
Здесь Пушкин начинает молиться, соблюдать посты, посещать богослужения.
Вернувшись из Михайловского, Пушкин стал настоящим народным поэтом, стал проповедником целомудрия, он раскаивается в написании по ошибки юности нескольких богохульных строк, у него совсем исчезает любовная тематика личного характера, всё чаще обращается к Библии – «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё».
Пушкин любил разбирать и высокие религиозные вопросы, имел переписку с выдающимся духовным лицом того времени, ныне святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
Сам же Пушкин, достоверно известно – прямой потомок 12 святых, а имя предков его «поминутно встречаются в нашей истории».
(Вот вам и подтверждение, что мы в ответе за своих детей.
Пушкин – сегодня актуален, как никогда.
Вновь мы переживаем соблазн мертвящей глобализации, западного «просвещения» путём либерально-демократической деградации, переживаем утрату народных духовно-нравственных ценностей, идеалов, народную любовь, мир, радость, единство, и свободу, обрекая себя на вечный муки, а не на Царство Небесное.
Как же быть, что делать?
1. А надо не пересказывать друг другу ошибки юности поэта, а усвоить себе и каждому духовно-нравственное преображение, оживление, воскресение поэта.
2. Не пересказывать, как он в юности богохульничал, а понять, как он в зрелости раскаялся и воспевал Святыни Земли Русской.
3. Не пересказывать, как он играл в карты, а знать, как он победил эту и другие страсти (современные азарт, пьянство) в обращении к духовной, церковной жизни.
4. Не судить о том, как он был на балах, а судить о том, как он их избегал и осуждал (современные дискотеки).
5. Не увлекаться его любовной лирой (современные глупые эстрадные и дискотечные песенки), а знать, что это только юности веселье, которые Пушкину удалось изжить и обратить свой взор сугубо к народным, православным высшим вечным идеалам.
6. Надо акцентировать не на том, что декабристы (революционеры того времени) были друзьями Пушкину, а на том, что никогда он «не проповедовал ни возмущений, ни революции – напротив уверял, что свобода (свержение Самодержавия) не ограниченная Божеским законом, о которой краснобайствуют молокосы или сумасшедшие, гибельна для личности и для общества…».
Пушкин был сторонником традиционной русской Православной Монархии- Самодержавия. «Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без дерижёра: как ни хороши будь все музыканты, но, если нет среди них одного такого, который бы движением палочки всему подавал знак, никуда не пойдёт концерт. А кажется, он сам ничего не делает, не играет. только слегка помахивает палочкой да поглядывает на всех…
7. Не учить нас, как ложно представители нашей «петровской интеллигенции» увлекались европейским просвещением и атеизмом (современные философии и атеизм), а знать о том, как, увлекаясь, Пушкин перерос их, как стал открыто порицать французских писателей за вольнодумство.
Даже Руссо он считал писателем «безнравственным», ибо идеализировать запрещенные страсти безнравственно.
Особенно негодует на Вольтера, соблазнившего написать его поэму «Гавриллиада», о которой Пушкин мучился всю жизнь и никогда не публиковал, так же как и сказку о «Попе и работнике его балде».
Никогда он более на защищал кумира молодости – Байрона: «Байрон бросил односторонний взгляд на мир и природу человечества, потом отвратился от них и погрузился в самого себя.
8. Не пересказывать, как Пушкин гордо дрался на дуэли, а рассказывать, как он их презирал, но не устоял, но раскаялся.
Ведь за его праведность, за верность Православию и Самодержавию, как всегда это бывает, обрушилась на него мощный поток клеветы, оскорблений и вранья со стороны ненавистников русского мира.
(А совсем недавно все те же силы активно стали порочить и нашего Патриарха и нашу Церковь.)
А учить надо тому, что Пушкин запретил мстить за себя, что умер он по Христиански, призвав ближайшего священника, глубоко раскаявшись и причастившись Христовых Таин.
Пушкин исполнил долг христианский с таким благоговением и с таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник – священник, исповедующий был тронут:
« Я стар, мне уже не долго жить, но я скажу, что для самого себя желаю такого конца, какой он имел».
В чем гений пушкина
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот эту тайну разгадываем».
Почему гении так притягательны для нас – остальных людей? Мы живем с ними на той же Земле, видим тот же мир, но в этом мире они открывают, вернее, освещают новые горизонты. Не случайно А.С. Пушкина назвали «солнцем нашей поэзии». Он несет позитив, радость. Эта легкость, веселость, порхающий слог, искристость…
Даже жизнь его кажется такой же увлекательной игрой, праздником. Мы и читаем его произведения, чтобы приобщиться к этому приподнятому состоянию.
Возьмем первые строчки «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог»
Перекличка с басней Крылова «Осел был самых честных правил». Весело и задиристо – сравнить дядю с ослом, который издавна был олицетворением глупости и упрямства. А по сути строчка – на грани фола. Человек заболел, а над ним смеются… Но с другой стороны, выясняется такой эпизод из биографии А.С. Пушкина. Оказывается, при поездке в лицей Пушкину-мальчику тетка и бабка «сунули 100 рублей на орехи, а дядюшка Василий Львович … одолжил у племянника эти сто рублей – кажется, никогда и не вернул»[1]. Поэтому «честные правила» дядюшки весьма сомнительны, о них можно говорить только с юмором. Это и сделал Александр Сергеевич, походя, «щелкнув по носу дядю» в первых строках своего знаменитого романа. Да, во взрослом состоянии поэт смеялся над незадачливым дядей и этим случаем, А.С. Пушкину – подростку было совсем не до смеха в лицее в начале своего пребывания без денег. Этот эпизод символичен. Но об этом ниже.
Прошло уже более 200 лет, как родился А.С. Пушкин. Другой гениальный писатель, его современник – Гоголь писал, что Пушкин – пример того, кем будет русский человек через 200 лет. Но что-то мы – жители Русской земли мало похожи на Александра Сергеевича. Жизнь явно обыденна. Гений же вырывается из прозы в поэзию. В чем суть прорыва?
Такие великие мыслители и мастера слова, как Пифагор, Платон, Шекспир, Хейзинга (голландский культуролог ХХ века) сравнивали жизнь человека с игрой. Пифагор называл «игрища», то есть большая игра. Жизнь-игра отличается от обыденной жизни большей привлекательностью, сочетанием свободы перевоплощения и строгих правил, дающими гармонию и радость участия. Ведь приходя с работы, мы с удовольствием включаемся в различные игры или хотя бы наблюдаем за ними в качестве зрителей.
Жизнь гениев – это прорыв, она похожа на игру. Игра весела и карнавальна, жизнь сурова.
– Хорошо, но откуда у них этот стиль жизни – игры, переходящий в их произведения? Где исток этой игры, ритма, музыки?
– Из-за углубленности в себя, в результате самосовершенствования!
Платон считал, что образцы всего существующего на Земле находятся вне её в Мире Идей. Согласно этой теории, видимо, не только у вещей, явлений есть свой прообраз, но и у людей тоже существует некий идеал. Прообраз гениальности? – Да.
И чем ближе человек к нему подойдет – тем он совершеннее. Радость, счастье, слава – показатели временного или длительного совпадения человека и его идеала, и его лучшей судьбы.
Гении смогли себя настроить на восприятие своего прообраза – гениальной сущности. Отсюда солнечность гения. Они прикоснулись к Вечности и Миру Идей. И через мизер – листки бумаги, картины, звуки музыки, камень выразили единую сущность мира – такой, какой она должна быть (по идее). Имеется в виду, конечно, классическое искусство.
Парацельс из Гогенгейма писал: «Человек, настроив свою душу должным образом может познать природу и сущность вещей».[2] Гении сумели это сделать, так как поняли и преобразили себя.
Их работу над собой можно также сравнить с явлением резонанса в физике. Никола Тесла описывал случай, который произошел у него в детстве. Катаясь на санках зимой, он заметил громаду снега на горе и, играясь, бросил в нее снежок. И целая лавина снега упала от слабого удара снежка. Вот он – резонанс! Так и гении создают не так уж и много, а резонанс велик. Мы постоянно возвращаемся к их книгам, картинам и пр.
Это все мифы, сравнения и теории, а где же факты? Факты не простые, а факты, связанные с детством гения. Если мы возьмем не только А.С. Пушкина, но еще О. Бальзака и Леонардо да Винчи и увидим, что детство гениев было несчастным. Пушкина и Бальзака не любили их матери, да и отец не проявлял особых чувств. То есть будущие гении были на периферии внимания даже в своей семье.
О Леонардо известно, что он незаконнорожденный. Но главное – его разлучили с матерью в три года. И он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Красноречивую характеристику отношения матери А.С. Пушкина – Надежды Осиповны к сыну дает Л.Н. Павлищев: «…Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Так, рассердясь за что-то на Александра Сергеевича, которому в детстве доставалось от нее гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год, проживая под одной кровлею; оттого дети предпочитали взбалмошные выходки и острастки Сергея Львовича, игре в молчанку Надежды Осиповны, боялись ее несравненно более, чем отца». Совсем не случайно А.С. Пушкина не оставили в семье, а отдали в лицей.
Оноре Бальзак. Известно, что родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещен против воли. Встречи с родителями там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провел в карцере. В четвертом классе Оноре смирился, но исписал парту пародиями на учителей. В 14 лет он тяжело заболел, и родители забрали его домой из колледжа по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда в Париж в 1816 году Оноре поправился.
Какой же выход из своего несчастья в детстве нашли будущие гении?
У А.С. Пушкина и Оноре Бальзака были сестры, и этих сестер они искренно любили. Через любовь к сестрам они стали преодолевать «пустыню безлюбия».
Так Бальзак в детстве брал на себя наказание сестры, если даже она была виновата. Вообще его сестру Лору все обожали.
Тоже восторженное отношение было и к прелестной сестре А.С. Пушкина – Ольге. По свидетельству Пущина, друга А.С. Пушкина, в «Евгении Онегине» автор зашифровал себя в образе главной героини – Татьяне Лариной. Он дал такое описание ее – своего положения в семье – «…она в семье своей родной казалась девочкой чужой…». Кстати говоря, у темноволосой Татьяны была сестра по имени Ольга – беленькая, очаровательная и легкомысленная. То есть имени сестры Татьяны (героини «Евгения Онегина») Пушкин даже не изменил, оставил имя своей собственной сестры.
Итак, в детстве А.С. Пушкин и О. Бальзак перенесли свои нерастраченные чувства с родителей на подрастающих подруг – сестер, которых все обожали. Как же они хотели быть на их месте! И в своем воображении, играя, постепенно научились представлять себя на месте любимиц. То есть, будущие гении получили многолетнюю школу понимания существ другого пола. В детстве, когда дети недавно вышли из небытия, разница между детьми разного пола невелика. Но с возрастом – увеличивается.
Таким образом, из-за несчастного детства их душа начала расширяться и углубляться. Они стали понимать не только мужчин, но и женщин, а также постепенно и другие существа и даже явления. В детстве мир еще волшебен и идеален, все возможно. Нет жесткой духовной скованности в определенном теле.
У А.С. Пушкина в лицее было прозвище – Протей. Это древнегреческий Бог, основное его свойство – перевоплощение. Такая особенность развития будущего гения не могла не сказаться на развитии воображения. Мысли и чувства, облеченные в образы становятся у них второй, а может быть и первой реальностью, в которой они живут и описывают нам. Они при помощи слов или красок останавливают нас и гипнотизируют – и мы уже с ними в божественном мире Идей, и этот фантастически – реальный мир интереснее, чем наш обыденный. В нем мы с ними вездесущи. Нет стен. Все проницаемо. Вместе с ними мы – читатели, зрители летаем, чуть прикасаясь к земле! Быть может, это возможный мир лучшего будущего? Оно – гуманно и удивительно.
Вот оно – осуществление «золотого правила нравственности» в жизни. Это ключ. Оно гласит: «Поступай так по отношению к другому, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Этот лозунг провозглашается, но делается больно редко. Для гения такой стиль поведения только естественен. Он настолько понимает другого, что другой или другая – это он сам! А другой – это и мужчина, и женщина, и младенец, и старик, и животное, и растение и даже минерал, а может даже явление, например, буря и пр. Любые особенности: возрастные, половые, национальные, социальные, экономические – не являются преградой. Это то самое всеединство отечественного философа серебряного века В.С. Соловьева или та самая всеотзывчивость, охватывающая все и всея, о которой писал Ф.М. Достоевский.
Вот откуда – из истока все отзывчивости – мысль А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – есть вещи не совместные». Вспомним также знаменитое высказывание Флобера: «Мадам Бовари – это я». Вот что значит пережитые в детстве страдания, и последующая работа над собой – путь рождения гениев. Они преодолели отчуждение и ощутили родственность между всем и всеми существующими на Земле. К. Маркс считал, что преодолеть отчужденность можно через революцию в обществе. Нет, революция, вернее эволюция должна произойти внутри человека.
Суть происходящего – обретение большей симметрии. Поэтому силы умножаются. Все живое симметрично не случайно. Правая и левая половинки поддерживают друг друга. Если гений своим творчеством помещает себя в центр мира, то обретает всеобщую поддержку за счет сочувствия. Это круговая симметрия. А начало этого преобразования обычного человека в гения – верное понимание представителей противоположного пола.
Еще раз вспомним Платона, его миф о первых людях на Земле – андрогинах, совмещающих в себе и мужчин, и женщин в одном теле. Они имели четыре руки, четыре ноги, две головы, по могуществу равнялись Богам Олимпа. Именно поэтому Боги разделили их на две части: мужчин и женщин. И любовь – это поиск второй потерянной половины. Если человек находит её, то силы его возрастают.
Получается, что гении являются духовными андрогинами или гермафродитами, имеющими широкую душу и мужскую и женскую одновременно. Поэтому поэты и писатели легко представляют себя женщинами. Как уже было сказано, Пушкин описывал себя в Татьяне Лариной, а также в образе Акулины в «Барышне-крестьянке». В 1825 году по свидетельству крепостного Архипа «он барина учил мужицкой походке, обхождению, и прическу и бороду все примеряли…».[3]
Великолепны портреты и женщин, и мужчин у О.Бальзака. Недаром название главного его произведения – «Человеческая комедия».
Хорошо, а где же симметрия у Леонардо? Он не интересовался женщинами, не был женат. Различные мнения высказывают об его отношениях с любимым учеником. Его симметрия – почерковая. Он писал так, что прочесть можно было только при помощи зеркала. Вообще к зеркалам он питал большой интерес. Даже пытался создать агрегат, состоящий из зеркал. Но из-за обвинения в связях с потусторонним миром прекратил эту деятельность. Интересно, что бы мы узнали, если бы Ему удалось создать эту зеркальную машину?!
Не является ли женщина зеркальным отражением мужчины и наоборот – мужчина – отражение женщины с определенными коррективами не только физиологическими, но и интеллектуальными и психо-эмоциональными? Интересно, что представители разных полов застегивают одежду в разные стороны в зеркальном отражении.
Закономерности духовного понимания и проникновения в человека другого пола можно увидеть и на примере талантливых женщин. Так писательница Жорж Санд взяла себе мужское имя, носила мужскую одежду и вела себя совсем не как слабая женщина.
Если учесть, что каждый человек, по сути, гениален (Чернышевский), то нужно в себе «раскопать» скрытые ростки этой самой гениальности.
Гениальность не субъективна и не объективна, а она – их сочетание. Это цельность человека – субъективная объективность, которая обнимает в единстве не только женщин и мужчин, а весь мир в его многообразии и красочности. И в результате гений говорит голосом каждого существа этого удивительного мира, который постепенно откроет нам свои тайны.
Человеку всего мало: времени, пространства и любви. Гений завоевывает и то, и другое, и третье не путем Наполеона – жестокости и захвата, а тонким путем – всепонимания. И в духовном плане он становится бессмертным. Ему резонирует вечность: прошлое, настоящее и будущее, – и… все мироздание. Мы – обычные люди это чувствуем и воскрешаем его каждодневно, читая стихи или любуясь картинами. Быть может это будущее человека – гениальность? Гений божественен.
Сила гения в доброте, отсюда самоуглубленность гения, происходящая из-за несчастий его жизненного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Завершить этот панегирик гениям можно словами Н.А. Бердяева: «Культ святости должен быть заменен культом гениальности». Стоит признать, что гениальность совсем не всегда сочетается со святостью. Сочетание гениальности и святости – восторга и доброты имело место в детстве, как мы заметили, при формировании замечательного человека. Далее было совсем по-разному.
Поэтому не стоит приукрашивать гениев. Они были люди и имели свои слабости. Последние оказали влияние на их судьбу и даже длительность их жизни.
[1] Эйдельман Н. «Большой Жанно». 2004, С. 297.
[2] Афоризмы великих врачей. М., 2011. С. 139.
Бессмертный гений Пушкина
Каждый год в начале июня, перед его днём рождения, как и в начале февраля, накануне его гибели, особенно часто на ум приходят мысли о Пушкине. О дорогом нашем Александре Сергеевиче.
Для человека, младенцем впитывавшего сказочное слово Пушкина, а юношей растворявшегося в жизнях Гринёва, Дубровского, Сильвио, Татьяны, Онегина — это дело понятное. Пушкин одновременно глубок и прост в лучшем смысле этого слова, он народен, и поэтому такое желание ни в ком не удивляет, ни в ком не кажется вычурным, будь то Достоевский или создатель трогательного анекдота о том, как Александр Сергеевич не поддался на подлость Дантеса, а просто послал его куда подальше. Эх, брат Пушкин, или не повторял ты тысячи раз за свою жизнь, что «блажен муж иже не иде на совет нечестивых»?
«Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет», — так думал Николай Гоголь. «Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности…», — сказал Аполлон Григорьев. На первый взгляд кажется, что звучит это слишком общо. Но стоит взять себе труд вдуматься в черты самого Пушкина и его любимых героев, и эти мысли наполняются важнейшей для нас сегодня конкретикой.
Здесь мне бы хотелось уточнить одну мысль Александра Сергеевича, тем более что я уверен: проживи он ещё десяток лет, и ему показалось бы необходимым это уточнение. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — написал он в «Маленьких трагедиях». Это, конечно же, не так. История человечества начиная от Каина — гения, создавшего городскую цивилизацию — говорит нам о том, что злодейство вполне может быть чертою гения. А вот что несовместно, так это злодейство и Божий дар, которым был наделён Пушкин.
В превращении молодого Пушкина в Пушкина зрелого — особенная современность и своевременность его образа.
Пушкин — это путь от «заблуждений» в амурных делах к истинному пониманию любви, честному браку и строительству прочной семьи. От увлечения свободой, преклонения перед ней — к ясному пониманию, что лучшая свобода — это когда ты живёшь по Закону, когда ты «свой у Бога», держишь отчёт непосредственно перед Ним.
Пушкин — это переход от «европеизма» к почвенничеству, вере в особую роль России как полюса притяжения и защиты народов Востока. От бунтарства и революционности — к прочному консервативному началу.
Пушкин прошёл такой путь быстро, за пять — семь лет, и это стало возможным, прежде всего, благодаря относительно краткому, но предельно насыщенному периоду деревенской жизни. Уединение было вынужденным, формально это была ссылка, а на деле — возвращение на родину из живущего на чужой манер Петербурга.
Получив прививку отеческого и народного начал, Пушкин формулирует типическое русское видение места нашего народа и нашей страны в мировых делах. Не слушать западных «витий», пытающихся указывать нашей стране, как ей жить и как строить отношения с соседями. Исходить из того, что Россия — сама по себе, что она, как скажет позже Данилевский, самостоятельный тип со своей особенной культурой и историей. Понимать, что Запад не может восприниматься нами как источник каких-либо полезных советов или действий по одной простой причине: там нас ненавидят.
Корни этой ненависти лежат глубоко в извечной человеческой природе, и потому она, эта ненависть, неизбежно имеет новые и новые выплески на очередных витках истории: «…И ненавидите вы нас…/ За что ж? ответствуйте: за то ли, / Что на развалинах пылающей Москвы / Мы не признали наглой воли / Того, под кем дрожали вы? / За то ль, что в бездну повалили / Мы тяготеющий над царствами кумир / И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир. » Вот она — формула европейского реваншизма и XIX, и XX, и XXI веков!