в чем гениальность пикассо
Гений или безумец: кто такой Пабло Пикассо
140 лет назад родился самый знаменитый художник 20 века. Кто такой Пабло Пикассо – гений и отец современного искусства или, как считают некоторые, психически не очень здоровый человек, из которого гения сотворили, телеканалу «МИР 24» рассказал художник, искусствовед Александр Таиров.
— Кто лично для вас Пабло Пикассо?
Но с точки зрения вклада, который он внес (20 тысяч работ, по скромным подсчетам, он оставил за своими плечами), помимо всех ситуаций, его коллизий с женщинами, которые так любят обсуждать, он непрерывно работал, то, что он оставил огромный вклад в искусство, это несомненно. Он осуществил переворот в искусстве, и он оказывал огромное воздействие на все современное искусство.
— Ярлык сумасшедшего к нему стали клеить после статьи Юнга – знаменитого психиатра, который посетил выставку работ Пикассо, и потом написал, что ему работы эти больше всего напомнили рисунки умалишенных. Почему тогда Юнг не разглядел в нем гения?
Александр Таиров: Думаю, что тут профессиональная деформация. Человек находится в потоке, где он постоянно окружен людьми с отклонениями в психике. Рисунок и визуальная самореализация являются одной из насущнейших необходимостей с раннего детства для всех нас. У умалишенных это качество обостряется и приобретает такие формы.
Одним из способов лечения, расслабления, исследования умалишенных является способ рисунка – цвет, линия, форма – это является моментом, с помощью которого человек чувствует себя абстрактным, полуобесформленным, он себя выражает. Все остальное, что он делает, многими психиатрами считается анормальным, и не без основания. Кроме прочего, он же не художник, не искусствовед, он же вообще не встроен в эту формулу существования искусства. Обращаю ваше внимание, что все, что нам непонятно, нами отвергается.
— В 1973 году Дуглас Купер – искусствовед – назвал работу 90-летнего Пикассо «нелепыми каракулями».
Александр Таиров: Что касается его заключительных работ, я не берусь утверждать, но неслучайно говорят: что малый, что старый. Может быть, он возвращается к самому простому. Искусство получило импульс тогда, когда и Матисс, и Пикассо, и Хуан Миро, и Кандинский обращали свой взор к истокам. Классическое искусство как бы исчерпало себя, потому что оно ставило задачей отобразить как можно реалистичней существующую реальность.
Когда появился кинематограф, фотография, эти цели уже оказались размытыми, потеряли свою актуальность. Тогда возник вопрос у художников прогрессивных, которые искали способ самовыражения: они что, так и будут повторять реальность, стремясь как можно правдивей, точнее изображать каждую морщинку, пуговицу и так далее? Что происходило, когда классическое искусство достигло максимального совершенства, особенно в первой половине 19 века, французские художники? На их выставки приходили люди с лорнетами и рассматривали с расстояния сантиметров, настолько реалистично писали. Это достигло абсурда, искусство превращается в нечто противоположное. И этот момент поставил вопрос перед художниками: так и будем копировать действительность, когда уже есть фотография? А сегодняшняя фотография? Достаньте из кармана смартфон с высоким разрешением, и он это сделает мгновенно. Что остается художникам?
Тогда, во второй половине 19 века, возник вопрос: что дальше? Оттуда возникли импрессионисты и модернизм, который приобрел различные ответвления. Когда Пикассо приехал в 1900-м году в Париж, он все это вобрал в себя, а до этого он был художником-классиком. Что ему предстояло? Повторять самого себя? Поскольку он было новатором, ему необходимо было самовыражение. Поскольку в Париже, в Мекке искусства того времени, сложилось такое течение – поиски нового, уже возникли Ван Гог, Гоген, которые исследовали свойства света, Моне, доходивший до полубезумного состояния, когда он писал один и тот же пейзаж по несколько раз в разное время года, ловя эти мгновения, потому что свет меняется, меняется светотень, и картинка меняется.
Французский импрессионизм возник благодаря тому, что познакомились с японским искусством, с восточным, с которым недостаточно были знакомы. Оттуда подпитались они. Африканская маска и фигурка, которую однажды увидел Пикассо, и для него это стало мотивом для создания скандального произведения «Авиньонские девицы» – отсюда мы понимаем, что форма обладает изменчивостью. Мы привыкли к этому миру. Представьте себе, что мы прилетаем на другую планету. Там, возможно, формообразование совершенно иное. И что? Мы продолжаем писать то же самое, что мы знаем здесь. Этот момент ставит перед искусством, перед художниками задачу поиска других смыслов. Если мы рассматриваем работы Пикассо, он разворачивает фигуры – одновременно пишет профиль, фас, пытается осмотреть фигуру с разной стороны, для него вопрос многомерности в искусстве становится актуальнейшим, он пытается все это для себя осмыслить, одномоментно увидеть. Это хорошая вещь – жить в стереотипном поле. Это избавляет нас от необходимости думать, но, с другой стороны, быть заложниками стереотипов – это влечет за собой заблуждения, когда ты сталкиваешься с новыми проявлениями. Я говорю не к тому, что все работы Пикассо – это шедевры (такого быть не может), но есть работы знаковые, которые заслуживают внимания, которые повлияли на последующие поколения художников.
— Пикассо – не просто самый известный и плодовитый художник, он еще и самый дорогой художник прошлого века. Кто устанавливает цену?
Александр Таиров: Когда речь идет о вещах, которые нельзя измерить, цена которых определяется в зависимости от спроса, который каким-то образом формирует, который манипулирует, тогда вполне все возможно. Это есть способ вложения денег для некоторых, потому что Пикассо – это бренд. Люди вкладывают отчасти в работу, отчасти – в бренд, порой не до конца понимая. Это не значит, что любой ценитель, который покупает картину, понимает смысл того, что вложил Пикассо.
Когда мы в обыденной беседе о чем-то говорим с собеседником, тот смысл, который я вкладываю в фразы, отдельные слова, он зависит от моего понимания, о чем я говорю, от поля, в котором я нахожусь. А мой собеседник находится в совершенно ином поле, и в обыденной беседе люди могут поймать себя на мысли, что они не могут догадаться, что им адресует собеседник. Вот простой ответ.
Когда мы говорим о произведении художника, Лев Толстой же правильно говорит: «Что же думает зритель? Он думает постичь за короткое мгновение смысл того, над чем художник бьется не час, не два, а дни и недели». Ведь «Авиньонские девицы» Пикассо создавал целый год, делая эскизы. Вот мы о чем говорим.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Мы были для него отбросами его искусства
Мечта: «Тысячи раз я думала, если бы мой дед не был гением. Я хотела жить в нормальной семье!»
Марина, внучка художника, рассказывает в своей книге о тех ужасах, через которые он заставил пройти всю семью.
цитаты из книги о Пикассо («El Mundo»):
«Я не раздумывая, употребляю некоторые сильные выражения, но я только рассказываю о своей жизни так, как ее пережила. Я никогда не хотела извлекать выгоду из разрушения имиджа своего деда, я только хотела дать доказательства нашей реальной семейной жизни и потому отважилась потревожить миф. Если бы мой дед не был гением, возможно, к нему отнеслись бы как к убийце и извращенцу».
Марина признается, что на протяжении многих лет она не могла смотреть на произведения Пикассо. «Они были связаны с моими воспоминаниями и членами нашей семьи, которые все время подвергали себя саморазрушению, находясь среди них. Они были символом моих детских страданий, поэтому я отрицала искусство вообще».
«Мы были для него отбросами его искусства, кроме того, он довел моего отца до состояния нищенства и рабства». Для Марины быть внучкою Пикассо было «настоящей мукой».
«Я ни в чем не упрекаю его. Он великий художник, хотя на уровне человеческих отношений, я не могу испытывать к нему никакого уважения».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Кто назначил Пабло Пикассо гением?
Я не зря задался этим вопросом. Пикассо гений или психически больной человек, из которого сотворили «гения».
Этой статье предшествует картинка, которую я скомпилировал из «Автопортрета» Пикассо (1966), и портретов его детей: годовалого Клода (1948) и трёхлетней Палоиы (1950). Интересно — о чём думает зритель, глядя на эти «шедевры» художника? Восхищается? Удивляется? Возмущается? Плюётся.
А посмотрите на малых детишек Пикассо. Скажите: разве может нормальный художник- отец изобразить своих детишек страшными уродцами и дебилами, потом выставить эти картины в галереях на всеобщее обозрение, а затем и продать картины. Самое страшное, что эти картины впоследствии повлияли на психику детей.
Клод, сын Пикассо. 1948.
Вас уверяю — это вовсе не урод,
А сын Пабло Пик’ассо, годовалый Клод.
Вам может показаться, что он с одной рукой?
А я вот, гранату разглядел в его руке другой.
Вам может показаться,- ножки только до колен у Клода.
(вот родила художнику, жена, урода. )
Вам может показаться. Но, впрочем, помолчу.
Вам портить впечатленье от картины не хочу.
Палома с целлулоидной рыбой (1950 год)
Так почему же Пабло Пикассо малевал мир таким уродливым и отталкивающим? Лично у меня — два ответа на этот вопрос.
Первый: Пабло Пикассо малевал мир, так, как он его видел,ощущал и воспринимал. А так воспринимать мир может только человек с тяжелым психическим заболеванием.
Втора версия: Пабло Пикассо откровенно издевался над окружающим его миром и над людьми, окружающими его. Эта версия подкрепляется характеристикой личности «великого и ужасного» Пикассо, данной его современниками:
Так кто же был Пабло Пикассо: сумасшедшим или мистификатором?
При жизни Пикассо, никто не считал его работы шедеврами, а самого художника — гениальным. Таких как он анти-реалистов (кубистов и сюрреалистов) было хоть пруд пруди. Но после своей смерти (1973) Пабло Пикассо неожиданно был «признан» гением. Газета The Times (в 2009) назвала Пикассо лучшим художником столетия. В десятке лучших не оказалось ни одного художника реалиста. С этим утверждением можно и нужно поспорить, а вот то, что Пикассо после смерти стал самым дорогим художником в мире — это факт. Рекорд установила его картина «Алжирские женщины», проданная в 2015 году за 179 миллионов долларов.
Допустим (всего лишь на мгновение), что Пабло Пикассо — «гениальный художник».
Но скажите мне: разве это необходимо, каждую «картину» «гения» объяснять зрителю? Трактовать замысел художника? Объяснять смысл картины. Ныне, на славе Пикассо кормятся десятки «умных», «глубокомыслящих», «далеко продвинутых» так называемых «искусствоведов», которые объясняют мне «невежде» смыл и содержание картин Пикассо.
Лично я предпочитаю любоваться и наслаждаться, например «Сосновой рощей»Ивана Шишкина. Без каких-либо объяснений, я вижу перед собой прекрасный уголок России, я ощущаю тепло летнего дня, я слышу звенящий голос соснового бора, я вдыхаю сладкий воздух, пропитанный запахом сосны. даже разбитая лесная дорога вызывает тёплое чувство чего-то родного, знакомого с самого детства.
Так кто же сделал имя художнику Пикассо? Только не он сам создал себе мировое имя! «Гением», его сделали те, кто намерен получить с этого свои огромные дивиденды. Это бизнесмены от искусства, политики и власть предержащие люди. Политики давно осознали, что людьми, массой, толпой гораздо легче управлять, если народ отречётся от традиционных многовековых человеческих ценностей и станет воспринимать новые «либеральные ценности», которые проповедуют мир, вывернутый на изнанку. И сегодня наш мир так вывернули на изнанку, что, пожалуй, дальше уже и некуда. Сегодня торжествует нетрадиционная сексуальная ориентация; однополые браки; трансвеститы; гендерная переориентация детей с малолетнего возраста. Боюсь, что уже в середине 21 века мы все столкнёмся с полным торжеством мира, вывернутого на изнанку.
Пабло Пикассо был ярким представителем и автором «мира наизнанку», и именно поэтому, политики провозгласили его «гением». А гений — должен быть примером для подражания! Людей, еще не потерявших рассудок и сохранивших традиционные человеческие ценности, ныне призывают восхищаться картинами Пабло Пикассо и принять новые «либеральные ценности» …. Только тогда люди смогут увидеть, сколь «прекрасен новый мир», который придумал Пабло Пикассо и который выстраивают современные политики. Одно «успокаивает»: людей, которым промыли мозги и убеди, что Пикассо гений, очень мало, примерно 1 миллион (менее одной тысячной населения Земли). Большинство слепо повторяет за «умниками», что Пикассо гений, ибо боится стать белой вороной в стае черных ворон.
Почему картины Пикассо стоят так дорого, или Как стать успешным художником?
Для начала следует признать: картины Пабло Пикассо действительно стоят «так дорого». Совокупная стоимость когда-либо проданных работ испанского художника превышает один миллиард долларов, а сам Пикассо входит в тройку самых «дорогих» художников мира. Если бы Пабло был до сих пор жив (в 2021-ом ему как раз исполнилось бы 138 лет) или, скажем, мог восстать из гроба, он, надо полагать, и сам немало подивился бы аукционному ажиотажу вокруг его творений.
Нет-нет, работы Пикассо и при жизни художника продавались очень хорошо, однако вряд ли даже в самых смелых своих мечтаниях мог бы он предположить, что в 21-веке бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани выложит за его картину «Алжирские женщины» 179, 4 млн долларов!
Пабло Пикассо. «Алжирские женщины» (1955)
На деле всё просто. В нашем мире, сущность которого определяется бесконечным многообразием одних и тех же товарно-денежных отношений, всякая вещь стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить.
И здесь, пытаясь во всем обнаружить практическую сторону, мы подходим к главному вопросу: какие факторы определяют ту конечную многомилилонную цену, которую кто-либо когда-либо будет готов заплатить за картину того или иного художника?
Да, вне зависимости от степени дарованного Всевышним таланта, конечный успех мероприятия «Жизнь живописца» определяется, главным образом, чистой случайностью. Без Его Величества Случая, сколь бы талантлив ни был художник, он навсегда останется неизвестным широкой публике.
Если человек не готов :
-вести жизнь сознательного и безграничного эгоиста, которому глубоко наплевать на все, кроме искусства (своего).
-годами вкалывать по 18 часов в сутки, встречая тотальное непонимание окружающих и не получая за свой труд ни копейки.
-пьянствовать с малознакомыми синюшными тетками, претендующими на роль моделей, и с ними же, после распития спиртных напитков, предаваться плотской любви, с ужасом натыкаясь на них утром в постели
-воспринимать перспективу полного провала всей этой авантюры с готовностью и спокойствием истинного стоика.
Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»
Но миллиардеры почему-то не всегда замечают и не очень ценят присущую им эксклюзивность. Им мало быть сверхуспешными в своей сфере (аккумулирования денежных средств), но непременно нужно, чтобы все восторгались ими и по другим поводам, далеким от мира финансов. Им, например, очень важно, чтобы окружающие зачем-то считали их тонкими знатоками и ценителями искусства, например. Отсюда и покупки на сотни миллионов долларов. Вспомним сомнительную вещь Леонардо (?) «Спаситель мира», проданную одному из миллиардеров за 450 000 000 долларов.
Вокруг «комплексующих миллиардеров делается большой бизнес, на котором зарабатывают не самые порядочные, зато подкованные в психологии и умеющие практично мыслить дельцы. Но и художникам это тоже на руку. Пока существуют такие замечательные люди с миллиардами, у каждого художника есть шанс, что и на его картину найдется свой комплексующий миллиардер.
Как Пикассо украл Джоконду, из-за чего поссорился с Шагалом и другие истории из жизни самого дорогого художника в мире
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Чудо деторождения
О ранней жизни Пабло Пикассо можно было бы сказать всего одной фразой: он, будучи ребёнком, тщательно мифологизировал своё рождение. Он никогда не упускал возможности рассказать слушателям немного жуткую, но весьма увлекательную историю о том, как он появился на свет. Тем не менее, поговаривают, что зачастую он путался в собственных версиях событий, а также указывал, что родился посреди ночи (что не было доказано), для того, чтобы произвести больший эффект на слушателя.
День, в который родился первенец в чете Руис, мог стать для них трагическим. После своего рождения малыш не подавал признаков жизни, а потому его сочли мертвым. Ситуацию спасла привычка его дядюшки, который тогда работал медиком, и благодаря которой, вероятно, величайший художник ожил. Но чудо деторождения оказалось не поводом для его дяди затушить ранее подкуренную сигару. А потому, когда мальчика, молчаливого и безжизненного, уложили на столик, он склонился над ним, и по чистой случайности выдохнул сигаретный дым ему в лицо.
От этого ребёнок ощутимо поморщился и, наконец, закричал. Некоторые историки, которые писали биографию Пикассо, отмечают, что, возможно, как память о своём таком трудном первом вздохе, он больше никогда не расставался с табачными изделиями. Что, в общем-то, не помешало ему прожить долгую и счастливую жизнь, наполненную весьма неоднозначными периодами.
2. Первое слово
Большую часть историй и мифов, которые окружали ребёнка, создала именно его матушка. Он был первенцем в их чете и единственным мальчиком: после него его мама родила дочек – Лолу и Кончиту. А потому совсем неудивительно, что она обожала своего сына.
Его мать частенько и очень охотно делилась воспоминаниями о его молодости. К примеру, она часто описывала его внешность, как «красавца, что был настолько хорош, что мог потягаться с ангелами и демонами, ведь от него невозможно было отвести взгляд». А вот его отец, Хосе, довольно мало обращал внимания на внешний вид своего сына. Он, наоборот, гордился тем, что у Пабло проявился интерес и талант к живописи. А всё потому, что в прошлом Хосе тоже мечтал заниматься творчеством, и поэтому, не состоявшись как художник, он стал первым наставником для своего ребёнка.
Когда Пабло исполнилось тринадцать, Хосе полностью забросил рисование, вручив мальчику кисти и инструменты, заявив, что тот уже давно превзошел отца. Согласно историям, которые распространяла его мать, мальчик научился рисовать примерно в то же время, что и произносить слова. Будучи маленьким, он нечасто контактировал с другими малышами, предпочитая сидеть в одиночестве и рисовать на песке или любой удобной поверхности закорючки и абстрактные рисунки.
Как утверждала его матушка, первым словом будущего гения стало «piz», что, вероятно, являлось сокращением от «lapiz», по-испански означавшего карандаш.
3. Женская любовь и внимание
Мари-Терезу Вальтер гений кубизма и абстракции повстречал прямо на улице, когда девушке было всего семнадцать лет. Он довольно долго следил за ней и её действиями, чтобы позже подойти к этой прекрасной блондинке и тут же использовать свой главный козырь, сказав: «Я – Пикассо!». В то время, когда Пабло было уже сорок пять лет, он привык к тому, что его узнают на улице, о его таланте наслышаны, а также он частенько пользовался привилегиями, которые предоставляло ему его положение в обществе.
А потому он был удивлен, а точнее даже шокирован тем, что молодая леди понятия не имела, кто он такой, чем занимается и почему известен. Впрочем, этой девушке Пикассо достался достаточно легко. Примерно так и происходили знакомства в его жизни в «Голубом» или «Розовом» периоде его творчества.
Достаточно долго они скрывали свои отношения от общества, вынуждены были тайно встречаться. А всё потому, что Мари всё ещё была несовершеннолетней, а художник был женат на Ольге (Hohlova). Даже когда его юная любовница понесла от него дитя, он всё ещё не мог заставить себя бросить супругу, поскольку это принесло бы ему потерю большей половины его состояния, а также имущества и даже работ.
Примерно в тот же период у него появляется ещё одна его любимая – Дора Маар, известная мастерица фотографии и искусства. Случилось так, что в один день обе они случайно увиделись в его мастерской, а затем, в результате небольшой ссоры, потребовали, чтобы художник выбрал между ними.
Однако Пикассо был не так прост. Он сказал Доре и Мари, что им придётся самостоятельно разобраться друг с другом. И в тот момент женщины действительно начали бороться за него в самом прямом смысле этого слова. Пабло называл это воспоминание одним из лучших в своей жизни, а также посвятил ему свою работу под названием «Птицы в клетке» (1937), которая изображает черно-белых голубей.
4. Ссора с Шагалом
Эти два великих по своей сути художника довольно долго дружили. Однако эта связь разрушилась впоследствии всего одного ужина и нескольких слов, которые были сказаны сгоряча. После этого ни один из них не упускал возможности оскорбить или задеть, намеренно унизить и раскритиковать стиль другого. Однако перед этим событием они были связаны крепкой дружбой, что длилась много лет, и без зазрения совести подчеркивали гениальность талантов друг друга.
Размолвка случилась в конце 60-х годов. Тогда Пабло и Франсуаза Жило отправились к его другу на ужин по его приглашению. После того, как они выпили немного вина, они вступили в диалог. Пабло спросил у своего друга, когда он планирует вернуться в Россию, на что тот заметил, что сделает это после самого Пикассо. Также Шагал добавил, что до него дошли слухи, что самому Пабло нравилось в России, однако он не любил там работать, а потому он предпочтет задержаться на месте и дождаться, пока его друг отправится туда первым.
Это задело Пикассо, и он не смог не ответить в язвительном тоне. Гений обронил фразу о том, что Шагал, вероятно, никуда не поедет, если это не будет связано с личной и финансовой выгодой.
Жило, которая наблюдала за этим конфликтом, позже сказала о том, что несмотря на ухмылку, которая осталась на лице Шагала, сказанные Пикассо слова действительно его задели. И на этом их древняя и крепкая дружба оборвалась.
5. Кража Моны Лизы
Многие искусствоведы утверждают, что первоначально эта картина не была таким общепризнанным шедевром. И стала им лишь благодаря тому, что её украли и два года она не появлялась в поле зрения ни художников, ни зрителей.
В 1911 году эта картина выставлялась в музее, однако не была окружена туристами или особой системой защиты. На ней также не висели пуленепробиваемые стекла и не стояла сигнализация. А потому некто по имени Винченцо Перуджа, который, согласно одной точке зрения был сотрудником Лувра, а согласно другой – стекольщиком, без проблем снял картину со стены и попросту вынес её из галереи. Утверждают также, что таким образом он хотел восстановить справедливость, вернув Италии бесценное произведение искусства, созданное её гением.
Полиция начала расследование, однако поиски картины были безуспешными. А потому они цеплялись абсолютно за любые мелочи и зацепки. Например, в споре между Пикассо и Гийомом Аполлинером, они оба со злостью заявили, что было бы неплохо, если бы Лувр сгорел. После этого поэта арестовали первым.
Точно неизвестно, из шутки или из злого умысла он в ходе допроса указал Пабло как возможного вора Джоконды. Художника также арестовали, однако правоохранительные органы не сумели добиться от него какого-либо признания. Их обоих вскоре вынужденно отпустили, однако пару раз приглашали для дачи показаний.
Любопытно, что подобное не оказало пагубного влияния на дружеские взаимоотношения между ними. Они дружили непосредственно до момента смерти поэта в 1918 году. Более того, утверждалось, что добиться такого быстрого их освобождения помогла американская писательница Гертруда Стайн.
6. Учитель и главный вдохновитель
Многие искусствоведы полагают, что именно творчество Поля дало толчок к развитию такого стиля, как кубизм. Именно он первым стиснул мир до базовых, лежащих в его основе форм, ограничивался короткими, рубленными мазками, а также упрощал и разрушал пространство вокруг себя. В его творчестве Пикассо нашел ответ на вопрос, как именно извлечь самое главное из природы и окружения, тем самым достигая объединённости, которая и выражает стиль каждого художника.
В том же году Пабло взялся за эксперименты, беря за основу технику Сезанна. Его компаньоном в этом стал другой творец – Жорж Брак. Именно Сезанн и его творчество объединили вокруг себя этих творцов, которые тесно сотрудничали между собой в стиле кубизма.
В продолжение темы о легендарных художниках, читайте историю о том, как три женщины: богиня, служанка и любовница повлияли на жизнь Рембрандта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: