в чем гениальность чехова

Чехов ≈ гений

Нам повезло, что у нас есть Чехов! Мы многого бы не знали о себе и о жизни, если бы не он. И, наверное, были бы другими, более ортодоксальными и дидактичными, нравоучительными и пафосными, чем мы есть сейчас. Чехов открыл для нас целый мир иронии и самоиронии, и некоторые из нас стали немного походить на европейцев.

Чехов сообщил нам новые сведения о человеке, добытые им в ходе собственного исследования русской жизни.

Никита Михалков своей «Неоконченной пьесой» открыл для многих раннего Чехова, подарил новые образы несмешных людей, сказал про жизнесмыслы и любовь нечто такое, о чем раньше не говорили, не писали, не пели.

Антон Павлович Чехов ≈ гений русской литературы, признан всем миром, и при этом он ≈ не Лев Толстой или Федор Достоевский с их потоком сознания и многостраничными монологами. Оказалось, что самую-самую суть человека можно выразить лаконично, на двух страничках. Более того, и сама-то суть русского человека не сводится к чему-то одному. К богоискательству, например. В каждом из сотен рассказов есть своя, отдельная, неповторимая грань правды характера русской души.

Сейчас я читаю чеховские записки о поездке через Сибирь на Сахалин. Очень умный человек их писал и грустный. А проехать в распутицу по-прежнему на отдельных участках тракта, который теперь почему-то называют федеральной трассой, нельзя. Чехов рассказал нам о неизменности человека, фундаментальных мотивах его поступков. Он узнал, что есть люди и люди, и, будучи другим, нетипичным, служил собственному разумению о благе. Исходя из собственного понимания долга. Без идеологии, религии и публично заявленных обязательств.

Таких людей не много. Но они есть среди нас. Чеховские мотивы поступков украшают жизнь.

Источник

Новое в блогах

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Антон Чехов родился в Таганроге в семье купца, бывшего крепостного, владельца бакалейной лавки. Его отец торговал без особого рвения, больше интересуясь церковными службами, пением и общественными делами. У Антона не было полноценного детства: он то сторожил лавку отца, то пел в церковном хоре. Сам же мальчик обожал читать. Часто он разыгрывал целые сценки перед знакомыми.

Окончив университет в 1884 году и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой. Чехов говорил в шутку: «Медицина — моя жена, литература — моя любовница», но время расставило акценты по-своему. Он продолжал писать рассказы, и вскоре вышла его первая книга.

В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов» в популярном театре Корша. Реакция публики на премьере была очень страной: некоторые вскакивали с мест и топали ногами, некоторые громко аплодировали. В конце спектакля на галерке началось побоище. Но после этой премьеры Чехова признали как интересного драматурга.

Чехов очень сильно переживал, и вскоре после похорон уехал в Одессу, где гастролировал Малый театр. Там он познакомился с молодой артисткой Пановой, но роман свадьбой не закончился, несмотря на то, что его пытались сватать уже в Москве. Возможно, причиной была депрессия.

После Одессы Чехов едет в Ялту, где знакомится с сестрами Шавровыми, одна из которых, Елена, была писательницей. Чехов с ней впоследствии активно переписывается, дает профессиональные советы, старается помочь в издании произведений. Но и тут вечный холостяк ускользает прочь, активно принимаясь за литературную работу в Москве. Вскоре он пишет пьесу «Леший», которая потом была переименована в «Дядю Ваню».

В 1890-х годах Чехов был самым читаемым писателем в России. Вдруг он принимает странное решение: ехать на Сахалин, остров каторжан.

Он едет через всю страну, изучает жизнь каторжан и ссыльных. На Сахалине Чехов даже проводит перепись населения, составляет около 10 тысяч статистических карточек. Чехов посещает тюрьмы, подробно изучает их техническое и санитарное состояние, встречается и беседует со множеством людей.

Эта поездка оставила неизгладимый след в душе молодого врача и писателя. Возвратившись в Москву, он пишет книгу «Остров Сахалин», «В ссылке». Написанная в 1892 году «Палата № б» наполнена протестом против тюремных порядков и стала высшей точкой в развитии критического реализма Чехова.

Жизнь в Москве после такого экзотического путешествия кажется Чехову скучной, и он вместе с другом Суворкиным едет в Европу: посетили Вену, Венецию, Флоренцию и Рим. В Италии писатель совершил восхождение на Везувий. В Монте-Карло Антон Павлович проигрывает в рулетку 900 франков, после чего едет в Париж, а затем возвращается в Россию, в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки.

Вскоре Чеховы переезжают в великолепную усадьбу Богимово, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге, он испытывал творческий подъем. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку, принимал гостей.

В 1891/92 годах в России был неурожай и начался страшный голод. Чехов организовывал сборы пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Он мечтает жить в деревне. Вскоре его мечта осуществилась, и он покупает имение в Мелихово (1892 год). С ним живут его сестры и мать с отцом, а также младший брат Михаил. Чехов обустраивает быт с огромным энтузиазмом и даже начинает вести дневник с отчетами о состоянии природы, о визитах гостей, приездах и отъездах родных. Он также работает земским врачом и во время холерной эпидемии обслуживает 25 деревень.

Чехов на свои средства открывает в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Он строит 3 школы, и даже пожарный сарай. В Мелихове был постоянный хоровод гостей, и сам Антон Павлович неоднократно ездил в Москву.

К сожалению, в 1998 году у Антона Чехова обострился туберкулез, и в 1898 писатель перебрался из поместья Мелихово в Ялту, где построил дом. Он с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. В своем ялтинском домике встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. В Ялте Чехов активно пишет повести и рассказы, и в 1899-1903 годах его произведения выходят в виде двухтомника. Также он неоднократно посещает другие города Крыма.

В 1898 году на репетициях в Севастополе он знакомится с Ольгой Книппер, ведущей актрисой Московского Художественного театра, первой исполнительницей ролей в собственных пьесах. Они проводят вместе весь июль, и Чехов наконец решается на создание семьи. Вскоре они обвенчались.

Источник

Мои заметки под названием «Чеховское золотое сечение» были размещены на моем сайте сразу же после выхода в свет первого издания рейфильдской биографии Чехова. Положенные в основу данной статьи, они существенно расширены. Я заново и внимательно пересмотрел все пьесы ( в советских постановках), перечитал кое-какие рассказы. Внимательно ознакомился почти со всей юбилейной критикой.

1. Коллизии вокруг первого издания рейсфильдской биографии Чехова.

И английское чучело Чехова Россия, будьте уверены, не примет. Разберется и не примет.

2. Художественное равенство реальности

3. Художник и человек золотого сечения

В чем же выражается это идеальное соответствие и причем тут все-таки фундаментальное свойства бытия?… Для ответа на эти вопросы потребуется небольшое отступление.
Существуют любопытнейшие эксперименты В. А. Лефевра с фасолинами («Вопросы философии», 1990, №7). При попытках разделить одинаковые с виду фасолины на плохие и хорошие получается странная статистика: не ожидаемые 50 на 50, а небольшое, но устойчивое смещение в пользу хороших фасолин — приблизительно 0.625, или пять восьмых, то есть величина очень близкая к отношению, в котором делит отрезок точка золотого сечения ( большая часть относится к меньшей так, как отрезок в целом относится к большей части). На этом сечении, можно сказать, держится эстетика зрительного восприятия—для совершенного, идеального человеческого тела точками золотого сечения являются, например, пуповина( для тела в целом),колено для ноги, локоть для руки и т.д. Опыты В. А. Лефевра позволяют высказать предположение, что золотое сечение контролирует и этику — соотношение добра и зла в мире не намного, но устойчиво смещено в пользу добра. Вот это золотое, порядка пяти восьмых смещение и можно назвать фундаментальным свойством человеческого бытия. Художественное же равенство Чехова реальности выражается в идеальном отражении этого смещения.
Человек, понятно, живет не идеями и принципами, а просто живет. Хотя в тоже время постоянно подчинен каким-то установкам, о которых не задумывается. Литература, искусство пытаются понять этот,по преимуществу, бессознательный механизм, то есть внести в него элемент сознания. Они могут искусственно еще больше смещать соотношение к добру— идеализировать мир, превращать его художественную модель в некоторый ориентир. Может быть воздействие и от противного — смещать соотношение в художественных моделях в пользу зла в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу. Чехов идет крайне редким третьим путем. Он может им идти в силу своего уникального дара— в силу своего абсолютного этического слуха, позволяющего ему слышать это золотое сечение в соотношении добра и зла на земле— воспринимать его как незыблемую и абсолютную ценность. И слыша его, он создает литературный мир идеального соответствия реальности. Глядя из него, ничего подобного в человеке не увидишь. Но люди вглядываются в созданное Чеховым идеальное зеркало, видят себя реальными, грешными, но — со странной, небольшой и неистребимой склоненностью к идеальному… И это, при всех индивидуальных отклонениях, статистически позволяет удерживаться вблизи золотого сечения— не увеличивать зла в мире.
Чехов и сам таков— человек золотого сечения. Об этой особенности его и говорит, пожалуй, И. Клех, характеризуя эпистолярное наследие Чехова: «Это чеховские письма — шедевр искусства жизни, не имеющего примет и не оставляющего следов. Безыскусность, естественное течение, переходы от редкого здравомыслия к дурашливости и от бодрости духа к меланхолии, удивительные прозрения, меткие характеристики и формулировки, каких не сыщешь в его произведениях для читающей публики, дань иллюзиям и заблуждениям, рядом деловые записки — все живое, и все складывается и образует поразительной красоты пропорцию между большим, разомкнутым, и внутренним, сосредоточенным миром пишущего».

4. Чехов и абсурдистские стенания.

Источник

Нескучная биография А. П Чехова

ИЛИ ТО, О ЧЁМ НЕ РАССКАЗАЛ УЧЕБНИК

«Надо быть справедливым!»

Признаться честно, классиков мы чураемся. Для многих знакомство с величайшими русскими литераторами, началось и закончилось в средней школе.Виной тому,отчасти, та же школьная программа,со своей абсурдной задачей,- непременно вложить в детские ещё умы, совсем не детскую литературу.Для многих вчерашних школьников она сделала своё «черное дело»,- раз и навсегда отбила желание читать что либо, кроме sms-сообщений и периодики. Да и времена таковы, что современному человеку досуг свой принято посвящать чему-то более динамичному и актуальному. Само по себе, это не страшно. Страшно то, что уже взрослые, образованные, в общем и целом умные люди, порой не могут переступить через школьное предубеждение, что «классика это скучно». Вот и Чехова, тоже, мы, когда то «проходили»,- и успешно прошли мимо.

«Любимцы Богов умирают молодыми»

Антон Чехов родился на окраине России,захолустном тогда Таганроге, в 1860 году, прожил короткую, но очень деятельную жизнь,и умер,- летом 1904 года в германском курортном городе Баденвейлере, на руках у ж, и трудно излечимый недуг того времени, – чахотка (туберкулез) не пощадил ни врача-Чехова, ни писателя с мировым уже тогда именем. Он ушёл из жизни так же легко и красиво, как и писал. Ольга Леонардовна Книппер –Чехова вспоминала, как он чётко и ясно поставил свой последний диагноз:– «Я умираю».- Говорит он немцу врачу. Тот утешает Антона Павловича, и велит подать шампанского.(!)- «Давно я не пил шампанского!»- С удовольствием соглашается Чехов с коллегой, выпивает свой бокал до дна, ободряюще улыбается жене, ложится, и, через секунду- уже не дышит.

Оплакав мужа в Германии, Ольга Леонардовна привезёт хоронить его тело в Москву. Город, который он так любил, город, где начался их роман.

« Последняя страница жизни»

Дрессировать себя Чехову не впервой. Когда то, 19-летним юношей, переехав в Москву из Таганрога, он поступает на медицинский факультет университета, и, налаживая совсем для себя новую жизнь, признаёт, что должен многое переменить в себе, чтобы «… не стоять ниже той среды, в которую попал». Начать ему пришлось с говора. Можно представить, какими насмешками встречала его южный провинциальный выговор московская интеллигенция. В Таганроге говорили- «риба», вместо «рыба» и «мишь», вместо «мышь»,а «рис» наоборот, выговаривали твердо – «рыс», да и сам Таганрог звучал как «Таханрох». Его родной диалект был далёк от русского литературного языка. Но упорный студент, начинающий сатирик и фельетонист, смог изменить всё до неузнаваемости. Язык его стал настоящим, великорусским,с оттенком московского наречия.

«Серьезное лицо не признак ума»

«Перед будущим лично в ответе»

Вот такая вот яркая жизнь скрывалась от нас за двумя немыми датами и черно белой фотографией. А наши классики, это такие же русские люди, и не так уж далеки от нас, как кажется на первый взгляд! Просто, что бы обнаружить эту связь поколений, нужно найти время и открыть книгу…

Источник

В чем гениальность чехова

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Писатель Антон Чехов известен и признан во всем мире. Об его жизни написана масса исследований. Но до сих пор большинству людей неизвестно, какие испытания ему пришлось преодолеть, будучи ребенком. А ведь именно они, в конечном счете, сформировали его как писателя.

Признанный гений Антон Чехов во многом определил развитие мировой литературы и театра ХХ века. Классик, один из самых известных драматургов мира, его работы переведены более чем на 100 языков. Внимательный, честный, насмешливый, трудолюбивый! Почитатели таланта Чехова растащили его произведения на сотни цитат. Благодаря огромному количеству исследований и мемуаров мы знаем о его жизни практически все. Правда, до недавнего времени было не принято акцентировать внимание на сложном детстве писателя. А ведь именно оно оказало огромное влияние на будущее Антона Чехова – его здоровье, психологическое состояние и становление как писателя.

Антон Чехов родился в большой семье купца в Таганроге – он был третьим ребенком из шести. Мальчик рос крепким и здоровым.

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Его отец Павел Чехов держал в городе бакалейную лавку. Над входом в нее висела большая черная вывеска с надписью из сусального золота: «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». А чуть пониже было написано – «На вынос и распивочно». Лавка открывалась рано, в 5:00-6:00 утра, и работала до 11:00 вечера.

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Чтобы сэкономить на приказчике, Павел Егорович заставлял работать в лавке Антона и его братьев. Ребята должны были четко знать, где, на какой полке и в каком ящике хранится определённый товар. Отец требовал, чтобы все отпускалось покупателю моментально. Место Антона было, как правило, за конторкой. Здесь он принимал деньги от клиентов, а если оставалось время, то делал и уроки. Правда, времени на обучение не оставалось, поэтому ученик таганрогской мужской гимназии дважды оставался на второй год. И частенько сидел в школьном карцере за плохую успеваемость по арифметике и греческому.

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

При этом Александр Чехов писал в мемуарах, что отец был человеком вовсе не злым и даже скорее добрым. Просто его самого с самых пеленок «драли», в конце концов, он и сам уверовал, что без лозы воспитать порядочного человека невозможно. «Разубедился он в этом уже в глубокой старости, когда жил на покое у Антона Павловича — тогда уже известного писателя — в Мелихове, под Москвою. В Мелихово часто съезжались из Петербурга и из Москвы все дети Павла Егоровича — уже женатые и семейные люди. Самые интересные беседы в тесном семейном кругу, под председательством Антона Павловича, велись большей частью за столом и особенно за ужином, после дневных трудов и работ. Однажды стали в присутствии Павла Егоровича вспоминать прошлое и, между прочим, вспомнили и лозу. Лицо старика опечалилось. „Пора бы уж об этом и позабыть, — проговорил он виноватым тоном. — Мало ли что было в прежнее время?! Прежде думали иначе… “», — записал Александр Чехов.

Но тогда, в детстве, Антон ненавидел работать в лавочке. С горечью уже во взрослом возрасте он вспоминал, как ему приходилось обвешивать и обмеривать покупателей, видеть одни и те же лица – мелких хлебных маклеров. Лавка служила для них клубом, где они выпивали, рассказывали пошлые анекдоты и праздно убивали время. Гимназисту приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно ребенку. Кроме того, на детских забавах лежал отцовский запрет: бегать нельзя было потому, что «сапоги побьешь»; шалить запрещалось от того, что «балуются только уличные мальчишки» и так далее. Даже каникулы Антон проводил за работой в лавке. Александр Чехов заключал: «Лавка эта, с ее мелочною торговлей и уродливой, односторонней жизнью, отняла у него многое».

Дежурство в лавке дополнялось еще одним мучением – отцовской набожностью. Часто братья Чеховы выстаивали многочасовые богослужения, а по воскресеньям пели в церковном хоре, как правило, в Никольском храме. Михаил Чехов упоминал, что отец устраивал и домашние богомоления, где дети составляли хор, а он разыгрывал роль священника. В условиях вечной усталости и недосыпа походы в церковь воспринимались детьми как наказание. Пока взрослые умилялись, они с братьями лишь беспокоились о том, чтобы молящиеся не увидели их дырявые подошвы. В письме Александру Чехову от 2 января 1889 года Антон писал: «. деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать».

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Однако впервые за всю жизнь Антон Чехов почувствовал себя свободным от родительского контроля. Наверное, поэтому он успевал не только заниматься репетиторством и выполнять поручения родителей, но учиться, ухаживать за гимназистками, бегать в библиотеку, выпускать рукописный журнал «Заика» и посещать театр. К слову, таганрогский театр также сыграл большую роль в становлении Чехова. В 13 лет гимназист впервые посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Зрелище настолько потрясло Антона, что подросток стал страстным поклонником сценического искусства. Он даже принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси.

в чем гениальность чехова. Смотреть фото в чем гениальность чехова. Смотреть картинку в чем гениальность чехова. Картинка про в чем гениальность чехова. Фото в чем гениальность чехова

Чехов старался не пропускать представления. И это несмотря на то, что дежурные учителя из гимназии постоянно ловили здесь своих воспитанников, которые ходили на спектакли без разрешения начальства. Наказание за ослушание было суровым – карцер. Подросток проникал на галерку либо с помощью своего нового друга бутафора Жоржа, либо благодаря маскировке. Так, Антон переодевался в отцовское пальто, надевал темные очки и привязывал бороду. В таком маскарадном наряде ему удавалось проходить между дежурных учителей. Позднее в одном из своих писем Чехов написал: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно российский историк-краевед Маргарита Киричек обратила внимание на то, что герои первых чеховских произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами.

Впоследствии Антон Чехов так и остался главной опорой и кормильцем своей семьи. Он стал врачом, подрабатывал в качестве писателя, страдал от депрессии и одиночества, остро ощущал нехватку денег. В 24 года у него впервые пошла кровь горлом, на которую он, хороший диагност, долгое время просто не обращал внимания. Со временем признание и слава дали Антону Чехову необходимую финансовую стабильность и чувство уверенности. Но о том, что ему пришлось пережить в детстве, он вспоминал всю свою жизнь. Уже во взрослые годы писатель не раз говорил в интимном кружке родных и знакомых: «В детстве у меня не было детства. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *