в чем флягин видит высшую цель бытия
Чем «очарован» Иван Северьяныч в рассказе «Очарованный Странник» Лескова?
Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.
Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.
Философия Флягина
Несмотря на то что автор рисует образ Ивана положительным, читатель не может не отметить некоторые противоречия в его характере. Они заключаются в следующем:
Все эти поступки, пусть во много и противоречивые, показывают Ивана Флягина как человека рассудительного, справедливого и истинно русского — свободного, одинокого и очарованного. Он настоящий странник, и его последняя воля является правильной.
Убийства, которые он совершил и о которых знает читатель, нельзя назвать нелепыми поступками. Они являются этапами в жизни странника. Так можно проследить его жизнь от греха до состояния праведности.
Он неидеальный, но всю жизнь стремится делать только хорошие поступки. Это то, в чем Флягин видит высшую цель бытия. Все удается ему, потому что в главном герое нет ни капли зла, ненависти и мести, какую он встречает на протяжении многих лет существования. Он открыт и праведен во всех своих делах. Иван Флягин распределяет свои умения на благо окружающих. Это касается всего: и его ума, и его физической силы.
Информация их статьи будет полезной при написании сочинения об исканиях очарованного странника.
Портрет, характерные черты и описание главного героя
Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.
Чем «очарован» Иван Северьяныч в рассказе «Очарованный Странник» Лескова?
До знакомства с содержанием рассказа в моем воображении возник образ сильного, молодого, образованного и романтического путешественника, который странствует по свету, очаровываясь красотами природы, человеческими изобретениями, самими людьми, и, конечно же, является героем самых невероятных приключений и историй. Но в ходе чтения рассказа передо мной появился совсем другой герой, также не обманувший моих ожиданий.
На корабле, совершающем свой рейс от острова Коневца к Валааму, оказалось небольшое число пассажиров. И хотя маршрут для всех был одинаков, все-таки каждого из них увлекала в дальние края личная судьба и собственные интересы. Попутно, чтобы не заскучать, люди обменивались своими впечатлениями, замечаниями по поводу увиденного. Однако среди всех путешествующих как-то незаметно появился один пассажир, судьба и жизненный путь которого оказались интересными и поучительными для остальных.
Этот человек и есть наш главный герой, тот самый «очарованный странник» — Иван Северьяныч Флягин, которого пассажиры корабля характеризуют следующим образом: «Новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…». И, как еще успели заметить попутчики Флягина, несмотря на такую характеристику, героя нельзя было назвать тем богатырем, от которого веяло лишь архаикой и старинным духом былого русского величия. Напротив, Иван Северьяныч держался самоуверенно и смело, в нем удивительно сочетались приятный, мягкий бас и повадки человека, как говорится, бывалого, много повидавшего на своем жизненном пути.
Те невероятные истории и опасные приключения, которые выпали на долю «очарованного странника», никогда не вызывали у героя чувства жалости к себе. Правда, Иван Северьяныч сделал для себя одно мудрое наблюдение: не все поступки и действия человек совершает по собственной воле — многое в жизни ему приходится делать из чувства долга — перед родителями или поставленным выше господином. Но каждый новый поворот судьбы Иван Северьяныч встречал с широко открытыми глазами, словно пытаясь разглядеть в любом жизненном проявлении частицу красоты и истины, стремился не умозрительно, а на практике понять смысл добра и зла: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес».
Так в чем же секрет выносливости главного героя и какое личное качество вырабатывает в нем необходимую жизненную силу и энергию? Среди многих литературных героев Иван Северьяныч Флягин отличается особым мировоззрением: он, как ребенок, увлекается и очаровывается самыми разнообразными проявлениями жизни, как опасными, не очень праведными, так и благородными. Но при этом ориентироваться ему помогает внутреннее правило, которое он усвоил еще с младенчества. Вот оно: «Чести моей никому не отдам». Именно с таким внутренним законом и неисчерпаемым жизненным интересом Иван Северьяныч пускается странствовать по миру.
«Кто чем одарен, тот то и делает» — а эта мудрость звучит из уст монаха, которого случайно по молодости засек Иван, но с тех пор этот монах приходит к главному герою в видениях. И Иван Северьяныч не спорит с ним, как иногда бывало, так как уже с молодости почувствовал в себе ценный дар, которым его одарила природа. Иван Северьяныч Флягин был талантливым конэсером, способным усмирить любую, даже дикую лошадь, но делал он это не благодаря своей силе или человеческому превосходству, а из-за трепетной любви к этим животным. И даже когда герой расстается со своим любимым делом, он не перестает восхищаться красотой природы. Как- то увидев ханскую лошадь, «очарованный странник» восторженно произносит: «Ах ты, змея. ах ты, стрепет степной, аспидский! где ты только могла такая зародиться? И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию».
Нельзя не заметить, как восхищается главный герой: это не просто слова или пустой восторг, а «острый и пытливый» взгляд, уловивший самую глубину и красоту предмета. Как отмечал один из критиков: «И о чем бы ни говорил он (Иван Северьяныч), чем бы ни восхищался — обнаженная душа его трепещет в живом слове».
Иван Северьяныч совмещает в себе, казалось бы, несовместимые качества: он обладает миролюбивым и даже послушным характером, но при этом очень деятелен, и если вдруг какая-нибудь история увлекала его полностью, он, как зачарованный, мог пойти на любую авантюру. Например, наблюдая за азиатским обрядом, когда два богатых татарина сражались за право обладать ханской лошадью — секли друг друга по спине, Иван Северьяныч узнает о некоторых тонкостях и секретах, сулящих победу. И конечно, главный герой не мог удержаться, чтобы не испытать новые знания на прочность, хотя проигравшим мог оказаться и сам он. В безудержном азарте Иван Северьяныч произносит: «И точно, тут я всю эту азиатскую практику сразу понял и сильно ею заинтересовался…».
В заключение хочется отметить, что в главном герое — простом и вместе с тем удивительном человеке — читателей больше всего привлекает то, как он ощущает прекрасное, как очаровывается и восхищается естественной красотой и мудростью мира. Я думаю, что наряду со своим даром конэсера Иван Северьяныч обладает еще одним даром — это его умение разглядеть, понять и оценить красоту настоящего. Ведь герой никогда не тешил себя сладкими мечтами о будущей счастливой жизни, более всего его захватывает и интересует свое время, в котором он всегда может постичь красоту мироздания, найти свое призвание и стать, наконец, полезным и нужным своему народу. Вновь и вновь очарованный странник собирается проверять на прочность и воплощать в жизни свои заветные мысли и новые открытия. И вот последнее из них:
«— Разве вы сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется».
И как о, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое, по мнению писателя, свойственно русскому человеку».
Беру это сочинение! |
Жизненный путь Ивана
Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.
По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.
Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.
Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.
За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.
Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.
Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.
Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.
Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.
Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ, где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.
Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.
Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.
Внешность Ивана
Лесков намеренно уделяет много текста в произведении под описание портрета своего персонажа. Через его внешность он стремится показать читателю внутренний мир странника. В образе Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» встречаются следующие черты:
В целом Лесков акцентирует внимание читателя лишь только на положительных чертах своего персонажа-правдоискателя. Все в нем вызывало симпатию окружающих: от внешности до тембра голоса. А когда человек знакомился с главным героем, то видел, что его личность тоже очаровывает.
Писатель создает мнение об Иване, что он храбрый и добрый, глубоко верующий. Он мастер на все руки и никогда не откажет в помощи, если человек действительно в ней нуждается. Флягин отрицательно относится к продажности и сам никогда не примет нечистых денег. Если говорить о его характере кратко, то он стремится к хорошему, но не может на своем пути избежать ошибок.
Профессии в жизни Ивана Флягина
В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.
После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.
Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?
Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.
Сочинение про Ивана Флягина
«Очарованный странник» — повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г. Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе.
Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.
Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.
Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж — человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.
В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.
Характеристика образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Герой повести Лескова «Очарованный странник» — разносторонний человек, который испытывает различные трудности на протяжении жизни. Автор его сравнивает с богатырем. Характеристика образа Ивана Флягина позволит понять, какую мысль хотел донести писатель до своих читателей. Кроме того, описание этого персонажа даст представление о его духовном развитии и формировании личности.
Роль персонажа в сюжете повести
Иван Северьянович Флягин — главное действующее лицо повести «Очарованный странник». Он рассказывает о своей жизни, испытаниях, разочарованиях. Это довольно сильная и харизматичная личность. Флягин представлен в повести положительным героем, в то время как дворяне описаны с отрицательной стороны. Чтобы сделать характеристику главного персонажа, необходимо ознакомиться с кратким содержанием произведения.
Детство и молодость
По Ладожскому озеру переправлялся корабль, на котором попутчики устроили спор об унылости здешних мест. В беседу вступил человек в монашеском одеянии. Он начал рассказывать присутствующим историю своей жизни.
Монаха звали Иван Флягин, родился он крепостным в семье кучера. Его мать умерла во время родов. Детство и юность парень провел на конюшне, благодаря чему научился разбираться в лошадях. Юноша получил прозвище Голован.
Однажды он вез графа, а по дороге им встретился спящий монах. Иван случайно засек его насмерть. Ночью ему было видение. Этот старец пришел к нему и сказал, что юноша обещан Богу матерью. Иван будет много раз умирать, но не погибнет. Ему суждено стать монахом. Флягин был поражен таким предзнаменованием.
Как-то Голован завел голубей на конюшне. Со временем они расплодились. Дворовая кошка стала охотиться на птенцов. За это парень ее наказал: высек и отрубил хвост. За такое деяние Ивана выпороли и принудили бить камни для дорожки. Все это оскорбило юношу, он посчитал такие действия унижением, поэтому решил закончить жизнь самоубийством. Но герою не удалось это сделать. Флягина спас цыган и предложил ему стать разбойником. Тот согласился и выкрал для спасителя двух лошадей из конюшни.
Спустя время Иван решил покончить с воровством. Жизнь привела его к барину. Он взял парня нянькой для своей дочери, которая осталась без матери и была очень болезненной.
Голован по совету врача больше времени проводил с девочкой на солнце и у моря. Однажды он встретил мать своей воспитанницы. Женщина была со своим новым мужем. Она молила отдать ей дитя, даже предлагала взятку. Иван сжалился над ней, отдал девочку, но денег не взял.
Но Флягину повезло — его спрятали татары. Они взяли парня с собой, где он лечил лошадей, помогал женщинам. Чтобы он не сбежал из поселения, ему вшили в стопы рубленный конский волос, который причинял жуткую боль Головану. Долгие годы он прожил в степях. Татары давали ему жен, от которых у Ивана были дети. Только он не признавал их, так как они были некрещеными.
Дальнейшая жизнь
Главный герой тосковал по родному краю. Дважды он пытался сбежать, вторая его попытка оказалась удачной.
Однажды главный герой познакомился с человеком, пообещавшим избавить его от пьянства. В результате он перестал пить, но перед этим ему мерещилась всякая нечисть. В таком состоянии Голован оказался в каком-то доме, где встретил прекрасную цыганку Грушу. Ее полюбил барин, у которого жил Флягин. Но этот человек быстро охладел к цыганке и решил выдать ее замуж за Ивана.
Барин хотел жениться на другой, что вызвало возмущение Груши. Она хотела умереть, но не могла сама это сделать. Девушка попросила Ивана помочь ей, иначе убьет невесту барина. Флягин толкнул девушку, и она упала с обрыва.
Возвращаясь, герой встретил супружескую пару, которая была расстроена отправкой сына на службу. Иван пожалел их и отправился на Кавказ вместо него. Назвавшись именем их сына, он стал служить. На службе герой пробыл 15 лет, за что был награжден званием и орденом. Затем Иван попытался стать артистом, а после неудачи ушел в монастырь, где замаливал свои грехи. Там у него открылся дар пророчества.
Флягин странствовал по миру в поисках смысла жизни. Он путешествовал и размышлял о своей жизни. Вот почему этот персонаж был назван странником.
Описание главного героя
Характеристика Ивана Флягина позволяет понять суть произведения. Герой сочетает в себе совершенно разные черты. История его жизни напоминает приключенческий роман и житие православных святых.
Семья и внешний вид
Иван родился в семье крепостного в Орловской губернии. Из-за большой головы ему дали прозвище Голован. Ребенок рос с отцом, у него же обучался ремеслу. Парень прекрасно научился ему, разбирался в лошадях. Он умел чувствовать животных и любил их. Цитатная характеристика его умений:
Иван был большого роста, имел смуглое лицо и волнистые волосы. В главном герое сочетаются такие черты:
Может показаться, что главный герой легкомысленный, непостоянный, неверный себе и другим, но на самом деле это не так. Он не раз доказывал свою верность.
Судьба и поиск себя
Жизнь Флягина наполнена различными событиями. Вокруг него происходит и трагедия, и мистика, и счастье. Это очень удачливый персонаж, можно сказать, неубиваемый. Кажется, словно его кто-то оберегает. На службе пули проходят мимо него, из всех бед он выходит живым и невредимым. Иван участвует в самых опасных заданиях, спасает жизни людям.
Герой сменил множество профессий. Он был конюхом, нянькой, военным, артистом, монахом. В плену у татар Иван хотел одного — оказаться в родном краю. Герой постоянно молился о возвращении на родину и не отчаивался.
Биография персонажа напоминает круги ада. Порой неудачи преследовали его, но испытания только закалили его характер. На каждом этапе жизни он осознавал больше, понимал себя и людей.
Герой не встретил любовь. У него не было настоящей семьи, хоть и были жены с детьми в татарском плену. Единственная женщина, которую он полюбил, предпочла умереть, чем жить с нелюбимым. Несмотря на ее безответные чувства, герой не хотел мучить девушку. Он выполнил ее просьбу. В этом особенность любви Флягина.
Многогранность образа
Иван повидал много смертей. Он не был безгрешен, но очень любил и ценил жизнь. Герой считал себя грешником, так как много невинных душ погубил. В конце своей жизни он пришел в монастырь, где совершил постриг. Пророчество матери сбылось — Иван стал чернецом.
В монастыре Голован испытал облегчение, обрел покой и умиротворение. Но в его душе проснулся дар пророчества, начались бесовские атаки. Изгнать бесов не вышло, поэтому герой отправился снова в путь. Он плыл на корабле в святые места, надеясь получить прощение. Странник составил план путешествий, у него была карта с населенными пунктами, которые он хотел посетить.
Иван был готов умереть за свой народ. Погибнуть за веру — самое сильное желание главного героя. Вот в чем Флягин видит высшую цель бытия. Он никогда не пойдет против своей совести. Помощь людям, забота о них, вера — самые важные для него дела. Герой собрался на войну после своих скитаний, этим и завершились его странствия. Главный девиз Ивана можно выразить следующей цитатой: «Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».
Флягина можно назвать праведником. Да, он совершал плохие дела, но за всю свою жизнь искупил их сполна. Герой очаровывается жизнью, несмотря на жизненные испытания. В этом и заключается его особенность.