в чем философский смысл повести собачье сердце
Смысл повести “Собачье сердце”
Смысл, заложенный автором
По сути, повесть – это попытка автора описать происходящее в обществе метафорично, завуалированно, но таким образом, чтобы человек думающий без труда понял, о чём речь. В произведении резко разделены две сферы: интеллигенция (в лице профессора Преображенского, умного, благородного, справедливого человека) и “низы”, пролетариат (люди, которые неожиданно получили практически неограниченную власть). Последние представители общества в большинстве своём слепо верят в назидание “верхов”, готовы броситься в бой по команде, они не способны принимать решения, брать ответственность. Это слишком незрелые в моральном плане люди, им проще быть орудием в руках всеобъемлющей власти. Гражданская война не сделала общество лучше, скорее наоборот, – люди стали злее, завистливее, ожесточённее.
Булгаков – сторонник вечных ценностей
Насилие над историческим ходом событий сделало своё дело: так и Шариков, созданный вопреки природе, нежизнеспособен, не обучаем, не способен стать культурным, воспитанным, духовно здоровым человеком. Именно так новая власть пытается лепить граждан, которые не в состоянии справиться с возложенной на них задачей, начинается перерождение общества. Это крах системы, в отличие от тех, кто управлял страной, у профессора Преображенского хватает достоинства и смелости признать свою ошибку.
Полиграф Шариков – нечто удивительно показательное: он вбирает в себя самое плохое из человеческой натуры, из пороков общества и из собачьей породы. Герой очень быстро осваивается в новом облике, идёт по пути наименьшего сопротивления: не спешит трудиться, переворачивает существующую идеологию в своих интересах, обзаводится себе подобными друзьями (как собаки собираются в стаи).
Скрытый смысл “Собачьего сердца”
Невозможность сказать прямо, а также тяга к метафоричности, художественному преобразованию действительности привели автора к тому, что он выбрал интереснейшую форму для реализации своей задумки. Автор беспощадно критикует общественный строй, представляя эксперимент профессора Преображенского в качестве примера социальных нововведений. Шариковы множатся в России 20-х годов, они умело приспосабливаются, становятся отдельной кастой, которой всё позволено.
Именно эту вседозволенность, приспособленчество, паразитизм и невежество высмеивает автор в образе Шарикова и его товарищей. Обладатели “собачьих сердец” чувствуют себя хозяевами жизни, благодаря тем условиям, которые созданы для них в стране. Интеллигенция, честные трудящиеся люди ущемлены в своих правах, они вынуждены мириться с властью выходцев из народа, которые отнюдь не всегда придерживаются высоких моральных принципов. Рассказ животрепещет актуальными мыслями, которые звучат также злободневно и сегодня.
Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Дата публикации: 30.11.2016 2016-11-30
Статья просмотрена: 8020 раз
Библиографическое описание:
Завражнов, В. В. Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце» / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 630-633. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35858/ (дата обращения: 10.12.2021).
Повесть «Собачье сердце» (1925 г.) является одним из самых интересных произведений М. А. Булгакова, что объясняется своеобразием сюжета и яркими характерами персонажей. В школьных учебниках литературы и исследованиях, посвященных творчеству М. А. Булгакова, повесть расценивается как политическая сатира, в которой автор выражает свое критическое отношение к советскому строю и попыткам воспитания нового типа личности [1]. При этом широкий круг проблем, рассматриваемых в повести, позволяет использовать ее в качестве иллюстративного материала при изучении социальных дисциплин. Социально-психологический анализ произведения может стать темой занятий для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Такое использование повести является возможным в силу того, что одной из главных проблем повести является вопрос о становлении личности и формировании ее отношений с окружающими.
Повесть «Собачье сердце» обладает богатым потенциалом в плане подготовки студентов, чья будущая профессиональная деятельность, непосредственно связана с социальными отношениями. Необходимость развития различных компетенций у студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников предполагает погружение обучающихся в ситуации, обогащающие их опыт, в частности опыт социального взаимодействия. Литературное произведение с этой точки зрения можно рассматривать как образ социальной ситуации, с которой встретится будущий специалист. В ходе профессиональной подготовки анализ и обсуждение литературных текстов, посвященных проблемам социальных отношений, может дополнять и расширять представления студента, полученные им на лекционных и семинарских занятиях, а также при прохождении практики. Целесообразность обращения к литературному тексту при подготовке педагогов и специалистов социальной сферы обусловлена тем, что художественное произведение зримо и ярко представляет разнообразные социальные ситуации, и при этом выявляет характеры персонажей и мотивы их действий. Прояснение этих моментов студентами в процессе анализа текста является хорошим средством применения полученных знаний и, вместе с тем, служит примером, иллюстрирующим учебный материал.
Такой подход обосновывается еще и тем, что для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников способность анализировать ситуации взаимодействия и выявлять социальные связи является важным критерием сформированности профессиональных компетенций. Тот факт, что в дальнейшем специалисту придется постоянно общаться и взаимодействовать с людьми требует хорошего понимания их психологии и мотивов деятельности. Умение понимать состояние человека и планировать его поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия может быть развито в процессе анализа литературного текста.
Целесообразность обращения к художественному тексту для обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников вытекает из того круга задач, которые им предстоит решать. К этим задачам относится необходимость выявления проблем и путей их продуктивного разрешения; готовность действовать в изменяющихся социальных условиях и ставить перед собой новые задачи; готовность к постоянному творческому и профессиональному росту; готовность работать в условиях поликультурного общества.
Именно готовность действовать в условиях поликультурного общества может считаться основанием для введения литературного текста в процесс подготовки студентов психолого-педагогического направления, социальных педагогов и социальных работников, так как ситуации, представленные в нем, часто характеризуются острым конфликтом интересов, представлений и ценностей. Повесть «Собачье сердце не является исключением, поскольку многоплановость повествования и сложный характер отношений персонажей становится источником множества противоречий. Для произведения характерно постоянное столкновение интересов представителей различных социальных групп, что делает его особенно привлекательным для социально-психологического анализа.
Современное общество характеризуется высоким уровнем неоднородности, что выражается в имущественном, культурном и других формах расслоения. Повесть «Собачье сердце» в этом отношении интересна тем, что дает студентам возможность увидеть психологические последствия такого расслоения и оценить их влияние на характер межличностных отношений. В произведении представлены носители различных культурных и социальных ценностей, при этом стремление автора показать всю сложность и противоречивость их отношений позволяет лучше понять природу современных социальных конфликтов. Такое понимание является важным условием профессионального роста, так как будущая деятельность подразумевает постоянное общение с людьми, выявление их ценностей и мотивов деятельности, что может быть сформировано за счет обращения к художественному тексту в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников.
Центральным событием повести является операция, проведенная профессором Преображенским, результатом которой стало появление нового человека, впоследствии принявшего имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Несмотря на фантастичность операции и то, что Шариков до нее был обычным псом, автор представляет нам его именно как человека. На это указывают слова профессора Преображенского: «…человек, полученный при лабораторном опыте путем операции на головном мозгу…» [2]. Однако, по мнению М. А. Булгакова, проведенная операция не сделала Шарикова членом общества, поэтому Преображенский и его ассистент доктор Борменталь по мере развертывания сюжета прямо или косвенно указывают своему подопечному на необходимость его социального развития. При этом внимательное чтение повести показывает, что автор через главных героев дает понять свое скептическое отношение к возможности такого развития. По М. А. Булгакову Шариков получил свою личность «в наследство» вместе с пересаженным гипофизом, поэтому его характер почти полностью воспроизводит характер его донора Клима Чугункина.
Скептическое отношение автора к своему герою обусловлено, конечно, сатирическим замыслом произведения, однако можно утверждать, что система отношений главных героев повести порождает множество проблем. Отношение профессора Преображенского к Шарикову определяется тем, что он возникает в результате проведенной операции. При этом цели искусственного получения человека Преображенский перед собой не ставил, его задача заключалась в выявлении роли гипофиза, поэтому превращение собаки в человеческую особь стало неожиданностью для профессора. По сути, Преображенский не рассматривает Шарикова как самостоятельное существо, о чем говорит, например, его стремление на первых порах действовать через систему прямых запретов. Одной из главных проблем в отношениях Преображенского и Шарикова является то, что профессор не считает необходимым лично помочь последнему в усвоении той системы норм и ценностей, которой придерживается сам.
Отношение Преображенского к Шарикову, как к непредвиденному результату поставленного эксперимента, порождает своеобразную систему воспитания, которая выражена в словах профессора: «…вам надо молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!» [2]. Обращает на себя внимание тот факт, что сам Преображенский не ставит перед собой задачи чему-либо обучить Шарикова. Воспитание приемлемого члена социального общества сводится у Преображенского к директивам и жесткому порицанию в случаях, если Шариков ведет себя иначе, чем от него ожидают.
Тем не менее, хотя бы формально, Шарикову удается стать членом общества, он устраивается на работу и занимает руководящую должность, что позволяет говорить о достаточном уровне развития его социальных качеств. Шариков получает определенный социальный статус и начинает выполнять связанную с ним социальную роль. Этот процесс сопровождается ростом чувства собственного достоинства и стремлением защищать свои интересы, что выражается в его словах, обращенных к Преображенскому: «Что я, управы, что ли, не найду на вас?» [2]. Однако, несмотря на достигнутое положение, Шариков все-таки не смог в полной мере развиться как личность. У него нет друзей, его попытка создать семью завершается неудачей, поскольку для этого он прибегает к обману. О драме личностного развития Шарикова, пожалуй, лучше всего свидетельствует оценка, данная одним из пациентов профессора Преображенского, «толстым и рослым человеком в военной форме». Придя предупредить профессора о доносе Шарикова, он заключает: «…но какая все-таки дрянь!» [2]. Показательно, что данная оценка дается человеком посторонним, который не имел возможности наблюдать всех сложностей в отношениях Преображенского и Шарикова.
Анализ повести с целью выявления ее социально-психологического смысла позволяет рассматривать произведение в качестве метафоры социализации. Это обосновано тем, что в повести достаточно явно представлена проблема приобщения к обществу человека, полученного искусственным путем. Элемент фантастики только лучше подчеркивает остроту этой проблемы, а также задает ограниченные временные рамки такого приобщения, поскольку Шариков представляет вполне взрослого индивида. Практический аспект понимания повести «Собачье сердце» как метафоры социализации заключается в том, что она может быть использована в процессе обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Произведение дает богатый иллюстративный материал для анализа социальной ситуации развития личности и выявления проблем, которые возникают в процессе социализации и взаимодействия в обществе. Раскрывая эти проблемы, студенты получают возможность теоретически обосновать пути их решения, что позитивно отражается на формировании их профессиональных качеств.
Сочинение В чем смысл произведения Собачье сердце Булгакова
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — это не просто фантастическое произведение о пересадке органов от человека к собаке. Это метафорическое отображение эпохи начала XX века в России и событий, которые происходили в то время.
Главная идея, которую вложил Булгаков в повесть, — высмеивание политического режима и произошедшей революции. Шариков является воплощением рабочего класса, пролетариата. Автор выставляет этих людей невежественными, грубыми, наглыми. Именно таким было донор Клим Чугункин.
Чем больше подопытный становится похожим на человека, тем более отвратительные черты он приобретает. Булгаков пишет, что страну заполонили так называемые «Шариковы», необразованные люди, которым чужды общечеловеческие ценности. Так, Шариков совсем не поддается воспитанию профессора, но зато попадает под влияние Швондера.
Так большое количество людей, подобных Шарикову, пошли за теми, кто решил совершить революцию. Они не могли в полной мере оценить опасность этого решения, но слепо следовали указаниям и исполняли приказы. По мнению автора, именно такие «Шариковы» и разрушили страну.
Но есть и другой аспект произведения. Профессор Преображенский тоже не может считаться стопроцентно положительным героем. Проведя операцию, врач изменил суть вещей, пошел против природы. Если бы не его идея, Шариков и не появился бы.
Автор задается вопросом, могут ли врачи и ученые брать на себя такую ответственность. Имеют ли они право решать за людей (и даже животных), кем им быть и какую жизнь прожить. Более того, когда профессор осознал свою ошибку, он вернул все назад, таким образом, повлияв на естественный ход вещей дважды.
Булгаков отражает реальность начала прошлого века, когда медицина и наука в целом шагнула вперед. Стали разрабатываться различные методики, новые врачебные приемы. Не все их них были этичны и не всегда шли на благо человечества.
«Собачье сердце» — это не просто повесть о перерождении собаки в человека. Это метафорическая картина постреволюционной России, когда общество раскололось на пролетариат и интеллигенцию. Но автор не идеализирует ни тех, ни других, обнажая все минусы эпохи и показывая, как далеко может завести невежество и чрезмерная самоуверенность.
2 вариант
Повесть Собачье сердце написано во времена революции. Это избранное произведение рисует реалии тоталитарного строя. До читателя доносится действительность происходящего в те сложные времена.
Повествуя повесть, писатель дает возможность читателю анализировать, сопоставлять последствия октябрьской революции.
Преображенский мечтал выполнить эксперимент “всей своей жизни”. Состоял этот опыт в превращении собаки в человека, путем пересадки органов умершего человека в собаку. Такие эксперименты были удостоены вниманием, проводились в советское время, но результаты утаивались партийным верхом.
Для проведения первого в мире грандиозного эксперимента, профессор тотально подготовился. Собаку, нашедшую в подворотне, заманив в дом, уложил на операционный стол и провел столь не обычную операцию по превращению собаки в человека. Проведение операции было завершено успешно, и на свет появилось новое существо по прозвищу Шариков, тоталитарного строя. Считая себя уважаемым человеком, при этом сохраняются все привычки животного. И характер человека, от бандита, которого были пересажены органы. Преображенский перешел на этап перевоспитания своего подопечного. По истечению времени профессор понимает, что ему не удастся перевоспитать подопытного, который не создан природой. Он совершил ошибку.
Последней каплей становится абсолютная наглость Шарикова в предъявлении прав на часть квартиры принадлежащею его создателю. А донос на Преображенского в пролетариат по недоумению Швондера, совсем выводит профессора из себя. Ведь ученому грозило очень суровое наказание.
Благодаря фантастическому жанру, произведение направляет взгляд читателя на реальность послереволюционных событий. Пролетариат верхов во главе государства отражается похожим экспериментом, проведенным профессором. Люди бессердечны, жестоки с повадками животного.
Шариков впитал в себя все поведение и образ жизни низких слоев, которые добрались до власти, но получив такую возможность, усовершенствовал все нескладно и высокомерно.
Другого пути, как выполнить операции в обратную сторону у профессора не было, несмотря на старание и выдержку. Вернув собаке ее прежнюю жизнь.
Проводя параллель мероприятий мифического и реального, Шариков например и не сумел быть человеком, а ситуация одобрила невозможность владычество рабочего класса, ускорив гибель коммунистического строя.
Смысл повести Собачье сердце
Произведение «Собачье сердце» Булгаковым было написано в середине двадцатых годов прошлого столетия. В нем отражается жизнь того времени. Писатель в ироничной и сатирической форме показал, до чего могут дойти люди малограмотные и не образованные.
Нам на суд представлены не просто жители города, а те, кто стоит у власти. Еще недавно им не только не давали управлять, но и высказываться. Теперь же получив власть, они наслаждаются ею. Обычные работяги возможно никогда не державшие книги в руках теперь презирают ученых, интеллигенцию и тех, кто не разделяет их взглядов.
Через профессора и его помощника, и непосредственно главного героя собаки превращенной в человека писатель пытается донести до всего человечества, что есть вещи, которые нам не подвластны и не стоит бездумно и грубо вторгаться в нее и тем более пытаться изменить.
Старая система дала трещину и медленно разваливается, а строить новую некому. Власть захватили люди в основном, такие как Шариков. Не умеющие самостоятельно думать отвечать за свои поступки, принимать важные и нужные решения.
Профессор Преображенский доказал, что можно сделать из животного человека, но только внешне. Душа, сердце останется в нем по-прежнему собачьей. Такого человека невозможно обучить, воспитать. Он будет до конца жизни все воспринимать и внести себя как животное. Причем, таких, как Шариков и без операции много, они без труда находят друг друга и продолжают существовать за счет других, готовы оклеветать друг друга из-за ничтожной выгоды.
Как не обидно было, но профессор смог признать, что ошибся. И исправил положение, он не стал мучить Шарикова, а вернул ему его состояние. Не всегда и не все могут признавать, что ошиблись. Тем более если пришлось над этим работать долго и упорно. Для профессора главным стало доказательство, что против природы идти нельзя. Надо под нее подстраиваться, идти с ней в ногу. В противном случае будут непоправимые последствия.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем смысл произведения Собачье сердце
Популярные сегодня темы
Творчество Михаила Михайловича Зощенко являлось неким продолжением идей Чехова, Лескова Гоголя. Писал он сжато, короткими фразами, понятными для рядового обывателя, которые и были абсолютным большинством героев его произведений.
Мир детства прекрасен и незабываем. От того, насколько произведение произвело впечатление на ребенка в ранние годы, зависит то, какие он сделает выводы для себя.
Если следовать творчество Н. С. Лескова, то можно понять что большинство, но, а возможно и всё его творчество посвящено раскрытию темы, жизни народа. Ведь это очень легко понять так как автор описывал
Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.
Скрытый смысл повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» по праву считается одним из лучших произведений автора. Это не столько произведение о пересадке человеческих органов собаке, сколько описание реальных событий происходящих в России на заре XX века. В этом смысл повести «Собачье сердце».
Сюжет повести
Все события романа происходят в послереволюционной Москве. Профессор Преображенский вместе со своим помощником доктором Борменталем проводят пересадку человеческого гипофиза бездомной собаке. В результате эксперимента пес стремительно превращается в человека.
Внешне и по характеру Шарик становится похожим на пьяницу и вора Клима, чьи органы были ему пересажены. Медицинское сообщество восхищено колоссальными результатами эксперимента. Представитель нового режима рад получить в свои ряды очередную жертву.
Доведённый до предела невыносимым поведением своего подопечного, профессор Преображенский проводит операцию по обратному превращению Шарикова в собаку.
Основной конфликт
Суть конфликта произведения можно описать фразой, которая уже стала фразеологизмом: «…разруха не в клозетах, а в головах». Основная тема конфликта произведения Булгакова — противостояние интеллигенции и пролетариата. Представители конфликтных сторон рассказа:
Первая линия конфликта — профессор и домоуправление. Это столкновение двух поколений и пластов общества. Представители говорят на разных языках, у каждого своё понятие о морали. Преображенский пытается отстаивать свои льготы, которые получил за заслуги. Швондер же выглядит пародийным выскочкой, который получил власть только благодаря происходящим событиям.
Вторая линия конфликта — это Шариков и окружающее его общество. Бывший пёс требовал для себя то, что по праву ему не принадлежало. По сути, в образе собаки Булгаков изображает собирательный образ пришедшей новой власти.
Скрытый смысл произведения
Автор не мог во время написания «Собачьего сердца» прямо высказывать своё мнение насчёт политического строя, который установился после революции в России. Он в ироничной и завуалированной форме высмеивает представителей новой власти, которая пришла в результате переворота.
Результат эксперимента профессора Преображенского имеет 2 скрытых подтекста:
Смыслом произведения Булгакова выступает скрытая критика жестокого вмешательства в естественный ход истории страны и рождение «Шариковых». Новый социальный класс без особых моральных принципов и готов строить новое общество на крови.
«Собачье сердце» — образец для вдохновения
Произведение М. А. Булгакова легло в основу фильма Владимира Бортко с одноимённым названием «Собачье сердце». Фильм, снятый в 1988 году, поражает великолепной игрой актёров и точной передачей содержания произведения. Главные роли исполнили:
Владимир Бортко смог уловить и точно передать в своём фильме «Собачье сердце» смысл произведения.
Повесть включена в школьную программу. Не одно поколение школьников писало и ещё напишет краткие эссе и сочинения-рассуждения о «Собачьем сердце».
Повесть, написанная в 20-х годах ХХ столетия, по своей проблематике остаётся актуальной. М. А. Булгаков смог создать произведение, которое будет будоражить умы ещё не одно десятилетие.
Смысл повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)
Смысл повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)аключен в названии произведения и имеет двойное значение. С одной стороны, повесть названа в честь эксперимента профессора Преображенского. С другой, в название заложен подтекст о людях с собачьими сердцами. Такими, как Шариков и Швондер. У них отсутствует духовный мир, они глупы и грубы. Их интересы ограничены низменными потребностями. Такими людьми очень легко управлять, потому что они не способны к анализу и не имеют собственного мнения.
Почему же при таком фантастическом начале эксперимент профессора Преображенского нельзя считать удачным?
Ответ кроется в подтексте повести. И чтобы получить его, нужно обратиться к идее, вложенной Булгаковым в свое произведение.
Дело в том, что Шариков – это образ пролетариата, у которого в руках оказалась неограниченная власть. А повесть Булгакова – это иносказательное описание происходящего в обществе начала XX века. Писатель настроен резко против насильственного изменения истории. Как Шариков, созданный посредством грубого вмешательства человека в природу, так и попытки новой власти сломать и перекроить общество, строящееся веками, на новый лад, провальные уже изначально идеи. Конечно, к власти пришли обычные, на первый взгляд, люди, вот только с властью они так и не смогли обращаться правильно. А под их влияние попали Шариковы, люди без собственного мнения, не способные принимать решение и анализировать ситуацию. Это духовно незрелые личности, которыми легко управлять, но которые не способны к развитию страны и общества.
Потратив немало усилий на попытку сделать из Шарикова интеллигентного и воспитанного человека, чтобы довести начатый эксперимент до конца, Преображенский теряет всякую надежду на это. Признав свой эксперимент неудачной попыткой сделать невозможное, профессор решается на обратную операцию и возвращает Шарикова в его привычное обличие. И вскоре Евграф Шариков становится обычным дворовым псом.
Но если к Преображенскому довольно быстро приходит осознание ужаса, который может натворить его подопечный и он радикально прерывает дальнейшую работу над опытом, то, к сожалению, общество прошло более долгий и мучительный путь к пониманию совершенной когда-то ошибки. Шариковы уже успели заполонить все общественное пространство, лишив интеллигенцию каких-либо привилегий. Окончательно убедившись в собственной власти, Шариковы возомнили, что им дозволено все.
Но повесть «Собачье сердце» не только про Шариковых, созданных искусственно. Ведь есть еще и Швондеры, которых никто не создавал, они уже были готовым материалом для реализации антигуманных идей. По мнению Булгакова, такие люди лишены жалости и сострадания, они много говорят о светлом будущем, на самом деле слабо представляя, каким оно должно быть и не умея ничего для этого делать. Все мысли и идеи навязаны им пролетариатом.
Главными пороками Шариковых Булгаков считал вседозволенность, невежество и паразитизм. Но из-за невозможности высмеять это открыто у писателя и родился такой фантастический сюжет. Несмотря на завуалированность идеи произведения, его не издавали долгое время и решились напечатать уже после смерти писателя. Что только лишний раз подтверждает его правоту.
Повесть М.А. Булгакова звучит продолжением «Вишневого сада». Написанная 20 лет спустя, она подтверждает боль Чехова за будущее страны. Но у драматурга опасения звучат, как предположения, неясно; он только намекает читателю образами Яши и Дуняши о возможном пути развития России. У Булгакова же второстепенные герои чеховской пьесы обретают более реалистичные черты и уже играют первую скрипку в истории страны, беспринципно ломая то, что сами не строили. К сожалению, для появления таких людей в стране были созданы все условия, благодаря чему они успешно просуществовали несколько десятилетий.
Вся суть Шариковых и боль писателя за будущее страны содержится в словах профессора Преображенского: «Наука еще не знает способов превращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм».