в чем философский смысл повести портрет гоголя
Анализ повести «Портрет» (Н. В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2019 · Обновлено 06.11.2019
Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.
Его повесть «Портрет» раскрывает нам не только проблемы общества, которые видел перед собой писатель, но и саму человеческую душу во всей её неоднозначности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Портрета» по плану.
История создания
История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:
Жанр и направление
Повесть «Портрет» относится к литературному направлению фантастического реализма. Автор стремится к достоверному отражению действительности. Несмотря на некоторые фантастические допущения, сами характеры персонажей, их слова и действия выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в реальность описанных Гоголем событий.
Жанр произведения «Портрет» можно определить, как фантастическую повесть. Повествование охватывает относительно небольшой промежуток времени, включает в себя малое число действующих лиц, при этом повествование насыщено большим количеством деталей и уточнений, призванных подчеркнуть атмосферу. В основе сюжета лежит фантастическое допущение.
Композиция и конфликт
Повесть «Портрет» делится на две части: первая повествует о Чарткове, а вторая — об истории приобретенного им портрета.
Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.
Смысл названия
В название повести «Портрет» вынесено название того предмета, который и запустил все события книги, коренным образом повлияв на судьбу героя. Таким образом, Гоголь сразу же выделяет главную деталь в своём произведении, которая объединяет вокруг себя обе части.
Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.
Суть: о чём повесть?
Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.
Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.
На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.
Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.
Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.
Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.
Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.
В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.
Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.
Подробнее о сюжете «Портрета» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Главные герои «Портрета» | Характеристика |
Чартков | Беспечный и одаренный юноша двадцати двух лет, который проходит путь от талантливого, но бедного художника, служащего искусству, до популярного, но бездарного живописца, пекущегося лишь о деньгах. Портрет пробуждает в герое худшие черты его характера: тщеславие, алчность и слабость духа. Чартков — маленький человек, которому не хватило силы для развития своего дара. Он пал жертвой суетного и холодного города. |
Старик | ненавидимый всеми ростовщик, умерший до начала действия повести. Это умный, хитрый и властный человек, которого все боялись. Деньги, данные им, приносили лишь несчастья. Символизирует собой всё зло и порочность людей. |
Образ портрета | Портрет обладал гипнотическим действием, наводил ужас на наблюдателей. Особенно герои повести отмечают глаза старика, которые следят за жертвой с любого ракурса. В них заключена магическая сила картины, высвобождающая темные силы души. |
Художник, автор картины | Совестливый и одаренный живописец, примерный семьянин, глубоко верующий человек, всю жизнь посвятивший искусству. Согласился писать портрет только ради того, чтобы потом изобразить библейского персонажа. Когда он осознал действие картины, то сразу бросил дело, несмотря на деньги. Потом долго жил в монастыре и искупал грех в молитве. Только так ему удалось вернуть чистоту кисти. |
Образ Петербурга | Город нечестных и алчных людей, где все живут обманом. Здесь от Вас всем нужны только деньги, поэтому любой горожанин готов продать себя за признание толпы и материальное благополучие. Петербург губит и развращает. |
Образы героев «Портрета» могут быть дополнены, если Вы напишите в комментариях, чего именно не хватает.
Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:
Проблемы
Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:
Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.
Основная идея
Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».
Также книга является рефлексией Гоголя о том, каким должен быть настоящий творец. Писатель приходит к выводу, что служение искусству – это трудный путь, но только идя по этому пути, можно по-настоящему изменить мир и обессмертить своё имя. Смысл повести «Портрет» — необходимость нравственной чистоты для художника, который несет ответственность за то, что создает для людей.
Чему учит?
Повесть «Портрет» учит нас презирать жадность и скупость. Говорит нам о том, как важно думать не только о теле, но и о душе. Таковы нравственные уроки книги и ее автора.
«Портрет» показывает нам силу настоящего искусства, которое способно оказать огромное влияние на человека, и рассказывает нам о цене, которую приходится платить художнику, чтобы обрести такую силу. Мораль повести «Портрет» свидетельствует о наличии ответственности творца за то, что он оставляет после себя для потомков.
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.
«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.
Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:
…должно быть, чувствуя ее [повести «Портрет»] недостатки, Гоголь недавно переделал ее совсем. И что же вышло из этой переделки? Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше, именно там, где дело идет об изображении действительности (одна сцена квартального, рассуждающего о картинах Чарткова, сама по себе, отдельно взятая, есть уже гениальный эскиз); но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей
Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:
«Во время болезни я прочел и «Портрет», тобою переделанный. Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. Ты вносишь много света в нашу науку и доказываешь собою назло немцам, что творчество может быть соединено с полным сознанием своего дела.» (письмо С. П. Шевырева к Н. В. Гоголю, 26 марта 1843 г.)
Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.
Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 06.11.2017
Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.
История создания
Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».
Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.
Смысл названия
Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.
Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.
Жанр и направление
Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.
Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.
Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.
Композиция
Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:
Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.
О чем?
Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.
Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.
Главные герои и их характеристика
Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.
Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.
Проблематика
Смысл повести
Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.
Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».
Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.
Чему учит?
Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.
В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.
Критика
Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.
Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.
Портрет (Гоголь) – анализ повести кратко (10 класс)
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приемы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833-1834 гг., вторая редакция – 1841-1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – соединение традиций романтизма и реализма.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Другой же художник, который нарисовал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объем произведения.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Краткое содержание, суть и главная тема повести «Портрет»
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приёмы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. В повести писатель поднимает важные темы ложного и истинного искусства, ответственности творца за своё творение. Звучит также тема настоящих и мнимых ценностей, которые рассматриваются через призму обманчивой привлекательности столичной жизни. На примере судьбы главого героя демонстрируется разрушение таланта, духовная деградация и последующее очищение художника. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – реализм, есть черты романтизма.
Выбор художника — тема для сочинения
Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.
Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.
В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?
Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.
Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».
Очень интересен и поучителен — приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ — художник Чартков. Данный персонаж — индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.
Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над «Потретом» Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли «Ревизора»). Но он упорно идет к своей цели.
Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.
(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика — внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.
Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко — пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он — скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.
Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.
Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.
Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне — великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.
Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…
Конец рассказа — в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком — вечна.
Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли и значимости сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!
Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения. Благодаря такому названию жанр повести перерастает в настоящий детектив, это сказывается также на жизнь ключевого персонажа.
При этом изображение портрета несет в себе еще и смысловую нагрузку, он является изображением алчности, порочности и большого эгоизма. Также поднимается вопрос о подлинности искусства, его настоящей цели и направления в обществе. Способно ли оно стать спасительно силой? Или же способно погубить любого человека, особенно имеющего к нему непосредственное отношение?
Также автор побуждает читателя задуматься о том, как идею раскроет писатель. Он мог бы использовать и другие названия, которые не позволили бы показать весь мистицизм произведения и отношение Гоголя к существующей проблеме. Название заставляет читателя сфокусировать все свое внимание по ходу развития произведения на одной единственной вещи: портрете, который является ключевым в развитии сюжетной линии.
Трудно назвать произведение фантастическим реализмом, который обычно присущ Гоголю. Он явно подчеркивает его в других своих произведениях. Здесь читатель чувствует достаточное количество мистики и напряжения, но она никак не связана с действием потусторонних сил, духов или нечистой силы, скорее всего она сосредоточена на мистификации существующего портрета и миссии человека, который запечатлен на полотне, за которым начинается настоящая охота.
При этом история приобретает детективный оттенок, читателю становится интересно, откуда появились деньги на то, чтобы изображение появилось. Автор даст объяснение и ответ на этот вопрос. Да и сам портрет исчезнет при неизвестных обстоятельствах, пропадет прямо во время аукциона. Больше никто его не увидит, а никто из проводивших аукцион не увидят его и не узнают при каких обстоятельствах он пропал. Очередная детективная загадка, ответ на которую читатель получить не сможет. Только если самостоятельно догадается о происходящем, даст самостоятельно развитие истории, которую он уже узнал.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Другой же художник, который написал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
Содержание и смысл названия
В название «Портрет» выносится предмет, запустивший все сюжетные линии произведения, повлиявших на судьбу главного персонажа. Писатель сразу выделил основную деталь в повествовании, объединившем в себе 2 части.
Смысл произведения «Портрет» — описание общества и всех его пороков. Книга рассказывает о бедном художнике. В один из дней в магазине он увидел портрет старого человека. Картина его заворожила, и он приобретает ее за последние деньги.
После возвращения домой он не может отделаться от чувства тревоги. Он уверен — картина следит за ним. Ночью Чарткову приснилось, как она оживает, и старик начинает считать деньги.
С утра хозяин жилья требует оплату за проживание. Герою нечем распалиться, но неожиданно в рамке портрета он находит сверток, где находится 1000 рублей. У Чарткова началась светлая полоса. Он рассчитался с долгами, купил квартиру, хвалебное объявление в одном из журналов, и скоро получает заказ.
Он пишет портрет богатой женщины, пытается сделать работу качественно. Однако заказчица потребовала другого, так Чартков нарисовал красивую, но бездушную картину. Все сомнения улетучились после получения гонорара.
Через время он уже был популярным художником, стал умелым, но ограниченным мастером, который обслуживал богатых людей. Однажды Чартков посещает выставку и видит картину ангела, написанную его старым приятелем, посвятившим искусству всю жизнь, Чартков осознал, что его произведения чудовищны.
Он постоянно работает, желая вернуть потерянный дар, но у него уже не получается сделать что-то действительно красивое. Чартков теряет рассудок, покупает различные шедевры и уничтожает их. В результате он умирает. Через время на аукцион выставляют злополучный портрет старика, и читатель узнает, что на полотне нарисован ростовщик.
Сюда пришел сын автора картины и рассказал историю отца. Художник работал с ростовщиком, разорившим множество людей. По мере написания он чувствовал, как дьявольская сила начинает крепнуть в картине. Он ссорится с родными, почему-то испытывает ко всем ненависть. Определив причину, он бросает работу и хочет уничтожить творение, однако ему это не дал сделать друг, который унес полотно. Все владельцы картины после этого умирали.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и приём антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, её тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Проблематика повести «Портрет» Гоголя
Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» — вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.