в чем фейербах не согласен с гегелем
Критика Фейербахом гегелевской философии
Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления;
не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
не признает единства философии и религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
Философия Л. Фейербаха
Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Конечно, материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (в Древней Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
· большой интерес к социально-политическим вопросам;
· убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышления, не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира. Он логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир, ибо окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея являются лишь догадкой разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.Суть этой теории в том, что:
1) единственно существующими реальностями являются природа и человек, который является частью природы;
2) человек должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
3) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – это плод воображения человека;
4) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Можно выделить следующиеосновные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
1) Бога как самостоятельной реальности нет; Бог – это порождение сознания человека;
2) религия представляет собой глубоко разработанную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с реальностью;
3) распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
4) корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
5) Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он есть творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы гносеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взглядыФейербаха были обусловлены его антропологической философией. Он считал, что человек – это уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми), т.е. человек может жить только в обществе. Основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия, которая, по его мнению, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на иных принципах. Фейербах был убежден, что необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Тесты для самоконтроля к главе 8
1. В чем состоит уникальность немецкой философии XIX века?
а) ей удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
б) ей удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
в) ей удалось открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.);
г) во всем вышеперечисленном.
2. Кого из перечисленных не относят к представителям немецкой классической философии?
г) Фридриха Шеллинга.
3. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается:
4. Идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действительности Иммануил Кант отстаивает в работе:
а) «Критика чистого разума»;
б) «Критика практического разума»;
в) «Критика способности суждения»;
г) «Всеобщая естественная история и теория неба».
5. По Канту, высшим уровнем сознания, формами которогоявляются окончательные высшие идеи, является:
6. Категории «единство, множество, цельность» Кант относит к классу:
7. Кем из философов был сформулирован моральный закон, так называемый категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»?
б) Иммануилом Кантом;
г) Фридрихом Шеллингом.
8. Кто из философов единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир?
9. Кто из философов приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол?
10. Кто из философов считал, что все разумное действительно, а все действительное разумно?
Философия Фейербаха
Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.
Общая характеристика
Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:
Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:
Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:
Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:
Познание
Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.
Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.
Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.
Этика
Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.
Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.
Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.
Теологическая философия
Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.
Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:
Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.
В чем фейербах не согласен с гегелем
. Истоки атеистической и материалистической философской системы Л. Фейербаха
. Критика гегелевского идеализма
. Критика религии в философии Л. Фейербаха
.1 Антропологическая сущность религии
.2 Религия и философия
.3 Противоречие любви и веры
Список использованной литературы
. Выявить истоки атеистической и материалистической философской системы Л.Фейербаха.
. Определить основные положения критики идеализма Л. Фейербахом.
. Раскрыть основные положения критики религии.
1. Истоки атеистической и материалистической философской системы Л. Фейербаха
Учение Гегеля к 20-м годам девятнадцатого века заняло доминирующее положение в духовной жизни Германии. И все же его господство не было абсолютным. Даже в Пруссии границы философии были шире границ гегельянства.
Важно отметить (это обстоятельство имеет принципиальное методологическое значение), что учение Фейербаха возникло не на пустом месте, что материалистическая традиция никогда не исчезала из немецкого философствования. Фейербахианство не могло возникнуть на пустом месте, вне связи с предшествующим развитием теоретической мысли.
У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов.
Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха? Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа.
Первый печатный труд Фейербаха оказался для него и последним, который он написал, будучи преподавателем высшей школы. Как вольнодумца, его уволили из Эрлангенского университета. Фейербах целиком посвятил себя литературной деятельности. Один за другим выходят его историко-философские труды: «История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы» (1833), «Изложение, развитие и критика философии Лейбница» (1837), «Пьер Бейль. К истории философии и человечества» (1838).
2. Критика гегелевского идеализма
В своей работе «К критике гегелевской философии» (1839) Фейербах выступил против идеалистической системы своего бывшего кумира. Критика идеализма была увязана им с критикой религии. Он полагал, что любое проявление идеализма, включая гегелевские взгляды, представляет собой теоретическую основу религии. Считал, что учение Гегеля о первичности абсолютной идеи и её превращении в природу представляет собой выраженный в рационалистической форме религиозный догмат о сотворении мира.
Одновременно Фейербах выражает несогласие с Гегелем и по вопросу соотношения философии и религии. Он заявлял, что кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии. Он утверждает, что учение Гегеля о порождении природы абсолютной идеей это лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом.
Фейербах не соглашается с Гегелем и в том, что гегелевская философия по своему статусу является «абсолютной философией». В качестве возражения он характеризует философию Гегеля, как «мир прошлого», а в качестве таковой она не может быть руководством для будущего.
3. Критика религии в философии Л. Фейербаха
Философия религии ХIХ в. в значительной степени находилась под влиянием идей Г.В.Ф. Гегеля, «великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В полемике с идеями Г.В.Ф. Гегеля склады вались воззрения на религию Л. Фейербаха, К. Маркса и других философов.
.1 Антропологическая сущность религии
Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».
Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Антропологический материализм Фейербаха определил его социально-философские воззрения. Дело в том, что при осмыслении проблем сущности религии, морали, истории и др. немецкий философ исходил из своего понимания сущности человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека через единство его чувств, мысли и воли. Причем отличие человека от животных видел в наличии у него особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить. Именно поэтому, считал Фейербах, появляются всевозможные религии, в том числе христианство.
Сущность человека в отличие от животного составляет не только основу, но и предмет религии. Но религия есть сознание бесконечного, и поэтому человек познает в ней свою не конечную и ограниченную, а бесконечную сущность.
Но человек воплощает в религии свою собственную сокровенную сущность. Следовательно, нужно доказать, что та противоположность, тот разлад между богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью.
.2 Религия и философия
атеистический философский фейербах религия
Спекулятивная философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии. Одна делает религию игрушкой умозрительного произвола, другая превращает разум в игрушку фантастического религиозного материализма. Одна заставляет религию говорить только то, что она сама желает, другая принуждает ее говорить вместо разума. Одна не способна выйти из себя и поэтому превращает образы религии в свои собственные мысли; другая не может придти в себя и делает образы вещами.
Само собой разумеется, что философия или религия вообще, то есть независимо от их специфического различия, тождественны. Другими словами, если одно и то же существо одновременно мыслит и верит, то и образы религии выражают одновременно мысли и вещи. Каждая определенная религия, каждое верование есть в то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека, верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно, наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного всемогущества, которое тоже является в, его глазах совершенно естественным представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, пробуждение весны после зимы и появление растений из брошенных в землю семян. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где, следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной. Во всяком случае вера, как таковая, тоже считает свои предметы непостижимыми, противоречащими разуму, но она делает различие между христианским и языческим, просвещенным и естественным разумом. Это различие имеет следующее значение. Предметы веры могут казаться противоречащими разуму только людям неверующим, но всякий, кто верит в них, тот убежден в их истинности и признает их самих высшим разумом.
.3 Противоречие любви и веры
Признавая любовь сущностью и целью человеческой жизни, немецкий мыслитель увидел в ней и решающую силу общественного прогресса, в том числе, нравственного. Центральный принцип проповедовавшейся Фейербахом морали наиболее ярко выражен в его установке: чтобы люди были счастливы, они должны любить друг друга. Человеческое счастье обусловлено взаимным сердечным влечением людей.
Сокровенная сущность религии есть тождество существа божия и человеческого, а форма религии или очевидная, сознанная её сущность есть различие между богом и человеком. Бог есть человеческая сущность, но сознаваемая как другое существо. Любовь обнаруживает сокровенную сущность религии, а вера составляет её сознательную форму. Любовь отождествляет человека с богом, бога с человеком и следовательно, человека с человеком; а вера отделяет бога от человека и, следовательно, человека от человека; ведь бог есть не что иное, как мистическое понятие рода человеческого, поэтому отделение бога от человека есть отделение человека от человека, уничтожение их связи. Благодаря вере религия становится в противоречие с нравственностью, разумом и простым человеческим инстинктом правды; а благодаря любви она противится этому противоречию. Вера изолирует бога, делает его особым, другим существом; а любовь делает бога всеобщим существом, любовь к которому тождественна с любовью к человеку. Вера способствует внутреннему и, следовательно, внешнему раздвоению человека с самим собою; любовь исцеляет раны, наносимые верою сердцу человека. Вера делает веру в своего бога законом; любовь есть свобода, она не осуждает даже атеиста, потому что она сама атеистична и отрицает, если не всегда теоретически, то практически, существование особого, противоречащего человеку бога.
Фейербах, рассматривая узы нравственной любви в качестве действенных возможностей обретения человеческого счастья, стремился на этих морально-психологических началах представить контуры грядущего общества. Оно виделось ему как общество любви и справедливости. Желание содействовать созданию такого общества подтолкнуло его к вступлению в последние годы жизни в ряды социал-демократической партии Германии.
Мысль Фейербаха о необходимости преодоления относительной самостоятельности религии и философии (несмотря на существование религиозной философии) пока не получила, да и вряд ли получит в будущем историческое подтверждение.
Сильнейшей стороной христианства, позволившей этой религии стать мировой, легко доходить до «сердца» человека, является мораль. Поэтому естественно, что «новая философия должна найти какую-то новую форму морально-нравственного сознания. Фейербах сделал попытку ее выработать. Его собственная философия по праву была попята современниками как реализация установок на «философию будущего», И эта содержательная сторона Фейербаховского творчества оказала огромное влияние на Маркса.
Историко-философское значение творчества Фейербаха определяется фундаментальностью поставленных им проблем безрелигиозной, или постхристианской, морали. Это «проклятые вопросы» не только XIX, но XX и, видимо, XXI века. Осознание обезбоженности мира постепенно обретает свой трагизм. А Фейербах был оптимистом, последователем просветительства. Но, возможно, именно поэтому ему и удалось сформулировать гуманистический философско-исторический норматив для медленно, в муках рождающегося нового морального сознания человечества.
Список использованной литературы
1.Гвозданный В. А.,Гусев Г. А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы.- М.: Инфра-М, 2004.-526с.
.Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.
.Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955.
.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. 1963
Теги: Критика религии и идеализма в философии Фейербаха Курсовая работа (теория) Философия