в чем экспертность психолога
Немного про экспертность: зачем она нужна, и как её развить?
Сейчас на листе бумаги пропишите, в чём вы сильны сами, в чём вы разбираетесь, опять же, я говорю, что необязательно может быть только связано как-то с психологией, только потому, что я, психолог, решил здесь повещать только для психологов.
Может быть, связано с продажей услуг, продажей товаров, в чём вы сильны, что вы умеете делать и, например, ваша внешняя экспертность, т.е. с чем к вам могут обращаться люди по достижении каких-то моментов. Хорошо. Здесь, я думаю, всё понятно.
Давайте поговорим про экспертность. В начале мне хотелось бы узнать, насколько вы себя считаете экспертом, прямо вообще суперэкспертом?
Расскажите, пожалуйста, напишите по 10-бальной шкале, поставьте 0 — вообще неэксперт; 10 — такой эксперт уже, более пяти лет опыта, практики, и, соответственно, вы за эту практику вы уже можете точно сказать, кто вы есть. Хорошо?
И, соответственно, вот эта экспертность — это ваша трансляция во внешний мир через призму ваших умений, вашего опыта, ваших знаний и т.д., и т.д.
Только есть ещё внутренняя экспертность, есть внешняя экспертность, то есть, опять же, эти категории разнятся, различаются между собой. Буквально через пару секунд я объясню, что это такое.
Смотрите, есть экспертность, если вы обладаете этим, вот вы можете написать. Если вы эксперт, опять же, как вы себя оцениваете, как вас ваши коллеги по цеху оценивают, насколько вы эксперт? Напишите, пожалуйста.
Насколько вы экспертом являетесь в своей области, может, вы продаёте машины, может, вы занимаетесь недвижкой, может, вы что-то ещё делаете, может, вы на фрилансе занимаетесь копирайтингом, насколько вы эксперт?
Некоторые мои коллеги говорят, что если у вас есть опыт три года и больше, то вы уже являетесь экспертом, всё-таки немножко побольше, давайте не будем обманывать себя. Моя градация следующая, если у вас есть опыт от 5 лет и выше, то вы эксперт, в одной теме, конечно.
Как если поиграть в пасьянс, т.е. если вы сначала двигались в одной, потом в другой нише, т.е. ваши ниши меняются, то получается — внутренняя экспертность не может прокачаться, не хватает оборотов, не хватает усилий, чтобы она прокачалась!
Поэтому давайте будем честны перед самими собой, здесь вас никто осуждать не будет, ни в коем случае, т.е. насколько вы сами себя экспертом считаете, это 3 балла, 10, 5 баллов?
Внутренняя экспертность — это, прежде всего, вы сами, но, по факту, это ваш стержень, это ваши идеи, ваши размышлении, это ваши самообразовательные вещи, которые вы проходили.
Внутренняя экспертность всегда сопровождается некими болями. Болями условно, потому что через них мы создаём себя. Есть определённый фокус трансформации, через который мы проходим.
Внешняя экспертность — это то, что о вас знают другие!
Кстати, бывает такое, что внешняя и внутренняя экспертность не совпадают, это тоже разрывает человека изнутри, человек не может определить свою категорию, куда ему идти, что делать, к чему он вообще, к кому он принадлежит, какой касте.
Друзья, здесь важно ещё понимать, что для создания и выхода на категорию 0-100000 необходимо создавать и популяризировать свою нишу, себя, свой брэнд, без этого никак.
Если в вас нет брэнда, это необходимо делать. Тема эта более глубокая, я по верхам пробегусь, делается за счёт пиар-акций, за счёт рекламы, за счёт вашей внешней экспертности.
По факту, вам необходимо для этого пиариться, вам необходимо знать каналы и понимать, по каким каналам вы проходите, т.е. непосредственно по каким каналам вы можете пройти СМИ, радио, газеты, журналы, статьи, заметки, вести определённый блог, или же это делает ваш сайт, делает лэндинг.
За счёт чего вы как раз во внешний мир стучите, и, соответственно, грамотно ли вы стучите, правильно долбите, рано или поздно кто-то там откроет с той стороны.
Это важно, без этого никак. Многие мои клиенты думают, приходя ко мне в коучинговую программу, многие говорят, а, как я долблюсь сюда и здесь, и здесь, а клиенты не приходят, продаж нет, уровень дохода не растёт и т.д.
Я бы здесь сказал золотое правило Андрея Парабеллума, у которого прошёл не один тренинг и коучинг — это одна ниша > один канал > один трафик!
Это, непосредственно, всё по-одному, не надо распыляться вам на то, на другое, на пятое, на десятое, иначе вы не станете супергероем, не поймаете всех врагов в своей жизни, вы просто надорвётесь и всё.
И у вас результат от такого распыления будет крайне низок. Поэтому, друзья, делайте ставку на один канал, если это соц.сеть, то какая соц.сеть?
Вы должны чётко понимать, что вы позиционируете и с помощью чего позиционируете, с помощью каких каналов вы хотите привлечь потенциальных клиентов. Я немного сейчас чуть-чуть сместился, конечно, понятное дело, но тем не менее. Если в ютубе, значит, в ютубе.
Допустим, известный сейчас трансформатор, Дима Портнягин, отличный с позиции брэнда, маркетинга, отличное позиционирование себя, как предпринимателя, такая закрученная ниша в плане неких образовательных просветительских идей, которые он несёт в массы через один канал ютуб.
Другие есть, конечно, но ютуб является главным.
То же самое с вами, если вы привлекаете и хотите стать более, улучшить свои показатели в бизнесе.
Пять шагов для выявления вашей экспертности
В инфобизнесе, как и в любой сфере деятельности, чтобы чего-то достигать, нужно поднимать свою планку профессионализма, стремясь к статусу эксперта.
Но многие люди сильно сомневаются в том, что у них есть экспертность в какой-то области. Это звучит так пугающе и подразумевает определённую ответственность. Кто-то не может назвать себя этим громким словом из лишней скромности, кто-то — из-за неуверенности в себе, своих знаниях и возможностях. Это при том, что фактически, каждый из вас в определённой сфере знает намного больше, чем все остальные. А значит, на этих знаниях и опыте вы могли бы зарабатывать хорошие деньги, делясь своими наработками с другими.
Как сказал известный всем Андрей Парабеллум: «…Если вы являетесь хоть не намного белее экспертным, чем все остальные люди, то вы их уже чему-то можете научить».
Итак, как же понять, в какой сфере вы являетесь экспертом или можете им стать?
Пять шагов для выявления ваших сильных сторон:
Для начала напишите те социальные роли, в которых вы были на протяжении вашей жизни. Что это может быть — например, «я-мама», «я-жена», «я-косметолог», «я-отличный повар», » я-специалист по продажам», «я-знаток английского языка» и т.д. Опишите как можно больше ролей, в которых вы уже были!
Вспомните, за какими советами к вам обращаются, или обращались раньше друзья или коллеги. Здесь могут быть разные варианты: профессиональные вопросы, житейские вопросы, вопросы вашего хобби.
Далее напишите, какие проблемы в жизни Вы успешно решали. Возможно, вы смогли быстро похудеть, смогли легко заработать деньги, преодолели детские страхи и т.д.
Если вы посмотрите на сайты инфобизнесменов, то увидите, что люди много пишут о себе, рассказывают свои истории, о том, какими они были раньше — не уверенными в себе, бедными, толстыми или одинокими. Увидите, что произошло преображение, человек, стал таким как сейчас и готов делиться опытом, готов помогать другим людям. И такие истории правдивы и поучительны. Поэтому важно обозначить то, что вы уже делали и в чём Вы были или сейчас успешны. Когда мы рассказываем людям истории — нас слушают, и это не продажи, а передача опыта и многие люди готовы за это платить. Людям интересно не то, какой классный у вас продукт, а то, что вы сделали с его помощью. Главное чтобы у вас была личная классная и правдивая история.
Известный автор книг Роберт Кийосаки рассказывает о том, что он был самым плохим «продажником» в течение двух лет в компании «Ксерокс». После этого он научился продажам и стал это делать в удовольствие…
Составьте следующий список: «Что мне нравится делать!» Укажите те виды деятельности, которые вам действительно нравятся, например: рассказывать истории, организовывать мероприятия, фотографировать, шить, вязать, танцевать, путешествовать и т.д. Нет смысла зарабатывать тем, что вам не нравится!
Преимущество инфобизнеса в том, что вы сами можете выбрать, чем вам заниматься и делать это с удовольствием!
Если вы уже написали все списки, внимательно посмотрите, где пересекаются ваши желания, возможности и опыт.
Выделите те темы, которые уже продаются или их покупают. Как это узнать? Очень просто! Наберите в поисковой системе вашу тему, например: «Как научиться продавать», «как приготовить ужин за полчаса», «как дёшево путешествовать», «как познакомиться с мужчиной» и так далее по своим темам. И если по вашей теме будет много информации в виде сайтов, книг, статей, тренингов, значит, это уже покупается и пользуется спросом!
Если вы возьмёте тему, информации по которой в интернете очень мало или совсем нет — значит, эта тема не сработает!
Специфика продаж в интернете заключается в том, что здесь люди ищут информацию сами! Люди ищут рекомендации в сетях, заходят на сайты и читают информацию о вас, таким образом, они покупают. Это не является активными продажами.
Итак, найдите популярную и интересную для вас тему в интернете, выберите те варианты из вашего списка, которые совпадают с ней. Выпишите эти варианты.
Может результат окажется для вас неожиданным, а может и ожидаемым.
Определите для себя одну или несколько тем. Если вы хотите использовать несколько тем для заработка, лучше разделить их. Под каждую отдельную тему лучше создать отдельную страничку или сайт.
Оплата консультаций. Хочу к психологу, но дорого.
Я нашла психолога, которая мне очень нравится, но консультация у этого психолога стоит очень дорого. Почему так? Психолог должен быть доступным. Это несправедливо.
Один из вопросов, который мне задали на прямом эфире в инстаграме.
Психолог точно Вам ничего не должен. Это потребительская и невзрослая позиция, и она неразумна.
Попробуйте не топать ножкой и кричать: «Хочу!», а подумать, откуда взялась такая стоимость консультации.
Проанализируйте следующие критерии.
1. Экспертность психолога
Наверняка, психолог Вам понравился не просто так. Думаю, Вы ознакомились с его статьями, видео, отзывами клиентов. Увидели, что психолог работает результативно, т.е. является профессионалом своего дела.
Экспертность не берется из воздуха. За ней стоят годы работы. Институт, дополнительное образование, постоянное обучение, супервизии, личная терапия. Огромный объем временных и денежных вложений, который вы не видите, а значит не в состоянии оценить.
Профессиональный психолог, как и любой другой профессионал, не может стоить дешево. И если у психолога есть клиенты, которые приходят к нему и по таким ценам, значит цена у него адекватная.
2. Энергозатраты
Профессия психолога очень энергозатратна. Она требует огромного умения управлять собой, постоянного самосовершенствования.
Психолог много общается и ежедневно сталкивается с большим количеством именно негативных эмоций. Он может помогать, только если сам находится в ресурсе. Нужно делать восстанавливающие техники, поддерживать физическое тело в порядке, ходить на личную терапию. Иначе психолог просто выгорит.
Например, моя психологическая консультация длится 2 часа. Это 2 часа плотной работы. В это время я максимально сосредоточена на человеке: я слушаю и слышу, что он говорит, как он говорит, ловлю сигналы тела, подтекст, одновременно анализирую, выдаю нужную обратную реакцию, простраиваю тактику ведения. И это только фон, на котором происходит само действие.
Энергозатраты тоже включены в стоимость. И это правильно.
3. Расходы
Помимо постоянного обучения психолог тратит деньги на налоги, аренду помещения. Это существенная статья расходов.
4. Специалист по карману.
Стоимость услуг психолога показывает уровень энергии специалиста. Поэтому, если цены адекватные (маркер: у психолога есть клиенты), а у Вас нет денег, значит это не Ваш специалист.
Вы можете написать психологу личное сообщение и попросить скидку на консультацию. Некоторые психологи идут навстречу клиентам, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства.
Для подписчиков сайта я периодически провожу акции. Предоставляю возможность прийти ко мне на консультацию либо на групповую работу по более низкой цене.
5. Вариант: нет денег = жалко денег.
Ситуация, когда просто жалко отдавать деньги за консультацию психолога встречается не так уж и редко.
Задайте себе следующие вопросы.
— Есть ли у меня проблемы, с которыми я живу годами, и не могу их решить?
— Почему я трачу свою жизнь вхолостую?
— А действительно ли я хочу решить проблему?
Вы можете все изменить!
КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ПСИХОЛОГУ?
Хотите познакомиться со мной поближе и определиться с форматом дальнейшей работы? Запишитесь на консультацию.
«Немного про экспертность: зачем она нужна и как её развить?!»
Давайте поговорим про экспертность. Вначале, мне хотелось бы узнать, насколько вы себя считаете экспертом, прямо вообще суперэкспертом?
Расскажите, пожалуйста, напишите по 10 бальной шкале, поставьте 0-вообще неэксперт; 10-такой эксперт уже, более пяти лет опыта, практики и, соответственно, вы за эту практику, вы уже можете точно сказать, кто вы есть. Хорошо?
И, соответственно, вот эта экспертность, это ваша трансляция во внешний мир через призму ваших умений, вашего опыта, ваших знаний и т.д. и т.д.
Только есть еще внутренняя экспертность, есть внешняя экспертность, то есть опять же эти категории разнятся, различаются между собой. Буквально через пару секунд, я объясню, что это такое.
Смотрите, есть экспертность, если вы обладаете этим, вот вы можете написать. Если вы эксперт, опять же, как вы себя оцениваете, как вас ваши коллеги по цеху оценивают, насколько вы эксперт? Напишите, пожалуйста.
Насколько вы экспертом являетесь в своей области, может вы продаете машины, может вы занимаетесь недвижкой, может вы что-то еще делаете, может вы на фрилансе занимаетесь копирайтингом, насколько вы эксперт?
Некоторые мои коллеги говорят, что если у вас есть опыт три года и больше, то вы уже являетесь экспертом, все таки немножко побольше, давайте не будем обманывать себя. Моя градация следующая, если у вас есть опыт от 5 лет и выше, то вы эксперт, в одной теме конечно.
Как если поиграть в пасьянс, т.е. если вы сначала двигались в одной, потом в другой нише, т.е. ваши ниши меняются, то получается — внутренняя экспертность не может прокачаться, не хватает оборотов, не хватает усилий, чтобы она прокачалась!
Поэтому давайте будем честны перед самими собой, здесь вас никто осуждать не будет, ни в коем случае, т. е. насколько вы сами себя экспертом считаете, это 3 балла, 10, 5 баллов?
Раньше, многие приходили на мои консультации, просто послушать: «а че там такое, а че там происходит»? В случае того если.. это не легкие деньги, безусловно, это «не срубить бабла, как азино три топора», это то, что действительно прокачивается своим внутренним стержнем.
Мы говорим об этом. Мы не говорим про легкие деньги, ни в коем случае мы не говорим что это пара секунд, ни в коем случае нет!
Достанется она тому, кто сделает максимальное количество репостов (найти пост о данной книге в группе VK ), тому и карты в руки! Бесплатно J
Внутренняя экспертность – это прежде всего, вы сами, но по факту, это ваш стержень, это ваши идеи, ваши размышлении, это ваши самообразовательные вещи, которые вы проходили.
Внутренняя экспертность всегда сопровождается некими болями. Болями условно, потому что через них мы создаем себя. Есть определенный фокус трансформации, через который мы проходим.
Внешняя экспертность, это то, что о вас знают другие!
Кстати, бывает такое, что внешняя и внутренняя экспертность не совпадают, это тоже разрывает человека изнутри, человек не может определить свою категорию, куда ему идти, что делать, к чему он вообще, к кому он принадлежит, какой касте.
Сейчас на листе бумаги пропишите, в чем вы сильны сами, в чем вы разбираетесь, опять же, я говорю, что необязательно может быть только связано как-то с психологией, только потому, что я психолог решил здесь повещать, только для психологов.
Может быть связано с продажей услуг, продажей товаров, в чем вы сильны, что вы умеете делать и, например, ваша внешняя экспертность, т.е. с чем к вам могут обращаться люди по достижении каких-то моментов. Хорошо. Здесь, я думаю, все понятно.
Друзья, здесь важно еще понимать, что для создания и выхода на категорию 0-100.000 ₽, необходимо создавать и популяризировать свою нишу, себя, свой брэнд, без этого никак.
Если в вас нет брэнда, это необходимо делать. Тема это более глубокая, я по верхам пробегусь, делается за счет пиар-акций, за счет рекламы, за счет вашей внешней экспертности.
По факту вам необходимо для этого пиариться, вам необходимо знать каналы и понимать по каким каналам вы проходите, т.е., непосредственно, по каким каналам вы можете пройти СМИ, радио, газеты, журналы, статьи, заметки, вести определенный блог или же это делает ваш сайт, делает лэндинг.
За счет чего вы как раз во внешний мир стучите и, соответственно, грамотно ли вы стучите, правильно долбите, рано или поздно кто-то там откроет с той стороны.
Это важно без этого никак. Многие мои клиенты думают, приходя ко мне в коучинговую программу, многие говорят, а, как я, долблюсь сюда и здесь, и здесь, а клиенты не приходят, продаж нет, уровень дохода не растет и т.д.
Я бы здесь сказал золотое правило Андрея Парабеллума, у которого прошёл не один тренинг и коучинг — это одна ниша > один канал > один трафик!
Это, непосредственно, все по одному, не надо распыляться вам на то, на другое, на пятое, на десятое, иначе вы не станете супергероем, не поймаете всех врагов в своей жизни, вы просто надорветесь и все.
И у вас результат от такого распыления будет крайне низок. Поэтому, друзья, делайте ставку на один канал, если это соц.сеть, то какая соц.сеть?
Вы должны четко понимать, что вы позиционируете и с помощью чего позиционируете, с помощью каких каналов вы хотите привлечь потенциальных клиентов. Я немного сейчас чуть-чуть сместился, конечно, понятное дело, но тем не менее. Если в ютубе, значит в ютубе.
Допустим, известный сейчас трансформатор, Дима Портнягин, отличный с позиции брэнда, маркетинга, отличное позиционирование себя, как предпринимателя, такая закрученная ниша в плане неких образовательных просветительских идей, которые он несёт в массы через один канал ютуб.
Другие есть, конечно, но ютуб является главным.
Тоже самое, с вами, если вы привлекаете и хотите стать более, улучшить свои показатели в бизнесе.
Как выбрать лучшего психолога
Выбор хорошего психолога — наши советы
«Я ходила к четырем психологам — никто не помог», «Прошла терапию, легче не стало — только деньги потеряла», «Ждала поддержку, а получила осуждение» — это не страшилки из мира психологии, а реальные обращения на форумах. Да, такое случается: попался некомпетентный специалист, клиент и психолог не подошли друг другу. Это не говорит о том, что необходимо отказаться от психологической помощи. Сегодня мы расскажем, как выбрать хорошего психолога.
Как понять, что психолог хороший
Далее мы разберем критерии выбора хорошего психолога-психотерапевта.
Главное при отборе специалиста — определиться с личными ощущениями от общения. Однако на некоторые моменты мы рекомендуем обратить особое внимание — по ним можно определить компетентность психолога. До первой встречи вы можете оценить ее формально: образование, часы супервизии и личной терапии, участие в психологических сообществах, успешные кейсы. Во время консультаций стоит обратить внимание на личностные характеристики и соблюдение этических принципов. Разберем все подробнее.
До первой встречи
Признаки того, что перед вами достойный специалист:
«Астропсихолог», «эзотерический», «кармический», «родовой сценарий», «соционика», «расстановки» — все это не имеет отношения к психологии.
На консультациях
Исследователи Американской психологической ассоциации определили факторы, влияющие на результаты терапии. На их основе мы составили портрет достойного психолога:
Как отличить хорошего психолога-психотерапевта от плохого: первый вовлечен в вашу ситуацию, а второй формально слушает. Достойный специалист будет говорить только о вас, обсуждать только вашу проблему. Он будет использовать для этого безопасные, подобранные индивидуально для вас техники, а не дежурное « Не грусти », обесценивающее « Это ерунда » или добивающее « Ну, так сам виноват ».
Признаки того, что перед вами сомнительный специалист (этого не должно быть на консультациях):
Какими качествами обладает хороший психолог
Достойный специалист отличается эмпатией, тактичностью, позитивом, открытостью. Но это еще не все. Главное — личностная зрелость.
Вот какими качествами обладает зрелая личность (по мотивам теории основателя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу):
Профи руководствуется принципом «Не навреди», поддерживает доверительную атмосферу, искренне сопереживает, сконцентрирован на ваших потребностях, внимательно слушает. Он тактичный и обаятельный, но не пытается угодить и понравиться. Способен аргументированно и мягко отстоять свою позицию, готов выслушать ваше мнение.
Профессиональная этика
Не забудьте проверить эксперта на соблюдение принципов из Этического кодекса:
При контакте с профессионалом с первых минут общения вы ощутите комфорт, окажетесь в атмосфере принятия, захотите довериться и раскрыться. Если же при общении вы тонете в чувстве вины и стыда за себя и свою проблему, значит, перед вами некомпетентный специалист.
Как выбрать психолога для себя
Как подобрать хорошего психолога для себя — рекомендации от нас на основе материалов Американской психологической ассоциации и клиники Майо :
Очень важный показатель — личные ощущения после общения со специалистом или знакомства с его блогом, кейсами. Если вам по очевидной или неочевидной причине некомфортно — обратитесь к другому эксперту.
Чек-лист по выбору психолога
До этого мы подробно рассмотрели характеристики достойного и сомнительного психолога, показатели профессионализма на консультации и до встречи — информации много. Поэтому для удобства мы выделили главные вопросы, на которые необходимо опираться при поиске эксперта — и варианты ответов от достойного и сомнительного специалиста:
Вопрос | Ответ профи | Ответ лже-психолога |
---|---|---|
Есть высшее медицинское или психологическое образование? | «Да, могу показать вам диплом» | «Нет» «Да, но диплом я вам не покажу, это неуважение» |
Есть дополнительное образование по программе психотерапии? | «Да, длительное образование по *название направления*» | «Нет» «Да, я прошел/ла марафон в Инстаграме» |
Проходили личную терапию и супервизию? | «Да, длительное образование по *название направления*» | «Нет» «Мне не нужна супервизия, я потомственный психолог-ясновидящий» |
Состоите в психологических сообществах/ассоциациях? | «Да» «Сейчас нет, но планирую и уже готовлю заявку» (в случае, если специалист начинающий) | «Нет» «Да, я состою в ассоциации специалистов по чтению мыслей» |
Уделяете внимание развитию в профессии: курсы повышения квалификации, обучение на семинарах и тренингах? | «Да» | «Нет» «Я и так все знаю» |
Не забудьте уточнить, встречался ли специалист с запросом, который похож на ваш. Определитесь, устраивает ли вас цена на его консультации и условия (очно или онлайн, индивидуально или с группами).
Информацию об эксперте можно прочитать в его профиле/анкете. Если этого недостаточно, то напишите ему. Уточните еще что-то, если это принципиально важно для вас, и от этого зависит ваш комфорт на сессиях. Например, спросите о его вероисповедании, если вы считаете, что так вы быстрее придете к взаимопониманию. В остальных случаях мировоззрение психолога не имеет значения — в терапии он не будет транслировать свои ценности, убеждения, взгляды.
Лучший психолог для вас — тот, который уже встречался с вашей проблемой.
Как выбрать психолога для родственника или друга
Руководствуйтесь теми же принципами, что при выборе специалиста для себя, но не забывайте учитывать особенности ситуации. Так вы поймете, какой нужен психолог.
Например, если вы выбираете эксперта для подростка, то ищите того, кто специализируется на работе с этой возрастной группой и уже сталкивался с той проблемой, о которой идет речь.
Вы можете найти контакт подходящего специалиста, поделиться им с близким, но вы не можете заставить его принять помощь. Это вне зоны вашей ответственности.
Если ваш знакомый готов принять помощь психолога, то у нас вы можете купить подарочный сертификат и вручить его ему.
Кто может посоветовать хорошего психолога
Когда люди хотят приобрести что-то, первым делом обращаются за советом к знакомым или смотрят отзывы в интернете. Однако мы не рекомендуем патрулировать форумы на тему «Посоветуйте хорошего психолога онлайн или очно». Представьте, что приятель или случайный собеседник в сети подсказал вам контакт своего эксперта по депрессии. Но избавит ли он вас от проблем в семейной жизни? Вряд ли. Подробнее о том, почему это плохая стратегия →
Раз знакомые отпадают, тогда обращаемся к интернету. Вы вбиваете в Гугле или Яндексе: «Хочу/ищу хорошего психолога недорого/дорого». И смотрите, какие услуги, кто и где предлагает. Затем отправляетесь в путешествие по блогам и сайтам. Но где гарантия, что документ об образовании на странице эксперта не окажется поддельным, отзывы — заказными, а кейсы — выдуманными?
Где тогда найти хорошего психолога? Можно поискать специалиста в сервисе Alter. Мы проверяем образование, специализацию и направление работы, уровень эмпатии и соблюдение этических принципов. Только 21% кандидатов проходит наш отбор. Заказывая консультацию специалиста у нас, вы выбираете профессионала. Минимальная стоимость сессии в рамках сервиса — 1500 рублей, средняя цена — 2700 рублей.
Частые вопросы о выборе психолога
Отвечаем на частые вопросы о выборе специалиста — избавляем от сомнений.
«Кто может быть клиентом психолога?»
Любой дееспособный человек. Детям понадобится согласие родителя или опекуна. В некоторых случаях сеансы проходят в присутствии родителей.
«Я могу прийти на консультацию не один или привлечь второго психолога?»
Согласно Этическому кодексу, вы можете привлечь второго психолога, если для этого нет юридических ограничений. И при этом первый эксперт не имеет права препятствовать.
Присутствие посторонних на консультации необходимо обговаривать индивидуально с психологом. Важно уточнить, о чем именно идет речь. Проблема касается вас и кого-то еще? Или вы пригласили кого-то для поддержки? Последнее противоречит принципу конфиденциальности — посторонние не могут присутствовать на консультации. Но группа поддержки может подождать вас около кабинета.
«Могу ли я обратиться сразу к нескольким психологам?»
Да, вы можете выбрать пару экспертов и обратиться к ним с одной проблемой. Это особенно удобно, если есть возможность посетить первую бесплатную консультацию. А дальше ориентируйтесь по своим ощущениям: с кем из кандидатов приятнее взаимодействовать, кто соответствует тем критериям выбора, с которыми вы теперь знакомы.
«Стоит ли рассматривать специалиста без стажа?»
Согласно исследованию от Американской психологической ассоциации, стаж психолога мало говорит о качестве его работы. Многие эксперты попадают в ловушку экспертности, перестают ходить на супервизию, уделять внимание личной терапии. Из-за этого они могут чаще ошибаться. Начинающие специалисты уделяют больше внимания профессиональному развитию, поэтому терапия с ними может быть даже эффективнее, чем с их опытными коллегами. К тому же консультации молодых специалистов дешевле.
В общем, рассматривать стоит, а идти к нему или нет — решать только вам.
«Как правильно сформулировать запрос и с чем можно идти к психологу?»
Записаться на консультацию можно со всем, что вас беспокоит, даже если запрос звучит как «Со мной что-то не так». Объясните своими словами, что с вами происходит и что хочется изменить. Этого будет достаточно для начала.
«Зачем выбирать психолога, разве не каждый из них может выслушать, дать совет? С этим справится даже мой друг»
Психологи не дают советов, а рекомендуют. Совет — это личное мнение о том, как поступить. Рекомендация — профессиональное наставление, основанное на научных знаниях. Разберем на примере.
Когда друг что-то советует вам, он думает, как бы сам поступил в такой ситуации. Когда психолог рекомендует, он думает о ваших потребностях, возможностях, убеждениях, привычках. Он опирается не на свой личный опыт, а на профессиональные знания и навыки. Задача психолога — помочь вам понять, как вы сами хотите поступать; взять ответственность и выработать самостоятельность. Если же на консультации вас «учат жизни», раздают личные советы или приказывают, что делать, — бегите от такого «профи».
Почему еще необходимо выбирать специалиста? Успех терапии зависит от того, сложится ли терапевтический альянс — связь между клиентом и психологом, основанная на доверии и эмпатии. Остановитесь на том специалисте, при общении с которым вам комфортно. Если вы чувствуете, что психотерапевт вовлечен, принимает и понимает вас, стремится решить вашу проблему — это хороший знак. Терапевтический альянс складывается не всегда. Если даже на 2-3 сессии вам сложно раскрыться — подумайте о смене психолога.
«Зачем выбирать психолога, если все равно, кроме меня, никто не знает, что для меня полезнее?»
Вы правы. Только вы знаете, что для вас полезно. Однако в непростых жизненных обстоятельствах, под влиянием травмы или других психологических проблем бывает сложно понять себя. Тогда и пригодится помощь специалиста — он направит, поможет вам разобраться в себе, изменить мышление, поведение и жизнь согласно найденным ориентирам.