в чем ехали джентльмены удачи в бочке
Как снимали «Джентльмены удачи»
Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.
«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!
Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».
Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.
«Джентльмены удачи»: интересные факты о том, как снимали любимую всеми комедию
«Джентльмены удачи» — культовая комедия родом из прошлого. Съемки фильма велись почти полвека назад, но смотрится он по-прежнему свежо. Лента не удостоилась никаких государственных премий, но получила высшую награду — любовь зрителей. Фразы героев стали крылатыми.
Фильм «Джентльмены удачи» за первый год проката в кинотеатрах посмотрело 65 миллионов людей. Любимые сцены помнят все, но мало кто знает, как снималась картина.
Предлагаем вам интересные факты со съемочной площадки и то, что осталось за кулисами:
Одного желания оказалось мало, он обратился к Георгию Данелия, так и образовался дуэт режиссеров. Хоть материал снимали поочередно, в титрах числится Александр Серый. Он был инициатором и самым опытным в вопросах тюремных правил: все жаргонные фразы взяты из реального лексикона блатных.
В тюрьму Серый попал из-за своего вспыльчивого характера: увидев однажды свою жену в компании незнакомого мужчины, он избил того до полусмерти. Суд приговорил ревнивца к 8 годам лишения свободы, но Саша вышел уже через 4 — за примерное поведение.
Особенно вызывающие словечки цензура запретила, и от них пришлось избавиться. Например, слово «падла» — «плохой человек» — превратилось в «редиска», а матерные выражения и вовсе вырезали. Сценарий помогала писать острая на язык Виктория Токарева.
Пройдя безжалостную цензуру кабинетов, уже порезанную киноленту показали Первому секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу и главе МВД Николаю Щелокову. Они-то и одобрили картину к выходу громким смехом до слез.
В роли уголовников-рецидивистов видели Юрия Никулина и Андрея Миронова, а в роли Василия Алибабаевича — Фрунзика Мкртчяна. Уважаемые актеры сослались на неудобный график и занятость. Только Савелий Крамаров попал из первых проб на роль Косого.
Актер активно вживался в роль, посещая Бутырскую тюрьму и делая записи в блокноте. Он идеально подходил на роль доброго… милиционера. Да-да, изначально по замыслу создателей рецидивистами должен был заниматься положительный сотрудник органов, а не детский воспитатель.
По сценарию в банду к мошенникам всех мастей (карманник, жулик, альфонс и фальшивомонетчик) внедрялся добряк-милиционер. По ходу событий он должен был прививать пропащим людям желание изменить свою непутевую жизнь к лучшему.
Город Алибакан, о котором упоминается в фильме, не существует. Его выдумали сценаристы, чтобы никого не обидеть. Основные локации, где снимали «Джентльмены удачи», создавались так: тюремные кадры делались в настоящей камере, городские съемки проходили в Москве, пребывание уголовников на даче археолога снимали в Серебряном Бору.
Режиссер заставил всю компанию залезть в настоящую цистерну, что, правда, с киношным «цементом». Его состав придумали наскоро, смешав луковую настойку с хлебной закваской. После команды «Стоп, снято!» все кинулись смывать с себя липкую смесь, кроме Вицина. Он остался в цистерне и продолжил принимать «грязевую ванну», потому что где-то вычитал, что раствор продлевает молодость.
Оказалось, что актер страдает клаустрофобией и панически боится замкнутого пространства. В итоге пришлось пойти на хитрость: в сцене, где беглецы вылезают из цистерны, сперва отсняли Леонова и Вицина, а потом вмонтировали спрыгивающего с машины Косого.
Когда снимали пожар в заброшенной многоэтажке, то хотели запечатлеть как можно больше крупных планов. Да так увлеклись, что не заметили, как огонь полностью окружил съемочную группу. Одного из горе-операторов буквально за шиворот спасла от возгорания директор фильма Александра Демидова.
Животину с трудом отыскали в местном зоопарке, наивно предполагая, что в Узбекистане они бегают на каждом шагу. Всех интересует: правда ли, что верблюд плюнул Косому в лицо? Нет, это вымысел. Актера полили вспененным шампунем, а вот Леонову и правда пришлось перебороть страх и взобраться на корабль пустыни.
Когда счастливые уголовники оказались на даче археолога, Косой решил полностью вкусить свободную жизнь. Перед обедом «картошечкой» он решил пригубить для аппетита, но в доме ничего не нашлось крепче одеколона. Чтобы обыграть ситуацию смешно, режиссер придумал залить актеру в рот шампунь, якобы после употребления «спиртного».
На улице стукнуло –17 °C, и режиссер разрешил не раздеваться, однако Муратов все равно скинул бушлат. В отместку Савелий начал натирать Раднэра снегом, а Вицин провел «водные процедуры» Крамарову. Кричащую троицу решили оставить в конечном варианте фильма.
Дело в том, что во время съемок Олег Видов, исполнивший роль лейтенанта-таксиста, никак не мог успокоиться, смотря на превосходную игру Савелия Крамарова. Фразы «Дерево там — во!», «Мужик в пиджаке» и «Карту купи, лапоть!» сразу вызывали бурную реакцию смеха. Так он и отыграл — уставившись в лобовое стекло.
Мы живем в замечательное время, когда фильм «Джентльмены удачи» смотреть онлайн можно в интернете. Над пленкой поработали реставраторы и улучшили картинку до современного качества. Также вышел одноименный ремейк в современной версии событий. Так что на вопрос, что посмотреть вечером, наш ответ однозначен.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Г. Данелия и В. Токарева планировали снимать Р. Быкова в роли фальшивомонетчика, Ю. Никулина – в роли альфонса, А. Миронова – в роли жулика, который торгует ворованными машинами, С. Крамарова – в роли мелкого карманника по кличке Косой. В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.
Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 г. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.
С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.
В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. Но фильм накануне Дня милиции показали главе МВД Н. Щелокову, и он не только одобрил сюжет, но и хохотал так, что заглушал реплики героев. Комедию одобрил и генсек Л. Брежнев, по легенде, он заявил, что такие слова знает каждый уличный мальчишка.
Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Г. Данелия рассказывал: «С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». А. Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский» и т. д.
Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Р. Муратов рассказывал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Хлебная закваска вместо цемента и реальный поджог: интересные факты о «Джентльменах удачи»
Идею картины разработал известный кинодраматург Валентин Ежов. Задумкой литературный деятель поделился с режиссером Георгием Данелией. Валентин Иванович считал, что главным героем должен быть доблестный капитан милиции. Данелия сразу отверг этого персонажа. В итоге в центре сюжета оказался заведующий детским садом.
ПО ТЕМЕ
Слег с инфарктом: как Абдулов и Васильева довели режиссера фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
«Собачье сердце» вернуло Евстигнеева к жизни: как создавался легендарный фильм
Раздражение, стеснение и отсутствие туалета: неловкий момент между Гурченко и Басилашвили спас фильм «Вокзал на двоих»
Георгий Данелия писал сценарий «Джентльменов удачи» в соавторстве с Викторией Токаревой. Кинематографист и писательница были знакомы по другим проектам.
В режиссеры картины Георгий Данелия порекомендовал давнего друга и однокурсника Александра Серого. Тот долгое время сидел без работы. После учебы приятель Данелии угодил в тюрьму на четыре года за нападение на мужчину, к которому приревновал возлюбленную. После освобождения Александр Серый пытался вернуться в профессию, но руководство «Мосфильма» не доверяло ему самостоятельных проектов. Данелие удалось «протащить» друга в «Джентльмены удачи».
Сценарий картины сильно опережал свое время. Авторы опасались обвинений в «романтизации» преступного мира. Перед началом съемок киношники показали текст нескольким генералам из МВД. Милиционеры к задумке отнеслись тепло, однако порекомендовали избавить сценарий от блатного жаргона, который проскакивал в диалогах. Данелия и Токарева, прислушавшись к советам генералов и создали для фильма новые выражения: «редиска», «петух гамбругский» и «Навуходоносор». Эти квази-жаргонизмы, к слову, быстро ушли в народ.
В ролях Евгения Трошкина и Александра Белого Георгий Данелия видел только Евгения Леонова. Его утвердили сразу. С подбором других артистов возникли сложности. Изначально образы закоренелых преступников писались под конкретных людей: Ролана Быкова, Юрия Никулина, Андрея Миронова и Савелия Крамарова. Из четверки «уголовников» к съемкам смог приступить только Крамаров, который воплотил в жизнь образ мелкого жулика по прозвищу «Косой». Авторам пришлось переписать сценарий, персонажей сделали более универсальными. Хмыря сыграл Георгий Вицин, роль Василия Алибабаевича воплотил в жизнь Раднэр Муратов.
Фильм «Джентльмены удачи» снимали с декабря 1970-го по апрель 1971 года – три месяца. Площадку развернули недалеко от Самарканда. Некоторые эпизоды создавались в Каттакурганском следственном изоляторе. Часть сцен снимали в Москве.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Для киношников нашли настоящего верблюда. Животное по кличке Алмаз привезли из зоопарка. Этот актер оказался самым своенравным – он постоянно пытался сбросить наездников и отказывался плеваться в героя Крамарова. В сцене с плевком исполнителя роли Косого пришлось вымазать мыльной пеной.
Эпизод с побегом героев в цементовозе снимали в павильоне на «Мосфильме». Создатели картины долго не могли придумать, чем же в кадре заменить жидкий цемент. В итоге использовали хлебную закваску, выкрашенную луковой эссенцией. После съемок актер Георгий Вицин некоторое время отказывался покидать емкость со смесью. Кто-то в шутку сказал ему, что состав продлевает молодость кожи. Вицин не хотел упустить возможность оздоровиться.
Для сцены пожара киношники подожгли реальное здание у станции метро Маяковская. Дом ждал сноса, поэтому городские власти разрешили подпалить его.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Интересные факты о фильме «Джентльмены удачи»
В чем секрет легендарной комедии «Джентльмены удачи»
Исполняется 46 лет с того дня, когда 13 декабря 1971 года на экраны кинотеатров вышла легендарная комедия «Джентльмены удачи» режиссера Александра Серого.
Премьера состоялась в кинотеатре «Россия», затем фильм показали чуть ли не во всех кинотеатрах страны. Успех «Джентльменов» был потрясающим! Только за следующий 1972 год комедию посмотрели около 65 миллионов зрителей. Расходы на съемку фильма окупились в десятикратном размере!
Очевидцы рассказывали, что в кассы стояли огромные очереди, билеты достать было трудно: их скупали спекулянты, а потом продавали по три рубля, что было в 10-15 раз дороже, чем их официальная стоимость. В конце концов в некоторых кинотеатрах стали ограничивать количество билетов, которые продавали в одни руки.
Да и потом, когда фильм начали демонстрировать по телевидению, вся страна буквально прилипала к экранам, хотя к тому времени «Джентльменов удачи» все уже знали наизусть. В чем же секрет такого феноменального успеха комедии?
Запретный плод и великолепные актеры
Когда фильм вышел на экраны, сработал эффект запретного плода, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин: «Этот фильм возник во времена, когда тюремная эстетика была под запретом. Песни Владимира Высоцкого распространялись полулегально, Клавдию Шульженко клеймили за упадническую лирику. Руководству страны нужен был сплошной позитив! И вдруг снимается кинолента, которая полна тюремной лексики! В которой главные герои – беглые преступники». Это поставило в тупик чиновников от кинематографии.
Чиновники хохотали на просмотрах, но не хотели выпускать фильм на экраны. Спасло только заступничество лично Леонида Брежнева, который сказал, что эту лексику знают даже дворовые мальчишки, поэтому ничего страшного, можно выпускать!
«В то время публика воспринимала кино совсем не так, как сейчас – не как зеркальное отражение жизни. И была абсолютно права, – говорит кинокритик. – Кино – это игра, это условное зрелище. В «Джентльменах удачи» есть уголовная тема, но эта картина всегда воспринималась в полном отрыве от реальности, как веселая, изобретательная игра-авантюра с запретными мотивами и популярнейшими актерами».
Кстати, известно, что почти все роли в этом фильме должны были исполнять совершенно другие актеры. Только Евгений Леонов был утвержден на свою роль сразу. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков и Юрий Никулин. Но они по разным причинам отказались. В результате появились новые претенденты: на роль Хмыря пробовался Лев Дуров, на роль Василия Алибабаевича рассматривали Фрунзика Мкртчяна. Менялся и сценарий. Директора детского сада в нем изначально вообще не было. Перевоспитывать уголовников силой убеждения должен был капитан милиции. Сейчас сложно себе представить, что любимая комедия могла оказаться совсем другой!
«В этом фильме фантастический кастинг! – говорит киновед, кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова. – Что ни актер, то в яблочко! То, как играет Георгий Вицин, это сперва до безумия смешно, а потом до слез трагично. От сцены, когда Хмырь получает письмо от своей семьи, буквально дух захватывает! Раднэр Муратов – очень хороший актер, но если сейчас зажмуриться и попытаться вспомнить его роли в кино, то сразу всплывет лишь «Время, вперед!» и Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи», а ведь он сыграл около сотни ролей! Если вспоминать о Савелии Крамарове, то первое, что всплывает в памяти – как он, замотанный в шарф, идет на каблуках и пытается познакомиться с девушкой. И как ему Светлана Старикова отвечает: «Ну и дура!».
«Эта картина неотрывна от фильмов Леонида Гайдая, – говорит Валерий Кичин. – Только что отгремели комедии этого великолепного режиссера, и вот снова на экране Георгий Вицин и другие звездные актеры. Евгений Леонов на пике своей славы, и он снимается сразу в двух ролях». Плюс Савелий Крамаров. «Конечно, чтобы посмотреть фильм с участием таких звезд, народ валом валил в кино», – отмечает Ирина Павлова.
Западная эксцентрическая комедия на советской почве
Город Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич («там тепло, там мой дом, моя мама»), ныне переименован в Тараз (Казахстан). Там на Базарной площади установлен памятник «Джентльменам удачи», как символ того, что герои все же дошли до родины одного из главных героев.
«Должно было много звезд сойтись, чтобы получился такой бессмертный хит, как «Джентльмены удачи», – говорит кинообозреватель газеты «Известия» Николай Корнацкий. – Одним талантом создателей подобный феномен не объяснить. По многим причинам это кино стоит особняком среди советской комедийной классики. Например, почти все российские комедии повествуют о любви. Этот же фильм – о дружбе, спонтанной вспышке симпатии между совершенно чужими взрослыми людьми. Кроме того, «Джентльменов удачи» отличает уникальное сочетание популярного советского мотива перевоспитания «неподдающихся» и чисто западного жанра эксцентрической комедии.
Для Георгия Данелии, который выступил здесь одним из сценаристов и худруком, это была возможность отдохнуть от привычного серьеза. Разрыв с его прошлым творчеством подчеркивает подзаголовок названия во вступительных титрах: «НЕлирическая комедия». Как известно, собственный жанр лирической комедии Данелия придумал ранее. Что до «Джентльменов удачи», те были вызывающе, гомерически смешны!
Плотность и смелость гэгов была невероятной по меркам отечественного кино тех лет. Рокировка двойников, шутки с переодеванием в женскую одежду – и в то же время есть погони, драки, есть даже убийство! Сцены в тюрьме довольно точно воспроизводят быт зэков, герои «ботают» по настоящей «воровской» фене, хотя и облагороженной сценаристами. Режиссер Александр Серый сам отсидел в тюрьме несколько лет (влез по молодости в драку), поэтому знал, что снимал. Редко какая комедия так точно говорит о реальности. И еще реже предлагает настолько объемных персонажей».
Можно без конца читать, как снимался этот фильм. Например, Евгению Леонову никак не удавалось проехать на верблюде. Тогда дрессировщику, спрятанному от камер за верблюдом, пришлось самому провезти его на закорках. А как верблюд плюнул в Савелия Крамарова! Планировалось, что актера просто измажут в пене и снимут последовательно сперва верблюда, а потом обтекающую физиономию. Но Савелий Крамаров так раздразнил верблюда, что тот в сердцах плюнул в него по-настоящему!
Сцены на снегу, когда главные герои натирают друг друга снегом и орут, вообще не было в сценарии. Это была чистая актерская импровизация! Планировалось снять просто зарядку на снегу. Крамаров решил подшутить над Муратовым – подкрался к нему и начал натирать снегом. Василий Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и сделал то же самое с Крамаровым. В таком виде дубль и вошел в картину.
Чиновники от кино очень серьезно раскритиковали диалоги в сценарии фильма. От авторов потребовали максимально вычистить «блатной жаргон». В результате создателям фильма пришлось сочинить свой собственный, квази-блатной язык.
«Там блестящий текст: все реплики сразу стали крылатыми, – говорит кинокритик Ирина Павлова. – А учитывая, что этот текст произносят Георгий Вицын, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Эраст Гарин, фильм был просто обожаем! Фразы героев вызывают гомерический хохот. Даже когда классическая «падла» из соображений цензуры меняется на «редиску», оказывается, что «редиска» еще смешнее!»
Данелевский фильм режиссера Александра Серого
Почему же у режиссера Александра Серого получился такой данелиевский фильм?
«Рука Георгия Данелии в этом фильме очень чувствуется, – говорит Валерий Кичин. – Он же не только наблюдал, он вторгался в процесс, помогал расставить нужные акценты. В то время были в ходу смешанные жанры: и смех, и драма. Трагикомедийные киноленты – это высший пилотаж!»
Но такой смешной картины у великого режиссера никогда не было, считает Ирина Павлова. «У Данелии всегда фильмы щемящие. Его комедии пропитаны грустью и его поистине космическим гуманизмом, – говорит она. – Все его фильмы были грустными комедиями, а тут драматизм возникает фрагментами, а вся картина в целом безумно смешная! И вся эта смеховая стихия никого не оставляет равнодушным. Все люди любят посмеяться, даже если они в этом не признаются. А тут смех высшей пробы!».
«Отдавая должное таланту Георгия Данелии и его соавтору Виктории Токаревой, не стоит забывать и про самого режиссера Александра Серого, талантливого человека трагической судьбы, – говорит Николай Корнацкий. – Как уже сказано, он побывал в свое время за решеткой, из-за чего долго не мог получить постановку. Фильм «Джентльмены удачи» его друг Данелия пробил только при условии своего художественного руководства».
Ирина Павлова: По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки!
Вся картина, несмотря на то, что это криминальная комедия, проникнута духом любви. И все действие показано как бы глазами воспитателя детского сада. Это невозможно не полюбить, не растрогаться, не умилиться. «Я не могу себе представить человека, которого не увлекла бы история про директора детского сада, который перевоспитывает трех уголовников, – говорит Ирина Павлова. – Под сюжетом про поиски сокровищ мы обнаруживаем историю о том, как очень добрый, милый и мягкий человек, разыгрывающий из себя бандита, восполняет пробелы воспитания у взрослых людей, не умеющих самых элементарных вещей. Обучает их быть вежливыми, добрыми, заботливыми, трудиться – пусть даже и под видом грабежа детского сада».
По словам Ирины Павловой, «Джентльмены удачи» – это фильм-перевертыш. Фильм о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло. И то, как Евгений Леонов играет двух персонажей, из которых один – беспримесный негодяй, а другой – чистый ангел, это тоже великолепно! В высоком кинематографе всегда считалось, что хорошо и правильно снимать доброе кино. «Джентльмены удачи» – яркий пример того, что изучать мир и поступки доброго человека – в высшей мере увлекательно, нужно и правильно. То, что делает Евгений Леонов в роли директора детского сада, трогает буквально до слез! Причем и мужчин, и женщин, и детей, и взрослых».
«По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки, – добавляет кинокритик Ирина Павлова. – Он похож на очень хороший, наваристый бульон. Пересматривать этот фильм можно сколько угодно. Смеяться над тем, что уже знаешь наизусть, и обнаруживать новое! Благодаря этому такие ленты и не стареют. И каждое новое поколение зрителей обнаруживает в нем нечто прекрасное для себя и совсем иное, чем их родители. Потому что там очень много режиссерских и сценарных находок. Фильм всем этим буквально переполнен!».
К дню рождения фильма «Джентльмены удачи» программа «Наше кино. История большой любви» подготовила выпуск об этой знаменитой кинокартине. Смотрите передачу в пятницу, 15 декабря, в 8:35 на телеканале «МИР».