в чем достоинства и недостатки способов постановки звуков
Доклад: «Приёмы постановки звуков».
«ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ».
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ.
Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности. Но при всех нарушениях необходимо знать характеристику звука, правильную артикуляцию, комплекс упражнений для каждой группы звуков. Подготовительный этап (артикуляционные упражнения, выработка воздушной струи) будет зависеть от диагноза и особенностей ребенка, продолжается до выработки стереотипа.
Постановку звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. При этом используются все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный.
Вызывая звуки, нужно стараться максимально использовать уже доступные ребенку артикуляционные движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели.
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных артикуляциях.
Артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи.
Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.
При формировании артикуляционного праксиса необходимо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуляции. Для этого полезно использовать следующие приемы:
— чтобы переместить язык несколько в глубь рта необходимо механическим путем выдвинуть углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны, язык приближается вперед. Эти приемы использовать с опорой на зрительный контроль.
Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений.
Например, при дизартрии идет отклонение языка в левую сторону при подъеме вверх. Это значит, что правая сторона слабее. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить упражнения для укрепления и развития силы правой половины языка:
Языком дотронуться до зубов левой стороны, вверху, внизу, подпереть левую щеку. Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления. Например, при правосторонней слабости язык отходит влево, ребенок высовывает язык и отводит его в левую сторону. Этому отведению препятствовать шпателем или удержанием языка рукой через марлевую салфетку.
При коррекции искаженных звуков не называйте этот звук ребенку, чтоб не вызвать у него неправильного произношения.
В чем достоинства и недостатки способов постановки звуков
Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.
Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.
Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
Способы и формы работы над постановкой звуков у детей в ДОУ
Марина Михайлова
Способы и формы работы над постановкой звуков у детей в ДОУ
Способы и формы работы над постановкой звуков детей в ДОУ.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Речевое развитие является отражением физического и интеллектуального развития ребенка. Поэтому правильная речь зависит от оптимальности общего режима дня, физических нагрузок, закаливающих мероприятий, сенсорного опыта и т. д. С проблемами дефектов звукопроизношения встречаются многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом количество звуков, которые требуют коррекции может быть различным. Различны и причины одинаковых, на первый взгляд, нарушений дикции. Постановка звуков у детей — несложный, но кропотливый труд. При отягощенном анамнезе и органических первичных патологиях без логопеда не обойтись. Но, если ребенок относительно здоров, не имеет грубых наследственных предрасположенностей, не состоит на учете у невропатолога, отоларинголога и других медицинских специалистов, достаточно активен в познавательном плане, то самостоятельная звукопостановка в домашних условиях может быть вполне эффективной.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука мною используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука мною используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.
Этап постановки
Начинать следует с уточнения правильно произношения звука, над которым предстоит работа. Перед зеркалом проводится показ правильного положения органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
В основе работы лежит артикуляционная схожесть некоторых звуков (представлено на схеме). Другими словами, новый звук ставиться от другого звука, сходного по артикуляции. Важно, чтобы опорный звук, от которого будет осуществляться постановка, был нормированным, то есть неискаженным и достаточно хорошо автоматизированным в самостоятельной речи ребенка.
Способы постановки
4. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
5. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами или специально подготовленными подручными средствами.
6. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов.
На данном этапе широко используются дидактические игры на автоматизацию звуков. Игровые упражнения способствуют улучшению эмоционального фона занятий, что в результате значительно ускоряет процесс закрепления поставленных звуков.
Обучение различению звуков сходных по артикуляционным и акустическим признакам. Дифференциация осуществляется также как и при автоматизации последовательно от слога к тексту.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу.
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.
Давайте узнавать, развивать, воспитывать и обучать детей вместе. Формы работы с родителями в ДОУ В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно – методические модели развития личности ребенка. Одним из.
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников». СЛАЙД.
Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.
Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.
Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Комплексный подход при постановке и автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Анна Игнатьева
Комплексный подход при постановке и автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
В последнее время в группы нашего детского сада всё чаще поступают дети с диагнозом «стертая дизартрия». Для этого диагноза характерны следующие общие признаки.
Отставание в формировании общей моторики: неполный объем активных движений, их недостаточная координированность, проявляющаяся в моторной неловкости, замедленном темпе и ритме движений.
Отставание в формировании мелкой моторики: более позднее овладение навыками самообслуживания, графических навыков.
Особенности артикуляционного аппарата: паретичность, спастичность мышц, саливация.
Свою специфику имеют и речевые функции: непродолжительность как общего, так и речевого выдоха, нередко дети говорят на вдохе, в речи очень часто появляются паузы.
Произносительная сторона речи: звукопроизношение характеризуется смешением, искажением, заменой или отсутствием звуков; речь смазанная, нечеткая, сокращается звуконаполняемость слов, нарушается их слоговая структура.
Характеристика общего и речевого развития детей со стертой дизартрией и результаты их первичного диагностирования показывают, что в вопросах коррекции их речи необходим комлексный подход, в котором бы принимали участие все работающие в детском саду специалисты, а также родители. Применяемую диагностику для обследования вы видите на слайде.
Коррекционная работа начинается одновременно с формирования общего и речевого дыхания, общей и мелкой моторики, фонематических процессов и коррекции речевого аппарата.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому вопитанию учитывают и состояние общей моторики детей. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Далее я познакомлю вас со спецификой работы учителя-логопеда в ДОУ. В первые месяцы занятий с логопедом- ориентировочно с конца сентября и до середины ноября. В этот период я не занимаюсь постановкой звуков, а одновременно с развитием дыхания, мелкой моторики, фонематических процессов, артикуляционного аппарата уточняю произношение уже имеющихся у ребенка звуков, в первую очередь гласных.
Каковы проблемы в произношении гласных? Чаще всего- это неточность, смазанность, приглушенность их звучания. Учимся с детьми правильно выполнять артикуляционную позу гласных, удерживать ее. Особое внимание уделяю формированию свободного плавного и точного движения нижней челюсти. Работаем перед большими зеркалами, где под гласными буквами находятся геометрические фигурки, обозначающие положения губ. После таких упражнений провожу игру «Отгадай, что я говорю?», когда дети по положению губ логопеда определяют гласный звук и произносят его.
В ходе упражнений на распознавание гласных звуков, их автоматизацию, чтение цепочек из гласных букв использую созданные мною призентации «Гласные звуки» и на их основе формирую навыки фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. В этот период, по согласованию с логопедом, музыкальный руководитель проводит распевание на основе гласных, воспитатель использует упражнения типа «Листочки падают», «Ветер», «Буря» и другие, где изменению длительности, высоты, скорости, интонации произнесения гласных соответствуют определенные движения, т. е. идет координация звучания гласных с движением. Аналогичную работу проводит и инструктор по физической культуре.
В коррекции общего и речевого дыхания значительное место занимает комплекс дыхательных упражнений, разработанный Н. В. Нищевой и представленный в её книге «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»,в которую входят и ставшие уже традиционными упражнения: «Буря в бутылке», «Загони мяч в ворота», «Подуй на вытянутый широкий язык» и другие.Коррекционная работа ведется в трех направлениях: сила, направленность и длительность воздушной струи.
Как показывает практика, при первоначальном диагностировании состояния моторной сферы развитие артикуляционной моторики менее всего соответствует возрастной норме. Наиболее сложный и трудоемкий период коррекции моторики-это подготовительный. Практически у всех детей нарушено произношение одной из групп звуков:свистящих, шипящих, сонорных. Поэтому, кроме общих упражнений для развития губ и языка, выбираю те, которые необходимы для постановки определенной группы звуков.
Начинаю работу с традиционных упражнений для губ «Улыбка», «Трубочка» и т. д., упражнений для языка «Забор», «Окошко», «Блинчик», «Чистим зубки», «Чашечка», «Парус», «Горка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок» и других. Среди них есть статические и динамические упражнения. На статических упражнениях отрабатывают точность артикуляционной позы и умение длительно её удерживать. У динамических- дополнительно формирую навыки точно плавно и быстро переключаться с одной позы на другую (парус-горка). И уже первые упражнения по коррекции артикуляционного аппарата подтверждают наличие у многих детей паретичности или спастичности мышц органов артикуляции.
Если ребенок научился точно и свободно выполнять артикуляционные упражнения и правильно произносить базовые звуки, то можно сказать, что на этом подготовительный период для постановки звука заканчивается. Для каждого ребенка продолжительность его различна и зависит от степени дефекта и качества коррекционной работы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей.
Начинается период постановки звука. Для формирования правильного представления об артикуляции звука использую, если это возможно, все анализаторы.Зрительный: рассматриваем статический профиль звука на картинке, пытаемся повторить его перед индивидуальными зеркалами. Обсуждаем, что делают губы, зубы и язык при произнесении необходимого звука.Тактильный: учимся ощущать боковыми краями языка верхние зубы (используем для этого индивидуальные носовые платки и большие пальцы рук, чувствовать кончиком языка альвеолы, ощущать прохождение воздушной струи, отсутствие или наличие вибрации на горле.
Одновременно работаю над формированием фонетического восприятия и фонематического представления: учу различать правильное и неправильное произнесение звука. При постановке согласного звука сначало даю симаол звука, а затем соответствующую ему букву, а посколько к этому времени дети знакомы с гласными звуками и соответствующими буквами, то появляется возможность, когда звук поставлен, составлять слоги, читать. Таким образом появляются дополнительные упражнения для автоматизации звука, с одной стороны, и формирования навыка чтения- с другой.
Существуют 4 основных способа постановки (коррекции) звуков: по подражанию, с помощью базовых звуков, с помощью зондов или заменяющих их инструментов и смешанный. При постановке звука любым из способов постоянно обращаюсь как к статической, так и динамической наглядности артикуляционных поз звука. Учу чувствовать положение позы относительно языка, губ, нижней челюсти, зубов, альвеол. И на этой основе воспроизводить позу, не обращаясь к наглядности и зеркалу. Учу детей давать оценку позы своего товарища, объяснять, почему у него получился не совсем чистый звук, то есть постоянно организую с детьми сюжетно-ролевые игры «Я-логопед». Эта сюжеетно-ролевая игра позволяет ребенку осознанно подходить как к своему дефекту, так и его коррекции.
После постановки звука начинается его автоматизация. Этот этап значительно труднее предыдущего и более затратный по времени. Для того чтобы сделать автоматизацию интересной и привлекательной для детей, использую современные информационные технологии. Создаю собственные динамические презентации. Например, в презентации «Автоматизация звука С», автоматизируя его в прямых в прямых открытых слогах и словах с ними, одновременно формирую понятия «большой-маленький», «один-много», учу подбирать к этим словам признаки в игре «Какой? Какая? Какое? Какие?». На экране постепенно появляются предметы с заданным звуком, идет его автоматизация, и затем появляются новые предметы, формирующие новые понятия.
Если определяется положение звука в слове, то после произнесения слова появляется «светофорчик» (прямоугольник из 3-х квадратов, и ребенок сам должен определить место звука в слове. Если задание выполнено верно, то идет анимация. Если ребенок допускает ошибку, то ему предлагается искать другой вариант.
В дальнейшем это задание усложняется- ребенок должен определить, какого цвета кружок надо поставить: если согласный мягкий, то зеленый; если твердый, то синий. В работе большое внимание уделяю умению различать детьми мягкие и твердые согласные. Ввожу понятия «звонкий согласный» и «глухой согласный», формирую умение различать их на слух и тактильно. Появляются символы для различения- «колокольчик» для звонких, «наушники» для глухих согласных.
После того, как звук автоматизирован в слогах, словах и фразах, создаю презентации для автоматизации его в чистоговорках. Дети самостоятельно выбирают из группы предметов слова, названия которых рифмуются со слогами, то есть сами создают чистоговорки. Например, са-са-са – оса; са-са-са – умная оса; са-са-са – умная полосатая оса и т. д.
Автоматизация звука дает нам богатый материал для формирования и активизации словаря, понимания и уточнения лексического значения слова. Нередко в речи встречаются омонимы-слова с одинаковым звучанием, но разным смысловым значением. Например, слово «нос».Рассматривая предметные картинки составляем следующие предложения: «У Сани нос в веснушках», «У корабля высокий нос», «Света сидит на носу лодки». Затем даю задание закончить загадку,выбрав в рифму одно из слов названных предложений: «Есть всегда у людей, есть всегда у. (кораблей)». Затем идет обсуждение русской народной сказки «Лиса и журавель», которая в рамках комплексного подхода, была заранее прочитана воспитателем в группе.Задаю детям вопрос: «Можно ли сказать про журавля, что он «остался с носом»? Аналогично- про лису. Выясняем смысл выражения «остаться с носом».
И заключительный этап- это дифференциация звуков. Он длится меньше, чем этапы постановки и автоматизации, но он очень значим. Звук поставлен, автоматизирован, можно радоваться, но появляется новая проблема, ребёнок начинает вставлять этот звук везде, где этот звук нужен и где не нужен (не сам, а шам; не лама, а рама).Необходимо воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками.Это достигается путем специальных упражнений: «Подними руки, когда услышишь звук Ж, сядь если услышишь звук Ш», «Определи, какой звук в слове», «Замени первый звук в слове» (шар-жар, жить-шить) и т. д.
Таким образом, можно убедиться, что организация логопедической работы предполагает системность, целенапрравленность и поэтапность. Использование комплексного подхода для коррекции речевых и физических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь, речевое дыхание и мелкую моторику. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.
Консультация «Комплексный подход в формировании двигательной активности дошкольников» Движение принадлежит к фундаментальным и сложным явлениям природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой.
Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста Доклад «Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста» Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинка» Маколова Т. А. Тема адаптации ребенка.
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у.
Комплексный проект «Азбука здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный.
Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников» Всем известно, что речевая патология не существует сама по себе. Ей сопутствуют, почти всегда, физические и психические нарушения. К тому.
Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] у детей дошкольного возраста с ТНР Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Р) у детей дошкольного возраст с ТНР «Тигр Брыська и его друзья» История эта.
Комплексный подход в развитии речи детей раннего возраста Раннее детство (период от года до трех лет) – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое.
Речевой материал для автоматизации звуков [Р] и [Р’] у детей дошкольного возраста АВТОМАТИЗАЦИЯ Р и РЬ у дошкольников. [Р, Р’] ИГРА У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая.